Понятие профессиональной мотивации в современной психологии


Понятие мотива и мотивации в психологии

Определения различаются по вкладываемому в них смыслу. Часто они дополняют друг друга или образуют комплексную систему поведенческих реакций, выбора вида деятельности. В упрощенном варианте мотив означает причину или побуждение к определенному действию.

Мотивация – та движущая сила, которая служит продуктом умственной деятельности, порождается устойчивым психоэмоциональным состоянием, взглядами или мировоззрением. Она заставляет принимать решения, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Мотив это в психологии более узкое понятие, стимулирующее поведенческую активность и направленное на быстрое достижение цели. Оба термина ввел в обиход немецкий философ Артур Шопенгауэр. Понимание концептуальной разницы между ними важно для оценки управляющих поведением индивидуума факторов.

Психологи вкладывают в мотивацию двойственное значение. С одной стороны, это совокупность мотивов, с другой – процесс направленного на достижение целей в долгосрочной перспективе комплекса действий. Мотивация представляет собой многофакторную систему, детерминирующую социальное или биологическое поведение.


Мотив в психологии

Желание достичь конкретного результата деятельности служит целью и одновременно побуждающим к активности обстоятельством. Мотив часто представляют в виде особого эмоционального переживания, трансформируемого в направленное действие. Мотивацию используют при выборе пути.

Мотив действует при принятии локальных решений в рамках общего направления или вектора. Его можно представить в виде умозрительного обобщенного образа материальных либо идеалистических ценностей, выступающих предметом стремления, притязания, вожделения.

Понятие профессиональной мотивации в современной психологии

Поведение человека и животных обладает такой особенностью, как целенаправленная активность. Психологов, философов и биологов, а также представителей смежных наук всегда интересовала проблема источника целенаправленной активности человека и животных.

Базовым понятием, отражающим сущность инициации поведения и деятельности, является понятие потребности. Потребность в современной психологии понимается как необходимость, нужда человека или животного в чем-либо, а именно «в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития» [18, с.465].

В структуре потребности выделяются две основные составляющие:

  1. Предметное содержание потребности – «совокупность тех объектов материальной или духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена» [18, с.466]. Предметное содержание потребностей «определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него» [28, с.518]. С ним так же связана избирательность реагирования человека и животных именно на то, что составляет предмет потребностей [18, с.465].
  2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение. Когда человек испытывает потребность, это всегда связано с наличием у него «более или менее мучительного напряжения, беспокойства» [28, с.518], чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется [18, с.465], т.е. психологического дискомфорта. Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности.

На основе возникших потребностей формируются мотивы. «Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели» [10, с.158-159]. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей и, соответственно, предстоящие конкретные формы поведения и виды деятельности человека, источником которых явились возникшие потребности: «Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности» [35, с.414].

Таким образом, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» – намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения. Следует подчеркнуть, что мотивы представляют собой не статичные, неизменные, а динамические образования: «В процессе совершения поведенческих актов мотивы … могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации» [29].

Различают следующие мотивационные состояния, побуждающие направленную активность человека [32]: интересы (мотивационные проявления познавательных потребностей личности, побуждающие к соответствующей познавательной деятельности), желания (потребности, соотнесенные с определенными объектами, позволяющими удовлетворить данные потребности), влечения (навязчивые тяготения к определенным группам объектов), склонности (преобладающие стремления к определенным видам деятельности), стремления, намерения, цели, ценности и т.п.. Иногда отдельно рассматривают регуляторы поведения – внешние социально-психологические факторы, влияющие на направление активности человека: «Мотиваторы поведения обладают силой, побуждающей к совершению тех или иных действий, поступков. Регуляторы также обладают качеством силы, но в значении препятствия, ограничения и управления влечением и желанием. Нормы, традиции, обычаи, правила и законы среды, в которой живет человек, представляют собой, образно говоря, «стенки лабиринта», направляющие и управляющие поиском «выхода». «Выход» мотивирует, а «стенки лабиринта» регулируют наше поведение» [11].

