Сущность социальных институтов
Впервые определение «социальный институт» в своих работах употребил итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико. Таким термином он называл систему социальных норм и связей, объединяющих значимые ценности и процедуры общества. Именно институты являются той самой опорой для человечества, которая не позволяет разразиться хаосу.
Философы выделяют более 10 соц. институтов. К самым крупным системам можно отнести государство, религию, образование, бизнес и семью. Все эти группы имеют несколько общих признаков:
- Наличие специфических символов.
- Все институты основываются на установках и конкретных образцах поведения.
- Наличие утилитарных культурных характеристик.
- Нормы закрепляются в устных или письменных источниках права.
- Присутствие идеологии.
Семью философы считают важнейшим соц. институтом. Ведь именно она является носителем культурных установок и образцов поведения, которые передаются из поколения в поколение. Основные характеристики семьи как общественного института можно кратко проиллюстрировать при помощи таблицы:
Признак соц. института | Семья |
Специфическая символика | Церемония бракосочетания, обручальные кольца. |
Образцы поведения | Взаимная ответственность, привязанность к детям и родственникам, уважение. |
Вещественные элементы | Дом или квартира, мебель, техника. |
Устные и официальные источники права | Семейный Кодекс РФ, ГК РФ, традиции. |
Идеология | Индивидуализм, совместимость партнёров. |
Стоит отметить, что семья является не только важным институтом, но и базовой ячейкой общества. Именно в окружении родителей и близких родственников человек социализируется, получает первичное образование и осваивает элементарные нормы поведения.
Основные признаки семьи
Естественно, что с развитием общества брак и семья претерпевают некоторые изменения. Однако устоявшиеся факторы данного вопроса остаются неизменными. Среди них и признаки семьи как общественно важного института. Так, основополагающими элементами рассматриваемой категории являются следующие:
- Союз между мужчиной и женщиной, имеющий официальную аргументацию.
- Вступление в брак по добровольному согласию обеих сторон.
- Общность быта как основное связующее между членами семьи.
- Вступление в отношения брачного характера.
- Стремление к дальнейшему рождению, социализации и, естественно, воспитанию детей.
Исходя из представленных положений, можно с уверенностью говорить о том, что признаки семьи вполне объясняют причину отнесения этого института к наиболее важным ценностям общества. Так, на основе представленных пунктов можно сформировать функциональную систему семьи и выделить ряд отдельных функций, характеризующих социальный институт.
Краткая характеристика системы
Семьёй называют объединение людей, основанное на кровном родстве или браке. Этот соц. институт имеет свои характерные признаки и выполняет важные функции.
Классификация семейных отношений
Семья возникла одновременно с первым обществом. В эпоху первобытности отношения между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, которые основывались на религии и нравственных представлениях. Позже, после возникновения основ государственности регулирование стало иметь правовой характер.
Исследователи выделяют несколько этапов жизненного цикла семьи:
- заключение брака;
- рождение или усыновление детей;
- появление у родителей статуса бабушки и дедушки;
- прекращение существования семьи, к примеру, из-за смерти одного из супругов.
Основу семьи составляет брак. Эта форма регулирования и санкционирования отношений между мужчиной и женщиной. Но семью нельзя рассматривать только как брачный союз, ведь в её состав входят дети, бабушки и дедушки, близкие родственники. Вот почему философы отождествляют эту сложную систему с социальным институтом.
Исходя из количества человек, выделяют нуклеарные и многопоколенные семьи. Первый тип системы состоит только из родителей и детей, а в состав второй входит несколько поколений родственников. В современном обществе преобладают именно нуклеарные виды.
В зависимости от типа брака семьи подразделяются на моногамные и полигамные. По наличию супругов делятся на полные и неполные. В зависимости от количества детей выделяют три типа: многодетные, однодетные и бездетные.
