Гештальт-терапия — что это такое и как работает, отзывы


Гештальт-терапия: что это простыми словами

Любая терапия – это лечение того, что болит: в теле или в душе. Гештальт – это целостность, завершенность.

Гештальт-терапия

– это лечение имеющихся у человека незавершенных действий.

Действие считается незавершенным, когда у нас есть какая-либо неприятная ситуация, нереализованная потребность, которая мешает нормально жить. Простым языком – это заноза, засевшая в сердце, которую нам не удается вытащить.

Воспитание, характер часто не позволяют высказать вслух свои обиды, переживания, негативные эмоции. Мы сдерживаемся в ответ на оскорбления обидчика.

Мы можем в момент ссоры или важного разговора не суметь высказать все, что хотели донести до близкого человека.

Но эти негативные эмоции не всегда исчезают бесследно, они накапливаются. Все это несказанное, не прожитое своевременно периодически всплывает наружу и отравляет существование, поглощая энергию. Возможны приступы беспричинной грусти, меланхолии, дискомфорта. Пронеслось в голове какое-то неприятное событие из прошлого и настроение резко испортилось.

Гештальтпсихология признает основной причиной всех проблем отсутствие у личности умения жить в настоящем и перетаскивание в сегодняшний момент всех неудач из прошлого.

Гештальт-терапия – это подход, при котором ставятся две основные задачи

:

  • Закрыть сам гештальт, освободить от него человека.
  • Научить личность существовать в моменте, в режиме «здесь и сейчас».

Почему избавиться от груза прошлого так важно? Накопившиеся незакрытые гештальты –это бомба замедленного действия и никогда не знаешь в каком направлении она рванет!

К примеру, женщина которая много лет назад развелась с мужем перемалывает в голове подробности их расставания, обдумывает что она сделала или сказала не так, анализирует как можно было повести себя по-другому, и чтобы из этого вышло.

Это занимает так много времени и сил, что их не остается на реальные дела в реальной жизни. Кроме того, она все еще связана с бывшим мужем, который про нее и думать забыл, и шансов найти новые отношения практически нет.

Или мужчину постоянно унижает его руководитель, а тот, боясь потерять доход, молчит и проглатывает унижения. Но обида, гнев копятся у него внутри и придет момент, когда они все равно выплеснутся, возможно, на жену и детей. А возможно приведут к тяжелой болезни.

Гештальт-терапевт на первом этапе лечения просит клиента проиграть диалог со значимым человеком , вернуться в незавершенную ситуацию. В ходе такого диалога отслеживаются эмоциональные реакции человека (это называется словом «феномены»).

Возврат к делам давно минувших дней может вызывать слезы, вегето-сосудистые реакции (становится красным лицо), дрожание рук. Этот момент является осознанием проблемы.

Окончательной целью лечения является создание целостной личности пациента. Человеку необходимо осознать свою проблему, прожить ее в настоящем времени «здесь и сейчас» и оформить гештальт.

Основные методы и техники

Сеансы терапии гештальт могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Индивидуальные чаще применяются для людей с посттравматическим расстройством (люди, побывавшие в «горячих точках», пережившие катастрофу, аварию и т.д.).

На личном сеансе осуществляется рассказ клиентом о том, что его тревожит, вносит в жизнь дискомфорт. Психолог учит клиента мыслить конструктивно, находить выход из проблемы.

Широко известна молитва основателя направления Ф. Перзла. Вот ее текст:

Я — это я. А ты — это ты.

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Я есть я. А ты есть ты,

Аминь.

Рассмотрим основные методы и приемы лечения

.

«Здесь и сейчас»

Основным словосочетанием в гештальт-терапии является «здесь и сейчас», человека учат проживать все эмоции в настоящем времени и заданных условиях. Психолог выслушает рассказ о прошлом, мечты и желания, нацеленные в будущее, но все эмоции анализируются в настоящем моменте и месте.

Речевые изменения

В ходе терапии человека учат перефразировать высказывания таким образом, чтобы

:

  • вопрос звучал как утверждение;
  • утверждение было произнесено от имени самого человека.

К примеру, вопрос: «Почему ты меня не любишь?» следует заменить на утверждение «Я думаю, что ты меня не любишь». Так можно донести смысл своего переживания более четко и конкретно, сфокусироваться на сути проблемы.

Вопрос «почему» вообще у психологов не в почете, поскольку он несет агрессивный акцент и вынуждает того, кому задан априори считать себя виноватым и оправдываться.

«Верхняя и нижняя собаки»

Этот метод применяется в случае наличия у человека внутреннего конфликта двух противоположностей, расщепление сознания. Эти две части нужно собрать воедино для создания целостного образа.

Психолог предлагает вести диалог сначала от одной «собаки» — агрессивной, обвиняющей, а затем от второй – оправдывающейся и извиняющейся, т.е. побыть в «шкуре» каждой из сторон конфликта.

Сновидения

Изучение сновидений является ключевым момент в психоанализе. И хотя в гештальт-терапии не акцентируется работа с подсознательным, анализ снов помогает работе с проблемой клиента, поскольку из частичек снов можно составить целостный образ личности.

