Лечение аутизма у детей: как адаптировать ребенка в социуме?

Лечение аутизма у детей: как адаптировать ребенка в социуме?

В наличии

Аутизм — расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается дефицит эмоциональных проявлений Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом в сфере коммуникации и общения. В переводе…

Аутизм — расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается дефицит эмоциональных проявлений

Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом в сфере коммуникации и общения. В переводе слово “аутизм” означает — направленный во внутрь себя, ушедший в себя человек. В зависимости от формы и степени аутизма, когнитивные способности могут быть снижены или сохранены.

Аутизм или расстройство аутистического спектра часто заменяют аббревиатурой (РАС). РАС относится к группе расстройств развития нервной системы.

Простыми словами: «Аутизм

— это нарушение психического развития, проявляется как дефицит социальных взаимодействий. При расстройствах аутистического спектра наблюдаются повторяющиеся действия и ограниченный круг интересов».

Виды расстройств аутистического спектра

На сегодня существует несколько разновидностей аутизма:

Ранний детский аутизм

Также, его называют синдромом Каннера. Чаще всего данный вид аутизма можно наблюдать в первые годы жизни ребенка, иногда даже в первые месяцы жизни.

При раннем детском аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • отказ от общения с близкими;
  • тотальная привязанность или полная отрешенность от коммуникации с мамой;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • отказ от еды;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • повторяющиеся движения, привязанность к ритуалам.

Атипичный аутизм

Такую форму аутизма можно наблюдать в более позднем возрасте ближе к подростковому периоду.

При атипичном аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • симптомы носят поверхностный характер, мало выражены;
  • средний уровень интеллекта;
  • наличие разного рода таланта, одаренность к какой-то деятельности;
  • заторможенность речи.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма встречается чаще у мальчиков. Данный вид аутизма считается легкой формой и достаточно легко поддается коррекции.

При синдроме Аспергера, наблюдаются такие особенности поведения:

  • низкий уровень эмпатии и умения сопереживать;
  • нарушена социальная активность, сложности в коммуникации. Часто ребенок не понимает, и не готов принимать правила и социальные нормы;
  • интеллект не страдает, чаще приобретает особый характер.

Синдром Ретта

Достаточно тяжёлая форма аутизма, встречается только среди девочек. При синдроме Ретта наблюдаются такие особенности поведения:

  • малоподвижность конечностей и однообразность их движений;
  • рассредоточенность внимания;
  • возможны судорожные припадки;
  • отсутствие речи, или очень маленький словарный запас.

Атипичный аутизм у детей: диагностика, симптомы, лечение в Царицыно

Атипичный аутизм (первазивного расстройства развития (PDD))— общее расстройство развития, проявляющееся в возрасте до трёх лет аномальным функционированием во всех видах социального взаимодействия, общения, ограниченным, повторяющимся поведением.

Атипичный аутизм— общее расстройство развития, которое характеризуется нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимся или стереотипным поведением, неравномерным умственным развитием часто с умственной отсталостью.

Атипичным аутизмом считается также атипичный детский психоз, отсталость в работе головного мозга с определенными признаками аутизма. Нередко детям, страдающим атипичным аутизмом, ставят совсем другой диагноз, в частности, — шизофрения. Специалисты подтверждают, что диагностика затруднена, и является довольно сложной. В большинстве случаев, родители консультируются у многих врачей различной специализации, в том числе, включается психиатр, невролог, не исключается и отоларинголог. Диагностика основывается на истории развития и наблюдении за развитием ребенка. Лечение состоит из поведенческой терапии и иногда медикаментозного лечения.

Атипичный аутизм проявляется в первые годы жизни. У большинства детей причина заболевания не известна, хотя признаки предполагают роль генетического компонента. У некоторых детей аутизм может вызываться органическим заболеванием.

Классификация аутистических расстройств:

  • Общие расстройства психологического развития.
  • Детский аутизм (начало от 0 до 3 лет).
  • Аутизм процессуальный (начало до 3 лет)

Атипичный аутизм:

— атипичный детский психоз (начало в 3-5 лет); — умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.

  • Синдром Ретта.
  • Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция, симбиотический психоз).
  • Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
  • Синдром Аспергера.

