Event-лого: Простота, симметрия и другие принципы гештальт-теории как основа графического дизайна


Что такое «гештальт»?

Говоря научным языком, гештальт (нем. Gestalt – образ, форма, структура) – это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Гештальт-психология зародилась в Германии в 1920-х годах и доказала, что человеческому мозгу присуще запоминать целостный образ, а не отдельные его части.

Простым примером может быть механизм восприятия лиц. Несмотря на то, что все лица обладают общими чертами – имеют нос, глаза и уши, наш мозг запоминает совокупность всех деталей, формируя единый образ, ассоциирующийся с конкретным человеком.

Закрыть гештальт, что это. Гештальт прошлых отношений

Если не будет сделано все от вас зависящее и гештальт не будет логически окончен, то идти дальше по жизни крайне сложно.

Даже если допустить, что человеку удалось выстроить новые отношения при условии открытого гештальта, у него вряд ли получится жить счастливо. Внутри него всегда будет сидеть червячок и «есть» изнутри. Человеку всегда будет хотеться справиться с брошенным делом, сказать то, о чем не было сказано, получить то, чего недодали. Только логическое окончание дела поможет достичь душевной гармонии.

Закрыть гештальт – значит, начать жить заново. Оставить вопрос открытым, значит, из раза в раз повторять ошибки прошлого. Женщина подсознательно будет тянуть ворох старых проблем в новые отношения и удивляться «Елки-палки, ну почему со мной постоянно происходит одно и то же».

Не понимаете, почему в жизни и в любовных отношениях ничего не меняется? Разберитесь, наконец, в себе, закройте раз и навсегда гештальт, живите дальше, все просто.

Не ЗДЕСЬ и сейчас, а именно ТАМ, в прошлых отношениях нужно прожить разочарование, выразить гнев, высказать недовольство, отомстить, окончить дела. Не сделали этого – принесли проблемы с собой и прожили снова. И так будет раз за разом, ничего не изменится ни в жизни, ни в любовных отношениях, пока не будут завершены прошлые дела.

Как часто мы слышим жалобы: «Во всех прошлых отношениях мне изменяли», «Мой мужчина меня не ценил. Я все дела ради него бросала, помогала, была рядом, а он…»? Помните, если из раза в раз, в отношениях с абсолютно разными людьми повторяются одни и те же ситуации, это значит, что вы делаете что-то не так. И скорее всего, просто не занимаетесь гештальтом. В свою очередь такая ситуация грозит:

  • Психологическими расстройствами – депрессия, апатия;
  • Страхами и недоверием по отношению к новому партнеру;
  • Неготовностью к новым отношениям;
  • Пессимизмом;
  • Неудачами во всех делах и новых отношениях.

Если не получается самостоятельно справиться со всем этим, то необходимо обратиться к терапии, позволяющей забыть про свой гештальт. Специалист с помощью различных методик поможет развить самосознание, заново пережить ситуации и правильно забыть про них. Обычно специалисты используют очень мягкие подходы к пациентам, и постепенно, не травмируя психику, освобождают его от «оков прошлого».

Роль гештальт-психологии в маркетинге и дизайне

Каждый из нас наслышан о «собаке Павлова». Павлов был русским физиологом, создателем науки о высшей нервной деятельности. Введенное им понятие науки о поведении, основанное на механизме работы условных и безусловных рефлексов, по сей день оказывает влияние на развитие маркетинга и дизайна. Но так ли примитивно наше восприятие?

В отличие от тех, кто считает, что людьми движут примитивные рефлексы, сторонники гештальт-подхода относятся к процессу восприятия как к одному из сложных видов мыслительной деятельности и заняты изучением таких глубоких понятий, как озарение, холизм и процесс решения проблем.

Основной идеей гештальт-теории является предположение, что во время восприятия действительности в наш мозг поступают миллионы сигналов, и во избежание перенасыщения сознание тут же группирует поступившую информацию в отдельные образы. Воспринимая графические изображения, мозг работает по той же схеме, обобщая полученные через зрительный канал данные в единый образ. Вот почему понимание принципов гештальт-теории особенно важно для дизайнеров.

Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт

Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия. Вкратце этот механизм можно описать следующим образом. При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий:

1. Потребность.

2. Поиск способов удовлетворения потребности.

3. Реализация одного из способов.

4. Осознание полученного опыта.

Если все перечисленные шаги выполняются, то гештальт закрывается. Если нет – возникает незавершённый гештальт. Соответственно, гештальтист помогает найти те потребности, которые неудовлетворены по каким-либо причинам. С его помощью все необходимые действия совершаются и человек достигает желаемого. В этом и заключается гештальт подход.

Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии. Их принято называть упражнениями или играми. Какой именно метод гештальт-терапии выбрать, гештальтист решает после первой консультации с пациентом. Обычно используется техника «пустого стула», которую совмещают с другими, не менее эффективными упражнениями.

Самые известные гештальт упражнения

️ Наиболее популярной методикой гештальт-терапии считается техника «пустого стула». Это занятие, требующее от пациента использования воображения. Ему предлагают представить стул, на котором сидит какой-то человек. В зависимости от того, какие проблемы мучают пациента, гештальтист предлагает поговорить с кем-то из близких либо даже с самим собой.

В процессе общения гештальт терапевт уточняет вопросы, предлагает темы для разговора, следит за ходом общения, а также он отслеживает феномены – изменение состояния человека. Всё это позволяет составить общую картину проблем пациента, найти их первоисточник и помочь человеку преодолеть трудности.

Особенность этой методики состоит в том, что терапевт тоже делится своими эмоциями, ощущениями и мыслями с пациентом. Таким образом, он выстраивает с ним доверительные отношения, создавая комфортную среду.

️ Второй по популярности методикой гештальт-терапии является работа с полярностями. Она заключается в том, чтобы раскрыть все крайние состояния личности пациента, которые вызывают у него смятение.

Так, человек, который любит своих детей, но строго их воспитывает, склонен испытывать чувство вины перед самим собой за неправильное отношение к детям. В его сознании излишняя нежность и строгость конфликтуют между собой. Терапевт помогает обрести умиротворение и примирить человека с самим собой.

️ Третьей по популярности считается методика «гештальт сознание» или ответственность за восприятие.

В данном случае речь идёт о том, что многие пациенты отказываются принимать свою проблему. Они отрицают её существование либо свою вину в её возникновении. Поэтому для того, чтобы помочь решить проблему, терапевту сначала нужно привести пациента к осознанию и принятию ответственности.

Конечно, это далеко не все методики, которые применяются гештальтистами. Но на них основывается практика многих терапевтов. С помощью таких упражнений проще всего научиться жить «здесь и сейчас», обрести внутреннюю гармонию и наконец стать счастливым человеком.

Простота

Мозг воспринимает информацию в простейшей ее форме. К примеру, изображение ниже состоит из двух элементов, которые по-отдельности ничего не значат, а вместе превращаются в слово «logo».

Крайне важно постичь закон простоты, потому что вкупе с креативностью, он способен сделать ваши изображение поистине выдающимися. Простота в дизайне заключается в умении сочетать незамысловатые объекты с яркими дизайнерскими эффектами. Хорошим примером является изображение гитары на фестивальном плакате. Используя несложные формы, дизайнер изобразил музыкальный инструмент – получилось просто и стильно.

Гешефт – это что? Перевод, употребление, переносное значение слова

Гешефт – это что? Так называются строительные компании, ломбарды и фестиваль в Одессе. Это меч ведьмака в популярной игре. Откуда пришло к нам это слово, которое стало сленгом молодежи и часто употребляемым словечком журналистов?

Вопреки мнению о еврейских корнях понятия «гешефт», оно появилось далеко от Обетованной земли. Нет такого слова на иврите с переводом, который был бы корректным. Это стоит учесть. Нет слова с переводом, соответствующим значению слова “гешефт”.

