Психологические особенности самоактуализации личности

С точки зрения психологии самоактуализация рассматривается как комплексное раскрытие потенциала человека, активизация всех его возможностей и талантов, направленных на достижение успеха. В таких условиях человек начинает воспринимать себя как полноценную и гармоничною личность. Именно поэтому так важно на протяжении всей жизни все стремиться реализовать себя по всем направлениям. В этой статье мы подробно разберёмся с тем, что такое самоактуализация, какие принципы лежат в её основе и как её достичь.

Теория самоактуализации Маслоу

Почему не все люди доходят до уровня самоактуализации? Все дело в пирамиде потребностей, которую определил Маслоу. Переход на новый уровень невозможен без удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Рассмотрим кратко теорию самоактуализации по Маслоу.

Уровни пирамиды потребностей:

Уровень (от низшего к высшему)Характеристика
ФизиологическийНа этом уровне расположена потребность в еде и воде, сексе, сне, хорошем здоровье и т.п. В эту группу входит все то, без чего человек умрет, то, что помогает ему существовать как организму. Это уровень животного.
Потребности в безопасностиВ эту группу потребностей входит желание иметь удобное и постоянное жилье, стабильную работу, уверенность в завтрашнем дне. А также к этому уровню относится психологический комфорт, отсутствие стрессов и угроз для физического или психического здоровья, жизнь в стабильном обществе и т.п. Это уровень животного, плавно переходящего в социальное.
СоциальныйПотребность в уважении, принятии, семье, друзьях, общении, социальном взаимодействии. В широком смысле это можно определить как потребность в обществе. Это уровень социального.
СамооценкиПотребность в самоуважении, самопринятии. На этом уровне человеку становится важнее, что он думает о себе, а не что думает о нем общество. Он хочет гордиться собой, стремится к комфорту и внутренней гармонии, любви к себе и тотальному самопринятию.
СамоактуализацииПотребность в творческом самовыражении и социальной активности. На этом уровне человек старается объединить два предыдущих этапа, то есть он ищет баланс между личным и общественным, он учится быть собой в условиях социума. Ему все еще важна гармония с собой, но при этом он ищет такие способы самовыражения, которые будут приняты и оценены обществом, полезны ему.
  1. Жизнь «здесь и сейчас». Не каждый человек понимает, что происходит вокруг него и внутри него. Нужно учиться проживать и понимать каждую минуту.
  2. Всегда выбирать рост, то есть опыт и обучение чему-то новому. Это тесно связано со страхом неизвестности.
  3. Жить, а не существовать. Человек должен делать то, что ему нравится, и не делать то, что не нравится. Нельзя жертвовать своими интересами ради других людей.
  4. Быть честным с собой и другими, уметь нести ответственность.
  5. Доверять себе, своим порывам и чувствам, а не тому, что якобы принято в обществе.
  6. Постоянно развивать свои способности, превращать их в таланты.
  7. Перерождение. Пик переживаний, при котором человек меняет отношение к себе и другим людям.
  8. Выявление и устранение подсознательных защитных механизмов (проекция, вытеснение, рационализация и прочее), выработка осознанного поведения.

Важно! Согласно теории самоактуализации А. Маслоу, только тот человек, который достиг высшего уровня, считается гармоничной, здоровой, зрелой личностью.

Пути самоактуализации

Абрахам Маслоу выделяет следующие пути, ведущие к самоактуализации личности:

  • Полное погружение в текущий момент, его переживание. Для самоактуализации необходима осознанность.
  • Самоактуализация – это выбор. Это не то, что происходит само собой. Чтобы стать тем, кем вы потенциально можете стать, нужно принять соответствующее решение. Примите его.
  • Прислушивайтесь к самому себе. Чего хотите от жизни именно вы? Кем вы являетесь на самом деле, а не в представлении других? Научитесь слышать себя и иногда игнорировать то, что говорят другие.
  • Будьте в состоянии принять ответственность. Хотя бы за себя и своё развитие. По Маслоу, каждый акт принятия ответственности – это шаг к самоактуализации.
  • Станьте независимым. Умейте отстаивать свои идеи и убеждения, умейте действовать без стороннего влияния.
  • Стремитесь не только к результату самоактуализации, но и к самому процессу. Получайте истинное удовольствие от реализации своих возможностей.
  • Научитесь выявлять свои психопатологии: неврозы, комплексы, деструктивные психологические защиты и т.д.

И, конечно же, уделите внимание удовлетворению базовых потребностей, обозначенных в пирамиде Маслоу. Если вам нечего есть, вы вряд ли будете думать о своей самоактуализации.

Будет полезно поставить цели. Кем вы хотите стать? Какие ваши возможности дремлют и ждут реализации? Ответьте на эти вопросы, чтобы знать, к чему стремиться.

Также имеет смысл разделить свою жизнь на сферы: карьера, семья, творчество и т.д. – то, что для вас действительно важно, и определить, чего вы хотите добиться в каждой из этих сфер. Можете даже составить список того, чего вам необходимо достичь в каждой области, чтобы считать себя самоактуализированным. Это немного формальный подход, но это гораздо эффективнее, чем идти к самореализации без каких-либо ориентиров.

Главное помнить, что самоактуализация – вещь индивидуальная. Вы должны добиваться именно своих целей и реализовывать именно свои возможности. Не гонитесь за общественными идеалами, а поймите, чего хотите именно вы, и добивайтесь этого.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как создать свою диаграмму личности
  • Саморазвитие
  • Зрелая личность
  • Модель спиральной динамики
  • 6 навыков для развития эмоционального интеллекта
  • Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
  • 3 экологичных способа получить от человека то, что вам нужно
  • Самопревосхождение
  • Использование пирамиды Маслоу для самоактуализации
  • Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Ключевые слова:1Самопознание

Как составлен новый тест по пирамиде Маслоу

Сначала Кауфман провел онлайн-опрос, используя 17 качеств, которые, по мнению Маслоу, присущи самоактуализированным людям. Он пришел к выводу, что семь из них неуместны и не коррелируют с остальными, и сократил число основных качеств до 10.

Затем он скорректировал некоторые из оригинальных описаний и составил современный опросник из 30 утверждений — по три для каждой из 10 оставшихся черт:

  • сохраняющаяся свежесть восприятия;
  • принятие;
  • естественность;
  • самообладание;
  • целеустремленность;
  • эффективное восприятие реальности;
  • человеколюбие;
  • пиковые переживания;
  • моральная интуиция;
  • креативность.

Потребности личности за Маслоу


Пирамида потребностей
Потребность человека в самоактуализации по мнению ученого включает в себя определенные надобности.

  1. Собственная безопасность. Когда человеку ничего не угрожает, он находится в спокойном состоянии.
  2. Признание и уважение. Какие действия бы не совершал индивид, он хочет чувствовать себя успешным, чтобы его ценили.
  3. Эстетические потребности необходимы для создания гармонии и стабильности.
  4. Физиологические. Потребность в пище, сне, воде.
  5. Любовь. Для полного счастья человек должен любить и чувствовать себя любимым, ощущать поддержку близких людей.
  6. Творчество и познание. Такая потребность особенно остро стоит у детей, которые интересуется всем вокруг.
  7. Духовные потребности. Личность совершенствуется, занимается самопознанием, развивает способности.
  8. Значимую роль в периоде становления личности отыгрывает тяга к самоактуализации, а она уже зависит от мотивов, целей и установок человека.