При этом «любая деятельность – будь то труд, познание, общение и т.д. – полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются» [32]. Вся совокупность побуждений активности человека называется мотивацией.

В настоящее время в психологической науке термин «мотивация» применяется в двух основных значениях, на первый взгляд различающихся по смыслу [29]:

  • Мотивация – это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (система потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и мн.др.) [9, с.65].
  • Мотивация – это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени. В этом значении мотивация выступает как «процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности» [25, с.191-192].

Более пристальный анализ перечисленных подходов к определению понятия мотивации позволяет придти к выводу об отсутствии противоречия между этими подходами. Авторы вышеописанных определений рассматривают одно и то же явление лишь в различных аспектах: в первом случае – со структурных позиций, во втором – как динамическое образование. Наиболее обобщенное определение, включающее в себя оба подхода, предложено Р.Немовым: «Мотивацию … можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [18, с.463]. Как побуждение, так и регуляция поведения и деятельности человека всегда обусловлены теми или иными причинами, поэтому категория причины, вероятно, наиболее уместна в определении понятия мотивации.

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации [9, с.67-68; 18, с.463-464]:

  • Интринсивная (внутреннеорганизованная, диспозиционная) – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т.п.
  • Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельностями, обстоятельствами текущей ситуации.

В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной. Как правило, поведение человека обусловлено совокупностью внешних и внутренних причин, тесно переплетенных между собой.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: «В.Г.Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой» [9, с.68].

Мотивация каждого человека обусловлена как внешними факторами, так и его личностными особенностями, среди которых наиболее важную роль играет мотивационная сфера личности. Если мотивация характеризует поведение и деятельность человека в каждый конкретный момент времени и нередко определяется в большей мере ситуацией, то мотивационная сфера личности – это совокупность устойчивых свойств личности, обусловливающих ее мотивацию в различных условиях: «Все побудительные источники активности личности объединяются понятием мотивационной сферы, которая включает потребности личности, ее интересы, стремления, влечения, убеждения, установки, идеалы, намерения, а также социальные роли, стереотипы поведения, социальные нормы, правила, жизненные цели и ценности и, наконец, мировоззренческие ориентации в целом» [2, с.235].

Мотивационная сфера личности является динамической системой: «Система ценностей и мотивов личности включает множество иерархически организованных и взаимосвязанных элементов. Она не является жестко заданной, а находится в состоянии постоянного развития и изменения» [27].

Таким образом, мотивация – это сложное как по структуре, так и по динамике психологическое явление, имеющее огромное значение в жизни человека. Именно мотивация лежит в основе всех действий и поступков человека, и именно мотивацией, в первую очередь, определяется выбор, осуществляемый человеком в различных жизненных ситуациях, что в конечном итоге формирует особенности его жизни и судьбы.

Мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация – это «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [21, с.386], или «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [14].

Как и другие виды мотивации, профессиональная мотивация подвержена влиянию внешних и внутренних факторов, которые могут быть как постоянными, так и временными. Поэтому профессиональная мотивация одновременно является и относительно устойчивым, и относительно изменчивым, динамичным образованием. В зависимости от психологических особенностей личности и внешних обстоятельств ее жизнедеятельности профессиональная мотивация одного человека может в целом сохраняться в течение нескольких десятилетий, а профессиональная мотивация другого человека – полностью перемениться за значительно более короткий срок.

Общая закономерность состоит в том, что в своем развитии мотивация профессиональной деятельности проходит, как минимум, несколько этапов, каждый из которых характеризуется своей особой структурой профессиональной мотивации [2; 9; 21]:

  1. Этап выбора профессии или специальности;
  2. Этап выбора места работы;
  3. Этап непосредственно реализации профессиональной деятельности.

Выделяют также возможные этапы профессиональной переориентации, переподготовки и смены рабочего места (перехода с одной работы на другую).

Реализация трудовой деятельности человека определяется в той или иной мере всей совокупностью мотивов, воздействующих на протяжении каждого из перечисленных этапов: «мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы» [9, с.270].