Это слово пришло в идиш, на котором говорили европейские евреи. Оказывается, оно имеет немецкие корни. На Русь попало вместе с немецкими торговцами, которые часто говорили на идиш. В Одессе оно носит исконный смысл и означает «дело», «прибыль». В современной России оно приобрело ироничный оттенок, синонимом его стали такие слова, как «афера», «откат», «взятка».

Что говорят словари

Словарь Кузнецова так определяет происхождение и значение слова:

  • Гешефт – от немецкого «geschaft», что буквально переводится как «магазин», означает сделку, выгодное дело.

Словарь иностранных слов добавляет:

  • Гешефт – это получение прибыли с дела, требующего высокой этики, бескорыстия. Это нажива, спекуляция.

Синонимами являются слова: барыш, бартер, афера.

Употребление слова

Гешефт – это составная часть распространенных одесских выражений :

  • В чем гешефт?
  • Мелкий гешефт.
  • Вы о гешефте так и не упомянули.
  • Какой с него гешефт!
  • Он имеет с этого гешефт.

В молодежной среде можно услышать, что кто-то делает музыкальный гешефт – играет на свадьбах на музыкальном инструменте. У всех свой гешефт: чиновник на что-то закрывает глаза и получает «барашка в бумажке», квартирный маклер совершает комбинацию за вознаграждение, даже у вора может быть удачный гешефт. В начале прошлого века в тюрьмы хлынули одесские слова на идиш. Охранники не понимали их, поэтому произошло быстрое распространение идиш в воровском жаргоне. На нем слово «гешефт» означает «выгодное дело».

Цитаты из классики

Гешефт – это колоритное и емкое слово, которое употребляют и писатели:

  • А. П. Чехов использует его для описания атмосферы нечестной прибыли в рассказе «Шампанское»: «Где пьяный разгул, … торжество гешефта…».
  • А. Н. Рыбаков, рисуя суетливое и тщетное существование одного из героев романа «Тяжелый песок», замечает: «Вся его жизнь была гешефт».

Переносное значение слова

Переносное значение слова «гешефт» может иметь уничижительный оттенок и употребляется в названиях, определениях журналистских расследований. Так, «гешефтом от геноцида» называют бессовестное извлечение выгоды, не всегда денежной, нечистоплотных политиков и дельцов. В этом случае слово “гешефт” просто маскирует преступление.

Употребляется оно также и в ироничном значении. Известен анекдот о мамаше с сыном, которые ходили по рынку и покупали овощи. Сын нес яйца в охапке. После долгого торга у прилавка с помидорами мамаша, сбив таки цену, велит сыну вынуть юбилейный рубль из кармана и расплатиться. Разморенный жарой сын опускает руку в карман и яйца падают. Продавщица произносит: «Вы заставляете меня делать гешефт в убыток» и снижает цену.

Гешефт в Одессе

Начавшись как мероприятие выходного дня, фестиваль хенд-мейда в приморском городе получил развитие и продолжение. Недаром его назвали «Гешефт» – это на самом деле мелкие выгодные сделки, небольшие вложения, быстро и выгодно окупившиеся. В ряду сувениров продавец написал объявление: «Снижаю цену. Торгуйтесь». Поход на Гешефт выгоден и продавцу, и покупателю.

Предприниматель из Одессы основал клуб для общения деловых людей и тоже назвал его «Гешефт». По всему видно, что слово в городе принимают таким, как и много лет назад – означающим мелкое производство, услуги, небольшую выгоду. Одесситы говорят, что на самом деле их одесский язык и есть настоящий русский, только более ранний.

В самом деле, слово, которое было употребляемо в узких кругах одесских дельцов, стало сленговым на территории нашей страны. Вот еще один пример, как развивается язык. Произошло заимствование, и обогатило речь емким выражением. Сейчас на это слово мода, а в словаре Ефремовой оно значится как устаревшее. Вот, что значит живая речь!