Все потребности можно рассмотреть в виде пяти уровней в зависимости от их значимости на пути к самоактуализации:

  • первый уровень – физиологические, необходимые для жизнедеятельности, защиты, сексуального удовлетворения;
  • второй – надежность, забота о здоровье, материальном благополучии, о счастливой старости;
  • третий — социальные нужды, удовлетворение при общении в обществе;
  • четвертый – необходимость в уважении и чувство собственного достоинства, наличие высокого места в обществе.
  • пятый — стремление к развитию личности, самореализации.

Пирамида Маслоу

Первоначально пирамида Маслоу описывала 5 ступеней развития человека, но к концу своей жизни Абрахам Маслоу обосновал еще 2 наивысшие ступени. Согласно этой классификации, у человека существуют простые и высокие потребности. Основополагающей закономерностью пирамиды является то, что стремление к более высоким потребностям возникает только после удовлетворения первичных, простых.

Все потребности у человека врожденные, организованы в некую подсознательную структуру, которая проявляется согласно индивидуальному опыту. Поэтому сравнивая потребности разных людей можно получить скорее разные картины, чем единую модель, описанную Абрахамом Маслоу:

Уровни пирамиды МаслоуНаиболее важные потребности каждого уровня.
1. Физиологические потребностипища, вода, сон, тепло, половое влечение и здоровье.
2. Потребность в безопасностистабильность, порядок, защита, независимость, отсутствие страха, уверенность в завтрашнем дне, достойная работа.
3. Социальный уровень, потребность в любви и пониманиикомфортные отношение, дружба, семья и единомышленники. На этой стадии важно чувствовать себя принятым другими, любить и быть любимым.
4. Уровень самооценки, потребность в уважении и призванииоценка собственной уверенности и компетенции, важен статус, репутация, принятие себя, одобрение другими и достижение успеха.
5. Уровень самоактуализациипроявляется потребность в творчестве, развитие личной гармония и ощущение красоты, совершенствование способностей и склонностей в любой из выбранных сфер жизни.
6. Уровень познавательных способностейочень важно осознание собственного умения и понимания, которые помогают исследовать интересующие объекты.
7. Уровень эстетических потребностейдостижение некой желаемой гармонии, удовлетворение процессом роста и раскрытие полной естественности в собственной деятельности.

Несмотря на то, что этот подход часто критикуют другие психологи, он помогает лучше понять, как совмещать личностное развитие для человека без значительных психологических отклонений.

Этапы

Если у вас есть стремление к развитию, следует определиться с планом действий.

Для начала нужно выделить потребности. Далее следует оценить возможности и понять способности. То есть, вам нужно уделить время для себя. Займитесь самопознанием, помедитируйте. Если очень сложно самостоятельно разобраться в себе, попробуйте обратиться к специалистам.

Вторым этапом станет поиск способов самореализации. Это может быть все, что угодно, независимо от направления. Уровень подготовки также не имеет значения. Здесь основным является только ваше отношение к занятию. Главное, чтобы выбранное дело приносило удовольствие. Для девушек рекомендую почитать эту статью.

Молодость — не помеха самоактуализации

Новые данные, однако, противоречат теории Маслоу в том, что касается демографических факторов, коррелирующих с признаками самоактуализации. Маслоу считал, что самоактуализация не свойственна молодым людям. Однако Кауфман обнаружил, что показатели по его новой шкале были равно распределены по выборке и не были связаны с такими факторами, как возраст, пол или уровень образования (тем не менее в личной переписке Кауфман сообщил, что новые данные — с тех пор тест прошли 3 тысячи человек — демонстрируют небольшую, но статистически значимую связь между старшим возрастом и большим количеством признаков самоактуализации).

В заключение Кауфман выразил надежду, что его новое исследование «поможет адаптировать систему мотивации Маслоу и классификацию основных черт личности, описанных основателями гуманистической психологии, к реалиям XXI века».

Потребность в самоактуализации

Потребность в самоактуализации — одно из проявлений внутреннего стремления себя развивать.

Развивать себя можно в разные стороны, смотри Направленность личности. Это может быть развитие:

  • в сторону смирения и поклонения перед Господом для спасения души, в направлении обретения святости,
  • в сторону гармонизации для получения покоя,
  • в сторону получения необходимых навыков для успешного бизнеса,
  • в сторону максимального развития своих возможностей и способностей. Последнее и называется собственно самоактуализацией.

Потребность в самоактуализации и гуманистическая психология

Понятие потребность в самоактуализации было разработано в гуманистической психологии.

«Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей. Это стремление можно назвать стремлением к самотождественности, самобытности. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать». (А.Маслоу)

Ученые гуманисты по-разному трактовали потребность в самоактуализации.

Маслоу считал, что потребность самоактуализации вступает в силу только после удовлетворения других, более низких потребностей (голод, жажда и др — см. Пирамида потребностей Маслоу)

Курт Гольдштейн, в отличие от Маслоу, считал. что самоактуализация — это самая большая потребность, которая в здоровом организме может затмить на какое-то время и голод, и жажду и другие потребности.

Личностное здоровье и потребность в самоактуализации

Маслоу также пользуется понятием «Потребность в самоактуализации», имея в виду желание, стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Если личностное здоровье говорит об устойчивости развития личности и успешности ее личностного роста, то потребность в самоактуализации — о том, насколько личность ищет личностного роста, говорит о напряженности желания человека развиваться. Есть данные, что несвоевременная или слишком напряженная потребность в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности. Смотри

Реакция на крен в область душевной болезни — «Давайте исследовать здоровых людей, максимально здоровых людей! Людей, достигших пика своего развития!»

Далее описал людей, которые по его мнению, были этим самым верхом. — Описал их общие черты: черты характера, склонности и убеждения.

И предположил, что если и другие люди будут воспроизводить те же черты характера, склонности и убеждения, то и другие люди получат такие же результаты.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в современном мире, развитие самоактуализации является не только актуальным вопросом, но и весьма проблематичным. Бурный темп жизни, развитие технологий, постоянные новые условия, которые диктует наш век – все это ставит перед каждым человеком задачу приспособления к данным условиям. Очень часто самоактуализация воспринимается как психологическое новообразование, своеобразный комплекс. Который весьма прочно связан с достижением максимальных вершин, возможностей и навыков во всех актуальных для индивида сферах его жизни.

Успех в этом направлении задает дальнейший темп развития субъекта. Процесс актуализации себя обеспечивает сохранение целостности внутреннего мира, его баланс. Вместе с тем, гармония психологической организации личности во многом сама определяет мотивацию индивида к дальнейшим действиям и развитию себя как уникальной личности.

Самоактуализация всегда оставалась и остается актуальным вопросом для любого человека – она оказывает большое положительное влияние на позитивный опыт и фундамент во внешнем мире и проявлениях человека, что неуклонно ведет к его внутреннему позитивному опыту и росту самооценки.

Что может тебе помешать

Возвращаясь к пирамиде Маслоу, ты находишь страх, корысть и примитивные желания во всех её ярусах, кроме последнего. Это обусловлено тем, что самоактуализация больше связана с другими внутренними аспектами, которые не имеют зависимости от жажды наживы и иной формы поощрения. Ты делаешь что-то, потому что оно тебе нравится, а не для одобрения или заработка. Если при этом ты всё-таки получаешь доход, то считай это дополнительным бонусом.

