Насилие над детьми в семье: 5 причин и необходимая помощь


Виды насилия над детьми в семье

Насилие над детьми в семье — недозволенное обращение взрослых членов семьи с ребёнком, которое наносит вред его здоровью, развитию и психике. Насилие над детьми может выражаться в отсутствии заботы о ребёнке, а также в физическом, эмоциональном и сексуальном воздействии на детей со стороны взрослых.

Физическое насилие

Физическое насилие над детьми — применение в отношении несовершеннолетних грубых и опасных методов воспитания: побоев, пыток и других. Характерными чертами такого насилия является наличие на лице и теле ребёнка патологических повреждений:

  • синяков;
  • царапин;
  • ожогов;
  • гематом;
  • переломов.

Избиение ребёнка — самое распространённое проявление физического насилия

В России, по данным на 1997 год, ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, 10 % этих детей умирают от побоев, а 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. По состоянию на 2012 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершённые родителями в отношении собственных детей.

Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие в семье заключается в развратных действиях взрослых по отношению к несовершеннолетнему. К таким действиям относятся:

  • сексуальный контакт с ребёнком;
  • демонстрация ребёнку гениталий;
  • прикасание к интимным местам ребёнка с целью получения сексуального удовлетворения;
  • показ несовершеннолетнему порнофильмов.

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие — однократное или регулярное негативное воздействие родителей на психику ребёнка. К средствам эмоционального насилия относятся:

  • крики;
  • угрозы;
  • оскорбления;
  • унижение и высмеивание;
  • враждебное отношение.

В какой-то степени такие методы воспитания присутствуют в каждой семье. Эмоциональным насилием они становятся в таких ситуациях:

  • когда наносят фактический вред здоровью ребёнка;
  • когда мешают развитию достоинства детей;
  • когда формируют у ребёнка патологические черты характера и страх перед родителями.

Запугивание приводит к формированию у ребёнка страха, а значит является формой насилия

Отсутствие заботы

Отсутствие заботы — также один из видов насилия над детьми в семье. Согласно законодательству РФ, родители несут ответственность за содержание, воспитание, обучение, защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Родители нарушают закон в следующих ситуациях:

  • если не могут предоставить ребёнку нормальные условия для проживания;
  • если у детей нет полноценных продуктов питания, необходимой обуви и одежды, атрибутов для обучения, лекарственных средств;
  • если за поведением ребёнка не осуществляется должный контроль, что приводит к правонарушениям;
  • если ребёнку не прививаются элементарные правила нормального поведения.

Причины

Стоит отметить, что с древности у людей сложился утилитарный подход к детям. Ребенок раньше считался лишь придатком к взрослым, родители могли распоряжаться малышом как им угодно, воспитывать, как считали нужным. В древней Спарте так и вовсе больных и некрасивых детей убивали. Жестокие наказания часто применялись и на Руси. Считалось, что нет ничего зазорного в том, чтобы воспитывать ребенка с помощью физических наказаний. Многие люди переняли данную линию поведения и в наше время.

Выделим наиболее частые причины домашнего насилия над детьми:

  1. Стереотипы о воспитании детей, которые сложились исторически. Особо подобная проблема прослеживается в сельской местности, где насильственные методы воспитания детей переходят из поколения в поколение и считаются абсолютно нормальными.
  2. Ребенок разочаровал ожидания родителей, не оправдал возложенные на него надежды. Часто родители «во благо» пытаются сделать так, чтобы ребенок всесторонне развивался, а для того записывают его на всевозможные кружки и тренинги. Если ребенок не выдерживает подобных нагрузок, он способен вызвать агрессию у своих родителей. К тому же подобные методы воспитания часто становятся главной причиной морального и эмоционального насилия, когда ребенка заставляют заниматься тем, что ему не нравится.
  3. Низкий уровень культуры населения.
  4. Психологические отклонения родителей, алкоголизм и наркомания.
  5. Нежелательная беременность.
  6. Плохое поведение самого ребенка, попытки привлечь внимание неправильными поступками и провоцированием родителей на агрессию.
  7. Негативный опыт родителей, которых самих подвергали насилию в детстве.
  8. Экономические и социальные перемены в обществе. Собственную тревогу, негодование, неудовлетворенность взрослые склонны скидывать на тех, кто слабее их.

Можно выделить следующие виды насилия над детьми в семье: физическое, сексуальное и эмоциональное, суть которых мы рассмотрим ниже.

