Госпитализм у детей и взрослых: причины, симптомы, профилактика


Что это такое?

Госпитализм – это психологический термин, обозначающий серьезное нарушение психической деятельности у детей или взрослых.
Такой феномен обусловлен дефицитом человеческого общения, узостью социальных контактов или полной изоляцией от общества.

Таким образом, госпитализм — это отставание в развитии детей или деградация эмоциональных и поведенческих реакций у взрослых.

Чаще обнаруживается в раннем, дошкольном и школьном возрасте. В юности, зрелости и старости встречается редко.

Наукой изучены случаи заболеваемости у детей, которые в силу тех или иных причин долго пребывали в госпиталях или других медицинских учреждений, интернатах или детских домах.

Синдром проявляется в выраженных отклонениях от нормы коммуникативных и интеллектуальных способностей, интеллектуальных способностей, а также навыков мелкой моторики, умений выражать эмоции. Такие дети испытывают трудности с освоением основных движений, отстают в росте, наборе мышечной массы, в возрастном физическом развитии.

Взрослые пациенты страдают депрессиями и потерей интереса к окружающему миру.

Детский госпитализм — что это?

Вы знали, что необоснованные физиологические отклонения у здоровых младенцев, такие как судороги, учащённое сердцебиение, рвота могут быть вызваны вполне невинным на первый взгляд явлением — отсутствием тактильного контакта малыша с мамой или любым другим значимым взрослым (папой, бабушкой).

Давно хотела поделиться с вами таким понятием, как госпитализм — лишение младенца непосредственного общения со взрослым человеком, связанное с отсутствием необходимых тактильных контактов.

Понятие «госпитализм» вошло в обиход после второй мировой войны, когда психологи описали поведение детей, воспитывающихся в Домах малютки. Поддержание физиологического существования младенцев было хорошим — детей вовремя кормили, пеленали, выполнялись все необходимые гигиенические правила ухода. Несмотря на это, процент заболеваемости и смертности детей был высоким. У здоровых детей наблюдались необоснованные физиологические отклонения — судороги, учащённое сердцебиение, рвота. Дальнейшее развитие этих детей показывало другие признаки госпитализма — нарушение речевого развития, познавательных функций, страдала эмоциональная сфера, позже наблюдалось отсутствие волевого поведения, инициативы, такие дети способны лишь повторять и выполнять задания по инструкции. Основная причина возникновения такого расстройства — дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребёнка от матери либо заменяющего её близкого человека (папы, бабушки).

Представьте, насколько тяжёлыми могут быть последствия лишения ребёнка внимания, прикосновений, участливого взаимодействия и эмоционального контакта?!

К сожалению, и в наше время дети зачастую остаются без столь необходимого для их благополучного развития общения со значимыми взрослыми. Причиной детского госпитализма в наше время может стать нехватка близкого материнского контакта. Иногда отсутствие заинтересованности, любви, эмоциональная отстранённость мамы является результатом изначального нежелания иметь ребёнка, либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлечённости работой, карьерой.

Советы по предотвращению такого психологического недуга, как госпитализм

Во-первых, необходимо обеспечить вашему малышу стабильное личностное общение со значимыми взрослыми: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

Ребёнок не должен ощущать нехватку внимания или заинтересованности. Причём общение должно носить положительный окрас и богатый эмоциональный фон! Не стоит упускать случая погладить ребёнка, обнять, поцеловать, пощекотать, побаюкать на ручках. Обращаясь к ребёнку, старайтесь смотреть ему в глаза, при любой возможности хвалите его и подбадривайте. Взрослый, обеспечивающий тактильные контакты младенцу в полной мере, помогает формированию эмоционально-положительного отношения ребёнка сначала к самому взрослому, а как следствие — ко всему, что его окружает.

Во-вторых, необходимо сформировать у вашего малыша «базовое доверие к миру». Важнейшую роль в формировании доверия-недоверия к миру играет, конечно, мама. Она решает, что хорошо для ребёнка и, исходя из этого решения, формирует картину мира у младенца. Если с рождения малыш чувствует, что мама всегда рядом, заботится о нём, его потребностях, всегда приходит на его зов-крик, то он понимает, что ей можно доверять. Малыш знает, что он в безопасности и никогда не останется один. А это является залогом формирования гармоничной, здоровой, психологически устойчивой личности, способной к эффективной, социально-активной жизни.

Причины возникновения

Обоснования, вызывающие подобное явление носят на сегодняшний день чисто теоретический характер, исследований, которые подтвердили бы природу этого психического расстройства на практике пока нет.

Долгое время, наблюдая за детьми с госпитализмом, медики считали, что их состояние вызвано гиповитаминозами, ослабленным иммунитетом, плохим питанием и условиями содержания в казенных учреждениях.

Тщательно изучать отклонение начал американский психолог Рене Спиц. Автор понятия «госпитализм» в 40-х годах двадцатого столетия собрал и проанализировал десятки случаев заболевания у детей, проживавших в стационарах и домах ребенка.

