Особенности суицидального поведения детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.
Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.
Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
- недостаток сна или повышенная сонливость;
- нарушение аппетита;
- признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- усиление чувства тревоги, печальное настроение;
- признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
- неряшливый внешний вид;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- отдаление от семьи и друзей;
- излишний риск в поступках;
- выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
- открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше этого выносить»; «Жить не хочется»; «Никому я не нужен».
Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
Профилактика суицидального поведения. Рекомендации педагогам
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ –
универсальный термин, включающий в себя все разновидности и проявления психической деятельности, направленные на лишение себя жизни.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Психологический смысл подросткового суицида – это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти неотчётливо, инфантильно.
- Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир. Также она видится средством наказать обидчика, «который потом пожалеет». В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.
- У подростков суицидальное поведение может стать подражательным. Особенно подражательность свойственна внушаемым детям. Они могут увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.
- В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
- 70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной, как правило, является неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
- Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.
Три группы характерных признаков, по которым нетрудно догадаться, что подросток задумал совершить суицид.
- 1.Словесные признаки:
подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии.
- Прямо и явно говорит о смерти: «я собираюсь покончить с собой», «я не могу так дальше жить».
- Косвенно намекает о своём намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой», «тебе больше не придётся обо мне волноваться».
- Много шутит на тему самоубийства.
- Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2.Поведенческие признаки.
- Раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами, делает письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
- Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие, как:
- — в еде (ест слишком мало или слишком много);
- — во сне (спит слишком мало или слишком много);
- — во внешнем виде (например, становится неряшливым);
- — в школьных привычках (пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками), проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении;
- — замкнулся от семьи и друзей;
- — стал чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
- Проявляет признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
- Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
3.Ситуативные признаки: подросток может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема).
- Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
- Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критически настроен по отношению к себе.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- Профилактика суицидов среди населения осуществляется путем межведомственного взаимодействия систем здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций, волонтерских движений, представителей религиозных конфессий и средств массовой информации.
Выделяют первичную, вторичную, третичную профилактику суицидов.
- Первичная профилактика(собственно превенция) направлена на предотвращение суицидального поведения как такового, предполагает вовлечение всех социальных институтов и общественности.
- Это считается необходимым, но является нерешенным как в стране, регионах, так и в муниципальных образованиях, так как осуществляются в основном медицинские (психиатрические) меры, которые не могут выполнить весь объем профилактической работы.
По данным различных авторов, первичная профилактика должна сосредотачивать свое основное внимание на проблемах молодежи и одиноких лиц пожилого возраста.
- Первичная профилактика включает в себя: 1) социальные меры:
- — повышение образовательного и общекультурного уровня населения, формирование антисуицидальной личностной позиции. В качестве стратегических мишеней для суицидологической превенции у подростков рассматривается развитие у них навыков совладающего поведения со стрессом, улучшение отношений в семье;
- — осуществление политики занятости населения, включая решение проблемы безработицы;
- — укрепление института семьи и брака;
- — организация психологической подготовки к уходу на пенсию, потере супруга;
- — организация досуговой деятельности;
- — укрепление религиозных чувств;
- — антисуицидальная пропаганда в средствах массовой информации, в том числе и использование короткометражных фильмов и учебных видеофильмов по профилактике депрессивных расстройств и суицидов, предназначенных для показа широкой аудитории;
- — телевизионные программы, посвященные вопросам внутрисемейных кризисов, проблем старения и др.;
- — создание добровольных благотворительных организаций с целью предупреждения самоубийств;
- — запретительные меры (сокращение потребления населением спиртных напитков; ограничение доступности огнестрельного оружия, ядовитых химических соединений, лекарственных препаратов);
- — грамотное освещение в СМИ случаев суицидов: ограничение наглядных представлений, излишних описаний и изображений суицидальных актов, избегание героизации и романтизации в подаче материала;
- -борьба с интернет-ресурсами, пропагандирующими суицид («группы смерти», «синие киты»и т.д.)
Первичная профилактика включает в себя: 2) медицинские меры:
- — своевременное выявление и лечение лиц с аффективной (депрессивной) патологией, алкогольной зависимостью и другими психическими расстройствами;
- — специальная подготовка студентов-медиков, врачей первичной медицинской сети и прочих специалистов (психологов, педагогов, специалистов по социальной работе и др.) по своевременному выявлению психических расстройств (особенно депрессивных) во всех возрастных группах и профилактике суицидального поведения;
- — проведение специальных программ для врачей-психиатров;
- — подготовка врачей-суицидологов.
- Вторичная профилактика (интервенция)
направлена на своевременное выявление пресуицидального периода, купирование уже развившегося суицидального поведения и предупреждение смертельного исхода суицидальной попытки (проведение безотлагательных общемедицинских мероприятий).
- Третичная профилактика (поственция)
направлена на предотвращение повторных покушений на самоубийство, оказание психосоциальной, медицинской помощи суицидентам, а также оказание психологической, а при необходимости и психиатрической помощи родственникам суицидента.
Задачи вторичной и третичной профилактики в основном осуществляются медицинскими службами, особая роль принадлежит суицидологическим службам.
- Перед образовательными учреждениями в основном стоят задачи первичной профилактики.
Для профилактики суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях необходимо выстроить целостную систему
совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и
родителей на постоянной основе, направленную на активное приспособление ребенка к социальной среде, формирование у школьников позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости .
При организации профилактики суицидального поведения среди детей и подростков педагогам рекомендуется следующее:
- 1. Изучение теоретических аспектов проблемы суицидального поведения с позиции философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики и использование соответствующей информации в работе с учащимися и родителями.