Фигура и фон

«Фигурой» считается изображение, находящееся в фокусе, а «фоном» – все что находится позади фигуры. Умелая игра фигуры и фона способна породить шедевр.

Чтобы понять, как работают эти два элемента, нужно уяснить две важные детали:

  • Размер объекта: Меньший объект всегда воспринимается как фигура, в то время как больший – фоном.
  • Рельеф:Выпуклые элементы мозг воспринимает как фигуры гораздо чаще, чем вогнутые.

Взгляните на следующее изображение: мозг путается в понимании того, что является фоном, а что фигурой.

На рекламном плакате для фестиваля Food & Wine Festival (2007) изображены винные бутылки, но сделано это таким образом, что у зрителей возникает иллюзия вилки. Так художники доносят зрителю основную идею фестиваля.

На постере к фильму «Peter and The Wolf» мы также видим игру формы и фона. С одной стороны, это изображение фигуры волка на фоне снега, с другой – силуэт мальчика.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт
    – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом
    гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод
    познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие
    – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление
    — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона:

фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции:

психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности

: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности:

все стремится к постоянству.

Закон близости

тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания(заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре):

когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.

Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера:

воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы:

воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости:

яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру

, расположенный нафоне

. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Близость элементов

Для того чтобы мозг совместил элементы в единое целое, необходимо, чтобы они располагались друг другу достаточно близко. По такому принципу строится восприятие нами слов – при написании мы используем пробелы, чтобы разделить связанные по смыслу буквы.

Понять работу принципа на практике поможет состоящие из вертикальных линий изображение оленя.

Принцип близости лежит и в изображении логотипа Unilever.

Изображение улыбки на постере Coca-Cola состоит из близко расположенных друг к другу бутылок, что также является воплощением вышеизложенного принципа на практике.

Шоу дронов под ключ! Скидка 15% новым клиентам DEEP Platform — платформа №1 для онлайн-мероприятий Лофт#3 – 10 новых залов, вместимостью от 20 до 800 гостей Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Event.ru рекомендует — топовые артисты! Event.ru рекомендует — креативные event-агентства SkyFest — первоклассные события от идеи до результата Комплексный технический продакшн от Structura 3 белоснежных шатра на берегу в 1 км от МКАД! Revoлюция — 8 залов для онлайн-мероприятий в центре СПб! Обновлённые павильоны ВДНХ для мероприятий! Все самое популярное каждый день в телеграме! Один день — один пост!

Как сюда попасть?

Все объявления/ Скрыть объявления

Сходство

Если элементы выглядят одинаково, мозг заносит их в одну и ту же группу образов. Данный принцип касается цвета, размера, формы, направленности, текстуры и активно применяется, к примеру, при верстке различных документов и пособий, где цветом или единообразным шрифтом выделяются участки текста одной тематической направленности.

Изображенные на картинке круги воспринимаются не как отдельные цветные круги, а как части прямоугольников, кубов и линий.

Представители гештальтпсихологии

Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.

Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.

Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.

Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».

Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.

Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.

Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.

Общее направление

Когда элементы картинки движутся в одном направлении, мозг объединяет их в один образ. Данный принцип наглядно продемонстрирован на следующем изображении:

Серые буквы на плакате оперы «Street Scene» также воспринимаются мозгом как единый элемент образа, но не только потому что они имеют простую форму (принцип простоты) или расположены близко (принцип близости элементов), но и потому, что они направлены в одну сторону.

Общая область

Если элементы расположены внутри определенной области, сознание воспринимает их как часть одной и той же группы. По такому принципу устроены именные бейджы, где на одном пространстве расположена фотография, имя и название компании, что в совокупности воспринимается как единый образ.

В постере к мультфильму «Inside Out» герои истории изображены внутри одного пространства. Тем самым, художники раскрывают основной замысел фильма: стремление показать, что все позитивные и негативные эмоции постоянно взаимодействуют, формируя наше поведение и отношение к миру.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]