Фрейдизм и неофрейдизм
Определение 1
Фрейдизм и неофрейдизм – это направления психоаналитической философии, возникшие в 20-х годах ХХ века в странах Европы и Америки. Эмпирическая база фрейдизма и неофрейдизма – психоанализ.
Определение 2
Психоанализ – это метод лечения психических заболеваний, базирующийся на выявлении и анализе вытесненных переживаний
Фрейдизм получил свое название по имени основателя этого направления З. Фрейда По данной теме мы уже выполнили реферат
реферат по философии подробнее . Одним из основных достижений Фрейда является созданная им первая развернутая теория структуры личности, основанная на древней научно-философской проблематике – наличии в человеческом сознании нескольких противоборствующих начал.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов 410 руб.
- Реферат Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов 220 руб.
- Контрольная работа Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Основным регулятором человеческого поведения выступает сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в структуре личности, которому характерно могущественное желание и стремления, скрытые за покровом сознания – бессознательное. Иными словами, им было выделено три уровня психики человека:
- бессознательное;
- предсознательное;
- сознательное.
Фрейд в своей практике часто встречался с неосознаваемыми переживаниями и мотивами, которые значительно отягощают жизнь человека и могут выступать в качестве причины его нервно-психических недугов.
Фрейдом По данной теме мы уже выполнили эссе
Зигмунд Фрейд подробнее была разработана особая концепция человеческой психики, к компонентам, или инстанциям, которой относят:
- Оно;
- Я;
- Сверх-Я.
Оно – бессознательный слой психики, представляющий собой инстинкты. Именно оно вступают в качестве мотивации человека, являясь врожденным состоянием возбуждения, требующего разрядки. К основным инстинктам относят Эрос – инстинкт жизни и Танатос – инстинкт смерти.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Я – это область сознательного внутри которой протекает восприятие внешнего мира и приспособленность к нему.
Сверх-Я представляет высшую инстанцию психических структур, отвечающую за восприятие индивидом моральных стандартов, выполняя роль совести.
Трансформация человеческих скрытых мыслей в явное содержание сновидений является примером перехода одного способа выражения психического материала в другой. Чтобы понять природу сновидений необходимо понимать смысл самого сна. Фрейдом было выдвинуто положение о том, что сознательное сновидение является искаженных замещением бессознательного.
В отличие от З. Фрейда и К. Юнга, неофрейдисты стремились не исследовать природу индивидуальных человеческих поступков, а дать объяснение социальному устройству жизни людей. Основными представителями неофрейдизма являются А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФРЕЙДИЗМА
К, пожалуй, самым ярким представителям фрейдизма следует отнести А. Адлера, К.Г. Юнга и О. Ранк, которые являлись ближайшими учениками З. Фрейда. Среди вышеназванных “воспитанников” Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению. Эту мысль А. Адлер излагает в созданной им на основе учений Фрейда “Индивидуальной пихологии”. Он считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка «комплекса неполноценности.” Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.
К. Г. Юнг не всю жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого. Основным трудом З. Фрейда, которым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сновидений».
Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы «бессознательного». С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.
Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное». В школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жиненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.
5 стр., 2467 слов
Фрейд как основатель психоанализа. О Фрейде
… психоанализа как метода лечения душевных заболеваний. Он сформулировал теорию структуры человеческой личности, развил психологические теории, касающиеся возбудимости, защитных механизмов, подавленности. Большое значение Фрейд придавал осмыслению внутреннего мира человека, … психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев …
Отто Ранк полагал, что вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения». Эта «травма рождения» становится первым источником возникновения страха и тревоги О. Ранк исходил из того, что момент появления на свет ребенка и отделения его от матери является травмирующим событием в жизни человека. Стремление к возвращению в чрево матери, к восстановлению предшествующего положения непосредственно связано с травмой рождения.
3. НЕОФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Неофрейдизм — направление в психологии, развившееся в 20-30-ые годы XX века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.
Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру личности человека, разделив её на Эго («Я»), Суперэго («СверхЯ») и Ид («Оно») Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.
Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.
Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.
16 стр., 7720 слов
Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ
… неполноценности, или чувство неадекватности, является в конце концов главной задачей становления личности. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ Уважаемые дамы и господа! Все это время, … основой для её роста и развития как зрелого человека, а не как низшего существа. Эрнст Джонс, биограф Фрейда, был одним из первых психоаналитиков, кто доказал, что …
Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в основу учения современных неофрейдистов.
Таким образом, неофрейдисты, как и фрейдисты, объясняют поведение человека деятельностью бессознательного. Кроме того, они также объясняют психические заболевания динамикой бессознательных процессов. Подобно Фрейду, неофрейдисты сохраняют понятия вытеснения и сопротивления и используют те же самые психоаналитические методы, изобретенные Фрейдом: толкование сновидений, свободные ассоциации, трансфер и т.д.
Сходство фрейдизма и неофрейдизма (и новейших психоаналитиков «я») — в их общем пониманий бессознательного как двигателя человеческого поведения, в подчеркивании роли вытеснения и применении психоаналитической техники. Объединяет их также анализ культуры и общества, основанный на бессознательном. Таким образом, мы видим, что буржуазная идеология бесконечно изобретательна, предлагая одну и ту же идеологическую пищу под различными соусами. Неофрейдизм — приправа к главному блюду Фрейда — бессознательному, — учитывающая роль социальных и культурных факторов в детерминации нормальных и патологических явлений человеческой психики.
