Что такое нравственные ценности?
Нравственные ценности — это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. Именно с помощью перечисленных понятий личность оценивает все происходящее вокруг, собственные и чужие поступки, правильность либо неправильность своего поведения.
Нравственные ценности направляют развитие личности и ее деятельность, определяют позицию по любому важному вопросу, формируют его представление о мире вокруг, обществе и собственном месте внутри социума. Кроме того, они влияют на формирование поведенческой модели личности, ее цели в жизни и методы их достижения, гражданскую позицию и уровень социальной активности. При крушении собственной системы ценностей человек оказывается в личном кризисе, он растерян, с трудом может принимать решения самостоятельно.
Багаж ценностей человека объективен по своей сути, а каждая ценность объективна в отдельности. Ценности существуют в нашем мире не зависимо от наших желаний — мы можем лишь принять или отвергнуть их. Однако, ценностная система отдельной личности и ее иерархия строго субъективна, она отталкивается от опыта, знаний и потребностей определенного индивида, от личного выбора конкретного человека.
Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности»
Мораль — это определенные принципы, идеалы, нормы, которые регулируют и строго направляют поведение людей. Все наши поступки имеют определенные общественные последствия. Быть человеком моральным (ответственным) — это значит предвидеть общественный результат своих поступков и уметь отвечать за них перед собственной совестью. С этого начинается личность, гражданин, по-настоящему свободный человек. Вопросы морали сопровождают человека всю его жизнь, как он должен поступать, что такое добро, а что — зло, в чем цель и смысл жизни человека и т.д. Ответы на эти вопросы вырабатывают моральный путь, линию поведения человека.
Нормы морали — образцы поведения, которые отвечают признакам морали, моральному сознанию каждого индивида.
Основные ценности: гуманизм (человеколюбие), уважение, равноправие, свобода, правдивость, доброта и мудрость.
Противоположность — аморальные поступки: грубости, воровство, ложь, жестокости.
Моральные ценности — это особые, общечеловеческие духовные ценности и идеалы — гуманизма, любви к человеку, милосердия. Эти ценности и идеалы вечные, т.к. в долгой истории человечества каждая эпоха приносила свои идеалы и ценности. Вечно живут фундаментальные моральные правила: не делай другому того, чего себе не желаешь (золотое правило морали); почитай старших, не убивай, не развратничай, не лги, не завидуй и не посягай на чужое. Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, ложь, клевету, но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность. Тысячелетия назад люди открыли, что самая высшая моральная ценность — это любовь к ближнему, человеку. Это значит, что нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется любовь к ближнему.
Основой морали являются — совесть (нрав-ственное чувство, позволяющее человеку опреде-лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов-ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).
Большинство народов мира сейчас имеют неко-торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром-ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото-рые вызывают порицание у многих народов (по-роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об-щие понятия, которые позволяют оценивать дей-ствия и поступки людей. Добро — главная цен-ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
Чтобы стало яснее, что такое мораль, обратимся к правилу, которое, как нам достоверно известно из исторических, религиозных и литературных источников, получило распространение во всех относительно развитых культурах и у всех народов. Речь идет о так называемом золотом правиле нравственности. В наиболее известной форме оно гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Золотое правило» нравственности — основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времён. История становления этого принципа как; основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности.
«Золотое правило» нравственности предполагает возможность для каждого из нас встать на место др.человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому — как к себе. Такое отношение и есть основа связи м.людьми, которая называется любовью. Отсюда — др.формулировка «золотого правила» нравственности: «люби ближнего, как самого себя». «Золотое правило» нравственности требует отношения к др.человеку как к себе в перспективе совершенства, т.е. как к цели, но никогда — как к средству.
Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве.
Билет №22
1.Мировое хозяйство и международная торговля.
В экономической литературе нет единого понимания терминов «мировая экономика», «мировое хозяйство». Поскольку эти термины имеют широкую область применения, исследователи подчеркивают важные с их точки зрения аспекты. В отечественной литературе можно выде-лить несколько подходов.
1. Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.
В этом определении основными составными частями выступают национально обособленные страны вне зависимости от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок. При таком подходе затушевываются причины, которые определяют взаимосвязи, состояние и перспективы развития мирового хозяйства.
Согласно другой точке зрения, мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений, как общая, универсальная связь между национальными хозяйствами. Подобной концепции придерживаются многие западные исследователи, в частности, считая, что международная экономическая система включает и торговлю, и финансовые отношения, а также неравное распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. В данном случае из поля зрения исследователей выпадает производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.
