Дискалькулия у школьников. Причины, классификация и коррекция

Лебедева Е.Н., детский логопед, логопед-дефектолог Детской поликлиники «Маркушка»

Дискалькулия — специфический термин, не так давно появившийся в нашем обществе, и, к сожалению, малознакомый даже педагогам. Что это, и что нужно знать родителям, особенно имеющим детей – дошкольников и младших школьников?

Дискалькулия у детей

— специфическое расстройство математических способностей, характеризующееся неспособностью ребенка успешно освоить даже простейшие арифметические функции.

Диагностика дискалькулии

Для детей с таким специфическим расстройством характерны:

  • Трудности определения и сравнения количества предметов;
  • Трудности в различении понятий «больше» — «меньше» без конкретного пересчета;
  • Им сложно назвать последовательность числового ряда как в прямом, так и в обратном порядке;
  • Возникают трудности в запоминании состава числа, в понимании смысловой значимости арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • Учащимся с огромным трудом дается запоминание таблиц сложения и умножения, непонятны математические термины, а решение простейших задач заводит в тупик, если нет наглядного предметного ряда;
  • Также характерны ошибки в написании и назывании чисел.

Классификация

С учетом преобладающего характера дефицита различают следующие типы дискалькулии:

  • Вербальная. Трудности при узнавании чисел и понимании задач на слух. Нормальное выполнение письменных заданий при неспособности к устным вычислениям.
  • Прогностическая. Нарушается перевод конкретики в абстракцию и наоборот. Невозможно создание символической схемы для практической задачи.
  • Лексическая. Затруднено чтение цифр и арифметических действий. Аудиальное восприятие в норме, при прочтении появляются проблемы.
  • Графическая. Устно математические действия совершаются без ошибок, но ребенок не понимает, что делать, когда задачу просят записать.
  • Идеогностическая. Неспособность мысленно оперировать математическими понятиями без опоры на рисунки, палочки, записи.
  • Операциональная. Понимание и сравнение чисел не страдает, затруднения отмечаются при решении как устных, так и письменных примеров.

Причины дискалькулии

В изучении причин подобного нарушения, ученые сходятся во мнении, что главным является нарушение функционирования коры головного мозга. Это может быть как следствие умственной отсталости, задержки психического развития, так и вариантом генетического наследственного сбоя, а так же последствием сильных психотравмирующих факторов. Нарушение работы зрительного анализатора, нарушение обработки полученной информации, трудности аналитико-синтетической деятельности так же могут быть причиной дискалькулии. Поэтому о собственно дискалькулии следует говорить в случаях сохранного интеллекта, на фоне которого проявляются трудности в освоении простейшей математики.

Дискалькулия у детей может проявляться самостоятельно, или в комплексе с нарушением чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Причины

Выделяют психогенный, органический и генетически обусловленный варианты. У многих детей патология возникает при одновременном влиянии нескольких факторов, один из которых является определяющим. Выявление этого фактора позволяет подобрать оптимальную программу коррекции, поэтому специалисты уделяют большое внимание выяснению ведущей причины дискалькулии.

  • Неблагоприятная наследственность. Большинство родителей маленьких пациентов в детстве испытывали те же трудности, что свидетельствует о генетической предрасположенности.
  • Отрицательный опыт обучения. Чрезмерные наказания, конфликты и принуждение заставляют ребенка потерять уверенность, провоцируют страх и отвращение к точным наукам.
  • Органические поражения мозга. Проблема может быть связана с дисфункциональными изменениями вследствие осложнений гестации, вредных привычек матери, внутриутробных инфекций, черепно-мозговых травм и инфекционных поражений ЦНС, перенесенных в первые годы жизни.

Классификация дискалькулии

На данный момент известно несколько видов дискалькулии, каждый из которых имеет свои характерные признаки. Но как показывает практика «чистый» вид встречается крайне редко, поэтому диагностику дискалькулии должен проводить специалист, который в ходе обследования сможет увидеть картину в целом.

В современной коррекционной педагогике и психологии выделяют графическую, вербальную, лексическую (цифровую), операциональную, практогностическую и пространственную дискалькулию, а также арифмерию (неспособность овладеть процессом вычисления) и псевдодискалькулию (недоразвитие математических способностей из-за отсутствия желания учиться, отставании по программе обучения или некорректной программы обучения, когда задания не базируются на пройденном материале).

