Парасомния у взрослых и детей — что это за болезнь


Парасомния у взрослых: причины

К основным причинам парасомнии относят:

  • Незрелость психики у детей;
  • Нарушение режима сна и бодрствования;
  • Воздействие лекарственных средств;
  • Инфекционные заболевания, сопровождающиеся лихорадкой;
  • Наследственность (к сонному параличу или эпилепсии есть генетическая предрасположенность);
  • Хронический стресс и депрессия;
  • Психические расстройства;
  • Гормональные нарушения (часто связаны с дисфункцией щитовидной железы);
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Последствия шоковых состояний;
  • Сердечно-сосудистые болезни;
  • Злоупотребление алкоголем и приём запрещённых веществ;
  • Болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона;
  • Беременность;
  • Заболевания дыхательной системы;
  • Расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • Недостаток или избыток витаминов в организме.

Расстройства сна связаны с нарушением работы тех областей головного мозга, которые отвечают за торможение нервной системы и погружение в сон. Учёные предполагают, что при парасомнии течение медленных и быстрых фаз сна меняется. Например, быстрые фазы преобладают над медленным сном, либо наоборот в каждом цикле отмечается недостаток быстрого сна.

Что такое медленная и быстрая фаза сна, читайте в этой и этой статье.

Парасомния может протекать незаметно. Например, последствия бруксизма – зубного скрежета могут не проявляться при бодрствовании. Тем более бруксизм в основном наблюдается у детей и со временем проходит. Поэтому в ряде случаев на «лёгкие» парасомнии не обращают внимания.

Очевидными последствиями парасомнии являются бессонница или гиперсомния — противоположность бессонницы, когда человек спит по 12 и более часов в сутки.

Различные расстройства сна часто являются следствием психических и неврологических нарушений. Причём последние могут протекать скрытно.

Терапия поведенческих нарушений сна у детей

Авторы: Островерхова Анна

Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.

Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.

Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.

Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.

Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо…

Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка»…

Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.

Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.

Показания к поведенческой терапии нарушений сна:

  • Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
  • Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
  • Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
  • Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
  • Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).

При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.

Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).

Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?

Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.

Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».

Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.

Отсюда следуют два вывода:

  1. Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
  2. Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.

Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.

Радикальные, или быстрые методы

Метод исключения плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.

Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.

Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Метод контролируемого плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.

Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.

Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.

У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».

Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве

Метод стула

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.

Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.

Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».

Метод «Обнял-положил»

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.

Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.

В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.

Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».

***

Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.

Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.

Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

Источник

опубликовано 17/08/2018 20:25 обновлено 08/01/2019 — Педагогика и психология, Сон, Нервные, психические и психологические болезни

Виды парасомний и их симптомы

Лунатизм

Снохождение часто наблюдается у детей в возрасте 5-17 лет. Некоторые специалисты считают детский лунатизм вариантом нормы. Объясняют это незрелостью нервной системы. У взрослых сомнамбулизм (как ещё называют хождение во сне) встречается после сильного стресса.

В сонном состоянии человек может делать простые действия. Например, открывать двери, включать/выключать свет и прочее. При этом некоторые лунатики умудряются достать бумагу и начать писать текст или вовсе рисовать на ней. Другие неосознанно могут взять гитару, сесть за пианино и сыграть что-либо. Причём все эти действия полностью бессознательны.

Лунатизм может представлять опасность для здоровья. При снохождении человек может споткнуться и травмироваться. Выходить на улицу в таком состоянии также рискованно. Наибольшему риску человек подвергается, когда открывает окна, выходит на балкон или берёт в руки колюще-режущие предметы.

Будить человека в таком состоянии нельзя, да и сделать это сложно. Пробуждение в период сомнамбулы может сильно напугать его, что пагубно скажется на психическом здоровье.

Сонный паралич

Во время приступа этого вида парасомнии невозможно пошевелиться. При этом с дыханием и движением глазных яблок проблем не возникает. Заболевание проявляется при засыпании и/или пробуждения, то есть когда мышцы максимально расслаблены.

Первые приступы паралича сопровождаются сильным стрессом. А человек не понимает, почему тело перестало его слушаться.

Стандартный метод диагностики — полисомнография может не показывать наличие сонного паралича. Для выявления расстройства сна дополнительно используют ЭЭГ — электроэнцефалографию, MSLT-тестированиеы и пр.