Ролевые игры

Распространенным методом являются ролевые игры, которые успешно применяются на коллективных сеансах гештальт-терапии. Человеку предлагается проиграть те или иные ситуации, выступить в определенной роли. Процесс игры позволяет высветить определенные черты личности и ее проблемы.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Специалистов в области психотерапии, и особенно в области Гештальт-терапии, ожидает приятная встреча с выходящей в свет монографией Сержа Гингера и Анн Гингер «Гештальт—терапия контакта».

В нашей стране начиная с 80-х годов XX века неуклонно возрастает интерес к Гештальт-терапии. Первыми, кто проводил Гештальт-терапию в СССР, а затем в России как в классической парадигме Ф. Перлза, так и сочетая ее с групповой психотерапией, были С. Ю. Куприянов, Г. К). Куприянова, А. П. Федоров, А. А. Александров и автор этих строк.

Гештальт-терапия, как и ее предшественница — аналитическая психодрама, относится к методам психотерапии, основанным на действии. Именно эта особенность сделала Гештальт-терапию и аналитическую психодраму наиболее востребованными в работе с детьми и подростками.

Монография С. Гингера и А. Гингер характеризуется высокой концептуализацией, панорамным освещением вопросов теории, методологии и практики Гештальт-терапии, ее связей с философией, духовными практиками Востока, другими методами психотерапии и теориями личности.

Возможно, мое утверждение вызовет возражение, но у меня сложилось впечатление, что многие гештальтисты второй и третьей волны, в том числе С. Гингер и А. Гингер, занимаются структурированием имеющегося опыта и в значительной степени способствуют тому, что анархистская мозаика мыслей, фантазий, мифологем и терапевтических действий Ф. Перлза, П. Гудмана и других трансформируется в строго оформленный научный подход.

В монографии подробно рассматриваются теории self, цикл Гештальта (цикл контакта), механизмы психологической защиты — конфлуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия и эготизм.

Стройность в описании процесса Гештальт-терапии обусловливается введением С. Гингером важной дефиниции —«пентаграммы Гингера», которая включает в себя пять элементов: физическое измерение, эффективное измерение, рациональное измерение, социальное измерение, духовное измерение.

В монографии обсуждаются проблемы переноса и контрпереноса — с точки зрения Гештальт-парадигмы. К сожалению, в отечественной литературе эта тема почти не освещена.

Чтение книги С. Гингера и А. Гингер вызывает много мыслей и желаний — соглашаться с одними утверждениями и возражать по поводу других. Разумеется, эта монография не «закроет Гештальта» в долгом споре о преимуществах одних методов психотерапии и недостатках других, высокой или низкой эффективности разных методов психотерапии, экономической целесообразности и соответствии методов психотерапии национальным и духовным традициям людей, живущих на земле.

Самое главное достоинство монографии С. Гингера и А. Гингер заключается в том, что она является узелком на нити Ариадны, ведущей психотерапевтов разных стран в своем развитии от психоанализа к другим гуманистически ориентированным методам психотерапии, а через освоение этих методов — к созданию ненасильственного мировоззрения.

Э. Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР, профессор, доктор медицинских наук

Упражнения гештальт-терапии: примеры

В рамках описанных методов гештальт-терапии применяются следующие упражнения.

Пустой стул

Перед человеком ставится стул, на котором никого нет. Психолог предлагает клиенту, обращаться к стулу так, будто на нем сидит человек и рассказать обо всех проблемах. Это помогает, во-первых, выпустить пар, поскольку на стуле никого нет и никого нельзя обидеть, а во-вторых, глубоко заглянуть в суть переживаний.

Недостающий человек

Это упражнение выполняется в одиночестве. Необходимо приготовить листок и ручку и записать на нем человека, которого не хватало в вашем прошлом (родители, бабушка, сестра, друг и т.д.). Это тот человек, который, по нашему мнению, мог бы сделать нашу жизнь лучше.

Далее нужно описать, каков бы был этот человек, чтобы вы могли вместе делать, как взаимодействовать, в чем бы вам стало легче и в прошлом, и сейчас.

Затем постарайтесь понять, произошла ли в вашей текущей жизни компенсация этого человека, есть ли ему замена в настоящем?

Упражнение позволит понять почему рядом с вами находятся те или иные люди и какие детские потребности у вас не удовлетворены.

Битье дивана

Если внутри давно сидит не вымещенная обида и злость на кого-то или что-то, психологи рекомендуют взять палку (другой тяжелый предмет) и побить диван, подушку или боксерскую грушу. Во-первых, так выйдет застарелый гнев, во-вторых, мы сможем ясно понять, что нам мешает жить.

Общество практикующих психологов «Гештальт-подход» (ОПП ГП) программа МОСКОВСКИЙ ГЕШТАЛЬТ ИНСТИТУТ

Введение.

