Музыкотерапия
включает в себя применение музыки для позитивных изменений в настроении и общем самочувствии. Музыкотерапия может включать в себя создание музыки с помощью инструментов всех типов, пение, движение под музыку или просто ее прослушивание.
Музыка оказывает мощное воздействие на когнитивные функции. Различные стили музыки могут оказать значительное влияние на настроение, которые вызывают широкий спектр эмоций, от счастья до волнения, а также печали, спокойствия и задумчивости.
Что такое музыкотерапия?
Музыкотерапия использует музыку для улучшения самочувствия. Это альтернатива другим видам терапии, таким как консультирование или когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
Музыкотерапия помогает улучшить коммуникативные навыки, независимость, самосознание, а также навыки концентрации и внимания.
Живое музыкальное взаимодействие между пациентом и психотерапевтом очень важно во время музыкотерапии. Импровизация также может быть ключевой частью музыкальной терапии, которая включает в себя создание музыки в ответ на настроение.
Способ воздействия музыки на головной мозг очень сложен. Все аспекты музыки — включая высоту тона, темп и мелодию — обрабатываются различными областями мозга.
Например, мозжечок обрабатывает ритм, лобные доли декодируют эмоциональные сигналы, создаваемые музыкой, а небольшая часть правой височной доли помогает понять высоту тона.
Центр вознаграждения мозга, называемый прилежащим ядром, может даже вызывать сильные физические признаки удовольствия, такие как мурашки по коже.
Музыкотерапия может использовать глубокие физические реакции организма на музыку, чтобы помочь пациентам с психическими заболеваниями.
Музыкотерапия в работе с детьми статья
Музыкотерапия в работе с детьми
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и дословно переводится — «исцеление музыкой». Музыкотерапию используют как для лечения, так и для реабилитации детей и взрослых при соматических и психических заболеваниях. Музыка широко используется в психокоррекционной работе с детьми и подростками во время групповых или индивидуальных занятий.
Целебная сила музыки была известна еще в древние времена. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии – «против ярости и гнева, против заблуждений души». Другой философ, Платон, говорил, что музыка может служить психогигиенической профилактикой.
Большое внимание вопросам музыки уделял ученый Средневековья Авицена. Описывая бессонницу, Ибн Сина предлагал музыку как успокоительное средство и прописывал «приятное нежное пение в медленном темпе», а также «журчание воды или шелест листьев».
Рубеж XVIII—XIX веков стал для музыкальной терапии вторым рождением: к ее разработке подключились клиницисты и физиологи. По их наблюдениям, музыка способна влиять на дыхание, сердечный ритм, пульс и давление, снимать мускульное напряжение, стимулировать пищеварение, а также изменять темп дыхания и температуру тела, регулировать выделение гормонов, которые снижают стресс, активизировать иммунную функцию и скорость реакции… А также изменять восприятие времени и пространства.
В начале XX века в Петербурге ученые Психоневрологического института учредили специальную комиссию для изучения влияния музыки на живой организм и человека. В 1914 году академик В.Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом, где указывал, что музыкальные мелодии помогают в борьбе с повышенной неврозностью и капризами, которым особенно поддаются дети.
В середине XX века стали организовывать музыкально-терапевтические общества и центры в США и странах Европы. В 70-80-х годах было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых были разделы о применении музыки с лечебной целью для детей, которые страдают неврозами (К.Шваби), ранний детский аутизм (Бенензон), органические заболевания головного мозга (Е.Коффер-Ульбрих). Также проводили исследование на объективность влияния музыки на детей (У.Грюс, Г.Грюс, З.Мюллер, Ю.Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих).
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
Наш мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.
Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Следовательно, восприятие музыки вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия (wikipedia.org).
Многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, в первую очередь обусловлено сложным механизмом акустической рецепции. Известно, что музыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховой и вибротактильный компоненты. Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга. Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на психоэмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечнососудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение.
Музыку можно использовать при работе с любыми нарушениями в развитии у детей и подростков, но обычно музыкотерапия используется для коррекции эмоциональных нарушений. «В психологической литературе выделяется четыре основных направления коррекционного воздействия музыкотерапии:
1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
3. Развитие навыков межличностного общения.
4. Повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:
— катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
— усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
— повышение социальной активности и др». (Мамайчук И.И.).
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах: рецептивной, активной, интегративной музыкотерапии.
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что ребенок в музыкотерапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии. В рецептивной музыкотерапии выделяются два вида: музыкопсихотерапия, музыкосоматотеапия.
Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.
Восприятие музыки может выражаться в различных формах. Например, в форме так называемых «музыкальных снов», представляющих собой вариант недирективной медитации. После прослушивания разных по характеру музыкальных произведений совместно с ребенком проводится беседа о содержании того, что «снилось». Анализ образов, возникших у ребенка, может показать его состояние, а затем динамику коррекции психоэмоционального состояния.
Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия). Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого ребенка, получающего возможность выразить себя, свое непосредственное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.