Более полное толкование мирового хозяйства определяет его как глобальную экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов правовых и политических отношений в той мере, в какой входящие, в него хозяйствующие субъекты обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней. В этом определении находят отражение, основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводственных процессов.
Международная торговля
— основная форма международных экономических отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами. Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений — предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций — Всемирной торговой организации (ВТО). Региональные интеграционные процессы — основная тенденция развития современного мирового хозяйства — также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары. В этой связи тема работы представляется очень актуальной.
Международная торговля представляет собой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Все страны мира так или иначе вовлечены в международное разделение труда, которое расширяет и укрепляет сырьевую и рыночную базу экономического развития, снижает затраты производства товаров и услуг и, в итоге, способствует ускорению экономического роста. Международная торговля, определяющая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации (ВТО), на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым второе создает благоприятные условия для развития первого. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. [2, С. 205]
Международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В этой связи один из основных вопросов, на который дает ответ теория международной торговли, состоит в том, что лежит в основе этого выигрыша, или, иначе говоря, чем определяются направления внешнеторговых потоков.
Экономическая теория показывает, что международная торговля, в основе которой лежит специализация, является, фактически, средством повышения производительности имеющихся в стране ресурсов и, таким образом, увеличения объема национального производства и повышения уровня благосостояния страны.
Основы теории международной торговли были заложены еще Адамом Смитом в конце 18 века. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек производства товаров (теория абсолютных преимуществ). Он отмечал, что следует импортировать из страны те товары, издержки производства которых в данной стране абсолютно меньше, а экспортировать в страну те товары, издержки на производство которых ниже в других странах. А. Смит показал, таким образом, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.
Давид Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных преимуществ действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации. Следовательно, при свободной торговле специализация стран должна идти в соответствии с критерием экономии затрат. [10, С. 75]
Если же международная торговля имеет место, то каждой из стран будет выгоднее производить тот товар, альтернативные издержки производства которого, выраженные в другом товаре, у нее меньше, чем в другой стране.
2. Отклоняющееся поведение
Отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.
Отклонение (девиация) в сознании поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация» (Лемерт, 1951) , когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения ( вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связанно с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы-преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследовании, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.
Рассмотрим подробнее виды девиантного поведения:
Негативное девиантное поведение разделяется на аморальное (поступки противоречат принятым в обществе нормам морали), делинквентное (латин.- совершать проступки, правонарушитель), когда поступки противоречат нормам права, кроме уголовного, и преступное, когда преступаются нормы уголовного законодательства. Существуют определенные подходы к классификации девиантного поведения. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е г. ХХ в. американский социолог Г.Беккер. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. Первичные отклонения — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные отклонения — наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.
Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:
а) отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения. Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушения разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».
б) отклонение в сфере общественной морали:
1. Пьянство и алкоголизм. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением.
Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.
Пьянство — злоупотребление алкоголем. Алкоголизм (синдром алкогольной зависимости) — заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности. Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.
Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.
Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.
2. Наркомания (греч. nark — отклонение; mania — безумие). Наркомания — чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития личности. Наркомания долгие годы считалось явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни, но в настоящее время население гораздо лучше информировано об опасных последствиях потребления наркотиков. Согласно социологическим исследованиям- главные мотивы потребления наркотиков это жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория.. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Наркоманию рассматривают как злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, выражающееся в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания — использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.
3. Проституция (лат. — выставлять публично) — вступление в случайные, внебрачные сексуальные отношения за плату, не основанные на личной симпатии. Подавляющее большинство экспертов считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению – сильнейшая физиологическая потребность.
Проституция – это такая же социальная проблема, как преступность,алкоголизм и другие формы девиантного поведения.
4. Бродяжничество — систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые доходы. Группа бездомных бродяг и попрошаек неоднородна по составу, для нее характерны отсутствие стабильных связей, взаимной поддержки, слабая степень организованности, бедность, социальная изоляция. Вытеснение из общества, лишение поддержки лиц без определенного места жительств и занятий приводит их к необратимой социальной и психологической деградации. Условия, в которые они поставлены, предопределяют высокую смертность и низкую рождаемость в их среде. Особенностью этого процесса является то, что одним из источников пополнения группы лиц без определенного места жительства и занятий выступают беспризорные и безнадзорные дети, оказавшиеся на улице вследствие распада нормативности и утраты социальных связей и навыков. Эта ситуация вызывает озабоченность в связи с тем, что в условиях депопуляции перспективная в возрастном отношении часть населения деморализована.
5. Попрошайничество или нищенство — систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без него (предлога).