Основные функции группы
Перед тем как отнести семью к числу социальных институтов, исследователи пытались определить, каково истинное назначение этой системы. Изучением этого вопроса занимался русский социолог А. Харчев и американский учёный Н. Смелзер.
В течение длительного времени философы полагали, что главная функция семьи как социального института заключается в биологическом воспроизводстве населения. Но чем интенсивнее развивается общество, тем большую роль играет эта система. Выделяют несколько функций института семьи:
- Воспитательную. Передача знаний из поколения в поколение, первичное обучение детей.
- Хозяйственно-бытовую. Поддержание состояния здоровья членов общества.
- Экономическую. Производство и обмен материальными средствами.
- Духовную. Культурное развитие личности.
- Социально-статусную. Предоставление каждому члену семьи определённого статуса.
Кроме этого, семья выполняет функцию первичного социального контроля. Это значит, что именно родители и близкие родственники регламентируют поведение ребёнка, прививают нормы морали и нравственности. Не меньшее значение имеет досуговое и эмоциональное назначение института.
Особенности современного общества
После революции 1917 г. образ жизни всего населения существенно изменился. Общепринятые ценности отошли на второй план, поэтому система не справляется с основными функциями. Пытаясь определить тип брака в современной России, исследователи указывают на то, что родители не стремятся заводить более двух детей. При описании семьи можно отметить преобладание нуклеарного, неполного типа.
Социологи всё чаще говорят о кризисе. Можно назвать несколько печальных тенденций:
- Изменение социальных ролей. Женщины являются основными добытчиками. Мужчины могут исполнять функции матери в однополых браках.
- Увеличение числа гражданских браков и неполных семей.
- Падение традиционных ценностей.
- Увеличение количества детей-беспризорников.
Для предотвращения кризиса государство принимает меры по поддержке этого важнейшего института. Используются пособия, льготы и поощрение заключения брака.
Семья и общество
Сложите вместе все имеющиеся семьи, и вы получите общество. Настолько это просто. Что бы ни произошло в кругу семьи, это сразу же отражается и в окружающем обществе, которое эта семья формирует. А такие институты, как школы, церкви, трудовые коллективы, правительство и т.д., — все это переходные этапы от семейных форм к несемейным.
Таким образом, семья и общество — это маленький и большой варианты одного и того же. Две эти категории созданы людьми, которые работают вместе и чьи судьбы переплетены друг с другом. Каждая включает одни и те же компоненты — отношения между лидерами и теми, кто выбирает этих лидеров, отношения между взрослыми и молодыми, мужчиной и женщиной; каждый вовлечен в процесс принятия решений, использует свой авторитет и занят поисками общих целей.
Некоторые семьи учат быть как все, другие — воспитывают бунтарей, третьи придерживаются групповой ответственности, а иные проповедуют попустительство. Каждая семьи учит, как общаться с окружающим их миром, как чего-то достичь в жизни, как относиться к несправедливости и другим негативным явлениям жизни.
Попустительское отношение может быть представлено в образе «кокона», который создается вокруг детей, помогая им идти по жизни без всяких преград, где они не видят ни лжи, ни жестокости.
Короче говоря, они защищены от всех тягот жизни. И мир для них ограничивается тем, что они знают, что им позволят увидеть. Однако телевидение делает эту защиту уязвимой. Очень легко и одновременно тяжело смотреть на мир только сквозь призму телевизора или глядя в окно и не принимать в этом участия. Однако и этого можно избежать; если вы не знаете окружающего вас мира, а тем более не разбираетесь в собственных чувствах, то вы можете просто сказать, что это чуждо вам, и никогда об этом больше не вспоминать. Верите ли мне или нет, но я часто встречала детей от 12 до 18 лет, которые ни разу не видели людей другой расы, ни разу не видели нищих (богатых), никогда не мылись в ванной. Такое происходит с детьми, которые живут в гетто или в фешенебельных районах, которые изолированы своим экономическим, социальным уровнем.