Дискалькулия у школьников. Наиболее распространенные виды

Вид дискалькулииХарактеристика
ГрафическаяХарактеризуется нарушением «кодировки». Возникают трудности при записи названного числа, ошибки при определении графемы, относящейся к произнесенному числу или названному математическому термину. Неспособность графически обозначить геометрическую фигуру, записанную в задаче или произнесенную вслух в словесной формулировке.
ВербальнаяХарактеризуется трудностями в назывании чисел, символов, количества, прочтении формул и математических операций.
ПрактогностическаяНеспособность абстрактно сосчитать предметы, распределить их в зависимости от количества, формы или иного признака по заданному порядку.
ЛексическаяНепонимание арифметических функций, неспособность решить математические примеры или уравнения в результате неосознанности операций с символами, нарушений пространственно-визуальных процессов.

Симптомы

Часто наблюдаются признаки неустойчивого поведения при педагогической запущенности и социальном неблагополучии. В большинстве случаев наряду с дискалькулией отмечают дисграфию (проблема правописания и плохого почерка). А вот писать и читать ребенок может довольно хорошо.

Укажем некоторые трудности, являющиеся признаками специфической дискалькулии:

  • Непонимание, что значит число, каково его разрядное строение.
  • Непонимание, как связаны числа, и какое их внутреннее строение.
  • Непониманияе, что значит ноль, левый и правый компонент числа.
  • Неумение выстраивать автоматизированные цифровые и порядковые ряды.
  • Неспособность складывать числа с переходом через десяток, вычитать, делить и умножать.
  • Неумение распознавать числовые знаки.
  • Неспособность соотнести числа при выполнении действий арифметики.
  • Сложно выучить таблицу умножения.
  • Неумение решать задачи, которые предполагают осознание смысла и проведение двух и более логических операций и необходимость держать в памяти некоторые действия.
  • Непонимание математического содержания схем и картинок, которые способствуют правильному решению.
  • Невозможность выполнения логико-абстрактных действий из области алгебры, геометрии, тригонометрии, физики.

Иначе говоря, ребенок без труда считает в рамках десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен уразуметь структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

Без умений и навыков, которые дает математика, трудно выполнять многие элементарные ежедневные функции. Кроме того, математика – один из главных предметов многих высших и средних профессиональных учебных заведений, поступить в которые ребенку с дискалькулией будет практически невозможно. Много проблем может создать ученику и постепенно развивающаяся боязнь математики, порождаемая регулярными неудачами на уроках.

Коррекция дискалькулии

Коррекционная работа по преодолению дискалькулии должна проводиться под руководством специалистов. Лучше всего, когда с ребенком работают сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, психолог, психоневролог. В силу малой изученности данного нарушения, чаще всего вся работа ложится на плечи логопеда или дефектолога.

Разработанные логопедические и дефектологические программы включают в себя комплекс занятий, направленных на формирование специализированных математических действий и общих жизненных понятий, таких как: больше-меньше, состав числа, устный счет, с последующим переходом действий в навык.

Особое внимание обращается на развитие мышления, формирование абстрактного мышления. Параллельно строится программа по развитию речи для расширения словарного запаса детей, происходит обучение умению вербально сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Своевременно и в полном объеме проведенные занятия по коррекции дискалькулии

позволяют успешно преодолевать данное нарушение, что способствует улучшению успеваемости школьников по математике и улучшению психологического состояния ребенка.

Механизм развития


В основе патогенеза лежит нарушение функций нейронов внутритеменной борозды, недостаточность связей между теменной долей и прилегающими участками, отвечающими за распознавание символов и выполнение математических операций, пространственное восприятие. В результате нарушаются процессы расшифровки цифр и знаков, осмысления задач. Ситуация осложняется снижением концентрации внимания, уменьшением объема оперативной памяти, недостаточностью планирования и низкой скоростью обработки информации.

Как лечить заболевание?

