Основные подходы к пониманию личности в современной психологии


Понятие личности в современной психологии

Определение 1
Личность – это человек в совокупности его приобретенных социальных качеств.

К личностным качествам человека не относятся его физиологические и генотипические свойства, так как они не связаны с жизнью в обществе и никак от нее не зависят.

Современная психология «вкладывает» в понятие личности только те свойства и качества, которые зависят в первую очередь от индивидуальности человека, круга его общения и взаимодействия, социальной сферы существования.

Таким образом, личность представляет собой отдельного человека, который взят в определенной системе его психических характеристик, социально обусловленных и проявляющихся в конкретных отношениях с иными членами общества.

Помощь со студенческой работой на тему Основные подходы к пониманию личности в современной психологии

Курсовая работа 460 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 190 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В структуру личности человека включают:

  • темперамент,
  • способности,
  • волевые качества,
  • характер,
  • мотивацию,
  • эмоции,
  • социальные установки.

Вопрос №9. Структура личности и различные подходы к её изучению в психологии.

Проблемы изучения структуры личности

:

1. Неявное отождествление структуры личности со структурой физического объекта, например с анатомической структурой организма. Это толкает на путь атомарного анализа личности, в ходе которого элементы личности теряют свойства целого. Пример ЛСВ про H2O. Яркие примеры подобного подхода – концепции, в которых структура механически собирается из набора различных факторов, параметров, черт личности или блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта, характера и т.п.

2. Обхождение вопросов, связанных с характером. Мейли: делит психические качества на 3 класса (темперамент, способности, мотивация), но отождествляет характер либо с темпераментом, либо с мотивацией. Томас тоже забивает на темперамент.

Стратегии изучения строения личности:

1. Конституционально-антропометрическая. Объект изучения – врождённые предрасположенности к реагированию, отождествляемые с темпераментом как ядром личности. Методические процедуры: «прямые методики» диагностики (опросники, антропометрические измерения и измерение других объективных проявлений организма). Поиск корреляции между субъективными и объективными переменными. Выявление типов характера, характер приравнивается к темпераменту. Кречмер, Шелдон, Конрад.

2. “Факторная” стратегия. Получила своё название из-за применения факторного анализа. Объект анализа: черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Структура личности как набор черт. Кеттелл, Айзенк, Гилфорд. Выделяют факторы, которые являются причинами выступающих на поверхности реакций человека. Позиция “доделки” врождённого средой.

3. “Блочная” стратегия.

Сбор структуры личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков». По вертикали степень выраженности биологического или социального в качестве критерия выделения подструктур личности.

На нижнем этаже выделяются (далее – снизу вверх)

1) Индивидные свойства – темперамент, половозрастные особенности, патология органических особенностей, в которых социального почти нет.

2) Блок психических процессов – охватывает индивидуальные особенности восприятия, мышления и т.д.

3) Блок прошлого опыта – память, навыки, знания.

4) Блок направленности – отношение личности к миру, ее моральные черты (почти нет биологического).

Личность – вместилище блоков. Структурные и генетические связи остаются невыявленными, разные подструктуры сливаются между собой.

4. Мотивационно-динамическая. В данный момент ведущая.

Под мотивацией в широком смысле слова понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. 3 класса мотивирующих факторов:

1. Анализ вопроса почему организм приходит в состояние активности – потребности, влечения, инстинкты.

2. На что направлена активность организма, ради чего выбрано определенное поведение – мотивы.

3. Как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения – проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установки.

Эта стратегия изучения организации личности возникла в русле психоанализа. К ней относятся: гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс), персонологическая теория индивидуальных черт (диспозиций) личности Оллпорта, когнитивные подходы к личности, опирающиеся на Левина, и др.

Методы изучения: прямые методы (опросники) и проективные методы диагностики мотивации (неопределеннойсть стимуляции, отсутствие ограничений в выборе ответов, отсутствие их деления на правильные и неправильные).

Хар-ки:

– видит иерархически организованные уровни потребностей и мотивов;

– индивидные св-ва рассматриваются преимущественно как наследственные диспозиции, нах внизу иерархии организации личности;

– в каком-либо одном динамическом образовании личности сконцентрированы св-ва личности как целого;

– охватывает такую реальную хар-ку структуры личности, как ее динамичность;

– направленность личности.