Для того чтобы понять, что происходит сейчас с семьями и социальными группами, требуется небольшой экскурс в историю. С давних времен семья являлась главной школой для ее членов, прежде чем они становились взрослыми людьми. В семье давались знания о том; как заботиться о себе и как вести себя, как заботиться о других и общаться с ними, как добиваться поставленной цели, как обращаться с предметным миром. Доступное знание было ограниченным, первоначально содержание этих знаний было довольно примитивным. Цель жизни сводилась к выживанию — как остаться в живых, как прокормиться, как не замерзнуть от холода и не быть съеденным дикими животными и т. д. Это было относительно простое знание. Все, что требовалось при обучении, — это смотреть на обучающего и делать то же самое. Совершенно очевидно, что многие сегодняшние наши потребности не соответствуют тем потребностям, которые были в древнем обществе. Зачем молодому человеку в древности учиться писать и читать, зачем соблюдать диету или, например, готовиться к пенсии? Многие аспекты будущей жизни человеку были неизвестны. Люди просто не подозревали, что они многого не знают.
Например, с трудом верится, что древние люди не знали, что дети появляются в результате полового акта. Сексуальные отношения возникали как реакция на инстинкт, приводящий к получению наслаждения, но никак не ассоциировались с рождением ребенка. Большой живот у беременной женщины как раз ассоциировался с рождением ребенка — это было гораздо нагляднее. Объяснение, как ребенок оказался там, не было связано с сексуальным контактом, а, скорее, с тем, что эта женщина ела, или связывали это с божественным или дьявольским вмешательством. Однако как только была проведена связь между сексуальным контактом и беременностью, тут же было сделано множество открытий. Я привожу этот пример для того, чтобы показать всю простоту получения информации и как далеко мы сейчас продвинулись. Мы должны согласиться с тем, что сегодня информирование девочек о всех сложностях во время беременности гораздо важнее, чем соблюдение диеты.
Вполне очевидно, что в нашем сложном современном обществе семья не может научить всему. Мы готовим специалистов в педагогических вузах для того, чтобы они осуществляли учебный процесс. Благодаря научно-техническому прогрессу мы буквально ворвались в эпоху глубокой специализации. Я стараюсь не вдаваться в специфику, но в то же время не хочу все слишком упрощать. Давайте пойдем следующим путем. Поскольку процесс обучения выносится за рамки семьи и осуществляется в специальных заведениях, а сами знания насыщены технологическими достижениями, мы совершенно упускаем тот факт, что истинная ценность — это сами люди. Семья сейчас стоит вовсе не на первом плане, она идет после. бизнеса, школы, церкви, правительства. Все эти институты (которые мы создали сами для того, чтобы они помогали нам в жизни) на самом деле оказывают вредное воздействие на семейное благополучие. Школы разделяют родителей и детей, бизнес подразумевает постоянную занятость, что приводит к тому, что человек очень мало времени проводит дома, правительство отправляет ребят воевать в другие страны. Конечно, мне бы хотелось, чтобы все эти институты заботились о благосостоянии семьи. И я не считаю это невозможным.
Но я боюсь, что мы стали обществом, где процветает культ силы и вещей. И наши семьи, по всей видимости, уже с этим свыклись. Мы учим наших детей быть стойкими и сильными для того, чтобы справиться с трудностями. Но что происходит? После того как вы одержали победу над кем-то, что с вами происходит? Вы вынуждены постоянно оглядываться назад в страхе, что стоит только расслабиться, как тут же над вами кто-то возьмет верх. Ваша жизнь превращается в череду опасений, тревог, страхов и подозрений. Представьте, что вам дана власть и всевозможные материальные блага. Могут ли вещи поговорить с вами, успокоить и поддержать вас? В своей жизни я ни разу не видела, чтобы деньги были способны на любовь. Но в то же время я не считаю, что у этой проблемы однозначное решение: или-или. Или мы принимаем человеческие ценности и не гонимся за властью и деньгами; либо все наоборот, и гуманистические ценности у нас полностью отсутствуют. Весь вопрос упирается в использование власти; слово использование здесь ключевое. Очень часто мы отождествляем состояние могущества с личностью. («Я сильный, я кое-что значу»; «Я бессилен, я ничто»). Сравните эти две идеи со словами: «Я использую свою силу для собственного роста, для твоего роста». Такое отношение не только не исключает человеческие ценности, но, наоборот, увеличивает их.
