Социологические теории девиантного поведения

Слышали ли вы фразу «Общество меня не понимает, впрочем, как и я его»? А может быть вы сами так думаете? Тогда не исключено, что вы – девиант, то есть человек с отклоняющимся от общепринятых норм поведением. А подробнее об этом читайте далее.

Феномен отклоняющегося (девиантного) поведения не нов. Такое явление всегда присутствовало в обществе, присутствует и, пожалуй, будет присутствовать. Девианты, то есть люди, не желающие или не имеющие возможности жить по нормам общества, всегда были и будут. Однако для каждого общества существуют свои рамки поведения и понятия нормы, а, значит, число индивидов с таким поведением может быть разным, так же, как и средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

В основе теорий о феномене девиантного поведения прежде всего лежит поиск и оценка его причин. Предлагаю вам погрузиться в историю и пройти экскурс по становлению отношения общества к девиациям и пониманию сути этого явления.

Теории девиаций: история

Задумываться о причинах возникновения девиантного поведения, особенностях его формирования и развития впервые стали в XIX веке. Обобщенно и по сей день все теории можно разделить на биологизаторские и социологизаторские, психоаналитические.

Биологизаторские теории

Первые теории возникли с позиций биологизаторского подхода. Они так или иначе отличались друг от друга, но общая идея была одна – все девиации носят врожденный характер.

  1. Начальной стала антропологическая теория преступности, принадлежавшая Ч. Ломброзо. В США сторонниками этой теории были Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, а в России – А. Дриль. Главная мысль данной теории заключается в том, что преступниками рождаются. Возникновение отклонений при рождении обусловлено соматическими особенностями, а также особенностями черепа и лица.
  2. Эту теорию стали развивать, в итоге в 70-х годах вместе с открытием синдрома Клайнфельтера возникла гипотеза о хромосомных аномалиях у преступников. То есть в этой теории главным объяснением отклонений была нарушенная генетика. Однако после многочисленных экспериментов и исследований, проведенных в СССР и других странах, в 1972 году эту гипотезу официально опровергли. Но позже мысль о решающей роли генетики в формировании поведения заново начал развивать Э. Уилсон.
  3. В современном мире биологизаторский подход не так актуален, но все же он имеет место быть. Уолтеру Гоуву принадлежит теория половых и возрастных факторов, согласно которой трудные и серьезные преступления чаще совершают мужчины. Кроме этого, ученый выяснил, что и мужчины, и женщины чаще совершают преступления в юности (18-24 года).

Предпосылками асоциального поведения современные сторонники биологизаторского подхода называют неблагоприятные индивидуальные особенности. При этом авторы не исключают воздействия кроме биологических факторов еще социальных и психологических. В рамках этого И. С. Ной и В. С. Овчинский говорили о необходимости изучать генетику, психиатрию, психологию и психогенетику.

Социологизаторские теории

Практически параллельно с биологизаторским рассматривается социологизаторский подход. Его представители связывают отклоняющееся поведение с социальными условиями жизни людей. Однако выявив связь отклонений в поведении с социально-экономическими условиями общества, ученые не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу девиантного поведения.

Дюркгейм выразил мнение, что определенный уровень преступности есть в любом обществе, его не может не быть. И заботиться надо о том, чтобы поддерживать этот уровень и не позволять ему расти, а не искоренять.

Итак, в рамках социологизаторского подхода можно выделить следующие теории:

  1. Теория функциональности отклонений (аномии). Сторонниками этой теории были Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон. Эти авторы считают, что причинами отклонений является обесценивание норм поведения. Для этого явления характерна аномия – разрушенная солидарность по отношению к основным ценностям и нормам. Индивиды (группы) начинают искать отклоняющиеся, но эффективные способы самоутверждения, при условии, что одобряемые способы не действуют.
  2. Теория стигматизации («навешивания ярлыков»). Изучением этого занимались М. Фуко, Э. Гофман, Э. Ламмерт, Г. Беккер. Основная идея: отклонения возникают вследствие навязывания индивиду (группе) своих мнений, определений, нравов. Делать это способны те, у кого есть власть. Иными словами, например, называя отстающего ученика трудным и проблемным вместо помощи и развития, педагог получит именно такого ребенка.
  3. Теория конфликта и девиантность. Девиация возникает из-за конфликта социальных групп, проявляется антиномия «негативизм» – «позитивизм». Этого мнения придерживались Т. Мор, Р. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Ф. Энгельс, Г. Маркузе, Р. Миллс, Р. Квинни, Л. Козер.
  4. Теория культурного переноса. Выявление идентичности между способами выработки отклоняющегося поведения и любого другого поведения или вида деятельности. Русский и французский социологи Н. К. Михайловский и Г. Тард выявили механизм подражания.
  5. Теория социальной дезорганизации. Многие исследователи (Р. Парк, Э. Берджес, Л. Вирт, Р. Маккензи, П. Бергер, Т. Шибутани, Э. Тириакьян) объясняли возникновение отклоняющегося поведения влиянием определенных районов, мест, сред, которые всесторонне социально и личностно дезорганизованы.
  6. Теория инклюзии – эсклюзии (М. Фуко, Дж. Янг). Девиации объясняются дифференциаций людей на «выключенных» и «включенных» в политическую жизнь общества.

