Школьная дезадаптация — что это такое, понятие
С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.
Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.
В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.
Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.
Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.
Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.
Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.
Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:
- эмоциональной неустойчивостью;
- частым отсутствием на школьных занятиях;
- резким переходам от пассивности в активность;
- частыми жалобами на плохое самочувствие;
- отставанием от учебного курса.
Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:
- — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
- — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
- — негативизму и протесту;
- — проявлению характера через внешний вид;
- — могут не отставать от учебного курса.
Диагностика школьной дезадаптации
Фридман Семен Ф-42
Диагностика школьной дезадаптации
Методика «Градусник»
Цель:
позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это — градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека — 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример: русский язык — 39°,математика — 36,6° и т.д.
Методика «Краски»
Цель:
определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся — раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности. Из диаграммы мы видим, что урок (90%), школа (70%), класс (60%), домашнее задание (50%)- окрашены в черный цвет. Это говорит о том, что именно с этим связаны затруднения ученика в первые дни обучения.
Методика «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой )
Цель:
выявить отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Детям нужно нарисовать на листе бумаги что им нравится в школе. Анализ рисунков: детей изобразили ситуации не учебного характера (ученики на перемене, ученики с портфелями). Этим детям свойственно положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты. Ученики изобразили игровые ситуации (качели, игрушки). Это дети с положительным отношением к школе, но у них преобладает игровая мотивация. У школьников отсутствует школьная мотивация ,если в своих рисунках они изобразили машины, узоры. На рисунках учеников изображены учитель с указкой, доска с написанными заданиями. Это говорит о наличии у ребенка познавательных учебных мотивов.
Методика «Солнце, тучка, дождик»
Цель:
определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях.
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне —
С друзьями мне —
Дома мне –
Если дети настроение в школе обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли.
Методика «Какой Я?»
Цель:
определить самооценки ребенка-дошкольника.
Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Таб. 1), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||||||||
да | нет | иногда | не знаю | ||||||||
1 | Хороший | ||||||||||
2 | Добрый | ||||||||||
3 | Умный | ||||||||||
4 | Аккуратный | ||||||||||
5 | Послушный | ||||||||||
6 | Внимательный | ||||||||||
7 | Вежливый | ||||||||||
8 | Умелый (способный) | ||||||||||
9 | Трудолюбивый | ||||||||||
10 | Честный |
Причины школьной дезадаптации
Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:
- сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
- расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
- слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
- слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
- специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).
Типы проявления школьной дезадаптации
1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.
2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.
3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.
Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста
В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.
Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.
Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.
Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:
- узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
- оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
- определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
- выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
- составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.
Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.
Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.
В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.
Понятие и сущность школьной дезадаптации у первоклассников
Определение 1
Школьная дезадаптация – это достаточно распространенное явление среди учащихся первых классов, характеризующееся психологическим дискомфортом, который испытывает ученик при посещении школы.
Школьная дезапатация среди учащихся первых классов явление частое. Связано это с тем, что еще вчерашние дошкольники, посещавшие детский сад с заботливыми воспитателями и нянями, попадают в школьную среду, где совершенно иные правила, новый коллектив и абсолютно другой режим дня. Не всем первоклассникам удается приспособиться к новым жизненным условиям.
В особо сложных ситуациях учащиеся первых классов испытывают не только сильный дискомфорт при посещении школы, но и отрицательные эмоции, блокирующие познавательную деятельность, тем самым тормозя развитие ребенка. Именно поэтому проблему школьной дезадаптации учащихся первых классов нельзя оставлять без внимания.
Помощь со студенческой работой на тему Проблема школьной дезадаптации у первоклассников
Курсовая работа 450 ₽ Реферат 280 ₽ Контрольная работа 190 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Школьная дезадаптация состоит из трех компонентов:
- Когнитивный компонент – ребенок, понимает, что теперь он школьник и у него новая социальная роль, однако он не может приспособиться к ней. Справиться с дезадаптацией на данном уровне помогает осознание и принятие ребенком новых правил, своих обязанностей и прав.
- Эмоциональный компонент — связан с самооценкой ребенка и уровнем его притязаний. Проблема заключается в том, что ребенок не способен в полной мере управлять своим поведением, у него проявляются школьные фобии. В том случае, если у ребенка адекватная самооценка и низкий уровень притязаний, то справиться со школьной дезадаптацией ему будет проще.
- Поведенческий компонент – включает в себя особенности поведения ребенка в обществе, умение взаимодействовать с окружающими, владение правилами и нормами поведения в социуме. В том случае, если ребенок не достаточно воспитан, у него есть стремление нарушать правила, и он их нарушает, то процесс адаптации к обучению в школе протекает сложно и, как правило, возникает дезадаптация.
— — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —