У закомплексованности всегда есть две стороны. Одна подталкивает нас к изменениям, развитию. Вторая является препятствием на пути к мечте, уничтожает веру в себя и мешает жить полной жизнью. Привычка преувеличивать свои недостатки и преуменьшать достоинства, как и многое в нашем поведении, корнями уходит в детство. Чтобы понять, как человеку приручить свои комплексы, разберем, что это такое – комплексовать, с точки зрения психологии Дарьи Милай.
Понятие
В психологическом словаре вы найдете такое определение – это группа психических процессов, сформировавшаяся на основе глубинных факторов, влияющих на развитие психики.
Говоря о закомплексованных людях, мы предполагаем наличие у них искаженного представления о себе и окружающей действительности, которое возникло в свете конкретных переживаний. На фундаменте этих искажений рождается целая система убеждений, которые влияют в совокупности на эмоциональное состояние, восприятие мира, мотивы поступков.
Первопричиной закомплексованности чаще всего является конкретная психологическая травма прошлого. Однажды испытав душевную боль, мы осознанно или неосознанно вырабатываем определенный защитный механизм, который должен обезопасить нас от повторения подобной неприятной ситуации.
Источники зарождения, причины человеческих комплексов: примеры
Такие установки формируются в детском возрасте. Их возникновению и развитию способствует, в первую очередь, ближайшее окружение ребенка. Будучи детьми и не имея пока высокоразвитых аналитических способностей, мы, как губка, впитываем все, что, так или иначе, нас касается, и откладываем на подсознательном уровне. Прочитав дальнейший текст вы, скорее всего, вспомните, что из прошлого могло так ощутимо повлиять на ваше мировосприятие в будущем.
Родители
Именно в семье зарождаются основы самооценки. Малыш улавливает каждую обращенную к нему реплику, укор, требование, похвалу или просьбу. Он целиком и полностью доверяет мнению и оценкам взрослых. Если постараться, можно легко вспомнить характерные фразы, которые вы слышали в свой адрес в юном возрасте. Например, девочка, которую часто сравнивали с другими, выделяли из всех, возлагали на нее надежды, в будущем может страдать синдромом «отличницы» (о нем поговорим ниже).
Осознанно или неосознанно родители всегда транслируют ребенку целый ряд ориентиров, установок, основанных на своих планах и ожиданиях, а также представлениях о том, что правильно, а что нет.
Друзья и общество
Взаимодействуя с другими людьми, человек составляет мнение о себе. Особое значение оценка окружения приобретает в подростковом возрасте. Отношение знакомых, сверстников и взрослых прямо воздействует на подсознание подростка. Многие неудачи воспринимаются ими болезненно, и если вместо поддержки он столкнется с насмешками или нравоучениями, на месте этих негативных эмоций возникнет ощущение собственной неполноценности.
Личный опыт
Ежедневно происходящие события непосредственно влияют на восприятие себя и мира. Закомплексованность формируются наряду с неадекватной самооценкой, когда индивид не понимает, как относиться к себе и воспринимать поведение окружающих. Часто в результате определенных факторов он чувствует себя неудачником и придерживается этого убеждения много лет.
Откуда появляется недовольство собой
В психологии выделяют пять основных источников зарождения комплексов:
- Первые главные люди в жизни ребенка — это родители. Дети в своей семье впервые познают действительность, учатся первым представлениям о мире и о себе — зарождается человеческое мировоззрение. На родителях лежит важная задача: от них зависит, будет ли малыш любить себя, и насколько безопасно он будет чувствовать себя среди людей. Незрелые родители делают много ошибок, говоря ребенку в порыве злости неприятные слова. Родительский пар сойдет на нет, и позднее они могут даже пожалеть о сказанном. Но к сожалению, неосторожные слова уже навсегда останутся с ребенком и будут влиять на всю его жизнь.