Однако на пути к самоактуализации есть немало преград. Первая из них — ты сама. Внутренние сомнения (не смогу, не получится) и желание опустить руки едва нащупав нужное направление, — то, с чем нужно безжалостно бороться. Изначально программируй себя на успех, а не наоборот.

Не бойся пробовать. Не ленись. Экспериментируй. Равно воспринимай похвалу и критику, не принимая чужое мнение за первоочередную инстанцию. Мотивируй себя. И тогда ты сможешь раскрыть свой внутренний потенциал и достичь внутренней гармонии.

Измерение и исследование самоактуализации

Маслоу не слишком старался разработать инструменты измерения, предпочитая в основном вести более целостные наблюдения за людьми в соответствии с его концепцией рецептивного, или даоского, научного метода. Однако он сотрудничал со своей женой в разработке Арт-Теста Маслоу «для проверки холистического восприятия и интуиции путем тестирования способности определять стиль художника» (Maslow, 1966). Эта способность, которую, вероятно, можно описать как интуитивный когнитивный стиль, не обязательно улучшается подготовкой в сфере искусств, а иногда может даже ослаблена ею. Маслоу ценил измерявшуюся в тесте рецептивную способность и полагал, что она, в сочетании с умением мыслить абстрактными, номотетическими понятиями традиционной науки, могла бы позволить психологам разработать новый подход, который он рисовал в своем воображении.

Маслоу (Maslow, 1968b) сознавал, что его идеи пребывали на ранних стадиях научной валидизации. Он признавал, что его труды «полны утверждений, которые основаны на пилотных исследованиях, отрывочных свидетельствах, личном наблюдении, теоретической дедукции и голой интуиции… Это гипотезы, то есть то, что подлежит проверке, а не истины в последней инстанции». Другие ученые подкрепили эти идеи следующим логическим шагом. Ключевое понятие в теории Маслоу — самоактуализация. Если Маслоу исследовал этот конструкт в наблюдениях, а не через формальные измерения, то другие попытались оценить самоактуализацию при помощи опросника.

Абрахам Маслоу

Студентам психологических факультетов с первого курса знакома знаменитая пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Среди прочих значимых ценностей личности отдельной ступенью у него стоит самоактуализация. Маслоу говорил о потребности человека воплотить в жизнь свое предназначение. Что это значит? Это значит иметь возможность по максимуму раскрыться перед самим собой и в общественной жизни, проявить себя в каком-то деле, представляющем для личности существенный интерес.

Абрахам Маслоу подчеркивает, что самоактуализация человека зависит только от него самого, и ее нельзя перекладывать под ответственность другого. У каждого из нас свое предназначение, свое дело, талант, который мы должны реализовать в этом мире. Для этого мы и приходим в этот мир. Такое значимое дело и раскрывает в человеке его истинную сущность и индивидуальную суть термина «самоактуализация». Маслоу говорит об этом.

Психологические особенности самоактуализации личности

Библиографическое описание:

Федотовских, Д. Я. Психологические особенности самоактуализации личности / Д. Я. Федотовских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16306/ (дата обращения: 09.07.2021).




В статье проведен анализ исследовательского мнения о феномене самоактуализации личности. Выявлена закономерная связь самоактуализации с самореализацией, а также такими понятиями как личностная зрелость и психологическое здоровье, выделены некоторые особенности самоактуализации. Самоактуализация, как фундаментальное свойство психологически здоровой и зрелой личности, которое выражается в стремление к полной реализации своего потенциала, саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших качеств.

Ключевые слова: самоактуализация, самоактуализирующаяся личность, психологическое благополучие, личностные качества, психологическое здоровье.

Процесс формирования личности в современном мире напрямую коррелирует со стадиями социализации человека в их временной протяженности и таким образом зависит от развития технологий и научно-технического прогресса. Перед человеком, живущем в постоянно меняющемся обществе, стоит задача одновременно существовать в разных культурных пластах, приспосабливаться к меняющимся условиям и обстоятельствам.

Термин «самоактуализация» впервые появился в трудах нейрофизиолога К. Гольдштейна, основные исследования которого в начале ХХ века были посвящены изучению психических нарушений при травмах мозга. Под термином самоактуализации, принято понимать желание человека определить на что он способен, где он сможет пригодиться и тем самым развить все свои природные таланты.

Самоактуализация в рамках исследований рассматривается с различных точек зрения: как механизм, который стимулирует саморазвитие, делающий его необходимой для существования потребностью, целью и жизненной стратегией (К. А. Абульханова -Славская, Т. И. Артемьева, Е. И. Головаха). Самоактуализация всегда связана с процессом становления личности как субъекта интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская, В. И. Слободчиков), со свободным выбором (В. А. Петровский), с саморегуляцией произвольной активности (В. А. Иванников, О. А. Конопкин), жизненным смыслом (Д. А. Леонтьев), с концепцией интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин, Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин, Л. Я. Дорфман).

Понятие «самоактуализация» не является новым для российской науки. «Самоактуализирующаяся личность» приравнивается к понятию «психологически здоровая личность».

В то же время, несмотря на различные определения самоактуализации многими авторами, все они объединены идеей стремления человека воплотить в жизнь свои врожденные навыки и умения, что являет собой ядро понятия самоактуализации личности.

Под самоактуализацией мы понимаем постоянную реализацию личностью своих возможностей, способностей и талантов как совершение миссии, призвания, как наиболее полное познание себя и соответственно, принятие своей собственной изначальной природы. Человек таким образом в системе координат самоактуализации, рассматривается нами, одновременно как точка отсчета, начиная с которой он реализует все свои явные и неявные, (что возможно, даже важнее) способности и в тоже время, человек является конечной точкой для приложения вектора всех сил, направленных на раскрытие его способностей.

Изучение механизмов и условий саморазвития человека, использование заложенного в нем потенциала актуально в современной отечественной науке. В этом отношении самореализация определяется нами, как набор стратегий, которые стимулирует саморазвитие и превращает его в жизненно-необходимые потребности, цели.

В процессе социализации человек устанавливает разного рода связи (эмоциональные и т. д.) с другими людьми, которые имеют отличные от него знания и опыт. Эти связи могут выступать основой саморазвития, способом преодоления себя и средством актуализации. В процессе социализации человек познает мир и себя, переходя от идентификации к самореализации и наоборот, от познания к самопознанию, от оценки к самооценке, от социального контроля к самоконтролю. Для того чтобы успешно существовать в современных реалиях и быть конкурентно способным, вопрос саморазвития и самоактуализации являются необходимым и достаточным условием. [1].

В современной психологии самоактуализация рассматривается как наивысшая ступень самореализации. А. Г. Маслоу указывал на взаимосвязь развития (становления) личности и психического здоровья, что является следствием развитием и движения в сторону самоактуализации [2]. Таким образом можно рассматривать самоактуализацию как систему в развитии, как целостное образование, которое одновременно имеет несколько характеристик — процесса, состояния, черты личности, метапотребность, но не сводится одному из них. В целом самоакутализация представляет комплекс системных качеств, которые определяют раскрытие внутреннего потенциала человека в процессе его социализации через осознание и понимание собственной жизни в рамках общества. Самоактуализация представлена в системе личности, как своеобразная метасистема, представляющая разные уровни проявления своей социальной зрелости (высокий, средний и низкий), разные типы личной реализации в процессе самореализации (альтруистический и эгоистичный) [4, с.69].