Во время обучения гештальт-терапии и работая гештальт-терапевтом, я наталкивался на некий миф, существующий на заднем плане, о том, что гештальт-терапевту нет нужды интересоваться переносом и контрпереносом, так как благодаря нашему высокому уровню осознавания и способности к контакту мы можем избавиться от этих аберраций. К тому же в литературе по гештальт-терапии по этому вопросу написано очень мало. Я также подозреваю, что практикующие терапевты, особенно те, кто обучался гештальту недавно, и, как я, получили мало аналитического образования, очень мало задумываются о переносе и контрпереносе. Так что я надеюсь, что эта статья простимулирует ваш интерес к возможному присутствию как переноса так и контрпереноса в вашей работе с клиентами.Для этой статьи я принял следующую схему:

  • Определение — что психотерапевты обычно понимают под переносом и контрпереносом.
  • Немного истории — фокус на развитии и применении этих понятий в психоанализе.
  • Психоаналитическая перспектива — современное использование переноса психоаналитиками в клинической практике.
  • Точка зрения гештальт-терапии — что мы думаем и как мы обращаемся с проявлениями переноса и контрпереноса.• Клинические примеры — некоторые конкретные примеры из моей собственной клинической практики того, как перенос и контр-перенос могут проявляться в терапевтическом контексте.
  • Теоретические вопросы — пристальный взгляд на некоторые теоретические вопросы, вытекающие из гештальт-подхода, которые я считаю значимыми.
  • Заключительные комментарии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Пытаясь определить перенос и контр-перенос, я хотел бы подчеркнуть, что эти заметки представляют собой теоретические конструкты, а не феноменологию (т.е. непосредственно данные в осознаваемом опыте), что часто допускается. Это просто чистые идеи, которые мы развиваем, чтобы объяснить некоторые наблюдаемые феномены. Не забывайте об этом вовремя этого обсуждения, пожалуйста. Я еще попрошу вас не забывать, что эти определения являются по своей сути сложно-составными определениями, и я надеюсь, что вы почувствуете аромат этих рассуждений на уровне общего понимания, и что терапевты могут иметь более четкие или более конкретные определения того, что они понимают по переносом и контрпереносомНа простом языке перенос рассматривается в связи с «бессознательным» (неосознаваемым) процессом, о котором говорится, что клиент психотерапии проецирует на терапевта как позитивные (желаемые) и негативные (нежелательные) качества, которые могут на самом деле принадлежать другим значимым людям в прошлой жизни клиента (или клиент может проецировать значимые качества или аспекты прошлых отношений), и затем они ведут себя или отвечают на воздействия так, как будто он или она являются этим человеком (или обеспечивает или может обеспечить отношения того же качества). В результате на реально проживаемые клиентом чувства, мысли и поведение, обращенные к терапевту, в некоторой степени «бессознательно» влияют, окрашивают или искажают ранние детские переживания, особенно связанные с родителями. С точки зрения гештальт-терапии, можно рассматривать это как особый способ, которым клиент, возможно, организует свое переживание терапевта, что может быть прерыванием контакта.Без сомнения вы испытывали нечто подобное описанному выше (или точнее, как-то объясняли опыт в таких терминах) и в качестве терапевта и в качестве клиента. В моем собственном клиентском опыте я вначале идеализировал своего терапевта, взгляд, который я разрушал за многие годы собственной терапии. Теперь в качестве терапевта, я думаю, что я продолжаю видеть главные нарушения в том, как я воспринимаю своих клиентов, особенно на ранних стадиях нашего контакта. То, что я наблюдаю, и я думаю, что это имеет клиническое значение, что иногда кажется, что такой перенос действует почти без разбора (т.е. кажется, что проецирование происходит широко и всепроникающе назависимо от личности и контекста) и иногда кажется, что их активируют определенные стимулы (т.е. ваш пол, рост, цвет глаз, интонации и т.д.),Контрперенос можно рассмотреть как процесс, противоположный переносу, при котором терапевт проецирует на клиента. Это дополнительное понятие по отношению к трансферу, относится к предположительному процессу, в котором чувства, мысли и поведение терапевта по отношению к клиенту могут, до некоторой степени, также быть под воздействием так называемого «бессознательных» (неосознаваемых) желаний, чувств, реакций, фантазий и т.д., которые происходят из раннего детского опыта терапевта, но которые теперь вклиниваются и нарушают (без осознавания терапевтом) качество терапевтических отношений.Некоторым это определение может показаться слишком узким. Некоторые терапевты-теоретики (включая и гештальт-терапевтов) расположены расширить оба понятия, чтобы включить в них полностью бессознательные (неосознаваемые) реакции терапевта и клиента друг на друга. Подобное расширение дает очень широкое пространство для рассуждения и можно о пользе особых представлений о переносе и контрпереносе. Но в любом случае я считаю, что вопрос о неосознаваемых реакциях, особенно со стороны терапевта, является чрезвычайно важным, как бы его не называли. Я считаю, что обучение, построенное на проживании собственного опыта, как это и происходит в гештальт-терапии, обеспечивает увеличение осознавания и контактности терапевта, с целью уменьшить воздействие переноса и контр-переноса. Я сказал «уменьшить» в духе признания ограниченности наших возможностей знать, что мы делаем в каждый момент времени. Отношения терапевта со своим клиентом — сложные, в них могут быть спрятаны различные проблемы и взаимодействующие интересы. Признавая это, и добавляя немного юмора, я предлагаю следующую выборку возможных ситуаций переноса и контр­переноса:

ПРИЧИНЫ ЛЮБИТЬ СВОИХ КЛИЕНТОВ(ВСЕ ХОРОШИЕ ТЕРАПЕВТЫ ТАК ДЕЛАЮТ)

  • Мои клиенты — люди, которые действительно воспринимают меня всерьез и ценят то, что я им предлагаю
  • Они постоянно напоминают мне, что я не такой псих, как я сам думаю.
  • Я люблю, как они слушают каждое мое слово.
  • Мне интересно, сколько еще сессий мне надо провести, чтобы купить себе новую машину.
  • Поразительно, они приходят неделю за неделей.
  • Я могу сказать, чего я хочу, и они не будут мне возражать и противоречить и т.д.