- 2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание им экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- 3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- 4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп при возникновении трудных жизненных ситуаций.
- 5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи ребенку и защиты его законных прав и интересов.
- 6. Формирование позитивного образа Я, понимание уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Рекомендации для педагога-психолога по профилактике суицидального поведения
- Психологу необходимо проводить регулярные занятия с учителями и родителями по профилактике суицидального поведения у детей и подростков.
- Необходимо выявлять детей и подростков в кризисных состояниях, в ситуациях конфликта с одноклассниками и т.д., находясь в постоянном контакте с педагогами и родителями, проводя периодические тестирования.
- Проводить работу по снятию негативных эмоций и помощи в разрешении конфликтных ситуаций.
- Обучать навыкам и умениям преодоления стресса.
- Оказывать подросткам психологическую поддержку с привлечением семьи, друзей и т.д.
- При необходимости включать подростка в группу социально-психологического тренинга.
Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо:
- — снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации;
- — уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение;
- — сформировать компенсаторные механизмы поведения;
- — сформировать у подростка адекватное отношение к жизни и смерти.
- При подозрении на психические расстройства у ребенка психологу необходимо проинформировать родителей и рекомендовать консультацию психиатра.
- В образовательных учреждениях целесообразно разместить следующую информацию:
- ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ :
- 8-800-2000-122
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
- постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
- оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь,
- оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги,
- внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
- не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Профилактика суицидального поведения
Врач отделения функциональной диагностики Горская Л.М.
Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем.
C теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70. По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. Установлено, что свыше 90% лиц, умерших вследствие суицида, имели в анамнезе психические патологии, в большинстве случаев – депрессивные состояния.
Хотя на протяжении нескольких столетий проводились многочисленные изучения суицидального поведения в целях дать теоретическое обоснование этому явлению, на сегодня отсутствует единая теория, объясняющая биологическую природу самоубийств. Среди разнообразных концепций можно выделить три основные теории суицида: психопатологическую, психологическую и социологическую.
По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.
Истинные (подлинные) суицидальные действия, хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство.
Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Намеки окружающим и зачастую явно театральные действия – это своеобразный, хоть и абсолютно нелогичный и неоправданный метод провести диалог с близкими людьми.
К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость. Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное.
Особенное внимание необходимо уделять тем лицам, которые в прошлом уже совершали суицидальные попытки, имеют депрессивную или аффективно-лабильную конституцию и страдают психическими патологиями. Исследования Международной Ассоциации Предупреждения Суицида (International Association for Suicide Prevention), проводимые со второй половины прошлого века, показали, что от 20% до 50% жертв свершенных самоубийств делали попытки покончить жизнью в прошлом.
Среди основных причин суицида выделяют генетическую предрасположенность, низкий уровень жизни в семье, потеря близкого родственника, проблемы в семейных отношениях, психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте, алкоголизм и наркотическая зависимость и т.д.
Психогигиеническая профилактика суицидального поведения является сегодня одной из базисных задач современного общества. Существуют первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток.
Первичная профилактика суицидального поведения включает:
- совершенствование уровня социальной жизни людей;
- воспитание позитивно ориентированной личности;
- ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.
С целью воплощения в жизнь мер по вторичной профилактике суицидальных действий разработана программа профилактики суицидального поведения, включающая:
- выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности;
- разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения;
- раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями;
- коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики.
Большинство современных суицидологов сходится во мнении, что комплексная работа по профилактике суицидального поведения должна быть непременно устремлена на решение следующих базисных задач:
- своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства;
- раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций;
- лечение постсуицидальных состояний;
- регистрация самоубийств и учет попыток;
- социально-трудовая реадаптация;
- проведение среди населения масштабной психогигиенической работы.
Существует несколько общих рекомендаций, направленных на предвосхищение самоубийства. Задача предупреждения суицидов заключается в умении распознать признаки опасности, принятии индивида как личности, установлении заботливых взаимоотношений. Кроме того, человек, собирающийся встать на путь самоуничтожения, нуждается во внимании. Он хочет, чтобы его выслушали, не осуждая, обсудили с ним его боль или проблему. Сталкиваясь с угрозой попытки суицида, не нужно спорить с потенциальным самоубийцей и проявлять агрессивность.
Если кризисная ситуация выявлена, то необходимо выяснить, каким образом индивид ранее разрешал подобные ситуации, поскольку это может стать полезным в решении нынешней проблемы. Также рекомендуется выяснить у индивида, подумывающего о самоубийстве, что для него осталось позитивно значимым. Необходимо выяснить степень риска совершения самоубийства.
Не нужно оставлять одного человека в ситуации высокого риска совершения попытки ухода из жизни. С индивидом, решившимся на суицид, рекомендуется проводить все время, пока не минует кризис либо не прибудет профессиональная помощь.
Субъекты, совершающие действия, направленные на осознанное прекращение своего существования, характеризуются наличием суицидогенных личностных особенностей, которые проявляются в определенных ситуациях. Поэтому современная психология успешно разрабатывает последние десятилетия разнообразные пакеты диагностических методов, которые позволяют, как можно раньше выявить кризис или начало его формирования и оказать индивидуально либо в группе необходимую психотерапевтическую, коррекционную или консультативную помощь.
Значимыми критериями диагностики для установления повышенной вероятности зарождения суицидальных поведенческих реакций являются фрустрация, тревожность, агрессивность и ригидность.
При высоком суицидальном риске рекомендуется индивидуальная психотерапия или психологическое консультирование, основным результатом которого для индивида является понимание, что он услышан и появления чувства, что он не одинок.
Рекомендации родителям
Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р
Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.