Социально-психологические теории

С середины XX века начинают возникать социально-психологические теории. Общим в них было то, что исследователи искали причины возникновения девиаций личности среди ее ближайшего окружения. То есть анализировались взаимоотношения индивида с окружением.

  1. Основой теории социальной аномалии Р. Мертона была гипотеза «об отмирании норм морали при девиантном поведении, что вызывается рассогласованием цели и средств ее достижения у девиантов».
  2. Из теории нейтрализации Д. Мате и Т. Сайка следует, что человек понимает нормы морали и даже принимает их, но свое поведение оправдывает разными способами, чаще всего ссылаясь на других людей и обвиняя других.
  3. Э. Сатерленду принадлежит теория дифференцированной связи. Эта позиция объясняет формирование девиаций избирательным отношением индивида к нормам и ценностям его окружения.
  4. Последняя теория в данном подходе – это теория делинквентной субкультуры, то есть культуры внутри культуры. Представитель теории – А. Коэн. Он полагал, что субкультура выбирает себе нормы и ценности, абсолютно противоположные установленным в широкой культуре. Этой же темой занимались Р. Клоуард и Л. Оулин. Они выделяли криминальную субкультуру, конфликтную и «уход в себя». В России изучением влияния субкультуры на личность активно занималась И. А. Горькова.

Представителем социально-психологического подхода также был русский ученый Ю. А. Александровский. Он говорил о том, что в ответ на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране у человека могут возникнуть социально-стрессовые расстройства. А это в свою очередь влияет на поведение. И. И. Карпец и А. Р. Ратинова во главе девиантного поведения ставят дефекты в области правосознания; Н. Ф. Кузнецова – дефекты психологии индивидуумов, социальных общностей.

К слову, в России первые исследования девиантного поведения начали проводиться в 60-х годах ХХ века (В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и другие). На начальном этапе это были исследования отдельных видов девиаций. Значимый теоретический вклад внес В. Н. Кудрявцев, который первым стал рассматривать социальные отклонения как патологию, антиобщественное поведение. Однако Я. И. Гилинский выразил альтернативное мнение. С его точки зрения отклонения – это нормальное общественное явление, функция социальной системы.

Психоаналитические теории

Еще одним подходом является психоаналитический. Главным его представителем был З. Фрейд, позже его идеи продолжили А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц. При таком подходе исследователи считают, что ведущую роль в формировании девиантного поведения занимают некоторые качества индивида:

  • чувство повышенной тревожности;
  • агрессивность (это считалось основным качеством);
  • ригидность;
  • комплекс неполноценности;
  • желание и стремление все разрушать.

Сторонники теории говорили о том, что все социально-дезадаптивные формы поведения возникают вследствие:

  • подавления истинных влечений индивида;
  • жесткой блокировки их реализации;
  • жесткого контроля над собой и своими эмоциями;
  • низкой самооценки.

Главенствующую роль отдавали агрессии и другие ученые – А. Бандура, А. Басс, Л. Берковц, С. Розенцвейг, среди отечественных ученых – С. Н. Ениколопова, Т. Н. Курбатова. Но вот обоснование возникновения агрессии у них отличалось. Причинами, согласно этим авторам, являются не сдерживание влечений, а различные социальные, пожизненно действующие факторы.

Девиация: что это?

В современной науке, особенно в некоторых ее конкретных областях (социологии, криминологии, психологии, психопатологии), актуализируется проблема изучения девиантного поведения, а также его ключевых теорий.
Определение 1

Девиация – это один из параметров, который характеризует отклонения от нормального поведения человека, существующего в социуме. Отклонение это может быть определено как социальными, так и психологическими причинами.

