Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека.

Факторы, влияющие на переосмысление жизненных ценностей

Как правило, в человеческой жизни возникают такие ситуации, которые влекут за собой переосмысление жизненных ценностей. Все они связаны с положительными или отрицательными эмоциональными потрясениями. Перечень их бесконечен, но психологи выделяют самые важные факторы, которые заставляют задумываться над переоценкой приоритетов:

  • Смерть близкого человека;
  • Вступление в брак и рождение ребенка;
  • Опасное заболевание;
  • Финансовые затруднения;
  • Безответная любовь;
  • Наступление старости;
  • Крах карьеры.

Ярким примером переосмысления приоритетов считается ситуация, когда у человека, привыкшего жить в одиночестве, появляется семья. У него начинается новая жизнь, главным становится не карьера, а гармоничные семейные отношения, любовь к супругу, детям.

Неблагоприятные события жизни иногда бывают полезны для человека, у которого возникают проблемы в расстановке приоритетов в жизни. Они помогают найти истинные ценности и смысл жизни

Другой пример – финансовые трудности, которые заставляют человека посмотреть на мир другими глазами, искать варианты выхода из критической ситуации. Психологи приводят множество примеров, когда индивид полностью пересматривает свои взгляды на деньги, материальный достаток, свое окружение.

Болезнь, особенно, если она считается опасной, также заставляет пересмотреть свои взгляды на ценности жизни

Главными для больного становятся здоровье, возможность радоваться каждому прожитому дню, все остальное неважно

Можно привести много примеров, когда на первый план выдвигаются те ценности, которые когда-то считались второстепенными, и, наоборот, основные оказываются не столь значимыми.

Важно! К некоторым событиям, даже негативным, надо отнестись очень внимательно, так как они могут дать толчок к переосмыслению жизненных идеалов. Даже возникающие ощущения от каких-либо событий могут нести за собой желание пересмотреть их и расставить новые приоритеты

Недовольство жизнью

Бывают случаи, когда человек испытывает неудовлетворенность по поводу своей деятельности. Замечено, когда работа становится обузой, недовольство начинает распространяться на другие сферы жизни, например, семью. Вся эта неудовлетворенность порождает сомнения в правильности любых действий. Окружающие могут убеждать человека игнорировать недовольство, считать его временным. Если обратиться за психологической помощью в этот период, любой специалист скажет, что лучше всего пересмотреть убеждения и принципы.

Перебор с самокритичностью

В момент переоценки жизненных приоритетов, что случается практически с каждым в тот или иной период жизни, психологи предупреждают об излишней самокритичности. Критика в некоторых случаях даже полезна, но она не должна выходить за рамки, так как перебор может подорвать самооценку и веру в успех. Излишняя самокритичность – признак внутренних противоречий, которые следует выявлять, и бороться с ними.

На определенном жизненном этапе у человека возникает необходимость пересмотреть свои жизненные ценности, чтобы вернуться в комфортное существование. В большей степени этому способствует сложное психологическое состояние

Пессимистический настрой ко всему происходящему

Часто неуверенность в себе или отсутствие перспектив мешает правильно расставить приоритеты. У неуверенных в себе людей психологи выделяют главное отличие от окружающих – нерешительность. В итоге человек совершает действия, которые противоречат его внутренним убеждениям, но «так делают все». Пессимизм приводит к тому, кто в один момент человек делает вывод: приоритеты, расставленные под влиянием общества, совсем не совпадают с истинными, главными для него. Такое озарение может привести к пессимистическому настрою, а может стать толчком к изменению своих взглядов на мир.

Всеобъемлющая скука

Иногда к пересмотру жизненных ценностей приводит, как это ни странно, скучное существование. Человек не проявляет инициативу по отношению к своей жизни и начинает плыть по течению. По мнению психологов, чаще всего такое состояние появляется, когда неправильно расставляются приоритеты, и на первый план выходят ложные ценности. Например, человек всю жизнь стремился к материальному благополучию и, действительно, добился больших успехов на данном поприще: квартира, дача, машина, должность (всего добился, чего хотел). Но приходит осознание, что самое главное он пропустил. Любой специалист скажет, что необходимо осознать приоритетные ценности и определиться с целью, тогда появится интерес к жизни.

Материальные ценности и их специфика

Известно, что одними из первых, кто обратился к изучению природы ценностей, были философы древности. В частности, еще Аристотель задавался вопросом о сравнимости разных вещей и говорил об их полезности, т.е. ценности для человека. Позднее к понятию ценность обращались такие известные экономисты как Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо, А. Смит, К. Маркс, Е. Бем-Баверк и др.

Хотя многие проблемы ценностей были поставлены еще древнегреческими философами, общефилософского статуса категория ценность не получила. Только бурное развитие экономической мысли заставило философов заняться проблемами ценностей. Известный исследователь О. Г. Дробницкий пишет, что слово «ценность» не обладало строго значимым смыслом и поэтому имело множество синонимов: достоинство, заслуга, польза, благо, стоимость, достояние, и т.п. Лишь в политической экономии данное понятие имело более или менее определенное содержание, откуда оно, по-видимому, и было взято философами [6.7.]. Следует отметить, что в российской науке эта проблема долго игнорировалась и лишь начиная с 60-х годов ХХ века делаются первые попытки осмыслить общефилософскую природу ценностей.

