Причины девиантного поведения подростков и способы решения данной проблемы
Ежегодно быстрыми темпами растет преступность и наркомания среди детей. Очевидно, что тенденция к отклонениям в поведении детей связана с социальной, экономической, политической и экологической неустойчивостью в нравственных ценностях и идеалах у молодежи, в том числе, с отсутствием должного воспитания. Мы сталкиваемся с агрессивным поведением со стороны окружающих нас людей, губительными для здоровья привычками и противозаконными действиями, но каковы истинные причины формирования такого общества? Что же на самом деле заставляет человека приносить вред и нести разрушения как по отношению к себе самому, так и по отношению к социуму? Есть ли способы избежать девиантных настроений в обществе? На эти и многие другие вопросы уже долгие годы пытаются найти ответ специалисты разных областей.
Озвучим же главные причины девиантного поведения у подростков:
- Отсутствие правильного воспитания. Наиболее подвержены данной проблеме дети, воспитываемые в неполной семье. Конфликтные взаимоотношения в семейном кругу, а также асоциальный образ жизни, наличие вредных привычек, таких как, например, пристрастие к алкоголю также является ключевым фактором для формирования девиантного поведения подростка. Основными ошибками воспитания детей можно считать:
– лишение ребенка внимания и заботы со стороны родителей, безразличие к переживаниям ребенка;
– формальное отношение к выполнению обязанностей по воспитанию ребенка и формирования из него полноценной личности (часто формальность воспитания ограничивается финансовыми вложениями в развитие подростка);
– отсутствие способности родителей критически мыслить, когда речь идет об их чаде, отказ от помощи в воспитании, регулярные попытки оправдать отклоняющееся поведение своего ребенка;
– строгость и чрезмерная требовательность, из-за которой у ребенка развивается ощущение невозможности оправдать ничьи ожидания, а соответственно собственной бесполезности;
– холодность и жестокость во взаимоотношениях в семье, регулярные наказания даже за небольшие провинности.
Говоря об отклоняющемся от общих социальных норм поведении, нельзя не упомянуть роль учебных заведений, как один из ключевых факторов влияния на воспитание ребенка. Интерес к учебному процессу является наиважнейшим аспектом становления личности. Однако, преимущественное большинство детей, склонных к девиантному поведению, обладают большими трудностями в обучении и как правило, имеют конфликтные отношения с коллективом, что еще сильнее отдаляет их от социума.
- Медико-биологические факторы
Играют роль наследственные факторы, такие как наследование асоциальных черт характера, наследственность, обусловленная образом жизни родителей.
Существенное значение на формирование личности также оказывают серьезные заболевания, перенесенные в ранние годы, черепно-мозговые травмы, которые могут привести к формированию особенного склада личности, зачастую отличающегося психической нестабильностью. Стоит заметить, что в последние годы, среди молодежи возникает еще одна существенная проблема — «децелерация» — процесс, обратный акселерации, то есть замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма, которая в свою очередь тоже оказывает крайне негативное влияние на социальную адаптацию подростков, они становятся подверженнее влиянию асоциальных идей и взглядов.
- Психические факторы
Как известно, подростковый возраст — наиболее важный период формирования характера и склада личности. Нарушение правильного, здорового формирования личности приводит к различным девиациям в поведении.
Самыми распространенными примерами девиантного поведения среди подростков являются:
– реакция на стресс в форме агрессии, грубости
– отказ от еды, попытки сбежать из дома
– замкнутость, ограничение привычных социальных контактов
Корректировка отклоняющегося поведения:
Говоря о наиболее эффективном влиянии на девиантных подростков, необходимо разделить их на группы, к каждой из которых, необходим свой подход:
– Подростки, впервые совершившие социально-опасное деяние.
Наиболее эффективной помощью этой группе подростков может оказаться включение подростков во внеурочные секции и кружки по интересам. Кроме того, положительное влияние на них окажет приведение в пример протагонистов из кинематографа, книг. Также данной категории подростков необходимо найти друзей, подходящим им по темпераменту и оказывающих благотворное влияние на них.
– Подростки, которые впервые совершили серьезное социально-опасное деяние, но уже раннее имевшие склонность к девиантному поведению.
Обычно не выказывают интерес к образованию. Для эффективной корректировки поведения подростков, относящихся к данной группе необходим постоянный контроль со стороны старших, помощь в выборе правильных примеров для подражания ребенка, поощрение положительной динамики поведения.
– Подростки, систематически совершающие проступки.
Зачастую являются участниками неформальных движений. Для эффективной коррекции поведения необходим серьезный, охватывающий все сферы жизни постоянный контроль, изоляция от компаний, оказывающих негативное влияние на подростков, поощрение необходимо только в случае полного выполнения данных поручений
– Подростки, отличающиеся устойчивой антиобщественной направленностью, зачастую сами являются лидерами асоциальных подростковых группировок.