Провоцирующие факторы

Причин для возникновения ночных парасомний у ребенка множество. Основным источником проблемы является незрелость нервной системы. Провоцирующими факторами также являются:

  1. Негативная эмоциональная обстановка в доме, стресс, испуг, интенсивные переживания. Они выражаются в виде моторной активности во время сна, проявляющейся подергиваниями, мышечными спазмами, судорогами, сидением или хождением, ночными кошмарами.
  2. Инфекционные или воспалительные заболевания. В результате гипертермии и лихорадки, которые часто сопровождают тяжелые болезни, происходят сбои в работе центральной нервной системы. Особенно сказывается помрачение сознания и состояние дезориентации.
  3. Действие медикаментов. Некоторые препараты могут влиять на малыша возбуждающе, другие — имеют успокаивающий эффект. Побочное действие отдельных лекарственных средств может нарушить соотношение фаз сна. Когда медленная стадия начинает преобладать, пробуждения учащаются.
  4. Наследственность. Если кто-то из родителей страдает от расстройств сна, то вероятность подобных проявлений у ребенка значительно возрастает. Около 60% детей, страдающих от парасомнии, имеют это расстройство из-за генетической предрасположенности.
  5. Рацион. Изменение привычного питания, употребление жирной тяжелой пищи перед сном, острых блюд, консервантов стимулирует длительный процесс пищеварения. В результате организм не может перейти в состояние покоя, а ЦНС — в стадию торможения. Это затрудняет процесс засыпания и погружения в глубокую фазу сна.
  6. Нарушение режима. Позднее укладывание в постель и засыпание, раннее вынужденное пробуждение, нерегулярный сон, его недостаток или избыток, а также нарушения режима дня вызывают дисбаланс в системе бодрствования и отдыха. Парасомнии могут быть следствием смены часового пояса, перехода на летнее или зимнее время, ненормированного дневного сна или его нехватки в определенном возрасте.

Рекомендуем почитать: Лунатизм у детей по ночам: причины, симптомы

Парасомния у детей: симптомы и лечение

Симптомы расстройства у детей мало чем отличаются от проявления парасомний у взрослых. В детском возрасте среди парасомний чаще встречаются лунатизм, ночные страхи и кошмары, скрежет зубами, энурез, сноговорение.

Признаки парасомнии у детей делятся на явные и неявные. К первым относят:

  • Регулярные подъёмы с постели ночью в бессознательном состоянии;
  • Ребёнок не откликается на ваши слова во время ночных прогулок по дому;
  • Приоткрытые глаза с пустым взглядом;
  • Беспричинный плач или крики в ночное время;
  • Неприятный скрежет зубами во сне;
  • Мокрая постель после сна;
  • Судороги;
  • Разговоры во сне.

Неявными симптомами парасомнии у детей являются:

  • Трудности с пробуждением;
  • Заторможенность и растерянность после сна;
  • Дезориентация в пространстве;
  • Вялость и отсутствие сил днём;
  • Снижение аппетита;
  • Потливость без видимых причин;
  • Тревожность;
  • Плаксивость.

Диагностика парасомнии у детей проводится так же, как и у взрослых. План обследования включает посещение врача, полисомнографию, МРТ головного мозга, ЭЭГ, консультацию детского психолога.

Лечение парасомнии у детей заключается в нормализации режима сна у ребёнка, психотерапии, приёме седативных лекарственных средств, физиотерапии и пр. Седативные средства назначает исключительно детский врач.

Парасомнии, не связанные с серьёзными заболеваниями, обычно проходят с возрастом. Такими парасомниями являются сноговорение, бруксизм, двигательная ночная активность, лунатизм в лёгкой форме.

Для профилактики парасомний у ребёнка рекомендуется чаще говорить с ним, проводить время, не ругать дитя по мелочам. Ведь в основном ночные расстройства возникают из-за расстройств психики по причине стрессов у ребёнка.

Причины появления

  • Нервные расстройства, стрессы и депрессии;
  • Нарушение гормонального фона;
  • Болезни центральной нервной системы;
  • Хроническая усталость;
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • Нехватка витаминов или переизбыток;
  • Болезни дыхательной системы (астма и др.);
  • Болезнь Паркинсона;
  • Нарушение работы ЖКТ;
  • Лихорадка;
  • Наличие вредных привычек (употребление алкоголя, курение);
  • Побочные эффекты от приема лекарств;
  • Беременность.

С проблемой часто сталкиваются дети из-за несформированной детской психики и быстрого перевозбуждения.