Философский и психолого-педагогический анализ проблемы самоактуализации личности имеет не только научный, но и практический смысл. Дихотомия самоактуализации очевидна. С одной стороны, в человеке содержатся источник для реализации его в качестве успешного во всех смыслах полноценного члена социума. С другой стороны, именно эти начальные условия и мешают ему начать действовать решительно, последовательно и методично. Эта проблема обостряется в современную эпоху модернизации всех сфер человеческой и общественной жизни, когда развитие инновационного общества сталкивается с все новыми проблемами.

Понятие «самореализация» традиционно связывают с одной из зарубежных теорий личности, разработанной в контексте гуманистической педагогики и психологии. Однако феномен самореализации также изучается в областях философии, социологии, биологии в связи с различными концепциями и на разных уровнях обобщения. Это отражается в разнообразии трактовок понятия «самореализация» при наличии синонимичных понятий. В науке используются различные термины, близкие к этому понятию: «самоутверждение», «самовыражение», «самораскрытие», «самодеятельность», «самообразование», «самосовершенствование», «самореализация», «самореализация», «трансцендентность». [3, с.84]

В философских исследованиях понятие «самоактуализация» рассматривается как составной элемент понятия «самореализация», а иногда и как его синоним. Само понятие «самореализация» в философии трактуется неоднозначно.

На основании анализа исследователей проблемы самоактуализации можно сделать следующие выводы: самоактуализация — это свойство психологически здоровых людей; самоактуализация — это естественная тенденция к внутреннему саморазвитию человека; это фундаментальное свойство зрелого человека, целью которого выступает борьба за полноценную реализацию собственного потенциала, развитие таких качеств, как автономность личности, способность к личному и профессиональному самоопределению и прочее.

Литература:

  1. Челомбицкая, Марина Петровна . Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе: автореферат дис…. кандидата философских наук: 09.00.11 / Челомбицкая Марина Петровна; [Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2009. — 27 с.
  2. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Мотивация и личность / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб. 2021 [Электронный ресурс] // PSYLIB. Самопознание и наше мышление. Психологические книги: психологическая библиотека клуба «Познай себя»: URL: https://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt11.htm (дата обращения 12.10.2020).
  3. Недашковская М. А. Самореализация личности как феномен культуры. М. 2021. 153 с.
  4. Ященко Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: дис…. д-ра психол. наук / Е. Ф. Ященко. СПб. 2012. 249 с.

Творческая самореализация

Можно только воображать себе, насколько огромный душевный подъем при создании своих произведений испытывают люди творческих профессий: писатели, поэты, музыканты, художники. Для них самоактуализация – это смысл жизни, воздух, которым они дышат. Отними у них эту возможность – сойдут с ума. По сути, самоактуализация всегда связана с творчеством, чем бы человек ни занимался, потому как ему приходится моделировать новую реальность, самостоятельно выбирать для себя ориентиры, ценности, инструменты, которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.

Таким образом, понятие самоактуализации обязательно включает в себя стремление к самореализации и потребность личности в самовыражении. Амбициозным и талантливым людям, безусловно, легче определить для себя поле деятельности. Но даже если вы далеко не Шекспир, не стоит забывать о своей индивидуальности, о том, что она может быть проявлена при вашем желании.

Проблема самоактуализации

Понятие самоактуализация как часть становления и социализации личности исследуется во многих научных работах по практической и теоретической психологии. Большинство ученых рассматривает эту проблему на практических примерах в позитивном ключе и считает, что она способствует максимально полному раскрытию личности человека. Однако есть мнение, что слишком ярко выраженное стремление двигать вперед свои природные склонности «быть самим собой, несмотря ни на что» может мешать успешной интеграции человека в современный социум, потому что выделяет его на общем фоне.

Для того чтобы самоактуализация была успешной, человек должен с раннего детства активно пробовать себя в разных креативных сферах: это спорт, творчество, искусство. Главное – активные поиски себя. Со временем из многих средств самовыражения останется какое-то одно. Именно оно будет в дальнейшем играть ключевую роль для удовлетворения потребности в самовыражении.

Методы самоорганизации

Итак, рассмотрим основные методы самоорганизации, которые можно использовать, для того чтобы научиться управлять собой.

Метод 1. Тайм-менеджмент. Первое, чем нужно заняться, чтобы повысить свой уровень самоорганизации — это планированием своего времени, то есть, тайм-менеджментом. Но не просто планированием, а и следованием намеченным планам. Управлять собой и своим временем нужно тоже грамотно. Изучите основные принципы тайм-менеджмента и подумайте, как их эффективнее применить конкретно в вашей ситуации. Управление временем — на самом деле очень обширное понятие, целая наука, поэтому требует серьезного изучения.

Метод 2. Выработка привычек. Чтобы научиться без особых проблем совершать необходимые регулярные действия, нужно всего-навсего превратить их в привычку. А сделать это можно, воспользовавшись простым правилом 21 дня — именно такое количество дней нужно, чтобы любое, даже самое ненавистное, действие стало привычкой. Приобретая таким образом нужные, полезные привычки, вы существенно повысите свой уровень самоорганизации.

Метод 3. Самомотивация. Еще один неплохой метод самоорганизации — самомотивация. Эти слова созвучны, но их значения отличаются. Самомотивация — это определение для себя каких-то мотивов, наличие которых усилит интерес к выполнению нужных действий или достижению целей. Здесь тоже следует изучить основные способы самомотивации, решить, какие мотивы из возможных имеют наибольшее значение конкретно для вас, и использовать их.

Метод 4. Круг общения. Успех в самоорганизации во многом зависит от круга общения, в котором находится человек. К примеру, если все коллеги в одной офисной комнате привыкли «валять дурака», то даже самый отъявленный трудоголик, попав в этот коллектив, тоже существенно снизит свою производительность труда. Поэтому стоит формировать свой круг общения из людей с высоким уровнем самоорганизации, у которых, по вашему мнению, есть, чему поучиться в этом плане. И, наоборот, исключить общение с теми людьми, которые не умеют управлять собой, не стремятся к этому, а то еще и вас отговаривают, мол, кому все это нужно.

Метод 5. Обучение других. И последний интересный метод самоорганизации, который я хочу рассмотреть — это обучение ей же кого-то еще. Дело в том, что когда человек учит других, он подсознательно сам совершенствует свои знания и умения, он должен быть грамотнее и профессиональнее обучаемых. А чтобы кого-то учить, совершенно не обязательно устраиваться на работу преподавателем. Например, родители могут учить своих детей, ведь для них самоорганизация тоже никогда не будет лишней. Старшие братья и сестры — младших. Наконец, можно по взаимному согласию заняться обучением своего друга или подруги. И во всех этих случаях вы должны будете, прежде всего, показывать личный пример, что будет иметь большую пользу для вас самих.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: самоорганизация очень нужна и важна — хорошо запомните это. Не было бы самоорганизации — не было бы, например, и сайта Финансовый гений, и много чего еще, что создается самыми разными людьми. Те, кто способны управлять собой, однозначно достигнут в жизни больших успехов и смогут сотворить великие дела. А те, кто даже не задумываются об этом — будут жить «как все». Смотрите сами, что для вас интереснее…

Теперь вы имеете какое-то представление о том, что такое самоорганизация, как управлять собой, какие методы самоорганизации можно для этого использовать. Изучайте эту тему глубже, применяйте на практике, и наверняка уже скоро вы увидите первые положительные изменения.

На этом все, желаю вам успехов в достижении поставленных целей! До новых встреч на страницах сайта!

