Что делать, если вы столкнулись с неуважением со стороны подростка: советы психолога для родителей

Cчитается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст. Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает. В случае, когда речь идет о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.

Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». А кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении — отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии. Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещенной агрессии Миллера, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещенной агрессии (Miller) утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение; 3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом. Кроме того, между строгостью наказания, как было показано экспериментально (Eron at al.), и уровнем агрессивности детей существует, положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. В результате изучения сначала маленьких детей (третьеклассников), а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию. Более того, в результате лонгитюдного исследования (Eron at al.) было установлено, что суровость наказания, применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18- и 30-летнем возрасте. В другом исследовании (Lefkowitz et al.) было показано, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8-летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод этих авторов состоял в том, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.

Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии

Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю. Последний факт, по нашему мнению, может быть проинтерпретирован как еще одно проявление особого значения матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Так, в одном исследовании (Реан А. А., Санникова М.Ю.) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негати-визации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности. Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

Половые различия развития агрессии у подростков

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так, установлено (Ковалев П. А.), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид).

Статья:

Ваш подросток проявляет агрессию дома? Вы не одиноки в этом. Многие родители утверждают, что их подростки часто бывают агрессивными – и дома, и в кругу сверстников.
Подростковый возраст связан с физическими и гормональными изменениями. Это приводит подростков в замешательство и делает их неуверенными в себе.

Кроме того, в этот период подростки начинают переоценивать свою роль в обществе и семье. В совокупности эти факторы могут привести подростка к вспышкам агрессии, и при этом он, вероятнее всего, не знает, как справиться со сложными эмоциями.

Кроме вышеперечисленных, рассмотрим ряд других факторов, способных вызвать агрессию у подростков.

8 причин агрессии у подростков

В последние годы проведено много исследований, посвященных агрессии в подростковом возрасте. Ученым удалось определить несколько факторов, вызывающих агрессию. Вот некоторые из них.

1. Травматические события

Смерть или болезнь близкого человека, развод родителей, издевательства со стороны старших братьев, сестер или сверстников вызывают у подростков стресс. Это может привести к агрессивному поведению. Также причиной агрессии может стать то, что подросток является свидетелем насилия или конфликтов в семье.

2. Насилие

Физическое или эмоциональное насилие является еще одной причиной агрессивного поведения среди подростков.

  • насилие приводит к тому, что подросток чувствует злость и стыд;
  • чувство стыда не позволяет подростку рассказать кому-либо о насилии, поэтому оно перерастает в агрессию.

3. Психические расстройства

Некоторые подростки страдают от психических расстройств:

  • биполярного расстройства;
  • панических атак;
  • шизофрении;
  • депрессии;
  • посттравматического расстройства.

Все эти расстройства вызывают агрессивное поведение у подростков.

4. Проблемы со здоровьем

В некоторых случаях к агрессивному поведению подростков приводят медицинские проблемы: повреждения мозга, эпилепсия, умственная отсталость или синдром Туретта. При надлежащем медицинском обследовании можно вылечить эти заболевания и справиться с агрессией подростка.

5. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и расстройства обучения

У подростков, страдающих СДВГ, возникают определенные социальные и эмоциональные трудности. Такой подросток может показаться злым и агрессивным.

6. Зависимости

Некоторые подростки экспериментируют с наркотиками и алкоголем. Когда они начинают злоупотреблять этими веществами или у них развивается зависимость, это может привести к агрессивному поведению.

7. Давление со стороны сверстников

Подростки стремятся к принятию со стороны сверстников. Они хотят стать частью группы. Если этого не происходит, подросток переживает эмоциональные страдания и гнев, которые, в свою очередь, приводят к агрессивному поведению.

8. Низкая самооценка

Некоторые подростки страдают от низкой самооценки. Они пытаются компенсировать это за счет агрессивного поведения. Чаще всего это происходит, когда подросток находится в кругу своих сверстников.

Как справиться с агрессивным поведением подростков

К счастью, родители могут контролировать агрессию у подростков. В этом могут помочь следующие методы.

1. Консультации психологов

Подростка, склонного к агрессивному поведению, можно показать психологу.

  • выберите психолога, специализирующегося на работе с подростками;
  • в результате работы с психологом подросток научится брать на себя ответственность за свое поведение, а также налаживать отношения с окружающими.

