Особенности логопедической работы при дизартрии


Логопедические упражнения при стертой дизартрии

Кабинет психолого-педагогической коррекции Лебяжинского района

Оформление материалов на информационные стенды:

Логопедические упражнения при стертой дизартрии.

Подготовила учитель-логопед: Мухамбетова Ф.Б.

с.Акку 2021 год, декабрь

По данным исследований Р.И. Мартыновой дети с легкой формой дизартрии отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети с функциональной дислалией. У детей со стертой формой дизартрии в речевой системе была выявлена неврологическая симптоматика: стертые парезы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушения нервно-психических значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Т.о. работа логопеда с детьми со стертой формой дизартрии не должна ограничиваться постановкой и исправлением дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции речи ребенка в целом.

Особенности содержания логопедической работы при стертой форме дизартрии отражены в специфике планирования коррекционной работы: вводится дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.

Изучив методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, я подобрала и систематизировала практический материал по всем разделам подготовительного этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии.

1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата — дифференцированный логопедический массаж (мет Е.Ф. Архиповой)

Для детей с гипертонусом и гиперкинезами рекомендуется расслабляющий массаж. У таких детей лицо застывшее, мышцы одеревеневшие, мышцы губ растянуты и прижаты к деснам, язык толстый и бесформенный, кончик языка не выражен. Приемы массажа: похлопывание, поколачивание, легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ.

Для детей с гипотонусом — укрепляющий массаж. У таких детей мышцы лица дряблые и рыхлые, рот открыт, губы вялые, язык тоненький лежит на дне полости рта. Приемы: глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до 3 минут. Все движения от центра лица в стороны: от лба к вискам, от носа к ушам, от середины губ к углам, от середины языка к кончику.

2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:

упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой)

  1. Открыть рот и закрыть.
  2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть рот и закрыть.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть рот и закрыть.
  6. Движения нижней челюсти вбок.
  7. Открыть рот и закрыть.
  8. Втянуть щеки и расслабить.
  9. Открыть рот и закрыть.
  10. Нижними зубами закусить верхнюю губу
  11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.

гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф. Архиповой)

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  6. Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
  9. Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
  10. Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  11. Имитация полоскания зубов.
  12. Нижняя губа под верхними зубами.
  13. Верхняя губа под нижними зубами.
  14. Чередование двух предыдущих упражнений.
  15. Вибрация губ (фырканье лошади).
  16. При выдохе удерживать губами карандаш.

пассивная гимнастика для мышц языка — создание положительных кинестезии в мышцах (мет. О.В.Правдиной)

Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажатием руки взрослого. . Пассивное движение должно проводится в 3 стадии: 1 — вход в позицию (собрать губы ), 2 -продержать позицию, 3 — выход из позиции. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один — два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции.

Примерный комплекс пассивной гимнастики:

  • Губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;
  • Указательным пальцем левой руки приподнимают верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимают нижнюю губу до уровня верхних резцов и просят ребенка дуть;
  • Язык помещается и удерживается .между зубами;
  • Кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;
  • Голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.

активная артикуляционная гимнастика — улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений; Важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.

Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков.Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова

  1. Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
  2. Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
  3. Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
  4. — растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
  5. — поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
  6. — высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7; — высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
  7. — положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
  8. – придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.

Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков.Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова

  1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
  2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.
  3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
  4. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
  5. Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)
  6. Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
  7. Попеременно сделать язык широким, затем узким.
  8. Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
  9. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
  10. Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
  11. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).

3) Развитие мелкой моторики рук:

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
  • комплексы пальчиковых гимнастики;
  • формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
  • занятия с пластилином и ножницами;
  • подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем И с капустой, и с грибами. — Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама

По головке мама гладит Сына-малолеточку, Так нежна ее ладонь, Словно вербы веточка. — Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы. И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейно движение).

Терка

Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи, — Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются столе, дети сидят. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

Барашки

На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день всё: «Бе да бе», Носят шубы на себе. Шубы в кудрях, погляди, «Бяшки» спали в бигуди, Утром сняли бигуди, Попробуй гладкую найди. Все кудрявы, до одной, Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко, Влез под теплый воротник, Как воришка, осторожно В наши валенки проник. У него свои заботы — Знай морозь, да посильней! Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей?!

