Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Развитие теории

На раннем этапе своего изучения считалось, что установка в психологии – это одна из форм не осознаваемой человеком нервной деятельности. Подобное мнение существовало достаточно долго. Его придерживалась и психология установки Д. Н. Узнадзе. В этом направлении и продолжала развиваться данная теория. Установка в отечественной психологии рассматривалась грузинской школой, в которой состояли последователи и ученики Дмитрия Николаевича Узнадзе. Этим ученым была не только создана теория рассматриваемого явления, но и организована разработка данной проблемы.

Узнадзе объяснял явление восприятия в качестве отражения действительности и поведения живого существа. Кратко это можно разъяснить так. В жизни каждого человека установки занимают важнейшее место. Именно они влияют на восприятие явлений и предметов, мышление, а также волю человека. Прежде чем свершится малейшее движение души, ему будет обязательно предшествовать определенная установка. И тогда на акт воли, восприятия и познания обязательно повлияет жизненный опыт человека, заданная им цель или настроение. При этом не исключены и ошибки. Это позволили доказать экспериментальные основы психологии установки. Об этом говорит, например, опыт с шарами. Человеку предлагалось оценить величину этих объектов. И если вначале ему 10-15 раз демонстрировали шары разного размера, то в его сознании складывалось мнение, что они обязательно должны быть разными. После того как исследователь предлагал ему одинаковые объекты, реакция не изменялась. Человек продолжал воспринимать шары как разные.

С течением времени стало очевидным, что все закономерности и факты, которые рассматривались теорией установки, являются по своей природе общепсихологическими. В связи с этим данное направление стало претендовать на получение статуса общепсихологической концепции.

Убеждения личности

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Как заменить негативный опыт позитивными убеждениями

Все это конечно хорошо — может сказать внимательный читатель — но как, на самом деле, в реальной жизни заменить свой негативные опыт на позитивные убеждения? Ведь невозможно переделать фундамент дома не разрушив при этом сам дом.

Конечно же это правильно. Но даже в том случае, когда изменились планы относительно уже существующего дома, никто не запрещает построить новый в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Существует множество фактов, подтверждающих возможность строительства нового более просторного дома на месте старого без его разрушения. Так, вокруг прежнего на новом фундаменте возводится коробка нового строения, проводятся необходимые отделочные работы, а только потом выполняется демонтаж старого дома.

Получается так называемый принцип матрешки, когда старый и ветхий дом оказывается внутри новой просторной и красивой постройки: старый дом разобрали и утилизировали, а новый остался. Метод, конечно, очень затратный, но имеет право на существование.


Правильные жизненные установки и их взаимодействие друг с другом

В вопросе же внутренних установок или убеждений человека все оказывается немного по-другому, так как это понятие имеет энергоинформационную структуру. А как известно, одни виды энергии способны замещаться другими, стоит только уделить этому необходимое внимание.

В качестве примера попробуем использовать всем хорошо известное понятие денег. Думаю, что любой из нас может вспомнить достаточно много негативных высказываний и пословиц посвященных денежной теме.

Но вопрос в том, будет ли польза от этого. Ведь негативная установка относительно денег в нашем сознании, которая фактически представляет собой неудачный жизненный опыт, создает очень серьезные, а иногда даже непреодолимые, препятствия на пути их появления в нашей реальной жизни.

Получается, что если я негативно отзываюсь о деньгах, то тем самым направляю свою энергию на то, чтобы они ни при каких обстоятельствах не появились в моей жизни. Ведь если деньги зло, то нужно всегда и любой ценой избегать этого зла.

Как бы я не старался в этом случае увеличить свой денежный поток, количество денег в моем кошельке никогда не изменится ровно до тех пор, пока я не увижу в них что-то позитивное для себя и не сформулирую новую позитивную установку.

Стоит только поверить и признать, что деньги — это огромная свобода и широкие возможности для собственного развития и повышения качества жизни, как тут же возникает возможность для формирования новой позитивной установки.

А если получится данное утверждение сформулировать в виде короткого и звучного слогана или девиза, как это делал Винни Пух со своими кричалками и вопилками, и постоянно подпитывать его своей энергией, то можно быть уверенным, что новая позитивная установка постепенно вытеснит из сознания старое негативное убеждение.


Положительная жизненная установка Винни Пуха и Пятачка

Такой алгоритм действий помогает заменить любые негативные убеждения новыми положительными установками практически во всех сферах жизни. Трудно даже представить каких невероятных высот может достичь человек (в хорошем смысле этого слова), если будет регулярно практиковаться в таком способе мышления и отношения к окружающему миру.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

О роли установок в способности человека меняться

Джеймс Спрингер и Джеймс Льюис – однояйцевые близнецы, которых разлучили вскоре после рождения. До определённого момента они не знали о существовании друг друга. Первых жен обоих братьев звали Линда, а вторых – Бетти. У братьев были схожие интересы. Первый Джеймс увлекался плотницким делом, а второй – механическим черчением. Оба были общительны, обладали примерно одинаковым уровнем гибкости и саморегуляции.