В предшествующий период наиболее развитую и логически убедительную форму учение о ценностях приобретает у К. Маркса.

Главный труд К. Маркса «Капитал» посвящен исследованию не только чисто экономических проблем, но имеет и более широкую проблематику, связанную с выяснением философских, гносеологических и аксиологических вопросов не только экономических явлений, но и культурных. При исследовании природы ценностей Маркс обращается, прежде всего, к изучению материальных, производственных, экономических отношений общества, ценностей материальной культуры.

Ученый констатирует, что вещи, культура приобретают ценность благодаря труду. Труд в цивилизованном обществе имеет двойственную природу. Он носит абстрактный и конкретный характер.

В первом случае труд выступает как расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом качестве одинакового, или абстрактно человеческого труда труд образует стоимость товара.

Всякий труд, с другой стороны, есть расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного труда он создает потребительские стоимости.

Таким образом, К. Маркс фиксирует двойственность человеческих ценностей – они носят абстрактный и конкретный характер, выступают как стоимости и потребительские стоимости продуктов труда, изготовленных на продажу. Ценности выступают как многокачественные явления. По крайней мере у них есть два качества – быть стоимостью и потребительной стоимостью. В основании первой, стоимости, лежит продолжительность рабочего времени, потребительная стоимость измерена рабочим временем быть не может. Между этими качествами не всегда наблюдается соответствие.

Любой товар обладает потребительными качествами, он удовлетворяет те или иные потребности людей. Т.е. он обладает ценностью. И в этом случае мы говорим о совпадении культуры и ценности. Человек не делает ничего, что бы не удовлетворяло его потребности, желания, интересы, запросы – материальные и духовные. И с этой точки зрения, поскольку они соответствуют природе человека, общества, они выступают как культура. Потребности общества и отдельного человека не остаются неизменными, они развиваются. В обществе действует общесоциологический закон возвышения потребностей. Поэтому и ценности культуры также меняются и развиваются, они возвышаются.

В условиях товарного производства, при которых вещь, изготовляемая человеком, изначально предназначается другому и попадает к нему в ходе купли-продажи, большую роль играет ее стоимостные характеристики. Не всякая потребительная стоимость может быть реализована как общественная стоимость. И с этой точки зрения, не всякая вещь может иметь стоимость, быть ценностью. Поэтому не всякое явление культуры может выступать как ценность. Например, товар может быть не куплен и не востребован как определенная культура, поскольку цена, превращенная форма стоимости, может быть слишком высока. А это будет происходить, если затраты на его производство превысили общественно-необходимое время, т.е. если издержки на его производство будут выше, чем те, которые сложились у большинства производителей, выпускающих основную массу данной товарной продукции.

Потребительская ценность товара может быть реализована весьма причудливым образом. Например, почтовая марка, испорченная гашением или браком, не обладает потребительной стоимостью. Но это не значит, что она не имеет цены. В глазах коллекционера марок ее ценность может быть весьма высока. Но значит ли это, что мы должны портить все почтовые марки – нет. Так как в этом случае цена на них понизится.

В первом томе «Капитала» К. Маркс акцентировал внимание на затратной концепции стоимости. Что касается третьего тома, в котором Маркс намерен был исследовать более богатую и конкретную категорию «рыночная стоимость», то он не успел завершить его.

Известно, что Ф. Энгельс намеревался дополнить и уточнить теорию стоимости. Он считал, что стоимость вещи включает в себя оба фактора – издержки производства и полезность вещи: «Стоимость есть отношение издержек производства к полезности» (МЭ. Т. 1. С. 552–553

). Ближайшее применение стоимости имеет место при решении вопроса о том, следует ли вообще производить данную вещь, т.е. покрывает ли ее полезность издержки производства. Лишь после этого может идти речь о применении стоимости для обмена. Если издержки производства двух вещей одинаковы, то полезность будет решающим моментом в определении их сравнительной стоимости, считал Ф. Энгельс.

Итак, мы можем констатировать, что культура как ценность может быть рассмотрена в двух аспектах.

Первый составят те ее стороны, которые связаны с удовлетворением потребностей людей, принесением той или иной пользы. Действительно, человечество избегает производить бесполезные вещи, совершать бесполезные поступки, деяния, создавать бессмысленные идеи. Поэтому с этой стороны любая культурная форма является ценностью. Она создается человеком для человечества. Культура всегда обеспечивает человеку, ее создателю и носителю те или иные преимущества, она является полезной для человека, она является ценностью. Именно эту сторону культуры абсолютизируют те авторы, которые отождествляют культуру и ценности. Они забывают, что у культуры есть и вторая сторона.

