Поведенческая теория личности.


Оральная фаза

Младенец, полностью зависящий от матери в получении удовольствия, пребывает в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической стадии, характеризующейся быстрым ростом. Оральная фаза развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением. В психологии ребенка господствует одно стремление — поглощать пищу. Ведущая эрогенная область этой стадии — рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка уже можно наблюдать различие между выражением удовольствия и неудовольствия. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

15.6. Поведенческая теория личности

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существуют два направления в поведенческой теории личности — рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных амери­канских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социаль­ного направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, являет­ся среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетическо­го или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности — труже­ника или бандита, поэта или торговца. Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного ре­флекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т. д.) являются результатом выработки классических условных ре­флексов. Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навы­ков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Оперантом Скиннер на­зывал любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной сис­темы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности — доброту или честность, агрессивность или альтруизм (Годфруа Ж., 1992; Скиннер Б. Ф., 1978).

По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии лично­сти играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например ожидание, цель, значимость и т. д. Бандура назвал поведение человека, детерминированное внут­ренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции — обеспечи­вать самоэффективность, т. е. совершать только те формы поведения, которые чело­век может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Роттер является еще большим когнитивистом, чем Бандура. Для объяснения поведе­ния человека он вводит специальное понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько пред­стоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, за­кладывается в детстве. В личности рациональные и ир­рациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других — нет.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детер­минировано внешними обстоятельствами. Мы часто ве­дем себя как марионетки и не осознаем последствий сво­его поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведен­ческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Пове­денческие признаки личности поддаются операционализации и объективному изме­рению.

В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. с. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, опре­деляется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования со­циального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокой­ной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека. А если вы грустны и печальны или отличаетесь повы­шенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы — продукт общества и воспитания.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводится только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека су­ществует своя экологически валидная иерархия подкреплений. Для ребенка наибо­лее мощным, после пищевого, подкреплением является активностное подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем — манипулятивное (поиграть, порисовать), да­лее — поссессиальное (от англ. possess

— владеть) подкрепление (посидеть на папи­ном стуле, надеть мамину юбку) и, наконец — социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т. д.).

Если в рамках рефлекторного направления поведенческой теории фактически от­рицается существование определенных блоков личности, то представители социально-наученческого направления считают выделение таких блоков вполне возможным.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока лично­сти. Основной блок — самоэффективность, которая является своего рода когнитив­ным конструктом «могу — не могу». А. Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детермини­рует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», — то он при­ступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», — то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвое­ния. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2) самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»;

3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т. д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».

Дж. Роттер выделяет два основных внутренних блока личности — субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации (Хьелл А., Зиглер Д., 1997).

Целостные свойства личности проявляются в единстве действия блоков субъек­тивной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их резуль­татами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный «локус контроля». «Экстерналы» — это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведе­ния, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» — это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внут­ренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках данной теории формулируется следующим образом: потому что в процессе воспитания этих людей поощряли за агрессивное поведение, их окружение состояло из агрессивных людей и само агрессивное поведение для них является субъективно значимым и доступным.

Анальная фаза

За оральным периодом следует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции.

Здесь ребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приобретает конфликтный характер. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенка как часть его Ego, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей, социализаторов ребенка.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, — аккуратность, опрятность, пунктуальность.

Сущность личности в бихевиоризме

Личность в теории бихевиоризма понимается, в первую очередь, в качестве реагирующего, действующего, обучающегося существа. Человек здесь запрограммирован на те или иные реакции, действие, поведение. Если изменить стимулы и подкрепления, то можно дать программу человеку на необходимое поведение.

Замечание 1

Личность человека в качестве совокупности поведенческих реакций, которые характерны для данного индивида, представляет собой основу теорий личности, включенных в бихевиориальное направление.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Общая характеристика теорий личности, относящихся к бихевиоральному направлению 490 ₽ Реферат Общая характеристика теорий личности, относящихся к бихевиоральному направлению 220 ₽ Контрольная работа Общая характеристика теорий личности, относящихся к бихевиоральному направлению 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Соответствующая поведенческая реакция может возникать на определенный стимул или ситуацию. Формула «стимул — реакция» представляет собой ведущую концепцию бихевиоризма. Закон эффекта Торндайка гласит: связь стимула и реакции усиливается при наличии подкрепления.