Но давайте не будем удаляться от заданной темы. Что нам нужно сделать, так это разобраться в связях между семейным обучением и развитием наших институтов.
Я могу привести множество примеров, однако для того, чтобы быть более краткой, я приведу всего лишь один из них, наиболее яркий.
Большинство взрослых в семье считают себя настоящими авторитетами в обучении детей: как обучить их дисциплине, половому воспитанию, умению распоряжаться деньгами и т. д. Затем дети попа-• дают в школу, где их обучением начинают заниматься другие люди, которые также уверены, что они лучше всех знают, как и чему их учить. То, чему обучают детей в школе и дома, может сильно отличаться. И возникает следующий вопрос: как информация из двух совершенно разных источников укладывается в голове ребенка и как смотрят на это школа и семья?
Мне вспоминается мальчик, отец которого работал автомехаником. Он учился в Школе торговли и вдруг ни с того ни с сего стал конфликтовать со своим отцом, причем конфликт начался из-за того, что он неправильно закрепил машину. Однако в основе этого конфликта лежало не только разногласие по поводу того, как нужно правильно крепить машину. Основную роль здесь сыграла уверенность отца, что сын во всем должен его слушаться, это был его принцип. Многие из вас, конечно, согласятся, что это нелепая причина, однако посмотрите на себя, и вы поймете, что некоторые из вас поступают точно так же.
Теперь приведем другой пример. Речь пойдет о маленьком смышленом 5-летнем мальчике, который ходил в детский сад, умел читать, знал арифметику и был очень творческим ребенком. В детском саду ему было очень скучно, и как-то дома он сказал об этом родителям. Его мать написала учительнице детского сада записку с просьбой сделать жизнь детей в детском саду более интересной и обратить внимание на ее сына. Однако, по мнению учительницы, этот мальчик, единственный из 40 детей, подрывал дисциплину на уроках. Учительница написала родителям ответ, что если они ничего не предпримут, то она исключит их ребенка из детского сада. Так началась переписка родителей маленького Джонни и его учительницы. Однако учительница почему-то не знала, что Джонни умеет читать; а родители Джонни, в свою очередь, не знали, что он подрывает дисциплину в классе. Таким образом, обе стороны, абсолютно не осведомленные, вели холодную войну друг с другом. По мнению учительницы, зачинщиками этого конфликта были родители Джонни, а по мнению родителей — некомпетентный педагог. Мальчик в этой ситуации страдал больше всех. В данной ситуации была нужна обратная связь, которая бы прояснила участникам спора суть ситуации.
Обратная связь помогла бы разрешить эту спорную ситуацию, узнать больше об этом маленьком ребенке. В итоге, конечно, этот конфликт разрешился. Родители узнали о поведении своего сына в детском саду. Каково же было удивление учительницы, когда она поняла, что родители Джонни вовсе не безответственные люди, как она до этого считала. То же самое произошло и с родителями, когда они все узнали и поняли, что ярлык, который они приклеили учительнице, считая ее некомпетентным преподавателем, не соответствует действительности. Таким образом, утверждение «Я знаю, что я ничего не знаю» отнюдь не лишено смысла. Также надо запомнить, что всякий раз, когда что-то происходит, большая часть информации остается недоступной для участников события. В таких ситуациях помогает обратная связь, причем в любых системах: будь то /семья, институт или другие сферы, где две стороны объединяет одна цель. Без такой системы обратной связи неизбежно происходят конфликты.