Вторую сторону культуры составляют те обстоятельства, выяснение которых позволяет ответить на вопрос, следует ли вообще производить данную вещь, т.е. покрывает ли ее полезность издержки производства. Может сложиться такая ситуация, когда издержки производства данной культуры будут превышать ее полезность. В этом случае эта вещь может и не производится обществом, т.е. будет не принята им как культурная ценность. Такова судьба многих открытий, изобретений. Любое открытие для своего внедрения требует соответствующих издержек производства. Иногда они превышают тот полезный эффект, который принесет изобретение. В этих условиях открытие чаще всего отвергается обществом, его ценность не признается. Таким образом, если производство данной культуры обходится слишком дорого, она отвергается и не производится. Она оказывается в действительности несостоятельной как ценность. В таком случае ценность и культура не совпадают.

Иногда потребительные свойства той или иной вещи в глазах окружения приобретают столь высокую оценку, что производитель готов производить ее, даже если ее издержки превысят приносимую ею пользу. Например, производство ювелирных украшений. Их присвоение возможно рядом людей, доходы которых намного превышают доходы основной массы производителей. В этих условиях в действительности их культурная ценность может быть реализована лишь для группы богатых граждан. Для остальной массы населения их ценность будет оставаться в области возможного, мысленного, потенциального. Их ценность остается предметом вожделения, мечты, зависти, страсти, которые для большинства граждан так и не претворяться в действительность. Таким образом, мы можем говорить о реальных культурных ценностях и иллюзорных, действительных и возможных.

В погоне за прибылью предприниматели иногда налаживают производство совершенно ненужных вещей, бесполезных, а иногда и вредных, например, табака. На их производство затрачивается труд, т.е., они выступают как стоимости и являются ценностью культуры. Но такого рода ценности носят мнимый характер.

Еще К. Маркс в «Капитале» указывал на субстанцию стоимости – абстрактный труд и отмечал, что если вещь бесполезна, то и затраченный на нее труд «не образует никакой стоимости» (МЭ. Т. 23. С. 49

). Производство табака, алкоголя совершенно бесполезны, более того, вредное для здоровья человека производство. Но в условиях цивилизации, целью которой выступает получение прибыли, это прибыльное производство. А значит оно получает форму производства стоимости, но это мнимые стоимости и мнимые ценности.

Как форма производства прибыли, производство бесполезной или вредной продукции получает ценностную форму. Она сохраняется и воспроизводится как ценность и материальная и духовная. Как материальная ценность бесполезное или вредное производство является приложением усилий многочисленной армии труда, функционирования высокопроизводительной техники, приложения высоких технологий, значительных энергозатрат. Но на самом деле это лишь непроизводительное использование человеческих вещественных, энергетических и личностных производительных сил, их расходование, а не производство, бесполезные затраты общества. С духовной стороны, производство мнимых ценностей сопровождается производством соответствующих социальных форм духовной продукции: созданием имен (наименованием продуктов и услуг), производством мифов (соответствующей обработкой имен в интересах социальной группы), разработкой идеологий (системой аргументов, призванных представить групповой интерес в качестве всеобщего). В результате этого мнимые ценности культуры получают равный статус наряду с действительными и усваиваются обществом.

В дальнейшем К. Маркса привлекает проблема прибавочной стоимости, что связано с исследованием количества затраченного труда. Это способствовало распространению затратной теории стоимости. В этом случае стоимость измеряется затратами или издержками абстрактного труда, а полезность отодвигается на задний план. Реальная ценность вещи определяется и ее полезностью (потребительной стоимостью) и затратами труда (издержками), стоимостью. Когда речь идет о стоимости, т.е. ценности в «Капитале» Маркса, многие утверждают, что это чисто экономические определения, которые не могут претендовать на всеобщий, философский статус. Иногда говорят, что писатель рассматривал экономическую ценность как исторически преходящее явление, а философские определения носят непреходящий характер. Поэтому высказывается намерение искать общефилософские определения стоимости, ценности. Попытки представить экономические или хозяйственные ценности в виде частного случая более общего понятия – ценности, особенно активизировались со второй половины XIX века, когда широкую популярность приобрела аксиология – философское направление, ставящее в центр своего внимания проблемы ценности. Но они сохраняются и в современности. В частности, некоторые авторы предлагают исходить из понимания ценности как «расходования человеческой силы в физиологическом смысле», как «абстрактно-человеческой деятельности».. Так, П. Р. Леиашвили считает, что «ценность в философском смысле представляет собой абстрактный результат деятельности и есть единство абстрактной полезности и абстрактных затрат, воплощенных в результате» (Леиашвили П. Р. Анализ экономической ценности. М. Экономика. 1990. С. 55

). В этом случае категория труд подменяется категорией деятельности, что неправомерно. И действительно, мы можем измерить расходование сил человека в любом виде деятельности – труде, танце, пении, живописи. Подвести эти виды деятельности «под абстрактно-человеческую деятельность». Так, пение, танец есть расходование человеческой силы в физиологическом смысле. Далее необходимо указать единое основание, на их осуществление нужно потратить определенное время, рабочее время. Проверим, как эти положения действуют на практике. Можем ли мы оценить танец, пение, труд художника как рабочее время или расходование человеческих сил, измеренное в каком-либо ином физическом, физиологическом отношении? Нет и еще раз нет.

