Внутренней валидности эксперимента, по мнению Д. Кемпбелла, угрожают следующие факторы: фактор фона, фактор естественного развития, фактор тестирования, погрешность измерения, статистическая регрессия, неслучайный отбор, отсеивание:
- Фактор фона. Он включает события, происходящие между предварительным и окончательным измерением, и может вызвать изменения в зависимой переменной;
- Фактор естественного развития. Его связывают с тем, что участники эксперимента взрослеют, утомляются, поэтому могут возникнуть изменения в уровне зависимой переменной;
- Фактор тестирования связан с влиянием предварительных измерений на результаты последующих;
- Фактор погрешности измерения. В экспериментальном эффекте могут быть неточности или изменения в процедуре, методе измерения;
- Фактор статистической регрессии проявляется тогда, когда среди участников эксперимента были отобраны испытуемые с крайними показателями каких-либо оценок;
- Фактор неслучайного отбора. Фактор будет присутствовать в тех случаях, когда отбор участников при формировании выборки, проводился неслучайным образом;
- Фактор отсеивания проявляется тогда, когда испытуемые выбывают из контрольной и экспериментальной групп.
Таким образом, экспериментатор по возможности должен учитывать и ограничивать влияние факторов, которые угрожают внутренней валидности эксперимента.
Эксперимент полного соответствия
В данном случае это экспериментальное исследование, где все условия и их изменения отвечают реальности. Во внешней валидности выражается приближение реального эксперимента к эксперименту полного соответствия. От уровня внешней валидности будет зависеть степень переносимости результатов эксперимента в реальность.
Внешняя валидность влияет на достоверность выводов реального эксперимента. Эксперимент будет считаться неверным, если не имеет внешней валидности. Факторами, угрожающими внешней валидности являются:
- Реактивный эффект. Он проявляется в уменьшении или увеличении восприимчивости испытуемых к экспериментальному влиянию;
- Эффект взаимодействия отбора и влияния, т.е. экспериментальное влияние будет существенным только для участников эксперимента;
- Фактор условий эксперимента. Возможность экспериментального эффекта только в специально организованных условиях;
- Фактор интерференции влияний. Может проявиться при предъявлении группе испытуемых последовательности взаимоисключающих влияний.
Исследователи, работающие в прикладных областях психологии – клинической, педагогической, организационной – особо проявляют заботу о внешней валидности. Это и понятно, потому что в случае невалидного исследования их результаты при переносе в реальные условия, ничего не дадут.
Виды валидности
Понятие «валидность» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Различают внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента. Существуют также конструктная и операциональная валидности.
Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор. Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Высокая внутренняя валидность — главный признак хорошего эксперимента. Внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.
Кэмпбелл выделил несколько основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента.
- Селекция — неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах (например, исследуются группы младших школьников, но одни из обычных классов, а другие — из класса коррекции)
- Статистическая регрессия — частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (допустим, исследовали очень глупых и очень умных детей, а считалось, что взяли «середнячков»).
- Экспериментальный отсев — неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.
- Естественное развитие — изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и т.п.). Также на нарушение внутренней валидности влияет большое количество побочных переменных.
Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей «первообразом» для эксперимента.
Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит «первообразная», и на любые другие.
В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которых является развитая теория. Например, эксперименты по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов у собак не соответствуют никакой жизненной реальности.
Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса (обобщения) полученных результатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следствием двух причин:
- соответствия условий эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации («репрезентативность» эксперимента) (например, исследование мотивации учащихся — репрезентативный эксперимент, т.к. все учащиеся находятся в ситуации учебной деятельности и так или иначе мотивированы на учебу);
- типичности самой «первообразной» ситуации для реальности («репрезентативность» ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентативной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участвует в эксперименте, или являться редкой и нетипичной (например, исследование поведения в экстремальных ситуациях пенсионеров села Банниково).
Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:
- Эффект тестирования — уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования.
- Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лица, не принимавшие участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.
- Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.
В реальной практике редко возникает возможность провести «правильное» исследование по всем законам и с учетом всех условий и требований. В действительности чаще оказывается невозможным подобрать репрезентативные выборки, исключить эффекты селекции, выбывания, да и возможность переноса результатов на всю популяцию зачастую оказывается нереальной. Поэтому в психологии разработаны так называемые планы квазиэкспериментов.
Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия. Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию (ставится в особые условия деятельности), а другая — нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно. В педагогической практике большинство исследований проведено по типу квазиэкспериментальных.
Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, а именно — конструктную валидность. Она характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории. Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. Таким образом, конструктная валидность определяется правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.
На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе — степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность.
Например, исследовать степень притязаний с помощью анализа степени привлекательности спутника (спутницы) испытуемого нельзя.