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 11Следующая ⇒

ЛИЧНОСТИ

( Л.Я. Гозман. )

Цель:Определить степень самоактуализации личности на основе самоанализа.

Опросник включает в себя следующие шкалы:

1. Шкала ориентации во времени (включает в себя 17 пунктов)

— измеряет, насколько правильно человек ориентирован во времени. Человек, обладающий низким уровнем самоактуализации (низкий балл по шкале) неправильно ориентирован во времени. Такой человек живет прошлым (его мучает раскаяние в своих поступках, воспоминание о нанесенных ему обидах и т.п.) или/и будущим (ставит перед собой идеальные цели, строит невыполнимые планы, живет неоправданными надеждами и ожиданиями, обычно опасается за свою жизнь и пр.), или только настоящим (поглощен «сегодняшним днем», не связывая свою жизнь ни с прошлым, ни с будущим). Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по шкале) правильно ориентирована во времени. Она не откладывает жизнь на завтра и не вязнет в прошлом, а живет настоящим, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим.

2. Шкала опоры (91 пункт)

— базовая шкала, определяющая, руководствуется ли человек в жизни своими собственными целями, yбеждениями, установками и принципами, или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т.д.

Признак самоактуализации — «изнутри» направляемая личность, т.е. личность, обладающая «внутренней поддержкой». Если такой человек подвержен внешнему влиянию, то он свободен в выборе, не конформен. Несамоактуализирующаяся личность направляется «извне», т.е. обладает “внешней поддержкой”.

3. Шкала ценностной ориентации (20 пунктов) — (эта и все последующие шкалы являются дополнительными) измеряет, насколько человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности. Высокий балл по данной шкале означает, что человек наиболее полно принимает эти ценности, низкий балл — что он их отвергает.

4. Шкала гибкости поведения (24 пункта) — измеряет гибкость поведения в различных ситуациях. Высокий балл отражает способность человека быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, низкий балл означает догматизм. Вместе со шкалой ценностной ориентации данная шкала образует блок Ценностей.

5. Шкала сензитивности (13пунктов) — измеряет, насколько глубоко и тонко человек ощущает свои чувства и потребности.

6. Шкала спонтанности (14 пунктов) — измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале говорит о том, что человек способен выражать свои чувства в заранее непродуманных действиях. Низкий балл означает, что человек боится открыто проявлять свои чувства. Шкала сензитивности и шкала спонтанности образуют блок чувств.

7. Шкала самоуважения (15 пунктов) – измеряет способность человека уважать себя за свою силу.

8. Шкала самопринятия (21 пункт) – измеряет способность человека принимать себя вопреки своей слабости. Шкала самопринятия и самоуважения образуютблок Самовосприятия.

9. Шкала, определяющая взгляд на природу человека (10 пунктов) – оценивает понимание человеческой природы, мужественности и женственности. Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по данной шкале) видит человека скорее хорошим, чем плохим, легко распознает, где правда, а где неправда, где добро, а где зло. Низкий балл по этой шкале означает, что субъект считает человека в сущности плохим и несинергичным.

10. Шкала синергичности (7 пунктов) – измеряет способность к целостному восприятию мира и людей. Самоактуализирующаяся личность видит, что противоположности в природе и в жизни связаны. Низкий балл по данной шкале говорит о том, что человек видит в этих противоречиях неразрешимый антагонизм. Шкала синергичности и шкала, оценивающая взгляд на природу человека, образует блок Осознания целостности бытия.

11. Шкала принятия агрессии (16 пунктов) – измеряет способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство. При низком уровне самоактуализации, человек обычно старается скрыть это свойство, отказаться от агрессии и подавить ее в себе.

12. Шкала контактности (20 пунктов) – измеряет способность человека устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими. Самоактуализирующаяся личность может легко и быстро вступать в контакт, а ее отношения с людьми не являются поверхностными – она играет значимую роль в жизни своих друзей и близких. Человек с низким уровнем самоактуализации испытывает трудности в общении. Шкалы Контактности и Принятия агрессии образуют блок Межличностной чувствительности.

13. Шкала познавательных потребностей (11 пунктов) – измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

14. Шкала креативности (14 пунктов) – измеряет выраженность творческой направленности личности.

Таким образом, тест включает в себя 14 шкал и 126 пунктов (к 108 пунктам, оставшимся после проверки на разброс, было добавлено еще 18 при введении 13 и 14).

Каждый пункт опросника содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующей его взглядам и убеждениям (испытуемый отмечает на ответном бланке крестиком, какое из суждений «а» или «б» он выбрал). Как уже отмечалось выше, за выбор того из суждений, которое характерно для самоактуализирующейся личности, испытуемый получает один балл. В методике представлены те суждения из пунктов каждой шкалы, за которые дается один балл (ключи по шкалам).

Вопросы, оставленные без ответов, а также те, где отмечены обе возможные альтернативы, при обработке не учитывать. Если Вы не ответили на 10% и более, исследование считается не действительным.

Опросник рассчитан на респондентов, обладающих достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, необходимым для адекватного восприятия содержания теста. Поэтому не рекомендуется тестировать лиц, не имеющих высшего образования.

Тест может быть предложен для одновременного заполнения целой группы испытуемых. Также, если есть такая необходимость, испытуемые могут работать с тестом и дома. Время заполнения ответного бланка не ограничивается. Обычно, это занимает около 30минут.

Инструкция:Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания: «а» и «б». Внимательно прочтите каждое из них и выберите то, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения.

1. а. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу

справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу

справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2.а. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

3.а. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему

хочется.

б. Мне кажется, что человек имеет мало шансов прожить свою жизнь так, как

ему хочется.

4.а. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных.

невзгод.

5.а. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

6.а. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами,

только это гарантирует успех.

б. В сложных ситуациях надо искать принципиально новые решения.

7.а. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.

б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.

8.а. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому

неприятному, что он может услышать о себе от других.

б. Мне приятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.

9.а. Я не могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я

должен сделать сегодня.

б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я

должен сделать сегодня.

10.а. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «набрасываться» на людей.

б. Я никогда не бываю настолько зол, чтобы мне хотелось «набрасываться»

на людей.

11.а. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.

б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.

12.а. Человек должен оставаться честным во всем и всегда.

б. Бывают ситуации когда человек имеет право быть нечестным.

13.а. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность их ребенка,

даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.

б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может

привести к дурным последствиям.

14.а. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим

действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б. У меня не возникает потребности в обосновании тех своих действий,

которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

15.а. Я всячески стараюсь избегать огорчений.

б. Я не считаю необходимым для себя избегать огорчений.

16.а. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

17.а. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы

совершить нечто полезное, за что люди были бы мне благодарны.

б. Я хотел бы совершить нечто полезное, за что люди были бы мне

благодарны, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от

своих принципов.

18.а. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к

тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.

б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей

«настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.

19.а. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это

грозит осложнениями в отношениях с близкими.

б. Я стараюсь не говорить и не делать того, что может грозить

осложнениями в отношениях с близкими.

20.а. Люди которые проявляют живой интерес ко всему на свете, иногда меня

раздражают.

б. Люди которые проявляют живой интерес ко всему на свете, иногда

вызывают у меня симпатию.

21.а. Мне не нравиться, когда люди проводят много времени в бесплодных

мечтаниях.

б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много

времени на бесплодные мечтания.

22.а. Я часто задумываюсь о том, правильно ли я себя вел в тех или иных

ситуациях.