Профессиональная мотивация оказывает значимое влияние на эффективность профессиональной деятельности. Важнейшим связанным с профессиональной мотивацией фактором эффективности профессиональной деятельности является сила актуальных мотивов в структуре мотивации. Общая закономерность влияния силы актуальных мотивов на эффективность профессиональной деятельности заключается в том, что качество деятельности «является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком» [29].

При слабой выраженности у человека соответствующих выполняемой деятельности способностей наличие мотивации «может компенсировать многие недостатки в уровне развития ряда профессионально важных качеств и в организации производительного процесса» [2, с.234], но слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать или восполнить.

Однако при рассмотрении частных случаев следует учитывать, что влияние силы мотивов на эффективность деятельности зависит от сложности задания: «в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных – при ее низком и среднем уровне» [25, с.192].

На эффективность профессиональной деятельности влияет соответствие особенностей осуществляемой деятельности особенностям мотивационной сферы личности сотрудника. Так, например, «люди с преобладающим мотивом аффилиации достигают более высоких результатов в работе в тех случаях, когда они трудятся не в одиночку, а в составе группы, с членами которой у них установились дружеские взаимоотношения» [18, с.498]. В данном примере в мотивационной сфере личности доминирует мотив аффилиации, а условия профессиональной деятельности позволяют удовлетворять аффилиативную потребность, т.е. наблюдается соответствие особенностей мотивационной сферы личности условиям профессиональной деятельности, что ведет к росту результативности труда.

Наиболее важным и сложным фактором эффективности деятельности со стороны профессиональной мотивации выступает удовлетворенность человека своим трудом: «чувство выполненной работы и удовлетворенность от этого способствуют повышению результативности труда» [2, с.239-240]. Следовательно, не только удовлетворенность трудом повышает эффективность деятельности, но и эффективность деятельности увеличивает степень удовлетворенности трудом, т.е. существует взаимозависимость между перечисленными переменными.

Таким образом, профессиональная мотивация является одним из наиболее значимых факторов эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности человека своим трудом.

Далее: Теории и виды мотивации профессиональной деятельности

Виды мотивов

Психологическая категория сложна для классифицирования. Побуждающих к действию обстоятельств неисчислимое множество. Часто они не укладываются в рамки стройных концепций. Каждая школа психологии разрабатывает собственную систему классификации мотивов.

В общепринятом представлении они бывают:

  • скрытыми;
  • явными;
  • социальными;
  • бытовыми;
  • физиологическими;
  • биологическими.

В зависимости от характера или направленности мотивы классифицируют по содержанию, происхождению, продолжительности. Существуют разновидности, распределяемые по силе проявления, уровню осознанности, сфере деятельности.

По содержанию выделяют следующие виды мотивов:

  • Идейные. Они затрагивают мировоззренческую часть личности. Такими мотивами руководствуются даже с риском нанести себе вред.
  • Политические. В значительной степени перекликаются с предыдущей разновидностью. Такие мотивы отражают политическую позицию индивидуума. В их основе часто лежит стремление к лидерству, признанию, популярности.
  • Нравственно-этические. Определяют общественное поведение, указывают четкие рамки допустимого. Этот вид мотивов базируется на общепринятых принципах морали, которые в разных социальных формациях не одинаковы.
  • Эстетические. Самая безобидная, конструктивная категория мотивов. Ими руководствуются при выборе профессии художника, музыканта или дизайнера.

Классификация по происхождению (источнику) подразделяет мотивирующие факторы на социальные, коллективные, поощрительные. Сюда относятся трудовые мотивы, формирующиеся под влиянием профессиональной принадлежности или вида деятельности.

Социальные поведенческие критерии учитывают интересы и правила общественной формации, в которую входит человек. Многие повседневные поступки подчинены именно этому виду мотива.

Коллективные побуждающие факторы предусматривают учет интересов группы, к которой принадлежит личность. Поощрительные мотивы заставляют покидать собственную зону комфорта ради достижений или стремления к новым жизненным высотам.