Ключевая задача изучения девиации заключается в том, чтобы определить причину девиантного поведения личности и не допустить негативных воздействий на общество.

Сегодня мы можем сталкиваться с довольно яркими примерами неадекватного поведения человека, которое характеризуется асоциальным настроение и желанием навредить как самому себе, так и окружающим. Связано это с некоторыми психическими расстройствами, а также с тем, что человек не хочет воспринимать общепринятые нормы и ценности, а также не воспринимает свободы других людей, постоянно посягая на нее.

Помощь со студенческой работой на тему Теории девиантного поведения

Курсовая работа 480 ₽ Реферат 260 ₽ Контрольная работа 230 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Девиация довольно близка к еще одному понятию – «делинквентное поведение». Все серьезные нарушения, которые осознаются или не осознаются человеком, попадают в категорию противоправных нарушений и действий, и, соответственно, относятся к делинквентному поведению. Сюда следует отнести следующие формы поведения:

  1. Наркомания – употребление и распространение запрещенных препаратов, которые разрушают физическое и психическое состояние человека;
  2. Алкоголизм – один из типичных видов девиантного поведения. Человек, страдающий от алкогольной зависимости, может нарушать общепринятые нормы и не воспринимает всерьез ценности. Также следует отметить, что такой человек может нанести физический или психологический вред не только самому себе, но и окружающим. В первую очередь, это относится к членам его семьи;
  3. Самоубийство – желание человека убить себя. Такое психическое отклонение возникает, когда человек оказывается в безвыходном положении, поэтому он сознательно идет на то, чтобы лишить себя жизни и, соответственно, снять с себя ответственность за происходящее.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Что такое девиантное поведение?

Таким образом, проанализировав ряд источников, можно сделать вывод о том, что единого понятия, что такое отклоняющееся поведение, нет. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена его междисциплинарным характером. Изучением проблемы отклонений занимается ряд наук:

  • психология,
  • педагогика,
  • криминология,
  • социология.

Однако очевидно, что отклоняющееся поведение можно трактовать с позиции общественного мнения и с позиции личности. Тогда для общества в рамках психологии девиантное поведение – это совокупность поступков, которые в своих проявлениях противоречат общепринятым в социуме правовым или нравственно-социальным нормам конкретного общества в конкретное время.

Но с позиции социологии девиантное поведение относительно общества можно трактовать как «социальное явление, которое изучается при помощи специальных социологических методов совместно криминалистами, психологами и другими специалистами. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся» (Г. Ф. Куцев).

Относительно личности девиантное поведение – это рассогласованность психических процессов, связанная с:

  • недостаточной адаптивностью;
  • проблемами с самоопределением;
  • неадекватной самооценкой;
  • недостаточным морально-нравственным контролем над своим поведением.

Теории, объясняющие причины девиантного поведения

Тип объясненияТеорияАвторОсновная идея
Биологический«Врожденного преступника»Ч. ЛомброзоФизические особенности являются причиной девиации
Зависимость психотипа от телосложенияУ. ШелдонВ зависимости от строения тела люди склонны проявлять определенные девиации
Эволюционный подходЧ. Дарвин, К. ЛоренцПоведение человека рассматривается как проявление видовых наследственных программ. Оно изначально агрессивно, основано на инстинктах
ПсихогенетикаФ. Гальтон, Г. Мендель, Т. МорганНаследственные задатки не смешиваются, а передаются из поколения в поколение в виде неизменных дискретных единиц
Социологический Аномическая теорияЭ. ДюркгеймДевиация происходит из-за нарушения или отсутствия ясных социальных норм
Р. МертонДевиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения
Социальная дезорганизацияК. Шоу, Г. МаккэйДевиации возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми
Культурологические теорииТ. Селин, Н. Миллер, Е. Сутерленд, Р. Клауорд, Л. ОулинПричиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры
Теория стигматизации (клеймения)Г. Беккер, Э.ГоффманДевиация – своего рода «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп
Радикальная криминологияO. Турк, P. КвинниДевиация является результатом противодействия нормам общества
ПсихологическийПсихоаналитическая теорияЗ. ФрейдКонфликты, свойственные личности, вызывают девиацию (либидо, инстинкт разрушения, эдипов комплекс, страх кастрации и т.п.)
НеопсихоанализК. ХорниПричины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни
БихевиоризмД. Уотсон, Э. Толмен, Б. СкиннерПроисхождение девиантного поведения происходит из-за неадекватного социального научения
Гуманистический подходК. Роджерс, Г. ОллпортДевиантное поведение возникает из-за невозможности самореализоваться в сложившихся условиях воспитания
Эмпирический подходД. Халаган, Дж. КауфманКлассифицируют поведенческие девиации, где каждый поведенческий различимый устойчивый симптом получает свое название

Современные исследования биологических детерминант поведения человека активно продолжаются и находят свое воплощение в биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно – генетике.