5. Поведенческо-интеракционистская. Элементами организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. В бихевиоризме – реакции, навыки; интеракционистские социально-психологические подходы – роли, социальные установки, поступки. Индивидные свойства на периферии интересов. Однако и здесь явно или неявно присутствует идея иерархии строения личности, в которой низовым уровнем становятся элементарные поведенческие акты, обусловленные прежде всего индивидными диспозициями – органическими потребностями, установками и т.д.

+ См. ответы с Флогистона.

Лекции:

Экзистенциальные психологи вообще отказываются говорить о структуре личности. Некоторые авторы считают личность не продуктом, а процессом (Олпорт, напр.).

Самый старый способ вычленения структуры личности: типология и классификация. 1ая типология: “Характеры” Феофраста. Классификация – эмпирическая; человек сам выбирает базовое основание типологии. Принять за основание можно всё что угодно: телосложение, знаки Зодиака, иерархию психических функций (Юнг). Типология – это только способ упаковывания имеющихся знаний о людях. Недостаток типологий – то, что базовое основание только одно.

2 пути изучения структуры личности:

1. Выделение подструктур: модель Фрейда Я – Оно — Сверх-я, блочные модели личности

2. Различение элементов и единиц анализа структур (ЛСВ о том, что при изучении структуры воды надо остановиться на этапе Н2О, т.к. это единица (последняя степень расчленения, при которой сохраняются свойства целого), а не делить до атомов, т.к. это уже элементы). Выделение черт как элементов личности. Олпорт: черта – это предрасположенность реагировать так или иначе. Мюррей выделил потребности для определения структуры личности, Келли – конструкты, Узнадзе – установки. У АНЛ и келли элементы образуют иерархию. Постановка вопроса о структуре и связях между элементами, а не о самих элементах. В 60х – 70х гг. появляется идея о различных уровнях структуры личности: Ядов, Мерлин, Франкл.

В моделях личности Асмолова и Братуся выделяется 3 уровня:

1. Братусь: Высший уровень, личность в узком смысле этого слова. Асмолов: План содержания — личностные смыслы.

2. Братусь: личность в широком смысле слова – характер, способности. Асмолов: план выражения – то, как содержание проявляется вовне. Характеристики стиля, средств для выражения цели.

3. Братусь: психофизиологические механизмы. Асмолов не относит это к личности, а рассматривает их как предпосылки.

Исследования личности: этапы, научные подходы

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Изуче­ние личности всегда было и продолжает оставаться одной из са­мых интригующих тайн и наиболее трудных проблем.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерениях. Поэтому можно предложить схематическое определение: личность – это многомерная и много уровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека[2].

С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине XX в. сложились несколько теорий, наиболее из­вестными из которых являются:

♦ бихевиористская;

♦ психоаналитическая;

♦ гештальтпсихологическая;

♦ когнитивная;

♦ гуманистическая.

Бихевиоризм(от анг. behavior

— поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком (1874—1949), Дж. Уотсоном (1874—1949) и др. На его развитие громадное влияние ока­зала работа русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Основная схема поведения описана бихевиористами в сим­волах «S—R: стимул — реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией — любое ответное действие. Реакция может быть простой (например, отдерги­вание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат ка­кое-либо действие (прием пищи, написание текста, игра и др.). Речь человека как внешняя (вслух), так и внутренняя (про се­бя) также была отнесена к реакциям.

Представители теории были убеждены, что человек не на­следует личностных свойств. Личность порождается воздейст­виями окружающей среды. Реагируя на них, человек обучает­ся, т.е. приобретает навыки поведения в среде. Иными словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бу­маги, на котором с помощью специально составленной програм­мы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. В своей книге «Бихевиоризм» Дж. Уотсон писал: «Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвока­том, художником, торговцем, даже нищим или вором-карман­ником — независимо от его предков».

Ученый был уверен, что тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет спрос со стороны семьи и общества. Такой подход к иссле­дованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки. В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиориз­ма, признали, что формула «S—R: стимул — реакция» не мо­жет полностью описать поведение и деятельность, причем не только человека, но и животных.

Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный меха­низм — познавательные процессы: мышление, память, вооб­ражение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма,

основны­ми представителями которого являются Э. Толмен (1886—1959), К. Холл (1884—1953), Б. Скиннер (1904—1990) и др.

Бихевиоризму психология обязана наличием множества четких фактов, тонкими экспериментальными приемами. Бла­годаря этому направлению она стала объективной наукой, ис­пользующей точные методы выявления и измерения изучае­мых явлений[1].

Психоанализкак ни одно из направлений разработки теории личности приобрел громкую известность за пределами психоло­гической науки. Его основателем стал австрийский врач и пси­холог 3. Фрейд (1856—1939).

Будучи медиком, 3. Фрейд обратил внимание на то, что нев­ротические болезни людей часто вызваны психическими трав­мами, полученными ими в детстве. Обращение к детскому опы­ту при переживаниях взрослого человека было его важнейшим открытием.

Ученый считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта находится вне сферы сознания.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: ид («оно»), эго («я»), суперэго («сверх-я»).Уровень «оно» — бессознательная часть психики — насыщен сексуальной энергией (либидо), подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни каждого человека (первый принцип поведения). Вторым принципом является гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

Уровень «я» представлен сознанием. Как правило, это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственнойличности и поведения. Ориентируется на реальность.

«Сверх-я» представлено как на сознательном, так и подсознательном уровне. «Сверх-я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и духовными ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от «оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта, с социальными и нравственными нормами поведения («сверх-я»). Конфликт разрешаетсяс помощью «я», т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности, стремится примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. Именно этот метод и получил название «психоанализ». Представление о том, что поведение человека определяетсяне только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, произвело подлинный переворотв представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным[1].

Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм,

представители которого (Э. Фромм, К. Юнг, К. Хорни,А. Адлер, Э. Эриксон и др.) отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значение социальным. Наиболее ярким из них является Э. Фромм(1900—1980).

Фромм проанализировал типы социальных характеров и пришел к заключению о том, что человек может, а значит, должен противопоставить внешнему авторитету власти и об­щественного мнения свои собственные разум и волю. Иными словами, спасение от авторитарности во всевозможных ее видах ученый видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека.

Другой представитель неофрейдизма К. Юнг (1875—1961) счи­тал, что помимо «личного бессознательного», описанного Фрейдом, существует и «коллективное бессознательное» (часть психики), которое является общим для всех людей и пе­редается по наследству. Коллективное бессознательное существует в виде особых образований — архетипов. Они проявляют­ся в

мифах и сказках, общие темы которых прослеживаются у разных народов.

Одно из важнейших открытий Юнга заключается в выделении психологических типов людей: экстравертов (направлен­ных вовне) и интровертов (направленных в себя). Данная типо­логия широко разрабатывается сегодня в рамках особой нау­ки — соционики.

Последователь Фрейда А. Адлер (1870—1937) центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству. Он пытался освободить теорию 3. Фрейда от полной биологизации. В своей теории, названной «индивидуальной психологи­ей», Адлер утверждал, что именно цели, а не инстинкты объяс­няют повседневное поведение человека. Основной, фактически врожденной целью личности является стремление к превосход­ству и самоутверждению. Если же этого не происходит, у чело­века появляется «комплекс неполноценности», для преодоле­ния которого он постоянно ищет способы компенсации (через творчество, занятия спортом и др.).

Карен Хорни (1885—1952) считала, что движущие мотивы по­ведения человека проявляются в феномене «базальной тревож­ности» — чувстве одиночества и беспомощности. Базальная тревожность есть результат авторитарного, жесткого, пренебре­жительного отношения родителей и воспитателей к ребенку. Страх и беспокойство стимулируют человека на поиск путей к безопасности.

Эрик Эриксон (1902—1994) рассматривал жизнь человека как поиск собственной идентичности. Последняя понималась им как субъективное представление индивида к себе (кто есть я? кем и каким я хочу стать?). По мнению психолога, жизнь чело­века периодически прерывается остро переживаемыми утратами ощущения собственной идентичности. Сильное чувство иден­тичности подготавливает индивида к преодолению любых жиз­ненных сложностей, слабое — разрушает эту способность[1].