«При работе с детьми целесообразно использовать оба варианта музыкальной психокоррекции. Активная широко используется в групповых занятиях с целью сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Например, хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчески и пр.
Рецептивную музыкотерапию целесообразно использовать для решения конкретных психокоррекционных задач: оптимизация общения членов группы, создание доверительной эмпатийной атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта и пр». (Мамайчук И.И.)
Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, «Лунная соната», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», «Сладкие грезы» Чайковского, «Грустный вальс» Сибелиуса, «Фантазия-экспромт» Шопена.
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».
Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор», Вагнера «Хор пилигримов», Чайковского «Сентиментальный вальс».
Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3, «К радости» Бетховена, «Аве-Мария» Шуберта.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».
Для повышения сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный Свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.
Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».
От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Если, например, плохо спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Эффективность музыкотерапии давно подтверждена. Педагог может использовать музыку, как терапевтический метод, так и в качестве фона при выполнении различных упражнений, игре.
При групповых занятиях музыка помогает задавать общее настроение, сплачивать участников, повышать уровень эмпатии. Активную форму музыкотерапии можно рассматривать как проективный метод. Однако, помимо положительного отношения у детей к музыке можно наблюдать и отрицательное, что бывает обусловлено отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка, неподготовленностью его к восприятию музыки, а также индивидуально-психологическими особенностями. «При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологические свойства нервной системы лиц, подвергающихся воздействию музыки» (Рогов Е.И.).
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с: ил.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%E7%FB%EA%EE%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF
- https://slovari.yandex.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/
История и происхождение музыкотерапии
Музыка была частью человеческой жизни на протяжении тысячелетий. В частности, ученые обнаружили инструменты, датируемые более чем 40 000 лет назад. Это говорит о том, что желание людей выразить себя или общаться с помощью музыки имеет глубокие корни.
Использование музыки для терапии и исцеления восходит к Древней Греции, но ее терапевтическое использование началось в 20 веке, после окончания Второй мировой войны. Самое раннее упоминание о музыкальной терапии содержится в статье 1789 года под названием “Музыка, рассматриваемая физически”.
В 1800-е годы медицинские исследования терапевтической природы музыки росли, а к 1940-м годам университеты предлагали программы музыкальной терапии. Э. Тайер Гастон (E. Thayer Gaston) впервые использовал музыку в качестве терапевтического инструмента, организовал и продвигал эту практику, чтобы она стала общепринятым видом лечения.
В настоящее время существует множество разновидностей музыкальной терапии по всему миру.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
- Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии
- Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей)
- Регулирующее влияние на психовегетативные процессы 4) Повышение эстетических потребностей
Механизмы лечебного действия музыкотерапии: катарсис, эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Она осуществляется в трех формах: 1) Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия) 2) Реактивной (направленной па достижение катарсиса) 3) Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
Организация занятий.
Продолжительность занятия 1,5-2 часа. Одно занятие состоит из 3-х блоков: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах.
1. Слушание музыки. Участникам группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии они прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
2. Вокалотерапия: хоровое пение, дыхательная гимнастика. Работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, изменяет состояние человека, повышает иммунитет к стрессам. Занятия вокалом, пением являются мягкодействующим и эффективным методом лечения психических заболеваний и нервных расстройств. Органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. В целом певческий процесс – это сложный психофизический акт. Хорошее пение основано на правильной работе голосового и дыхательного аппарата, оно дает возможность использовать эмоциональное настроение в полную силу. Пение тесно связано с эмоциональной сферой, оно является музыкальным переживанием состояния поющего. Использование разнообразного репертуара, включающего в себя народные, классические и современные вокальные произведения, помогает достичь максимального эмоционального отклика и психотерапевтического эффекта.
3. Импровизация: игра на музыкальных инструментах, сочинение песен, исполнение их с движениями ( хороводы и т.п.), ритмодекламация. Терапевтическую ценность процесса импровизации нельзя переоценить. Результаты этой терапии многогранны: усиление уверенности в себе, выход из самоизоляции, улучшение умения слушать и слышать. Импровизация также высвобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств.
Обратиться к специалистам клиники, вы можете по телефону в Москве, .
Узнать стоимость консультации
Музыкотерапия и другие методы психотерапии
Музыкотерапия не опирается на вербальное общение, поэтому может быть полезной для людей с нарушением вербального общения. Это может быть связано с инвалидностью, нейродегенеративным заболеванием, таким как деменция, черепно-мозговая травма или состояние психического здоровья. Поскольку КПТ и консультирование — это разговорная психотерапия, она может не подходить для людей, у которых вербальное общение затруднено. Именно здесь музыкотерапия может быть полезной.
Кроме того, практикующие психотерапевты могут проводить музыкотерапию дома, если пациент не может встать с постели или не может добраться до кабинета психотерапевта. Занятия музыкотерапией дома могут принести пользу детям, которые хотят находиться в знакомой обстановке во время сеансов.