Основная симптоматика атипичного аутизма :

  • Нарушены навыки общения, что может выражаться, например, в неспособности поддерживать зрительный контакт.
  • Отсутствует стремление или наблюдаются сложности при завязывании дружеских отношений.
  • Сложности, касающиеся увеличения словарного запаса, или потеря ранее приобретенных языковых навыков.
  • Трудности в общении с окружающими.
  • Слабые речевые навыки
  • Неспособность участвовать в ролевых играх, отсутствие воображения.
  • Буквальное восприятие речи и непонимание различных смысловых оттенков слов.
  • Трудности в понимании невербального языка.
  • Непонимание эмоций других людей, неуместность реакции или кажущаяся безэмоциональность.
  • Приверженность к четкому соблюдению распорядка и рутинному образу жизни.
  • Самостимулирующее поведение, например, взмахи руками или раскачивание взад и вперед.
  • Странные игры, например, они могут часами подбрасывать какой-либо предмет или закреплять что-либо, например, плитку для пола.
  • Сложности при обработке информации органов чувств и нестандартная реакция на необычные запахи, звуки, вкусы, образы, текстуры или цвета.

Для детей с атипичным аутизмом свойственна повышенная чувствительность органов зрения, слуха, нюха, касания.

Дети — аутисты вместо вербальной коммуникации могут использовать язык жестов. У детей с атипичным аутизмом наблюдаются трудности при усвоении и понимании языка жестов.

Степень проявления симптомов этой формы психического расстройства может быть самой разной. Один ребенок отличается достаточно высоким уровнем развития, другой с трудом объясняется словами и не находит взаимосвязи с окружающими людьми. Если патология протекает в легкой форме, то не заметить отклонения у детей могут не только родители, но и опытные специалисты.

Атипичный аутизм – это заболевание, для лечения которого пока не изобретено никаких эффективных средств или методов. На сегодняшний день существует лишь возможность симптоматической терапии, направленной на устранение одного симптома за другим. Некоторые дети лучше всего реагируют на индивидуальную терапию, в то время как другие обнаруживают улучшение при занятиях в группе.

Терапию следует применять на протяжении длительного периода даже в тех случаях, когда атипичный аутизм носит слабо выраженный характер.

В клинике Царицыно опытный врач невролог подберет для каждого ребенка индивидуальный метод лечения, в зависимости от его потребностей.

УслугаСтоимость
1Консультация детского невролога первичная с осмотром1000 руб.
2Консультация детского невролога повторная800 руб.
3Составление схемы леченияот 500 руб.
4Выдача справок в бассейн (лагерь, детский сад и т.д.)от 600 руб.

Медицинский центр в Марьино: Перервинский б-р., д.21.корп.1, телефоны , (495) 658-99-08

Клиника в Царицыно (филиал Марьино): ул Бирюлевская д. 56 стр.2. телефоны; (499) 218-24-98

Причины аутизма рассматриваются через призму разных теорий

Биологическая теория

В данной теории причиной появления аутизма выступает повреждение головного мозга. Ряд исследований показали, что мозг у детей с РАС имеет ряд структурных и функциональных особенностей.

Генетическая теория аутизма

Данная теория предполагает, что аутизм может проявиться при ломкой хромосоме Х, а также при высокой степени мутации генов или генного полиморфизма.

Теория поствакцинального появления аутизма

Данная теория не имеет особого научного подтверждения. Предположительно, развитию аутизма предшествует интоксикация ртутью. Данная гипотеза подтверждена только наблюдениями родителей, которые прослеживается связь между вакцинацией и проявлением аутистических особенностей поведения ребёнка.

Теория нарушения обмена веществ

Появление активных черт поведения наблюдается при фенилкетонурии, мукополисахаридозе, гистедемии.

Опиоидная теория возникновения аутизма

В таком случае появлению аутизма предшествует, попадание в организм опиоидов, которые оказывают огромную нагрузку на нервную систему человека.

Аутистические проявления

Как правило, аутизация начинается в самом раннем возрасте. При этом у ребенка наблюдаются:

  • отрешенность от внешнего мира;
  • стремление к частой самоизоляции;
  • пониженный или повышенный ответ на сенсорные возбудители;
  • сложности в межличностных отношениях;
  • затрудненная коммуникация;
  • однообразие действий.

Кроме того, фиксируется неспособность к абстрактному мышлению, невозможность сосредоточиться, проблемы с исполнительными функциями. Но тоже самое присуще некоторым формам шизофрении, то есть данные признаки — это не то, чем отличается аутизм от шизофренического расстройства.

Симптомы данного заболевания в различных случаях могут иметь разные сочетания. В соответствии с этим классифицируют различные виды аутизма. Классификация имеет довольно размытый характер, и ее границы очень условны. Аутизм был выделен как отдельное заболевание сравнительно недавно. Многие вопросы диагностики и лечения этой болезни до сих пор находятся в стадии обсуждения.