Ответственность за насилие над детьми в семье

В Российской Федерации все виды насилия в семье над детьми в случае их доказанности в суде могут быть квалифицированы как «жестокое обращение с детьми». Наказание может быть административным (за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по содержанию, воспитанию детей) или уголовным (за все виды сексуального и физического насилия, а также за некоторые формы эмоционального насилия). Максимальный срок за насилие над детьми в семье составляет двадцать лет лишения свободы.

Каждый агрессивный родитель должен помнить, что насилие над детьми может закончиться длительным тюремным сроком

Во многих семьях считается абсолютным нормальным применять в воспитании детей лёгкие средства физического воздействия: шлепки, щипание и другие. Казалось бы, что такое поведение родителей ничем не опасно для ребёнка и оно не может приравниваться к физическому насилию. Однако согласно законодательству России любые методы воздействия на человека, которые причиняют ему физическую боль, но не наносят ущерба здоровью, приравниваются к побоям. Наказание за побои в случае их доказанности — исправительные работы сроком до одного года или лишение свободы сроком до двух лет.

Профилактика

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
  • право собственности на свое тело;
  • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
  • как распознавать угрожающие ситуации;
  • как сказать «нет»;
  • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.

Почему возникает насилие над детьми в семье

Можно выделить пять основных причин, по которым наиболее часто в семье возникает насилие над детьми.

Причина 1: у родителей за плечами имеется собственный печальный детский опыт

В большинстве случаев взрослые, которые применяют насилие в отношении ребёнка, в детстве также подвергались подобным методам воспитания. Дети — продолжение своих родителей. Значимую часть своих особенностей, поведения, мышления и восприятия дети берут именно у нас. По сути, родители — авторы сценария будущей жизни своего ребёнка.

Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, и жестокость порождает жестокость в раскручивающейся спирали всеобщего разрушения….

Мартин Лютер Кинг, выдающийся американский оратор и проповедник XX века

https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B3

Бывают ситуации, когда агрессия родителя к детям избирательна: например, агрессивному поведению со стороны отца подвергаются только девочки. Подобная ситуация может быть следствием психологической травмы, который получил мужчина в детстве от деспотичной матери. Такие мужчины во взрослой жизни начинают ненавидеть и избегать всех женщин вокруг. Им тяжело создать семью, а если это и удаётся, то жёнам и дочерям приходится несладко.

Причина 2: низкая самооценка родителей

Взрослые с низкой самооценкой находятся всегда в подавленном состоянии: они чувствуют себя неудачниками, что способствует накоплению в душе злобы, обиды и других негативных эмоций. Очень часто такие люди для собственного самоутверждения находят более слабое звено, но котором можно отыграться.

Низкая самооценка у взрослых — распространённая причина насилия над детьми

Дети физически и психологически гораздо слабее взрослых. Дети зависят от родителей во всех аспектах жизни, а также чаще всего не могут дать сдачи. В большинстве случаев любые родители для ребёнка — непререкаемый авторитет. Именно поэтому дети — удобная мишень для выплеска родительской злости, ярости и агрессии.

Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать — одна из задач психотерапевта при работе с семьей. У любого насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

Светлана Трошина, психолог

https://psychologist.tips/1541-nasilie-v-seme-nad-rebenkom-vidy-priznaki-posledstviya-profilaktika.html

Причина 3: неблагоприятная социально-экономическая обстановка в семье

Косвенными причинами агрессивного поведения родителей по отношению к детям могут стать такие факторы:

  • сложное экономическое положение, которое может быть вызвано тем, что родители не работают или имеют очень маленькую зарплату;
  • отсутствие постоянного жилья;
  • неполный состав семьи.

Как формируется домашнее насилие в семье

Все зависит от психологического состояния, в котором находятся родители ребенка.

Например, обладатели кожного вектора в силу психотравм могут нести в себе мазохистские устремления. Естественной парой потенциального «мазохиста» становится обладатель анального вектора в таких состояниях, которые толкают его на жестокое обращение, проявления садизма, физического или психологического.

Источником агрессии не всегда бывает мужчина. Домашнее насилие к детям может проявлять и женщина с анальным вектором, испытывающая фрустрации, чаще всего сексуального порядка. При этом первичной причиной формирования садистических наклонностей становятся детские травмы и обиды, закладывающие уже в детстве механизм получения наслаждения через причинение боли другим людям.