Почему возникают подобные нарушения?

Парасомния у детей может развиться на фоне того или иного заболевания. У взрослых аномалии появляются в связи с:

  1. Депрессивным состоянием.
  2. Стрессом.
  3. Злоупотреблением кофеином.
  4. Приемом наркотических средств.
  5. Изжогой.
  6. Апноэ сна.
  7. Приемом трициклич-х антидепрессан-в.

Диагностика парасомнии

В основном вышеописанные расстройства лечатся у психотерапевта, психолога, сомнолога, невролога или у ряда врачей сразу. Если в ходе диагностики выяснилось, что парасомния — вторичное заболевание, направляют к узким специалистам для лечения первичного недуга. Как показывает практика, парасомния в большинстве своём — следствие другой патологии.

При обнаружении симптомов любого вида парасомнии, обратитесь к врачу-сомнологу или неврологу. Доктор осмотрит вас, проведёт опрос и направит на полисомнографию с видеомониторингом. Процедура проводится ночью в специализированном центре. Перед началом полисомнографии медперсонал создаст условия для сна, подсоединит к телу датчики и оборудование для слежения за сном. Результаты полисомнографии обычно готовы уже на следующее утро.

Полисомнография помогает выявить фазы сна и увидеть, что происходит в головном мозге в этот период. Во время диагностики также определяются пульс, ритм дыхания, объём выдыхаемого углекислого газа, насыщение крови кислородом, наличие двигательных расстройств, в том числе эпилепсии.

Поскольку причина парасомнии часто кроется в работе нервной системы, дополнительно обследуют головной мозг. Для этого проводят ЭЭГ с пробами, МРТ/КТ головного мозга, УЗИ сосудов шеи и головы.

Часто необходимой процедурой является психотерапия и консультация психиатра. Дополнительно пациент проходит психологические тесты для определения структуры личности.

План диагностики парасомнии обычно таков:

  • Лабораторные исследования – общий анализ крови, биохимический анализ крови и др.
  • Полисомнография — выявление нарушений в работе организма во время сна.
  • ЭЭГ – электроэнцефалография.
  • МРТ или КТ
  • Осмотр невролога.
  • УЗИ сосудов головы и шеи.
  • Консультация психолога/психотерапевта.
  • Приём узких специалистов по необходимости.

Состояния, классифицируемые как парасомнии

Выделим основные нарушения, сопровождающие засыпание-пробуждение у детей:

  1. Энурез. Малыш не просыпается при желании помочиться, что обычно происходит после 5 лет.
  2. Неясность сознания при пробуждении. Ребенок плохо понимает, что с ним, не реагирует на речь, дезориентирован.
  3. Лунатизм. Дети садятся на постели, невнятно говорят, иногда ходят, продолжая при этом спать.
  4. Кошмары. Сны яркие и страшные, с погонями, чудовищами.
  5. Бруксизм. Дети сжимают челюсти, раздается зубной скрежет.
  6. Страхи. Пробуждение сопровождается плачем, беспокойством, метанием и учащением сердцебиения.

Каждый возраст имеет набор наиболее распространенных нарушений. Ночные страхи часто присутствуют до подросткового возраста.

Выделим основные причины, которые провоцируют развитие парасомнии в детском возрасте:

  1. Эмоциональная и физическая перегрузка, чрезмерная впечатлительность и усталость, стресс.
  2. Наследственные факторы.
  3. Острые патологии влияют на функции нервной системы, провоцируя нарушения сна.
  4. Прием медикаментов, влияющих на ЦНС.
  5. Нестабильность режима, отход ко сну в разное время, смена часовых поясов.
  6. Переедание на ночь, употребление тяжелой острой пищи в позднее время.

Все эти факторы нарушают работу и без того несформированной нервной системы, которая реагирует смещением фаз сна-бодрствования.

При большом разнообразии форм парасомнии характерные признаки сильно различаются. В целом можно определить, что ребенок остается после пробуждения вялым и разбитым. Утренний подъем сопровождается неуверенностью, страхом. Плохой отдых не приносит бодрости, малыш часто плаксив, пребывает в плохом настроении.

Осложнениями парасомнии становятся травмы при ночном хождении, расстройство нервной системы. Ребенок становится излишне возбудимым или вялым, боится ложиться спать, откладывает отход ко сну, утомляясь еще сильнее.

