Каковы особенности развития, когда формируется и ярко проявляется?
У малышей дошкольного возраста
У малышей раннего возраста, не достригших 4-х лет, знакомство с миром происходит через взаимодействие с предметами и прикосновения, поэтому особенностью этих дошкольников является то, что на первом месте у них пока действенное мышление (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
С 4-5 лет дети уже могут представлять различные ситуации в своей голове и могут найти предмет по его словесному описанию. Для ребенка данного возраста характерна более обширная картина мира.
У младших и средних школьников
Новая обстановка меняет уклад жизни ребенка, его социальные роли в коллективе и семье. В образовательном учреждении задания усложняются, и умственная деятельность школьника перестает опираться только на практическую составляющую. Для того чтобы решать задачи, необходимо учиться рассуждать и анализировать, а это уже новые умственные операции. И как раз тут начинает работать образное мышление (для чего нужно улучшать образное мышление у взрослых и детей и какие есть методы и техники его развития читайте тут).
Основная сложность в правильном психическом становлении у детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они быстро теряют интерес и, как следствие, суть процесса. К среднему школьному возрасту ребенок уже может планировать. Правильно сформированное наглядно-образное взаимодействие к этому моменту, способствует лучшему усвоению новых предметов в школе.
В жизни подростков
Внимание. В подростковом возрасте идет большой скачок в мыслительной деятельности. Эволюция образного познания происходит в связке с речевыми изменениями.
Наглядно-образное мышление на данном этапе связано со следующими проявлениями: подросток стремится к правильным определениям, логическим обоснованиям, в речи чаще появляются предложения со сложной структурой, она становится более выразительной.
Хороший уровень всех типов мышления позволяет в подростковом возрасте приступить к последовательному изучению основ наук. Новые школьные предметы требуют обобщения опыта, оперирования сложными понятиями, способности самостоятельно мыслить, сравнивать и рассуждать, а развитие этих умений как раз формируется на основе наглядно-образного мышления, тесно связано с ним.
Что предполагает у взрослых?
У взрослых людей наглядно-образное мышление взаимодействует с практическим, это позволяет действовать по ситуации. В истории человечества образное мышление позволило людям улучшить свое ручное мастерство. Высокий уровень такого мышления во взрослой жизни улучшает творческие способности, повышает степень креативности и генерирования новых идей. А также улучшает разные участки памяти, внутреннее чутье и позволяет свободно себя ощущать в незнакомых ситуациях.
В каких профессиях требуется?
Творческие профессии требуют задействования образного мышления и креативности, которая исходит из него и будет работать в паре с аналитическими способностями человека. Образность способствует развитию острого ума и желанию расширять кругозор. Возможность найти нестандартные подходы к различным ситуациям помогут выходить из них проще и быстрее. А умение визуализировать желания и мечты сделает их исполнение более достижимым.
Общая характеристика понятия «наглядно-образное мышление»
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания. косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.
Можно выделить индивидуальные стили мышления.
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз синтезатора – «Что, если…».
Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос идеалистов.
Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все ,что работает».
Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.
Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.
Индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.
Анализ – это мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.
Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.
В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как «образная», так и «понятийная» логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.
Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.
Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.
Основная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.
Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.
Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.
Вывод: Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств
⇐ Предыдущая2Следующая ⇒
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Методы диагностики и исследования
Уровни
Формирование образного мышления достигается к семи годам и является основным вкладом в общий процесс становления психики.
Степень развития поделена на три уровня: низкий, средний и высокий.
- В то время как при самом низком уровне ребенок не видит связей предметов и имеет очень маленький словарный запас.
- Средний уровень характерен выполнением заданий только с подсказками взрослого.
- При высоком уровне развития дети могут выстраивать связный рассказ, видеть общее и объединять предметы в группу.
Нарушения
Основное нарушение – это задержка развития. Дети не тянутся к игрушкам, у них нет желания потрогать предмет они однообразны в своих действиях.
Ребенок очень плохо осваивают такие действия, как приседания или ходьба боком, или спиной. Он не видит то, к чему может привести определенное действие, его трудно научить застегивать куртку или завязать шнурки.
Во взрослой жизни люди с нарушениями очень неловки. Часто они оказываются несостоятельны в быту, не следят за порядком. В некоторых случаях недоразвитие образного мышления может сочетаться с ускоренным развитием других видов мышления.
Методика
Чаще всего для выявления затруднений в развитии этого мышления используются следующие тесты и методики, включающие в себя:
- классификацию предметов;
- разрезанные картинки;
- исключение предметов;
- сравнение и понятие;
- кубики Кооса.
Почему важно развивать?
Внимание. Рост уровня любого вида мышления у малыша – важный процесс, которому необходимо уделить особое внимание. Ребенок должен уметь представлять ситуацию, чтобы применять эти знания для решения задач в будущем.
Развитое образное мышление позволяет учиться воспринимать мир во всей его эмоциональной окраске. Это поможет проще взаимодействовать с окружением и видеть прекрасное вокруг. Навык образного мышления сильно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром.
Как происходит формирование умения?
Есть много доступных и эффективных способов для детей:
- Наблюдение за природой.
- Изучение искусства.
- Собирание пазлов.
- Создание рисунков по памяти.
- Изображение абстрактных понятий: музыки, эмоций, звуков.
- Лепка из пластилина.
- Работа с цветным картоном и бумагой.
- Решение загадок.
Отличный метод развития наглядно-образного мышления – оригами.
Что препятствует процессу?
Работать с детьми необходимо в спокойной благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат и не ругая за неудачи.
Нельзя препятствовать ребенку разбирать игрушки. Малыш, таким образом, познает мир и учится искать взаимосвязи разных предметов.
Внимание. Пассивность ребенка, маленькое количество игр и позднее становление речи могут препятствовать формированию наглядно-образного мышления.
Ведущий вид мышления
Старший дошкольный возраст это период 5-6 лет. Уникальное время для малыша, который впитывает информацию, как губка. Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образный, но уже начинает формироваться и логическое. Малыш становится способным работать с несложными схемами и таблицами, делать выводы, находить общее между предметами, может выбрать правильные ответы в сложных заданиях.
Рисунки по теме ПДД в детских садах — безопасность глазами детей
Дошкольник всё больше начинает мыслить, представляя объекты, ему уже не обязательно постоянно видеть то, что является предметом его размышлений. Мышление становится более гибким, пропадает рамка, которая раньше как будто препятствовала развитию. Появляются предпосылки объяснить то или иное явление, определить закономерности процесса.
Важно понимать. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут иметь более низкий интеллект по сравнению со сверстниками, поэтому от педагога и, в первую очередь, от родителей требуется приложение больших усилий в развитии мышления малыша.
Любое нарушение в развитии, которое замечают родители, не должно остаться без внимания специалиста, который в результате обследования может указать на отсталость в развитии. Таким детям необходимы дополнительные занятия (ИЗО, ритмика, соленое тесто, конструирование), которые будут являться хорошим стимулом для развития.
Какие упражнения способствуют?
У детей
Методы и упражнения различаются в зависимости от возраста ребенка. С дошкольниками полезно использовать игру с пирамидкой. Постепенно усложняя задачу, применяются кольца разных размеров, предметы иной формы. Если перед тем как начать упражнение ребенок способен рассказать, что он сейчас будет делать, то процесс развития начался.
Творческие задания с просьбой нарисовать какой-нибудь предмет отлично подходят для формирования образного мышления. Полезны упражнения с различными карточками. К примеру, по карточкам, на которых изображена фигура, дети должны рассказать на что это похоже, или упражнение «найди лишнее».