В основе такого поведения всегда лежит жажда материальных благ. Это важнейший вид мотивов, заставляющий обучаться, делать открытия и изобретения. Ниже представлены 4 основные обобщенные группы стимулов.

Внутренние и внешние

Такие побуждающие факторы имеют колоссальное значение для выбора цели и определения средств ее достижения. Они направлены на раскрытие собственного потенциала, проявление индивидуальности.

Мотив – это в психологии внутренний позыв или внешне обстоятельство, побуждающее к определенному действию. Первый связан с эмоциональным состоянием, мировоззренческой позицией, спектром интересов индивидуума.

Внутренние мотивы направлены на:

  • повышение самооценки;
  • реализацию природных способностей;
  • удовлетворение потребности в позитивных эмоциях;
  • достижение жизненного комфорта;
  • приобретение материальных благ;
  • выполнение собственного долга;
  • проявление любви и заботы о близких.

Такие побуждающие к действию стимулы считаются устойчивыми, неизменяемыми со временем. Например, желание школьника выучить урок обусловлено внутренними мотивами – интересом к предмету, жаждой новых знаний, стремлением получить высокий балл.

Это приносит моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы. Внешние мотивы связывают с обстоятельствами, опосредованно или косвенно зависящими от воли человека, сферы приложения его усилий.

Типичный пример – выбор предметов гардероба по сезону или желание взять с собой зонт в ожидании дождя. Общественное мнение, комфорт, капризы природы не зависят от внутренних факторов личности. Они создают мотивы, называемые внешними.

Хорошее выполнение порученной работы, профессиональных обязанностей, стремление к личностному росту преследуют цель повышения собственной ценности на рынке труда. Здесь наблюдается явное сочетание внутренних мотивов из числа приведенных ранее в статье с внешними, обусловленными действующей конъюнктурой.

Последние играют важнейшую развивающую роль, заставляя конкурировать. Значение имеет общественное поощрение или осуждение, неразрывно связанное с выбором внешнего мотива. Они действеннее внутренних, поэтому используются для управления поведением личности.

Положительные и отрицательные мотивы

Такие факторы подвержены и подчинены эмоциональному влиянию. Они направлены на удовлетворение естественной потребности в позитивных моральных ощущениях. Желание избежать негативных эмоций определяет выбор пути или последовательности действий.

К отрицательным ощущениям относятся:

  • страх;
  • тревожность;
  • моральные терзания;
  • физическая боль;
  • стремление избежать наказания за проступок.

Индивид всегда подсознательно старается выбрать тот порядок действий, который обеспечит позитивные эмоции и исключит негативные. Такие мотивы называют положительными или отрицательными.

Психологи расходятся во мнениях относительно эффективности подобных побуждающих факторов. Невероятно сильными стимулами считаются страх и инстинкт самосохранения. Отрицательные мотивы направлены на преодоление стоящих на пути к цели преград.

Устойчивые и неустойчивые

Первые базируются на естественных нуждах, потребностях. Поэтому устойчивым мотивам не нужно дополнительное подкрепление. Они остаются актуальными в долгосрочной перспективе.

Неустойчивые мотивы подчинены ситуативным целям и удовлетворению сиюминутных потребностей. Особой стабильностью отличаются побуждающие к действию факторы, базирующиеся на мировоззрении, личной заинтересованности, вкусовых предпочтениях.

Достижение успеха

Основано на пропагандируемых жизненных ценностях. Общественные нормы побуждают личность стремиться к достижению жизненного успеха. Создана особая система эталонов с пониманием престижности и респектабельности.

Они эквивалентны понятию успеха и направлены на формирование требуемых побуждающих факторов. Система современных ценностных ориентиров на вершину психологической иерархии вознесла определенную шкалу достижений с атрибутами высокого социального статуса.

На пути к жизненному успеху множество преград. Для их преодоления требуется мощная мотивация, которую составляют материальные блага, личный комфорт, общественное признание. Для приближения к далекой и труднодостижимой цели намечают промежуточные вехи. Достижение каждой из них – отдельный побуждающий фактор.

