Социализация
Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.
Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней.Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.
Индивидом рождаются
метки:
Личность, Процесс, Индивид, Качество, Социальный, Человек, Индивидуальность, Возможность
«Индивидом рождаются, личностью становятся,
индивидуальность — отстаивают»
(А. Г. Асмолов).
Автором этого высказывания является современный российский психолог, политик и учёный – Асмолов Александр Григорьевич, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития.
В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности.
Для анализа данного высказывания необходимо обратиться к понятиям «индивид», « личность» и «индивидуальность».
Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность).
В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. — словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. При рождении каждый ребенок индивид. Он может иметь сходства с родителями, но природа наделяет его не только биологическими качествами, но и индивидуальными чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет.
2 стр., 909 слов
Принцип развития в психологии 2
… двумя тенденциями разрешаются путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия развивающегося индивида с окружающей средой, характеризующихся динамической стереотипией, гибкой стабильностью. Такими … новым видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие …
В процессе социализации индивид становится личностью.
Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Понятие «личность» многозначно, в курсе обществознания под ним понимается:
— человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально – значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни;
— особое качество человека, приобретаемое им в социо — культурной среде в совместной деятельности и общении;
— результат процесса воспитания и самовоспитания.
Далеко не каждого можно назвать личностью. Например, человеческий ребенок – лишь кандидат в личность. Он еще не отдает отчет своим действиям, у него не сформировалось собственное мировосприятие.
Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Она происходит: в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля. Иногда, в нашем современном обществе приходиться наблюдать и обратную, подчас трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей.
Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», по типу различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли).
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как индивида и личности, набор его уникальных свойств, и именно в уникальных особенностях, в своеобразии человека проявляется индивидуальность.
За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.
5 стр., 2308 слов
Человек, индивид, личность, индивидуальность
… и для онтогенеза — процесса развития отдельного индивида. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит … (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский …
Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.
В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Асмолов А.Г., в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. Главное – не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому автор не случайно говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Это нелегко сделать в обществе, которое мыслит стереотипно, но нужно верить в себя, понять, что человек имеет право быть непохожим, ни на кого. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.
Примеры похожих учебных работ
Человек, индивид, личность, индивидуальность
… и индивидуального неповторимого. Индивидуальность в социологическом значении – это конкретное, а потому неповторимое сочетание и степень развития разнообразных общих и особенных свойств и качеств личности. Социальное – это общее и …
Виды социальных норм и механизмы их регулирования
… тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности. Нормы в психологии и педагогике. Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме …
Виды социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального …
… ] Выделяют следующие виды социальных услуг: — социальная помощь на дому; … и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у … и активному передвижению; людям, находящимся в трудной … обследование личности. Анимационные …
Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.
… другие индивиды», понятие «индивидуальность» — «другие люди», то понятие «личность» — не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Личность — «социальный …
Основные виды социальных услуг
… по ГОСТ Р 50646. 4. Основные виды социальных услуг Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю … избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.). 4.2.21. Проведение санитарно-просветительной работы …
Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений …
… основные виды движений. Основными движениями человека принято считать, движения которыми он пользуется в повседневной жизни — … имитационно — подражательных упражнений в процессе развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. …
Агенты социализации
Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.
Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).
В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребёнка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.
ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе
употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
Индивид
–
это единичный представитель человеческого рода. Человек как отдельная особь среди людей
Индивидуальность
—
неповторимое своеобразие человека, его уникальные особенности (врожденные
и приобретенные, присущие конкретному человеку
; внешний облик, характер,
манера поведения, культура…).
Личность
–
устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена общества.
Эти социально-значимые черты (ответственность, трудолюбие….) индивид реализует в обществе.
Формирование личности происходит только в обществе. Человеком рождаются, личностью
становятся в процессе социализации.
Личность — результат становления индивида в обществе.
Социализация— начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости процесс
усвоения человеком социального опыта прошлых поколений, социальных ролей и
культурных норм под воздействием общества.
В ходе социализации идет процесс формирования личности.
По степени достижения результата различают этапы социализации
:
—начальнуюсоциализацию
, охватывающую периоды детства и юности;
—продолженную
социализацию
, охватывающую зрелость и старость.
первые черты личности устойчивые черты личности
1год 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на ее формирование действует ряд факторов
:
а)генетические особенности индивида
, полученные им при рождении (наследственные черты являются базой для формирования личности; например, физические качества или способности накладывают отпечаток на характер человека);
б)физическое окружение
(окружающая природа, постоянно воздействующая на наше поведение; люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга);
в)влияние культуры общества
(личность воплощает в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает свои членам);
г)индивидуальный опыт человека
(человек в жизни попадает в разные ситуации; последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущее исходя из индивидуального опыта)
д)
влияние социального окружения (влияние агентов и институтов социализации)
(следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида; влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации)
На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации и институты социализации.
- Агенты социализации
– это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей
культурным нормам, оказание им помощи в усвоении социальных ролей.
- Агенты первичной социализации
-родители, родственники, друзья, учителя; входят в
ближайшее окружение человека, оказывая определяющее воздействие на формирование личности.
- Агенты вторичной социализации
–сотрудники вузов, предприятий, телеведущие; играют
заметно меньшую роль.
Институты социализации –
социальные учреждения, которые влияют на процесс
социализации и направляют его.
Первичные институты социализации
– семья, школа.
Вторичные институты социализации
– армия, производство, СМИ и т.д.
? «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»
(А.Г. Асмолов -советский психолог и педагог)