Что такое характер?
Характер – это система относительно постоянных свойств психики, определяющих поведение личности и основные особенности её взаимодействия с окружающим миром. Характер формируется и развивается в течение всей жизни. Он включает в себя множество личных качеств, паттернов поведения и привычек, формирующихся под влиянием внешних и внутренних факторов.
Термин «характер» образован от древнегреческого слова χαρακτήρ (читается как «характэр»), которое переводится как «особая примета», «отличительная черта» или «знак».
У характера есть две ключевых особенности:
- черты характера устойчивы, если принимать в расчёт небольшой промежуток времени, но они меняются по мере накопления знаний и жизненного опыта;
- характер определяет всю жизнь человека, влияя на большинство его решений, поступков и высказываний.
Наиболее типичные особенности личности проявляются в характере. Таким образом, хорошо зная характер определённого человека, можно с достаточно высокой точностью предсказывать его поведение в разных ситуациях и реакцию на определённые события.
В психологии изучению характера посвящён целый раздел – характерология. Она изучает сущность характера и его типы, а также процессы его формирования и развития.
Структурные свойства характера
Черты характера как побуждения Читать далее: Наследственность и характер
2.2. Структурные свойства характера
Центральные, стержневые отношения личности, поскольку они определяются общественными отношениями, всегда социально-типичны. Так, центральными, стержневыми отношениями личности являются отношения к людям и коллективу. Поскольку взаимная связь свойства характера определяется взаимной связью отношений личности, то, несмотря на индивидуальное своеобразие и неповторимость свойств каждого отдельного характера, в основе структуры характера всегда лежат социально-типичные стержневые отношения личности.
Из закономерностей структуры характера вытекают важные педагогические следствия. Совершенно неосуществимы такие планы и программы воспитательной работы, которые ставят задачу преодоления отдельных недостатков характера, например грубости, лживости, и воспитание отдельных положительных свойств, например вежливости или правдивости. Нельзя бороться с грубостью и воспитывать вежливость, если мы одновременно не воспитываем правильного отношения к людям. Воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств. При этом одно из важнейших условий воспитания такой системы свойств – формирование центрального, стержневого отношения личности.
Целостность характера, однако, не абсолютна. Абсолютная целостность характера была бы возможна только в том случае, если бы одно центральное, стержневое отношение личности полностью и без остатка определяло все остальные отношения. Это, однако, невозможно, так как в самой объективной действительности существуют противоречия. Существуют противоречия между различными требованиями, которые предъявляет к человеку труд, возникают так называемые ролевые конфликты. А так как отношения личности – это отражение общественных отношений, то существуют противоречия и между отношениями личности между обусловленными ими свойствами характера.
Степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным, противоречивым характером. Так как свойства характера проявляются в индивидуально-своеобразных способах действия, то в результате противоречий в характере неминуемо возникают противоречия в действиях и поступках, извращенность поведения, нарушения социально-нравственных норм. Так, в одном исследовании было показано, что источником несдержанности, необузданности, антисоциальных действий часто оказываются противоречия между стремлением к сближению с детским коллективом, стремлением ребенка к положительной оценке учителей и товарищей и чрезмерно высоким мнением о себе самом, повышенной самооценкой. Естественно, что в таких случаях основной путь борьбы с недостатками поведения – преодоление противоречий в характере ученика.
Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру как целому. К числу структурных свойств характера, во-первых, относится степень их глубины. Более глубокими свойствами характера мы называем те, которые определяются центральными, стержневыми отношениями личности и потому связаны с очень широкой системой других свойств. Благодаря различиям в степени глубины свойств характера характеристика человека не может быть сведена к перечню всех симптомокомплексов, т.е. систем взаимно связанных свойств характера, как это упрощенно представляют некоторые зарубежные психологи. Характеристика человека требует расположения этих симптомокомплексов в глубину, выделения более поверхностных систем.