Лечение дискалькулии может варьироваться в зависимости от характера и степени выраженности расстройства. Но учитывая специфический характер болезни, для ее преодоления используется терапевтический прием, такой как когнитивная реабилитация, а медикаментозного лечения не предусматривается. После выявления у ребенка проблем с обучением и когнитивных нарушений, связанных с дискалькулией, специалист разрабатывает план по их преодолению. Это возможно путем приспосабливания урока к индивидуальным потребностям ребенка, сосредотачиваясь на том, что вызывает у него наибольшие трудности. Цель состоит в том, чтобы создать стабильную основу для развития навыков. Для того, чтобы помочь ребенку развить математические навыки необходим практический подход. Например, можно использовать конкретные материальные предметы, такие как цветные стеклянные камни, фигурки, игрушки и прочее, чтобы в форме игры научить ребенка считать и выполнять простые арифметические операции.

Классификация и виды дискалькулии

  • Вербальная дискалькулия – нарушение словесного обозначения математических понятий.
  • Лексическая дискалькулия – нарушение чтения математических знаков.
  • Графическая дискалькулия – нарушение записи математических символов или знаков, а также нарушение правильного воспроизведения геометрических фигур.
  • Операциональная (или идеогностическая) дискалькулия – неспособность оперировать цифрами и выполнять простые математические задания.
  • Практогностическая дискалькулия – неспособность считать или сравнивать конкретные, наглядные объекты или их символы.

Исторический аспект

Термин «дискалькулия» (англ. dyscalculia; ударение в слове падает на второй слог) восходит приблизительно к 1949 году. Он происходит от древнегреческого слова δυς, что значит «плохо» и латинского calculāre, в значении «считать». В 1974 года один чехословацкий ученый определил дискалькулию как «структурное нарушение математических способностей». Его исследования доказали, что неспособность к обучению была вызвана нарушениями в определенных частях мозга, которые контролируют математические вычисления, а не потому, что люди с такими симптомами были «умственно отсталыми». Сейчас же исследователи иногда используют термины «математическая дислексия» или «неспособность к обучению математике», когда упоминают об этом состоянии.

Термин часто используется для обозначения неспособности выполнять арифметические операции, но также определяется некоторыми педагогами и когнитивными психологами, такими как Станислас Дехен и Брайан Баттерворт, как более фундаментальная неспособность осмыслить числа как абстрактные понятия сравнительных величин. Это умение исследователи считают фундаментальным, таким, на котором строятся другие математические способности.

Чаще дискалькулия развивается как генетически обусловленная неспособность к обучению, которая влияет на возможность человека понимать, запоминать, манипулировать числами или числовыми фактами (например, таблицей умножения). Симптомы дискалькулии включают проблемы с простым подсчетом, неспособность запомнить простые арифметические факты, такие как сложение, вычитание и т. д. Но на сегодняшний день известно мало симптомов заболевания, поскольку было проведено небольшое количество исследований.

Стоимость услуг

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.)3 500 руб.
Повторная консультация2 500 руб.
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.)3 500 руб.
Консультация психолога2 500 руб.
Консультация Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия (сеанс)6 500 руб.
Психотерапия (5 сеансов)25 000 руб.
Психотерапия (10 сеансов)48 000 руб.
Групповая психотерапия (3-7 человек)3 500 руб.
Гипноз (1 сеанс)10 000 руб.
Гипнотерапия курс (5 сеансов)45 000 руб.
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
Палата 4-х местное размещение8 500 руб./сутки
Палата 3-х местное размещение9 500 руб./сутки
Палата 2-х местное размещение11 500 руб./сутки
Палата 2-х местное размещение Комфорт12 500 руб./сутки
Палата 1 местное размещение VIP16 500 руб./сутки

В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!

Лечение

Основой терапии являются психокоррекционные упражнения, стимулирующие развитие нейронных связей. С ребенком занимаются педагоги-психологи и логопеды, знающие, как лечить дискалькулию. По показаниям дополнительно назначаются ноотропы. Акцент делается на формировании таких функций, как:

  • Пространственные. Появляются навыки работы с понятиями длины, ширины, высоты. Дети учатся определять, как предметы соотносятся друг с другом и с изображениями.
  • Речевые. Достаточный словарный запас и способность ясно формулировать создают базу для работы с математическими терминами. Больные осваивают арифметические понятия, учатся свободно использовать их в разговоре.
  • Арифметические. К данному этапу переходят после освоения предыдущих. Работа включает слушание, демонстрацию на наглядных приспособлениях, устное воспроизведение и запись операций с числами. Пациенты учатся понимать смысл, запоминать условия, выбирать логику решения задачи.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]