Девиантное поведение у подростков. Примеры, причины, опасность девиантного поведения. Борьба с ним и профилактика

Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в подростковом возрасте у многих начинают проявляться отклонения в поведении. Некоторые из форм девиантного поведения являются общественно опасными деяниями, то есть преступлениями. А понимание причин поведения, которое отклоняется от общепринятых норм, знания о его профилактике помогают вовремя распознать проявления девиаций и снизить уровень подростковой преступности.
Поэтому сейчас мы попробуем разобраться, что значит девиантное поведение, каковы причины его возникновения и что делать, если вы всё-таки с ним столкнулись?

Понятие девиантного поведения

Под определением девиантное поведение (отклоняющееся поведение) понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

С точки зрения медицинского подхода, девиантное поведение можно определить как нарушение норм межличностного взаимодействия, вызванное расстройствами психического здоровья и наличием различных форм нервно-психической патологии.

Это всё также относится и к определению «девиантное поведение подростков». Однако, что касается определения «девиантное поведение детей», здесь есть небольшое исключение: данный термин можно применять для описания поведения только тех детей, которые достигли пятилетнего возраста. Только в возрасте четырёх – пяти лет у ребёнка начинают быстро развиваться различные психические процессы, такие как память, внимание, восприятие и другие. Но особенно важной особенностью развития детей в этом возрасте является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества и дети начинают осознавать свои поступки, в отличие от детей более младшего возраста. Именно поэтому понятие девиантное поведение не употребляется по отношению к детям младше пяти лет, так как их поступки нельзя назвать осознанными и волевыми.

Важная психологическая помощь: советы родителям

Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.

Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.


Проблемы в семье – частая причина агрессивности

Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом. Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.


Мотивация для подростков – важный фактор устранения агрессивности

Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов. Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы. Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.


Основные способы коррекции тревожности

Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.
Оставить комментарий

Примеры девиантного поведения у детей и подростков

К основным видам девиантного поведения можно отнести преступления и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. К преступлениям можно отнести все виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых человеком. Они направлены на причинение вреда окружающим. Например, к преступлениям можно отнести кражу, мошенничество, побои, убийство и изнасилование.

За совершение всех этих деяний можно понести правовую ответственность.

Непротивоправное аморальное поведение связано в первую очередь с причинением вреда человеком самому себе. К таким явлениям относятся алкоголизм, наркомания, суицид, бродяжничество и систематические уходы из дома у детей и подростков.

Также можно выделить ещё одну классификацию видов девиантного поведения:

  1. Аддиктивное поведение или зависимое поведение. К нему относятся такие зависимости, как алкоголизм и наркомания.
  2. Делинквентное поведение. К нему относят все противоправные и преступные деяния: кражи, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, убийства.
  3. Антиморальное поведение. Это такой тип отклоняющегося поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении по отношению к обществу. К нему можно отнести проституцию и публичные оскорбления.
  4. Самоубийство. Отдельный вид девиантного поведения. Лишение жизни человеком самого себя.

Общие сведения

Определение

Аморал — индивид, который противопоставляет себя коллективу, нарушая общепринятые нормы и бросая вызов обществу.

К слову «аморальный» можно применить несколько значений:

— отрицание нравственности (безнравственность),

— поведение, осуждаемое обществом,

— непринятие общепринятых в обществе норм нравственности и морали,

— оценка обстоятельств и поведения человека.

Аморальным называют такое поведение человека, когда его действия не отвечают принятым в обществе нормам нравственности и морали. Однако, надо отметить, что для разных людей понятие морали довольно условно. Например, для одного ненормированная лексика является нормой, а другой считает, что ее применение крайне негативно и аморально.

Понятие морали у каждого индивидуально

…человек сам решает, как себя нужно вести. Например, кто-то считает, что употреблять алкоголь аморально, а кто-то видит в этом решение всех проблем и не считает, что это плохо. Примеров аморального поведения множество, с ними можно столкнуться в повседневной жизни: в транспорте, на улице, на рынке, в магазине. К безнравственным поступкам можно отнести шум и ругань в квартире, громкую музыку в ночное время, мешающие отдыху соседей. Понятие морали тесно связано с религиозными нормами. Например, по мусульманским законам, появление женщины в обществе без присутствия рядом мужчины и с непокрытой головой квалифицируется как аморальное.
Аморальностью можно считать издевательские шутки, насмешки, неприличные анекдоты и т.д. Мораль и нравственность воспитывается и формируется под воздействием общества и, прежде всего, семьи. Со временем, нормы могут меняться, восприятие каких-либо событий может быть совсем иным, чем несколько десятилетий назад. Например, в наши дни отношения между мужчиной и женщиной не состоящими в браке, не воспринимаются аморальными, хотя еще 100 лет назад подобные отношения вызывали осуждение у общества.

