Классификация современных теорий личности — Современные теории личности

Современные теории личности

Если подойти к описанию и определению современных теорий личности формально, то согласно схеме, представленной на рисунке 25, можно увидеть, что существует как минимум пять различных причин для разделения теорий личности на группы, и согласно каждой из этих причин можно выделить две или три группы теорий личности.

Линии на диаграмме, соединяющие различные типы теорий личности, показывают, что теории личности, выделяемые по одному признаку, могут быть сгруппированы (разделены) и по другому признаку. Например, психодинамические теории могут быть одновременно экспериментальными и неэкспериментальными. То же самое справедливо для социодинамических и интеракционистских теорий личности. Более того, каждая из теорий личности может быть классифицирована по различным основаниям, и полное описание теории по этой схеме получается, если двигаться по линиям сверху вниз и последовательно оценивать одну и ту же теорию по различным основаниям. Например, гуманистические теории личности — это неэкспериментальные теории, которые представляют как структуру, так и динамику личности, они относятся как к детству, так и к взрослой жизни, и описывают психологические свойства личности. Обратимся к классификации теорий личности по индивидуальным основаниям.

Первая основа — это то, как та или иная теория объясняет поведение человека. В соответствии с этим теории личности можно разделить на следующие группы: психодинамические, социодинамические, интеракционистские и гуманистические.

Психодинамические теории называют теориями личности, в которых человек как личность представлен и описан в терминах, характеризующих его психологию или внутренний мир. Это такие термины, как потребности, мотивы, черты личности, характер, темперамент, воля и т.д. Объяснение человеческого поведения в этих теориях дается исключительно изнутри, то есть с учетом психологии (или физиологии) человека. Тот факт, что поведение человека может также зависеть от ситуации, в которой он находится в данный момент, не учитывается в теориях такого рода.

Формирование и развитие личности человека представляется в психодинамических теориях как изменение его психики, а не как его поведение или реакции на внешние воздействия, то есть исключительно как динамика внутреннего мира (отсюда и название этих теорий — психодинамические).

Известными примерами социодинамических теорий являются психоаналитическая теория личности 3. Фрейда и теория черт личности Г. Оллпорта и Р. Кеттела.

Социодинамические теории называют теориями личности, которые подчеркивают внешний, поведенческий подход к личности человека. Если необходимо представить и описать человека как личность, то выделяются типичные формы социального поведения человека, его привычки, действия, поступки и реакции на различные ситуации. Объяснения поведения в рамках теорий этого типа также даются со ссылкой на ситуацию (предполагается, что ситуация определяет поведение человека, а не его внутренний, психологический мир, то есть предполагается, что изменения, происходящие в данной ситуации, вызывают соответствующие реакции у человека и изменения в его поведении).

В рамках этих теорий вопрос о возникновении и развитии человека как личности решается следующим образом: стабильные изменения, которые происходят в поведении человека под влиянием социальной среды или определенных ситуаций, являются изменениями в его личности. Примером социодинамической теории личности является теория Б. Скиннера и А. Бандуры, основанная на идеях социального бихевиоризма.

Интеракционистские (взаимодействующие) теории — это теории личности, в которых при описании и объяснении поведения человека, а также при изучении его возникновения и развития как личности учитываются как внутренние, психологические характеристики конкретного человека, так и его внешне наблюдаемое поведение. Итерационистские теории личности занимают промежуточное положение между психодинамическими и социодинамическими теориями. Примером такой теории является теория социальных ролей, разработанная Э. Берном1.

Психодинамическая и аналитическая теории личности

Психодинамическая теория личности – это теория личности, разработанная З. Фредом, согласно которой основным источником развития личности человека выступают его врожденные биологические факторы (инстинкты, либидо).

В соответствии с теорий личности З. Фрейда выделяют три основные концептуальные блока, являющиеся ведущими инстанциями личности:

  • ИД («Оно») – основа структуры личности, состоит из совокупности бессознательных побуждения (агрессивных и сексуальных).
  • ЭГО («Я») – представляет собой совокупность исполнительных и познавательных функций психики, которые осознаваемы человеком и состоят из его познаний об окружающем мире.
  • СУПЕРЭГО («сверх-Я») – структура, включающая в себя разнообразные социальные установки, нормы и ценности того социума, в условиях которого проживает человек.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Классификация современных теорий личности 470 ₽ Реферат Классификация современных теорий личности 230 ₽ Контрольная работа Классификация современных теорий личности 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Аналитическая теория личности – это теория личности, разработанная К. Юнгом, который считал, что основным источником развития личности выступают ее врожденные психологические факторы.