В. Иванов писал свою картину «Явление Христа народу» около двадцати лет. Пабло Пикассо набросал свой рисунок «Голубки» в считанные минуты. Значит ли это, что первое произведение должно многократно превосходить второе, так как на его создание потребовалось большее количество времени? Нет. Можно ли оценить труд танцора рабочим временем – на этот вопрос мы ответим отрицательно. Труд танцора это, прежде всего, духовная деятельность. Она важна для нас своим результатом, своим духовным воздействием на зрителя. Труд танцора невозможно измерить количеством километров, которые он «набегает» во время представления, или высотой прыжков. Здесь играют свою роль духовные факторы, а они не измеряются рабочим временем. При выявлении ценности труда танцора, поэта, художника мы не можем абстрагироваться от таких важных характеристик человеческой деятельности как вдохновение, талант, творчество. Не всякая абстрактная деятельность может быть сведена к рабочему времени. Т.е. попытка подменить категорию труда, лежащую в основании ценностей, категорией деятельности приводит к вульгаризации, упрощению и искажению теории ценностей. В этом случае не учитывается сам ход социальной истории, ее первичные детерминационные связи и отношения, игнорируется реальное строение общественного организма. Общество как целостная система включает в себя первичные и вторичные, определяющие и определяемые факторы, действительные и иллюзорные, актуальные и потенциальные связи и отношения.

То определение стоимости, ценности, которое дал Маркс, имеет не только исторический или экономический характер. Оно несет в себе и общефилософское понимание природы ценностей, т.е. оно является конкретно-всеобщим. Как конкретно-всеобщее отношение, нашедшее свое отражение в понимании ценности у К. Маркса, стоимость включает в себя абстрактно всеобщее как свое простое и исторически исходное отношение. А поскольку оно исторически исходно, то оно производится и воспроизводится вновь и вновь, сохраняет свое значение в качестве эмпирического и эвристического начала, обогащая его и распространяя свое действие на сферу конкретного – экономику, и через нее на другие области общественной жизни. И в этом случае речь у К. Маркса идет о всяком труде, т.е. труде в его конкретной форме. А этот труд создает в условиях цивилизации товар, а не продукт.

«Труд вообще» есть расходование рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно-всеобщего человеческого труда, он образует стоимость продуктов, или стоимость. Не всякая деятельность, а только труд, т.е. процесс, осуществляемый человеком в отношении природы посредством своих орудий труда, в ходе которого он преобразует природу, придает ей иные материальные формы. Эти материальные формы оказываются зависимыми «от изменений величины рабочего времени, необходимого для их производства» и составляют продукт труда.

В условиях цивилизации стоимость и потребительная стоимость расходятся и не совпадают. Их единство и соответствие нарушается. Продукт труда – превращается в товар. Между полезностью и стоимостью возникает противоречие, что наблюдается и в сфере культуры. Сама культура распадается на свои ценностные и не ценностные формы.

Классики марксизма считали, что в будущем «план будет определяться в конечном счете взвешиванием и сопоставлением полезных эффектов различных предметов потребления друг с другом и с необходимым для их производства количеством труда. Люди сделают тогда все это очень просто, не прибегая к услугам прославленной «стоимости» (МЭ. Т. 20. С. 321

).

В «Капитале» К. Маркс писал, что «только там, где производство находится под действительным, предопределяющим контролем общества, это производство, общество создает связь между количеством общественного рабочего времени, затрачиваемым на производство определенного предмета, и размерами общественной потребности, подлежащей удовлетворению при помощи этого предмета» (МЭ. Т. 25. Ч. 1. С. 205

). Только в этом случае культура сбросит с себя ограниченную мерку стоимостных форм и будет вся выступать в единстве с ценностями общества. В условиях ассоциации, где объектом регулирования становится и «всякий труд» (частный) и «труд вообще» (всеобщий), стоимость и потребительная стоимость совпадают. Здесь создаются условия для тождества мира ценностей и мира культуры. Поэтому можно сказать, что общефилософское понимание природы ценностей связано с выделением всеобщего труда как той основы, на которой будет происходить единение материального и духовного производства, культуры и ценностей. Труд, в котором индивидуальный производитель способен создавать продукт, обладающий до всякого процесса обмена общественной (всеобщей) значимостью и ценностью, К. Маркс называл «всеобщим трудом», отличая его от труда абстрактного, общественное назначение которого не зависит от его конкретного содержания (
там же, с. 99,101
).

