Определение понятия субличности в психологии
Понятие субличности человека ввел итальянский психолог и психиатр Р. Ассаджиоли. В психологии принято использовать такое определение субличности, его дал Асаджиоли: «Это определенная совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т.д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании».
Замечали ли вы за собой, что иногда по-разному реагируете на одни и те же события? А что ведете себя по-разному в похожих условиях? Так проявляют себя другие Я. Они находят выражение в наших поступках, словах, действиях, мыслях, качествах, способностях, навыках. Они связаны с социальными ролями и статусами. Каждый человек играет множество ролей. Иногда они входят в противоречие, в такие моменты мы обращаемся сами к себе, разговариваем сами с собой, а точнее, с альтернативными личностями.
Интересно! Термин «субличность» в психологии – это психологическая метафора, которую используют психологи для упрощения, сокращения описания определенного набора привычек, убеждений, качеств личности. Кроме внутренних изменений, при смене субличностей заметны и внешние перемены. У человека может измениться осанка, тон голоса, скорость речи, мимика и жесты.
Субличности – это не патология, а норма. Внутренний мир человека состоит из множества Я. Они помогают удовлетворять потребности и желания, защищают главное Я. Возникает вполне логичный вопрос: если это нормально и даже хорошо, то почему психология уделяет столько внимания этому феномену, почему так важно работать над субличностями? Давайте разбираться во всем по порядку.
LiveInternetLiveInternet
Итак, что такое субличности (subpersonalities)? В некотором упрощенном понимании — это «a person’s inner community of selves», что можно перевести так: «множество внутренних «Я» человека». В себе мне пока их трудно обнаруживать, зато (как обычно) легко в других. Вообще, снаружи все видится явнее. Можно заметить резкие перемены, происходящие с человеком. Только что был Скромнягой, а вот уже и Эксгибиционист, субличности стремительно сменяют одна другую. Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), которую разработал психиатр Р. Ассаджиоли. В соответствии с его теорией, субличность представляет собой подструктуру личности, обладающую независимым существованием. Вот пример, как проявляются разные субличности: когда я просыпаюсь, я думаю о том, как хорошо было бы вставать пораньше. Но на другой день звонит будильник, и я понимаю, что человек, который сейчас решает, вставать ему или не вставать, относится к этому иначе. У него другая жизнь. Если пользоваться теорией субличностей, к окружающим можно найти свой подход. Грубо говоря, вместо «он хам» — «он в данный момент ведет себя со мной как хам». Один психолог объясняет феномен субличностей так: «Согласен, что термин «субличности» звучит несколько смущающе. То есть выглядит это так, что внутри тебя живет какой-то странный муравейник из черт знает кого. На самом деле все эти субличности – нейрональные сети, которые работают в привычном режиме. Сколько внутри нас таких схем? Сказать невозможно. Предположительно, каждый наш навык и даже новый инсайт является новой схемой». Вообще, у каждого человека свой набор субличностей, которые отличаются от субличностей других людей. Важно проименовать каждую субличность, например: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная девочка, Умник, Одинокий волк, «Что подумают люди», Критик, Саботажник, Бухгалтер и так далее. Пример внутреннего разброда и несогласия субличностей во внутреннем диалоге: ГОЛОС ПЕРВЫЙ: — Саша, ты должен сегодня поработать. Ты же хочешь получить премию? ГОЛОС ВТОРОЙ: — Потратить весь вечер на работу?! Да я лучше позвоню Ленке, поболтаем или потусим! Я так давно не веселился. ГОЛОС ТРЕТИЙ: — Не хочу видеть эту Ленку! Она все время меня подкалывает и «изящно» унижает. Я себя чувствую униженым рядом с ней. Поскольку психика себе не враг (в большинстве случаев), то можно предположить, что у каждой субличности есть свои желания, свои цели, даже своя миссия. Например — оградить человека от чего-нибудь, что субличность считает опасным. Можно провести такой диалог с субличностями (предварительно найдя их и дав имена).