4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕОФРЕЙДИЗМА
Основными представителями неофрейдизма Г. Саливан, К. Хорни, Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа.Личность человека, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, то есть «личность — это модель повторяющихся «межличностных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов — от vмладенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве — на основе общения с представителями другого пола и т. д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.
Салливан считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления — динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливан считал потребность в нежности и потребность в избегании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни человека. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы», лежащей в ее основе.
8 стр., 3579 слов
Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. …
… особую форму направленности энергии в жизненных процессах человека. Фрейд пытался объяснить динамическую природу черт характера путем … энергию, проявляющуюся в эмоциональных побуждениях человека. Из этого исходит определение психоанализа как «изучения межличностных отношений». … искренним служением какой-нибудь идее, что в глазах общества является основополагающим мотивом смелого поведения. Несмотря …
Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.
Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса. Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.
Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда).
Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.
Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви. По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.
Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры1Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 17.».
6 стр., 2914 слов
Зигмунд Фрейд психоанализ
… ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной … стало особенно опасным. В результате, зарубежные психоаналитические общества буквально выкупили Фрейда у нацистов и переправили в Англию, где … Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не …
Понятие «сверхкомпенсации» А. Адлера
Адлер считал, что чтобы постичь мотивы человеческой деятельности, необходимо знать конечную цель его стремлений, так называемый бессознательный жизненный план. Человек находит реализацию в поиске смысла жизни и стремлении к самореализации. Для преодоления чувства неполноценности и самоутверждения, человек начинает актуализировать свой творческий потенциал, что принято называть сверхкомпенсацией.
Определение 3
Сверхкомпенсация – это особый тип реакции на чувство неполноценности. На ее основании люди способны добиться существенных успехов в жизни и отличаются от остальных серией исключительных способностей.
Теория К. Хорни
В биологическая ориентированность, то есть характерную черту классического психоанализа заменили социокультурной, характерной для неофрейдизма.
Нововведением в теории Хорни стало понятие «образа Я», состоявшего из знания о себе и отношения к себе. Адекватный образ Я помогал преодолеть психологическую тревогу.
Хорни считал социальные отношения между ребенком и родителями, основанными на двух положениях: стремлении удовлетворить свои желания и желание безопасности. Ведущая роль принадлежит последней тенденции – процессу удовлетворения потребности в безопасности, которая формирует здоровую личность, и напротив – поведение родителей, препятствующее этому, вызывает развитие у ребенка базальной тревоги, то есть ощущения одиночества и беспомощности перед опасностями окружающего мира.
Базальная тревога в детстве может вызывать формирование неврозов во взрослом возрасте. Для преодоления базальной тревоги, ребенок начинает прибегать к защитным стратегиям, называемым невротическими тенденциями или невротическими потребностями. Каждая тенденция имеет три ориентации:
- на людей;
- от людей;
- против людей.
В соответствии с ними было выделено три разновидности невротической личности:
- уступчивая;
- обособленная;
- агрессивная.
Индивидуальная теория личности А. Адлера
Бытующее мнение о том, что Альфред Адлер был одним из первых учеников З. Фрейда, не соответствовало действительности. Еще до знакомства с идеями психоанализа Адлер вел свои научные изыскания в данном направлении. Он влился в общество психоаналитиков, имея уже сформированное профессиональное мировоззрение. Знакомство с З. Фрейдом началось с письма, где мэтр психоанализа выражал свою благодарность молодому человеку, выступившего в защиту его новой книги «Толкование сновидений».
Однако, принимая основные концепции теории бессознательного, А. Адлер никогда не был ортодоксальным приверженцем тезиса об универсальности либидо. Напротив, неофрейдизм Адлера заключался в выдвижении на роль движущей силы в развитии личности энергию творчества. Когда он опубликовал книгу «Исследование неполноценных органов», где изложил свое понимание развития психических процессов, отношение Фрейда к молодому человеку резко ухудшилось. Основатель психоанализа ревностно, где-то, даже болезненно, относился к отклонениям от его теории, не принимая инакомыслия. С такими людьми он предпочитал расставаться, считая их «параноиками», а идеи «непонятными».
Адлер пошел по своему пути. Его неофрейдизм – это рассмотрение расстройств личности с точки зрения бессознательного стремления человека к превосходству над другими.
Индивидуальная теория личности концентрировала внимание на том, что человек творит себя сам, но его свобода ограничена ложными целями, навязанными обществом еще с детства. Проблема невозможности реализации личности в полном объеме заключается в чувстве неполноценности, которое она испытывает в сравнении себя с более успешными людьми и идеалами общества. В результате, человек, чтобы преодолеть это чувство, стремится реализовать фиктивные цели, которые сам себе и установил для достижения превосходства над другими. Власть больше всех отвечает на данный запрос личности. Поэтому человек подсознательно стремится к власти и совершенству, чтобы компенсировать когда-то нереализованные желания в почете и уважении.
Многие идеи, высказанные им в теории, носили автобиографический характер. Например, желание личности быть принятым в общество себе подобных, возможность реализовать свой потенциал, тем самым быть полезным для окружающих, было вложено в идею социального интереса, где подчеркивалась важность общих ценностей и сопереживания друг к другу. В детстве Адлер был слабым ребенком, и он испытывал огромную благодарность детям, которые принимали его в совместные игры. В общении с друзьями он получал ту долю внимания и уважения, которого был лишен в семье.