Психогенетика – развивающаяся область специальной психологии, изучающая проблемы соотношения биологического и социального в психике, наследования психологических характеристик человека. Ее яркими представителями в XIX в. были английский исследователь Ф. Гальтон и австрийский биолог Г. Мендель. Результаты их исследований легли в основу психогенетики, или «евгеники» (по Ф. Гальтону). Евгеника (от греч. eugenes – породистый) предлагает применять метод искусственной селекции к человеку, чтобы воспроизводить потомство с желательными признаками. Однако какие признаки желательны, а какие нет – вопрос чрезвычайно сложный. Проще ответить, какие признаки нежелательны (слепота, глухота, слабоумие и т.п.). Г. Мендель установил закономерности передачи наследственных задатков. Фактически именно он является основоположником генетики. Он первым показал, что наследственные задатки не смешиваются, а передаются из поколения в поколение в виде неизменных дискретных единиц. Наследственные единицы («элементы», «факторы», по Г. Менделю, и «гены» по В. Иогансону) передаются через мужские и женские половые клетки – гаметы.

Американский генетик Т. Морган открыл в 1912 г., что гены находятся в хромосомах. Американский генетик У. Пирс в середине 60-х гг. XX в. пришел к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию.

Английский психологи и социолог Г. Айзенк, изучая поведение заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, а это, в свою очередь, детерминировано на генетическом уровне.

Однако в целом биологические концепции девиантного поведения мало популярны в научном мире. Большинство специалистов разделяют социологический или социально-психологический подход к объяснению природы и детерминации девиантного поведения.

6.

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Раскрываются основные положения структурно-динамической концепции девиантности и девиантного поведения, основанные на многолетних теоретических и эмпирических исследованиях автора. Приводятся результаты сравнительного изучения структуры и динамики девиантного поведения на примере его трех актуальных форм: насильственных преступлений, наркотической зависимости и злоупотребления алкоголем.

Ключевые слова: девиация, девиантность, девиантное поведение, структурно-динамическая концепция девиантности и девиантного поведения, общие свойства девиантности, специфические особенности отдельных видов девиантного поведения, деструктивность, аутодеструкция.

В последние десятилетия проблема девиантного поведения (отклоняющегося от социальных норм) приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы либерализации общественного сознания, индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту поведенческих девиаций в современном западном обществе.

По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 45 лет мировые показатели самоубийств возросли на 60 % и приблизились к уровню, превышающему 1 млн человек в год. Только по официально зарегистрированным данным в мире насчитывается 1,3 млрд курильщиков и 200 тыс. наркозависимых, около 20 % населения страдают от пьянства. Россия входит в группу стран с высоким уровнем самоубийств, потребления алкоголя и количеством насильственных преступлений [1].

В настоящее время наряду с «традиционными» отклонениями появляются новые виды девиаций, связанные с развитием всемирной сети, в том числе онлайн-зависимость, интернет-преступления, виртуальные сексуальные перверсии. В связи со специфическими особенностями подросткового возраста проблема поведенческих девиаций становится высоко актуальной прежде всего для данной возрастной категории.

Междисциплинарный характер проблемы девиантности и девиантного поведения закономерно привел к появлению большого количества теорий, объясняющих данные феномены. К настоящему времени для обозначения дисциплин, изучающих девиантность и девиантное поведение, введено новое название — «девиантология» [2]. И хотя представленные концепции не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, перед специалистами встает непростая задача определения собственной научной платформы в данном вопросе. Анализ существующих исследований по проблеме девиантного поведения свидетельствует о высокой потребности теоретико-методологического осмысления многочисленных разрозненных данных.