Родитель, Взрослый или Ребенок Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом. Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя. Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком. В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится. В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей». Между Персоной и Тенью Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы. Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины. Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины. Побег от самого себя: что такое диссоциативная фуга? В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений. Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам. Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья. Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ. Как договориться с внутренним критиком? Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать. Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю. Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально. Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью. Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутреннего героя» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.
Зачем работать с ними
Альтернативные личности могут жить мирно, а могут и вредить друг другу, вступать в конфликты. Нужно работать над этим для того, чтобы человек контролировал свои субличности, а не они его. А также важно следить за тем, чтобы все альтернативные Я сосуществовали в гармонии. Если же какое-то Я вредит человеку и его окружению, то от этой субличности нужно избавляться.
Запомните! Работа с субличностями нужна для того, чтобы они не выходили из-под контроля.
Чем опасны субличности человека
Думаю, дойдя до этого места статьи, вы уже задались вопросом: «Где та тонкая грань между нормой и патологий в виде диссоциативного расстройства личности (раздвоения, расслоения личности)?». Да, этим и опасны альтернативные Я: они могут поглотить истинное Я человека. Причем психическое расстройство – это крайний вариант осложнений.
Есть и другая опасность: человек не утрачивает связь с реальностью, но альтернативных личностей так много, что они все дальше уводят индивида от самого себя, сбивают его с истинного пути, мешают найти предназначение. Проще говоря, человек живет по чужому сценарию, не может полноценно самореализоваться.
Поэтому так важно выводить это на уровень осознанности и контролировать процесс, уметь переключаться с одной личности на другую, понимать, зачем каждая из них вам нужна, когда они пригождаются и т.д.
Запомните! Существуют полезные и негативные субличности. Первые помогают человеку в развитии, вторые препятствуют развитию личности.
Субличности, или кто смотрит через твои глаза?
Для более эффективного взаимодействия с другими людьми, для лучшего понимания себя, желательно выделять в своей личности определённые грани, которые называются субличностями. Субличности – это программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей (Домохозяйка, Спортсмен, Дочь, Лежебока, Ленивое Я, Великий комбинатор, Слесарь-интеллигент со средним образованием). Грани личности – это инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.
У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени. Например, несколько на работе («бухгалтер» и «душа компании»), несколько дома («строгий отец» и «любящий муж»), несколько с друзьями («любить поговорить» и «шутник»). И есть множество вспомогательных граней личности, которые используются реже и активизируются для выполнения более редких задач. У каждой субличности можно выделить оттенки, состояния в которых она чаще всего бывает. Например, «папа» может быть строгим, нежным, любящим, защитником, хозяином.
При активизации различных субличностей, человек может очень сильно меняться – меняется его поведение, мысли и желания, ценности, взгляд на мир и других людей. Его проявления в разных сферах жизни могут быть совершенно разными, человек, порой, преображается до неузнаваемости. Один и тот же человек, может быть молчаливым при общении с глазу на глаз и говоруном-заводилой в большой компании, где-то он – чистюля и педант, а где-то – безалаберный неряха. |
Пример «Школьник»
Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала. Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня – редкое достижение в этой игре. За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается – он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение). Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни – «буйный директор» на работе, а дома – «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.
В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями. Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться. Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.
Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.
Пример «Работа и дом»
Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».
Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.
Пример «Пробежка»
«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку. Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).
Если человек привык много врать себе, то он практически не замечает за собой лжи, не ощущает противного давящего чувства, его взор очень ограничен, много «белых» пятен, а попытки «раскрыть ему глаза» могут натолкнуться на очень большое сопротивление со стороны подсознания, агрессию. Ложь – это защита, которая сковывает проявления человека, сужает поле зрения и расходует его энергию, поэтому, желательно стараться защиты постепенно убирать, работать над собой (см. «Защиты психики»). Работа над собой – это достаточно болезненный процесс, но он вознаграждается тем, что человек развивается, сбрасывает часть оков, становится свободнее, сильнее и энергичнее (см. также статью «Энергия человека»).
Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей (см. пример «Консультация у психолога»). И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил (см. статью «Отождествление, осознанность, свобода воли и выбора»). В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности – человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом. Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.
Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно – если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет. |
Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека. В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль (например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы. См. также статью «Расстановки по Хеллингеру. Влияние систем на человека»). Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.
Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался (см. статью «Архетип» и в разделе «Высшие архетипы» статьи «Потеря и возвращение души») и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди» разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии). Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.
Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой. Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки. Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили. Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного – агрессирует, сменили на нежного – он нежный, активизировали лидера – он самозабвенно играет лидера, командует.
Пример «Мудрая женщина»
Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился). На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться. Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее.
Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации. Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает. Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил. Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.
Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).
Пример «Преображение мира»
Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.
Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку. Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую (см. технику выхода из навязчивых состояний в статье «Невидимый мир и его воздействие на человека»). Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.
Гнев | Печаль | Радость |
Для более глубокого изучения темы рекомендую книги Петра Успенского «В поисках чудесного» и Авессалома Подводного «Человек многоликий» (очень детально разработано).
←Точка сборки | Содержание | Архетип → |
Как возникают субличности человека
Все альтернативные Я озадачены одним и тем же – защитой внутреннего ребенка. Собственно, так они и возникают. Они защищают ребенка от негативного воздействия внешней среды, помогают развиваться и достигать целей.
Психолог Ш. Шварц пошагово описал механизм возникновения альтернативных Я:
- Человек получает психотравму, субличности возникают, чтобы защитить его от негативных чувств и эмоций: страха, стыда, вины, боли. Их называют изгнанниками.
- Чтобы контролировать изгнанника, появляется менеджер. Он старается всеми силами защитить человека от негатива. Например, если были изгнаны боль и разочарование в матери, то менеджер может защищать человека при помощи эмоциональной холодности, отстраненности от людей, недоверчивости.
- Иногда менеджеры не справляются, человек снова попадает в неприятную ситуацию, тогда тушить все эти чувства прибегают пожарные – еще одна группа субличностей. Они выбирают самые агрессивные способы, делают все, чтобы заглушить боль. Так в жизнь человека врывается алкоголь, беспорядочные половые связи, экстремальные виды спорта, ярость, грубость и прочее.
Не только сам человек бессознательно создает другие Я, этот процесс можно сделать осознанным. Психолог может создать субличности, чтобы помочь клиенту справиться с актуальной проблемой. Сам человек может создавать субличности, улучшающие качество его жизни.
Важно! Развитие других Я зависит от особенностей личности и фантазии человека. Количество и специфика альтернативных Я отличается от случая к случаю, у каждого индивида свой набор субличностей.
Виды субличностей
В психологии принято выделять осознанные (ясные) и неосознанные (теневые) субличности:
- Явные. Это те роли, качества, статусы, программы, с которыми человек сам себя идентифицирует: «Я – отец», «Я – очень терпеливый человек» и т.д.
- Теневые. Это те сценарии, которые не осознаются человеком, но они постоянно ведут его по жизни: «Сам не знаю, что на меня нашло», «Иногда я срываюсь без повода», «Иногда мне становится настолько плохо, что я не могу встать с кровати. Сам не знаю, почему так происходит».
Объединение явных и теневых субличностей принято называть соборной личностью. Как правило, человек ассоциирует этот образ со своим именем.
Кроме этого, можно выделить основные (среди них одна доминирующая) и вспомогательные субличности. Те, что относятся к основным, являются явными, включаются чаще других. Вспомогательные проявляют себя от случая к случаю, чаще имеют неосознаваемый характер. А еще реже возникают случайные субличности. Они могут закрепиться и превратиться в основные или вспомогательные.
Есть ли в вас субличности?
В каждом человеке уживается несколько субличностей, одна из которых доминирует в определенные моменты или большую часть жизни. Многие люди, со временем становятся похожими даже физически на них: кто на лису, кто на поросенка, кто на зайца.
Даже прозвища люди получают по физиогномическому сходству с тем или иным животным. В результате их власти, человек представляет собой мир, населенный субличностями, сущностями, а сам он находится, и как бы затерян, среди этого животного царства.