ПРИЧИНЫ НЕНАВИЛЕТЬ СВОИХ КЛИЕНТОВ (ХОРОШИЕ ТЕРАПЕВТЫ НИКОГДА НЕ ДОЛЖНЫ ЭТОГО ДЕЛАТЬ)

  • Я в них нуждаюсь и от них зависит мое благополучие. Они ждут, что я буду их выслушивать и всегда буду к ним внимателен.
  • Они ужасно эгоцентричны, мне остается очень мало место в этих отношениях.
  • Они так медленно обучаются тому, что мне так очевидно.
  • Их так трудно удовлетворить, кажется, что им надо еще и еще.
  • Они ругаются вам на всех людей.
  • Когда они получают то, чего хотят, они просто уходят от вас, и т.д.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Понятия переноса и контр-переноса происходят из психоаналитической теории. Они рассматриваются психоаналитиками, начиная с Фрейда, и продолжают рассматриваться до сих пор как в качестве последствий и необходимых условий для терапевтических отношений. Так же психоаналитики убеждены, что перенос особенно должен прорабатываться и использоваться для продвижения успешной терапии.Фрейд первоначально чувствовал, что перенос мешает терапевтическому процессу и его следует ликвидировать. Но со временем он изменил свои взгляды и потом утверждал, что «перенос содержит в живом виде наибольшие трудности в отношениях, которые входят в невроз» (Холмс и Линдл, 1989), Он развивал понятия переноса и контр-переноса как основанные на бессознательных желаниях, от пациента или терапевта, значение которых может быть выведено только благодаря психоаналитической теории или интерпретациям. В этом контексте я бы хотел процитировать раннюю работу Фрейда («Наблюдая за переносом -любовью», 1915), чтобы вы немного почувствовали дух его рассуждений того времени: «Для врача этот феномен (т.е. перенос-любовь) обозначает подходящий кусок для освещения и полезного предупреждения против какой бы то ни было тенденции к контрпереносу, которые могут появиться в нашем сознании. Он должен узнать, влюбленность пациента порождена ситуацией анализа, а не обаянием нашей собственной персоны, так что у него нет основания гордиться подобной «победой», как это смотрелось бы вне психоанализа.»

Дальше, в той же статье он предлагает такую интерпретацию:

«Если рассмотреть на ситуацию поближе, можно увидеть влияние мотивов … попытки пациента поддержать свое сопротивление, разрушить авторитет врача, опуская его до уровня любовника, и получить все обещанные преимущества, удовлетворения любовью.»Некоторые ключевые элементы, которые уже выступают для меня в статье Фрейда, заключаются в том, что клиент будет переносить на терапевта качества, которые принадлежат кому-то другому; по большому счету, личностные качества терапевта не релевантны; и что терапевту не следует воспринимать проекции клиента лично. Затем Фрейд ясно предлагает терапевту, что ему делать: интерпретировать смысл этих проекций и таким образом возбуждать скрытые мотивы, потребности и чувства клиента, так что их можно признать и осознанно с ними обойтись. Некоторые могут сказать, подобно Изидору Фрому, что Фрейд открыл перенос и контр-перенос и таким образом сделал возможной психотерапию. Другие могут не согласиться с этим и возразить, что как перенос, так и контр-перенос являются чисто теоретическими конструктами, которые составляют и поддерживают теорию и практику психоанализа, и даже если настоящее составляет лишь небольшую часть того, что происходит между терапевтом и клиентом Но подробнее об этом немного позже. Прежде всего я хотел бы полнее рассмотреть аналитический взгляд на перенос и контр-перенос, а затем противопоставить его гештальт-подходу.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

В психоанализе, то, что терапевт делает, определяется принятой теорией, Эта ориентация — основополагающая черта аналитической практики. У психоаналитиков существует универсальное убеждение в том, что неадаптивное поведение определяется «бессознательными» и вытесненными потребностями, чувствами, импульсами и т.д.

Предполагаемая природа этого «бессознательного» материала определяется в зависимости от конкретной теории. Например, Фрейд подчеркивал воспроизведение и разрешение в переносе так называемого Эдипового конфликта. Последователи Клейн фокусируются на вопроизведение и категорическое преодоление так называемых архаических депрессий, подозрительности и гнева, а эго-психологи подчеркивают потребность «нарцистически нарушенных» личностей воспроизводить и прорабатывать и восстанавливать нарушения личности, вызванные разрушениями так называемых ранних жизненных объектов благодаря реактивации и анализу переноса внутренних объектных отношений.