Любопытно то, что аутизм у мальчиков встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Точные причины этого не установлены, но есть определенные теории. Согласно одной из них, в женском организме находится защитный геном, который в большинстве случаев не дает развиваться данной патологии. По другой гипотезе у девочек просто лучше развиты коммуникативные навыки, поэтому легкие формы аутизма у них зачастую остаются незамеченными.

Симптомы аутизма можно разделить на три группы

Нарушение в сфере социального взаимодействия:

  • отсутствие интереса к другим людям
  • отсутствие желания участвовать в какой-либо деятельности
  • низкий уровень интереса
  • отсутствие навыка копирования, как способа наследовать поведение значимых взрослых
  • ребёнок может не замечать отсутствие или присутствие родителей
  • отсутствие реакции при обращении к нему по имени
  • отсутствие желания и интереса к каким либо играм основанным на взаимодействии
  • проявление сопротивления при объятьях
  • нарушения в сфере коммуникации
  • избегание контакта “глаза в глаза”
  • эхолалии — автоматическое повторение каких либо слов без обращения к кому-либо
  • могут владеть богатым словарный запасов, но не используют его при общении и коммуникации

Нарушение в сфере коммуникации:

  • аутизм характеризуется стереотипностью и ограниченностью поведения и реакций
  • однообразие игр и интересов
  • присутствием навязчивых движений

«Единственной предсказуемой чертой аутизма является непредсказуемость, единственным постоянным признаком – непостоянство.»

Проявление нарушений действий:

  • продолжительное рассматривание какого-либо предмета в пространстве
  • раскачивание на месте, бег по кругу, кружение вокруг своей оси
  • отсутствие сюжета в играх на взаимодействие
  • желание есть несъедобное
  • хождение на цыпочках
  • нарушение мелкой моторики, сложности в удержания предметов
  • повышенное слюноотделение из-за сильно гипертонуса мышц
  • неприятие нового и незнакомого
  • неприятие прикосновений, объятий
  • самоповреждение
  • отсутствие ощущения опасности
  • нарушение сна
  • особенности пищевого поведение, сильная привязанность к определённом набору продуктов

Аутизм

Понятие «аутизм», по мнению многих психиатров, несмотря на неоднократные попытки дать определение «аутистическому спектру симптомов», остается достаточно расплывчатым.

Создается впечатление что аутизм — сложный синдром, возможно, интегрирующий ряд проявлений шизофрении, включая когнитивные и эмоциональные нарушения, а также изменение поведения.

По Е. Блейлеру (1911) аутистическое мышление оторвано от реальности, суждения формируются в согласии не с логикой и реальными фактами, а с аффективными потребностями больного.

Согласно G. Benedetti (1983), аутизм и первичные симптомы расщепления являются двумя сторонами одного болезненного процесса. При этом аутизм трактуется автором как защитно-компенсаторная реакция на расщепление.

Многими исследователями подчеркивалось, что аутизм в какой-то мере исключает сопереживание.

Больные становятся мало доступными для естественных внешних раздражителей. Окружающий мир, физическая реальность привлекает их в гораздо меньшей степени, чем собственный внутренний мир, по мнению пациентов, более интересный и глубокий.

Аутизм усиливается при бреде и онейроидном помрачении сознания.

Больные стремятся к изоляции, становятся замкнутыми, малоразговорчивыми, формально контактируют с окружающими, проявляя равнодушное отношение даже к близким людям. «Они … уходят в тихий, невозмутимый мир своих призраков» (Шюле Г., 1988).

Пассивность, достаточно частый спутник аутизма. Больной может длительное время не выходить из дома и долго лежать в постели. Здесь имеет место нарушение социальных коммуникаций, сужение круга общения и, главное, потребности в нем.

Дифференциальная диагностика симптомов аутизма при шизотипических, шизоаффективных расстройствах и параноидной шизофрении представлена в таблице 13.

Синдром аутизма включает в себя признаки измененного мышления: усиление пассивного воображения и нарушения логики рассуждений. Больному шизофренией с отчетливыми симптомами аутизма трудно поставить себя на место другого человека, распознать его чувства, понять что последний имеет в виду, какой смысл вкладывает в свои слова и каковы его намерения.

Исследования показали, больной шизофренией независимо от того, насколько развит его интеллект, испытывает трудности понимания неверных высказываний и обмана.