Когда Барбара Херберт и Дафна Гудшип, близнецы, разлученные при рождении, встретились в возрасте 39 лет, обе были одеты в бежевое платье и коричневый вельветовый жакет.

Эти невероятные примеры могут заставить нас верить в то, что личность человека – это что-то, вписанное в гены, что-то, неподвластное изменению. Если такие вещи, как выбор одежды или общительность запрограммированы, можно предположить, что все остальное тоже предрешено заранее. Тем не менее, все больше исследований подтверждают, что это не так. Личность и характер человека не были раз и навсегда заожены в гены человека, большая часть личности каждого человека – это гибкая и динамичная система (Mischel & Shoda, 1995), которая может меняться в течение жизни под воздействием опыта (Roberts, Walton, & Viechtbauer, 2006).

Кроме того, ученые начинают понимать, как изменить характер и способности человека. Говоря о личности человека, мы оперируем не только чертами характера, но и такими понятиями, как цели, стремления, интерпретация событий, копинг-стратегии. Кэрол Дуэк, профессор Стэндфордского Университета в своем исследовании «Управление восприятием – как установки влияют на способность меняться» фокусируется на установках и их влиянии на цели и устремления человека, а также на том, как эти установки влияют на эмоциональные реакции и поступки человека.

Олпорт (1964) определил личность в терминах устойчивых паттернов поведения и образа действий, которые присутствуют в различных ситуациях и областях жизни. Установки с их способностью изменять поведение и действия человека становятся ключевым понятием в определении личности.

Установки способны менять устойчивые образцы поведения и образа действий, изменяя характер и личность человека. Психологические установки человека включают в себя его представления о мире, о самом себе и о взаимоотношениях с другими людьми. Обычно они закладываются еще в детском возрасте. Многие специалисты в области личности уверены, что именно установки являются основой личности. Например, исследователь темперамента Мэри Ротбарт утверждает, что личность и характер человека состоят не только из темперамента и привычных паттернов поведения, но и из того, как человек воспринимает себя, окружающих людей и события.

Фокусирование на установках человека позволяет более точно ответить на следующие вопросы: какие личные факторы позволяют человеку быть успешным – расти над собой и учиться, строить благополучные отношения с другими, показывать хорошие результаты в школе и на работе, уметь заботиться о других и восстанавливаться после неудач? Психологические установки человека поддаются определению, измерению и преобразованию с целью изменения их влияния на жизнь человека. Определение черт характера также не представляет большого труда, однако данное определение не содержит в себе указаний на то, как человек может их изменить. Изменить психологические установки может быть нелегко, но они сообщают нам о том, с чего нужно начать.

Чтобы подтвердить данную теорию, Кэрол Дуэк проверила две базовые установки: первая – о том, может ли человек и его черты характера развиваться, а вторая – как установки влияют на отношения с другими людьми. Автор подчеркивает, что психологические установки и их влияние на жизнь человека содержат в себе важнейшие аспекты адаптивного функционирования и отражаются на всех областях жизни человека.

УСТАНОВКА НА РОСТ

Исследования Кэрол Дуэк показывают, что приобретенные психологические установки влияют на успех человека в жизни. Люди с установкой на данность уверены, что их качества, например, интеллект раз и навсегда заложены в них и не подлежат изменению. Люди с установкой на рост убеждены, что большинство их качеств можно развивать и что многое зависит от приложенных ими усилий и готовности обучаться.

Раннее исследование показывает, что люди с установкой на рост более открыты к обучению, готовы к сложным задачам и легче восстанавливаются после неудач (Dweck, 1999). Данная установка позволяет успешно справляться с такими событиями, как переход в другую школу (Blackwell, Trzesniewski, & Dweck, 2007), сложные деловые переговоры (Kray, 2007), разрешение конфликтов в романтических отношениях (Kammrath & Dweck, 2006). То есть установка на рост позитивно влияет на ключевые стороны жизни (учеба, карьера, личная жизнь) человека.

Любой человек может развить в себе установку на рост, которая позволяет увеличить мотивацию и лучше справляться со сложными задачами. В исследовании Аронсона, Фрида и Гуда (2002) студентам одного престижного университета показывали фильм о работе мозга, в котором обозначалось, что новые нейронные связи образуются в течение всей жизни в ответ на обучение. Кроме того, каждый студент из экспериментальной группы писал письмо студентам младшего курса о том, что мозг человека – это гибкая система, которая может развиваться на протяжении всей жизни в ответ на интеллектуальные усилия и упорную работу. В конце семестра студенты колледжа, которые узнали о способности мозга развиваться в течение всей жизни, показали академические результаты, интерес к учебе и готовность упорно трудиться значительно выше, чем студенты, которым не был показан данный фильм.

