Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.
Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.
Социальная перцепция
Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.
Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.
Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.
Понятие перцепция объединяет в себе:
- индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
- трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
- построение стратегии персонального поведения;
- эмоциональное оценивание.
Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.
Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.
Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.
Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.
Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.
Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.
Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.
Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.
Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.
Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.
Эффект ореола
Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.
Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве.
Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Так, если я болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.
В одном остроумном эксперименте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В одной группе его представляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как преподавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профессора. После того как гость уходил, участников эксперимента просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного мужчины неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса.
Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру; мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Обратная связь в говорении и слушании
Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., то есть переоценивать многие его психологические характеристики.
Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.
Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек скорее всего применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.
Механизмы социальной перцепции
Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.
Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.
Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.
Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.
Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.
Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.
Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.
Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.
Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.
Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.
Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.
Социально-перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты межличностного восприятия
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может иметь две формы: 1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; 2) не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Во втором случае понимание позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом страте-
гия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения и т. п. Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию. Термин ≪идентификация≫ буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
И в этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого — эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия — это эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько ≪продумывается≫, сколько ≪прочувствуется≫. При характеристике общения как познания особое значение имеет и другой механизм — рефлексия. В социальной психологии
под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя. В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации. Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, ≪прочитывается≫ определенным образом, она накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее.
Ранее выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.
С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
В более широком плане все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, — явления стереотипизации. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством ≪сокращения≫ процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит ≪сдвига≫ в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.
Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношению людей между собой. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.