При аутизме прослеживаются определенные пересечения со сложностью понимания самого себя, недостаточностью автобиографической памяти, нарушением способности к рассуждениям.

Таблица 13. Дифференциальная диагностика симптомов аутизма при шизотипических, шизоаффективных расстройствах и параноидной шизофрении

Расстройства шизофренического спектра Шизотипические расстройства Шизоаффективные расстройства Шизофрения
Поведение Изменение внешнего поведения, его стереотипность Пассивное подчинение Амбивалетность поведения
Социальные коммуникации Изменение социальных коммуникаций, отгороженность, нелюдимость, падение интереса к общественной жизни Сужение круга интересов Социальная отгороженность, замкнутость
Мышление Нарушение адекватности поставленных целей, вследствие переключения на мир желаемой воображаемой действительности Падение творческого потенциала Резонерство, аморфность мышления. Различные формы аутистического мышления: сверхценные и бредоподобные варианты, бредоподобное фантазирование
Особенности личности Интровертированность, снижение психической гибкости и пластичности личности, ригидность Нивелировка

индивидуальных свойств темперамента

Апатия, абулия
Отношение к болезни Тотальная анозогнозия Нозогнозия (сдвиг болезни в прошлое, психологизация и соматизация, признание отдельных признаков заболевания Частичная анозогнозия

Сторонники З. Фрейда интерпретировали аутизм и снижение активности как неудачную попытку патологической компенсации, «отрыв от установки на реальность». Таким образом, отрицался биологический генез ряда проявлений шизофрении.

Согласно информационной теории, особенно популярной в 60-70-е годы ХХ столетия, блокировка информации при неспособности мозга адекватно ее перерабатывать способствует появлению аутизма при шизофрении (Нуллер Ю.Л., 2000).

В детском возрасте первые описания аутизма принадлежат H. Asperger («Аутистические психопатии в детском возрасте», 1944) и L. Kanner («Нервный ребенок», 1943 ). Интерес к аутизму детского возраста существенно усилился после работ L. Wing (1981). Заболеваемость аутизмом составляет 10 на 10000 населения, синдромом Аспергера — 2 на 10000 населения. Мальчики заболевают чаще, чем девочки, в примерном соотношении, согласно МКБ-10 8:1. Дифференциальная диагностика аутизма и синдрома Аспергера в связи с некоторой социальной запущенностью, нарушением общения, ограниченными интересами, стереотипным поведением обычно проводится с такими психическими расстройствами, как обсессивно-компульсивные, шизоидные/шизотипические изменения личности, социальная фобия и шизофрения.

Лечение аутизма у ребенка

Аутизм не поддается полному излечению. Но, подобрав подходящие психологические и педагогические методы и соответствующее медикаментозное лечение, мы можем достичь максимальной социализации и реабилитации ребенка, у которого есть аутистические черты поведения. Чтобы повысить качество жизни ребенка с РАС и дать ему шанс на полноценную жизнь в будущем, необходим комплексный подход в реабилитации и социализации, соединяющий в себе медикаментозную и не медикаментозную терапию.

Терапия для детей с РАС складывается из двух основных компонентов:

Немедицинская психотерапия

  • Поведенческая терапия – это основа социализации ребёнка с РАС. Данный вид терапии способствует коррекции особенностей поведения, что в последующем времени приводит к развитию навыков коммуникации.
  • Обучение по программе TEACCH. Метод заключается в визуальной подачи всего того, что необходимо освоить ребенку. Наглядные пособия, картинки, вызывают стойкий интерес у ребенка с РАС, тем самым способствуют развитию познавательной активности.
  • Логопедия, речевые занятия, улучшают речь и коммуникативные навыки. Часто занятия с логопедом способствуют повышению вербального общения.
  • Поведенческая терапия помогает приобрести навыки самообслуживания, социальные навыки и способствуют уменьшению симптомов неадаптивного поведение.
  • Прикладной анализ поведения (ABA) — широкого спектра методов, используемых для лечения аутизма и многих других форм поведения. Метод сосредоточен на обучении индивидуальным задачам с использованием принципа: стимул, реакция и вознаграждение.
  • Модель SCERTS — это образовательная модель для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Аббревиатура означает акцент на: SC, ER и TS. SC — социальная коммуникация, развитие функциональной коммуникации и эмоционального выражения. ER — эмоциональная регуляция — развитие хорошо регулируемых эмоций и способности справляться со стрессом. TS — транзакционная поддержка — реализация поддержки, чтобы помочь семьям, педагогам и терапевтам реагировать на потребности детей, адаптировать среду и предоставлять инструменты для улучшения обучения.
  • Анималотерапия. Применение анималотерапии, в особенности канистерапии обеспечивает положительную динамику в социализации и коммуникации при РАС. Получая в доступной игровой форме знания о естественных процессах в животном мире, ребенок с РАС учится самостоятельно наблюдать, анализировать, обобщать. Занятия с собакой – терапевтом способствуют повышению общительности и контактности детей с аутистическими чертами.
    Благодаря собаке ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь. Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться. После недолгого общения с ребенком с аутизмом можно заметить, что он сначала замечает собаку, а затем и своих родителей. До этого же он мог совсем не реагировал на окружающих.
    Посетить занятия с профессиональными собаками – терапевтами Вы можете,записавшись на занятие канистерпапиив наш центр.