В соответствии с данной теорией, каждый человек наследует от своих родителей первичные идеи, которые называются «архетипами». Смыслом жизни человека, является наполнение «архетипов» определенным содержанием.

Основные концептуальные блоки (сферы личности) в соответствии с аналитической теорией личности:

  1. Индивидуальное бессознательное – совокупность личных чувств и мыслей, эмоционально окрашенных сознанием человека.
  2. Коллективное бессознательное – это совокупность всего культурного и исторического опыта, накопленного человечеством за время существования.
  3. Индивидуальное сознательное – структура, которая выступает в качестве основы сознательной деятельности и самосознания личности.

Гуманистические теории личности

Гуманистические теории личности занимают особое место среди теорий, которые делятся на группы в зависимости от способа описания личности и объяснения поведения человека, а также характеризуют процесс личностного развития человека. Они возникли позже многих других теорий личности, относящихся к психодинамической, социодинамической и интеракционистской теориям, и, более того, находятся в оппозиции ко всем этим теориям.

Почти все теории личности, появившиеся до начала 1940-х годов (именно в это время возникли и развивались гуманистические теории личности), так или иначе отождествляли психологию и поведение человека и животных. Это отразилось в содержании теорий следующим образом: во-первых, они часто рассматривали биологические инстинкты и потребности как движущие силы человеческого поведения; во-вторых, они фокусировались на том, что объединяет людей и животных, а не разделяет их.

Такое положение дел не понравилось ученым, которые позже написали гуманистические теории личности. Они выступали за полный отказ от использования данных о животных в качестве средства характеристики и объяснения человеческого поведения. По их мнению, только люди могут быть личностями, и поэтому аналогии с животными неуместны при описании людей как личностей. Изучая психологию человека, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, что отличает его от животных. Это цели и смысл жизни, ценности, мораль и многое другое. Объясняя поведение человека, необходимо сосредоточиться именно на этих характеристиках, а не на биологических инстинктах и потребностях. Наконец, рассматривая становление и развитие человека как личности, необходимо изучить его психологию с точки зрения стремления к самосовершенствованию. Автором этой критики и одновременно самой известной гуманистической теории личности был американский психолог А. Маслоу.

Теории делятся на экспериментальные и неэкспериментальные, в зависимости от метода получения данных о личности человека. В теориях личности экспериментального типа основным источником данных о них, составляющих основу теоретических обобщений, являются факты, полученные в научном эксперименте с использованием современных психологических тестов и методов математической статистики. Примером такой теории личности является теория черт личности. Неэкспериментальные теории — это теории, созданные на основе анализа и обобщения наблюдений, рассуждений и т.д., т.е. теории, основанные не на экспериментально полученных данных, а на наблюдениях и служебных догадках ученого. Примером такой теории является гуманистическая теория личности А. Маслоу.

В зависимости от акцента на структурных или динамических аспектах личности, теории делятся на две группы с соответствующими названиями: структурные и динамические. Структурные теории личности сосредоточены на описании личности, спецификации ее структуры, а динамические теории сосредоточены в основном на изучении процесса формирования, развития и изменения человека как личности, т.е. его динамики. Типичной структурной теорией личности является эго-теория личностных черт, поскольку ее авторы были в первую очередь озабочены выявлением и описанием характеристик, которыми обладает человек как личность. В свою очередь, психоаналитические и гуманистические теории личности можно рассматривать как структурно-динамические[1].

В зависимости от четвертого критерия — возрастного диапазона, охватываемого теорией личности, — все теории можно разделить на следующие две группы: Теории, которые касаются в основном детства, и теории, которые охватывают всю жизнь человека. Теории первого типа фокусируются на том, что представляет собой личность от рождения до 15-16 лет, то есть до конца детства. Теории второго типа рассматривают личность в процессе ее формирования и изменения на протяжении всей жизни.

Основные теории личности

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Личностные гипотезы необходимо изучать и развивать с целью познания самого человека, последовательности его реакций на раздражители.

Психодинамическая теория

Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами. Отечественный психолог В. Н. Мясищев охарактеризовал организационный личностный рост индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т. д.

Аналитическая теория

В аналитическую личностную гипотезу большой вклад внес К. Юнг, поэтому она во многом схожа с психодинамической. Личностью он называл совокупность архетипов – врожденных и приобретенных. Личностной структуре Юнг дал определение индивидуальной своеобразности разных элементов сознательного и бессознательного поведения, подкрепленных склонностью к интроверсии или экстраверсии.

