Причины невнятной речи у детей и взрослых

Человек обычно говорит, чтобы передать свои мысли остальным. Если он перестанет этим заниматься, сказать, что он заскучает, — ничего не сказать.

Поэтому при любом отклонении в речи нужно обращаться за помощью к специалистам, чтобы не только исправить ситуацию, но и избежать серьезных последствий. Если вовремя этого не сделать, можно перестать произносить некоторые звуки или вообще перестать говорить, и это намного хуже того, когда кто-то просто не выговаривает звук «р».

Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых

Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.

Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.

Симптомы

К симптомам относятся:

  • непривычная вибрация голосовых складок, в результате которой в голосе появляется хрипота, он становится сдавленным;
  • невозможность быстро сформулировать свои мысли;
  • проблемы с восприятием речи окружающих;
  • нарушение темпа: он может быть ускоренным или замедленным;
  • нарушение тембра голоса;
  • проглатывание звуков, заторможенность речи;
  • нарушение синтаксической стороны;
  • чрезмерная речевая активность, не свойственная нормальному состоянию;
  • частое повторение одних и тех же слов;
  • заикание, гнусавость.

Какие симптомы

В случае афазии нарушается не только речь самого пациента — кроме этого он может плохо различать речь окружающих и даже то, что написано в книге. Вот, что может происходить при разных типах афазии:

Сложно и долго подбирать слова, чтобы вышло что-то связное, но это часто всё равно не получается, зато у отдельных слов или конструкций могут появляться новые значения.

Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Начинается это, казалось бы, с безобидной замены «б» на «п», а заканчивается ещё непонятными комбинациями слов и предложениями чуть ли ни задом наперёд. В отдельных случаях такие проблемы происходят и с письменной речью.

Сложно понять, что говорят другие люди. К тому же человек будто не понимает собственную речь и изливает поток сознания, причём в первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток из случайных звуков или слов.

Нарушается ритм и мелодика речи, она звучит неестественно: паузы слишком длинные, голос тихий, полушёпот.

Сложно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблемы могут возникнуть уже с четырьмя связанными по смыслу словами подряд. В такой ситуации длинные предложения трудно понять, так что они теряют смысл.

Сложно называть предметы и пользоваться речевыми оборотами, крылатыми выражениями, пословицами. Понимать их тоже затруднительно.Как лечить и что будет, если не лечить

Коррекцию афазии можно пройти только в клинике. Во время коррекции человек, заново учится правильно говорить, как в детстве. С логопедом он учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы), произносить звуки.

Лечение может меняться в зависимости от типа расстройства, но в любом случае его важно начать как можно раньше. Это потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются. Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения. Если помедлить с коррекцией афазии, закрепившиеся нарушения устранять будет ещё дольше и труднее.

Структурно-семантическое оформление речи

По структурно-семантическому оформлению речи нарушения делятся на 2 вида.

  1. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения центральной нервной системы.
  2. Афазия – распад речи из-за локального поражения головного мозга.

Первое характерно для детей, второе – встречается чаще всего у пожилых людей. Алалия возникает из-за органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития или раннего детства. Афазия возникает из-за локального поражения мозга. Нарушение появляется после инсультов и травм.

Какие симптомы

Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:

  1. нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
  2. нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
  3. речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
  4. даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.

Само собой, на каждой стадии расстройства симптомы разные, но в целом при дизартрии весь артикуляционный аппарат становится расслабленным. Даже если мышцы напряжены, говорить не хочется и не особо хорошо получается. Вот что конкретно происходит:

Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.

Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.

Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.

  • В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.

Почему появляется у взрослых?

У взрослых качество произношения ухудшается по причинам:

  • в результате раннее перенесенных травм головного мозга;
  • при доброкачественных или злокачественных образованиях головного мозга;
  • при болезни Паркинсона;
  • при рассеянном склерозе;
  • при болезни Вильсона;
  • в результате злоупотребления алкогольными напитками.

В перечисленных случаях изменения в произношении обусловлены органическим поражением мозга и центральной нервной системы.

Причиной невнятной речи могут быть неподходящие зубные протезы. Чтобы устранить проблему, достаточно обратиться к стоматологу-ортопеду, чтобы он исправил недочеты или заново изготовил слепки.

Проблема может возникать из-за пареза лицевых мышц, который является симптомом синдрома Мийяра – Жубле, Мебиуса и т.д.

Очень часто проблема настигает пожилых людей старше 65 лет, у которых была диагностирована болезнь Альцгеймера. Изменения в мозге приводят к ухудшения качества произношения.

Как лечить и что будет, если не лечить

Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.

Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».

Виды нарушения речи

Некоторые типы речевого расстройства включают заикание, апраксию и дизартрию.