По теории личности подкрепление может быть положительным (например, похвала) или отрицательным (например, наказание, боль, неудача). Человеческое поведение, как правило, строится из ожидания позитивного подкрепления, хотя иногда может преобладать желание исключить негативное подкрепление.

Латентный период

После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5-12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру.

Ребенок проходит через множество изменений в развитии в течение этих лет, и сексуальная латентность скорее относительна, чем абсолютна. В некоторой степени ребенок отказался, разрешил или подавил либидные желания эдиповой фазы из-за развития Эго и Суперэго. Теперь родительские ожидания и запреты воспринимаются им более последовательно, как требования, направленные к его сознанию, а болезненные воздействия стыда и вины ограничивают поиск либидного удовлетворения

Бихевиоральные теории личности

С помощью гуманистической теории личности происходит исследование здоровых, гармоничных личностей, которые достигли верха личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие люди составляют только 1 – 4 % от общего количества населения, остальные же могут находиться на разных этапах и ступенях развития.

Активная позиция в отношении действительности, исследование и анализ реальности, а не бегство от нее, способность увидеть события собственной жизни такими, какие они есть, без использования психологической защиты, понимание того, что за негативными эмоциями скрыты проблемы, — все это дает возможность человеку понять себя, смысл жизни, достичь внутренней гармонии и стать самоактуализирующейся личностью.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Бихевиоральные теории личности представляют собой направление теоретической и экспериментальной психологии. В его основе лежит схема S — R (стимул — реакция). Теория была разработана в рамках американской психологии и имела в основе идеи И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представителями данного направления являлись Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард.

Рассматриваемую концепцию отличает особое внимание к выстраиванию и проведению экспериментальной процедуры, научной точности и контроля результатов. Методический арсенал бихевиоральной теории личности включает процедуру создания и развития связи воздействия на личность и определенного поведения.

С помощью бихевиоральной теории личности происходит изучение условий формирования, закрепления, исчезновения следующих феноменов:

  • Привычки,
  • Навыки,
  • Поведенческие образцы.

Личность здесь приравнена к промежуточным элементам, находящимся между стимулом и реакцией. Если не отрицать врожденные факторы, представители бихевиоризма занимаются изучением наблюдаемого поведения и определяющих поведение факторов среды.

Формирование личности необходимо рассматривать в качестве результата научения: подкрепления одних типов поведения и исключения других. Основные типы научения:

  • Классическое научение И. П. Павлова,
  • Оперантное научение Скиннера,
  • Угашение И. П. Павлова,
  • Имитация Бандуры.

Исследование основ и движущих сил развития личности может выступать в качестве анализа физиологических механизмов влечений. Принято выделять следующие типы побуждений: первичные (физиологические) и вторичные (психологические). Развитие личности осуществляется в ходе дифференциации, появления иерархии побуждений, появления новых образцов поведения на основании подкрепления.

Что касается вторичных побуждений, то со временем они постепенно могут стать ведущими. В этом процессе происходит усложнение системы подкреплений. Первичные подкрепления постепенно начинают терять свое значение, происходит дифференцирование реакций, обобщение их на основе речи, приобретение внутренней организации.

Кто разработал эту теорию?

Теория социального научения, основные идеи которой были озвучены учеными в начале прошлого века, создавалась в американских и канадских трудах авторов, таких как А. Бандура, Б. Скиннер, Р. Сирс.

Однако даже эти психологи, будучи единомышленниками, по-разному рассматривали основные положения созданной ими теории.

Бандура изучал данную теорию с точки зрения экспериментального подхода. Путем многочисленных экспериментов автор выявил прямую зависимость между примерами различного поведения и подражанием ему детьми.