У обладателей анального вектора накопленное напряжение, неудовлетворенность прорываются в виде физической или психологической агрессии к ребенку, которую невозможно контролировать. Часто после вспышки агрессии женщина просто не может понять, что именно ее вывело из себя, почему она стала бить или кричать на ребенка. Эти реакции невозможно контролировать или подчинить усилию воли. Без понимания причин агрессии ни искренняя любовь к ребенку, ни самоконтроль не помогают.

Зачастую это внутреннее напряжение не осознается, но оно есть и требует выхода. Поэтому мужчины и женщины находят себе оправдание в том, что физические наказания являются обязательным проверенным поколениями элементом воспитания ребенка. «Лучше сейчас наказать, зато потом человеком вырастет».

Самая распространенная рационализация: «Он сам напросился. Нельзя так себя вести. Его что, по головке погладить за такое?!» На самом деле адекватность поведения ребенка и его развитие также связана с внутренними состояниями родителей, в первую очередь – матери, а через нее и отца.

Плохие состояния матери (ее страхи, неуверенность в завтрашнем дне, раздражительность, депрессия и т. д.) – это неизбежная потеря чувства защищенности и безопасности у ребенка. Даже если женщина внешне держит себя в руках. А поскольку чувство защищенности и безопасности – это необходимая база для развития любого ребенка, то его потеря – это неизбежная задержка развития и «плохое» поведение ребенка.

В особо тяжелых состояниях мужчины и женщины с анальным вектором, избивая ребенка, входят в состояние некоего сладострастия и не могут остановиться. Порой это приводит к непоправимым последствиям и заканчивается гибелью детей от домашнего насилия.

Педофилия: откуда берется сексуальное домашнее насилие над детьми – подробнее читайте в статье

.

Возможные последствия

Насилие над ребёнком в семье может закончиться такими печальными последствиями:

  • острыми и хроническими заболеваниями внутренних органов, если ребёнок неполноценно питается или не получается необходимой медицинской помощи;
  • бессонницей и ночными кошмарами;
  • психическими расстройствами: булимией — расстройством приёма пищи, при котором избыточное употребления еды чередуется с длительным голоданием. Следующая стадия такого пищевого расстройства — анорексия;
  • депрессией, при которой человек утрачивает способность радоваться и испытывать другие положительные эмоции;

    Депрессия у ребёнка — возможное последствие насилия в семье

  • сексуальными расстройствами. У детей, подвергшихся сексуальному насилию, может возникнуть пожизненный страх интимной близости, что, несомненно. скажется на дальнейшем создании семьи;
  • суицидальными мыслями или самим суицидом;
  • серьёзными физическими травмами;
  • пристрастием к алкоголю и наркотикам.
  • Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

    Колонтай Н. Н., врач-психиатр

    https://ncgb.by/index.php/podrazdeleniya/16-poleznye-stati/631-nasilie-nad-detmi-v-seme-vrach-psikhiatr-detskogo-kabineta-n-n-kolontaj

    Откуда берется склонность к насилию

    Возможность разобраться в причинах этого дает Системно-векторная психологи Юрия Бурлана. Раскрывая особенности векторов, которые лежат в основе нашей психики, она помогает нам лучше понять себя и других, увидеть, что руководит нашими поступками. Всего векторов восемь, и каждый из них определяет психику, темперамент, способности, желания и возможности личности.

    Среди всего разнообразия человеческих характеров системно-векторная психология конкретно указывает людей, склонных к различным видам насилия в семье и не только. Ими являются те из нас, чья психика определяется анальным вектором. Это при том что именно обладатели анального вектора от природы наделены качествами лучших мужей, жен, отцов, матерей, воспитателей и преподавателей.

    Они – приверженцы семейных ценностей, традиций, обладатели огромных желаний и способностей учиться и учить. Благодаря своей отличной памяти, они из поколения в поколение передают накопленный человечеством опыт.

    Что заставляет некоторых из них переступать грань добра и зла, проявляя насилие в семье или в детских коллективах?

    Что делать и куда обращаться за помощью

    К насилию над ребёнком нельзя оставаться равнодушным. Это касается не только членов семьи, но и окружающих людей, которые замечают, что с ребёнком творится что-то неладное. При первых же тревожных звоночках следует обращаться за помощью в следующие органы:

    • местные органы опеки и попечительства, в обязанность которых входит контролировать условия проживания, обучения и воспитания детей, а также представлять интересы несовершеннолетних в суде;
    • прокуратура — государственный орган, который защищает права несовершеннолетних в суде, а также может подавать иски в суд о лишении родительских прав;
    • местный отдел полиции.