Мотив – это в психологии еще и поступательное, планомерное, последовательное движение к глобальной жизненной цели. Такой путь часто требует выхода из зоны собственного комфорта. Именно мотив заставляет человека решаться на подобные действия.

Под влиянием стимула индивид жертвует малым для решения глобальной задачи. В психологии под зоной комфорта понимают личное ментальное, физическое и духовное пространства, которым личность готова поступиться ради достижения цели с ожидающей компенсацией.

Стремление к достижению успеха на словах декларируют все люди, но не каждый готов на жертвы ради него. Соответствующий мотив призван компенсировать издержки на тернистом пути к высокому социальному статусу. Здесь часто вступает в действие скрытый побуждающий фактор подсознательного характера.

Психологическая характеристика мотивов

Мотивыэто те внутренние сипы, которые связаны с потребностя­ми личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потреб­ности.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (би­ологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы — это вле­чения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологи­ческие потребности.

Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Физиологические основы мотивации.Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие по­тенциалы организма.

Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Мотивация создает особое состояние функциональной системы —предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организ­ма к выполнению соответствующей деятельности.

П о д его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса сим­патической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетатив­ные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме т о г о, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность

Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосущес­твуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулиро­ванному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превали­рует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потреб­ность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к оп­ределенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после кото­рого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

Схема. Психологическая характеристика мотивов

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требую­щих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потреб­ностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потреб­ностей явилось условием формирования интересов как качественно осо­бых мотивов личности.

Функции мотивов

Для объяснения подоплеки любой манеры поведения, реакций на изменения условий или поступка в психологии применяют экстринсинвые (внешние) либо интринсивные (внутренние) причины. Они тесно связаны с базовыми функциями мотивов. Таковых насчитывается 3 – побуждение, направление, регуляция.

К внешним определяющим поведение индивида факторам причисляют психоэмоциональные качества:

  • удовлетворение естественных потребностей;
  • достижение поставленных целей;
  • реализацию собственных желаний;
  • следование своим интересам или увлечениям.

Руководящие поведением стимулы базируются на функциях мотивов. Побуждение провоцирует на совершение определенных действий, придает психоэмоциональным импульсам или душевным порывам актуальность.

Направляющая функция помогает избрать верный путь решения задачи. Регулирующая заставляет придерживаться царящих в социальной среде или общественной группе нравов, норм и правил. Она придает внутренним мотивам легитимность.

Аналогичным образом функции влияют на внешние стимулы. При руководстве экстринсивными мотивами они активируют другие характеристики индивида. Поэтому мотивационные функции в психологии рассматриваются в двойственном контексте.

Некоторые относятся к категории биологических, считаются врожденными и обеспечивают выживание. Такие функции побуждающих к действию факторов направлены на удовлетворение базовых физиологических потребностей – утоление голода, жажды, сон.

Они присущи любому биологическому организму, поскольку продиктованы природой. Материнский инстинкт считается одним из мощнейших побуждающих факторов. К биологическим функциям мотивов причисляют терморегулирующую, выделительную, стремление избежать боли или дискомфорта.

Людям свойственные вторичные стимулирующие факторы, приобретенные в процессе жизни, продиктованные сложившимися внешними условиями, социальным окружением. Интерпретации функций мотивов приведены в таблице.

ФункцияХарактеристика
БалансАктивируется, когда индивид испытывает дефицит в чем-либо и действует до восстановления утраченного равновесия.
ПотребностиСлужит ответом на желание удовлетворить физиологические, психоэмоциональные, эстетические или другие потребности.
КогнитивнаяПобуждает к выполнению действий, направленных на достижение поставленной цели или решение текущей задачи.
ПоведенческаяДиктуется социальными правилами и нормами, может меняться в зависимости от внешних условий.

Мотив имеет избирательные функции и индивидуальные свойства, меняющиеся с течением времени. В психологии это называют адаптивной способностью. Побуждающие факторы и их функции неодинаковы по силе воздействия на личность.

Психология мотивов личности

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Этим понятием часто обозначают такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и многие другие.

