ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


Современные средства общения

Еще каких-то десять-пятнадцать лет назад существовало два средства для общения с друзьями, знакомыми и близкими, находящимися далеко от нас — это звонки по телефону и отправка бумажных писем. Сегодня, когда мобильная связь и доступ в Интернет доступны большинству, возможностей для общения на расстоянии стало значительно больше.

Те, кто постарше, наверняка помнят журнальные рубрики с заголовками «Ищу друга по переписке», «Давайте знакомиться» и т.п. В этих рубриках публиковались объявления людей, желающих найти вторых половинок, единомышленников и друзей по переписке (по той самой — бумажной, предполагающей отправку писем советской, а позднее — и российской почтой). Теперь такие рубрики встречаются в печатных изданиях все реже. В наши дома проник Интернет, дающий возможность не только поддерживать связь с уже знакомыми людьми, но и заводить новые интересные знакомства. Если раньше знакомились в основном с соотечественниками (оно и понятно — наши печатные СМИ с рубрикой «Ищу друзей» иностранцы не особенно читали), то сегодня любой из нас может найти супруга, друга или просто собеседника, живущего в любом уголке планеты — будь то Австралия, США, Зимбабве или Бруней. Для этого существуют многочисленные сайты знакомств — как русскоязычные (и находящиеся, соответственно, в зоне ru), так и иностранные. Только выбирай! Другой вопрос, что виртуальные поиски друзей, а особенно супругов могут принести немало неприятностей — например, известные альфонсы, ограбившие немало женщин, ищут своих жертв как раз на таких сайтах. Однако и раньше, когда была возможность оставлять объявления только в газете, подобное случалось — просто не в таких глобальных масштабах, что вполне логично — в Глобальной Сети и мошенничества приобретают глобальный характер.

Для любителей подискутировать на разнообразные темы или просто поболтать, скрасив досуг, в Интернете имеются всевозможные чаты и форумы, в которых собираются люди, как правило, имеющие общие интересы. По сути, и форумы, и чаты представляют собой своего рода клубы единомышленников, а потому, если у вас имеется какое-либо хобби, увлечение или пристрастие, в Интернете вы без труда найдете людей, разделяющих ваши интересы. Научитесь чему-то новому и продемонстрируете свои успехи. Общение в таких «кружках по интересам» является очень плодотворным и, как правило, приносит пользу.

В последнее время высокой популярностью пользуются так называемые социальные сети (Одноклассники, В Контакте и пр.). Разговоры о том, что в Одноклассниках проводит половину рабочего времени весь офисный планктон, уже стали притчей во языцех. Однако социальные сети не так уж и бесполезны, как уверяют их противники. В социальных сетях можно не только пообщаться с друзьями и знакомыми, но и поучаствовать в разнообразных опросах, послушать музыку, поиграть в онлайн-игры, одним словом, неплохо провести время. А главное — соцсети многим людям дали возможность найти друг друга. Ведь ищут не только одноклассников, однокурсников, сослуживцев и бывших коллег, но и родственников, с которыми когда-то потерялась связь. Сколько радости доставляет такая находка! И не надо идти на программу «Ищу тебя»!

У молодого поколения наибольшей популярностью пользуется сервис В контакте. А еще молодые люди предпочитают общаться посредством Интернет-пейджеров, дающих возможность обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени. На сегодняшний день существует достаточно большое количество программ для обмена моментальными сообщениями: Qip, Windows Messenger, Mail agent, Miranda. Однако одним из наиболее популярных Интернет-пейджеров на протяжении многих лет остается ICQ, в народе любовно именуемый «аськой». Вопрос, как зарегистрироваться в icq, задают не только подростки, но и… бабушки. Да-да, все больше людей старшего поколения осваивают этот сервис — возможно, с целью экономии, что для наших пенсионеров очень актуально. Если дети и внуки оплатят бабушкам и дедушкам безлимитный Интернет, тем не придется тратить деньги на звонки, желая поговорить с любимым людьми подольше, но понимая, что продолжительный разговор по телефону влетит в копеечку. С помощью ICQ ваши родные в любой момент свяжутся с вами. И не надо думать, что для стариков это сложно. Уже если бабушки освоили СМС, то с ICQ разберутся без труда.

Впрочем, прогресс не стоит на месте, и сегодня мы имеем возможность не только обмениваться текстовыми сообщениями в Интернет, но и общаться голосовым способом с подачей изображения на монитор посредством специальной программы Skype — правда, при наличии необходимого оборудования, которое стоит не дешево, но быстро окупается, так как Интернет-телефония является бесплатной (оплата идет только за трафик, а если Интернет-тариф безлимитный, то звонки получаются действительно бесплатными).

Дарите себе и своим близким радость общения посредством интернета! Это интересно, удобно и, что самое главное, выгодно.

Онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации»

Всего за 2 месяца на этой онлайн-программе вы научитесь лучше взаимодействовать с людьми. Вы получите системные знания о 72 самых эффективных способах общения с людьми, которые собраны из десятков источников. Также вы поймете в каких ситуациях они применяются, какого эффекта от них следует ожидать, увидите примеры их использования. Если вы управляете коллективом и вам нужно находить индивидуальный подход к каждому его участнику и уметь разрешать конфликты; если вы хотите наладить доверительные отношения с родными и близкими, улучшить взаимопонимание; если ваша работа связана с необходимостью общаться с людьми – как знакомыми, так и незнакомыми, эта программа специально для вас! Узнать подробнее…

Не откладывайте на завтра обучение тому, чему можно научиться уже сегодня. Тогда ваше «завтра» станет полным новых открытий и свершений. Учитесь общаться уже сейчас, а мы желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Ненасильственное общение Маршалла Розенберга
  • Давайте учиться говорить или теория коммуникации на практике
  • Как общаться с кем угодно и где угодно?
  • Повседневная магия общения
  • Секреты общения от великих
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Как понять, что чувствует человек
  • Взаимоотношения с людьми: руководство
  • Как общаться с трудными людьми
  • Социальные навыки: что это такое, какие они бывают и как их развивать

Ключевые слова:1Коммуникации

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Информационный аспект проблемы общения занимал и занимает не только социальных психологов, социологов и лингвистов, но и фантастов и футурологов — ученых, изучающих будущее, описывающих его возможные сценарии. И пусть не все ожидания последних оправдались, следует признать, что они первыми задумались о грядущих изменениях в сфере общения и обмена информацией. На практике выяснилось, что формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения. Изучение специфики обмена информацией в условиях перехода к информационному обществу только начинается, однако данные исследователей позволяют изменить представление о классическом общении. Еще до массового распространения компьютеров люди стали общаться с помощью технических средств (телефона, телеграфа), которые заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Техника облегчает передачу информации при общении (сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения). Представьте себе, сколько времени отделяло получение письма от его отправки, если между участниками переписки было несколько тысяч километров. Сегодня с помощью факса можно не только переслать послание в течение нескольких минут в оригинальном исполнении, но и пообщаться в сети Интернет в онлайновом режиме. В связи с расширением сферы общения с помощью современной техники не только меняется его способ, стиль, характер. Меняется и структура коммуникативного опыта человека. Так, в среде новых информационных технологий характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним. Виртуальный партнер по общению во многом является синтезом того, что известно о нем из сообщаемой информации, и того, что додумывает о нем другой участник общения, не видя его непосредственно. Общение в глобальных информационных сетях, с одной стороны, свободно от жестких форм (пользователи сети сами выбирают форму и содержание общения). Однако, с другой стороны, открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью самого виртуального коммуникативного процесса, которому недостает эмоциональной насыщенности, а подчас и социальной ответственности. Ученые отмечают, что интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмыслении и усвоения. Такой «информационный бум» может оказывать негативное воздействие на психику человека.

За период с 1992 по 1998 г. у российских пользователей сети устойчиво возрастал интерес к научной информации (преимущественно естественно-научной, особенно к программному обеспечению) с одновременным ростом интереса к источникам, связанным с юмором, хобби и проведением досуга.

Уже само накопление больших объемов информации предъявляет повышенные требования к их интерпретации субъектом. Один из парадоксов современной коммуникации образно сформулировал кинорежиссер А. Кончаловский: «Чем больше информации, тем меньше смысла». Разнообразию форм представления информации далеко не всегда сопутствует ее смысловая насыщенность. Глобализация средств информации задает своеобразный «мировой информационный порядок», сущностью которого становится насильственное распространение западных, североамериканских стандартов культуры по всему миру. При этом реципиент (тот, кто воспринимает информацию) реально мало влияет на содержание этой информации. Основные понятия: общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе. Термины: коммуникация, невербальное общение.

Проверьте себя

1) Чем общение отличается от коммуникации? 2) Какую роль в процессе обмена информацией играет речь? 3) Что препятствует точному пониманию информации в процессе общения? 4) Что такое невербальные средства общения? 5) Чем отличается общение в информационном мире?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте сравнительную таблицу «Общение и коммуникация». Устно сделайте выводы из такого сравнения. 2. Выполните упражнение «Мысль одна, а слов много». Предложите как можно больше вариантов передачи другим словами следующей мысли: «Общение с помощью языка помогает понять другого». Постарайтесь выполнить следующие условия: 1) не искажать смысл высказывания; 2) ни одно слово из данного в условии предложения не должно употребляться в предлагаемых вами вариантах. 3. Согласитесь или опровергните следующее утверждение: «В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение» (Джон Морли, английский издатель, биограф и политик). 4. Проведите самостоятельно небольшое социологическое исследование по теме «Мои знакомые — пользователи Интернета»; при классификации знакомых вам пользователей всемирной паутины используйте следующую информацию. В ряде прикладных исследований отмечается, что влияние интернет-коммуникации на личность связано не с опытом виртуального общения как такового, а с характером осознания личных целей, которым удовлетворяет компьютерно-опосредованное общение. По этому принципу пользователей Интернета можно разделить на «хакеров», «любителей» и «прагматиков». «Прагматики» — те, кто интересуется сетью эпизодически, в соответствии с конкретной задачей; межличностная коммуникация, активное участие и идентификация с сетевыми сообществами играют для них второстепенную роль. «Любители» не идентифицируются с пользователями сети в целом или же с конкретными ее сообществами, но и не используют ее в узко прагматических целях. «Хакеры» же максимально идентифицируются с пользователями Интернета как с социальной категорией. 5*. В последнее время издано немало книг о невербальном общении. Составьте с их помощью свой словарь жестов, указав, какие жесты какую информацию несут.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е. И. Рогова «Психология общения».