б. Я редко задумываюсь о том, правильно ли я себя вел в тех или иных

ситуациях.

23.а. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать

те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать

те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

24.а. Главное в нашей жизни — творить, создавать что-либо новое.

б. Главное в нашей жизни приносить пользу людям.

25.а. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин

преобладали традиционно мужские черты характера, у женщин —

традиционно женские.

б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы мужчины и женщины сочетали

в себе и традиционно мужские, и традиционно женские.

26.а. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них

старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес

свободному выражению своих чувств.

б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них

старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению

доставить удовольствие другому.

27.а. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются

естественными проявлениями их человеческой природы.

б. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не

являются проявлениями человеческой природы.

28.а. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут

ли у меня близкие друзья.

б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени

зависит от того, будут ли у меня близкие друзья.

29.а. Я уверен в себе.

б. Я не уверен в себе.

30.а. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая

работа.

б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая

семейная жизнь.

31.а. Я никогда не сплетничаю.

б. Иногда мне приятно посплетничать.

32.а. Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.

33.а. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя

обязанным ему.

б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя

обязанным ему.

34.а. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.

б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.

35.а. Меня редко беспокоит чувство вины.

б. Меня часто беспокоит чувство вины.

36.а. Я чувствую себя ответственным за то, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было

хорошее настроение.

б. Я не чувствую себя ответственным за то, чтобы у тех, с кем я общаюсь,

было хорошее настроение.

37.а. Мне кажется, что каждому человеку необходимо иметь представление об

основных законах физики.

б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знаний основных

законов физики.

38.а. Я считаю необходимым следовать правилу: «не трать время даром».

б. Я не считаю необходимым следовать правилу: «не трать время даром».

39.а. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.

б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.

40.а. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент ничего

значительного.

б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент ничего

значительного.

41.а. Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».

б. Я не оставляю приятного «на потом».

42.а. Я часто принимаю спонтанные решения.

б. Я редко принимаю спонтанные решения.

43.а. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может

привести к каким-либо неприятностям.

б. Я стараюсь открыто не выражать своих чувств, в тех случаях, когда это

может привести к каким-либо неприятностям.

44.а. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь.

45.а. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.

б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.

46.а. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими

свое недовольство ими.

б. Мне кажется, что в общении с другими, люди должны скрывать свое

недовольство ими.

47.а. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие

люди.

б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие

люди.

48.а. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является

необходимым для данного ученого.

б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека

ограниченным.

49.а. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение

других людей.

б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.

50.а. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.

б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.

51. а. Я постоянно стремлюсь к самоусовершенствованию.

б. Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.

52.а. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.

б. Достижение счастья — главная цель человеческих отношений.

53.а. Мне кажется, что я могу вполне доверять своим собственным оценкам.

б. Мне кажется, что я не могу в полной мере доверять своим собственным

оценкам.

54.а. При необходимости человек может достаточно легко освободиться от

своих привычек.

б. Человеку крайне трудно освободиться от своих привычек.

55.а. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.

б. Мои чувства никогда не приводят меня в недоумение.

56.а. В некоторых случаях я считаю себя в праве дать человеку понять, что он

мне кажется глупым и неинтересным.

б. Я никогда не считаю себя в праве дать человеку понять, что он мне

кажется глупым и неинтересным.

57.а. О том, насколько счастливо складываются отношения между людьми,

можно судить, наблюдая со стороны.

б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать насколько удачно складываются

отношения между людьми.

58.а. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.

б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться

к уже прочитанному.

59.а. Я часто увлечен своей работой.

б. Я не могу сказать, что я увлечен своей работой.

60.а. Я недоволен своим прошлым.

б. Я доволен своим прошлым.

61.а. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

62.а. Существует очень мало ситуаций, в которых я могу позволить себе

дурачиться.

б. Существует множество ситуаций, в которых я могу позволить себе

дурачиться.

63.а. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто

бывают излишне бестактны.

б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно

для человека и поэтому может оправдать бестактность.

64.а. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне

вещей.

б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне

вещей.

65.а. По возможности, я стараюсь делать то, что ждут окружающие.

б. Обычно, я не задумываюсь над тем, соответствует ли мое поведение тому

чего от меня ждут окружающие.

66.а. Интерес к самому себе всегда необходим для человека.

б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

67.а. Иногда я боюсь быть самим собой.

б. Я никогда не боюсь быть самим собой.

68.а. Большая часть того, что я делаю доставляет мне удовольствие.

б. Лишь немногое из того, что я делаю доставляет мне удовольствие.

69.а. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах.

б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.

70.а. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.

71.а. Человек должен раскаиваться в своих поступках.

б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.

72.а. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.

б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.

73.а. В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять чего хочу сам.

б. В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять чего хотят

окружающие.

74.а. Я стараюсь никогда не быть «белой вороной».

б. Я позволяю себе быть «белой вороной».

75.а. Когда я нравлюсь себе сам, мне кажется, что я нравлюсь всем

окружающим.

б. Даже, когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди которым я

неприятен.

76.а. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.

б. Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.

77.а. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать

ситуацию.

б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем

обдумывать ситуацию.

78.а. Усилия и затраты, которые требуют познание истины стоят того, так как

они приносят пользу людям.

б. Усилия и затраты, которые требуют познание истины стоят того, так как

они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.

79.а. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

б. Мне неважно, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

80.а. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

б. Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

81.а. Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья.

б. Пожалуй, я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

82.а. Довольно часто мне бывает скучно.

б. Мне никогда не бывает скучно.

83.а. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того

взаимно ли оно.

б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным,

что оно взаимно.

84.а. Я легко принимаю рискованные решения.

б. Обычно, мне бывает трудно принимать рискованные решения.

85.а. Я стараюсь во всем и всегда поступать честно.

б. Иногда я считаю возможным мошенничать.

86.а. Я готов примириться со своими ошибками.

б. Мне трудно примириться со своими ошибками.

87.а. Если я делаю что-то исключительно в своих собственных интересах, то

это обычно вызывает у меня чувство вины, даже если мои действия

никому не вредят.

б. Я никогда не испытываю чувство вины, если что-то делаю

исключительно для себя.

88.а. Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у

взрослых.

б. Детям не обязательно сознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что

у взрослых.

89.а. Я хорошо понимаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

б. Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие

нет.

90.а. Я думаю, что большинству людей можно доверять.

б. Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

91.а. Прошлое, настоящее, будущее представляется мне единым целым.

б. Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и

будущим.

92.а. Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено

с большими затратами и неудобствами.

б. Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях

93.а. Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

б. Я предпочитаю не общаться с людьми, чье поведение я не одобряю.

94.а. Людям от природы свойственно понимать друг друга.

б. По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных

интересах.

95.а. Мне никогда не нравятся сальные шутки.

б. Мне иногда нравятся сальные шутки.

96.а. Меня любят потому, что я сам способен любить.

б. Меня любят потому, что мое поведение вызывает любовь ко мне.

97.а. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не

противоречат друг другу.

б. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке

противоречат друг другу.

98.а. Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.

б. Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.

99.а. Защищая собственные интересы, люди обычно игнорируют интересы

окружающих.

б. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы

окружающих.

100.а. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в

ситуации.

б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности

ориентироваться в ситуации.

101.а. Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека.

б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природной способностью к

творчеству.

102.а. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться

совершенства в том, что я делаю.

б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в

том, что я делаю.

103.а. Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

б. Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

104.а. Мне легко смириться со своими слабостями.