Это коварные и пагубные ситуации снижают самооценку и становятся серьезным препятствием к разрешению проблем. Они только отдаляют людей друг от друга, увеличивая непонимание между ними, создавая вокруг них вакуум и все увеличивающуюся пропасть. Человек, который не может найти понимания, чувствует меньше уверенности в себе, что, в свою очередь, приводит к снижению продуктивности работы, он становится вялым и не получает удовольствия от жизни. И это может произойти с каждым: родителями, учителем, священником, руководителем предприятия и т. д.
Вернемся к тем компонентам, которые являются общими как для отдельных семей, так и для всего социального общества. Это мы обсуждали в начале главы. В каждой из этих категорий происходит борьба, связанная со взаимоотношениями между лидерами и ведомыми, молодыми и уже утвердившимися людьми, мужчинами и женщинами, сопряженная с принятием важных решений, использованием власти и авторитета, достижением общих целей.
В настоящее время все эти компоненты широко оспариваются как в пределах семьи, так и в рамках социальных институтов. Особенно ярко это проявляется в нашей стране. Люди начинают понимать основу любых взаимоотношений и требуют того же от общественных организаций. Эта основа заключается в следующем: каждый лидер — это личность, каждый новичок — это тоже личность, мужчина и женщина — это люди. Принятие решений, использование власти, определение целей — все это персональная работа.
В итоге мы все должны осознать, что жизнь делают люди, и то, что происходит, то, какие отношения складываются между людьми, определяет все, что вообще происходит с окружающим миром. Все, что люди знают, во что они верят, как они преодолевают различия между собой, все начинается в семье. На современном этапе в деятельности социальных институтов отражаются идеи и идеалы семейного воспитания. Теперь мы начинаем понимать, что некоторые из этих идей становятся препятствием для развития и пришло время менять базис, на который мы опираемся. Пусть вас не удивляет, что все начинается с самооценки, с того, как она проявляется, как влияет на общение, что доброжелательные взаимоотношения в группе — следствие высокой самооценки ее участников, которые общаются на равных, которые знают, как быть искренними, которые могут открыто доверять людям.
Я считаю, что семьи должны стать партнерами любых социальных институтов, общественных организаций, в которые входит тот или иной член семьи, и рассматриваться как часть этого учреждения. Семья — это составная частица общества. Семья — своеобразный союз небольшого количества людей, которые могут поместиться в одной комнате и знают друг друга.
Семья является таким объединением, где географические границы столь узки, что между ее членами происходит реальная коммуникация, и никакие границы не разделяют ее участников. Очень редко семья достигает более 15 человек. 15 человек — общепризнанная, хорошая, полноценная группа. Если в группе не более 15 человек, причем в одном помещении, создается хорошая атмосфера для работы: каждый все знает, все видит, все слышит.
Вспомните, что рассказывалось о семейных встречах в предыдущих главах.
«Соберитесь вместе со своей семьей и поговорите со всеми. Это, поможет вам узнать их отношение к социальным институтам: школе, бизнесу, церкви, пионерскому лагерю и т. д.»
Пусть ваши семейные собрания станут тем местом, где каждый сможет ощутить переживания другого члена семьи: его проблемы, обиды, недостатки, поймет причины ошибок и достижений, подскажет, что можно изменить и как это сделать. Так вы создадите систему обратной связи, о которой мы так много говорили.
Так что в итоге я вам хочу сказать? Начните со своей семьи. Вы уже знаете все особенности и способы взаимодействия между людьми. Попытайтесь использовать все ваши знания в семье. И когда все это начнет функционировать, и функционировать правильно, тогда вы можете это применить в более широком контексте. И это послужит началом совершенно нового общества. После того, как будут налажены четкие связи в семье, это коснется и самого общества
Развитие индивидуальности каждого человека
Семья как социальная группа и социальный институт играет важную роль. Ведь именно она воспитывает индивида, который сможет жить в обществе. С другой стороны, она охраняет от внешних факторов, поддерживает в трудную минуту. Ни за кого в мире так человек не переживает, не волнуется, как за своего родственника. И, не раздумывая, помогает близким людям. Именно в семье можно найти уют, сочувствие, утешение, защиту. Когда распадается этот институт, то человек теряет опору, которую имел до этого.