Ребенок подрастает, в его жизни появляются друзья. В один момент мнение сверстников становится очень значимым для растущего индивида. Авторитет родителей уходит на второй план. Ярче всего это наблюдается в подростковом возрасте. Нестабильный гормональный фон и психика подростка впитывают все подряд, не разбираясь в объективности происходящего рядом с ним и по отношению к нему.- Вторая половина может повлиять на представление личности о себе даже во взрослом возрасте. Когда мы влюбляемся, бабочки в животе мешают нам видеть реальное положение дел. Влюбленный человек, находясь в состоянии эйфории, верит всему, что говорит объект его чувств. Например, безответная любовь может привести девушку к выводу, что она недостаточно умна или красива или заставит усомниться в своих достоинствах уверенного в себе юношу или мужчину.
- Общество — люди, среди которых мы живем. Каждый из нас стремится к похожести на других, нивелируя, таким образом, чувство отчужденности и одиночества. К сожалению, это не всегда получается из-за наличия различных социальных слоев.
- Человек как источник своих комплексов: порой сам индивид в силу своего характера, воспитания и чересчур фантастичного мышления приписывает себе то, чего нет. Обрекая себя на страдания.
Без комплексов
Возможно ли жить без подобных расстройств? Существует мнение, что отсутствие каких-либо психологических ограничений – это тоже своего рода проблема.
С точки зрения обывателя, незакомплексованные люди обладают яркой, живой энергетикой, они выглядят уверенно, действуют решительно, активно, не испытывают стеснения или неловкости. Но в таком случае можно говорить не об отсутствии скрытых переживаний, а об их малом влиянии на психику.
Такому человеку свойственно:
- адекватная оценка своих способностей и возможностей;
- позитивное восприятие себя и своей роли в обществе;
- доброжелательное отношение к окружающим и миру в целом;
- вера в свои силы;
- обладание рядом собственных убеждений, мнений, идей, принципиальность.
Комплекс неполноценности
Это субъективная уверенность человека в том, что он в чем-то неполноценен, хуже остальных, и поэтому заслуживает недоброжелательное, неуважительное и пренебрежительное отношение к себе. Возникнуть он может из-за физических и психологических недостатков. С одной стороны и те и другие могут считаться «мнимыми» и надуманными, но если разобраться этот недостаток действительно имеет место быть. Сам комплекс неполноценности вызывает не сам недостаток, а его неприятие человеком, поскольку он считает эту черту или свойство негативным.
Обратная сторона неполноценности – превосходство.
Как избавиться от закомплексованности
В первую очередь, желая устранить психологические проблемы, нужно решительно настроиться на серьезную работу над собой. Она будет связана с изменением отношения к своей персоне, выработкой цельного самовосприятия.
Поближе познакомиться со своим «я», узнать о своих истинных возможностях и увидеть ограничивающие убеждения можно, записавшись на мою консультацию. Пообщавшись, мы составим ваш личный путь развития.
Что еще сделать
Чаще задавайте себе вопросы из разряда:
1. Что я умею делать хорошо? Какую пользу мне приносит это занятие? Как я могу распространять это людям?
Любимое дело – это возможность не только отвлечься от внутренних переживаний, но и способ увидеть свои сильные стороны. Это может быть абсолютно простое хобби, но вызывающее у вас положительные эмоции. Что-то, в чем вы чувствуете себя сильным, уверенным. Обязательно найдите ответ. Не прячьтесь за барьером «Не знаю», «У меня такого нет». Подумайте хорошо и составьте список того, что вам нравится делать. Пусть это будет чтение, приготовление чая – нечто незначительное в глобальном смысле, но очень ценное для вас.
2. Зачем я сравниваю себя с другими?
Действительно, для чего? Человечество пестрит богатыми, успешными, красивыми, знаменитыми людьми. Всегда найдется тот, кто будет лучше вас. Тратя время на проведение параллелей между своей и чужой жизнью, вы лишаете себя возможности наслаждаться настоящим и видеть шансы для будущего роста.
3. Почему я сейчас не верю в себя?