Во-вторых, к числу структурных свойств характера относится активность, или сила, характера. Активность характера определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам. В этом отношении мы различаем людей с сильным и со слабым характером.
В-третьих, в структурное свойство характера входит степень его устойчивости или изменчивости. И устойчивость и изменчивость характера – необходимые условия приспособительной деятельности. Если бы каждый раз при изменении внешней обстановки иным становился и характер, тогда поведение превратилось бы в чисто пассивный отклик, реакцию на внешнюю обстановку, поведение было бы всецело пассивно-приспособительным. Поведение животных потому и является более пассивным, чем поведение человека, что потребности животных легко изменяются в зависимости от состояния организма и внешних условий. Деятельность человека активна потому, что свойства характера продолжают направлять поведение в самых разнообразных обстоятельствах жизни, вопреки противодействующим условиям. Животное, насытившись, перестает искать пищу, встретив опасность, бежит от нее. Между тем трудолюбие, если это устойчивое свойство характера, проявляется даже тогда, когда работа однообразная, когда работу не умеют оценить. Именно поэтому человек не является рабом внешних обстоятельств. Он не только зависит от них, но и сам их создает.
Вместе с тем не менее необходимое условие существования личности – определенная степень пластичности характера. Пластичность (изменчивость) характера имеет двоякое значение. Во-первых, она точно так же, как устойчивость, условие активного воздействия на среду. Для того чтобы действия и поступки были целесообразны, полезны, необходимо, чтобы они соответствовали изменяющимся внешним условиям. Но это возможно только тогда, когда свойства характера, определяющие индивидуально-своеобразные способы действия, сами в какой-то степени будут изменяться под влиянием внешних условий. Если человек, ставший учителем, не в состоянии был бы избавиться от присущей ему уступчивости, покладистости, робости, то, благодаря своему характеру, он был бы плохим учителем. В действительности же такой обреченности характера не существует. Во-вторых, пластичность характера – необходимое условие его развития и воспитания. Только потому, что он в определенной степени пластичен. Степень устойчивости и пластичности также индивидуально-своеобразна и представляет собой свойство структуры характера в целом.
Структурные свойства характера взаимосвязаны. Более глубокие свойства вместе с тем и более активны и более устойчивы. Наоборот, более поверхностные свойства менее активны и более пластичны.
Так как сила и устойчивость свойств характера зависят от того, являются ли они стержневыми, центральными, то они в известной степени определяются содержанием отношений личности. Однако активность и устойчивость свойств характера относительно независимы от содержания отношений личности и имеют формальный характер. Устойчивость характера зависит от темперамента и потому относительно независима от содержания жизни личности. Наибольшей устойчивостью свойств характера отличается флегматический темперамент. Поэтому сила и устойчивость свойств характера, сами по себе взятые, еще не говорят о том, в дурную или в хорошую сторону развитие характера.
Глава 3. Формирование характера
Черты характера как побуждения Читать далее: Наследственность и характер
Информация о работе «Характер»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 38931 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Кое что о характере доказательств бытия бога
11164
0
0
… не существует самой истины? Ведь тогда не нужны будут и доказательства. Впрочем, в этом случае доказательства исчезнут еще и потому, что они могут представлять собой тоже только истинные суждения или факты. Вот почему, прежде чем рассуждать о характере доказательств, нам надо подумать над вопросом: могут ли вообще существовать истины? Существуют ли вообще истинные суждения, существует ли сама …
Характер посттравматической адаптации и особенности смысложизненных ориентаций у ветеранов боевых действий в Афганистане
5719
0
0
… всей системы восприятий и самовосприятий. Целью нашего исследования являлось изучение особенностей послевоенной адаптации участников боевых действий в Афганистане, переживших военный травматический стресс. В ходе обследования по результатам клинического диагностического интервью СКИД для DSM-III-R у ветеранов войны в Афганистане (n=21) определялись: оценка общего уровня адаптированности по » …
Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы
5443
0
0
… на всякий час готовь, Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. В этих строках просматривается главное в характере Лизы, и они соотнесены с народными пословицами о барской ласке. Итак, Софья и Лиза открывают первое действие комедии «Горе от ума». Кто же они? Софья – барышня, дочь богатого московского барина. Лиза – служанка, крепостная девушка, вывезенная из деревни. …
Двойственный характер поведения участников и свидетелей войны 1812 г.
