Что такое конфликт: понятие, классификация, стадии


Причины конфликтов

Определение 1
Причины возникновения конфликтов – это объективные факторы, провоцирующие развитие конфликтов.

Так, по мнению В.Р. Дольника в основе конфликтов лежат специфические биологические программы, которые содержат информацию о том, что для необходимости выживания, борьбы за существование необходимо соревноваться со своими сородичами, бороться за ресурсы. Подобная стратегия характерна как для животных, так и для человека как биологического вида. Например, животные соревнуются за пищу, самку или место в стае. Человек имеет также стремление к сотрудничеству, которое заложено еще предками.

Такой автор, как Дж. Ролз, видел причину конфликтов в нарушении норм и правил социальной справедливости, при этом ущемляется чувство собственного достоинства, нарушается самооценка. Однако само понятие справедливости является относительным, оно соответствует тем нормам морали, которые в данный момент существуют в обществе. Порождение конфликта сопряжено с нарушением существующих и общепринятых норм справедливости, а также за счет столкновения различных представлений о них.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Причины и факторы конфликтов 430 руб.
  • Реферат Причины и факторы конфликтов 250 руб.
  • Контрольная работа Причины и факторы конфликтов 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По мнению С.Ф. Фролова, причинами конфликтов выступают противоположные ориентации людей, которые вступают во взаимодействие друг с другом, имея при этом различные потребности. Он выделяет следующие причины возникновения конфликтов:

  • различная идеология;
  • экономические и социальные противоречия;
  • противоречия между различными социальными структурами и общностями.
  • психологические причины, например, когда индивиды по каким-либо причинам не удовлетворены своим положением в жизни или обществе, в рамках конкретной социальной группы;
  • рабочие проблемы, например, проблемы взаимоотношений в коллективе, проблематичные отношения между начальником и подчиненным;
  • неудовлетворенность отношениями с противоположным полом, например, когда партнеры не понимают друг друга, имеют длительные и вяло-протекающие отношения;
  • наличие поведенческих факторов, например, поведение одного индивида создает проблемы для других, создает дискомфорт и т.д.

М.Х. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоурном выделены причины конфликтов в производственной, организационной сферах:

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

  • несправедливое распределение ресурсов (в рамках конкретной организации0;
  • различные цели, преследуемые субъектами (чем больше недопонимания в рамках организации, тем больше взаимного недопонимания и между отдельными членами, так как все работники преследуют свои собственные интересы);
  • различные ценности и их различное понимание (например, по-разному понимается какая-либо ценность, например, право высказывать свое мнение перед начальником);
  • различные манеры поведения, наличие разного жизненного опыта (особенно, если люди длительное время работают вместе и знают разницу по данным позициям);
  • наличие неудовлетворительных коммуникаций (например, когда между собой пытаются сотрудничать стороны, не имеющие ничего общего).

Что такое конфликт?

Конфликт – это ситуация, в которой две стороны занимают противоположные позиции, предъявляя друг другу взаимоисключающие требования. Само слово не обязательно подразумевает ссору или агрессию. Так в случае взаимодействия двух юридических субъектов термин «конфликт интересов» подразумевает лишь то, что они по-разному видят продолжение отношений. При этом обе стороны заинтересованы в том, чтобы найти консенсус и урегулировать конфликт.

Конфликты существуют на разных уровнях, но мы сегодня рассматриваем их исключительно как бытовое явление – выяснение отношений между двумя людьми. Склонность вступать в эмоциональный спор, постепенно переходя на грубость, заложена в нас природой. Вы можете убедиться в этом, наблюдая за детьми, которые конфликтуют часто и весьма эмоционально, несмотря на то, что никто их этому не учил. Жизнь без конфликтных ситуаций просто невозможна. Но каждому под силу научиться избегать конфликтов, а если они всё же возникают – быстро завершать их, сохраняя достоинство.

Если ваш новый знакомый скромно говорит «я – неконфликтный человек», скорее всего, он хочет сказать, что в конфликтах с его участием всегда однозначно виноват собеседник. Поэтому лучше не спорьте с ним.