Попробуйте напомнить себе, что ваша неуверенность, скованность связана не с текущей оценкой вас, как личности, а с событиями из прошлого. Вспомните фразу, которую часто слышали в детстве от родителей или друзей. Возможно, вы просто стали заложником подсознательного и не можете адекватно оценить себя.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Даже если вы снова получите негативный опыт – это повод не закрываться в себе, а провести работу над исправлением существующих недочетов. Только так и происходит развитие. В случае когда вы не можете самостоятельно ответить на эти вопросы, не бойтесь обратиться за помощью к профессионалу. Работа с комплексами – глубокий, сложный процесс, предполагающий устранение годами формирующиеся парадигмы. Абсолютно нормально, если с такими психологическими проблемами вы не справляетесь сами. Обнаружить их и захотеть решить – уже половина дела!
Есть люди, выбирающие уединение, общение с другими для них — неприятное вторжение в их мир. Психологи Станислав Раевский и Анна Скавитина рассказывают о комплексе отшельника. Эта статья — продолжение цикла материалов про комплексы: почитайте про комплекс неполноценности, комплекс брошенности и комплекс зависимости.
Станислав Раевский, сопредседатель МААП, учредитель Института Креативной психологии, автор психологических игр
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
«Внутренний домик»
Часто такой человек не доверяет людям, предпочитает взаимодействовать с механизмами, текстами или другими неживыми объектами. У него может быть очень чуткая нервная система, для которой громкий разговор и эмоции кажутся слишком ранящими, и поэтому он от них старается спрятаться, самоизолироваться внутри своей психики.
Такие люди как будто все время прячутся во внутреннем домике от мира, который слишком опасен, шумен и надоедлив. Комплекс отшельника — это регулярное бегство от коммуникаций. Он обычно формируется в раннем детстве: со стороны ребёнок может выглядеть тихим, удобным. Он играет со своими пальчиками или каким-то количеством игрушек и никому особенно не мешает.
Это ребенок, который столкнулся с тем, что заботящиеся о нем люди оказались в силу своего характера или жизненных обстоятельств недостаточно устойчивыми. Они сами с трудом выдерживают трудности, и их сил или умений не хватает для того, чтобы справляться ещё и с качественным жизнеобеспечением ребёнка, не говоря уж о его эмоциональных переживаниях. Родители предпочитают, чтобы ребёнок был тихим, не мешал, не плакал, не закатывал истерик и был сам занят делом. И они всеми способами стараются этого добиться — или им просто не до него. Ребёнок неосознанно старается удовлетворить пожелания родителей — ведь это вопрос его выживания. Он предпочитает по возможности прятаться от родителей, не доверяя им, не ожидая от них ничего хорошего.
Избегающий тип привязанности
Для ребенка — отшельника характерен избегающий тип привязанности. Как это понять? Можно обратить внимание на его реакции в отношениях с родителями.
Ребенок с нормальной привязанностью стремится поговорить с мамой, включить ее в свою игру, реагирует тревогой на ее уход, может плакать при ее отсутствии, но успокаивается, если ему помогают другие взрослые. Мама вернулась — и он радуется и/или выражает ей свое недовольство: словами — «почему тебя так долго не было», или плохим поведением.
Ребенок с избегающим типом привязанности играет, не стремясь включить маму в игру, почти не обращает внимания на ее уход, не проявляет заметных реакций на ее возвращение. Когда комплекс отшельника выражен очень сильно, нам приходится говорить уже не о комплексе отшельника, а об аутистическом или шизоидном спектре расстройств. Здесь необходима помощь психиатров, клинических психологов и специальных педагогов, и чем раньше, тем лучше.
Когда комплекс проявлен сильно, но не доходит до уровня диагноза, ребенку пригодится поддержка в налаживании коммуникаций, особенно с другими детьми: без хороших коммуникативных навыков ему будет сложнее учиться в обычной школе. Если вы или ваш ребёнок слишком сильно вовлечены в этот комплекс, то вы будете склонны игнорировать реальность, жить бесплодным фантазиями, с трудом решая реальные проблемы в жизни. Также этот комплекс может мешать строить отношения с другими людьми, словно создавая невидимую стену между нами и окружающими. Внутри комплекса отшельника — напуганный ребёнок, который боится внешнего мира, и уходит от него в себя.