Заикание

Заикание относится к расстройству речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов. Люди, которые заикаются, могут испытывать следующие виды сбоев:

  1. Происходит повторения, когда люди невольно повторяют звуки, гласные или слова.
  2. Возникают блоки, когда человек знает, что хочет сказать, но ему трудно произносить необходимые звуки. Блоки могут вызывать ощущение, будто слова застряли.
  3. Удлинение относится к растяжению или вытягиванию определенных звуков или слов.

Симптомы заикания могут различаться в зависимости от ситуации. Стресс, возбуждение или разочарование могут стать причиной более сильного заикания. Некоторые люди могут также обнаружить, что определенные слова или звуки могут сделать заикание более выраженным. Заикание может вызывать как поведенческие, так и физические симптомы, возникающие одновременно. Они могут включать в себя:

  • напряжение в лице и плечах;
  • быстрое моргание;
  • тремор губ;
  • сжатые кулаки;
  • внезапные движения головы.

Виды заикания

Существует два основных типа заикания:

  1. Заикание, проявляющееся у детей, при становлении речи.
    Генетические факторы значительно увеличивают вероятность развития этого типа заикания.
  2. Нейрогенное заикание
    возникает, когда повреждение головного мозга препятствует правильной координации между различными областями мозга, играющими роль в речи.

Апраксия

Апраксия — это общий термин, относящийся к повреждению головного мозга, которое ухудшает моторные навыки человека и может влиять на любую часть тела. Апраксия речи

, или
вербальная апраксия
, относится к нарушению двигательных навыков, которые влияют на способность человека правильно формировать звуки речи, даже когда он знает, какие слова хочет сказать.

Причина апроксии

Головной мозг контролирует каждое действие, которое совершает человек, включая речь. Большая часть участия мозга в речи является бессознательной и автоматической. Когда человек начинает говорить, мозг посылает сигналы различным структурам тела, которые работают вместе, чтобы произвести речь. Мозг дает команды этим структурам, как и когда двигаться, чтобы сформировать соответствующие звуки. Например, эти речевые сигналы открывают или закрывают голосовые связки, перемещают язык и формируют губы, а также контролируют движение воздуха через горло и рот.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда повреждение головного мозга вызывает мышечную слабость на лице, губах, языке, в горле или груди человека. Мышечная слабость в этих частях тела может затруднять речь. Люди с дизартрией могут испытывать следующие симптомы, такие как:

  • невнятная речь;
  • бормотание;
  • слишком медленная или слишком быстрая речь;
  • тихая или спокойная речь;
  • трудности с движением рта или языка.

Нарушение речи — лечение

Тип лечения зависит от серьезности нарушения речи и его причины.

Методы лечения:

  • логопедические упражнения, которые направлены на ознакомление с определенными словами или звуками;
  • физические упражнения, направленные на укрепление мышц, производящих звуки.

Некоторые варианты лечения нарушений речи:

Выбор цели (Target selection)

Выбор цели включает практику проговаривания определенных звуков или слов. Примеры включают в себя сложные слова или звуки, которые вызывают нарушения речи.

Контрастная терапия (Contrast therapy)

Контрастная терапия включает в себя произнесение пар слов, которые содержат один или несколько различных речевых звуков.

Рече-моторная терапия

Рече-моторная терапия направлена на улучшение мышечной силы, контроля моторики и дыхания. Эти упражнения могут помочь людям развить беглость, чтобы речь стала более гладкой и звучала естественно.

Устройства для уха

Устройства для уха — это небольшие электронные приспособления, которые помещаются в ушной канал. Эти устройства могут помочь улучшить беглость речи у людей, которые заикаются. Некоторые ушные устройства воспроизводят измененные версии голоса владельца, чтобы создать впечатление, будто кто-то еще разговаривает с ним. Другие ушные устройства производят шум, который помогает контролировать заикание.

Медикаментозное лечение

Некоторые нарушения речи могут вызывать тревожные расстройства. Стрессовые ситуации могут вызвать беспокойство, что приводит к выраженным симптомам нарушения речи. Препараты от тревоги могут уменьшить симптомы речевых расстройств.

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи могут включать:

  • повреждение мозга вследствие инсульта или травмы головы;
  • мышечную слабость;
  • поврежденные голосовые связки;
  • нейродегенеративные заболевания, такое как болезнь Хантингтона, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический склероз (БАС);
  • слабоумие;
  • рак, который поражает рот или горло;
  • аутизм;
  • Синдром Дауна;
  • потерю слуха.

Факторы риска, которые могут увеличить вероятность развития у человека нарушения речи, включают:

  • мужской пол;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении;
  • наличие расстройств речи в семейном анамнезе;
  • проблемы, которые влияют на уши, нос или горло.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]