Какое актуальное содержание не становилось бы предпочтительным для данной аналитической теории, все психоаналитики используют перенос как основу для своей работы следующим образом:

КАК АНАЛИТИКИ ИСПОЛЬЗУЮТ ПЕРЕНОС В СВОЕЙ РАБОТЕ

  • Во-первых, считается что, настоящее невротическое/дезадаптивно бповедение определяется в основном прошлым опытом
  • Перенос рассматривается как источник первичной информации, о том важнейшем прошлом опыте, который в настоящий момент вытеснен и сохранен в «бессознательном»
  • Психоаналитики пытаются увеличить перенос, ограничивая естественное выражение чувств и диалог с клиентом для того, чтобы предложить «чистый экран», на который клиент может бессознательно «проектировать» их нерешенные конфликты, потребности, чувства, импульсы, ожидания и т.д.
  • Всем аналитикам необходимо сделать выводы, опираясь на проявления переноса в актуальном поведении клиента и любимой теории аналитика, касающейся вероятных ранних детских переживаний клиента.
  • Затем делается интерпретация на основе таких выводов, как если бы это были реальные факты , и предлагается терапевтическое вмешательство.

Эти принципы применяются во всех психоаналитических подходах. Они различаются содержанием интерпретаций, которые определяются теоретическими воззрениями терапевта. Основной аспект практики психоаналитика (один из тех, что отличают психоанализ от гештальт-терапии), заключается в том, что эта терапия «теоретически управляема». То, что предписывает принятая вами в качестве психоаналитика теория, то вы и должны делать. Вначале теория создается на основе клинического материала, потом она принимается и распространяется на широкий круг клиентов. Первоначально теория была «теорией влечений». Недавно акцент перемесился на потребность работать с «идеализированным», «отраженным» и удвоенным» переносом (Когут).

ВЗГЛЯД ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Гештальт-терапия развивалась отчасти как реакция на теоретически управляемые методы психоанализа и особенно на его ригидную приверженность к культивированию переноса благодаря «нейтральному» статусу терапевта. Практика гештальт-терапии — это реакция на мнение психоаналитиков о преобладании значения над поведением. Так, вместо того, чтобы сосредоточиться на бессознательных ограничениях, вытеснениях, конфликтов, которые влияют на поведение (то есть, что предположительно могло произойти), гештальт-терапевты направляет свое внимание на то. что познается в непосредственном опыте и что может быть узнано потом благодаря направленному осознаванию (того, как каждый из нас обычно организует свой мир и отвечает на него). Так что метод, который развивался гештальт-терапией, основан на том, что может быть познано в непосредственном опыте проживания, а не на том, чего нельзя познать в непосрдественном опыте (т. е. так называемое «Бессознательное»), за исключением интерпретации и анализа переноса, как это происходит в психоанализе.

Так что не удивительно, что интерес к переносу и контр-переносу значительно уменьшается в практике и теории гештальт-терапии. Он упакован, так сказать, в фон. А фигурой становится оринтировка на следующие ценности:

ФОКУС ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

  • опыт, происходящий «здесь и теперь» (т.е. текущая феноменология), в большей степени, чем «основополагающее влияние прошлого».
  • фокус на том, «что познается в опыте и «как» мы делаем то, что мы делаем, и «как» мы можем ответственно выбирать другое более осознанное поведение, в большей степени, чем исследовать, теоретически прорабатывать объяснения, как предполагаемый бессознательный процесс влияет на наше поведение.
  • взаимный, естественный, полный контакта диалог между клиентом и терапевтом в большей степени, чем нейтральный, ненатуральный, определяющийся переносом контакт.

Ясно, что перенос не является основным в практике гештальт-терапии, как это происходит в психоанализе. Там, где это происходит, это рассматривается как прерывания контакта и действуют с этим индивидуально, :i не теоретически У гештальт-терапии нет специальной теории том, какого рода переносы могут проявиться в терапии и как с ними надо обращаться. Скорее, гештальт-терапия сосредотачивает свой интерес на расширении осознавания для увеличения самоподдержки, необходимой для творческого и адаптивного ответа на воздействия окружающей среды. Короче говоря, избегая интерпретации поведения и усиливая и расширяя то, что оказывается подходящим для осознавания, что может улучшить — способность к контакту и к выбору, гештальт-терапия свертывает значимость переноса и контр-переноса, рассматривая их как небольшую часть поля, которое надо разглядеть.

Хотя гештальт-терапевты не так поддерживают развитие переноса, они признают его наличие. Перенос и контр-перенос присутствуют в фоне, возникают спонтанно в терапевтических отношениях. Хотя гештальт-терапевты могут и не использовать психоаналитическую терминов переноса и контр-переноса, они, конечно постоянно имеют дело с трансферентным поведением трансферентными реакциями, ошибками восприятия и т.д. Но они рассматривают такие проекции как потенциально полезные для прояснения внутреннего, личного и наполненного взгляда на внутренний мир их клиентов (и их собственных), который они создают и на который реагируют. Благодаря точной идентификации таких проекций терапевтом, (т.е. распознавание проективного материала, который не соответствует существующему контексту) прошлый незавершенный опыт может получить свое завершение (который по-прежнему продолжает проецироваться на настоящую ситуацию и таким образом прерывает контакт), он будет прояснен, признан и завершен в настоящий момент. Оставаясь бдительным к трансферентным ответам как клиента, так и терапевта, позволяет лучше их дифференцировать и таким образом минимизировать прерывания контакта, проистекающие от неточного восприятия и последующего неподходящего ответа.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