10692
0
0
… , прославлению прошлого с его изысканными манерами и красочными оборотами речи. Изысканными, но одновременно простыми. Красочными, но не вычурными. Все это следует иметь в виду, изучая дневники и письма свидетелей и участников войны 1812 г. Многие из них писались как бы напоказ. В сто пятьдесят четвертом томе «Русской старины» (1913 г.) были опубликованы письма солдат Великой Армии из России, …
Как проявляется характер?
Поскольку характер – это совокупность большого количества относительно постоянных свойств психики, его проявления присутствуют в каждом действии во всех сферах жизни. Эти проявления, как правило, представлены крайними степенями тех или иных форм поведения. Рассмотрим проявления характера в разных сферах подробнее.
В отношении к себе это может быть:
- скромность и наглость;
- застенчивость и тщеславие;
- самокритичность и самоуверенность.
В отношении к окружающим:
- замкнутость и общительность;
- желание доминировать и желание быть частью коллектива;
- доверие и недоверие;
- враждебность и дружественность.
В отношении к работе:
- трудолюбие и леность;
- ответственность и безответственность;
- добросовестность и недобросовестность.
В отношении к материальным ценностям:
- щедрость и жадность;
- бережливость и расточительность;
- аккуратность и неряшливость.
Древнегреческий философ Гераклит однажды сказал: «Характер определяет судьбу». И это действительно так, ведь он проявляется в каждой повседневной мелочи, в каждом серьёзном или мелком решении и в каждой фразе, сказанной близкому или не очень человеку.
Структура характера
Структура характера – целостная организация отдельных свойств, каждое из которых проявляется в деятельности, формируется и закрепляется в отношениях человека к действительности.
Структура и содержание характера каждого человека определяются:
· динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность);
· спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие);
· интеллектуальными особенностями человека (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность);
· взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте).
Элементарной единицей характера является отдельная его черта.
Черты характера
– это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекают одна линия поведения, поступки.
В каждой черте характера выражается отношение человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а индивидуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации индивидуальное своеобразие способов и качеств действий и поведения личности в этих обстоятельствах.
В чертах характера зафиксирован социальный опыт человека, т.е. усвоенные им общественно выработанные способы поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Как правило, они соотнесены с социальными нормами. Поэтому по своему происхождению и сущности характер представляется социальным образованием личности. Он возникает у человека в процессе воспитания, в ходе которого его приучают к общественно принятым способам поведения в различных жизненных ситуациях. Отсюда каждая черта характера содержит в себе инструментальное начало, т.е. аккумулированный способ поведения – привычку, ставшую устойчивым личностным свойством. В каждой черте характера выражается отношение человека к кому-то или чему-то, что и определяет ее содержание.
К первой группе относятся черты, проявляющиесяпо отношению к другим людям
: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к деятельности
. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами. Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них следует также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.
Третья группа – это система отношений человека к самому себе
(к своему социальному статусу, своей внешности и т.д.). Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе, тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек относится к себе, можно предположить, каким будет его отношение к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение человека к самому себе. В эту группу входят такие черты, как скромность и самовлюбленность, самокритичность и самоуверенность, гордость и приниженность, альтруизм и эгоизм, тщеславие и неуверенность в своих силах.
Четвертая группа включает черты, характеризующие отношение личности к общественным и личным ценностям (вещам),
причем не только отношение к собственности вообще, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.п. К таким чертам можно отнести: щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и мн. др.