Интроверт или нуждается в отдыхе?
Когда комплекс отшельника достаточно проявлен, то принято говорить и о том, что человек — интроверт, направлен вовнутрь, в свой внутренний мир. В последнее время вышло множество книг, показывающих ценность интроверсии как для ее обладателя, так и для общества. Как и любой другой комплекс, в каком-то виде он представлен в любой психике. Поэтому даже ярко выраженный экстраверт иногда обнаруживает в себе отшельника.
Есть известная ошибка в тесте на определение экстраверсии — интроверсии. Пойдете ли вы на вечеринку на выходных или предпочтете остаться дома? Удивительно, но интроверт может ответить — да, а экстраверт — нет. Почему? Потому что интроверт всю неделю сидел дома, за компьютером, а экстраверт устал от общения и нуждается в отдыхе. Любой человек иногда нуждается в уединении и хочет пусть на время, но стать отшельником. Если человек очень много времени вынужден проводить в социальной среде, и ему кажется, что ему просто отлично, то его неосознанная часть может потребовать от него отдыха — например, в виде неожиданного заболевания, или организации каких-нибудь проблем, которые вынудят человека провести время в уединении в компенсацию эмоциональной перегрузке.
Как помочь ребенку?
Как и в любом комплексе, в комплексе отшельника мы можем обнаружить не только проблемы, но и ценности. Почти все изобретения созданы отшельниками — ведь они не захвачены общими стереотипами и умеют смотреть на мир оригинально, в глубину и в даль. Из отшельников получаются великие ученые, художники, философы и мистики. Комплекс отшельника выражает наше желание уединения, уводит нас прочь от людей с их эмоциями и бытом. Благодаря этому комплексу мы открываем для себя свой внутренний мир, соприкасаемся с глубокими, экзистенциальными вопросами, обращаемся к вопросам духовного развития, либо же это погружение в себя сопровождается сложным интеллектуальным поиском, разработкой идей.
Одна из серьезных опасностей, что изобретения отшельников могут так и остаться у них в голове или в мастерской, а они станут известными лишь после своей смерти.
Помочь ребёнку-отшельнику найти себя, научить его делиться своими достижениями с другими людьми — задача родителей и всего общества. Для таких детей особенно необходимы «заповедники» — общество таких же детей, решающих сложные задачи, проводящих научные изыскания, ценящих покой и уединение. В других детских и взрослых сообществах они могут прослыть чудаками, в школе их регулярно поддразнивают, и бывает, подвергают травле. И хотя со стороны кажется, что ребёнок как будто этого и не замечает, но это заставляет его все больше уходить в себя и выпадать из отношений. Чем сильнее выражен комплекс отшельника в ребенке, тем осторожнее и бережнее нужно с ним общаться.
Отшельник, как любой человек, ценит доверительное общение, предпочитая близких проверенных годами друзей, с которыми он чувствует себя в безопасности. Ему не нужно терять лишнюю энергию на создание новых отношений и их длительную проверку, он ценит дистанцию и внутренний покой.
Как мы уже писали, в каждом из нас живет свой отшельник, который оберегает нас от передозировки внешним возбуждением, от слишком большой усталости. Через эту нашу часть мы можем лучше понять своих детей-отшельников и не требовать от них «немедленно пойти и стать лидером», «познакомиться во дворе с новыми ребятами» и «прямо сразу начать заниматься гимнастикой с новым преподавателем».
Главная задача психологической работы с этим комплексом — постепенно и бережно наладить комфортный для самого ребёнка контакт с внешним миром. Для этого нам важно поддержать ребёнка в любых попытках соприкосновения с этим миром (который на поверку может оказаться не столь пугающим), увидеть его внутренние достоинства и ценность, помочь воплотить свои ценности — и разделить с другими свою ценность. И познакомиться с внешним миром, обнаружить удовольствие и красоту простых, земных вещей.