Сын 6 лет не слушается и дерётся в детском саду

Содержание

  • Суть и особенности
  • Причины
  • Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
  • Продолжительность
  • Как справляться: советы родителям от психологов
  • Последствия

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Ребенок не слушается 2 года: причины

Давайте разберем основные причины, по которым ребенок может не реагировать на обращенную к нему речь. Они делятся на социально-психологические и физиологические.

К первой группе факторов можно отнести следующие причины.

  • Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером, — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы, на которые можно ответить “да/нет”, — тогда малышу просто незачем реагировать на речь.
  • Затянувшееся сюсюканье. В течение первого года жизни ребенка от уменьшительно-ласкательных слов и сознательного их искажения трудно отказаться. Но, как только у малыша начинается активное развитие речевого аппарата, о такой манеры речи нужно забыть. В это время ребенок – это губка, которая впитывает коммуникативные привычки своих родителей. То, как вы будете общаться с малышом, впоследствии укоренится у него в сознании как стандарт. Следовательно, обычную, повседневную речь ребенок будет воспринимать неправильно. Отсюда некорректная или отсутствующая реакция.
  • Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители), постоянные родительские скандалы.
  • Характер речи родителей и окружения. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, дети не в состоянии ее понять.
  • Чрезмерная требовательность к ребенку. Мозг малыша развивается постепенно. Форсирование этого процесса может дать противоположный эффект, то есть привести к сбою. Помните: стандарты речевого и умственного развития – это усредненный показатель. Отклонение от них – не обязательно проблема. Что уж тут говорить, если сам Эйнштейн вообще не говорил до 4 лет!

Если ваш малыш где-то немного отстает, не нужно дни напролет учить с ним слова и предложения. Не стоит постоянно просить его что-либо повторить. И ни в коем случае не кричите на ребенка, если у него что-то не получается. Если есть отставание, отведите юного пациента к специалисту. В случае отсутствия патологий позвольте мозгу развиваться постепенно.

  • Двуязычная семья. Для ребенка познать основы одного языка – уже серьезный вызов. Билингвистическая семья – двойная нагрузка. Необязательно, чтобы языки сильно отличались. Например, проблему может создать общение одного родителя на украинском языке, а второго – на русском. Позаботьтесь о том, чтобы малыш сначала выучил азы одного языка.

К физиологическим причинам игнорирования обращенной речи относятся:

  • тяжелые инфекции и травмы (включая психоэмоциональные травмы), перенесенные ребенком в раннем возрасте. Главная угроза – травмы головного мозга как при родах, так и в младенчестве. Повреждения определённых отделов коры головного мозга могут привести к развитию алалии, то есть сбою в развитии речевых центров. У таких детей есть нормальный слух и интеллектуальный потенциал, но они не способны выучить слова и, соответственно, правильно на них реагировать. Среди инфекций наибольшую опасность представляет менингоэнцафалит, менингит, воспаления внутреннего и среднего уха;
  • слабо развитые мышцы лица и рта, врожденные аномалии речевого аппарата. Нарушения в развитии мышц мешают ребенку нормально разучить речь. Следовательно, появляются проблемы при ее восприятии. Кстати, к неправильному развитию мышц и прикуса может привести затянувшееся сосание соски. До 1 года отучивать малыша не стоит, а вот по истечении этого срока рекомендуем задуматься о данном шаге. Здесь важны индивидуальные особенности ребенка: проконсультируйтесь со специалистом;
  • невропатические расстройства. Их причиной могут стать тяжелые роды, наследственность, слабое развитие определенных центров мозга. Часто детям, которые не реагируют на речь, ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция». Если вовремя определить проблему, ее можно решить. К появлению патологии приводят разные типы неврозов. Например, неблагоприятные события, давление на ребенка могут привести к замкнутости. У малыша может появиться настоящая фобия. Удваивает нагрузку на нервную систему ребенка неврастения. В таком состоянии он во много раз тяжелее воспринимает психологическое напряжение. Как бы там ни было, нужно обращаться к врачу, ведь есть риск «запустить» патологию;
  • задержка психоречевого развития.

О задержке психоречевого развития стоит поговорить подробнее. Важно не пропустить симптомы этой патологии. Они таковы:

  • ограниченный словарный запас (среднестатистический ребенок 2-х лет должен знать 150-300 слов);
  • неохота идти на речевой контакт даже с родными;
  • ребенок говорит слишком медленно или наоборот быстро, «глотая» окончания слов;
  • не может повторить за взрослым фразу.

В норме формирование речи у ребенка проходит несколько стадий: крик, гуление, лепет, а уже с 11-12 месяцев малыш начинает произносить первые слова. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш, как мы уже говорили, использует от 150 до 300 слов.

Конечно же, каждый ребенок развивается индивидуально, и могут существовать незначительные задержки в развитии речевых функций, которые не являются отклонением, а зависят исключительно от самого ребенка, его темперамента и наследственности. Но если ваш ребенок не слушает, не понимает, не реагирует на ваши просьбы и обращения, или у него вовсе были пропущены предыдущие стадии формирования речи, это может свидетельствовать о задержке психоречевого развития (ЗПРР).

Более подробно, почему ребенок не разговаривает в 2 года, мы рассказали в этой статье.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Что замечают родители?