б. Мне трудно смириться со своими слабостями.

105.а. Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я

делаю.

б. Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я

делаю.

106.а. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

107.а. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем,

насколько оно необходимо.

б. Человек должен стараться заниматься только тем, чем ему интересно.

108.а. Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.

б. Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я

знаю.

109.а. Иногда я против того, чтобы мной командовали.

б. Мне никогда не нравится, когда мной командовали.

110.а. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.

б. Мне нелегко обнаружить свои слабости перед друзьями.

111.а. Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

б. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

112.а. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого

результата в работе.

б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.

113.а. О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.

б. Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.

114.а. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю

нужным, несмотря на последствия.

б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю

нужным, несмотря на последствия.

115.а. Люди иногда раздражают меня.

б. Люди редко раздражают меня.

116.а. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.

б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я

достиг.

117.а. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего

поступка.

б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины

каждого своего поступка.

118.а. Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.

б. Я вежу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.

119.а. Бывает, что я стыжусь своих чувств.

б. Я никогда не стыжусь своих чувств.

120.а. Мне нравится участвовать в жарких спорах.

б. Мне не нравится участвовать в жарких спорах.

121.а. Я не располагаю временем, чтобы следить за новыми событиями в мире

искусства и литературы.

б. Я постоянно слежу за новыми событиями в мире искусства и

литературы.

122.а. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными

чувствами и желаниями.

б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными

чувствами и желаниями.

123.а. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении

моих личных проблем.

б. Я не руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми

представлениями.

124.а. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью

человек должен обладать определенными знаниями в этой области.

б. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью

человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой

области.

125.а. Я боюсь неудач.

б. Я не боюсь неудач.

126.а. Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

б. Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

Ключ к опроснику POI(за выбор суждений дается один балл)

1.Шкала ориентации во времени:

11а, 16б, 18б, 21а, 28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126б.

2.Шкала поддержки:

1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 7б, 8а, 9а, 10а, 12б, 14б, 15б, 17а, 19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 39б, 42а, 43а, 44б, 46а, 47а, 49б, 74б, 75б, 77а, 79б, 80а, 81а, 83а, 85б, 86а, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 111б, 113а, 114а, 115а, 116а, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б.

3.Шкала ценностной ориентации:

17а, 29а, 42а, 49б, 50б, 53а, 56а, 59б, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б, 113а, 114а, 122а.

4.Шкала гибкости поведения:

3а, 9а, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 74б, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б.

5.Шкала сензитивности:

2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а.

6.Шкала самоуважения:

2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а.

7.Шкала спонтанности:

5б, 14б, 15б, 25б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а.

8.Шкала самопринятия:

1б, 8а, 14б, 22б, 31б, 32а, 34а, 39б, 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 87б, 104а, 105б, 106б, 110а, 111б, 116б, 125б.

9.Шкала, оценивающая взгляд на природу человека:

23а, 25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б, 113а.

10.Шкала синергичности:

50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а.

11.Шкала принятия агрессии:

5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а , 56а, 57б, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а.

12.Шкала контактности:

5б, 7б, 17а, 26б, 33б, 36б, 46а, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б, 109а, 120а, 123б.

13.Шкала познавательных потребностей:

13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92а, 107б, 121б.

14.Шкала креативности:

6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124б.

Далее «сырые» баллы переводятся в Т – баллы по следующей шкале:

Интерпретация результатовпроизводится в соответствии со следующими нормами:

> 70 Т – баллов – псевдосамоактуализация;

55 – 70 Т – баллов – диапазон самоактуализации;

45 – 55 Т – баллов — психическая и статистическая норма;

< 40 Т — баллов — характерны, в основном, для лиц с психическими нарушениями (неврозы, депрессии и т. д.).

⇐ Предыдущая4Следующая ⇒

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Иерархия потребностей, или путь к самоактуализации

Необходимость в самоактуализации хоть и высшая, но не единственная потребность человека. С точки зрения А. Маслоу, вопрос о ее удовлетворении встает только когда и если удовлетворены потребности низших уровней. Этот психолог сформулировал принцип иерархии или пирамиды потребностей, которые выполняют функцию мотивации развития личности. Всего в этой пирамиде пять уровней:

  1. Физиологический уровень. На нем находятся все естественные, биологические потребности: в пище, воде, тепле, биологическом партнере, здоровье и т. д.).
  2. Уровень безопасности – это не только необходимость в отсутствии угрозы жизни и здоровью, но и потребности в спокойствии, уверенности в завтрашнем дне, в хорошо оплачиваемой работе или в комфортабельном жилище, в мире и благополучии.
  3. Социальный уровень. На нем находятся потребности в комфортном социальном окружении, в друзьях, близких людях, семье.
  4. Уровень самооценки – это потребности в самоуважении, в принятие себя и гордости за результаты своей деятельности.
  5. Уровень самоактуализации. На этом уровне, по А. Маслоу, находятся потребности в творчестве и социально одобряемой деятельности, в личностной гармонии и красоте, в максимально полной реализации собственного «Я».

Если выстраивать иерархию потребностей в виде пирамиды, то самоактуализация будет на самом верху, и она опирается на все более низкие уровни

Это очень важно, так как человек задумывается о потребностях более высокого уровня, только если удовлетворены низшие. От голодного, не имеющего нормального жилья человека не стоит ожидать не только гармоничного развития, но и самоуважения

Да и о семье он начинает задумываться не раньше, чем разберется с первыми двумя уровнями.

Но это не отменяет значимость высшего уровня, к которому нужно стремиться. Более того, А. Маслоу только человека, достигшего уровня самоактуализации, называл психологически здоровой личностью.

Что такое самоактуализация?

Самоактуализация – раскрытие индивидом личностного потенциала, предрасположенностей и сильных сторон. Она проявляется в стремлении личности определить свои персональные возможности и развить их до максимально возможного уровня. Процесс самоактуализации личности напрямую зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, при этом она не может диктоваться обществом или культурой извне.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей, был твердо убежден в том, что на самой высокой ступени пирамиды располагается потребность в самоактуализации, которая проявляется в желании человека раскрыть свою индивидуальность. Все люди уникальны, у каждого есть свои отличительные особенности, и только посредством реализации творческого потенциала человек может продемонстрировать окружающим и самому себе свои истинные возможности.

Среди исследователей термин «самоактуализация» начал активно использовать психолог К. Роджерс. По его мнению, в каждом человеке с самого рождения заложена потребность в самоактуализации — она выступает в качестве основы для развития личности. Общество в свою очередь может создавать как благоприятные условия, так и трудности на пути реализации врожденного потенциала, при это оно не может его определять.

Процесс самоактуализации не ограничен возрастными границами — он протекает всю жизнь, ведь, как известно, нет предела совершенству. Позиция К. Роджерса говорит о том, что это не только гармоничное развитие внутреннего мира, но и реализация личностного потенциала — единство этих факторов открывает путь к самоактуализации. В связи с этим, в психологии самоактуализация личности рассматривается не как промежуточный этап, а как постоянное саморазвитие, не теряющее своей актуальности на протяжении всей жизни.