4) Развитие общей моторики и двигательной координации:

  • пантомима (кн. «Расскажи стихи руками», «Психогимнастика» М.И. Чистякова, «Движение и речь» И.С.Лопухина);
  • подвижные игры на координацию и согласование движений;
  • специальные комплексы физических и ритмических упражнений (ж. «Дефектология» №4, 1999)

5) Нормализация голоса и речевого дыхания:

— Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

— Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

— Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

— Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

— Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

— Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

— Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).

— Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются:

  • специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей и т.д.
  • фонетическая ритмика Мухиной А.Я.;
  • голосовые упражнения Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В.

6) Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной Л.В.:

  • упражнения по развитию ритма (восприятие и воспроизведение ритма);
  • упражнения по освоению ритмики слова;
  • знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией;
  • формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

7) Преодоление сенсорных нарушений:

  • развитие пространственно-временных представлений по мет. Даниловой Л.А.
  • упражнения по развитию осязания по мет. Даниловой Л.А.

Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Развитие пространственных представлений.

  1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в указанных направлениях.
  2. Название основных пространственных отношений на сюжетной картине.
  3. Развитие конструктивного праксиса.
  4. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка.
  5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве… Тренировка следовых проб конструктивного праксиса.

Управления по развитию осязания.

  1. Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе.
  2. Определение фактуры и форм реальных предметов без предварительного показа.
  3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел: а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные); б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие); в) одинаковой величины и толщины, но разной формы… Развитие этой способности формируется поэтапно:
  • I этап — узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного зрительного ознакомления с фигурой;
  • // этап — узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без предварительного показа;
  • III этап — узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления;
  • IV этап — узнавание плоских фигур на ощупь без показа;
  • V этап — узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра;
  • VI этап — узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра;
  • VII этап — различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине на ощупь…

8) Развитие временных представлений.

  1. Определение последовательности времени года, уточнение на картинках и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона.
  2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.
  3. Отработка понятий «старше — младше».

Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения методом исключения (игра «Четвертый лишний»).

  • / этап —- перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между собой определенными свойствами.
  • // этап — исключение лишних предметов по картине.

Для развития понимания причинно-следственных отношений

используется игра — отгадывание… В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи.

Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить ребенка к восприятию

9) Развитие фонематического слуха по мет. Т.А. Ткаченко, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой

Логопедическая работа при стертой форме дизартрии на подготовительном этапе обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах коррекционной работы.

Нормализация и развитие голоса при дизартрии

Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других.

Работа над голосом всегда начинается с развития речевого дыхания, так как без сильной воздушной струи невозможно добиться нормального колебания голосовых складок.

Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».

Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.

Особое внимание обращается на следующие условия:

  • активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; тренировать только вдох: резкий, короткий, шумный. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный.
  • вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
  • все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.

Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией

Детям можно предлагать следующие упражнения:

«Ладошки».

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

«Погончики».

Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

«Насос».

Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

«Обними плечи».

Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.

  1. исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
  2. исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
  3. исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
  4. движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
  5. надувание щек;
  6. доставание кончиком языка мягкого нёба;
  7. поднятие мягкого нёба при зевке.

Голосовые упражнения

Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:

1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…

2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.

ма-мо на-но

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

Особенности работы по коррекции нарушения голоса у детей с дизартрией

Юлия Ленченко

Особенности работы по коррекции нарушения голоса у детей с дизартрией

Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата.Такими характеристиками являются: тон – это расстояние между двумя звука; высота – восприятие органом слуха частоты колебательных движений; сила голоса – его энергия, мощность; тембр – индивидуальная окраска голоса; темп – количество слов, произнесенных за определенный промежуток времени; ритм – последовательное чередование звуков различной высоты и длительности.

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонусе, реже в сочетании того и другого.

Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.

Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.

При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д., слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона)

.

Состояние просодики и, в частности, механизмы голосовых нарушений при дизартрии были раскрыты такими исследователями как, Е. С. Алмазова, С. Л. Таптапова, Е. В. Лаврова, Ф. А. Ивановская, Е. Ф. Архипова, О. С. Орлова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.

Перед началом работы по восстановлению голоса у детей необходимо собрать анамнестические сведения о ребенке, а также провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Это поможет логопеду лучше представить картину развития ребенка, найти пути и средства, наиболее рациональные для восстановления голоса.

Работа над голосом у детей с дизартрией всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса происходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.

Коррекционная работа ведется поэтапно, но все этапы тесно взаимосвязаны и плавно переходят друг в друга.

1. Работа над голосом начинается:

А) с расслабления,

Б) с артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастикой.