При бруксизме, кроме истончения зубной эмали, нередко воспаляются десны.

Лунатизм

Этот вид парасомний у детей представляет собой огромный спектр поведенческих и двигательных аномалий. К основным клиническим проявлениям следует отнести сидение в постели, хождение по комнате и квартире. В некоторых случаях ребенок может даже выйти из дома.

Проходит эта аномалия и в достаточно спокойном состоянии. Обычно ребенок, страдающий лунатизмом, просыпается с большим трудом, а по пробуждении кажется растерянным и встревоженным. О своих ночных приключениях он вспомнить не может.

Процент лиц до тринадцати лет, страдающих лунатизмом, не столь велик. Статистика утверждает, что на отечественном пространстве имеется только семнадцать процентов лунатиков.

Ночные страхи

Эта форма парасомний у детей может возникнуть спустя несколько часов после того, как человек отошел ко сну. Ночной страх для ребенка — не самое приятное явление. Проявляется он следующим образом: пробудившийся ребенок лежит с открытыми глазами в постели, трясется всем телом. Дети помладше могут при этом кричать или плакать. В некоторых случаях парасомнии у детей проявляются в:

  • рвоте;
  • тахикардии;
  • потоотделении;
  • повышении тонуса мышц.

Несмотря на то что ночные страхи не представляют серьезной опасности для жизни ребенка, находясь в таком состоянии, он может поранить как себя, так и окружающих.

Ночные страхи проявляются у лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста.

Рекомендуем почитать: Смена часовых поясов: адаптация

Кошмары

В самом конце сонного цикла ребенка может посетить кошмарное видение. Чаще всего это случается поздним вечером.

Основным отличием кошмарных видений является их образ, полный тревоги и настоящего ужаса. Пробудившись, ребенок может испытывать либо сильный страх, либо печаль. Но пробуждение происходит беспроблемно, и дезориентации не наблюдается. В группу риска входят маленькие дети до пяти лет. Частота кошмарных проявлений становится меньше, как только ребенок подрастает.

Нарушения, связанные с ФБС

Сопровождается скованностью движений в процессе быстрого сна. Имеет связь со сновидениями. В основном наблюдается у мужчин.

Наследственный сонный паралич

Для этой формы парасомнии у детей характерно неожиданное пробуждение ото сна. Конечности при этом цепенеют и человек какое-то время находится в полной неподвижности.

Заболевание чаще всего возникает на фоне генетической предрасположенности, в связи с чем плохо поддается лечению.

Диссоциативные расстройства

Эмоциональные, психические реакции перед засыпанием. С таким сталкиваются жертвы насилия. Диссомнический синдром сопровождается спутанным сознанием.

Приступы длятся от нескольких минут до 1 часа. Человек обычно не помнит о таких случаях.

Сбои пищевого поведения

Они связанны с тем, человек неосознанно пробуждается, чтобы попить воды, поесть. С этим обычно сталкиваются женщины.

Причины скрываются в затяжной депрессии, употреблении алкоголя, наркотических веществ. Утром человек не помнит о возникновении таких эпизодов.

Недержание мочи

Этот вид парасомний встречается не только у маленьких детей, но также и у подростков, и даже у взрослых. В основе этого расстройства находятся нервные и психосоматические аномалии. Оно может как передаться по наследству, так и быть приобретенным в результате шока, потрясения или достаточно серьезной травмы.

Двигательные расстройства (миоклонии)

Активные подёргивания рук и ног во время сна также относят к ночной парасомнии. Связаны они обычно с кошмарными сновидениями, больше проявляются у мужчин.

Двигательные расстройства могут быть простыми — еле заметные жесты рукой, а могут представлять сложные движения тела. Человек может встать с постели, начать разговаривать сам с собой, кричать, активно махать руками.

Парасомния в большинстве случаев наблюдается у людей старшего возраста. Это отличает патологию от снохождения, которое чаще встречается у детей.

Симптомы ночных двигательных расстройств связаны с деменцией, нарушением мозгового кровообращения из-за инсульта и другими поражениями мозга.

Синдром взрывающейся головы

Главный симптом парасомнии – шум в голове, похожий на выстрел, во время засыпания или пробуждения. Первоначальной причиной специалисты считают хронический стресс и его последствия. Из-за постоянной тревожности нарушается передача нейроимпульсов в области головного мозга, которая отвечает за торможение психики перед сном. В результате происходит нейронный всплеск, который и проявляется громким шумом в голове.