Весьма интересные соображения по поводу природы ценности высказал другой автор, Г. И. Башнянин. Он обращает внимание на то обстоятельство, что при производстве мы имеем два рода факторов. Первое. Это затраты. Они измеряются рабочим временем и приводят к появлению стоимости и цены. Вторая группа факторов связана с необходимостью получения результатов. Это приводит к тому, что продукт получает полезность, что отражается в его оценке. Ценность продукта формируется на основе и цены и оценки, как их результирующая форма. Г. И. Башнянин выделяет три типа экономики: детенсивный, экстенсивный и интенсивный. В первом типе экономики равновеликие по уровню результатов производства товары обладают разными полезностью, оценкой и ценностью (как правило, меньшими). Во втором типе экономики равновеликие по уровню результатов товары обладают равновеликими полезностью, оценкой, ценностью. В третьем типе экономики равновеликие по уровню затрат товары обладают разными (как правило большими) полезностью, оценкой и ценностью. Но в разных типах экономики оказывается разным и соотношение между ценой, оценкой, стоимостью и полезностью, затратами и результатами. Так, в интенсивной экономике в равновеликих товарах по цене представлены разные оценки (как правило, большие). В равновеликих товарах по стоимости представлены разные полезности (как правило, большие). В равновеликих по результатам товарах представлены разновеликие затраты (как правило, меньшие) [2. 40, 59, 62.]. Как мы видим, соотношение между полезностью вещи, ее стоимостью, ценой и оценкой в разных типах экономики различно. А значит мы можем сказать, что соотношение между культурой общества и ее ценностью в разных типах экономик также будет различаться. В то же время мыслители XIX века верили, «только громадный рост производительных сил, достигнутый благодаря крупной промышленности, позволяет распределить труд между всеми без исключения членами общества и таким путем сократить рабочее время каждого так, чтобы у всех оставалось достаточно свободного времени для участи в делах касающихся всего общества, как теоретических, так и практических» (МЭ. Т. 20. С. 187

). Они связывали достижение этого положения с развитием производительных сил общества и человека, считая, что « по мере развития крупной промышленности созидание действительного богатства становится менее зависимым от рабочего времени и от количества затраченного труда, чем от мощи тех агентов, которые приводятся в движение в течение рабочего времени и которые сами, в свою очередь (их мощная эффективность), не находятся ни в каком соответствии с непосредственным рабочим временем, требующимся для их производства, а зависят, скорее, от общего уровня науки и от прогресса техники или от применения этой науки к производству» (
Т. 46. Ч. 11. С. 213
).

Культура как ценность не представляет собой единичного акта, раз и навсегда ставшего продукта. Она приобретает целостное бытие в результате общественного исторического процесса, охватывающего как ее производство, так и распределение, обмен и потребление в их историческом развитии.

Современное состояние ценностей

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.

Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.

Но это не значит, что все люди утратили нравственность, и что будущее человечества обречено. В приоритете саморазвитие, а развитие каждого человека обеспечивает развитие всего общества. Система ценностей стала другой, но это не значит, что она стала хуже или лучше. А асоциальные и безнравственные личности были во все времена. И система ценностей тоже неизменно менялась.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно»

Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

Роль жизненных ценностей

Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.

Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.

Составляющие личности

Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.

Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.

Предпосылки поведения

Приоритезация внутренних убеждений – это основной мотив, определяющие поступки людей, образ жизни и направленность деятельности

В зависимости от того, что важно индивиду, он осознанно или неосознанно будет стремиться следовать этой парадигме, выстраивать вокруг нее свои желания и планы

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Каждый поступок личности является отражением ее ценностей. Зная, на что в первую очередь опирается человек, можно предугадать его реакцию на какое-либо явление, лучше понять его мотивацию. Все мы воспринимаем мир через призму уже существующих парадигм, которые сформировались на основе прошлого опыта, поэтому так сложно бывает услышать и принять позицию другого.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

  • адаптация человека к окружающему миру;
  • удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Понятие «ценности»

Что называется ценностью? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что в данном случае мы говорим о ценностях, которые относятся к элементам культуры и являются одними из регуляторов общественной жизни людей. Такие ценности называются по-разному: «ценности культуры», «культурные ценности», «духовные ценности», «социальные ценности»

Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо.

Примеры ценностей: семейные ценности (ценность семьи), религиозные ценности (ценности религиозных обрядов, молитв и пр.), ценности здоровья (ценность здорового образа жизни) и так далее.В основе ценностей лежит идейная или абстрактная природа значений.

Другими словами, ценность сама по себе не всегда должна иметь предметное выражение, тогда как обязательно должна указывать на идею или понятие, которое выражает эта ценность. Приведем пример: семейные ценности могут быть отражаться в виде гармонии между любящими людьми, во взаимной любви и поддержке.

Не всегда эти ценности можно увидеть в предметном мире, хотя мы можем подтвердить их материально или в виде действия (примером могут быть символической подарок или поцелуй).

Сущность ценности состоит в ее значимости, приоритетности для человека или общества. Если данное понятие, принцип, смысл имеет социальную значимость, следовательно, он чаще всего может называться ценностью

Важно для понимания сущности ценности отметит и тот факт, что сама ценность нередко идеализируется в качестве социального идеала, к которому стремятся люди

Чтобы человек смог определить свои ценности, мы можем задаться вопросом – «для чего/зачем я поступаю именно так»? Особенно если данный поступок для человека является сложным или является результатом какого-то нравственного выбора

Люди обращаются к ценностям тогда, когда им нужно совершить выбор, принять жизненно важное решение

Однако ценности не напрямую указывают — как надо поступить, а скорее предоставляют людям духовную шкалу для оценки ситуации, поведения человека, события, процесса.Ценностью называется только такая значимость, которая имеет социальную природу, т.е. она существует только если разделяется сообществом людей относительно того что считать важным, ценным, значимым.