Черты характера любой из этих групп могут быть ведущими в структуре характера того или иного человека и определять его тип.
Устойчивость
– это временная характеристика черт характера. Она определяется тем, насколько они неизменны в жизненном времени человека. Продолжительность их существования может измеряться годами, десятилетиями и всей сознательной жизнью. Наиболее устойчивые черты чаще всего являются ведущими в структуре характера.
Обобщенность
черт характера определяется пространством их существования и функционирования. Чем шире оно, тем выше уровень их обобщенности. Можно выделить два ее измерения: содержательное и социальное. Обобщенность в содержательном плане измеряется тем, насколько широк круг конкретных жизненных ситуаций, в контексте которых они проявляются. Чем шире круг разных по содержанию ситуаций, тем выше обобщенность черты. Обобщенность в социальном плане определяется тем, насколько широк круг людей, при общении с которыми черты могут проявляться. Чем он шире, тем выше уровень обобщенности. Если же некоторое поведение человека проявляется лишь в общении с каким-то конкретным лицом, то в данном случае не следует говорить о черте характера. Предельно обобщенные черты характера аккумулируют в себе соответствующий личный опыт поведения, максимально обобщенного и в содержательном, и социальном плане. Такие черты занимают ведущее место в структуре характера.
Черты характера человека имеют нравственное измерение. Они соотносимы с существующими в обществе моральными нормами. В зависимости от этого выделяются положительные (нравственно приемлемые) и отрицательные (нравственно неприемлемые) черты.
Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. То, какие формы поведения отбираются индивидом, зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Угасают те поведенческие направления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие самореализации личности.
Важнейшим качеством характера является способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать и реализовывать оптимальные решения. Формирование характера связано со способностью индивида к научению, с реальными возможностями научения в различных возрастных периодах, на различных этапах его психического созревания.
В характере человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера иногда можно определить, что именно доминирует в структуре ценностей человека: духовные или материальные, узкокорыстные потребности, интересы.
Как формируется характер?
Эрих Фромм в одной из своих работ написал: «Характер ребёнка представляет собой слепок с характеров его родителей». Таким образом, основными факторами формирования характера являются генетические предпосылки и личное влияние родителей или опекунов ребёнка. В дальнейшем на развитие характера влияют все, с кем личность контактирует: воспитатели и одноклассники, друзья и возлюбленные, коллеги по работе и незнакомые люди, обладающие авторитетом.
В течение всей жизни характер испытывает на себе влияние темперамента, от которого зависит реакция человека на происходящие события (то, как темперамент влияет на характер, мы рассмотрим ниже). Поэтому одни люди становятся общительными, ответственными и решительными, а другие лишены этих черт характера.
Разные черты характера закладываются в разные периоды жизни:
- Первичные черты. Эта часть характера формируется в раннем детстве (обычно в период от 2-3 до 7-9 лет).
- Социальные черты. Эта часть формируется преимущественно в школьном возрасте – между 7 и 14 годами. В этот период дети постигают тонкости социального взаимодействия, контактируя с родственниками, одноклассниками, друзьями и воспитателями.
- Волевые черты. Формирование воли и дисциплины происходит в период между 14 и 18 годами. В подростковом возрасте человек постоянно сталкивается с выбором между правильными и желанными действиями, сознаёт последствия и цену принятых решений.
- Базовые черты. Это обширная группа свойств характера, формирующаяся, развивающаяся и меняющаяся в течение всей жизни. В неё входят любознательность, общительность, отзывчивость, нравственность, способность к состраданию и прочие черты, определяющие взаимодействие человека с обществом и окружающим миром.
К совершеннолетию характер обычно формируется и закрепляется. После этого он продолжает меняться, но уже гораздо медленнее. В основном это происходит под влиянием таких факторов как:
- пример со стороны близких и просто значимых людей;
- чужое мнение, одобрение и осуждение;
- культура (литература, фильмы и прочие произведения);
- нормы морали, религия и идеология общества.