6. Самоубийство (суицид) — сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство для достижения чего-либо другого кроме нее самой. Суицид является крайней формой отклоняющегося поведения. Большинство людей, помышляющих о самоубийстве, не хочет умирать. Их переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены совершить самоубийство. Это попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один, такой человек может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на лечение, он быстро понимает, что самоубийство — не выход из сложившейся ситуации.
Следует заметить, что это не идеальная классификация, т.к., например, многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам (хулиганство). Поэтому применяется также классификация отклонений по целевой направленности: а) отклонения корыстной ориентации — корыстного преступления; б) отклонения агрессивной ориентации — насилие как средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство; в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).
Примеры нравственных ценностей
Фундаментальной и общепризнанной нравственной ценностью является любовь человека к другим людям. Эту разновидность любви нельзя сравнивать с чувствами, испытываемыми людьми к представителям противоположного пола, поскольку данный вид любви проявляется в чувствах, проявляемых человекам к окружающим вне зависимости от их возрастной, национальной, половой и социальной принадлежности. Именно такая любовь позволяет человеку понять потребности других людей, не причинять им зла, учит сочувствию, состраданию и взаимопомощи, предупреждает проявления физического или психологического насилия к ближнему. Достичь подобного очень непросто, поскольку в человеческой природе заложена тяга к конкуренции, борьбе за выживание, зависти и ненависти.
Любовь способствует проявлению в человеке иных нравственных ценностей, к примеру, доброты и щедрости, тесно связанных с искренним желанием помогать другим. Наиболее ценным подарком одного человека другому является его время, которое следует уделять семье, друзьям, близким, знакомым и, при необходимости, даже незнакомым людям, ведь часто дарить что-либо даже приятнее, нежели получать подарки.
Еще одним важнейшим нравственным качеством признается честность. Умение оставаться честным с людьми и с самим собой, в совокупности с умением не выставлять напоказ совершенных тобой добрых дел всегда вызывает уважение. Человек с перечисленными выше качествами и ценностями представляет собой образец по-настоящему благородной личности. К числу прочих важных нравственных ценностей относят позитивность намерений, благожелательное отношение к окружающим, альтруизм, чувство уважения к людям.
Виды и уровни ценностей
Некоторые психологи разделяют ценности на 2 категории:
- Социально-конструктивное.
- Социально-деструктивное.
К первой категории относятся: семья, любовь, вера, родина.
Ко второй категории относятся: финансы, статус, комфорт, телесное удовольствие.
Первая категория обучает людей взаимопониманию, взаимоподдержке и сплачивает людей.
От второй категории люди саморазрушаются и воспринимают окружающих с позиции средств для достижения желаемого результата или рассматривают их как препятствие.
Упомяну, что отдельные ценности людей считаются относительными. Не каждый человек способен идти по головам окружающих ради собственного успеха. Другая категория людей, готова ради родных и близких пойти на грабеж, а то и на убийство. Каждая ценность должна оцениваться исключительно на системе ценностей индивида.
Данная классификация не является единственной. Если смотреть на ценности обобщенно, то их можно разделить по категориям на следующие виды:
- Объект: материальный, духовный.
- Содержание и предмет: социально-политический, экономический, моральный.
- Субъект: общественный, классовый, групповой.
- Цель: эгоистичная, альтруистичная.
- Уровень обобщенности: конкретная, абстрактная.
- Способ проявления: стойкий, ситуативный.
- Роль в человеческой деятельности: терминальный, инструментальный.
- Содержание деятельности: познавательная, предметно-преобразующая.
- Принадлежность: личностный, групповой, коллективный, общественный, национальный, общечеловеческий.
- Отношение к социуму: позитивное, негативное.
Таких классификаций огромное количество, но если разделять по широкому смыслу, то их всего 2 категории:
- Материальные.
- Моральные.
Формирование ценностей происходит на пути специально организованного воздействия, как в семье и школе, так и при случайных обстоятельствах, на улице, из новостей, от друзей.
Разновидности нравственных ценностей
Нравственные ценности подразделяются на несколько категорий. Они бывают индивидуальными, групповыми и общечеловеческими, в зависимости от типа отношений их разделяют на взаимодополняющие и взаимоисключающие.
Современные ученые считают общечеловеческие нормы главенствующими по отношению к групповым ценностям, поскольку общечеловеческие ценности более универсальны, объективны, беспристрастны и универсальны, хотя они и способны на внутривидовой переход, и даже на потерю прежней значимости и значения при изменении внешних условий, например, в процессе модернизации общества.