Ученый опроверг предположение о том, что именно неблагоприятные условия содержания являются причиной отклонения в детском развитии, так как болезнь была обнаружена и у тех ребят, которые хорошо питались и получали должный уход. Поэтому исследователь сделал революционное предположение, что в основе госпитализма лежат внутренние неразрешимые конфликты в душе ребенка.

Вместе с группой единомышленников Спиц создал теорию о происхождении этого расстройства, используя учение Зигмунда Фрейда.

В итоге, пусковым механизмом госпитализма психологи стали считать отсутствие родительского тепла, любви и заботы в период новорожденности и младенчества. Разлука или отсутствие матери (отца) становится для малыша психологической травмой, последствия которой на подсознательном уровне отражаются на всей его последующей жизни.

Предположительно именно этот внутренний конфликт, неразрешенный и во взрослом возрасте может стать отправной точкой для проявления госпитализма у зрелых или даже пожилых людей.

Доказывая свою теорию, Спиц опирался на примеры, когда маленькие дети, выжившие в дикой природе и «воспитанные» животными, по возвращении в цивилизацию, так и не смогли развить навыки человеческого поведения и должного уровня общения с другими людьми.

В наши дни, продолжая исследования этого расстройства, специалисты выяснили, что болезнь может быть последствием не только сиротства, но и эмоционального игнорирования ребенка в условиях полной семьи, где с малых лет для детей становится актуальной проблема одиночества. Малыши, конечно, не могут полностью понять поведение родителей, но они очень тонко чувствуют их отношение и сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.

Лечение госпитализма у детей

Основой разработки курса терапии становится психолого-педагогическая коррекция. Во время терапии с малышами проводятся занятия в игровой форме, призванные активизировать память и мышление. Во время занятий формируется позитивное эмоциональное состояние, снимаются тревоги и страхи. Обязательной частью терапии малышей, проживающих в семьях, становится оценка социального статуса семьи, направление данных в органы опеки и попечительства.

В случае формирования диагноза во время долгого пребывания в медицинском учреждении по показаниям лечения основных заболеваниях, представителям медицинской клиники, в которой находится маленький пациент, направляются рекомендации обеспечить возможность пребывания в палате ребенка совместно с матерью или другим членом семьи.

Лекарственные препараты при лечении госпитализма медики предпочитают не применять или использовать в минимальном объеме. В случае своевременного диагностирования патологии, прогноз успешного лечения позитивный. Успех зависит от продолжительности госпитализма у ребенка. Когда малыш не получал физической и эмоциональной поддержки от взрослого несколько месяцев или даже лет, последствия патологии часто становятся необратимыми.

Симптомы

Поскольку госпитализм это в психологии отставание в развитии для детей и деградация для зрелых людей, его признаки у данных возрастных групп несколько отличаются.

Детский госпитализм характеризуется:

  • отклонениями от нормальных показателей роста и веса, такие дети имеют определенный внешний вид — они низкие, худые, с неразвитой мускулатурой;
  • сложностями при осуществлении активных физических действий, малыши поздно осваивают ходьбу и неуверенно двигаются, бегают, держат руками и пользуются предметами быта;
  • обедненностью мимики и эмоциональных реакций, т.е. они не отвечают как должно на многие события в жизни, не могут смеяться над чем-то, радоваться новому, получать удовольствие от игр;
  • частыми монотонными движениями тела, конечностей, губ или глаз (раскачиванием головы из стороны в сторону, сжиманием разжиманием кистей, морганием и т.п.);
  • восприимчивостью к соматическим заболеваниям, малыши быстро «подхватывают» инфекции и тяжело переносят их, страдают многочисленными хроническими недугами;
  • задержкой речи;
  • недоразвитием интеллекта;
  • поздним освоением гигиенических навыков (горшка, мытья рук, душевых процедур).

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства?

  • отсутствие нормального общения с ребенком (игр, разговоров, обмена эмоциями);
  • плохой уход за малышами (игнорирование их потребностей, нежелание купать, переодевать, укладывать спать, кормить, сопровождать на прогулки).

Кроме этого, такие родители не уделяют времени на обучение своего ребенка, не хотят помочь в освоении первых шагов, почитать малышу, порисовать или полепить с ним.

Симптомы расстройства у взрослых

У данной возрастной группы причина госпитализма заключается в дефиците человеческого общения, изоляции. Поэтому случаи болезни часто обнаруживаются в тюрьмах, отдаленных от цивилизации населенных пунктах или в домах престарелых.

Такие люди, лишенные общества, полноценных дружеских и родственных связей становятся апатичными и безынициативными, не могут четко формулировать свои мысли и выражать их, а также дать ответную реакцию на положительные или отрицательные стимулы извне.

Они перестают читать, смотреть телевизор, выходить на прогулки, имеют застывший взгляд и отрешенное выражение лица, их конечности могут периодически подергиваться.