2. Консультация у семейного психолога

Хорошей идеей может быть консультация у психолога всей семьей:

  • общение членов семьи друг с другом под руководством психолога может принести большую пользу;
  • консультация семейного психолога поможет разрешить семейные конфликты и проблемы в отношениях, являющиеся причиной агрессивного поведения подростка.

3. Медицинская помощь

Если у подростка диагностирована психическая или неврологическая проблема (например, эпилепсия, депрессия и т.д.), правильная медицинская помощь может снизить уровень агрессии.

4. Поведенческий договор

Вы можете попытаться заключить устное соглашение с подростком. Это заставит его взять на себя ответственность за свое поведение и поступки:

  • перечислите модели поведения, которые вы ожидаете от подростка. Объясните, какое вознаграждение его ждет в случае, если он будет проявлять ожидаемое поведение;
  • не предлагайте материальное вознаграждение в качестве награды за хорошее поведение;
  • вместо этого вы можете установить подростку последствия за плохое поведение. Лучше всего, если эти последствия будут касаться привычных для подростка вещей. Например, скажите ему, что в случае плохого поведения он не пойдет с друзьями в кино или кафе.

5. Домашние правила

Установите домашние правила, которым должны следовать подростки, независимо от того, нравится это им или нет:

  • правила должны быть понятными;
  • сообщите подростку, что ему придется мириться с последствиями, если он нарушит установленные правила.

6. Техники расслабления

Научите подростка расслабляться, чтобы он смог справиться со стрессом:

  • если подросток перегружен домашними обязанностями или испытывает давление со стороны сверстников, техники расслабления могут быть для него весьма полезными;
  • в свою очередь, расслабление снизит уровень агрессии подростка;
  • научите подростка использовать техники расслабления в случаях, когда он чувствует злость или стресс.

Когда вы знаете возможные причины агрессии у подростков, вам под силу определить начальные признаки агрессии у вашего ребенка. Не игнорируйте эти признаки, но и не спешите отправлять подростка на консультацию к психологу. Проявляйте любовь и поддержку – это то, что нужно подростку прежде всего.

Развитие различных форм агрессии

В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами. Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10—11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14—15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М.), уже в возрасте 12—13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная. В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании [2]:

1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.

4. Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.

Агрессивность и конфликтность

Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.). Однако наличие таких корреляционных связей на самом деле еще не дает оснований для отождествления понятий. Необоснованность такой логики видна хотя бы из следующей простой аналогии. Рост и вес человека коррелируют между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это не дает нам оснований считать, что рост и вес — это одно и то же, что эти понятия синонимичны. С содержательно-психологической точки зрения понятия «агрессивность» и «конфликтность» обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности.

Самооценка подростка и агрессивность

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности. В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности. В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом. Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%. Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично: такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к агрессии. Специальные исследования, проведенные по этому поводу (ДандароваЖ. К., Реан А. А.), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

Источник: Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»

Как вести себя с агрессивным подростком?

Проявления

Агрессия в подростковом возрасте выглядит однозначно и ужасно. Симптомы этого явления распознать нетрудно. Порой приходится только удивляться терпению и великодушию некоторых родителей и их желанию повлиять на подросшего ребенка конструктивными методами.

Нежелание слушать взрослых

Наиболее яркое проявление, которое нельзя не принимать во внимание. Ребенок настолько настроен против, что мнения отца и матери перестают иметь для него большое значение. Он начинает опираться на мнение сверстников, их оценка имеет для него большое значение. Нежелание слушать взрослых распространяется на родителей и учителей. Кажется, что его во всем ограничивают, не дают и шагу ступить самостоятельно. Это вызывает бурный протест и переходит в агрессию.

Выраженный негативизм

Отрицательная реакция обусловлена потребностью защищать собственные интересы. Иногда негативные проявления встречаются буквально каждый день. Родители приходят в шок: ребенок не хочет учиться, постоянно прогуливает, подвергает критике существующие ценности. Это происходит потому, что у подросшего чада имеется неосознаваемая потребность выработать свое личное мнение по каждому вопросу, который представляет интерес в жизни.

Обрывание контактов

Как правило, это происходит внезапно. Если подростка что-то не устраивает, он перестает общаться. Нежелание вступать в контакт продиктовано неумением идти на компромиссы и потребностью научиться отстаивать свою точку зрения. При выраженном конфликте подросток просто замыкается в себе. Донести до него какую-то информацию (порой нужную и необходимую) не представляется возможным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]