При этом ценности выражают значимость людей, явлений, предметов, событий, процессов окружающей действительности на основе их соответствия интересам данного сообщества или отдельного человека. От ценностей зависят и те цели, к которым стремятся социальные группы или отдельный человек.

Свойства ценностей:

  • ценности носят идеальный характер;
  • ценности указывают на добровольный выбор идей со стороны общества, человека;
  • ценности объединяют людей в сообщества (в семью, корпорацию, нацию);
  • ценности принимаются свободно, путем их признания (в отличие от вещей, которые можно отнять, украсть и т.д.);
  • ценности могут меняться, исчезать, появляться (например, в результате переоценки ценностей);
  • ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях или процессах жизни.

Ценности не возникли сами по себе, они стали результатом духовного развития человечества, или стали ответом людей на нравственные и эстетические вызовы истории. Поэтому сегодня мы видим многообразие ценностей в разных сообществах людей.

Список основных признаков

Важность – личность дорожит установками и следует правилам, в противном случае развивается депрессия от неудовлетворённых желаний.

Осмысленность – без внутреннего контроля и дисциплины следование принципам невозможно.

Предприимчивостьисамодостаточность – установки применяются на деле без противоречивых советов окружения.

Позитивный настрой – с ним любые проблемы будут восприниматься проще, позволяя активировать внутренние резервы на преодоление сложностей и выполнения неприятных обязанностей.

Поэтому всё чаще можно встретить различного рода менторов, обещающих помочь в развитии личности, так как идёт активный запрос общества на яркие индивидуальности.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.


Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные – то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые – имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные – вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример — аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные – этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса — социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.


В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Как определить свои базовые ценности в жизни?

Выявить свои базовые ценности можно самостоятельно с помощью упражнения «7 шагов, чтобы обнаружить свои личные основные ценности». Пройдите по шагам и определите ваши личные приоритеты.

Многие люди, когда поднимается тема ценностей, хотят выбрать какие-то значения из списка. Ведь так проще, как им кажется.

На самом деле, ценности не выбираются, их в себе нужно обнаружить. Наши приоритеты нужно выявить, раскрыть.

Когда вы просматриваете основные приоритеты из списка, то ваше сознание сразу же сделает оценку, какие из перечня ценности лучше, а какие хуже. Если вы будете подстраиваться под своё сознание, то конечно выберете те значения, которые звучат «хорошо». Но, это вовсе не означает, что это ваши персональные ценности.

Обязательно пройдите второй шаг упражнения. Во время его прохождения вы поймёте, какие ваши истинные личные приоритеты, а какие вы «выбирали».

Что это такое

У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной

С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.

Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение. Если индивид предаст свои базовые установки, он столкнется с внутриличностным конфликтом, что повлечет за собой состояние подавленности.

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.

Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.

В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.

Список основных признаков ценностных установок

Значимость

Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет. Во что бы то ни стало владелец стремится их соблюдать и оберегать

Осознаваемость

Как правило, люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, которую подгоняют под существующие внутренние нормы и правила с помощью самоконтроля и самодисциплины

Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих. Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции.

Классификация

Помимо материальных и духовных, профессор психологии и педагогики, Филипп Лерш, выделил три основных вида:

Жизненные

Это наши увлечения, хобби, желания и чувства. Если сказать проще – образ и стиль жизни. Для кого-то наиболее значимым является качественный отдых, отчего он пытается как можно чаще получать удовольствие и удовлетворение от путешествий. А кому-то важнее вкладываться в материальные вещи, радуясь пополнению коллекции марок или фигурок.

Собственной значимости

Эта категория больше характерна для личностей, которые стремятся реализовать себя, достигнуть высот и успеха, получив признание и уважение окружающих. Отчего все ресурсы и свободное время направляют в трудовую деятельность. Примером служат заядлые карьеристы, стремящиеся, во что бы то ни стало прийти к власти и прочее.

Смысловые

Исходя из названия, можно понять, что они придают смысл и значение действиям, желаниям, мечтам. Это стремление к творчеству, поиск чего-то идеального и совершенного. Искренние порывы служить на благо общества и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Каковы базовые жизненные ценности?

Основные приоритеты в жизни помогают определить, кто вы, что для вас, как для личности, важно. Именно ценности должны определять, во что вам стоит вкладывать энергию, ресурсы и время.

Не нужно смешивать цели и жизненные ценности. Цель — это то, к чему вы стремитесь, что достигаете. Когда одна достигнута, ставится новая цель и прилагаются усилия для её выполнения.

А ценности — это ваше сознательное проявление в отношениях, на работе, в обществе. Каждый день вы по приоритетам принимаете на себя обязательства, и нет конечной точки выполнения. Ценности практикуются всю жизнь.

Их определить можно при помощи простых слов или фраз.

Примеры:

  1. Здоровье
  2. Новизна
  3. Познание
  4. Дело
  5. Свобода

У каждого из нас от шести до десяти личных ценностей. Среди этих приоритетов нужно определить те, которые будут самыми важными. Те, которые для вас превыше всего.