В последние годы одним из важнейших факторов, влияющих на характер людей всех возрастных категорий, стал интернет. В интернете люди знакомятся с произведениями культуры, смотрят видео и играют в игры. Но основным фактором всё же является общение. Пользователи интернета получают возможность общаться с большим количеством разных людей (в том числе иностранцев), участвовать в дискуссиях, вступать в разные сообщества.
Считается, что зрелой личностью с полностью сформировавшимся характером современный человек становится примерно к 30 годам. К этому возрасту закрепляются основные черты характера, необходимые для достижения профессиональных успехов и создания семьи. Конечно, многие люди становятся успешными и заводят семьи раньше. Но в 30-летнем возрасте у человека формируются такие фундаментальные черты как целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и выдержка.
ХАРАКТЕР, ЕГО СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
Характер
– это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, к самому себе.
В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета», «печать». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Важной индивидуальной особенностью человека как личности является его характер. В структуре личности характер занимает центральное место, причем это место настолько существенно, что между личностью и характером человека часто ставят знак равенства.
Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обуславливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Знать характер человека – значит знать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.
В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, в способах реагирования человека на действия других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей.
Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером – слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т.п.
Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.
Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других самоотверженность в борьбе за общее дело.
В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное и бережное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и учебными пособиями и т.д.
Характер человека нельзя рассматривать как нечто врожденное, постоянное и неизменное. Он формируется в ходе жизни, в процессе воспитания (в широком смысле слова), отражает условия и образ жизни человека и изменяется под влиянием перемены этих условий. Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивым, добрым, тактичным или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо иметь в виду и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути. Темперамент влияет на форму проявления отдельных черт характера. В то же время человек с сильным характером может подавлять проявление некоторых сторон своего темперамента, может длительными упражнениями изменить отдельные его особенности.
Наиболее тесно характер взаимосвязан с направленностью личности. Характер выражается в направленности личности, а направленность в характере. Базисом характера являются убеждения личности, ее мировоззрение, которые определяют такие положительные черты характера, как принципиальность, последовательность в поведении, целеустремленность, высокая требовательность к себе и к другим, оптимизм и т.д.
Характер человека складывается из сочетания многих свойств или черт, которые, как правило, образуют противоположные пары (положительное – отрицательное) и делятся на четыре группы:
1. Черты характера, выражающие отношение личности к деятельности, к труду: трудолюбие – лень, инициативность – консервативность, добросовестность – безответственность и т.д.
2. Черты характера, выражающие отношение личности к другим людям, к коллективу, к обществу: общительность – замкнутость, коллективизм – индивидуализм, тактичность – бестактность, правдивость – лживость, вежливость – грубость, чуткость – жестокость, искренность – лицемерие, доброжелательность – зависть и т.д.
3. Черты характера, выражающие отношение личности к самому себе: самокритичность – некритичность, требовательность – нетребовательность, скромность – хвастливость, высокомерие и т. д.
4. Черты характера, выражающие отношение человека к вещам: аккуратность – неряшливость, бережливость – небережливость, экономность – расточительность, щедрость – скупость и т.д.
Эти группы черт личности не разделены строго между собой, и одни и те же черты могут выражать различные отношения. Например, такие черты характера, как самоуверенность – неуверенность, самодовольство – склонность во всем винить себя, выражают не только отношение личности к себе, но и отношение ее к другим людям. Кроме того, различные группы отношений взаимообусловлены: отношение к деятельности, к труду, к вещам во многом зависит от отношения человека к себе, от его самооценки.
Характеры различных людей различают не только по отдельным чертам, но главным образом по их определенности, цельности, а также по развитию волевых черт.
По определенности характеры людей бывают с ярко выраженными одной или несколькими чертами (например, гордый человек или вежливый и т.д., подразумевается, что указанная черта доминирует над всеми другими) и без такой определенности, когда ни одна черта особо не выделяется (в этом случае говорят: «неопределенный характер»).
