35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
Заражение –
это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.
Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.
Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.
В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.
Функции заражения:
1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;
2) компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение –
это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.
Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.
Условия, необходимые для эффективного внушения:
1) авторитетность источника информации;
2) доверие к нему;
3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Отличительные особенности внушения:
1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);
2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;
3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.
Убеждение –
это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.
Условия эффективности убеждающего воздействия:
1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
3) убеждение является последовательным и доказательным;
4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;
5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;
7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.
Отличительные особенности убеждения:
1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;
2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;
3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.
Подражание –
это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.
Виды подражания:
1) логическое и вне логическое;
2) внутреннее и внешнее;
3) подражание-мода и подражание-обычай.
Законы подражания:
1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.
Способы подражания:
1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
Психология bookap
2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
Механизмы воздействия в процессе общения
Определение 1
Механизмы общения – это социально-психологические процессы, возникающие при взаимном влиянии собеседников друг на друга и оказывающие определенное воздействие на коммуникативную активность, характер и эффективность коммуникативного поведения.
Данное определение частично схоже с общепринятой трактовкой термина механизм, применяемой как для природных, так и социальных явлений. Оно применимо для таких определений, как психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, мода и т.д.
Специфика механизмов общения, отличающая их от иных психологических механизмов, состоит в том, что они воплощают силу и потенциал внутриколлективных взаимоотношений субъектов друг с другом.
Помощь со студенческой работой на тему Механизмы воздействия в процессе общения
Курсовая работа 400 ₽ Реферат 270 ₽ Контрольная работа 200 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Механизмы общения, как правило, не осознаваемы и спонтанны.
К одним из главных особенностей процесса общения относят возможности оказать влияние на участников общения.
Психологическое влияния представляет собой воздействие на психическое, эмоциональное состояние, мысли и действия субъекта с использованием психологических вербальных или невербальных средств, которое предполагает предоставление возможности и времени на ответное воздействие.
Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Челдышова
Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.
Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.
Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.
В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.
Функции заражения:
1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;
2) компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.
Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.
Условия, необходимые для эффективного внушения:
1) авторитетность источника информации;
2) доверие к нему;
3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Отличительные особенности внушения:
1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);
2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;
3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.
Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.
Условия эффективности убеждающего воздействия:
1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
3) убеждение является последовательным и доказательным;
4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;
5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;
7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.
Отличительные особенности убеждения:
1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;
2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;
3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.
Виды подражания:
1) логическое и вне логическое;
2) внутреннее и внешнее;
3) подражание-мода и подражание-обычай.
Законы подражания:
1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.
Способы подражания:
1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Механизмы социального поведения
Механизмы социального поведения представляют собой социально-психологические регуляторы поведения. Благодаря этим регуляторам личность связана с социальной средой.
Определение 1
Поведение – это взаимодействие живых существ с окружающей средой.
Поведение по отношению к реальным условиям бывает адекватное и неадекватное.
Неадекватность поведения может иметь свои причины:
- слабые места индивида;
- патологическое состояние;
- дефекты воспитания и волевой регуляции;
- расщепление реальных и вербальных планов повеления.
В поведении различают два аспекта аффективный или импульсивный и когнитивный, т.е. интеллектуально-волевой.
Импульсивное поведение является рефлекторным – это наличие достаточно жесткой связи между стимулом и поведенческой реакцией. Эта реакция может проявляться как на генетическом уровне, так и из прошлого опыта индивида.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Психологические механизмы социального поведения 430 ₽ Реферат Психологические механизмы социального поведения 250 ₽ Контрольная работа Психологические механизмы социального поведения 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Для интеллектуального аспекта поведения характерно прогнозирование возможных последствий поведения, при этом идет анализ наиболее оптимальных его вариантов с критической оценкой достигнутых результатов.
Сформировать социальное поведение личности можно в процессе целенаправленного воспитания, в ходе социализации.
В процессе социализации А.В. Петровский выделил три стадии развития личности:
- адаптация;
- интеграция;
- социализация.
Адаптация человека обычно совпадает с детским возрастом. В этот период все воспитательное пространство – родители, воспитатели, учителя направлено на ребенка, как объекта общественных отношений. Это время вхождения в мир людей – ребенок овладевает знаковыми системами, нормами и правилами поведения, усваивает простые формы деятельности – идет обучение быть личностью.
Эта стадия не для всех детей проходит благополучно, в социализации могут быть затруднения, затруднения в усвоении социальных ролей. Частичное обособление индивида происходит на стадии индивидуализации, как правило, его вызывает некоторое его обособление.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Личность становится субъектом общественных отношений, способная проявить себя как уникальная индивидуальность.
Первая стадия в основном связана с усвоением, а вторая стадия уже с воспроизводством в индивидуальных формах.
Для индивидуализации характерны противоречия между результатом адаптации и потребностью максимально реализовать свои особенности. На этой стадии между людьми проявляются различия.
Под интеграцией понимается баланс между индивидом и обществом, интеграция субъект-объектных отношений личности с социумом. Этот процесс сложный, потому что развитие общества характеризуется противоречивыми тенденциями.
К счастью, для адаптации конкретного человека, есть оптимальные способы жизнедеятельности. На этой стадии идет формирование таких свойств, которые являются свидетельством принадлежности конкретного человека к определенной социальной группе.
В процессе социализации идет развитие пассивной и активной позиции индивида.
При пассивной позиции усваиваются нормы, и индивид является объектом социальных отношений, при активной позиции индивид не только воспринимает социальный опыт, но и выступает как субъект, способный интегрировать субъект-объектные отношения.