Люди приобретают ту или иную установку в ответ на то, как их хвалят (Mueller & Dweck, 1998). Удивительно, но когда учеников хвалят за их интеллект, они приобретают установку на данность. Подобная похвала не только не повышает самооценку, но и делает их уязвимыми и заставляет избегать сложных задач. Как только ученики с установкой на данность встречаются с препятствием на своем пути, они теряют уверенность в себе, интерес к учебе и демонстрируют более слабые академические результаты. Когда учащихся хвалят за их усилие или выбор верной стратегии, они приобретают установку на рост: им хочется учиться, и они не пасуют перед первой же трудностью.

Таким образом, психологическая установка играет важную роль в стратегии решения сложных задач, саморегуляции и умению смиряться с неудачей и идти дальше. Изменение установки способно коренным образом изменить всю жизнь человека.

УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЯ: ОЖИДАНИЯ ПРИНЯТИЯ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЯ

Почти шестьдесят лет назад Джон Боулби предположил, что дети еще в младенчестве усваивают ту ли иную модель привязанности. Именно эта модель ключевым образом влияет на представления человека об отношениях с другими людьми. Если привязанность ребенка со значимым взрослым была надежной, то у него больше шансов построить гармоничные отношения с другими людьми во взрослом возрасте. Если привязанность была ненадежной, велика вероятность того, что в будущем человек не сможет распознать и ответить на привязанность другого человека к себе.

Ожидания относительно положительных или отрицательных ответов со стороны других людей лежат в основе взаимоотношений взрослых людей. Джеральдин Доуни и ее коллеги доказали, что люди, которые тревожно ожидают отрицательных реакций со стороны других, строят ненадежные отношения, видят отвержение и угрозу привязанности даже там, где их нет, и в целом преуменьшают значимость отношений в жизни человека (Pietrzak, Downey, Ayduk, 2005). Психологическая установка влияет на то, насколько удовлетворяющими будут отношения человека с окружающими его людьми.

МИНИМАЛЬНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Изменение установок относительно собственного развития или отношений с другими людьми показало весьма значительные результаты при минимальных усилиях со стороны психотерапевта и клиента. Психотерапия, направленная на изменение установок, заключается в переосмыслении событий и в изменении собственных реакций на них. Данные вмешательства направлены на изменение установки человека, которая оказывает влияние на мотивационные, регуляторные и коммуникативные паттерны.

Кроме того, в ходе такой работы изменяются и черты характера, которые нередко рассматриваются как «относительно стабильные»: открытость к новому, тщательность, общительность, негативные реакции в ответ на ситуацию неуспеха.

Подводя итог, еще раз отметим, что психологические установки оказывают влияние на все области жизни. Изменение установок означает изменение характера человека, что, в свою очередь, означает изменение его жизни.

Оригинальная статья: Carol S. Dweck . Modulating emotion perception – Can Personality Be Changed? The Role of Beliefs in Personality and Change. Current Directions in Psychological Science, December, 2008

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психологическая установка, саморазвитие, самореализация, мотивация, изменения

Источник фото: powerthoughtsmeditationclub.com

Доступно для скачивания:

  • О роли установок в способности человека меняться

Психологический феномен

Человеку, живущему в третьем тысячелетии, уже самому очевидно, насколько стремительно меняется тот мир, в котором он живет. Причем любая вновь приходящая реальность неизменно сопровождается теми или иными изменениями. Это требует перемен в самих людях. А вот признать необходимость в изменении самого себя уже, согласитесь, намного сложнее. В каждом случае в человеке начинает срабатывать механизм противодействия вновь созданным условиям, который носит название психологического барьера. Это не что иное, как специфическая форма синдрома противодействия изменениям, которое имеет две стороны. Человек боится утратить свое старое, привычное, и в то же время у него возникает страх перед непривычным для него, новым.

Если рассматривать понятие «барьер» в широком смысле, то оно означает длинную перегородку, которая проставлена в качестве препятствия на пути, то есть является заграждением. Аналогичным смыслом обладает это слово в сфере психологии. В данной науке оно обозначает те существующие в человеке внешние и внутренние препятствия, которые не позволяют ему достичь поставленной цели.

Под психологическим барьером понимается такое состояние индивида, при котором проявляется его неадекватная пассивность, становящаяся препятствием к выполнению определенных действий. В эмоциональном плане механизм подобного явления представляет собой усиление установок к низкой самооценке и отрицательным переживаниям. Психологические барьеры существуют и в социальном поведении индивида. Они выражены коммуникативными препятствиями, которые проявляются в жесткости межличностных и прочих установок.