    Ответственность

    Согласно российскому законодательству, виновный в насилии над ребенком должен понести наказание. Существует несколько видов ответственности, налагаемой за правонарушения подобного вида:

    Административная ответственность

    По статье 5.35 КоАП РФ, виновник может получить предупреждение или же на него может налагаться штраф размером от 100 до 500 рублей за следующий ряд действий по отношению к ребенку:

    • родитель не исполняет свои обязанности по содержанию, обеспечению ребенка всем необходимым для жизни;
    • не воспитывают должным образом;
    • не предоставляется возможность посещать школьные заведения и обучаться;
    • не ищет интересов ребенка.

    Привлечь к ответственности в данном случае можно как родителей, так и законных представителей несовершеннолетних, коими могут быть опекуны или близкие родственники, у которых те находятся на содержании.

    Все обязанности, которые возложены на данных лиц, описаны в статьях 63-64 СК РФ. Ряд положений взят из закона об Образовании.

    Отметим, что к административной ответственности можно привлечь и сотрудника образовательного учреждения, но это в том случае, если он является родителем или законным представителем несовершеннолетнего, против которого совершил преступление.

    Уголовная

    Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми полагается в следующих случаях:

    • за физическое насилие;
    • за сексуальное насилие;
    • психическое насилие;
    • пренебрежение базовыми потребностями малолетних;
    • тотальное отсутствие заботы.

    За жестокое обращение с детьми статья 156 УК РФ предусматривает наказание не только для членов семьи, но также и для работников:

    • воспитательных и образовательных учреждений;
    • лечебных заведений;
    • иные учреждения, которые должны были оказывать должную заботу несовершеннолетнему.

    Пример: учитель бьет ребенка по голове во время занятий. Согласно должностной инструкции и закону, работник должен был делиться знаниями, и в его положения не входило физическое насилие над учениками. По статье 156 УК РФ, родители пострадавших обратились в правоохранительные органы с заявлением о том, что сотрудница образовательного учреждения должна быть привлечена к ответственности за жестокое поведение с детьми. По итогам проведенной проверки комиссией, педагог был отстранен от ведения педагогической деятельности сроком на 2 года.

    Гражданско-правовая ответственность

    Согласно Семейному кодексу РФ, родителей и лиц, выполняющих обязанности родителей, можно привлечь к ответственности за жестокость по отношению к несовершеннолетним. Это может быть ряд следующих действий:

    • при наличии угрозы жизни и здоровью, ребенка отбирают (статья 77 СК РФ);
    • лишают родительских прав (статья 69 СК РФ);
    • родителя ограничивают в правах на несовершеннолетнего (статья 73 СК РФ).

    Встречаются случаи, когда сотрудник образовательного учреждения нанес вред здоровью ученика. В таком случае, родители или другие представители того по закону, подают иск с требованиями возмещения вреда. Дело рассматривается по статье 1087 ГК РФ.

    По статье 151 ГК РФ, учителю могут предъявить требование о возмещении морального вреда, то есть, покрыть это денежной компенсацией.

    Дисциплинарная ответственность

    Подвергаются лица, которые ответственны в определенной мере за ребенка и его благополучие, воспитание, содержание. В частности, они привлекаются к ответственности за то, что оставили без внимания либо скрыли факт того, что ребенок подвергся жестокому обращению.

    Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей

    Статья посвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, большие семьи, социальная изоляция и др. В качестве теоретической основы в своей работе автор использует экологическую модель Белски. Такжеавторомвыдвинутрядпрактическихпредложенийдляулучшенияситуации.

    Ключевые слова:Семейное насилие, внутрисемейные факторы, родители, дети, экологическая модель Белски.

    The article is devoted to analysis of key factors influencing to the violence committed against children by their parents. Intra-factors play a major role in the manifestation of domestic violence on children. In this article the author describes the main interfamily factors influencing violence by parents, such as divorce, alcoholism and drug addiction, lack of education of parents, family conflicts, poverty, unemployment, single parent families, large families, social isolation, etc. As a theoretical framework in his work the author uses an ecological model of Belsky. Also, the author puts forward a number of practical suggestions for improvement.

    Keywords:Domestic violence, family factors, parents, children, the ecological model of Belsky.

    За последние несколько десятилетий во многих странах произошли заметные изменения в институте семьи, что в свою очередь связанно с социальными и экономическими изменениями, произошедшими в обществе и повлекшими за собой изменение во внутрисемейных отношениях, что не всегда проходит безболезненно и зачастую является причиной проявления актов насилия в семье. Семейное насилие является очень древним явлением в жизни различных народов, и нет страны и общества свободного от семейного насилия [14, c. 51]. По данным исследований каждый год более тридцати миллионов детей подвергаются физическому, сексуальному и психологическому насилию. Самым распространенным видом насилия по отношению к детям является психологическое насилие. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2000 году более сорока миллионов детей по всему миру были подвержены различным видам насилия [8, c. 131].