По цельности характеры людей делятся на цельные, в которых отсутствуют противоречивые черты, и противоречивые, в которых имеются несовместимые друг с другом черты. Люди с цельным характером отличаются единством мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков. Наоборот, для людей с противоречивым характером свойствен разлад между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями и т.д.
По силе развития волевых черт различают сильные и слабые характеры. Если чертами сильного характера являются целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость, то чертами слабого человека являются нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д. поэтому слабохарактерная личность даже с общественной направленностью не может считаться положительной.
Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связанны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.
Структура
и
содержание
характера каждого человека определяются:
а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);
б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те или иные его поступки;
в) интеллектуальными особенностями человека;
г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).
В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. Ребенок, прежде всего, подражает своим близким.
Сензитивным периодом для становление характера можно считать возраст от двух до девяти – десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми, так и со сверстниками. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ общения взрослых с самим ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом общения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера определяется тем, как родители общаются с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – настойчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность – формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает поддержка со стороны взрослых. Если то, что ребенок как личность приобретает в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает те нормы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, черты характера меняются под влиянием обстоятельств жизненного пути человека и его поступков. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменятся. На данном этапе человек сам является творцом своего характера. Этот процесс в современной психологии рассматривается как процесс самовоспитания.
Характер во многом определяет жизнь, судьбу человека. Недаром народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Характер – это основа личности, ее стержень.
Типы характера
Несмотря на большое количество классификаций, предложенных авторитетными авторами, единой общепринятой системы пока нет. В психологии используется несколько достаточно удобных классификаций, основанных на таких факторах как темперамент, тип личности, физиологические особенности организма и прочее. Рассмотрим наиболее интересные теории.
1. Классификация по темпераменту
Не все люди правильно понимают, что такое характер и чем он отличается от темперамента, поэтому данные понятия часто путают. Их основное отличие заключается в том, что темперамент заложен в человеке природой и практически не подлежит коррекции.
Характер же формируется в течение жизни, но при этом зависит от темперамента. А значит, это можно использовать для деления на типы. Взяв за основу классификацию Гиппократа, можно выделить основные особенности характера, свойственные обладателям разных типов темперамента:
- Холерик. Люди с таким типом темперамента обычно вспыльчивы и импульсивны, они склонны реагировать эмоционально и драматизировать происходящее. Как правило, холерики весьма нетерпеливы, не отличаются сильной волей и целеустремлённостью, поэтому часто бывают слабохарактерными, несмотря на показную решительность.
- Сангвиник. Данный тип темперамента характеризуется подвижностью, наличием чувства юмора, эмоциональной устойчивостью и способностью оперативно реагировать на события. Сангвиники обычно обладают достаточно сильным волевым характером, они рассудительны и последовательны.
- Флегматик. Люди с флегматичным типом темперамента спокойны в большинстве ситуаций, поскольку слабо подвержены эмоциям. Для флегматиков характерны такие черты характера как уравновешенность, настойчивость, упорство и прилежность. В общении с окружающими они обычно спокойны и не склонны к конфликтам, как и к любому другому проявлению эмоций.
- Меланхолик. Такие люди отличаются впечатлительностью и эмоциональной лабильностью. Они ранимы и обидчивы, очень болезненно переживают неудачи. Неудача может толкнуть меланхолика на импульсивный поступок или заставить бросить дело. Таким образом, меланхолический темперамент сопровождается слабой волей и слабым характером.
Классификация К. Юнга
Швейцарский психиатр Карл Юнг предложил простую, но в то же время достаточно ёмкую классификацию типов личности, включающую всего три базовых типа:
- Экстраверты. Это очень эмоциональные и открытые личности, постоянно нуждающиеся в общении. Обычно они демонстрируют высокий уровень ответственности по отношению к другим людям, но часто бывают безответственными в вопросах, касающихся собственного здоровья и некоторых других аспектов личного благополучия.