Мотивация появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Она есть начальный этап психической и физической активности. В целом мотивация – это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Мотивация сопровождается конкретными переживаниями, положи­тельными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место и определенное психофизио­логическое напряжение, т. е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия. Мотивация создает особое состояние функциональной системы – предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности. Под его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека. Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность. Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности. В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

Уровни и типы мотивации

Без связи с обеспечивающим развитие индивида стимулом уровни мотивации трансформируются, меняют силу воздействия. Выделяют 2 основных типа побуждающих факторов: продиктованные внутренними причинами или внешними обстоятельствами.

Первые не позволяют сдаваться при неудачах, вторые направлены на достижение общественного признания. Согласно Фрейду, существует мужской и женский типы мотивации.

В упрощенном варианте первый ориентирован на экономию имеющихся запасов, второй – на поиск дополнительных ресурсов и источников. Каждая психологическая школа предлагает собственные интерпретации типов мотивации.

Популярна следующая классификация уровней стимулирующих факторов:

  • Визуализация перспективы. Предполагает создание четкого ориентира, образа желаемого будущего.
  • Стабильность перспективы. Индивид стремится к уверенности, что условия жизни останутся неизменными в обозримом будущем. На этом базируется как внутренняя, так и внешняя мотивация.
  • Активизация перспективы. При приближении к цели индивид подсознательно усиливает стремление до нее добраться, соответственно уровень мотивации повышается.
  • Этапность. Сложные цели требует пошагового планирования. Близость каждой следующей промежуточной точки не позволяет мотивации ослабевать.

С. Полукеев на основе анализа трудов Л. Гумилева предложил 9 уровней мотивации. Каждый отражает силу стимулов индивида, его психологическое состояние, силу жизненных притязаний.

В зависимости от реализуемых целей, решаемых задач или выполняемых действий уровень мотивации снижается либо повышается. Определяющими факторами считают значимость результата, уверенность в достижении цели, личные прогнозы относительно возможности осуществления намеченного.

Мотив как устойчивое свойство личности

Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин. Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

Мотив как побуждение

Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив — это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка — внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И. Ковалев так определяет мотив: мотивы — это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив — это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Строение мотивационно- потребностной сферы человека.

Мотивационно-потребностная сфера человека основывается на большом количестве самых различных потребностей человека. Из потребностей вытекают мотивы. Потребности, мотивы и действия, связанные с ними, объединены между собой различными многосторонними связями, которые и обуславливают строение мотивационно-потребностной сферы. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

1.1. Мотив

Мотив, в отличие от мотивации, — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив — это форма проявления потребности (опредмеченная потребность), побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами. Мотив- это побуждение к деятельности.

1.2. Потребность

Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

1.3. Цель

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

1.4. Интерес

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.

1.5. Желание и намерение

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть:

• сознательной;

• бессознательной.

Структура А. Маслоу.

Основные мотивы человека, примеры

К главным стимулирующим и определяющим поведение индивида факторам относят те, которые направлены на биологическое выживание. Они заложены природой и не изменяются волевым усилием.

Некоторые такие мотивы носят цикличный характер – прием пищи, фазы сна и бодрствования. Очевидные примеры – добыча еды, извлечение дополнительных ресурсов. Основные мотивы стимулируют трудовую деятельность отдельной личности, экономические процессы в социальных формациях.

Накопление материальных ценностей, производство базовых предметов обихода и продуктов питания преследуют цель удовлетворения естественных человеческих потребностей. Сюда можно отнести изготовление средств обогрева. Мотивами такой деятельности служит увеличение продолжительности жизни.

Мотив – это в психологии стремление индивида удовлетворить собственные базовые потребности. Такие соображения заставляют государства развивать науку, технологии, медицину. В основе сложных экономических, социальных процессов лежит простое стремление удовлетворить базовые потребности всех членов общественной формации.

Многим основным мотивам не придают значения в повседневной жизни, но они выступают движущей силой любой деятельности. К таким стимулирующим факторам относится подсознательное желание избежать опасности, продиктованное инстинктом самосохранения.