Аморального человека видно сразу

… такие люди не заботятся о своей репутации, ведут себя развязно, позволяют себе грубо отзываться об окружающих, хамят, используют ненормативную лексику в разговоре.

Среди примеров аморального поведения можно выделить:

— физическое подталкивание человека к выходу в транспорте или очереди,

— выброс мусора в общественном месте (бросить окурок),

— позволение ненормативных высказываний в обществе,

— неуважение к пожилому человеку или женщине с маленьким ребенком.

Одной из основных причин аморального поведения считается безнаказанность. Далеко не каждый сделает замечание нахалу. Это происходит по ряду причин: для многих поведение окружающих не имеет значения, важно только то, что происходит с собой, многие не пытаются призвать аморала к порядку, так как боятся вызвать к себе агрессию и др.

Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте

Причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков достаточно много и они весьма разнообразны. Но по большому счёту их можно разделить на две большие группы – это:

  • причины, носящие медицинский характер;
  • причины, носящие социальный характер.

Их мы и рассмотрим подробнее.

С медицинской точки зрения, причинами девиантного поведения могут стать различные психические заболевания. Чаще всего отклонения в поведении возникают у пациентов с расстройствами сознания. Например, для людей больных шизофренией характерно расстройство волевой сферы, которое называется дрейф. Это проявляется в их пассивности и неспособности принимать самостоятельные решения. В таком состоянии больные люди очень подвержены внешнему влиянию и склонные воспроизводить поведение окружающих, в том числе и противоправное, и асоциальное. У них не формируется собственное отношение к происходящему, из-за чего они не могут критически оценить свои поступки и осознать их противозаконность.

Олигофрения или умственная отсталость тоже может являться причиной девиантного поведения детей и подростков. При этом заболевании страдает вся интеллектуальная сфера, из-за чего больные становятся очень внушаемыми и некритичными к своим поступкам и действиям, а также они часто принимают необдуманные решения. Всё это приводит к риску развития у них девиантного поведения.

Люди, страдающие психозами, тоже находятся в группе риска. Например, у больных маниакально-депрессивным психозом (по Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МКБ-10) аффективным биполярным расстройством), которые находятся в состоянии такого аффективного расстройства, как депрессия, высок риск совершения самоубийства, а кроме этого, многие больные страдают алкоголизмом и наркоманией.

Девиантное поведение не менее часто встречается и у психически здоровых людей. В данном случае причины его возникновения носят социальный характер.

Первые проявления отклоняющего поведения часто наблюдаются в детском и подростковом возрасте. Они объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, которое не является патологическим, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований референтной (значимой) для него группы общения и принятых в ней ценностных ориентаций.

В первую очередь на формирование девиантного поведения детей влияет семья. Поведение детей во многом зависит от поведения их родителей и от воспитания. И если с детства в ребёнка не вкладываются понятия норм, ценностей и запретов, то в дальнейшей жизни он не сможет достаточно хорошо ориентироваться в том, что допустимо в обществе, а что нет. Недостатки воспитания приводят к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Именно поэтому у детей из неблагополучных семей риск проявления девиантного поведения намного выше, чем у детей из семей благополучных.

Ещё один немаловажный фактор – это окружение ребёнка. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. А это приводит к тому, что на детей большее влияние начинает оказывать его окружение, чем семья. И подростки легко попадают под влияние своих товарищей, так как у них ещё не до конца сформировалось собственное представление о себе и о мире, поэтому они готовы принимать чужие представления за свои собственные. Соответственно, если подросток попадает в ту группу, где произошёл сдвиг понятий о нормах и социальных ценностях, высока вероятность того, что он примет их, как единственно верные, а это в итоге приведёт к девиации. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда подросток попадает в компанию, где мелкие кражи и мошенничество считаются нормой. И чтобы стать своим в этой группе, идентифицироваться с теми, кто в ней состоит, подросток тоже начинает воровать, хотя до этого ничего подобного не совершал.

Отклоняющееся поведение также может служить для подростков средством самоутверждения или же формой протеста против несправедливости со стороны взрослых, причём как действительной, так и кажущейся. Часто подростки, чтобы доказать своим друзьям и родителям свою взрослость и крутость, начинают употреблять алкоголь и наркотические вещества, что как раз и является одной из форм девиантного поведения. В качестве протеста против несправедливости взрослых часто рассматриваются такие явления, как уход из дома и бродяжничество. Под действительной несправедливостью со стороны взрослых здесь можно рассматривать такие явления, как чрезмерный контроль ребёнка или несоответствие наказания проступку подростка. Кажущая несправедливость это, как правило, необоснованные, с точки зрения ребёнка, запреты со стороны взрослых или слишком высокие требования к нему.