Бесконечный эксперимент
Для получения более точных результатов этот эксперимент предполагает неограниченное количество опытов и проб. При эксперименте с одним испытуемым и увеличении количества проб ведет к повышению надежности результатов. В групповом эксперименте повышение надежности происходит с увеличением числа испытуемых. Но суть-то заключается как раз в том, что с ограниченным числом проб или при помощи ограниченной группы испытуемых выявить причинно-следственые связи между явлениями. Отсюда следует, что бесконечный эксперимент невозможен и бессмыслен.
Чтобы достичь высокой надежности эксперимента количество проб или число испытуемых должно соответствовать изменчивости изучаемого явления.
Специфика и задачи психологического эксперимента
Эксперимент в психологии проводится с целью получить новые научные сведения путем исследования жизнедеятельности испытуемого.
Специфика состоит в том, что:
- о деятельности психики можно получить сведения, лишь основываясь на ее проявлениях (например, в виде определенного поведения), ибо как конструкт ее нельзя объективно наблюдать;
- невозможно выделить какой-то один из психических процессов, изучая их, так как воздействие происходит всегда на психику в целом;
- происходит активное взаимодействие между испытуемым и экспериментатором (в проведении исследований с людьми и, например, с приматами), что делает необходимым инструктаж (для более точного понимания требований).
В эксперименте выделяют 3 вида переменных:
- независимая;
- зависимая;
- дополнительные (внешние).
Общей задачей психологического эксперимента является установление наличия связей между ними.
Понятие валидности является здесь краеугольным камнем. Она дает некоторую уверенность ученым в том, что они измерили то, что хотели. Предпринимая множество мер для соблюдения всех ее видов, все равно невозможно быть абсолютно уверенным в следовании им до конца ввиду недостижимости безупречного эксперимента.
Пример нарушения внешней валидности
Исследование Лоренса Колберга, посвящённое изучению нравственного развития детей, было подвергнуто критике за низкую степень внешней валидности. В 1963 году Колберг предложил мальчикам-подросткам разрешить различные коротко сформулированные дилеммы. На основании полученных ответов он разработал теорию о шести стадиях морального развития.
Критика внешней валидности этого исследования в частности состояла в том, что учёный не учитывал половых различий в особенностях мышления способах принятия моральных решений и, следовательно, неправомерно генерализовал свою модель на представителей обоих полов.
Колберг также исходил из предпосылки о том, что существуют некие «универсальные принципы справедливости и соблюдения прав личности», однако он не учёл межкультурных различий, следовательно, выводы, которые он сделал, не могут восприниматься как универсальные.
Сущность понятия «валидность»
Определение 1
Валидность – это комплексная характеристика методики, которая включает сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Данное понятие относится к тому, что эта методика измеряет и как хорошо она это делает. Те тесты, которые не обладают валидностью, для практического использования не годятся.
Уровень валидности – это её коэффициент.
На валидность теста оказывают влияние систематические факторы, привносящие в результаты искажения. К ним относятся другие психические свойства, мешающие в результатах теста проявиться тому свойству, на которое направлен тест.
Например, необходимо измерить потенциал обученности, но время исполнения строго ограничено, и допущенную ошибку исправить невозможно. Таким образом, искомое психическое свойство смешается с другим – «стрессоустойчивостью». Те, у кого стрессоустойчивость высокая, выполнять тест будут лучше. Здесь проявляется эффект систематического искажения. Отсюда, единого и универсального подхода к определению валидности не существует.
Помощь со студенческой работой на тему Внешняя валидность и виды обобщений за пределами исследовательской ситуации
Курсовая работа 430 ₽ Реферат 250 ₽ Контрольная работа 220 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Исходя из того, какая сторона валидности будет рассматриваться, будут использоваться и соответствующие способы доказательства.
Замечание 1
Методика имеет столько валидностей, сколько существует критериев.
В первом понимании валидность относится к самой методике – это валидность измерительного инструмента, а проверка получила название теоретической валидизации. Второе понимание относится уже не столько к методике, сколько к цели её использования – это прагматическая валидизация.
Для использования психодиагностических методик в практических целях, они должны быть проверены по ряду формальных критериев, которые являются главным элементом методик и доказывают их эффективность и высокое качество.
Основными критериями оценок являются надежность и валидность.
Критерий валидности представляет собой источник информации об измеряемом психическом свойстве, он не зависит от теста и по отношению к нему является внешним. Говорить о валидности теста можно только тогда, когда его результаты будут сравнимы с источником истиной информации об измеряемом свойстве, т.е. с критерием.
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
В качестве критерия валидности на практике часто используется прагматический критерий, представляющий собой очевидный признак, проявляемый испытуемым независимо от исследуемого качества. Например, данные о выполнении разных заданий, контрольных проб и данные, полученные при помощи других методик, валидность которых доказана.