Когда я стал готовить несколько примеров возможных признаков переноса и контрпереноса, я скоро понял, что мне гораздо легче это сделать по отношению к будущим, чем к прошлому. Конечно, даже мы, терапевты, остаемся отчасти слепы к нашим собственным проекциям, в то время как проекции других совершенно очевидны. Так что я настойчиво предлагаю следующие индикаторы переноса и контр-переноса с целью признания этих тенденций. Также, когда вы будете читать этот список, не забывайте, что я так много повторял о природе переноса и контр-переноса, т.е. это просто идеи для объяснения некоторых воспринимаемых феноменов, которые мы наблюдаем в нашем контексте. Примеры, которые я здесь привожу, не являются ни в какой степени ни определениями, ни разъяснениями Это просто иллюстрации типичного поведения, на которое стоит обратить внимание и исследовать в работе с клиентами.

НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА.

  • клиент никогда не жалуется на ваши опоздания,
  • недостаток внимания и т.д.
  • клиент говорят, что наконец-то нашел человека, который его действительно понимает
  • клиент показывает, что вы действительно стоите
  • каждого выплаченного пенни
  • клиент постоянно делает следующие замечания:

«Мне всегда с вами так хорошо» «Я так многому у вас научился» «Мне с вами всегда так безопасно» «Вы спасаете мою жизнь» «Мне так спокойно с вами» «Вы такой чуткий и восприимчивый»

НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕГАТИВНОГО ПЕРЕНОСА

  • клиент старается не делиться с вами своими чувствами
  • клиент часто недопонимает вас, не слышит, что вы говорите
  • клиент часто приходит в замешательство
  • клиент отрицает вашу значимость или значимость терапии
  • клиент искажает ваши идеи, чувства и ответы
  • клиент подводит вас при оплате, т.е. платит медленно, жалуется, что тратит на вас деньги
  • клиенту часто скучно и вы ему неинтересны
  • клиент приписывает успехи терапии другим, ане вашему терапевтическому контакту
  • клиент ведет себя так, как будто вас нет

Конечно, подобное поведение может быть и адекватным ответом на поведение терапевта. Положительное восприятие клиентом может очень точно соответствовать вашим качествам (что было бы славно). Они могут также обозначать реакцию на те качества, которые клиент неосознанно проецирует на вас. Подобным же образом, негативные ответы могут с большой точностью означать, что вы на самом деле скучны, неэффективны и не так значимы для клиента и не так важны, как вам бы хотелось. Задачей терапии, по большому счету, является выяснить, что в этом случае соответствует действительности.

Теперь, со стороны интенсивных и очевидных реакций, которые мы как терапевты можем встречать у некоторых клиентов, особенно у пограничных психотичных клиентов, я убежден, что труднее заметить и рассмотреть контр-трансферентные ответы, и поэтому требует особенного внимания. Вот некоторые показатели, по которым можно предположить, что что-то происходит, возможно, без осознавания этого терапевтом, в его отношениях с клиентом:

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КОНТР-ПЕРЕНОСА:

  • терапевт чрезмерно защищает и откликается на
  • ранимость пациента
  • терапевт избегает иметь дело с возражениями клиента
  • терапевт очень жалеет клиента и включен в него
  • у терапевта идеалистические реакции, возможно романтические впечатления от контакта, фокус на привлекательных сторонах клиента
  • терапевт привлечен положительными сторонами контакта с клиентом, с точки зрения чувства компетентности и ценности
  • терапевт идентифицируется с клиентом, т.е. чувствует ближе, понимает клиента лучше, уделяет больше времени
  • терапевт идеализирует возможности клиента, т.е. настроен оптимистично на его счет.

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО КОНТР-ПЕРЕНОСА

  • терапевт нападает на клиента, т.е. предлагает трудные, унизительные эксперименты
  • терапевт часто нетерпелив, не заинтересован и отключается от клиента
  • терапевт думает о том, как он устал, как хочет есть, как переутомился
  • терапевт не слушает клиента, погружен в мечты * терапевт чувствует себя ненужным, неадекватным, с клиентом ему небезопасно
  • терапевт чрезмерно рассуждает, рассказывает, интерпретирует
  • терапевт высокомерен, т.е. обращается к старым воспоминаниям, чтобы продемонстрировать себя
  • терапевт раздражается или пугается клиента без видимых причин
  • терапевт фрустрирует клиента, т.е. заставляет клиента ждать, отвергает его, отодвигает.

Я надеюсь, что эти примеры дали вам почувствовать аромат того, о чем я говорю, вполне возможно, что в этих идеях нет ничего нового для вас.

