2.5. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К. К. ПЛАТОНОВА
Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:
• отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
• внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
• каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
• объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;
• исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: « личность как сумма психических свойств,
«личность как опыт человека, « биологизация личности, « социологизация личности.
Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:
1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это – формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К. К. Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.
2. Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». К. К. Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.
Подструктура опыта у Платонова
Следующая подсистема, которая говорит о психологических механизмах приобретения опыта, Платоновым трактуется как социально-биологическая характеристика субъекта. В этом пункте объединяются знания, умения, привычки и навыки как генетически обусловленные свойства личности. Социальная структура личности Платонова говорит о том, что эти параметры относятся именно к ее свойствам. Свою теорию он объясняет тем, что в процессе обучения приобретенные знания или навыки для человека становятся типичными, обычными и неотъемлемыми. Поэтому начинают относиться к свойствам личности субъекта. Если говорить о соотношении социального и биологического в этой подсистеме, то первого здесь больше, так как на первый план выступает обучение. А оно относится к психолого-педагогической характеристике.
Основная часть
2.1. Теории личности в отечественной психологии
В 1931 г. Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии — проблема личности и ее развития». Примерно в это же время, в 1937 году Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезировать оказалась неудачной, и Олпорт вынужден был отказаться от определения личности.
К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности:
1917-1936 гг.- личность как профиль психических черт;
1936-1950 гг.- личность как опыт человека;
1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст;
1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.
С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности. В 1969 году состоялся Всесоюзный симпозиум по проблемам личности, который прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода.
К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).
Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, К.К. Платонова (Москва); А.Ф. Лазурского — В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург).
Проблема структуры личности
В психологической науке категория «личность» является одним из основных понятий. Личность обычно определяется как человек в контексте его социальных, приобретенных характеристик. Личность не включает в себя те характеристики человека, которые являются генотипическими или физиологическими.
С термином «личность» тесно связаны те характеристики, которые являются более или менее устойчивыми, свидетельствуют об индивидуальности человека и определяют его действия, значимые для других. Личность — это социальное лицо, «маскировка» человека. Личность — высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности (В.Н.Мяшев). Личность — это совокупность общественных отношений, реализуемых в различных видах деятельности (А.Н.Леонтьев).
Личность — это совокупность внутренних состояний, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность — это социальный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторических процессов, проявляющийся в общении, деятельности и поведении (Хансен).
И.С. Кон: понятие личности относится к человеческому индивиду как члену общества, обобщает социально значимые характеристики, которые в нем интегрированы. Б.Г. Ананьев: Личность — это субъект социального поведения и общения. А.В. Петровский: Личность — это индивид как социальный индивид, субъект познания и объективного преобразования мира, противоречивое существо, обладающее языком и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: Личность — это индивид как носитель сознания. Б.Д. Парыгин: Личность — это интегральное понятие, характеризующее человека как объект и субъект биосоциальных отношений, объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-повторимое. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические характеристики и черты, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это трудноуловимое количество черт личности психологи пытаются условно уместить в ряд подструктур.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, которая включает в себя возрастные, гендерные особенности психики, врожденные характеристики типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает индивидуальные характеристики психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущения, мышления, способностей, которые зависят как от врожденных факторов, так и от обучения, развития, совершенствования этих характеристик.
Кроме того, уровень личности — это еще и ее индивидуальный социальный опыт, который включает в себя знания, навыки, умения и привычки, которые приобрел человек. Эта подструктура формируется в основном в процессе обучения и имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее направленность, которая включает в себя желания, хотения, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, черты характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию того сообщества, в которое включен человек.