С ними сложно выйти на контакт, так как они недоверчивы и даже частично враждебны по отношению к старшим. Для эффективной корректировки поведения необходим постоянный, всесторонний контроль как за самим подростком, так и за его окружением, нацеленность на вхождение в зону комфорта ребенка, для дальнейшего построения доверительных отношений.
Таким образом, стоит отметить, что девиантное поведение среди молодежи в наше время — это весьма актуальная проблема, требующая в первую очередь правильно организованной профилактики и незамедлительного решения.
Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.
Также, ребенок может пожаловаться учителям. Учителя настроены на поддержание порядка и дисциплины среди учеников, могут оказать ему помощь. Поговорить с его обидчиками, вызвать в школу их родителей и призвать их провести воспитательную работу со своими детьми. Или собрать вместе ребенка, подвергаемого насилию, и его обидчиков и постараться разобраться в их взаимоотношениях.
В последнее время все больше внимания уделяется воспитательному процессу в учебных учреждениях. Так, смысл поправок в Закон об образовании от 21.05.2020: -«укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы», — сказал президент на совещании о ситуации в сфере образования. В пояснительной записке к законопроекту глава государства отметил, что в соответствии с поправками в Конституцию РФ, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей». С этой целью предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание также призвано формировать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда, старшему поколению, прививать уважение к культурному наследию и традициям народа России, а также к природе и окружающей среде.
Понятие девиантного поведения
Под определением девиантное поведение (отклоняющееся поведение) понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
С точки зрения медицинского подхода, девиантное поведение можно определить как нарушение норм межличностного взаимодействия, вызванное расстройствами психического здоровья и наличием различных форм нервно-психической патологии.
Это всё также относится и к определению «девиантное поведение подростков». Однако, что касается определения «девиантное поведение детей», здесь есть небольшое исключение: данный термин можно применять для описания поведения только тех детей, которые достигли пятилетнего возраста. Только в возрасте четырёх – пяти лет у ребёнка начинают быстро развиваться различные психические процессы, такие как память, внимание, восприятие и другие. Но особенно важной особенностью развития детей в этом возрасте является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества и дети начинают осознавать свои поступки, в отличие от детей более младшего возраста. Именно поэтому понятие девиантное поведение не употребляется по отношению к детям младше пяти лет, так как их поступки нельзя назвать осознанными и волевыми.
Борьба с девиантным поведением и профилактика
Какими бы ни были причины девиантного поведения детей и подростков, это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.
Если девиации связаны с психическими расстройствами, то такого ребёнка необходимо показать психиатру, чтобы специалист оказал квалифицированную помощь и назначил курс лечения.
Правонарушения психически здоровых подростков не должны оставаться без наказания. Мера наказания, как правило, определяется уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, в зависимости от тяжести правонарушения и возраста нарушителя закона. Однако помимо мер пресечения, целесообразно разобраться в причинах возникновения такого поведения. Для этого необходимо обратиться к психологу, который проведёт с ребёнком диагностику и поможет разобраться, из-за чего возникла такая проблема. В любом случае проявление девиантного поведения у подростка не должно быть пущено на самотёк.
Зачастую беседа с психологом, которая была проведена вовремя, помогает понять проблему ребёнка и найти пути её решения. Это, в свою очередь, поможет избежать проявлений девиантного поведения в будущем. А именно: поможет подростку научиться реализовывать свои потребности, не прибегая к совершению уголовно и административно наказуемых деяний, а также снизит риск возникновения алкогольной и наркотической зависимости.
Профилактика девиантного поведения достаточно проста.
Основная её суть заключается в формировании в достаточно раннем возрасте у детей нравственных привычек – устойчивых потребностей совершать нравственные поступки. К нравственным привычкам можно отнести правила общения, культуры поведения, дисциплину, вежливость, внимание к окружающим, честность по отношению к себе и другим, ответственность за свои поступки. При их сформированности проблема нарушения моральных и правовых норм отпадает сама собой.
Ещё одно очень важное профилактическое действие заключается в проведении профилактических бесед с детьми и подростками, касающихся различных асоциальных явлений. В них должны быть включены такие аспекты:
- объяснение опасности асоциальных явлений для жизни и здоровья как своих собственных, так и окружающих;
- объяснение последствий, к которым может привести девиантное поведение, и какие меры наказания предусмотрены для правонарушителей.
Также очень важно наблюдать за поведением ребёнка. Родителям нужно знать, чем интересуется подросток, кто его друзья, как он проводит своё свободное время. Но при этом не давить его гиперопекой и излишним контролем и давать возможность выбора.
Как правило, в таком случае у ребёнка не будет причин вести себя асоциально. Если же всё-таки у подростка начали проявляться отклонения в поведении, родители, интересующиеся жизнью своего ребёнка, могут вовремя это заметить и провести с ним беседу или же обратиться к квалифицированному психологу за помощью.
Соблюдение таких достаточно простых мер поможет избежать проявления у ребёнка девиантного поведения и обезопасить его и окружающих.