Коммуникативные барьеры

Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. […] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. […] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. […] Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д. Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом: […] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.

1 Один из народов Севера. 2 От cognitio — знание, познание и dissonans — отсутствие гармонии, несоответствие, противоречие чему-либо, разлад.

Общение как взаимодействие

Вспомните:
что такое межличностные отношения? Какие виды межличностных отношений существуют? Что составляет специфику межличностных отношений? Какую роль в межличностном взаимодействии играют эмоции?

Общение не ограничивается обменом информации. Можно представить себе, что происходит, когда несколько человек сообща осуществляют какую-либо деятельность. Например, нескольким ученикам поручено сообща провести уборку класса. Кто-то из них отлынивает, кто-то приносит воду для мытья пола, кто-то протирает пыль, а кто-то ухаживает за комнатными растениями. В этом случае общение между участниками в процессе совместной деятельности выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter — между и action — действие). В науке существует ряд теорий, которые по-разному объясняют суть межличностного взаимодействия. Так, сторонники теории обмена полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. При этом вознаграждение далеко не всегда понимается как материальное, а затраты — не только физические или ресурсные. Другая теория рассматривает поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира в зависимости от значений, которые им придают люди. Существует теория, которая ситуацию социального взаимодействия рассматривает как подобие драматического театра, в котором актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе. По теории психоанализа на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период жизни.

ДВЕ СТОРОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Процесс взаимодействия, или интерактивная сторона общения, включает два компонента: внешний и внутренний. Внешний компонент представлен своеобразным регламентированным порядком действий в каждой конкретной ситуации. Можно даже говорить об этикете общения. Второй компонент относится к психологической стороне взаимодействия. Дело в том, что, вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия. Есть такие потребности, которые могут быть удовлетворены только вместе и посредством других людей. Нередко эти потребности не осознаются, поскольку кажутся абсолютно естественными. Тем не менее их удовлетворение требует расхода психической энергии. К числу таких потребностей относится, например, потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса. Стоит людям собраться вместе, как они различными способами обозначают свой статус и принадлежность к той или иной группе. Вам наверняка приходилось наблюдать, что в любой компании люди располагаются относительно друг друга определенным образом, выражают общность интересов и позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или отдаленность друг от друга. Вспомните мудрую детскую сказку Г.-X. Андерсена о гадком утенке. Впервые попав на птичий двор, утята-дети сразу увидели, что главной здесь является утка с красной тряпицей на лапе. Именно ей предстояло понравиться всему выводку. Именно перед ней заискивали все участники смотрин. Именно она, заметив, что один из утят слишком велик и неуклюж, предложила его переделать. Потребность в определении принадлежности к себе подобным реализуется именно во взаимодействии. Другая потребность, связанная с взаимодействием, — потребность в поддержании хороших отношений. Если такие отношения не складываются, человек испытывает психологический дискомфорт. Вот почему взаимодействие может рассматриваться как серия ритуальных действий, служащих сигналами добрых намерений человека по отношению к другим людям. В процессе общения люди вступают в бесконечное количество разного рода взаимодействий. По мнению одного из исследователей, взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего. Можно представить взаимодействие как процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного контакта, выраженного в вербальной или невербальной форме. Нельзя не учитывать вместе с тем, что совместная деятельность в процессе общения находится в прямой зависимости от уровня информационного, а в определенном смысле и духовного контакта между людьми. Недаром принято говорить об эффективном общении, что люди понимают друг друга без слов, действуют слаженно, как один человек. Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить каккооперацию

или
конкуренцию.
В первом случае в процессе общения происходит координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование этих сил). Без кооперации вряд ли возможно успешное взаимодействие. В самом деле, невозможно представить себе полноценного общения партнеров, каждый из которых молчит, не проявляет активности. Как невозможно аплодировать одной рукой, так и в общении реальных индивидов необходимы действия обоих. Вы, возможно, знакомы с понятием конкуренции в экономике. В отличие от конкуренции в экономике конкуренция в общении так или иначе расшатывает совместную деятельность, представляет собой определенные препятствия для взаимодействия. Наиболее ярко конкуренция как тип взаимодействия проявляется в своей крайней форме — конфликте. Подробнее о конфликте речь впереди. Но вы сами легко припомните случаи, когда общение затруднено или вовсе блокировано из-за того, что участники взаимодействия поссорились. Для того чтобы представить общение как успешное взаимодействие, стоит рассмотреть, что такое психологическая совместимость.

Предыдущая37Следующая

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]