Большинство конфликтов начинается довольно невинно. Сначала участники спора пытаются аргументировать свою позицию нейтрально, стремясь не обидеть собеседника. Но в нашей психике присутствует одна особенность: если нам кажется, что нас обидели, мы стараемся ответить так, чтобы «задеть» собеседника намного сильнее. В результате безобидный спор перерастает в конфликт, каждый участник которого полностью уверен в собственной правоте и не может понять, почему собеседник так упёрся и не замечает, что категорически неправ.

Факторы возникновения конфликтов

Понятие факторов возникновения конфликтов идентично причинам возникновения конфликтов, однако рассматривается в более широком значении:

  • Информационные факторы. Недостаточное владение информацией по факту возникшего конфликта, интересов сторон, их потребностей, истинных мотивов.
  • Ценностные факторы. Нарушение ценностей в рамках группы, организации, например, связанных с этикой, вероисповеданием, нормами поведения, нетерпимостью в адрес каких-либо социальных групп и т.д.
  • Факторы отношений. Здесь имеются ввиду отношения между людьми, в том числе между противоположным полом. Например, данный фактор играет значение, когда возникает недопонимание, неудовлетворенность друг другом, один и партнеров уделяет мало времени друг другу и т.д.
  • Поведенческие факторы. Подобные факторы подразумевают создание угрозы для безопасности людей, создание дискомфорта и т.д.

Рисунок 1. Объективные факторы возникновения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Способы завершения конфликтов

Конфликт можно завершить разными способами: разрешить, урегулировать, погасить, устранить причину или найти устраивающий обе стороны компромисс. Иногда конфликт завершается, поскольку вместо него возникает новый. Рассмотрим основные варианты завершения конфликтов.

Разрешение

Данный исход обычно становится результатом взаимного стремления сторон спора к мирному урегулированию ситуации. Он включает следующие этапы:

  1. Определение сторон конфликта.
  2. Определение мотивов каждой стороны.
  3. Определение истинной причины спора.
  4. Совместное выяснение того, как стороны видят конфликт.
  5. Сбор мнений со стороны.
  6. Поиск и реализация наилучшей стратегии разрешения конфликта.

Урегулирование

Данный вариант подразумевает привлечение незаинтересованного лица, которому доверяют оба участника спорной ситуации. Регулятор должен взвесить все аргументы и найти решение, которое будет справедливо для обеих сторон конфликта. Обычно данный процесс включает следующие этапы:

  1. Определение истинных причин конфликта.
  2. Определение полномочий привлеченного регулятора.
  3. Поиск реальных мотивов конфликта (чтобы понимать не только причины, но и цели участников).

Затухание

Часто конфликт просто надоедает участникам и затухает, однако это не означает, что он прекратился. Обычно он просто переходит в скрытую форму, и между сторонами сохраняется напряжение. Обычно затухание происходит по следующим причинам:

  1. снижение значимости объекта спора;
  2. отвлечение сторон на другие проблемы;
  3. истощение сторон.

Устранение причины

Здесь всё очевидно. В некоторых ситуациях обсуждение позволяет понять проблему и просто устранить её так, чтобы это устроило все стороны конфликта. Иногда решение может быть достаточно радикальным. Например, если два сотрудника конфликтуют, одного из них могут перевести в другой отдел.

Трансформация

Иногда в процессе конфликта возникает новая конфликтная ситуация. Участники переключаются на неё, частично или полностью забыв о старом объекте спора.

Типы конфликтных личностей

Конфликтные личности имеют различные характеристики, которые показывают, способны ли они своим поведением усугубить или спровоцировать конфликты. Так, согласно теории Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка, можно выделить следующие типы конфликтных личностей:

  • Демонстративный тип. Желает постоянно быть в центре внимания, готова применить для этого любые способы и методики. Отношение данного лица к другим определяется тем, как к нему относятся другие. В «поверхностных» конфликтах он способен выйти победителем, так как окружающие не воспринимают его всерьез и готовы уступить. В то же время он не боится конфликтов, чувствуя себя уверенно. Конфликт выступает в качестве способа демонстрации себя. Нередко демонстративный тип выступает в качестве источника конфликта, но не показывает это.
  • Ригидный тип. Является подозрительным, имеет завышенную самооценку. Нуждается в самоутверждении, подтверждении собственной значимости. Не готов принять чужую точку зрения, обидчив. Нередко прямолинеен, не обладает гибкостью, в силу чего постоянно ввязывается в конфликты.
  • Неуправляемый тип. Является импульсивным, непредсказуемо может повести себя в любой ситуации. Способен к вызывающему поведению и агрессии. Нуждается в регулярном подтверждении собственной значимости, может обвинить любого в своих неудачах. Планы – не его конек. Ошибки и прошлый опыт не обучают его.
  • Сверхточный тип. Скрупулезен, предъявляет повышенные требования к себе, а также к окружающим. Является чувствительным к деталям и мелочам. Может не общаться с некоторыми категориями людей, так как ему показалось, что к нему негативно относятся. Сам страдает от своей сверхточности, что может привести к заболеваниям, например, к бессоннице.
  • Бесконфликтный тип. Неустойчив, быстро меняет мнение. Непоследователен в своем поведении. Всегда хочет казаться «хорошим» для начальства. Отсутствует достаточная сила воли.
  • Целенаправленно конфликтный тип. Конфликт использует для достижения своих целей, провоцируя его. Умеет манипулировать, например, с кем-то может быть ласков, а с кем-то – нет. Владеет техникой эмоционального спора.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Признаки конфликта

Чтобы однозначно понимать, что такое конфликт и как его идентифицировать, необходимо запомнить три основных признака, которые обязательно должны у него присутствовать:

1. Биполярность (оппозиция)

. Данное явление возникает, когда два человека отстаивают противоположные точки зрения в споре, который интересен обоим. Наличие противоположности позиций ещё не подразумевает конфликта, но является предпосылкой для него.

2. Активность

. Наверняка вы слышали выражение «конфликт возможен лишь при активном участии двух сторон». Это действительно так. Чтобы конфликт продолжался, обе стороны должны проявлять активность.

3. Наличие субъектов

. Конфликт это не просто ситуация, а форма взаимодействия двух субъектов между собой. Обычно вероятность перерастания спора в конфликт зависит от конфликтности (то есть, наличия конфликтного мышления) субъектов.

Как предотвращать конфликты

Если вы хорошо понимаете, что такое конфликт и как он возникает, вы сможете не допускать его во многих ситуациях. Существует большое количество техник, позволяющих смягчать обстановку. Мы рассмотрим несколько наиболее простых и в то же время эффективных:

1. Общее дело

. Лучше всего данный способ работает с детскими конфликтами. Если дети в семье или группе начинают конфликтовать, их можно объединить, заняв интересным и увлекательным делом.

2. Развитие эмпатии

. Важно уметь сопереживать другим людям. Это позволит лучше понимать мотивацию оппонента. Совершая поступок, который вам не понравился, другой человек наверняка тоже о чем-то думал, чего-то хотел. И нельзя считать это действие предосудительным только потому, что оно вошло в конфликт с вашими интересами.

3. Развитие уважения к другим личностям

. Этот пункт перекликается с предыдущим. Нужно считаться с окружающими и понимать, что они наделены такими же правами.

4. Внимание на достоинства оппонента

. Если больше думать о положительных чертах человека, с которым возникли противоречия, найти примирение будет гораздо проще.

5. Социальные «поглаживания»

. Можно вместе поучаствовать в каком-то приятном расслабляющем мероприятии, например, сходить на пикник в одной компании. Именно поэтому начальство многих компаний поощряет и организует «корпоративы» – общение в приятной неформальной обстановке помогает сотрудникам сближаться и лучше понимать друг друга.

Чтобы научиться эффективно предотвращать конфликты и управлять ими, необходимо совершенствовать свой навык общения с людьми и учиться контролировать эмоции. В этом Вам поможет онлайн-интенсив «Эффективное общение» от Викиум. Этот курс научит Вас:

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам;
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам;
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей;
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы;
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость;
  3. Социальная эффективность;
  4. Построение гармоничных отношений.

Как проходит обучение:

  1. Смотрите видеолекции;
  2. Выполняете самостоятельные задания для закрепления материала;
  3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты;
  4. Проходите тестирование по изученному материалу;
  5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

Более подробно о данном курсе Вы можете узнать по ссылке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]