Социальная психология — деиндивидуализация


Социализация

Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней.Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Индивидом рождаются

метки:

Личность, Процесс, Индивид, Качество, Социальный, Человек, Индивидуальность, Возможность
«Индивидом рождаются, личностью ста­новятся,
индивидуальность — отстаивают»

(А. Г. Асмолов).

Автором этого высказывания является современный российский психолог, политик и учёный – Асмолов Александр Григорьевич, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития.

В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности.

Для анализа данного высказывания необходимо обратиться к понятиям «индивид», « личность» и «индивидуальность».

Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность).

В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. — словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. При рождении каждый ребенок индивид. Он может иметь сходства с родителями, но природа наделяет его не только биологическими качествами, но и индивидуальными чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

… двумя тенденциями разрешаются путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия развивающегося индивида с окру­жающей средой, характеризующихся динамической стерео­типией, гибкой стабильностью. Такими … новым видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие …

В процессе социализации индивид становится личностью.

Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям.

Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Понятие «личность» многозначно, в курсе обществознания под ним понимается:

— человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально – значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни;

— особое качество человека, приобретаемое им в социо — культурной среде в совместной деятельности и общении;

— результат процесса воспитания и самовоспитания.

Далеко не каждого можно назвать личностью. Например, человеческий ребенок – лишь кандидат в личность. Он еще не отдает отчет своим действиям, у него не сформировалось собственное мировосприятие.

Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Она происходит: в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля. Иногда, в нашем современном обществе приходиться наблюдать и обратную, подчас трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей.

Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», по типу различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли).

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как индивида и личности, набор его уникальных свойств, и именно в уникальных особенностях, в своеобразии человека проявляется индивидуальность.

За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

… и для онтогенеза — процесса развития отдельного индивида. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит … (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский …

Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.

В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Асмолов А.Г., в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. Главное – не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому автор не случайно говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Это нелегко сделать в обществе, которое мыслит стереотипно, но нужно верить в себя, понять, что человек имеет право быть непохожим, ни на кого. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

Примеры похожих учебных работ

Человек, индивид, личность, индивидуальность

… и индивидуального неповторимого. Индивидуальность в социологическом значении – это конкретное, а потому неповторимое сочетание и степень развития разнообразных общих и особенных свойств и качеств личности. Социальное – это общее и …

Виды социальных норм и механизмы их регулирования

… тенденция усиления лояльности общества к проявлени­ям индивидуальности. Нормы в психологии и педагогике. Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме …

Виды социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального …

… ] Выделяют следующие виды социальных услуг: — социальная помощь на дому; … и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у … и активному передвижению; людям, находящимся в трудной … обследование личности. Анимационные …

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

… дру­гие индивиды», понятие «индивидуальность» — «другие люди», то понятие «личность» — не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность — «социальный …

Основные виды социальных услуг

… по ГОСТ Р 50646. 4. Основные виды социальных услуг Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю … избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.). 4.2.21. Проведение санитарно-просветительной работы …

Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений …

… основные виды движений. Основными движениями человека принято считать, движения которыми он пользуется в повседневной жизни — … имитационно — подражательных упражнений в процессе развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. …

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребёнка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе

употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид


это единичный представитель человеческого рода. Человек как отдельная особь среди людей
Индивидуальность


неповторимое своеобразие человека, его уникальные особенности (врожденные
и приобретенные, присущие конкретному человеку

; внешний облик, характер,

манера поведения, культура…).

Личность


устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена общества.
Эти социально-значимые черты (ответственность, трудолюбие….) индивид реализует в обществе.

Формирование личности происходит только в обществе. Человеком рождаются, личностью

становятся в процессе социализации.

Личность — результат становления индивида в обществе.

Социализация— начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости процесс

усвоения человеком социального опыта прошлых поколений, социальных ролей и

культурных норм под воздействием общества.

В ходе социализации идет процесс формирования личности.

По степени достижения результата различают этапы социализации

:

начальнуюсоциализацию

, охватывающую периоды детства и юности;

продолженную

социализацию
, охватывающую зрелость и старость.
первые черты личности устойчивые черты личности

1год 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на ее формирование действует ряд факторов

:

а)генетические особенности индивида

, полученные им при рождении (наследственные черты являются базой для формирования личности; например, физические качества или способности накладывают отпечаток на характер человека);

б)физическое окружение

(окружающая природа, постоянно воздействующая на наше поведение; люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга);

в)влияние культуры общества

(личность воплощает в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает свои членам);

г)индивидуальный опыт человека

(человек в жизни попадает в разные ситуации; последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущее исходя из индивидуального опыта)

д)
влияние социального окружения (влияние агентов и институтов социализации)
(следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида; влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации)

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации и институты социализации.

  • Агенты социализации
    – это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей

культурным нормам, оказание им помощи в усвоении социальных ролей.

  • Агенты первичной социализации
    -родители, родственники, друзья, учителя; входят в

ближайшее окружение человека, оказывая определяющее воздействие на формирование личности.

  • Агенты вторичной социализации
    –сотрудники вузов, предприятий, телеведущие; играют

заметно меньшую роль.

Институты социализации –

социальные учреждения, которые влияют на процесс

социализации и направляют его.

Первичные институты социализации

– семья, школа.

Вторичные институты социализации

– армия, производство, СМИ и т.д.

? «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»

(А.Г. Асмолов -советский психолог и педагог)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]