2. При работе над голосом полезно использовать совместное пение с логопедом. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно – то шепотом, то громко.

3. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха (вначале на одном выдохе произносят по две гласных, потом три и четыре)

. Затем произносят слоги, слова, стихотворения, скороговорки; последние произносят со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса, такие как, чтение стихотворений с усилением и ослаблением голоса, произнесение букв в алфавитном порядке, инсценировки, чтение сказок по ролям и т. д.

При подборе речевого материала необходимо учитывать структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу. Важно проводить эти упражнения систематически. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашнего задания.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных ощущений.

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причин, сроков начала лечения и логопедических занятий. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

Наиболее эффективным и целесообразным методом восстановления голоса у больных является комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

Коррекция бульбарной и мозжечковой дизартрии

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая логопедия. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций

Дизартрия. Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений фонационного (внешнего) оформления высказывания

Выполнил:

Свечкарёва-Ковалинская Екатерина Николаевна

Цель: научить владеть различными способами и приемами коррекционно-развивающей и восстановительной работы при дизартрии, умению осуществлять дифференциальный выбор коррекционно-развивающих методик при разных формах дизартрии.

Задание 1.Опишите симптомы бульбарной дизартрии и составьте план коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи .

Дизартрия

-нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации органов артикуляции.Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и глубиной поражения головного мозга: периферических двигательных нервов, ядер периферических двигательных нервов, ядер, располагающихся в стволе и подкорковых отделах,отвечающих за безусловно-рефлекторные речевые реакции.Основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы соответствуют задачам логопедической работы при дизартрии.Основная цель работы-улучшение разборчивости речевого высказывания,уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата-спастического пареза,гиперкинезов, атаксии,развитие речевого дыхания и голоса,нормализация просодики,формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки,автоматизации и дифференциации звуков речи,развитие звукового анализа,нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи,развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия(что можно включить в индивидуальный план):дифференцированный логопедический массаж(расслабляющий или стимулирующий),пассивная и активная артикуляционная гимнастика,дыхательные и голосовые упражнения.
Бульбарная дизартрия
возникает при очаговом поражении продолговатого мозга.Этот синдром связан с нарушением иннервации ядер черепно-мозговых нервов: языкоглоточного,блуждающего,добавочного, подъязычного.Синдром сопровождается вялым парезом(гипотонией) мышц языка, а также в ряде случаев снижением глоточного рефлекса. В качестве симптомов бульбарной дизартрии следует отметить ограниченную подвижность речевых органов,слабый голос и речевое дыхание,артикуляция гласных сводится к звуку нейтрального характера,звонких согласных-к глухому,в целом высказывание невозможно разобрать,у пациентов выделяется много слюны,голос приобретает носовой оттенок.Задача работы с таким пациентом-активизация мышц языка,преодоление его паретичности с учетом того, что бульбарная дизартрия трудно поддается коррекции.План коррекционно-логопедической работы должен включать:комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка(артикуляционные упражнения), ,массаж органов артикуляции,исправление произношения звуков речи,нормализация речевого дыхания и голоса,работа над выразительностью речи.В план работы можно включить:

1.Активизирующий массаж

,который проводится при вялости артикуляционных мышц(вялые параличи и парезы).Воздействия на пораженные мышцы носит активизирующий характер процедур.Стимуляция мышц достигается прессорными, покалачивающими и поглаживающими воздействиями.
2.Артикуляционные упражнения(комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка).
1.Рот открыт, губы в улыбке;легко покусывая,помассировать зубами всю поверхность языка,медленно высовывая и затем втягивая его в рот.Затем, «чесать» язык зубами(кусаем язык зубами).

2.Рот открыт, губы в улыбке.Облизывать кончиком языка верхнюю губу,затем нижнюю(облизываем языком слева направо верхнюю губу,а затем нижнюю.)

3.Рот закрыт.Облизывать передние нижние и верхние зубы.Следить,чтобы челюсть и губы не двигались(«чистим зубы»).

4.Рот закрыт.Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка.

5.Быстро,многократно и резко произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

6.Широкий язык присосать к твердому небу,удерживать,затем оторвать со щелчком(щелкаем языком).

7.Рот открыт, губы в улыбке,двигать язык к уголкам рта вправо-влево.Следить,чтобы челюсть и губы были неподвижны,язык не скользил по нижней губе(двигаем языком влево-вправо).

8.Быстро, много кратно произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

3.Скороговорки.