Кого можно назвать самоактулизирующейся личностью

Портрет самоактуализирующейся личности по Маслоу (подходит для диагностики самоактуализации личности):

  • позитивно мыслит;
  • доверяет себе и миру;
  • открыта миру;
  • свободна от злости и ненависти, другого негатива;
  • живет в гармонии с собой и миром;
  • принимает себя и других людей такими, какие они есть;
  • любит свою работу и с удовольствием выполняет ее;
  • свободна от стереотипов и клише;
  • имеет развитое чувство юмора;
  • умеет признавать свои ошибки и учиться на них;
  • строго разграничивает добро и зло;
  • не прячется от проблем, а решает их;
  • не зависит от чужого мнения;
  • стремится к развитию;
  • умеет выбирать и нести ответственность за свой выбор;
  • имеет свою систему убеждений, принципов, ценностей;
  • обладает психологической гибкостью.

Если вы узнали в этом описании себя, то поздравляю – вы зрелая и здоровая личность.

Как достичь самоактуализации?

Начать контролировать свою жизнь весьма непросто, но если захотеть, то с этой задачей сможет справиться каждый человек. Существует несколько простых шагов, которые помогут встать на путь самоактуализации:

  • Осознанное и полное проживание всех событий, встречающихся на жизненном пути. Речь идёт о том, чтобы не позволять себе игнорировать существующие проблемы, подавлять негативные эмоции, или отстраняться от ситуации при наличии дискомфорта;
  • Осознание того, что каждый человек наделен правом выбора, использование этой особенности для достижения собственных целей. Каждый день человек принимает большое количество решений и сталкивается с их последствиями. Не предпринимать никаких действий, наслаждаться зоной комфорта, откладывать перемены в жизни на потом, терпеть – это тоже выбор. Вопрос лишь в том, готов ли человек жить так?
  • Смена отношения к ответственности. Каждый выбор характеризуется наличием определённой позиции в отношении личной ответственности. На практике многие люди просто сидят на месте, боятся столкнуться с последствиями своих решений и взять на себя ответственность за них. Нужно понять, что возможность нести ответственность за свои действия и поступки окружающих – это один из важнейших шагов на пути к развитию личности. Ответственность и выбор дают человеку возможность почувствовать себя свободным и приобрести независимость.
  • Формирование умения доверять самому себе, любовь к себе, принятие себя. Лишь небольшая часть людей может провести диалог с собой, признаться в своих слабостях и ошибках, принять решение их изменить. А ведь это очень важно.
  • Признание существующих проблем и разработка плана, направленного на их решение в силу имеющихся возможностей.
  • Непрерывное творчество. В данном случае речь идет не только о рисовании, вокале или музыке. Сюда можно отнести все действия, направленные на создание чего-то нового, оригинального, своего.

Самоактуализация у молодых людей

Речь идет о взрослых личностях, не только достигших совершеннолетия, но и получивших профессию или обучающихся в вузах. Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности, утверждением своих идеалов, воплощением в жизнь смелых идей и предпочтений.

Потребность в самоактуализации очень высока. К примеру, если в это время молодой человек начинает трудовую деятельность, то желает достичь определенного успеха, подняться выше по карьерной лестнице. Это время наиболее благоприятно для самореализации, поскольку здоровые амбиции будут подстегивать к решительным действиям, вести к новым свершениям. В молодости самоактуализация – это не просто потребность, а значимая составляющая становления личности.

Виды самоактуализации

Психологи-гуманисты выделили целый ряд разновидностей процесса самоактуализации. Далее мы подробнее рассмотрим каждую из них.

  1. Глубокая: личностный рост, развитие человека.
  2. Поверхностная — это не стремление развиваться, но желание самовыразиться без какого-либо личностного роста.
  3. Пассивная: естественный рост интеллекта и культуры личности.
  4. Активная или продуктивная. Характерна наличием намерения. То есть, человек ставит себе конкретную цель, затем занимается развитием тех качеств, которые необходимы для ее выполнения.
  5. Гармоничная.
  6. Проблемная.
  7. Осторожная.
  8. Энергичная.

Очень часто самоактуализацию принимают как основную дорогу, ведущую к вершине развития человека. Однако это совсем не так. В виду безграничных возможностей разума рассматриваемое нами явление безгранично.

Об Абрахаме Маслоу

Абрахам Масло – один из наиболее знаменитых и выдающихся американских психологов, являющийся основателем гуманистического направления в психологии. Также он считается автором пирамиды потребностей (пирамиды Маслоу) – особой иерархической диаграммы, отображающей потребности людей. Модель иерархии потребностей, разработанная этим учёным, стала активно применяться в экономической науке, т.к. имеет огромное значение в моделировании теорий мотивации и поведения потребителей. Маслоу прошёл путь от непризнанного и вызывающего насмешки преподавателя в колледже до главы Американской ассоциации психологов и человека, обладающего огромным авторитетом в области психологии.

Процесс самоактуализации личности

Самоактуализация это процесс психический, который отражает желание человека выразить свою сущность с использованием уникальных умений и навыков. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • Осознание собственных способностей и стремление их развивать;
  • Соотнесение их с собственными желаниями;
  • Выбор направления, в котором следует двигаться для успешного саморазвития;
  • Отстаивание своей точки зрения перед родными, близкими, коллегами по работе.

Этот процесс может быть длительным и трудным, но иногда он проходит безболезненно и охватывает небольшой отрезок времени.

Знать, что такое самоаутуализация, должен любой взрослый человек. Задача психолога – вовремя оказать человеку развивающую помощь, если он по каким-либо причинам не может реализовать свои природные наклонности. Помощь проявляется в совместном обсуждении желаний и стремлений клиента и в последующей разработке плана по удовлетворению нужды в самовыражении. При необходимости в обсуждении участвуют родные и близкие человека.

Сферы процесса самоактуализации

Самосовершенствование необходимо для успешной общественно-политической деятельности. С ее помощью человек находит новое хобби, улучшает профессиональные навыки.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Самоактуализирующимся личностям проще создать крепкую семью.

Общественно-политическая активность

Самореализация – необходимость для любого политического деятеля. Чтобы добиться высот, следует постоянно развиваться. Изучение политики в качестве хобби открывает личность с новой стороны.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Увлечения и хобби

Появления новых увлечений – эффективный метод развития самоактуализации. Подойдет любое занятие: танцы, настольные игры, вязание, вождение и прочее. Главное, чтобы увлечение было новым. Вы должны получать удовольствие и пытаться достичь совершенства.

Семья

Самоактуализирующаяся личность стремится к более глубоким отношениям с близкими, чем обычный человек. В большей мере это касается людей, имеющих сходные черты характера. Два активно реализующихся человека хорошо уживаются вместе.

Такие люди имеют узкий круг друзей, не распыляются на посторонних. Но испытывают эмпатию по отношению к человеку с иным темпераментом.

Самоактуализация одного члена семьи способствует личностному развитию остальных. Родственники берут в пример его поведение.

Родители хотят, чтобы их дети были самыми успешными. Проблемных подростков стараются мотивировать. Но пока ребенок сам не будет испытывать потребности в саморазвитии, взрослым не убедить его.

Профессиональный труд

Профессиональная самоактуализация – поиск себя в профессии, собственной роли в коллективе, постановка новых целей и поиск перспектив. В результате появляются новые умственные и физические возможности.

Поставьте себе конечную цель – освоить новый профессиональный навык, касающийся собственного поля деятельности.

Острой проблемой является становление самоактуализации в педагогике. Согласно тесту Уортмана (бланки заполняли учителя во время исследования 2015 года), 90% опрошенных преподавателей в России имеют 4 степень креативности, 10% – 5 степень. 4 и 5 – крайне низкие показатели.

Из-за недостаточной мотивации падает уровень преподавания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]