Поиск убежища, желание защитить себя, создать самые благоприятные условия для жизни считаются основными и фундаментальными мотивами. Главными поведенческими стимулами служат индивидуальные психологические особенности, оказывающие сильное влияние на действия человека в разных ситуациях.

Они социально обусловлены или носят персональный врожденный характер. Мотивация может быть функциональной и служить целям культурного развития личности. Такие стимулы заставляют покупать дорогие билеты на концерт, в театр, на выставку современного искусства.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

 В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, деятельность.

Проблема изучения мотивации является одной из важнейших в современной психологии, она сложна и многоаспектна, что обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. Существует большое количество литературы и разработан целый ряд подходов в изучении мотивации в психологии. Несмотря на то, что единого и общепринятого определения понятия мотивации не существует до сих пор и различные авторы характеризуют мотивацию с учётом специфики того научного направления, в котором они работают, несомненным остаётся то, что мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека.

Мотивация понимается как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы, детерминирующие активность человека [1].

Основные направления психологии мотивации оформились в первой половине ХХ века в работах таких известных авторов, как З. Фрейд, К. Левин, И. П. Павлов, У. Мак-Дугалл, У. Джеймс, Э. Торндайк и др. Однако уже великие мыслители Древнего мира, такие как Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ упоминали о «нужде», которая являлась детерминантом активности любого живого существа. Таким образом, они положили начало научному изучению причин активности человека и их детерминации [2].

Впервые термин «мотивация» был употреблён А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910), после чего данный термин прочно вошёл в терминологию психологов для объяснения причин активности и поведения человека [2].

Важный этап в изучении мотивации начался в XIX в. благодаря появлению учения З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. С точки зрения автора теории психоанализа, решающую роль в поведении играет бессознательное ядро психической жизни, которое образуется мощными сексуальными или агрессивными влечениями, требующими удовлетворения. В отличие от функционалиста У. Джемса, который считал, что мотивация связана, в основном, с сознательным принятием решения, З. Фрейд и его последователи считали, что решающая роль принадлежит бессознательному [8].

В 20-е гг. XX в. в западной психологии возникают первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и др., в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и др.

В XX в., как и ранее, понятие «мотивация» неразрывно связано с понятием «потребность». В 1954 г. обширную классификацию потребностей выдвинул А. Маслоу. По его теории человек не может испытывать потребности высокого уровня, не удовлетворив потребности базовые. В самый низ своей пирамиды А. Маслоу ставит физиологические потребности, на самый верх — потребность в самоактуализации [5].

Однако теории мотивации потребностями были противопоставлены взглядам бихевиористов. Так, например, Э. Торндайк, считает, что поведение развивается по схеме «стимул — реакция», говоря о раздражителе как об активном источнике реакции организма. В целом, для бихевиористов не существовало проблемы мотивации, так как, по их мнению, динамическое условие поведения — это реактивность организма, то есть его способность отвечать определённым образом на раздражители.

Во второй половине XX в. возникают новые концепции мотивации, характерной чертой которых было признание ведущей роли сознания в детерминации человеческого поведения. Благодаря когнитивным теориям мотивации, появились новые мотивационные понятия, такие как, социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи.

Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи, такие как П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, Е. П. Ильин и др., которые установили, что именно мотивация объясняет целенаправленность действия, а также организованность и устойчивость целостной деятельности, которая направлена на достижение определенной цели.

В теории мотивации, разработанной в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах деятельности, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. А. Н. Леонтьев, автор психологической концепции деятельности, отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но, главное, что за ним всегда стоит потребность [3].

Кроме того, А. Н. Леонтьев, посвятив долгое время разработке проблем мотивации в психологии, вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [4].

С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» рассматривал мотивы в связи с конкретными видами деятельности. При этом мотивы связывались с общественно-историческим развитием, общественным характером деятельности человека, подчеркивалось, что человеческой деятельность сознательна в отличие от инстинктивного поведения животных. Также в своих книгах С. Л. Рубинштейн развивал потребностный поход к рассмотрению мотивов [7].