Гуманистическая теория личности

Гуманистическая гипотеза, где себя проявил К. Роджерс, основывается на том, что человеку свойственно иметь врожденные тенденции к самоактуализации, находящиеся изначально в скрытом виде. Роджерс выделил и второй (отслеживающий) личностный механизм. Вместе они формируют у индивида целостную личностную структуру «Я», «идеальное Я» и «реальное Я». Эти элементы могут находиться в полной гармонии или, напротив, сильнейшей дисгармонии.


В психологии важны концепция «Я» и ее составляющие

Когнитивная теория

Основоположник когнитивной теории, Дж. Келли, предположил, что человек живет одним желанием – знать обо всем, что с ним происходило, и то, что будет в будущем. Также Келли определил, что человеку важна социальная среда, поскольку когнитивная теория усиливает интеллектуальное влияние на других людей, что сравнимо с научными деятелями, занимающимися гипотезами и прогнозированием.

Поведенческая теория

Поведенческая, она же «наученческая» теория, гласит, что личность человека – продукт научения, структура, состоящая из условных рефлексов, социальных навыков, которые играют здесь ведущую роль.

Концепции личности являются широко обсуждаемым вопросом, несмотря на то, что существует множество их определений. Психология придает значение отличиям в человеческом поведении, они выражаются через темперамент, поведение, специфику интересов.

Структура личности по Фрейду

В теории личности Фрейда структура личности изображается как состоящая из трёх областей: бессознательного {Id), эго, сознательного или самосознательного человека {Эго), и «суперсознательного» или сверхсознательного человека {Супер-Эго)[2] (рис. 26).

По мнению Фрейда, бессознательное состоит из двух основных инстинктов человека: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Первое побуждает человека сохранить и продолжить жизнь, второе — положить ей конец (разрушение)[3]. Эти два инстинкта не осознаются и не признаются человеком как действительно определяющие его поведение, но они существуют и действуют, тем не менее, заставляя человека постоянно искать пути своего полного удовлетворения. Реализуя эти стремления, человек действует, по словам Фрейда, на основе «принципа удовольствия».

Однако, когда человек живет в современном обществе среди других людей, у него нет возможности открыто и в полной мере удовлетворить эти инстинкты, потому что условия жизни в обществе, его моральные и другие нормы ограничивают не только удовлетворение, но даже открытое проявление этих инстинктов в поведении. Человек с детства воспитывается, чтобы сдерживать эти инстинкты, и в конце концов учится этому, изучая правила и нормы культурного поведения в обществе. Соответствующие нормы и связанные с ними формы социального поведения также являются частью его личности, но занимают лишь верхнюю ее часть, «супер-я». Эта структура личности регулирует поведение человека на основе «чувства долга и морали».

Согласно Фрейду, между бессознательным и «супер-эго» существует неразрешимый конфликт, который порождает множество внутриличностных проблем и конфликтов. В определенной степени человеку удается если не решить их, то частично или временно, путем разработки и использования механизмов психологической защиты. Это способы рационального объяснения и оправдания действий человека, которые мотивированы инстинктами, а также способы избавления от чувства страха, которое человек может испытывать из-за осознания того, что своим поведением нарушает социальные нормы, ведет себя аморально. Психологические защитные механизмы являются частью третьей подструктуры личности, «самости», сознания или самосознания. Ниже перечислены некоторые механизмы психологической защиты, которые Фрейд называет и определяет в своей теории.

  1. отказ. Когда реальность кажется человеку неприятной, он закрывает на нее глаза, старается не воспринимать ее, отрицает существование ситуации или преуменьшает угрозу, которую она представляет для него самого. Распространенной формой такого поведения является отказ, отрицание того, что критика несправедлива, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях отрицание может играть положительную роль, например, когда человек серьезно болен и отрицает этот факт (так он находит в себе силы бороться со своей болезнью). Однако чаще всего отрицание мешает людям нормально жить и работать, потому что, не признавая существующей опасности и отказываясь от справедливой критики, они не предпринимают никаких действий для устранения опасности или исправления собственных недостатков.
  2. подавление. В отличие от отрицания, которое в большинстве случаев относится к информации, поступающей к человеку извне, подавление подразумевает блокирование «эго» внутренних импульсов, которые исходят от «суперэго» и указывают человеку на что-то неприятное внутри себя. В этом случае неприятные переживания и неприемлемые для индивида знания о себе как бы подавляются из сферы его сознания, не влияют на его актуальное поведение. Чаще всего подавляются мысли и желания, противоречащие принятым человеком моральным нормам и ценностям.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]