Если подойти честно к этому вопросу, то внутри нас, нас самих всего 5-10% остается. Таковы реалии современного человека. А это и есть то самое наше Я. То самое, с чем мы пришли в этот мир и с чем уйдем из него. То самое, что останется с нами на всем пути развития личности. А наш путь на Земле — это всего лишь доля микросекунды в развитии нашего Я, которое длиться вечность.
Как проявляются субличности в жизни
В жизни чаще всего можно встретить такой список субличностей человека (по специфике поведения и по ведущим качествам):
- волк – проявляется злостью и агрессией;
- лиса – выражается в хитрости, лукавстве, лести и т.п.;
- заяц – проявляется трусостью, многочисленными страхами во всех сферах жизни (причем иногда человек понимает, что давно пора бы что-то изменить, но не решается на это);
- поросенок – заметно через жадность во всех областях жизни, иногда принимает патологические формы, например, превращается в тягу к накопительству;
- баран – выражается в глупости, неспособности слушать других и воспринимать рациональные доводы, упрямстве;
- алкоголик – выражается в пьянстве и разгульном образе жизни;
- обжора – проявляется систематическим перееданием, неспособностью контролировать свои действия, постоянным чувством голода;
- курильщик – проявляется в навязчивой потребности курить, придумыванием причин не бросать («Работа нервная», «Так есть меньше хочется», «Если брошу, то потолстею»).
В психологии нет единой классификации субличностей по названиям, их тысячи. Например, кроме тех, что мы уже назвали, встречаются такие:
- эгоист,
- терпила,
- маленький человек,
- фантазер,
- добряк,
- нахал,
- святоша,
- неудачник,
- ханжа,
- многие-многие другие.
Человек сам дает названия своим субличностям, иногда ему помогает в этом окружение.
Важно! В каждом человеке живет как минимум три субличности: взрослый, дитя, родитель.
Какие бывают субличности?
Есть еще другой тип субличностей, это своего рода причины зависимостей, причины вредных привычек
Субличность алкоголика-пьет спиртное.
Именно она подталкивает человека к определенным действиям, нашептывает ему, контролирует его и человек со временем теряет свой облик, превращаясь в полностью зависимого, подконтрольного, неадекватного пьяницу.
Такая субличность уводит человека в свою реальность и постепенно его уничтожает. Избавить энергетику человека от подобной субличности, и организму легко будет отказаться от спиртного.
Субличность обжоры — ест чрезмерно
Тогда человек не может остановится и контролировать свой аппетит. А похудеть легко, убрав эту субличность с тонкого плана, человек становится властен над своим аппетитом. Оказывается, что и есть — то столько не хочется да и организму столько еды не нужно. А восстановив, прокачав дополнительно чакру Живу, отвечающую за волю, можно тут же похудеть.
Когда воля крепка, мы хозяева себе и запросто можем ограничить объем съеденной еды, что и является залогом похудения.
Субличность курильщика — заставляет курить
Она, которая курит, она подавляет истинные желания и потребности человека, меняет сознание. Она пускает свои щупальца, и человек становиться марионеткой, исполнителем. Многие курильщики прекрасно понимают насколько вредно вдыхать канцерогенный дым, наполненный сотнями ядов и при этом продолжают курить.
Другие прибегают к самообману, якобы мне это не вредит, или курения меня успокаивает, или на моей работе иначе никак. Все это говорит не человек а его субличность. Удалив ее, выгнав из организма, бросить курить в разы легче. Удалить ее с помощью целителя гораздо эффективнее.
Упражнения на работу с субличностями
В психологии существует немало техник, которые подходят для самостоятельного применения, помогают разобраться во внутренних Я и научиться взаимодействовать с ними. Рассмотрим некоторые упражнения для работы с субличностями.
Разговор с внутренним критиком
Эта субличность есть у всех людей. У кого-то она выражена сильнее, у кого-то слабее, но все мы периодически критикуем, ругаем себя. Хорошо, если это не превращается в самобичевание. Если же критик изматывает вас, то самое время встретиться и поговорить с ним.