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Я уже подчеркивал, насколько важно помнить о том, что перенос и контрперенос — это не те феномены, которые мы можем наблюдать непосредственно, а скорее гипотетические представления (т.е. абстрактные теоретические понятия), полезные для того, чтобы объяснить или описать некоторые особые наблюдаемые феномены. Эти особые феномены обычно относятся к тому, как наши клиенты или мы сами неподобающим образом, вне контекста и отчужденно отвечаем друг другу в терапевтическом контексте. Говорят, что перенос и контр-перенос являются особым видом проекций, порожденных нашим предыдущим опытом, особенно неудовлетворительным ранним опытом. В этом контексте гештальт-терапевты отличаются от психоаналитиков тем, что они избегают интерпретаций, предлагая взаимные и аутентичные диалогические отношения и об этих принятых ценностях я хотел бы сказать немного больше.

Я убежден, что идея о том. что гештальт-терапевты никогда не интерпретируют – это миф. Будет справедливо сказать, что в отличие от психоаналитиков гештальт-терапевты не строят свою терапию на основе переносов и их интерпретации. Скорее фокусируются на переживаемой феноменологии и развитии диалога в текущий момент. Но в противоположность тому, что говорят и делают гештальт-терапевты, я убежден, что они тоже интерпретируют (часто не сознательно) смысл поведения своих клиентов и отчет об их переживаниях. Я считаю, что все терапевты делают выводы о том, что они наблюдают. Но разница в том, что гештальт-терапевты предпочитают использовать эти выводы (когда они их осознают) иначе, чем аналитики. Вместо построения определенных интерпретаций, основанных на некоторой усвоенной теории, гештальт-терапевты используют свои выводы в качестве основания для экспериментального исследования непосредственный опыт клиента. Их намерение заключается в расширении самоосознавания клиента и таким образом расширении возможного спектра творческого, адаптивного поведения, осуществляющегося по собственному выбору. Но это будет глупо поверить, что активное присутствие терапевта и постоянное соредоточение на феноменологии может обеспечить отношения, «свободные от переноса и контрпереноса».

Подобным же образом, хотя гештальт-терапевты предлагают свои выводы в форме пробных идей и экспериментов, возможно, что многое просто интроецируется клиентом как готовый факт, а не опробуется и не прожевывается тщательно. Я думаю, что это происходит потому, что взаимные и равные отношения, о которых говорят гештальт-терапевты. что они предлагают их своим клиентам. — это тоже миф. Гештальт-терапевты ценят и в идеале предлагают своим клиентам горизонтальные и равные отношения (т.е. они не допускают, что они знают что-то лучше своего клиента). Это противоположно тому, как психоаналитики предлагают вертикальные отношения (т.е. они знают в качестве экспертов что происходит и что должно быть сделано). Гештальт-терапевты настаивают, что из-за того, что они предлагают клиентам подобные равные отношения, становится возможным и для клиента и для терапевта развивать свои возможности полного присутствия друг с другом, т.е. ясного видения. слышания, ощущения, думания и адекватного отношения друг к другу Затем они утверждают, что если действовать таким образом, то можно справиться с любым переносом. Мне лично кажется, что это несколько наивная позиция.

На самом деле. терапевтические отношения никогда не бывают равными. Клиенты ищут терапевтов, потому что им нужна помощь, они посещают терапевтов (обычно мы к ним не ходим). Наши клиенты обычно гораздо более смущены, встревожены, зависимы, пристыжены, чувствуют себя виноватыми и т.д., чем мы, и наши клиенты обычно платят нам деньги за наше психотерапевтическое мастерство. Я вовсе не собираюсь таким образом критиковать стремление гештальт-терапии предложить клиентам равные отношения, просто хочу предупредить об этих аспектах нормальных терапевтических отношений, о существовании которых в той или иной степени необходимо знать, и там, где они появляются, они могут воздействовать на природу терапевтических отношений скрытым и неосознанным образом и особенно усиливать перенос. Ваша ориентация иа равные, аутентичные и диалогические отношения еще не гарантирует их появление. Ясно, что существуют структурные аспекты терапевтических отношений, которые поддерживают перенос и могут ослепить терапевта в отношении его собственного контр-переноса, и поэтому на них всегда стоит обращать внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гештальт-терапевты перешли от аналитического подчеркивания переноса и его последующего анализа и интерпретирования к экспериментальному и непосредственному ориентированию основанному в идеале на аутентичном и равном диалоге. Поступая таким образом, они надеются помочь своим клиентам усилить свое самоосознавание и способность делать выбор и осуществлять адаптивный контакт с окружающей средой. Однако, приспосабливаясь и используя такой метод, они могут стремиться проглядеть присутствие переноса и контр-переноса и то, как это окрашивает и влияет на качество контакта с клиентами.

Так же, как может оказаться опасным искусственный перенос и построение терапевтических отношений исключительно на теоретических интерпретациях, также могут возникнуть серьезные проблемы, если проглядеть важность скрытых воздействий переноса (и контр-переноса). Если терапевт, упускает или преуменьшает присутствие трансферентных процессов (и помнит, что подобные процессы находятся вне осознавания по определению), то что кажется происходит в терапии, на самом деле вовсе не происходит ни между клиентом и терапевтом, ни внутри. Я считаю, что пытаясь обращаться к очевидному и воспринимаемому, гештальт-терапевт недооценивает опасность придти к ложным выводам и интерпретациям. Но, даже такая ориентация может подхвачена клиентом как желанное и необходимое условие для того, чтобы быть в терапии, возможно как ответ, простимулированный и поддержанный неосознанным трансферентным процессом. Этим я хочу сказать, что хотя перенос не поддерживается непосредственно в практике гештальт-терапии, он обязательно возникает и так что на него надо обращать внимание и тогда это дает потенциал для контрпереноса.