Не тот товарищи,товарищу товарищ,кто при товарищах товарищу товарищ,а тот,товарищи,товарищу товарищ,кто без товарищей товарищу товарищ.Четверть четверика гороха без червоточинки.Константин констатировал конституцию.Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.Будьте бережны к изображению.Поражено оно.Порушено временем.Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.Бренный мир отвергший дервиш брел по древнему Дербенту.В парус бриг впряг бриз близ берега.Артикуляционные упражнения в течение дня желательно несколько раз повторять,а введение в речь(скороговорки)достаточно проговаривать 1-2 раза в день.

Задание 2.Опишите симптомы мозжечковой дизартрии и подберите упражнения для восстановления произносительной стороны речи.

Мозжечковая дизартрия

возникает при поражении мозжечка или его проводящих путей.В результате развивается дистония мышц языка.У больных с данным синдромом в мышцах языка в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус, при говорении тонус резко нарастает.Речь становится нечеткой,толчкообразной, скандированной.Возникают затруднения при произношении сложных по артикуляции слов.Задача работы-преодолеть мышечную атаксию, то есть стабилизировать тонус мышц языка.Мозжечковая дизартрия может быть следствием острого нарушения мозгового кровообращения, сопровождающегося мозжечковой слабостью. К симптомам мозжечковой дизартрии относятся:развитие диспросодии речи,утрачивается ее ритмичность,плавность проговаривания,отутствуют речевые акценты, больным свойственен толчкообразный тип речевого потока,непостоянство силы голоса, скандированность.Звонкие звуки произносятся более глухо,мягкие-более твердо, речь кажется невнятной,смазанной,замедленной и является затруднительной, при произношении протяжных гласных звуков часто дрожит голос,ввиду гипотонии мимической мускулатуры отсутствует мимика, а в связи с пониженным тонусом жевательных мышц, возникают сложности с пережевыванием твердой пищи.У больных нарушается координация движений,изменяется почерк,ходьба становится неустойчивой.В данном случае подходят :
1.Артикуляционные упражнения(комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка).
1.

Рот открыт,губы в улыбке,широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном,спокойном состоянии 5-10 секунд.Следить, чтобы язык не сужался, а его кончик касался нижних зубов(зеваем).

2.Быстро и многократно произносить «т»:т-т-т-т-т.

3.Губы в улыбке, легко покусывая, помассировать зубами всю поверхность языка,медленно высовывая и затем втягивая его в рот.Потом «чесать» язык зубами(кусаем язык зубами).

4.Рот открыт,губы в улыбке,двигать язык к уголкам рта вправо-влево.Следить,чтобы челюсть и губы были неподвижны,язык не скользил по нижней губе(двигаем языком вправо-влево).

5.Рот открыт,губы в улыбке.Облизывать кончиком языка слева направо верхнюю губу, а затем нижнюю).

6.Рот закрыт.Облизывать передние нижние и верхние зубы.Следить, чтобы челюсть и губы не двигались(чистим зубы).

7.Рот закрыт.Облизываем зубы под губами круговыми движениями языка.

8.Широкий язык присосать к твердому небу,удерживать,потом оторвать со щелчком(щелкаем языком).

9.Позевать.Наклонить голову вниз,открыть рот и высунуть язык(изображаем уставшую собачку).

2.Скороговорки.

Петр Петрович, по прозванью Перов,поймал птицу пигалицу,понес по рынку,просил полтинку,подали пятак,он и продал так.Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.Побежали поросята по росе,простудились поросята, да не все.Пришел Прокоп-кипит укроп,ушел прокоп-кипит укроп.И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.Нынче посидим,завтра поглядим, а там споем и спляшем.Загубленная гусеница,запудренная пудреница,запуганная пуговица,запутанная путаница.Протокол про протокол протоколом запротоколировали.Артикуляционные упражнения в течение дня желательно несколько раз повторить.Введение в речь(скороговорки) достаточно проговаривать 1-2 раза в день как и при предыдущем виде дизартрии.

3.Работа над коррекцией статической и динамической атаксии

(работа над координацией) ,укрепление артикуляционного аппарата(применение логопедического массажа после консультации с неврологом),формирование правильного дыхания.У таких пациентов в результате гипотонии и дискоординации глоточной мускулатуры нарушается глотание-развивается дисфагия.При поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что грозит асфиксией, аспирационной пневмонией, поэтому актуально использовать методы для устранения данного осложнения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]