Как же решить проблему барьеров? Это позволят сделать более широкие рамки такого понятия, как «психологическая установка». Она выражается в готовности человека действовать и воспринимать, а также трактовать объект мышления и восприятия или же грядущих событий тем или иным образом.

Что означает понятие установки в психологии? Это особое видение, которое является основой поведения человека, его избирательной активности. Оно способно регулировать осознаваемые, а также неосознаваемые формы деятельности личности в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах. Любая установка складывается благодаря накопленному человеком жизненному опыту и способна явиться для него как колоссальным преимуществом, так и существенным ограничением.

Виды психологических установок

В психологии восприятие человека классифицируется по следующим группам:

  • позитивное;
  • негативное;
  • адекватное.

Что означает каждый из этих видов? При позитивной установке происходит оценка положительных качеств личности. Негативное восприятие приводит к рассмотрению только отрицательных черт характера человека. Самой оптимальной установкой считается адекватная. Ведь каждый человек обладает как положительными, так и отрицательными личностными качествами. Присутствие каждой из этих установок рассматривается психологами как неосознаваемая предрасположенность к оценке и восприятию качеств собеседника.

Начиная свое общение, люди влияют друг на друга с помощью глубинных психологических механизмов. Исследователи доказали то, что при этом возникает такое свойство, как заражение. Оно представляет собой эффект усиления эмоций контактирующих между собой людей. Происходит заражение на бессознательном уровне. Причем чаще всего оно наблюдается на публике, в очереди или в толпе. Например, заразительным может быть смех, злость и прочие эмоции.

Среди психологических установок существуют и такие свойства, как подражание и внушение. Первое из них является динамическим. Его проявлениями могут служить слепое копирование жестов и поведения, а также интонации, вплоть до сознательного подражания поведению. Внушение бывает групповым и индивидуальным, происходя на сознательном или бессознательном уровне, что будет зависеть от цели контакта. Под этим свойством в психологии понимается способность человека таким образом воспринимать доносимые до него чувства, действия и идеи так, что непроизвольно они становятся вроде бы его собственными.

В ряду психологических механизмов общения находится также и соревнование. Оно представляет собой желание людей не ударить лицом в грязь, быть ничем не хуже других, а также стремление сравнить себя с другими. Соревнование способствует созданию напряжения физических, эмоциональных и умственных сил. Хорошо, если подобные установки служат стимулом развития. Самый плохой вариант, когда соревнование перерастает в соперничество.

Следующим уровнем взаимодействия людей является аргументированное, письменное или речевое, сознательное выражение поступков, мнений и идей с целью убеждения. Подобная установка становится действенной лишь в том случае, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, дела, а также на эффекты подражания, внушения и заражения.

Как убрать негативные установки. Часть 3. Устранение и замещение

Следующие 3 дня вам нужно прочитывать ВСЮ тетрадку утром и вечером. Читайте все записи — и карандашные, и красные. У меня этот процесс занимает минут 15. В зависимости от почерка, у вас может уходить чуть меньше или больше времени.

Пока читаете, обратите внимание на свои ощущения. На карандашных записях у вас может быть отторжение, а на красных — воодушевление

Вы можете вовсе не захотеть читать негативные установки, но вам стоит потерпеть 3 дня. За это время ваш мозг будет «переформатировать» ваши убеждения, заменять привычные мрачные мысли на положительные, которые вы написали красной ручкой.

Остается самый долгий, но и самый радостный этап. Через 3 дня возьмите ластик и сотрите все негативные убеждения. У вас останутся только положительные фразы, написанные красной пастой. А затем вам нужно читать всю тетрадку по утрам и вечерам в течение следующих нескольких месяцев. Оптимально — полгода, можно больше. Каждое прочтение займет у вас 5-10 минут.

Когда вы будете листать тетрадку и читать положительные утверждения, фразы про благодарность, любовь и счастье, вы будете чувствовать прилив сил и радость

Но самое важное — ваше сознание и подсознание начнут перестраиваться. В мозге образуются новые нейронные связи, вы начнете мыслить по-другому

Когда изменится мышление, поменяются и ваши действия. Принимайте свои новые решения с благодарностью, не пытайтесь удержать старые паттерны. Изменение привычного поведения принесет реальные изменения в жизни.

Хотите освоить больше полезных практик, составить свою натальную карту и узнать будущее? Тогда смотрите наш бесплатный вебинар и получайте ответы на самые важные вопросы. Зарегистрируйтесь на этой странице, и мы пришлем вам ссылку на вебинар

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]