Медикаментозная терапия

Это комплекс препаратов для улучшения работы головного мозга. Ранее мы подробно описали данный вид лечения при расстройствах аутистического спектра.

Второстепенная роль в лечении и реабилитации при аутизме отводится медикаментозной терапии. Данный вид лечения эффективен при использовании в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.

Основная задача медикаментозного лечения

– это устранение и нейтрализация симптомов снижающих эффективность при педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, стереотипы, двигательная расторможенность, аутоагрессия, негативизм. Также
некоторые медикаменты стимулируют деятельность головного мозга, тем сами активируют процессы памяти и мышления.

Группы препаратов, применяемых при комплексном лечении аутизма:

  • Ноотропные препараты. Медикаменты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости центральной нервной системы к психическим нагрузкам.
  • Антидепрессанты. Считается, что антидепрессанты седативного действия могут способствовать улучшению контакта с ребенком.
  • Транквилизаторы. Их применения показано при сильно выраженных страхах, высоком уровне тревоги.
  • Нейролептики. Данная группа медикаментов используется для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые способствуют повышению речевой активности, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.

ВАЖНО! Необходимость медикаментозного лечения, и назначения препаратов производится строго врачом после проведения диагностики. Помните, что самолечение опасно!

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

НЕ ВЕРЬТЕ МИФАМ ПРО АУТИЗМ: ОСНОВНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ И ИХ РАЗОБЛАЧЕНИЕ

ЭТО НЕПРАВДА: АУТИЗМ — БОЛЕЗНЬ, АУТИСТОВ НАДО ЛЕЧИТЬ

Аутизм не болезнь в общепринятом понимании. Да это расстройство, но основывается оно на врожденной повышенной чувствительности к внешним раздражителям, из-за нее человек испытывает сильные перегрузки. Правильнее говорить, что аутиста НЕ ЛЕЧАТ, а корректируют и обучают контролировать перегрузки, справляться с повышенной тревожностью, в приемлемой форме сообщать окружающим людям о своих ощущениях и потребностях; учить справляться с не комфортными для них ситуациями.

ЭТО НЕПРАВДА: ВСЕ АУТИСТЫ НЕВОСПИТАННЫЕ И НИЧЕГО С ЭТИМ НЕ ПОДЕЛАЕШЬ

Многие аутисты очень воспитанные и тактичные, другие грубые и прямолинейные – в этом может быть виноват не сам аутизм, а отсутствие своевременной помощи (ребенок не участвовал в специальных развивающих программах). Этим «страдают» все люди. Частые перемены настроения аутичных людей и раздражительность вызваны сенсорной перегрузкой. Вот почему аутичного ребенка нужно учить справляться с этими перегрузками.

ЭТО НЕПРАВДА: У ДЕТЕЙ АУТИСТОВ ВСЕГДА ЗАДЕРЖКА В РАЗВИТИИ

Аутисты, как и все другие люди, могут быть гениями, а могут иметь низкий уровень интеллекта. Уж точно аутизм и умственная отсталость – не синонимы. За отклонения в развитии из-за незнания принимают трудности обучения детей-аутистов. Им не подходит традиционная программа обучения. Часто самостоятельное изучение предмета может быть гораздо эффективней.

ЭТО НЕПРАВДА: АУТИСТАМ НЕ НУЖНО ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

Им не свойственно быть дружелюбным с каждым прохожим, это правда. Более того, им тяжело идти на контакт с человеком, который им не симпатичен. На самом деле отношение к незнакомцам и несимпатичным людям одинаково у всех, просто аутисты не умеют надевать «искусственные маски» (улыбаться, когда этого не хочется, говорить комплименты лишь бы завоевать доверие и пр.).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]