На основе обобщения существующих научных подходов, собственных эмпирических исследований и многолетнего практического опыта нами была предложена структурно-динамическая концепция девиантности и девиантного поведения [2-5]. Данная теория интегрирует социально-психологическую и психодинамическую модель на основе системного подхода. Методологическую основу структурно-динамической концепции составляют: принцип целостности человека Б. Г. Ананьева; структурно-уровневая концепция психики М. С. Роговина и Г. В. Залевского; концепция отношений В. Н. Мяси-щева; психодинамическая теория объектных отношений (М. Балинт, Дж. Боулби, Д. Винникотт и др.).

Основные положения структурно-динамической концепции девиантности и девиантного поведения

В рамках структурно-динамической концепции девиантностъ рассматривается как социальнопсихологическое свойство личности, детерминированное одновременно как качествами субъекта, так и свойствами социальной системы, в которую он включен. Сущность феномена девиантности заключается в рассогласовании социальных отношений личности (группы). Это означает, что личность (группа) с девиантным поведением имеет такую систему отношений (ценностей, представлений, установок, интеракций), которые существенно отличаются от общепринятых норм и закономерно приводят к интрапсихическим, межличностным и социальным конфликтам.

Девиантность как социально-психологический феномен характеризуется нарушением баланса трех основных процессов социализации личности: социальной адаптации, социально-психологической интеграции и индивидуальной самореализации (индивидуализации). В случае девиантности наблюдаются: 1) недостаточная и (или) неэффективная адаптация к социальной среде; 2) снижение активности, направленной на интеграцию общепринятых ценностей в систему личных смыслов;

3) доминирование процессов индивидуализации и девиантной самореализации.

Девиантность личности (группы) может быть латентной или фактически реализуемой (скрытой или актуальной). В первом случае необходимо говорить о внутренней девиантности, проявляющейся в высокой личностной (групповой) готовности к отклоняющемуся/девиантному поведению. Во втором случае имеет место реальное (фактическое) проявление девиантности в социальной сфере в форме девиантного поведения и девиантного образа жизни.

Девиантное поведение рассматривается как внешнее проявление девиантности в форме повторяющихся действий, получающих негативную общественную оценку, представляющих объективную угрозу для личности или общества, но одновременно имеющих высокую индивидуальную значимость вследствие их направленности на компенсацию нарушений в системе социальных отношений личности (группы).

Поскольку в любом социуме табуируются выраженные формы деструкции и аутодеструкции (убийство, насилие, самоубийство), девиантность приобретает качество деструктивности и аутодес-труктвиности.

В рамках структурно-динамической концепции разработана многоосевая междисциплинарная классификация видов девиантного поведения [2, 3, 5] на основе следующих критериев: 1) тип нарушаемой социальной нормы; 2) направленность девиации; 3) характер и степень деструкции (причиняемого ущерба). В соответствии с этим выделены три группы девиантного поведения: 1) внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение, противоречащее нравственным и правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей; 2) косвенно-деструктивное (асоциальное) поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм, снижающее качество межличностных отношений; 3) аутодеструктивное (диссоциальное) поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. В каждой из трех групп, в свою очередь, выделяются подгруппы со схожими феноменологическими характеристиками.

В изучении девиантности выделяются три уровня анализа: 1) генезис (развитие в индивидуальном, семейном и социальном контексте, процессуально-временные границы); 2) структурноуровневая организация (организация, подсистемы и свойства); 3) содержательно-динамические характеристики (ценности, установки, негативные аффекты и чувства, отношения, личностные значения и смыслы, мотивы, индивидуально-психологические особенности поведения).

С точки зрения генезиса: девиантность и девиантное поведение формируются в процессе разви-

тия личности (группы) как способ приспособления к дезадаптивным индивидуальным особенностям, дисфункциональным межличностным отношениям и неблагоприятным (дезинтегрированным) социальным процессам.

Отмечая относительную устойчивость девиантного поведения, следует различать несколько его вариантов в зависимости от длительности его существования и стойкости (фиксированности) проявления: 1) краткосрочные девиантные реакции; 2) преходящие девиантные состояния; 3) устойчивое девиантное поведение; 4) девиантное развитие личности.

Хорошо известен факт, что различные формы девиантного поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга (например, уголовные преступления нередко совершаются в состоянии алкогольного опьянения; в случае отказа от наркотиков зависимая личность стремится заменить их алкоголем или другими психоактивными веществами и так далее). В связи с тесной психологической связью между отдельными видами девиаций нами предпринята попытка выделения общих и парциальных свойств девиантности [3]. Структурно-уровневая организация девиантности включает:

1) общие свойства, присущие всем видам девиаций и создающие основу для объединения различных поведенческих проявлений в единую группу, обозначаемую как «девиантное поведение»;

2) частные характеристики, выражающие специфику отдельной формы девиации, позволяющие выделять классы и подвиды девиантного поведения.