Психологические механизмы мотивации человека изучались X. Хекхаузеном. По мнению автора, мотивация — это взаимодействие трех основных факторов: личностного, ситуационного и мотива, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений [9].

Р. С. Немов определяет мотивацию как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [6].

Существуют различные теории мотивации. Традиционно их делят на содержательные и процессуальные. Содержательные теории, к которым относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга, рассматривают мотивационную сферу с точки зрения потребностей и нужд, которые стоят за ними. Процессуальные теории, среди которых выделяют теорию ожиданий В. Врума, модель-теорию мотивации Портера-Лоулера, теорию равенства (справедливости) С. Адамса, рассматривают мотивацию с точки зрения причин, побуждающих деятельность, поведение человека определяется не только его потребностями, но и его восприятиями и ожиданиями.

Таким образом, обзор работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что проблема изучения мотивации в психологии остаётся актуальной. Нельзя сказать, что на данный момент учёные пришли к единому мнению касательно этого вопроса, однако накопленные материалы позволяют провести более глубокое исследование проблем мотивации.

Литература:

  1. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.
  2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1971. — 40 с.
  4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1981. –584 с.
  5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
  6. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М.: Издательство Юрайт. — 2015. — 639 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.
  8. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
  9. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т.1. / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — 632 с.

Что такое соподчинение мотивов?

Это ключевое понятие в формировании, развитии личности. Первые признаки соподчинения мотивов возникают в раннем возрасте. Разные стимулирующие факторы утрачивают равноправное значение, образуют систему личностных ценностей, жизненных ориентиров.

Такое построение называют индивидуальной мотивационной схемой. Доминирующие и второстепенные побуждения составляют иерархию, в которой наблюдается различие уровней, силы воздействия.

К числу соподчиненных мотивов подросткового возраста относят:

  • самоутверждение;
  • стремление достичь спортивного успеха;
  • зарождение нравственных качеств;
  • поведенческую оценку.

Для предотвращения этической деформации личности соподчиненные мотивы выстраивают в иерархическую систему воспитательно-образовательными средствами. Самый сложный момент в период психологического становления индивида – выбор между личностными и социальными ценностями.

Соподчинение мотивов формируется в борьбе этих факторов для создания разумного компромисса. Она начинается в дошкольном возрасте. Результатом этого поэтапного процесса считается мотивационная готовность, которая тесно связана с понятиями познавательного интереса и инициативности.

Проблема борьбы мотивов

Одновременно и параллельно индивид находится под влиянием многочисленных разнонаправленных стимулирующих к действию факторов. Это важнейшее понятие волевой деятельности. Борьба мотивов направлена на определение главенствующего и доминирующего стимула.

Ее логичным исходом служит становление зрелой личности, осмысление жизненных приоритетов, способность самостоятельно принимать решения. Некоторые побуждения имеют амбивалентное значение. Пример: стоит ли принять помощь неприятного или априори недружелюбного человека.

Преследующие индивидуума на протяжении всей жизни подобные дилеммы составляют суть борьбы мотивов. Типичный пример – выбор между позитивными, но несовместимыми целями. Для принятия решения часто требуется проявить силу воли. Не рекомендуется делать сложный жизненный выбор под влиянием эмоций.

Мотив – это в психологии еще и постоянная борьба разнонаправленных стимулов и побуждений. Четкое определение ценностных ориентиров помогает делать безошибочный выбор. Психологи рекомендуют составлять личную мотивационную схему для облегчения внутренней борьбы.

Как правильно определять мотив и мотивацию?

Личные психофизиологические стимулы регулируют поведение индивидуума, служат основой ментальной сферы человека. Мотивация – та движущая сила, которая упорядочивает побуждающие факторы, объединяет их в стройную систему.

Грамотно выстроенная иерархия облегчает достижение целей, повышает эффективность деятельности. Для правильного определения собственных мотивов, разделения их на доминирующие и второстепенные, требуется глубокий самоанализ. Это в психологии считается фундаментальным фактором формирования гармоничной личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]