Также причиной возникновения девиаций может стать недостаток внимания по отношению к подростку со стороны его родителей. Когда ребёнок чувствует себя обделённым вниманием, он начинает совершать какие-либо действия, выходящие за рамки обыденного и привычного, чтобы привлечь к себе внимание.

Зачастую эти действия носят девиантный характер, потому что они всегда привлекают к себе внимание и по мнению подростка становятся наиболее простым путём достижения цели. Например, это могут быть попытки суицида, драки или хулиганство, демонстративный уход из дома.

Основные причины детской тревожности

Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.


Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

  • Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
  • Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
  • Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
  • Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
  • Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
  • Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.


Типы тревожных детей – характеристика
Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.


Способы снижения тревожности на групповых занятиях

В работающий коррекционный план должен включиться пункт активного взаимодействия с родителями тревожного ребенка.

Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

  • формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
  • укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.


Общение с детьми – развеивает страхи
Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.

Опасность девиантного поведения у детей и подростков

Само понятие девиантное поведение подразумевает под собой различные асоциальные явления, то есть те, которые нарушают принятые в социуме нормы, правила и ценности. Это приводит к тому, что подросток с девиантным поведением становится опасным для общества:

  • во-первых, некоторые из видов девиантного поведения (а именно делинквентное поведение) являются преступлениями, то есть общественно-опасными деяниями, которые несут угрозу жизни, здоровью, а также материальному благополучию окружающих;
  • во-вторых, антиморальное поведение может вызывать резко негативную реакцию у окружающих и провоцировать проявление делинквентного поведения;
  • в-третьих, такая форма девиаций, как аддиктивное поведение, включающее в себя наркоманию и алкоголизм, приводит к тому, что подросток наносит вред своему здоровью и подвергает свою жизнь опасности;
  • в-четвертых, такая форма девиантного поведения, как суицид, несёт в себе прямую угрозу жизни подростка. Даже если самоубийство не было доведено до конца, это может нанести серьёзный вред здоровью, как физическому, так и психическому.

Причины агрессивного поведения детей

Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

  • желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
  • намерение получить желанную вещь;
  • желание всегда и во всем быть главным;
  • определенная защита и скорейшая месть обидчику;
  • желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.


Агрессивное поведение у малышей – желание добиться своего
Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.

Борьба с девиантным поведением и профилактика

Какими бы ни были причины девиантного поведения детей и подростков, это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Если девиации связаны с психическими расстройствами, то такого ребёнка необходимо показать психиатру, чтобы специалист оказал квалифицированную помощь и назначил курс лечения.

Правонарушения психически здоровых подростков не должны оставаться без наказания. Мера наказания, как правило, определяется уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, в зависимости от тяжести правонарушения и возраста нарушителя закона. Однако помимо мер пресечения, целесообразно разобраться в причинах возникновения такого поведения. Для этого необходимо обратиться к психологу, который проведёт с ребёнком диагностику и поможет разобраться, из-за чего возникла такая проблема. В любом случае проявление девиантного поведения у подростка не должно быть пущено на самотёк.

Зачастую беседа с психологом, которая была проведена вовремя, помогает понять проблему ребёнка и найти пути её решения. Это, в свою очередь, поможет избежать проявлений девиантного поведения в будущем. А именно: поможет подростку научиться реализовывать свои потребности, не прибегая к совершению уголовно и административно наказуемых деяний, а также снизит риск возникновения алкогольной и наркотической зависимости.

Профилактика девиантного поведения достаточно проста.

Основная её суть заключается в формировании в достаточно раннем возрасте у детей нравственных привычек – устойчивых потребностей совершать нравственные поступки. К нравственным привычкам можно отнести правила общения, культуры поведения, дисциплину, вежливость, внимание к окружающим, честность по отношению к себе и другим, ответственность за свои поступки. При их сформированности проблема нарушения моральных и правовых норм отпадает сама собой.

Ещё одно очень важное профилактическое действие заключается в проведении профилактических бесед с детьми и подростками, касающихся различных асоциальных явлений. В них должны быть включены такие аспекты:

  • объяснение опасности асоциальных явлений для жизни и здоровья как своих собственных, так и окружающих;
  • объяснение последствий, к которым может привести девиантное поведение, и какие меры наказания предусмотрены для правонарушителей.

Также очень важно наблюдать за поведением ребёнка. Родителям нужно знать, чем интересуется подросток, кто его друзья, как он проводит своё свободное время. Но при этом не давить его гиперопекой и излишним контролем и давать возможность выбора.

Как правило, в таком случае у ребёнка не будет причин вести себя асоциально. Если же всё-таки у подростка начали проявляться отклонения в поведении, родители, интересующиеся жизнью своего ребёнка, могут вовремя это заметить и провести с ним беседу или же обратиться к квалифицированному психологу за помощью.

Соблюдение таких достаточно простых мер поможет избежать проявления у ребёнка девиантного поведения и обезопасить его и окружающих.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 221434

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]