Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами здоровья и развития


Методы изотерапии

Рассматриваемое направление терапии выполняет множество функций. Различные методы изотерапии позволяют ребенку выразить себя, рассмотреть конфликтную ситуацию с любой стороны, увидеть варианты ее решения, выплеснуть эмоции и т. д. Если ребенок не может прямо высказать мысли о своих переживаниях, тогда бумага ему поможет.

Изотерапия вбирает в себя основы теорий Фрейда, Юнга и психологов гуманистов. Здесь используются такие понятия, как спонтанность, свобода, творчество и самовыражение. Никто не управляет ребенком в процессе терапии. Он изображает то, что хочется лично ему, при этом отсутствует какое-либо наказание (чем чаще всего и пугают родители своих детей, что и приводит к комплексам, страхам и проблемам).

Изотерапия может проходить в двух форматах:

  1. Пассивный – когда ребенок перерисовывает готовое изображение.
  2. Активный – когда дается полная свобода в рисовании того, что хочется ребенку. Сюжет и мотив рисунка может быть таким, каким его видит ребенок.

Хоть изотерапия является одной из направлений арт-терапии, все больше она становится самостоятельной. В ней есть свои концепции, методы и направления. Применяемыми материалами являются:

  • Пластилин.
  • Краски.
  • Цветная бумага.
  • Карандаши.
  • Фломастеры и пр.

Изотерапия выполняет большой кусок работы при общении с детьми. Малыш может рассказать о своей проблеме, выразить свои чувства, мечты, эмоции, переживания, надежды. Также через рисунок он начинает понимать самого себя (ведь проблема возникла именно в нем, а значит, определяет его как личность). Через рисунок можно увидеть пути решения проблемы. Поскольку ребенку сложно анализировать и мыслить сложными дефинициями, то ему лучше видеть происходящее в обычных картинах. Когда малыш видит свою проблему, то лучше ее понимает, может найти решение.

Достаточно часто родители сталкиваются с проблемами в самоощущении или поведении ребенка дошкольного возраста. Уже в данном возрасте ребенок сталкивается с первой невозможностью справиться с возникающими проблемами. Все больше у него появляется обязанностей и трудностей в общении с родителями, которые повышают планку своих требований и снижают восприимчивость к детским переживаниям.

Если дошкольник остается сам на сам со своими проблемами, с которыми зачастую не может справиться, поскольку еще не умеет думать логически и последовательно, анализировать, понимать поступки окружающих и т. д., тогда он меняется. Родители начинают замечать, что он страдает от ночных кошмаров, у него снижается самооценка, он становится неуравновешенным, его поведение становится агрессивным, он ревнует, является зажатым или превращается в одиночку (изгоя).

Изотерапия применяется и при работе с тяжелыми психическими отклонениями:

  1. Умственная отсталость.
  2. Нарушение речи и слуха.
  3. Аутизм.
  4. Патологии нервной системы.

Через рисунок психолог или педагог может установить контакт с ребенком.

Процесс изотерапии можно разделить на несколько этапов:

Определение тематики рисунка или произвольное рисование. Наблюдение за эмоциями ребенка, пока тот рисует. Описание ребенком того, что он нарисовал

Уделяется внимание тому, какие эмоции он проявляет и как интерпретирует ситуацию. Выражение психологом своего мнения на счет того, что изображено на рисунке. Совместная работа по нахождению решения нарисованной ситуации.. Все рисунки сохраняются, поскольку потом их можно сравнивать между собой, наблюдая динамику развития и изменений

В случае отсутствия изменений в желаемом направлении психолог меняет тактику своей работы

Все рисунки сохраняются, поскольку потом их можно сравнивать между собой, наблюдая динамику развития и изменений. В случае отсутствия изменений в желаемом направлении психолог меняет тактику своей работы.

Подводя итоги, можно выделить такие цели изотерапии:

  • Проработка переживаний и мыслей, которые человек в себе подавляет.
  • Выражение эмоций и чувств, которые человек не мог выразить в обыденной жизни.
  • Диагностика состояния человека.
  • Облегчение лечения.
  • Восстановление контроля над ситуацией.
  • Налаживание контакта между клиентом и психотерапевтом.
  • Повышение своей самооценки, снятие напряжения.
  • Понимание своей проблемы и самого себя в ней.

Упражнения

В изотерапии используются самые разные упражнения. Их можно выполнять как под руководством опытного психолога, так и просто родителей, воспитателей, педагогов. Взрослые могут применять их самостоятельно для оценки и коррекции собственного психоэмоционального состояния.

Примеры упражнений изотерапии с педагогами для работы с детьми в детском саду и начальной школе:

Марание

Малышам предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками. Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным. Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает.

Монотипия

Нарисовать на стекле любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, приложить к стеклу лист бумаги, прижать. Дорисовать полученный отпечаток. Дать ему название. Придумать про него историю.

Пластилиновая аппликация

Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка. Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.

Рисование историй

Взрослый задаёт какую-либо тему (максимально обобщённую, чтобы она не сильно ограничивала свободу творчества ребёнка) для рисунка. После окончания работы необходимо описать изображённое.

Каракули

Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге. Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.

Кляксография

Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.

Взрослым можно порекомендовать использовать такую методику, как мандала — это рисунок в круге. Его психологический эффект раскрыл К. Юнг, отмечая, что раскрашивание этих специфических узоров успокаивает, снимает стресс и восстанавливает в душе гармонию.

Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях с психологом гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи. Это позволяет наладить тесный контакт со специалистом и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.

О других терапевтических методиках используемых в психологии и психотерапии читайте в статьях:

  • Игротерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия

Вам также может быть интересно:

Арт-терапия: особенности работы с детьми

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам. Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов. Не допускать негативных оценок результатов детского творчества

Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться. Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное. Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.. Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]