Сирс последовательно доказывал, что ребенок в течение своей жизни проходит через три фазы подражания взрослым, первая из которых является бессознательной, а вторые две – осознанными.

Скиннер создал теорию так называемого подкрепления. Он полагал, что усвоение новой модели поведения у ребенка происходит именно благодаря такому подкреплению.

Таким образом, нельзя ответить на вопрос о том, кто из ученых разработал теорию социального научения, однозначно. Это было сделано в работах целой группы американских и канадских ученых. Позже эта теория стала популярна и в странах Европы.

Работы психолога Р. Сирса

Теория социального научения нашла свое воплощение и в трудах психолога Р. Сирса. Ученый предложил концепцию диадического анализа личностного развития. Психолог говорил, что личность ребенка формируется в результате диадических отношений. Это отношения между матерью и ее ребенком, дочери и матери, сына и отца, учителя и ученика и т. д.

При этом ученый полагал, что ребенок в своей развитии проходит как бы три стадии подражания:

— рудиментарное подражание (происходит в раннем возрасте на бессознательном уровне);

— первичное подражание (начало процесса социализации внутри семьи);

— вторичное мотивационное подражание (начинается с момента поступления ребенка в школу).

Важнейшей из этих фаз ученый считал вторую, которая была связана с семейным воспитанием.

Суть теории Бандуры

Автор теории социального научения – Бандура – полагал, что личность человека следует рассматривать во взаимодействии его поведения, социального окружения и познавательной сферы. По его мнению, именно факторы ситуационные и факторы предрасположенности детерминируют поведение человека. Ученый считал, что сами люди сознательно могут многое изменять в своем поведении, однако для этого очень важно их личное понимание сути происходящих событий и желание.

Именно этому ученому принадлежит мысль о том, что люди являются как продуктом собственного поведения, так и творцами собственного социального окружения и, соответственно, его поведения.

В отличие от Скиннера, Бандура не указывал на то, что все зависит от внешнего подкрепления поведения человека. Ведь люди могут не просто копировать чье-то поведение, наблюдая за ним, а читать о таких проявлениях в книгах или видеть их в кинолентах и прочее.

По мнению А. Бандуры, центральным понятием в теории социального научения выступает именно научение, сознательное или бессознательное, которое перенимает каждый рождающейся на земле человек от своего ближайшего окружения.

При этом ученый указывал на то, что поведение людей регулируется главным образом тем, что они понимают последствия своих действий. Даже преступник, идущий грабить банк, понимает, что последствием его действий может стать длительный тюремный срок, однако он идет на это дело, надеясь, что избежит наказания и получит крупный выигрыш, который выражается в определенной сумме денежных средств. Таким образом, психические процессы человеческой личности дают людям, в отличие от животных, способность предвидеть свои действия.

Полезная таблица: эволюция теории социального научения в течение прошлого столетия

Таким образом, рассмотрев работы ряда ученых, можно сделать вывод о том, что данная теория, возникнув в начале прошлого столетия, прошла долгий период своего формирования, обогатившись в работах многих ученых.

Сам термин возник в 1969 году в трудах канадца Альберта Бандуры, однако сама теория получила свое целостное оформление как в сочинениях самого ученого, так и его идейных последователей.

Эволюция теории социального научения, которую еще называют социально-когнитивной теорией, предполагает, что самым главным в жизни человека является пример поведения окружающих его людей.

Еще одним ключевым термином этой концепции стал феномен саморегуляции. Человек может изменять свое поведение по своему желанию. Более того, он может в своем сознании сформировать образ желаемого будущего и сделать все, чтобы его мечта стала реальностью. Люди, лишенные цели в жизни, имеющие размытые представление о своем будущем (таких называют «плывущими по течению»), многое теряют по сравнению с теми людьми, которые определились, каким они хотят видеть себя через годы и десятилетия. Другая проблема, которую застрагивают в своих работах в том числе и сторонники этой концепции: что делать, если цель не удается воплотить в жизнь?

Ведь в таком случае у человека возникает жгучее разочарование в жизни, которое может привести его к депрессии и суицидальным мыслям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]