Нарисуйте своего критика в виде человека. Чтобы было проще, отвечайте на следующие вопросы:
- Какой он?
- Как и когда проявляет себя?
- Как влияет на вас, ваши решения и действия?
- Как он реагирует на ваши контраргументы, рациональные замечания?
- Что он чаще критикует: вас или окружающим мир?
Познакомьтесь с ним, а после этого научитесь общаться. В следующий раз, когда он начнет говорить, что ничего не получится, спросите: «А что будет, если…?». Если критик к чему-то принуждает вас или от чего-то отговаривает, то спросите его: «А ты справишься с последствиями?». Расскажите ему, что бы вы хотели слышать в трудную минуту. Какие из его замечаний помогут вам, а не утопят в пучине самобичевания.
И самое главное – подумайте, насколько его критика уместна, чьим голосом он говорит. Очень часто критик разговаривает голосом родителей, а при анализе выясняется, что большинство замечаний иррациональные. Чем лучше вы понимаете своего критика, тем лучше вы его контролируете.
Круг субличностей
Эта техника позволяет диагностировать позитивные субличности.
Техника выполнения:
- Запишите все свои нематериальные желания. Пишите все, что придет в голову. Нужно набрать минимум 20 позиций.
- Перечитайте список и сконцентрируйтесь на своих ощущениях по каждой позиции. Может быть, на какой-то из них вы услышали грозный и осуждающий голос: «А что подумают люди?». Или воодушевленное: «Да как этого можно не хотеть, все хотят».
- Выберите 5–6 желаний, которые актуальны для вас больше, чем остальные.
- На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри – еще круг. Центр – это вы настоящий. В маленький круг поместите выбранные 5–6 желаний. Остальные распределите за первым кругом и до второго.
- Каждое из ваших желаний – это субличность. Нарисуйте их цветными карандашами (на каждое желание по образу), дайте им имена. Каждое имя должно быть понятно и значимо для вас, иметь смысл.
- Подумайте, где еще кроме желаний эти субличности выражают себя, когда и как это происходит.
Теперь вы знакомы со своими основными позитивными субличностями. Отслеживайте, когда они проявляют себя, способствуйте их развитию.
Личный дневник
Многие люди думают, что ведение личного дневника – это удел 12-летних девочек. Но на самом деле это отличный психотерапевтический метод, доступный каждому. Дневники бывают разными, например, можно вести дневник эмоций и поступков. Записывайте яркие события, особенно те, когда вы говорите «Сам не понимаю, почему все так».
Анализируйте записи. Очень скоро вы поймете, что многое из вашего поведения, ваших состояний и реакций не случайно, а закономерно. Вы сможете выявить несколько моделей поведения. Да, они могут быть прямо противоположными друг другу, но все это вы, а точнее, это ваши субличности. Следующий шаг – выявление деструктивных моделей (субличностей) и работа над ними.
Как же избавиться от субличностей?
Лучше всего, это проработать их раз и навсегда. Проработать, значит избавиться. С субличностями нельзя договориться. С ними нельзя идти на компромисс. Можно только проработать себя, свое внутренне состояние определенным образом и избавиться от них.
В эволюции нашего Я нам рано или поздно придется расстаться с субличностями, так мы будем их перетаскивать из инкарнации в инкарнацию пока полностью от них не отделаемся, а став в конечном итоге самим собой сможем выйти на новую ступень развития изменив мерность
Существуют определенные практики, которые позволяют освободится от ненужных программ, от страхов, злости, агрессии- от субличностей. Практики очень просты, как и все мои практики в общем-то. Каждый может ими овладеть чуть приложив усилия. Но есть свои тонкости, нюансы.
Я обучаю избавляться от субличнотей в рамках своего курса //manoiloksana.ru/ezoterika/ . На данный момент у меня нет возможности брать учеников на личное обучение. Мест нет. Все занято на ближайшие пол года веред. Иногда беру только по личной рекомендации своих клиентов и то не всех. Есть курс в записи, для самостоятельных, умных и жаждущих изменений в жизни срочно.
С ув. Оксана Манойло.
Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.