Практически всем взрослым знакомы ситуации:

  • вместо того чтобы исполнить просьбу «подойди», малыш развернулся и убежал;
  • чадо категорически отказывается делиться сладостями, игрушками с другими;
  • игнорирование просьб со стороны крохи;
  • отказ от даже самых любимых блюд со словами «не хочу»;
  • проявление упрямства во время сборов на прогулку.

Один ребенок может капризничать больше, другие проявляют характер только при определенных обстоятельствах. Бороться с детьми не стоит, так как ваши усилия могут нарушить естественный ход вещей. Если применить жесткие методы, малыш может стать безынициативным, нерешительным, лишиться индивидуальности.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Нужны ли запреты

Воспитывая детей, невозможно обойтись без ограничений и запретов. Ребёнок, который не знает, что значит «нельзя», не научится контролировать свои желания и управлять своим поведением. Действовать по правилам и налаживать отношения с людьми он не сможет. Став взрослым, такой человек не сумеет почувствовать границ допустимого поведения. Он легко попадёт в дурную компанию и не сможет вовремя остановиться.

Вот почему с самого раннего возраста в семье должно существовать «нельзя». Но принципиально важно, чтобы запреты были разумными и обоснованными. Категорическое: «Нельзя так делать!» может звучать только тогда, когда действия малыша опасны для него самого или наносят какой-либо вред окружающим.

Например, нельзя дёргать других детей за волосы или кидаться в них песком. Нельзя выбегать на проезжую часть и т.п. При этом нужно показывать малышу, как действовать можно: дёргать за волосы никого нельзя, а гладить по голове можно; кидаться песком нельзя, а сыпать его в ведро можно.

Важно создать не систему запретов, а условия жизни, в которых дети будут с удовольствием изучать окружающий мир, не вздрагивая от постоянных: «Нельзя!» Не хотите, чтобы крупа и мука были разбросаны – поставьте их повыше. Нельзя рисовать на обоях – повесьте огромный лист бумаги, на котором можно. Если хотите, чтобы в путешествии малыш не скандалил, вместо того, чтобы ругать его, заранее приготовьте игрушки, книжки, другие развлечения, которые его займут. А когда он устанет, разрешите встать с места, пройтись и т.п.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Вы перекладываете вину на кого-то другого

Конечно, несправедливо, что дети смотрят передачи, которые должны быть развивающими и полезными, но получают оттуда неудачную информацию – начинают вести себя грубо и неуважительно. Дети ведут себя так, как показано по телевизору, а вам приходится с этим иметь дело! Да, это нечестно, но в этом и состоит ваша ответственность: вы можете ограничивать просмотр телевизора или обсуждать с детьми суть увиденного. Только потому что не вы подаете ребенку плохой пример, не означает, что вам не надо объяснять, что с ним не так. Не думайте, что ответственность может лежать на ком-то другом.

У нового гаджета Xiaomi есть дополнительный экран в выступе камеры

Ученые нашли губчатых существ подо льдом в Антарктиде

Вы не одиноки: эксперт объяснил, почему объятия так важны

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Вы показываете ребенку, что он особенный

Быть родителем непросто, никто не хочет отказывать ребенку, да и дети не любят, когда им отказывают. В результате ребенок привыкает к тому, что с ним всегда соглашаются. Он считает себя особенным, и ему всегда всего мало. Ребенок хочет того и другого, он начинает ныть, если не получает того, чего ему хочется. Проблема быстро развивается и перерастает в нечто куда более напряженное. Учите его с раннего детства, что ваш малыш — не центр вселенной и что не все его желания могут быть исполнены в ту же минуту.

Как выглядели бы персонажи советского кино, если бы омолодились

Козел вместо чудища: чем отличаются сказки в разных странах

Онищенко не считает необходимым вакцинировать детей

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Вы думаете, что ребенок просто проявляет себя

Если ваш ребенок кусается, ноет или дерется, а вы говорите себе, что это нормальное поведение для малыша и со временем это пройдет, у вас проблема. Даже в юном возрасте вы можете контролировать поведение ребенка. Спрашивайте, что его разозлило, почему он начал кусаться? Разбирайтесь с эмоциями. Если вы не заставляете ребенка думать о последствиях его поведения, вы делаете его избалованным. Это только усугубляет сложившуюся у вас проблему.

Окаменелость рыбы была ошибочно идентифицировали как летающая рептилия

Карамелизированные бананы и крем-брюле: готовим необычный и вкусный десерт

Шведский стол и не только: как в городах России меняют школьное питание

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Вы позволяете грубо с собой обращаться

Если ваш ребенок может назвать вас грубо, ведет себя неуважительно по отношению к вам перед другими взрослыми или перед своими друзьями, требует чего-нибудь, не говоря «спасибо» и «пожалуйста», а вы никак не реагируете, вся ответственность за такое поведение ложится на вас. Если вы позволяете ребенку общаться с вами так, как не позволили бы с собой общаться партнеру или коллеге на работе, вы балуете его. Общение не должно быть формальным, но оно должно строиться на уважении, обязательно донесите это до ребенка.

Говорил, что инженер: в Ленобласти снимут фильм по запискам шпиона XVII века

Балкон Джульетты в Вероне и еще четыре места, которые приносят удачу в любви

Различные вариации перепелиного принта: фотоподборка идей для модного маникюра

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]