    Среди основных причин проявления актов насилия в семье по отношению к детям названы стрессы, бедность, патриархальные ценности, социальная изоляция, отсутствие социальной поддержки, безработица, низкий уровень образования родителей, отсутствие навыков воспитания детей, развод и связанное с ним дифференцированное отцовство или материнство, большие семьи, а также ряд других проблем на индивидуальном, семейном и социальном уровне.

    Как правило, дети, подверженные семейному насилию вырастают замкнутыми и неуверенными в себе, им трудно найти свое место в обществе и у них зачастую проявляются склонности к криминалу, наркомании и суициду [9, c. 18].

    В современном иранском обществе наблюдается тенденция к росту ??насилия в семье в отношении детей, что может быть связанно с такими факторами как патриархальный уклад семьи, традиционные и этнические субкультуры и ряда других факторов, таких как бедность, безработица, низкий уровень образования родителей, отсутствие опыта воспитания детей у родителей, социальная изоляция и отсутствие социальной поддержи, падения уровня религиозности, наркомания и развод родителей.

    К сожалению, отсутствие какой либо статистики по этой проблеме вовсе не означает ее отсутствие самой проблемы в иранском обществе, а наоборот показывает равнодушие и государства и общества к подобным социальным недугам. Опираясь на данные иранских и зарубежных СМИ, а также заявления ВОЗ и ЮНИСЕФ можно утверждать, что эта вопрос в иранском обществе стоит также остро, как и в других странах третьего мира.

    В данной статье мы попытаемся выявить основные факторы, способствующие семейному насилию, в особенности проявления насилия со стороны родителей по отношению, а также дать своё видение путей решения данной проблемы на основе отечественного и мирового опыта. Этой проблеме посвящен ряд исследований проведенных в разных странах и в Иране, и мы хотели бы упомянуть некоторые наиболее ценные из этих работ.

    В 2005 Бергер провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях [11, c. 29].

    Бельский, основываясь на своих исследованиях, утверждает, что именно социальная изоляция родителей является основной причиной проявления агрессии и насилия над детьми. Причем под социальной изоляцией он понимает не отсутствие надлежащих связей с друзьями или соседями, а недоступность социальной поддержки со стороны официальных государственных институтов [12, c. 35].

    Иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей [4, c. 145].

    Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление зависящее от многих факторов и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них. В нашей статье мы упомянем наиболее известные теории, однако теоретической и методологической основой нашего исследования мы избрали экологическую модель Бельского.

    1. Социо-психологическая теории: Эти теории сложились вокруг теории «социального обучения» (social learning) и «наследственной передачи насилия от поколения к поколению» (intergenerational transmission of violence) [18, c. 28].

    2. Индивидуальные теории: Индивидуальные теории основываются на индивидуальных особенностях человека. Разделяют биологические и психологические (biological and psychological theories) индивидуальные теории [10, c. 29].

    3. Социо-культурные конструктивистские теории: Сложились вокруг «теории стрессов» (the stress theory), «теории роли семьи» (The Family stress perspective), «теории влияния окружающей среды» (The Environmental stress perspective) и «теории ресурсов» (resource theory) [15, c. 422–426].

    4. В 1980 году Бельский предложил экологическую модель, для объяснения факторов влияющих на насилие над детьми и предлагает рассматривать эти факторы в четырех уровнях:

    1) Индивидуальный уровень — такие как биологические, психологические и другие личные особенности.

    2) Уровень семейных факторов или уровень микросистем — в этот уровень входят такие факторы как семейные конфликты, неполные семьи, последствия развода родителей, количество членов семьи и др.

    3) Уровень социальных факторов — на этом уровне принимаются во внимание влияние макросистемы на семейное насилие посредством таких факторов как социально-экономический статус семьи, доступ к социальным благам, уровень безработицы и др.

    4) Культурный уровень — на этом уровне действуют такие факторы, как уровень религиозности родителей, принята в обществе система ценностей и отношений к детям и т д [12, c. 35].

    По причине ограниченности предмета нашего исследования, в этой статье попытаемся рассмотреть влияние семейных факторов на уровне микросистемы, то есть второго уровня в экологической модели Бельски на семейное насилие по отношению к детям.