Мы меняемся, обстоятельства меняют нас и ценности с течением времени также меняются. Они будут в разные периоды жизни отличны друг от друга. Продвигаясь по жизни, вы лучше будете себя узнавать, расти. Вместе с изменениями будут меняться и приоритеты.

Пересматривайте ваши личные ценности хотя бы раз в год.

«Роль ценностей в современном обществе»

Роль ценностей в жизни общества.

Егорушкина Анна,

Студентка группы ПНК -1А

Руководитель: Лунёва Юлия Сергеевна,

Преподаватель обществознания

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. Ценности – это относительно устойчивое, социально- обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценность — то, чему человек осознанно назначает высокую цену, чем дорожит и ради чего готов жертвовать чем-то другим, платить усилиями, временем или деньгами. Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: материальные и духовные. Материальные ценности- это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. Совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются системой ценностей.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, т. е имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения.

Изучение ценностей показало, что они связаны с возрастом, полом и культурой общества. Так, например, в молодости человек может больше всего ценить независимость и свободу, а к старости – благополучие и жизненный комфорт. Мужчины больше стремятся к достижениям, а женщины в большей степени ориентированы на ценности любви и семьи.

Ценностные ориентации — это ядро личности, обусловливающие ее активность.

Ценности не возникают неизвестно откуда, они формируются в процессе

социализации, на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и носят динамический характер.

Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Важной ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне – развития и самосовершенствования человека.

На протяжении всей жизни ценности большинства людей будут меняться.

В целом, для обычного человека из социума, система ценностей выглядит так:

1. Здоровье (воспринимается, как главная ценность);

2. Материальное благополучие (гарантированно входит в первую тройку сегодняшних социальных ценностей);

3. Работа, карьера;

4. Семья и любовь;

5. Духовные ценности;

6. Самореализация и самоактуализация;

7. Отдых (бессознательная ценность в вечно неопределенных рамках);

9. Свобода;

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Новый подход к определению ценностей

Ценности – это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности – цели, к которым стремятся люди – равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

Практика «Сравнение»

Возьмите лист бумаги, ручку и запишите семь ценностей, которые первыми пришли в вашу голову. На третьем пункте может стать сложнее, но останавливаться нельзя. Если совсем не получается, сядьте удобно, расслабьтесь, подышите, помедитируйте, посмотрите в окно – отвлекитесь и снова вернитесь к списку.

Написали семь пунктов? Теперь пришло время их сравнить. Сравниваете первый со вторым – возле того, который нравится больше, ставите галочку

Важно в это время опираться не на ум, а на свои ощущения. Постарайтесь почувствовать внутреннюю реакцию на каждый пункт: холодно, тепло, тяжелее дышится или легче… Так последовательно сравните все пункты: первый – со вторым, с третьим, с четвертым, с пятым…, второй – с третьим, с четвертым, с пятым… После того, как сравните все пункты и поставите все галочки, посмотрите, возле какого пункта их больше

Это и будет самая большая ценность вашей жизни, на которую вы чаще всего опираетесь.

Это простой, но очень действенный способ, потому что, когда вы концентрируетесь на ценностях, они начинают работать. Все, что вас «включает» – это энергетический потенциал, потому что ценности – как солнце, которое заряжает вас новой энергией. Ценность – инструмент, который помогает разобраться во всем.

Если после выполнения практики вы чувствуете неуверенность в том, что определили именно свои ценности, а не навязанные обществом, родителями, окружением, продлите практику на более долгий период. Через день пишите список из 20 ценностей и проводите сравнение. Постепенно вы найдете именно те, которые вызовут отклик у вас внутри и вы поймете, что они ваши.

Ценности – это …

Слово «ценности» является однокоренным к слову «цена». Следовательно, ценности – это то, что имеет свою цену. При этом цена не обязательно выражается в денежном или ином материальном эквиваленте. Цена и ценность не синонимы.

Объясню на примере: допустим, цена трактора = 3 млн. руб. Но учителю Иванову трактор не нужен, поэтому ценности для него трактор не имеет.

Этот же Иванов обожает свою жену и маленькую дочку. Его любовь не имеет цены, но в то же время является основной ценностью в его жизни.

К моральным ценностям относят жизненные, семейные, нравственные, духовные. Далее рассмотрим толкование некоторых ценностей.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Сущность и значение ценностей

В первую очередь, аксиологи пытаются раскрыть тему природы ценностей. Имеются разные точки зрения по этому вопросу. Так, это и способность предмета или явления удовлетворить нужды людей, их мечты и побуждения, идеи, понятия и принципы.

Значимым является осмысление объективности и субъективности ценностей, наличие красоты, честности, благородства. Кроме того, немаловажна здесь роль индивидуальных запросов, представлений личности, ее наклонностей.

Идеалы в своем большинстве представляют собой абстрактное понятие, умозрительное, абсолютное, совершенное, желанное. Они координируют поступки, действия человека, исходя из текущей действительности.

Ценности, особенно нематериальные, осуществляют роль духовных и социальных ориентиров, стремлений человека к реальному их воплощению посредством конкретных действий.