Ночные стоны

Громкие звуки, отличные от членораздельной речи, классифицируется как ночные стоны. Причиной заболевания является эмоциональная неустойчивость.

Стоны во сне могут расцениваться как симптом сексомнии – расстройства сна, при котором человек проявляет сексуальную активность. Впрочем, ночные стоны не всегда несут сексуальный подтекст. Часто это просто неосознанное произношение гласных букв с определенной периодичностью.

Для парасомнии характерно спокойное выражение лица. Длятся такие эпизоды от 2-3 минут до 1-2 часов. Как правило, на качество сна ночные стоны не влияют.

Разговоры во сне

Сноговорение или сомнилоквия в основном проявляется у детей 3-15 лет. К более взрослому возрасту ночная разговорчивость обычно проходит.

Главные причины разговоров во сне – нервное возбуждение, стрессы, формирование речевого аппарата у детей. Лечить сомнилоквию следует в случае, когда она представляет угрозу здоровью. Например, во время ночных разговоров наблюдаются затруднённое дыхание, сильный скрежет зубами либо агрессивное поведение.

Бруксизм

В основном бруксизм или скрежет зубами ночью встречается у детей и связан с незрелостью психики ребёнка, неправильным прикусом или ЛОР-заболеваниями. У взрослых причинами ночного скрежета являются хронический стресс, травмы головного мозга и неврологические патологии.

Бруксизм лечат невролог, психолог, отоларинголог. Специализация лечащего врача зависит от причины парасомнии.

Лечение парасомнии

Лечение расстройства сна зависит от его причины и возможных осложнений, которая оно вызвало. При наличии симптомов хотя бы одной из вышеописанных парасомний обратитесь к врачу. Заболеваниями сна занимаются сомнологи, психологи, неврологи и психотерапевты.

Терапию начинают с изменения режима сна и бодрствования. Врачи рекомендуют ложиться спать и просыпаться в одно и тоже время. Чтобы быстрее заснуть, рекомендуется соблюдать ритуал — набор действий, которые настраивают на сон. Сюда относят чтение книг, принятие ванны или душа.

При энурезе пациента будят среди ночи для похода в туалет. Двигательные парасомнии (лунатизм, парасомнию и пр.) должны быть безопасны для человека и его домочадцев. Из спальни убирают все колюще-режущие предметы, стеклянные вазы, плотно закрывают окна.

В лечение парасомнии включают психоанализ и поведенческую терапию. Оба метода заключаются в разговоре с психологом и выполнении его рекомендаций.

Матрасы со скидками на официальном сайте производителя Аскона

Чтобы избавиться от парасомнии, используют физиотерапию. Например, иглоукалывание, электросон, светолечение, массаж, лечебную физкультуру.

Вместе с вышеперечисленными способами лечения назначают лекарственные препараты. Применяются бензодиазепины (Феназепам, Диазепам и пр.), анксиолитики (Фенибут), антидепрессанты (Амитриптилин, Имипрамин, Сертралин, Пароксетин), ноотропы (пирацетам, ноопепт и пр.), транквилизаторы (Мебикар)

Средства фитотерапии хорошо дополняют лечение парасомнии. К ним относят валериану, пустырник, мяту и другие седативные травы.

Профилактика

Как предотвратить возникновение парасомнии у детей? Врачи-педиатры дают следующие рекомендации:

  • Следует строго соблюдать оптимальный режим дня. Ребенку необходимо ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
  • Нельзя допускать переутомления и недосыпания. Дети должны спать не менее 10-12 часов в день.
  • На ночь не следует давать ребенку тяжелой и трудноперевариваемой пищи.
  • Очень важно беречь ребенка от стресса. Нужно полностью исключить просмотр страшных фильмов и неприятных телепередач. Родители не должны допускать ссор при детях. К малышу, страдающему расстройствами сна, нужно относиться очень бережно.
  • В позднее время суток не следует допускать чрезмерной физической активности ребенка. Подвижные игры и спортивные занятия по вечерам вызывают перевозбуждение нервной системы.
  • Полезно дать ребенку на ночь стакан теплого молока. Это поможет нормализовать сон.
  • Такие меры помогут минимизировать риск развития парасомнии. Каждому родителю необходимо прислушаться к этим советам врачей. Ведь здоровый и крепкий сон очень важен для ребенка.

    Источник

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]