Гуманистическая психологиявозникла в 1960-е гг. в США. Это направление в качестве главной идеи провозгласило новый взгляд на развитие человека и основано на оптимистическом под­ходе к пониманию его природы: вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судь­бу и строить собственную жизнь. Поэтому и название направле­ния происходит от латинского слова humanus

— человечный.

Так, американский психолог К. Роджерс (1902—1987) рассма­тривал личность с позиции ее изменяющегося представления о себе. Индивид постоянно сравнивает себя с другими, чтобы получить ответ на вопрос «кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации человека к окружающему миру, негативный — вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет ему в полной мере реализовать свои возможности.

Другой американский ученый А. Маслоу (1908—1970) считал наивысшей врожденной потребностью человека самоактуализацию, подчеркивая роль самого индивида в построении своей личности. По мнению Маслоу, любой человек рождается с по­требностью делать только добрые дела.

Важно отметить также два направления исследований психологии личности, которые разрабатывались отечественными психологами[1].

Деятелъностный подходрассматривает личность, ее фор­мирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богат­ство человека определяется разнообразием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, ко­торым он их наполняет.

Личность представлена как совокупность социальных ха­рактеристик (свойств, качеств), приобретаемых в предметной деятельности при выполнении полезной общественной роли с учетом ее положения в обществе. Таким образом, социальная среда, в которой живет человек, занимаясь общественно-полез­ной деятельностью и вступая через общение в деловые и меж­личностные отношения с другими людьми, есть источник ста­новления его личности.

Глубокая проработка деятельностного подхода проведена С.Л. Ру­бинштейном и А.Н. Леонтьевым. Учеными предложена трактовка деятельности, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и свою собственную психическую природу. В этом проявляетсяпринцип единства сознания (психики) и деятельности[2].

Культурно-исторический подходизучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Его автор Л.С. Выготский считал, что именно слово-знак первично по отно­шению как к практическому действию, так и к мышлению. Ис­торические корни этих знаков следует искать в совместном тру­де. Сначала появились звуки-команды, исходящие от другого человека и носящие условно-сигнальный характер. С течением времени человек научился давать подобные команды для себя и с их помощью управлять своим поведением. В процессе даль­нейшего культурного развития звуки-знаки вытеснялись сло­вами-знаками. Человек овладевал собственной психикой.

Таким образом, в деятельностном подходе личность изуча­ется сквозь призму активности человека в совокупности деятельностей, в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве основы выбрал знак, слово, символ, речь, труд[1].

Структура личности

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного развития. Элементы системы образуют устойчивую структуру. Термин «структура» (от лат. struktura

— строение, взаиморасположение) обычно используется при необходимости подчеркнуть целостность, неделимость объекта, достигаемую за счет взаимосвязи его элементов. Выделение элементов в лич­ности человека является условным. Понятие «структура» слу­жит напоминанием о том, что все выделенные элементы нахо­дятся в единстве.

Структура личности рассматривается исследователями по-разному. Большинство из них выделяют в личности две состав­ляющие:

♦ биологическое (эндопсихика)

, отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности;

♦ социальное (экзопсихика)

, определяющее отношение че­ловека к внешнему миру в его социальном опыте.

Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.

Наиболее обоснованная и развернутая структура личности — функционально-динамическая

— предложена К.К. Платоно­вым. На основе критерия соотношения социального и биологи­ческого в ней выделены четыре подструктуры:

♦ направленность личности

(включает в себя такие харак­теристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свой­ства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе вос­питания);

♦ жизненный опыт

(включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения);

♦ особенности психических процессов

(включает такие ха­рактеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощу­щения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений);

♦ биопсихические свойства,

объединяющие темперамент, по­ловые и возрастные свойства личности. Активность этой под­структуры зависит от свойств нервной системы и мало поддает­ся коррекции.

На приведенные выше накладываются еще две подструкту­ры: характер

и
способности
[1].

Таким образом, исследованием личности в психологии занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Платонов, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные подходы к изучению личности и определения.

ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]