- Интроверты. Такие личности обычно погружены в мир собственных переживаний и ощущений. При этом они часто замкнуты и не особо охотно контактируют с окружающими. Они не любят брать на себя ответственность, но при наличии времени показывают себя хорошими аналитиками, способными выдавать качественный результат.
- Амбиверты. Это личности, обладающие отдельными чертами обоих предыдущих типов. Они неплохо ладят с окружающими, но часто нуждаются в том, чтобы побыть наедине с собой. Как правило, они харизматичны и остроумны, но часто ведут себя токсично. Тем не менее, они неплохо ладят с окружающими.
Теория характера Кречмера
Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал 3 типа характера и сопоставил каждый из них с определёнными особенностями телосложения и физиологии:
- Астеники. Это люди с худощавым телосложением и не очень развитыми от природы мышцами. Астеники обладают характером шизотимического типа, который подразумевает упрямство, замкнутость и плохую способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
- Атлетики. Этот типаж имеет стройное тело с развитыми от природы мышцами. Характер таких людей отличается спокойствием, практичностью, властностью, ответственностью и добротой.
- Пикники. Это люди с плотным телосложением, избыточным весом и слабыми мышцами. Они довольно общительны, способны быстро адаптироваться к резко меняющимся обстоятельствам.
СОДЕРЖАНИЕ ХАРАКТЕРА
Понятие характера
2 СОДЕРЖАНИЕ ХАРАКТЕРА
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.
Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его, потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).
3 ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, какое из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.
Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера — это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.
По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, — это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.
Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость; твердость — мягкость; цельность — противоречивость; широта — узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности” в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют — то противоречивым.
При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.
Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.
Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.
Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.
В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.
Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.
Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений, занимающие решающее, первостепенное и общее жизненное значение для тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:
1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т.д.)
2. В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т.д.).
3. В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность и т.д.)
4. В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость -расточительность. аккуратность — неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.
Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.
Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.
Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер — это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития. Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характеризует твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их. Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.
Литература
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский , 2000.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. − М.-2000.
3. Еникеев М.П. Общая и юридическая психология. Краткий курс.- СПб.: Питер,2005.
4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
5. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. — М.: «Проспект», 2003.
Понятие характера
Информация о работе «Понятие характера»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 24855 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Понятие как форма мышления
14421
0
0
… природу, его сущность. Несущественными признаками называются признаки, не выражающие сущность предмета, они могут принадлежать, и могут не принадлежать предмету. Характеристика понятия как формы познания, как способа мыслительной деятельности – это способ мыслительного выделения классов предметов посредством обобщения этих предметов. Этот процесс включает множество приемов познания. Понятия …
Пол и характер
47356
4
3
… определенным половым характером, обладает определенным половым оттенком. В соответствии с нашим принципом всеобшности промежуточных форм я тут же прибавлю, что этот половой характер можетобладать различной степенью интенсивности. Пол не следует себе предстовлять в виже чего-то, имеющего своим средоточением определенное место или выродаюшимся только в определенном механизме; он сказывается …
Характер человека
48991
0
0
… объясняться высоким чувством ответственности за свои слова, иногда своего рода хитростью, желанием скрывать свои мысли и чувства, а в ряде случаев — замкнутостью, боязливостью, подозрительностью. Для силы характера человека, будет ли он молчаливым или разговорчивым, наиболее характерно чувство ответственности, побуждающее его тщательно взвешивать свои слова, не бросать их на ветер, учитывать их …
К вопросу о динамике детского характера
32933
0
0
… да и сейчас еще, проблема эта разрешается чисто статически. Исследователь подходит к детской одаренности как к факту, к данности и задается только одним вопросом: «Сколько баллов?» Его интересует только балл, но не стихия одаренности. В динамической теории детского характера даны предпосылки для создания нового, диалектического учения о плюс — и минус — одаренности, т. е. о детской талантливости и …