Содержательно-динамические характеристики девиантности раскрывают индивидуальное своеобразие девиантного поведения при сохранении общих свойств девиантности. Так, например, многие люди страдают химической зависимостью, но в каждом конкретном случае имеют место: собственная история, «предпочитаемая» форма зависимости, индивидуальный ритм и степень выраженности, индивидуально окрашенные мотивы и переживания.

Ведущим психодинамическим механизмом и фактором девиантности, на наш взгляд, являются нарушения в системе детско-родительских отношений, деструктивная направленность и содержание которых воспроизводятся в последующей межличностной коммуникации, вызывая устойчивую девиацию социального поведения.

Эмпирическое обоснование структурно-динамической концепции девиантности и девиантного поведения личности

С целью эмпирической проверки сформулированных положений было организовано социальнопсихологическое исследование девиантности и де-

виантного поведения [3, 4]. В исследовании участвовали 503 респондента, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 70 лет. В основу выделения групп были заложены 2 критерия: форма девиации (внешне деструктивная или аутодеструктивная) и степень выраженности девиации (от средней, совместимой с жизнью до реально угрожающей самой жизни). В результате были сформированы 4 группы: 1) без каких-либо проявлений девиантного поведения (194 человека — 107 женщин и 87 мужчин); 2) с алкогольной зависимостью в форме бытового пьянства, диагностированного на основе поведенческого интервью, без признаков социальной дезадаптации (113 человек — 40 женщин и 73 мужчины); 3) с наркозависимым поведением (96 человек — 30 женщин и 66 мужчин), с установленным диагнозом «опийная наркомания» и проходящих реабилитацию в медико-психологических центрах Санкт-Петербурга и Севастополя, со сроком ремиссии от 1 мес. до 9 лет; 4) осужденные с криминально-агрессивным поведением (100 человек — 43 женщины и 57 мужчин), отбывающие наказание в исправительных учреждениях Санкт-Петербурга за убийства и тяжкие телесные повреждения, признанные вменяемыми по результатам пси-холого-психиатрической экспертизы.

Очевидно, что 1-я группа характеризуется отсутствием девиации, 2-я — легкой девиацией и последние две группы (3-я и 4-я) характеризуются тяжелой степенью девиации. Таким образом, все изучаемые лица расположились на оси «норма -неосложненная девиация без признаков социальной дезадаптации — тяжелая девиация, сопровождаемая социальной дезадаптацией».

В ходе исследования была использована методика комплексной диагностики девиантности и девиантного поведения личности, содержащая: по-

веденческое интервью, разработанное автором в целях анализа истории формирования и особенностей конкретной формы девиантного поведения [2]; методику оценки социальной фрустрации в модификации В. Бойко [6]; шкалу ориентации на выполнение нравственно-правовых норм в модификации Ямпольского [6]; тест межличностных отношений Т. Лири [7]; тест психологических защит Плутчика-Келермана-Конте [6]; методику субъективной оценки детско-родительских отношений, разработанную на основе семантического дифференциала [5].

В результате проведенного исследования были выделены общие свойства девиантности — к последним были отнесены личностные характеристики, выявленные при всех изучаемых формах девиаций [3, 4].

Первое общее свойство девиантности проявляется как пониженный уровень удовлетворенности

(высокий уровень фрустрации) различными аспектами собственной жизни (рис. 1). Неудовлетворенность представляет собой устойчивую личностную черту (вероятно, формирующуюся уже на ранних этапах онтогенеза на основе возбудимой нервной системы), которая проявляется в высоком психофизическом напряжении, а также пониженной эмоциональной толерантности к фрустрации (нетерпимости к негативной оценке, отказу или препятствию на пути реализации актуального желания).

7.

Понятие нормы

Говоря об отклонениях, важно обозначить, что же является нормой. И. А. Липский определяет понятие «социальная норма» так: официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила социального поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества.

То есть нормальным считается то поведение, которое в настоящее время не вызывает непонимания среди других граждан. Приведу пример относительности понятия «норма». В современном мире считается нормальным модифицировать свое тело (пирсинг, тату, цветные волосы), но в другую эпоху это было недопустимо и осуждалось. Сейчас, конечно, тоже можно найти осуждающих, но в целом бодимодификации принимаются.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]