Значение
Семья – малая социальная группа, но она очень важна для всего общества. С изменениями в политике и экономике меняются и ее структуры и функции. Огромное влияние на современную ячейку общества оказало появление модернизированного, урбанизированного и промышленного общества. Начал расти уровень мобильности его членов. Другими словами, стали уже привычным делом такие ситуации, когда кому-то из членов семьи приходится переселяться в другой город, где ему предложили работу или повышение, покинув своих родственников. И так как большинство членов современного общества отдают предпочтение материальному благополучию, успеху, карьерному росту, то предложенные варианты уже для них не считаются чем-то неприемлемым. И если такое происходит, то, с социальной точки зрения, в таком случае изменяется и внутренние отношения членов семьи, ведь меняется социальный статус одного из них, его материальное положение, его взгляды, стремления. Это все ведет к тому, что узы, которые связывают родственников, постепенно становятся слабыми, а потом вообще пропадают.
Как сохранить отношения?
Многие супруги составляют своеобразный план. Семья как социальная группа в таком случае получает определенные задачи, цели. Совместно находятся пути их достижения. Супруги должны сберечь свой очаг, обеспечить своим детям хорошее воспитание и условия для проживания, с самого детства направлять развитие ребенка в нужное русло. Эти основы структуры семьи, заложенные еще в давних поколениях, существуют и до сих пор. Проблемы семьи как социального института должны рассматриваться всеми родственниками. Сообща они должны сохранить и передать своим наследникам представления об основах структуры общества, которые так влияют на сохранение семьи вне зависимости от политических режимов. Семья – это посредник, выступающий между личностью и обществом. Именно она помогает человеку найти себя в этом мире, реализовать свои качества, таланты, дарит ему защиту, помогает выделиться из толпы, быть индивидуальным. В этом самая главная задача семьи. А если она этого всего не будет делать, значит, не будет выполнять своих функций. Человек, не имеющий семьи, с каждым прожитым годом все больше будет ощущать собственную неполноценность. При этом у него могут появиться и развиться какие-то отрицательные качества. Это очень важные нюансы, на которые стоит обращать внимание при воспитании ребенка. Ведь формирование его личности начинается с первых дней.
Типы организации семьи
Вследствие комплексного изучения института семьи можно выделить несколько типов ее организации. Так, в зависимости от форм брака принято различать моногамные семьи, полигамные, а также полигинию и полиандрию. Если рассматривать институт по половой принадлежности супругов, то существуют однополые и разнополые семьи. Такой фактор, как количество детей, классифицирует рассматриваемые объекты на инфертильные (бездетные), однодетные, малодетные, среднедетные и, естественно, многодетные. В зависимости от состава выделяют простые (нуклеарные) и сложные (патриархальные) семьи. В свою очередь первые подразделяются на элементарные и составные. Если рассматривать институт с точки зрения нахождения в нем человека, то существуют родительские и репродуктивные объекты. Такой фактор, как проживание семей, предполагает классификацию их на матрилокальные, патрилокальные и неолокальные. И, наконец, в зависимости от типа воспитания детей принято выделять семьи авторитарного типа, либерального и демократического.
Этапы развития семьи
Как социальный институт каждая ячейка проходит несколько этапов развития. Их последовательность, как правило, называют семейным жизненным циклом.
Выделяют такие этапы:
- Образование – вступление в брачные узы.
- Начало деторождения – рождение первенца.
- Конец деторождения – рождение последнего наследника.
- «Опустошение гнезда» – выделение из дома родителей последнего ребенка (переезд или вступление в брачные узы).
- Прекращение существования – смерть двух супругов.