    Причины семейного насилия над детьми со стороны родителей

    Причина насилия над детьми зачастую скрыты в самой системе семейных отношений данной семьи. Поэтому очень важно точно и своевременно выявить эти дефекты, для того чтобы предотвратить нежелательные последствия. исследователи выделили следующие микросистемные факторы:

    1. Развод родителей: Развод родителей, зачастую возникающий по причине семейных конфликтов, сам по себе травмирует ребенка. Кроме того после развода ему приходится жить с одним из родителей, а при повторном браке у него появляется отчим или мачеха, что тоже не всегда проходит безболезненно и может спровоцировать конфликтные ситуации, последствием которых может быть осуществление актов физического или психологического насилия над детьми, как со стороны его родного родителя, так и со стороны отчима или мачехи [5, c. 78].

    2. Пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам: Бельский считает алкоголизм и наркоманию одним из основных факторов на уровне микросистемы приводящих к насилию и небрежному отношению с детьми со стороны родителей. Исследования, проведенные группой исследователей под руководством Мухаммадхани, покзывают, что наркотическое или алкогольное опьянение практически во всех случаях является основной причиной совершения актов сексуального насилия над детьми [3, c. 15].

    3. Количество членов семьи: Очень часто дети из многодетных семей подвергаются различного рода насилию, так как в многодетных семьях дети зачастую обделены вниманием родителей, а связанные с многодетностью жилищные проблемы часто создают в семье стрессовые ситуации. Также в многодетных семьях нередки случаи семейного насилия над детьми со стороны старших братьев и сестер. К подобным выводам пришли как зарубежные, так и иранские исследователи [13, c. 130].

    4. Неполные семьи. Это семьи, в которых отсутствует один из родителей. Часто это матери одиночки, самостоятельно воспитывающие детей, которые остались одни либо по причине развода, либо потому что родили детей вне брака. В таких неполных семьях не редки случаи насилия над детьми, особенно если мать еще и является опекуном семьи. Также не редки случаи насилия над детьми среди семей, в которых длительное время отсутствует один или оба родителя [17, c. 21].

    5. Конфликты между родителями: Семейные конфликты являются одной из основных причин насилия над детьми. В таких семьях наблюдаются конфликты не только на уровне родителей, но так же на уровне отношений родители — дети [2, c. 71].

    6. Социальная изоляция семьи, наряду с другими вышеперечисленными факторами влияет на плохое отношение насилие по отношению к детям. Как показали исследования уровень насилия над детьми в социально изолированных семьях на много выше чем в обычных семьях. Этому способствует замкнутость семей и ограниченность доступа детей к системам и институтам защиты прав детей [1, c. 36]. Исследования Йонга показали, что большинство родителей совершающих насилие над детьми не являются активно вовлеченными в социальную жизнь, что ограничивает возможность общества, друзей и знакомых быть осведомленными о состоянии их взаимоотношений с детьми и хоть как-то влиять на это.

    7. Экономическое состояние семьи: Другим фактором, который может стать причиной жестокого обращения и насилия может оказаться неблагоприятные экономические условия семьи, социальное положение семьи и безработица родителей [6, c. 67].

    8. Уровень образования родителей: Как показали исследования, проведенные группой иранских исследователей под руководством Мухам-мадхани, с повышение уровня образованности родителей понижается уровень жестокого обращения и насилия над детьми [2, c. 71].

    Последствия и результаты насилия над детьми со стороны родителей

    Последствия такого рода отношений проявляются в двух фазах — долговременной и кратковременной и иногда остаются с ребенком на всю жизнь и приводят к различным физическим, психологическим травмам.

    Насилие над детьми сказывается на умственном и физическом развитии детей и приводит к различным проблемам в кратковременной фазе как: стресс, забитость, переживания, низкая самооценка, неуверенность в себе, страх; а на долгосрочной фазе проявляются такие последствия как пристрастие к алкоголю и наркотикам, преступность и самоубийство.

    И если на первый взгляд семейное насилие явлением ограниченным только семьей, то на самом деле негативные последствие этого явления распространяются на все общество и являются причиной многих социальных отклонений и отрицательных явлений таких как алкоголизм, наркомания, проституция, криминальное поведение, самоубийства, побеги из дома и многие другие, социальных ущерб, который мы очень серьезно.