ГОСПИТАЛИЗМ

Госпитализм

— комплекс вредных влияний больничной обстановки, который может оказать воздействие на больного при его длительном пребывании в стационаре.

Термин «госпитализм» появился в доантисептическое время и означал массовое загрязнение хирургических и акушерских стационаров болезнетворным агентом («госпитальной миазмой», по Н. И. Пирогову), что приводило к большому числу осложнений, особенно после ранений и операций. Введение асептики и антисептики положило конец внутрибольничным «эпидемиям» рожи, пиемии и особенно госпитальной гангрены (см.).

В современных условиях этот термин используется представителями других дисциплин. Так, в педиатрии под ним понимают задержку нервно-психического развития ребенка при длительном его пребывании в стационаре.

Госпитализм в психиатрии (син. институционализм) означает усиление психического регресса у больных с хронически протекающими психозами также под влиянием длительного пребывания в психиатрической б-це.

Понятие о хирургическом Госпитализме возродилось в 60-х гг. 20 в., хотя и с несколько иным содержанием. Вопрос о нем и связанной с ним внутригоспитальной инфекции занял одно из основных мест в программе XXIV конгресса Международного общества хирургов (Москва, 1971). Под современным хирургическим Г. (некоторые зарубежные авторы именуют его «неогоспитализмом») понимают интенсивное загрязнение хирургических учреждений микрофлорой, резистентной к антибиотикам, периодически приводящее к вспышкам внутрибольничной инфекции (см.), «заставляя применять против него всю мощь современных организационных возможностей, науки, техники и промышленности» (Б. В. Петровский, 1971).

Известно, что недостаточное (по дозировке или по длительности курса) введение антибиотика вызывает появление у больного микробных штаммов, нечувствительных к данному препарату. Там, где такое нерациональное применение антибиотиков практикуется широко, больные быстро становятся носителями и распространителями антибиотикорезистентной микрофлоры. Аналогичное носительство может развиться и до поступления в стационар, если больной уже получал антибиотики в поликлинике; неосторожность в обращении с антибиотиками — разбрызгивание их растворов при вытеснении воздуха из шприца перед инъекциями — приводит к аспирации ничтожных количеств распыленного препарата и возникновению устойчивых к нему форм микробов у больных и особенно у медработников (3. В. Ермольева). Установлено, что от 20 (Б. В. Петровский, 1971) до 78% (Г. И. Поповичи с соавт., 1971) персонала хирургических отделений являются носителями патогенного пенициллиноустойчивого стафилококка и до 80% — стафилококка, устойчивого к стрептомицину. Наряду с золотистым стафилококком и другими безусловно патогенными микробами в резистентной к антибиотикам микрофлоре, загрязняющей хирургические стационары, широко представлены условно патогенные виды (Escherichia coli, Pseudomonas aeruginosa и пр.), патогенность которых заметно возросла, а также некоторые прежде не признававшиеся болезнетворными, но ныне получившие патогенные свойства микроорганизмы — в особенности Serratia. Загрязнению этими видами наиболее подвержены отделения интенсивной терапии, где основным их источником становятся больные при эндотрахеальной интубации с искусственной вентиляцией легких.

В отечественных и зарубежных сообщениях по этой проблеме наряду со сведениями о частоте обнаружения устойчивых к различным антибиотикам форм возбудителей, об источниках и степени загрязнения ими операционных, перевязочных и палат, о их роли в возникновении послеоперационных осложнений был рекомендован ряд новых методов, средств, сан.-гиг. и организационных мероприятий, направленных на борьбу с современным хирургическим Госпитализмом.

Библиография:

24-й конгресс Международного общества хирургов, т. 1—2, М., 1972; Пирогов Н. И. Собрание сочинений, т. 5, с. 543, т. 6, ч. 2, М., 1961.

С. А. Русанов.

Лечение

Помочь людям с госпитализмом непросто, терапевтический эффект связан с выявлением психологической проблемы, запустившей механизм болезни.

Чаще специалисты предпочитают вначале поработать с такими пациентами индивидуально, это обусловлено тем, что их навыки общения не развиты и применить их в группе достаточно сложно.

Таких людей приходится заново обучать коммуникативным умениям, развивать мелкую моторику, обогащать эмоциональную сферу. Однако, как только обнаруживаются положительные сдвиги, пациентов можно пригласить на групповые занятия. И хотя это заболевание считается достаточно сложным, в некоторых случаях может быть достигнут прогресс и качество жизни пациентов существенно повышается.

Психологи и психотерапевты используют для детей и взрослых с госпитализмом арт-терапию, музыкальную, телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации, активно практикуется семейное консультирование с включением в процесс лечения родителей и близких людей.

Коррекция госпитализма требует комплексного подхода и участия в лечении педагогов и учителей. Детям необходимы специальные упражнения для тренировки внимания, двигательных навыков, мышления, памяти.

Медикаментозная терапия применяется редко, только в запущенных тяжелых случаях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]