Также они сохраняют взаимосвязь с прошлым: функционируют как культурные традиции, обычаи, устоявшиеся нормы. Это играет важную роль в формировании любви к Родине, преемственности семейных обязанностей в их моральном значении.

Ценности участвуют в становлении интересов, мотивов и целей; являются регуляторами и критериями оценки поступков людей; служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

Внутренние сигналы, которые заставляют переосмыслить жизненные ценности

Мы уже выше упоминали о факторах, которые способны заставить человека переосмыслить жизненные ценности. Люди могут всю жизнь прожить с системой ценностей, но всё чаще начинают появляться признаки, которые вынуждают их переосмысления. Все признаки могут появляться по отдельности или вместе. Это является первым сигналом для того, чтобы задуматься о своих жизненных ценностях и, возможно, их нужно подкорректировать. Не каждому удаётся это осознать, а потому некоторые обращаются к профессионалам за помощью. Лучше обратиться к психологу, чем прожить с вечным внутренним конфликтом.

Начали часто задумываться, что вы недовольны жизнью?

Бывают случаи, когда человек испытывает жуткую неудовлетворённость в некоторых сферах жизни, а может и во всех сразу. Работа стала ненавистной, любимый человек не отвечает взаимностью, а дом, в котором живёте никогда вам не нравился. Вся эта неудовлетворённость порождает сомнения в правильности действий. Всё, что происходит в жизни это лишь результат наших поступков. Вся ответственность за неудачи возложена на наши плечи. Недовольство можно игнорировать, но это не поможет. Следует пересмотреть убеждения и принципы, по которым вы живёте.

Перебор с самокритичностью

Критика в некоторых случаях даже полезна, но она не должна выходить за рамки. Вы должны понимать, что перебор самокритики может подорвать самооценку. Как следствие человек теряет банальную веру в успех. Излишняя самокритичность признак внутренних противоречий, которые следует выявить и тут же решить.

Пессимистический настрой ко всему происходящему

Неуверенность в себе или отсутствие перспектив плохой признак. Это говорит о том, что человек совершает действия, которые противоречат его убеждениям. Совершая поступки, которые не противоречат жизненным ценностям, всегда наполнены оптимизмом.

Всё происходящее навевает скуку

На нашем сайте есть подходящая статья, которая отвечают на вопрос: «Что делать, если скучно». В нашем случае скука несёт большую угрозу для человека. Человек перестаёт проявлять инициативу по отношению к своей жизни и начинает плыть по течению. Немаловажный факт, что личность потерявшая цель жизни может попросту умереть. Человеку необходимо осознать приоритетные жизненные ценности и определиться с целью и только после этого появится интерес к жизни.

Роль материальных ценностей в жизни общества

Материалистические ценности отражают приоритет, который люди отдают целям, таким как деньги, имущество, имидж и статус. Подтверждая озабоченность многих приверженцев духовных ценностей, эмпирические исследования подтверждают идею о том, что материалистические и духовные ценности являются относительно несовместимыми целями в жизни. Например, исследования показывают, что чем больше люди сосредоточены на материалистических целях, тем меньше они склонны заботиться о духовных целях.

Кроме того, хотя большинство духовных традиций направлены на уменьшение личных страданий и поощрение сострадательного поведения, многочисленные исследования показывают, что чем больше людей отдают приоритет материалистическим целям, тем ниже их личное благополучие и тем выше вероятность того, что они будут вовлечены в манипулятивные, конкурентные и экологически-разрушительные действия.

На основе результатов данных исследований можно сделать вывод о том, что, хотя материалистически-ориентированные члены общества и имеют более высокий финансовый достаток, они оказывают негативное влияние на многие сферы жизни социума.

Примеры жизненных ценностей человека

Для понимания важной роли жизненных ценностей полезно чаще обращаться к ситуациям, которые не всегда люди замечают, считают их обыденными. Вот пример из жизни: волонтеры в детских домах или домах для престарелых считают, что, оказывая неоценимую помощь другим, они испытывают глубокое моральное удовлетворение

Психологи объясняют это тем, что при хороших поступках в кровь выбрасываются гормоны радости (дофамин, серотонин). Волонтерам может стать не каждый, ценности жизни должны быть настолько высоки, чтобы свою цель видеть в помощи другим и испытывать от этого удовлетворение.

Чтобы достичь познания важных для себя приоритетов, психологи советуют начать с простого, составить список наиболее значимых и выполнять их немедленно

Примеров расстановки жизненных приоритетов множество: для одних целью может стать желание покорять горные вершины, пересекать океаны, изобретать новые технологии, другим достаточно стремления к тихой семейной жизни, воспитанию детей, овладению любимой профессией. Третьи считают, что именно карьера, бизнес, успех – есть истинная цель жизни.

Психология дает важный, в то же время простой совет тем, кто мечется в поисках приоритетов в своей жизни. Определиться со своими ценностями не так просто, как видится на первый взгляд. Поэтому можно начать с простого составления списка ценностей, затем выбрать из него наиболее значимые для себя, к которым нужно стремиться прямо сейчас.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]