Самосовершенствование конкретного индивида неотрывно связано с соблюдением им принципов нравственности, причем это соблюдение должно быть неукоснительным и постоянным. Чтобы стать действительно лучше, человеку следует постараться быть добрее, внимательнее и заботливее к окружающим его людям. К тому же, каждому будет полезно быть честным перед другими и самим собой, стараться контролировать собственные эмоции, мысли и поступки, не отказываться от своих принципов и выполнять взятые на себя обязательства.
Значение нравственных ценностей
Благодаря моральным ориентирам и ценностям люди получают возможность определить собственную позицию перед своими близкими, друзьями, обществом и самим собой, параллельно сформировав личное отношение к таким категориям, как добро и зло, лживость и честность, нравственность и безнравственность т.д. Первостепенной функцией морали является регуляция поведения человека в социуме и регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. К дополнительной функции морали относят ее содействие становлению сознания личности, а также ее влияние на процессы формирования:
- взглядов человека, касающихся смысла жизни;
- круга обязательств личности перед обществом;
- потребности уважать окружающих.
Посредством нравственности сознания модель поведения человека начинает согласовываться с нормами морали. Характерным отличительным признаком моральных ценностей является их контроль над сознанием и деятельностью индивидуума в целом ряде важнейших сфер жизнедеятельности, включая:
- сферу быта;
- межличностные, семейные и трудовые отношения;
- коммуникацию с другими людьми.
Со всеми перечисленными выше аспектами человек сталкивается каждый день, следовательно, именно на моральных представлениях строится его поведенческая модель, его взаимоотношении с окружающей действительностью и людьми.
Какие моральные ценности:
Моральные ценности — это понятия, суждения и мысли, которые определенный человек или общество считают «правильными» или «неправильными ».
Как правило, моральные ценности начинают передаваться людям в раннем возрасте, через семейную жизнь. Со временем этот человек улучшит свои ценности, основываясь на наблюдениях и опыте, полученных в общественной жизни.
Таким образом, помимо получения учения о моральных ценностях при его создании, человек может сформировать свой набор моральных ценностей из своего собственного опыта.
Процесс формирования нравственных ценностей
Выделяется два связанных между собой процесса по формированию нравственных ценностей: осознание значимости нравственности в обыденной, повседневной действительности и эмоционально-творческий подход к ней. Эти процессы следует совмещать с эмоциональным развитием, так как детям недостаточно лишь передавать информацию об этике, а затем просто требовать от них выполнения норм морали. В разы сложнее формировать у них собственное отношение к моральным нормам, основанное на желании соблюдать данные установки. К еще одной особенности процесса формирования нравственных ценностей относят понимание необходимости такой модели поведения. В этом случае значимыми являются и непосредственные эмоции, и внутренняя потребность в установлении определенных нравственных стандартов внутри социума.
Различные ученые по-разному подходят к трактовке освоения нравственных ценностей. К примеру, Т.С. Каранченцева и Ю.В. Ларин называют указанный процесс переработкой, связанной с превращением внешней среды в чувственную человеческую природу и культурный мир. Осуществляются указанные процессы самими людьми и основываются на их собственной деятельности. Основанная на анализе философской, психологической и педагогической литературы точка зрения утверждает, что освоение включает в себя процесс овладения и усвоения людьми норм морали, состоящих из содержательного, результативного, деятельностного и целевого компонентов.
В.А. Титов причислил освоение к понятиям, употребляемым в качестве родовых по отношению к понятию «мораль». Именно в нем соединяются две важные черты, характеризующие нравственность: ее свойство к отражению действительности и свойство к ее преображению. Следовательно, современная наука рассматривает освоение нравственных ценностей как особый метод, определяющий своеобразие нравственности. Освоение является результатом многовариантного соприкосновения между миром человека и миром нравственности, выступая в качестве пути воспитания индивида. В педагогике суть термина «освоение» сведена к процессу овладения личностью нормами и ценностями морали.
Выводы
Каждый из нас обладает собственной, иерархически выстроенной системой ценностей, связывающей духовную составляющую личности с духовной культурой социума. Ценностные ориентиры выступают здесь в качестве важнейших составляющих структуры личности, они являются сложными и многоуровневыми интегральными образованиями.
В состав структуры личности входят различные уровни взаимодействия между индивидуальным и общественным в человеке, между его собственным будущим, настоящим и прошлым, а также формы сознания и познания индивидом окружающего мира. Следовательно, основой ценностных ориентиров человека является определенная ценностная система, состоящая, в том числе, и из нравственных ценностей, которые формировались в человеческом сознании в процессе знакомства личности с окружающим миром.