    Таблица 1

    Виды насилия количество насилия в среднем количестве стандартное отклонение наименьший наибольший
    Насилия родителей над детьми 40 64/80 17/56 44 141
    Эмоциональное насилие 12 20/15 8/03 12 53
    Физическое насилие 8 8/01 3/78 6 25
    Эмоциональная бдительность 13 28/19 6/54 17 56
    Физическая бдительность 7 8/44 2/74 7 27

    Насилие в семье над детьми, являясь социальной проблемой, требует своего комплексного изучения и включает в себя меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности. Эти меры должны обеспечить право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована.

    Таким образом, суммируя вышеизложенный материал, можно сделатьвывод, что основными факторами, влияющими на рост насилия в семье по отношению к детям, являются: развод родителей, пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам, низкий уровень образования родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, большие семьи, социальная изоляция семей. Среди детей выросших в таких семьях и подвергавшихся насилию распространены различного рода отклонения, они растут замкнутыми и неуверенными в себе и им трудно найти свое место в обществе, также среди них очень высок уровень преступности.

    Предложения:

    1. Повысить уровень осведомленности общества о проблемах и последствии насилия над детьми с помощью СМИ, системы образования и социальных работников.

    2. Внедрения культуры обращения за помощью к психологу или социальным работникам для решения проблем в семье.

    3. Обучение родителей правам ребенка и основам воспитания детей.

    4. Контроль над семьями находящимися в вышеперечисленных группах риска.

    5. Создание волонтерских групп, занимающихся мониторингом ситуации в семьях находящихся в вышеперечисленных группах риска.

    6. Расширить телефонную сеть юридической и психологической поддержке детей подвергающихся семейному насилию и наладить их связь с соответствующими организациями.

    7. Пересмотр законодательной базы связанной с вопросами насилия и жестокого обращения с детьми.

    8. Принудительное участие проблемных семей в семинарах посвященных этим вопросам.

    Литература:

    1. Захра Шафипур. Невнимательность и плохое отношение к детям. Тегеран: Энтэшарате Салими. 2001. c.36

    2. Мохаммад Хани, P. жестокое обращение с детьми, масштабах и формах, педагогической психологии докторскую диссертацию, Тегеран, Allameh Табатабай университета.1998. c.71

    3. Мухаммадхани Парванех. Насилие над детьми. — Докторская диссертация по педагогической психологии. Тегеран: Университет Алламе Табатабаи. 1998. c.15

    4. Намдари Париса. Исследования повышения уровня плохого отношения к ученикам среднего школьного возраста в городе Хоррамабаде. –Магистерская диссертация по социологии. Тегеран. 1998. c.145

    5. Сафави Ширин. Физическое насилие над детьми. — Докторская диссертация по психологии. Тегеранский медицинский университет. 1995. c.78.

    6. Сефевидов, Sweet. «физического насилия над детьми» Финиш — психология PhD, Тегеранского университета медицинских наук.1994. c.67

    7. Фарджад Мохаммад Хосейн. Социальная травматология и социология отклонений. Тегеран: Энтешарате Бадр. 1998. c.44

    8. Хушаби Катаюн. Уровень насилия над детьми в системе образования города Тегеран. Журнал социальных исследований.2007. c.131

    9. Эзази Шахла. Домашнее физическое насилие по отношению к женщинам. Тегеран. 2001. c.18

    10. Barent O. W. L. Miller-Perrin and Family violence across the life span. Thousand oaks saye Publications, 2005. p:29

    11. Berger, L.M Incom Family characteristics and physical violence toward children, child abuse Neglest,.Berger, 2005. p: 29

    12. Belsky, J Etiology of child maltreatment: A developmental ecological analysis psychological Bulletin, 1993. p: 35

    13. Сampell,henry.(1988).black law dictionary,Minnesota: west publishing co sociological, Review, vol: 3.Merton,Robert k(1938)Social structure and Anome,American,1988. p:130

    14. Diedah,c, Facchin,P. Ranzato,c, Romerc childabuse; current problems and key Public health challenyes, social science and medic inevol.2000. p:51.

    15. Dobashre and P. Dobash wives: the appropriate victims of marital violence victimlogy. vol Dobash, 1978. p: 422–426

    16. Douki. Fnacef A. Belhad A. Bouasker and R. Yhachem (2003). Violence against women arab aтd. Islamic countries archives of women’s mental health vol 6

    17. Walfe.D.Achild abuse lmplications for child development and psychaphathology,sage publication, 1999. p:21

    18. Widom,c,s.dose violence be yet violence acriticalexaminiayion of the literature. Psychological bulletin.vol/106, 1989. p: 28

    Физическое насилие

    Физическое насилие проявляется в причинении ребёнку телесных повреждений различной степени тяжести.