Навыки, которые пациент приобретает при музыкотерапии, могут быть полезны и в повседневной жизни. Пациент может изучать инструмент как новое хобби, которое может использовать в качестве инструмента для улучшения своего психического здоровья и преодоления трудных ситуаций на протяжении всей своей жизни.
Польза музыкальной терапии
Есть дополнительные преимущества в прослушивании или создании музыки. Например, изучение музыкального произведения может улучшить навыки памяти, координации, чтения, понимания и математические навыки, а также может дать уроки ответственности и настойчивости.
Люди могут наслаждаться чувством достижения от создания музыкального произведения, которое может улучшить их настроение и самооценку.
Музыкотерапия также может познакомить людей со многими различными культурами, поскольку человек может исследовать любой тип и жанр музыки во время терапии. Понимание истории, стоящей за музыкальным произведением, может помочь людям установить контакт с музыкой, которую слушают или играют.
Хотя самовыражение является частью разговорной терапии, музыкотерапия позволяет людям выражать себя творчески, что может быть более приятным способом изучения сложных эмоций.
Лирический анализ — это еще один доступный способ для людей исследовать и обрабатывать сложные эмоции, переживания или воспоминания с помощью музыки.
Некоторые из документально подтвержденных преимуществ музыкальной терапии включают в себя:
- улучшение самооценки
- снижение тревожности
- повышение мотивации
- успешная и безопасная эмоциональная разрядка
- повышение вербализации
- прочные связи с другими людьми
Музыкотерапия в домашних условиях консультация на тему
Музыкотерапия в домашних условиях.
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в древней Греции и других странах. Термин «Музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой».
Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение, мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит.
Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта, Чайковского, Шопена. По утверждению ученых, музыка Моцарта полезна всем. Она оказывает успокаивающее действие на беременных женщин и грудных детей. Также доказано, что 10-минутные паузы во время обучения, потраченные на прослушивание музыкальных произведений композитора, значительно улучшают эффективность изучения материала и способствуют повышению уровня интеллекта учащегося.
Помимо того, что музыкотерапия активно используется в практике специалистов-психотерапевтов, получить свои «бонусы» с помощью музыки можно и в домашних условиях.
Для этого прислушайтесь к простым советам:
- Создайте благоприятную атмосферу. Чтобы расслабиться и восстановить силы, выберите время, когда никто и ничто не будет вам мешать. Лучше всего, если никого кроме вас не будет дома, или если вы попросите близких не отвлекать вас в течение 10-30 минут.
Можно совместить сразу несколько приятных моментов – например, медленную успокаивающую музыку и расслабляющую ванну с морской солью.
- При выборе музыки доверьтесь своей интуиции. Мелодия должна вам нравиться. Даже если музыка, рекомендованная вам другими и помогающая им, лично у вас отнимает силы, не стоит ее слушать. Найдите себе то, что вам по душе.
- Выберите для себя удобное положение. Лучше всего слушать музыку с закрытыми глазами, якобы пропуская ее через себя. Позвольте мелодии заполнить ваше сознание, ваши мысли. В такие минуты не существует ничего постороннего – только музыка и вы. А весь мир пусть подождет.
- Следите за громкостью звука. Даже самую полезную музыку не надо включать на всю катушку – пользы для организма это не принесет. Поэтому регулируйте звук так, чтоб это было для вас максимально комфортно.
- Начинать сеансы музыкотерапии рекомендуют с 10 минут, и доводить максимум до получаса. Прослушивание, например, Бетховена на протяжении часа и больше вместо желаемого расслабления принесет обратный эффект – раздражение и усталость. Поэтому не забывайте, что все хорошо в меру.
Музыкотерапия — лечение музыкой.У каждого есть своя любимая музыка, от которой мурашки бегают по коже. Когда мы ее включаем, мы полностью расслабляемся, успокаиваемся и наслаждаемся. Мы выучиваем любимые тексты песен наизусть, напеваем их и чувствуем несомненный прилив энергии и сил.
В современном мире все большую популярность завоевывает музыкотерапия – метод лечения музыкой.Прислушивайтесь к голосу своей интуиции, окружайте себя хорошей качественной музыкой, радуйтесь жизни и будьте всегда здоровы!
Как музыка помогает при тревоге
Многие исследования показывают, что музыкотерапия может уменьшить чувство тревоги, в том числе у людей с раком, тех, кто подвергается хирургическому вмешательству, и людей, попадающих в отделения интенсивной терапии. Некоторые исследования также предполагают, что музыка может снизить кровяное давление и сердцебиение.
Существуют данные, свидетельствующие, что люди, которые проходят музыкотерапию, отмечают снижение тревожности сразу после сеанса, что указывает на то, что музыкотерапия может быть удобным способом быстрого уменьшения симптомов.
Музыка влияет на количество гормонов стресса, таких как адреналин и кортизол, которые выделяет организм, и снижение гормонов может уменьшить симптомы тревоги.