Обучение гештальт-терапии

В нашей стране получить квалификацию гештальт–терапевта можно в 4 базовых заведениях с международными стандартами, три из которых находятся в г. Москва и один в Санкт-Петербурге.

Обучение будущих специалистов начинается с их отбора

:

  • выясняются мотивы обучения с целью избегания дальнейшего разочарования в профессии;
  • отсеиваются претенденты с выраженной психопатологией.

В качестве первого базового образования предпочтение отдается медицинскому или педагогическому.

Обучение осуществляется от низшей (1) к высшей (3) ступени

:

  • На 1 этапе могут обучаться люди с образованием не ниже среднего, по окончании выдается сертификат. Преподаются основы терапии, введение в профессию.
  • На 2 ступени обучаются прошедшие курсы первого этапа или имеющие средне-специальное и высшее образование. В заключение вручается также сертификат или удостоверение о профессиональной переподготовке.
  • На 3 этапе предлагается выбор специализации (работе в группе, с детьми, другие узкие направления). Выдается сертификат международного стандарта.

Если все три этапа пройдены, то проводится трехлетнее обучение по направлению «супервизор в гештальт-подходе», «групповой ведущий». На 4 курсе обучение длится 3 года.

Преимущества программы:

1. Практическая направленность

За полгода обучения вы получите конкретные навыки и технические приемы, которые вы сможете использовать в практической работе с клиентами. Эти же навыки помогут вам в «работе над собой», превратив её в увлекательное исследование вашей собственной уникальности.

2. Развитие профессиональных компетенций

Вы обогатите свою практику умением тонко и глубоко исследовать запрос клиента, быть в контакте и видеть динамику его состояния. Мы будем учиться работать с феноменологией, чувствами и потребностями клиента, выявлять защитные механизмы и, разумеется, «закрывать гештальт».

Работая в группе вы ищете и развиваете собственный терапевтический стиль!

3. Знание и понимание теоретических аспектов гештальт-подхода.

Гештальт-терапия опирается на набор простых, на первый взгляд, но глубоких по сути понятий. Их освоение в программе происходит через

· осмысление и обсуждение теории

· практическую работу и

· собственный клиентский опыт

Гештальт-подход хорошо интегрируется с другими подходами в терапии и консультировании и, безусловно, обогатит ваше профессиональное мировоззрение.

4.Участвуя в группе вы получаете терапию.

«Не важно, где работать, главное – над собой!»

Обучение происходит в небольшой по численности (до 12 человек), закрытой группе. В этом пространстве мы сможем уделить внимание как личным процессам каждого из участников, так и динамике самой группы. Полгода жизни в группе могут изменить вашу жизненную философию и добавить вкуса и красок в вашу жизнь!

По окончании программы:

— вы сможете использовать полученные знания и навыки в практике консультирования

— участники с профильным (психологическим, педагогическим, медицинским и социальным) высшим образованием получат свидетельство о повышении квалификации; участники без профильного образования получат сертификат ИКСР о прохождении программы 1ой ступени.

— при наличии рекомендации ведущего программы продолжить обучение в группе 2ой ступени обучения гештальт-терапии.

Отзывы пациентов

Об эффективности метода свидетельствуют отзывы клиентов, прошедших гештальт-терапию. Вот некоторые из них.

Анастасия, 28 лет

«Поняла, что при терапии важно трудиться самой. Нельзя ожидать от психолога, что он решит все мои проблемы. Откинуться в кресле и наслаждаться покоем не получилось, было очень страшно и больно, не физически, разумеется. Приходится выскребать изнутри все гадости и слезы, которые там накопились.

Постепенно появляются ответы, которые раньше не могла найти, что-то перестает волновать совсем, мучения, наверное, прекратятся. Хорошо, что научилась закрывать гештальты сама, поняла, что нужно делать».

Игорь, 37 лет

«Наступило какое-то озарение, понял, что в течение последних лет, просто забивал на себя и свою жизнь, катился по накатанной. Оказалось, что за себя нужно бороться, кто бы раньше подсказал как.

Столько лет прожил чужими ожиданиями в надежде на признание и похвалу. Кто сам, чего хочу, давно забыл. Собственные эмоции давно заглохли, никакого чувственного опыта поэтому и не было.

Оказалось, мужчина имеет право на эмоции, и вообще только они могут привести к тому, чтобы понять свои потребности желания. Вот так. Это пипец, как я жил, ни о чем.

Труд большой, конечно, психолог только направляет, думать надо много, зато когда приходит осознание, понимаешь что тебе делать дальше. А жить в текущем моменте, это вообще круто!».

Отзывы людей разного возраста и пола, но общее у них одно: гештальт терапия – это труд двоих людей (клиента и врача), а ее результат – путь к себе истинному.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]