    Основная причина физического насилия – это уязвимость ребёнка. Родители, применяющие физические наказания, используют их потому, что ребёнок полностью зависит от них — он не может ни уйти, ни дать отпор в силу возраста. Родители, применяющие физические наказания, считают, что ребёнок полностью находится в их власти и они имеют право или даже должны воспитывать его, в том числе используя физическое воздействие.

    Физическому насилию ребёнок может подвергнуться не только в семье, но и в детском учреждении (детском саду, школе, кружке или секции), в кругу сверстников, а также просто на улице или в общественном месте. Физическое насилие может быть осуществлено как взрослым, там и другими детьми. Нередко родители не считают физическим насилием пощёчину, грубое сжатие руки или толкание ребёнка. Однако физические насилие – это не только сильные телесные наказания, это в целом проявление собственной власти над тем, кто не может дать отпор.

    Также к физическому насилию относятся действия родителей (или других взрослых), которые не сделали ничего для предотвращения причинения ребёнку физического насилия. Так, достаточно распространенным является невмешательство взрослых в детские драки (родители, говорят, что дети должны разобраться сами). Однако во многих случаях ребёнок, который стал объектом насилия, просто не мог предотвратить насилие в силу своей меньшей физической силы по сравнению с обидчиком.

    Можно говорить о двух основных видах физического насилия по степени родительской осознанности:

    • осознанное физическое насилие,
    • импульсивное физическое насилие.

    Осознанное насилие обычно считается наиболее жестоким. Это насилие, которое специально готовится родителем. Это заранее запланированное, осознанное телесное наказание ребёнка.

    Импульсивное физическое насилие – это насилие, которое родитель однозначно не планировал, но которое произошло потому, что родитель не смог сдержать своего гнева. Это может быть и пощёчина, и серьёзное избиение ребёнка. Импульсивное насилие считает наиболее опасным.

    Дело в том, что запланированное насилие, хотя и причиняет ребёнку много физической боли и моральных страданий, редко приводит к серьёзным физическим травмам. А вот импульсивное насилие нередко травмирует не только психику, но и тело ребёнка (сотрясение мозга, ушибы, переломы).

    Иногда родители прибегают к физическому насилию потому, что они сами подвергались насилию. Однако точно известно, что физическое насилие не является эффективным методом воспитания. Ребёнок обычно не перестает делать то, за что его бьют, зато начинает бояться родителей и обманывать их.

    Альтернатива физическому наказанию

    Вот несколько способов установления границ с любовью и заботой о малыше.

    • Ограничить его в развлечениях.
    • Рассказать, что чувствуют взрослые, когда дети огорчают их своим непослушанием.
    • Научить самостоятельно исправлять ошибки.
    • Мотивировать и поощрять за хорошее поведение.
    • Предупреждать конфликтные ситуации.

    Физическое насилие со стороны близкого человека в детстве становится причиной психических отклонений и неврозов во взрослой жизни. Поэтому надо отказаться от этого метода, заменив его на более гуманные и действенные способы воспитания.

    Поделиться:

    Почему нельзя бить детей?

    • Самое очевидное – велика вероятность физической травмы. Большинство взрослых сдерживают себя и не бьют детей в полную силу. Однако даже неосознанно можно причинить серьезный вред здоровью ребенка, не рассчитав собственные силы.
    • Побои могут стать причиной серьезных психологических травм. Малыш перестает верить родителям. А во взрослой жизни ему будет тяжело довериться другим людям из-за постоянного страха снова оказаться преданным близким человеком.
    • Родители подают пример агрессивного поведения и ребенок начинает вести себя враждебно со сверстниками, привыкая решать любой конфликт силовым путем.
    • Воспитательный эффект от телесных наказаний сохраняется недолго. Сначала детей сдерживает чувство страха, потом они привыкают и учатся манипулировать взрослыми более искусно. Кроме того, когда ребёнок подрастет и сможет дать отпор – велики шансы, что он это сделает.
    • Может наблюдаться задержка развития. Постоянный страх вредит психическому здоровью ребенка. Запуганные дети имеют трудности с развитием речи, концентрацией внимания, восприятием информации.
    • Проблемы в общении и плохая успеваемость в школе. Тревожный ребенок не настроен на учебу. А постоянные унижения в семье мешают ему общаться на равных со сверстниками.
    • Дети, которые подвергаются насилию, часто убегают из дома, связываются с плохими компаниями, пробуют алкоголь и наркотики, совершают попытки суицида.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]