Детское развитие для родителей играет важную роль. Родители стараются как можно больше узнать о том, какими навыками и умениями к определенному моменту должен обладать их малыш. Но приблизительно к школьному возрасту может проявиться плохая память у ребенка. Что делать в данном случае? Почему вообще у малыша могут возникать проблемы с запоминанием и памятью в целом? Когда это считается нормой, а в каких случаях требуется поднимать тревогу и приступать к решительным действиям? Ответить на все это не так просто, как кажется. Каждый ребенок — это индивидуальность. И поэтому предугадать истинную причину плохой памяти трудно. Какие варианты развития событий чаще всего встречаются на практике? И можно ли как-то улучшить детскую память?
Невроз
У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.
При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.
Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно — память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется.
Наследственность
Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.
Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься развитием памяти. О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.
Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.
Причины плохой памяти у детей
Не всегда малыш сразу спешит выполнить вашу просьбу. Обвинять его сразу в невнимательности и непослушании не стоит. Может оказаться так, что он просто не запомнил то, о чем вы его попросили. В раннем возрасте дети очень легко «впитывают» в себя новую информацию, но им не так просто, как мы думаем, ее воспроизвести. Если проблема с памятью возникает у ребенка в раннем возрасте, то не факт, что она не останется у него на всю жизнь. С большими трудностями, например, в процесс обучение в школе может столкнуться ваш малыш в будущем. Поэтому, если вы заметили у ребенка проблемы с памятью, то стоит сразу начать искать ответ на данный вопрос, развивать мастерство запоминания нового с раннего возраста.
В первую очередь, необходимо выяснить причины плохой памяти у детей. На отсутствие концентрации внимания вашего ребенка может влиять его загруженность. Необходимо правильно составить расписание занятий малыша. Школа, развивающие дополнительные занятия, прогулки, здоровое питание и сон – обязательные компоненты хорошего развития молодого организма. Стоит помнить, что ребенок тратит энергии в день не меньше, чем взрослый человек, что приводит к утомляемости. Чтобы ребенок успевал восполнять силы, потраченные на все дела за день, необходимо обеспечить ему полноценный отдых. Родители должны контролировать ситуацию, а в более запущенных случаях им стоит обратиться к специалисту. Наличие витаминов и полезных микроорганизмов, правильное питание тоже влияют на скорость и качество запоминания какого-либо материала. Немаловажное значение имеет даже количество воды, потребляемой ребенком. Иногда причиной неуспеваемости в школе является плохая тренировка памяти. Тогда стоит без спешки, в спокойной обстановке, без нервов позаниматься с ребенком упражнениями на улучшение его памяти.
Существуют симптомы, говорящие о проблемах с памятью. Ребенок тяжело выражает свои мысли, путается в словах, не доводит до логического завершения фразы, сама речь недостаточно развита для его возраста. Стоит пересмотреть все причины возникновения проблем с памятью по порядку. Убрать из расписания посещение кружков, наличие которых может сказываться на быстрой утомляемости ребенка. Больше времени уделять индивидуальным, домашним улучающим память занятиям. Каждый родитель мечтает о всесторонней развитости своего ребенка, однако стоит правильно расставлять приоритеты. В данном случае здоровье, безусловно, важнее.
Если вы обнаружили, что у ребенка плохая память, то стоит обратить внимание на его сон. Хватает ли ему тех часов в сутки, проведенных в кровати, для того, чтобы выспаться, отдохнуть. Просмотр мультика до поздней ночи или игра в компьютер только плохо отразятся на развитии памяти ребенка. Физиологические данный имеют свой вес в способности быстро запоминать большое количество информации и уметь ее воспроизводить. Если вы уверены, что проблема далеко не в этом, то профессионалы всегда могут предложить индивидуальные развивающие занятия для детей 2 лет, где целый комплекс упражнений поможет улучшить память ребенка.
Родители четырехлетнего крохи начинают беспокоиться, если их малыш не может выучить короткое стихотворение. Эксперты утверждают, что проблему запоминания информации ребенком должны решать специалисты в психологии. Однако для начала родители должны сами определить область проблемы своего малыша. Для этого нужно знать, что память делится на слуховую, зрительную и моторную.
Если наличие такого недуга подтвердилось, плохая память у ребенка, что делать? Существует набор упражнений, который поможет вашему малышу улучшить качество памяти. Начать стоит с изучения рифмы. Вместе с ребенком можно придумывать слова и фразы с похожими окончаниями: советы – ответы, угол – стол и т.д. Стоит попробовать произносить малышу отрывок известного стихотворения и просить его договаривать последнее слово: «Уронили Мишку … пол, оторвали Мишке … лапу». Один из лучших способов научиться запоминать информацию – это получение ее из первых уст. Необходимо чаще общаться со своим ребенком, самому рассказывать ему сказки, просить его поделиться событиями прошедшего дня. Заостряйте внимание на деталях, а потом просите ребенка повторить тот или иной момент вашего разговора, якобы для уточнения. Подготовка к школе требует к себе повышенного внимания. Здесь необходимо тренировать не только слуховую, но и зрительную память. Для этого стоит начать рассматривать с ребенком картинки в книгах сказок, обсуждать в деталях какие-либо рисунки, просить его описать увиденное за окном. Играя с вашим малышом, вы сможете наблюдать его способность к запоминанию физически значимых деталей. Игрушки, пазлы, пирамидки – все это в контексте игры поможет не только развить двигательную функцию вашего ребенка, но и на ощупь заставит запомнить его некоторые вещи. Помните, что уделять внимание стоит сразу всем видам памяти. Детский развивающий центр в Минске всегда сможет помочь улучшить качество памяти вашего ребенка.
Недосып
Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину расстройства памяти.
Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.
С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.
Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.
Способы определить отставание в развитии памяти
Многие родители задаются вопросом, у ребенка нет памяти, что делать? Проблемы с восприятием, внимательностью и запоминанием текстов случаются по разным причинам и в разное время. Чем раньше диагностируются трудности, тем лучше для ребенка, ведь память является важным навыком. Для определения нарушений существуют тестовые методики, направленные на определение слуховой, зрительной, образной, долговременной и кратковременной памяти.
Диагностика памяти у детей трех-пяти лет: тесты с карточками
Малышу предоставляют лист бумаги формата А-4 с десятью нарисованными разными предметами, в течение нескольких минут он рассматривает картинку. После этого карточку у него забирают и просят назвать нарисованные картинки. Если ребенок назвал больше семи предметов это идеальный результат, нормой считается 4-6 картинок. При нулевом результате тест нужно повторить, возможно, малыш не сосредоточился на задании.
Тест на зрительную память
Дополнительная информация! Тестирования с карточками подойдут и для детей пяти-шести лет. В этом случае увеличивается число картинок с разным содержанием, и уменьшается отведенное время на запоминание.
Диагностика у детей шести-восьми лет
Такая методика позволяет протестировать непроизвольную память у детей младшего школьного возраста. Взрослый несколько раз, не спеша, проговаривает 10 слов не связанных между собой по смыслу, ребенок в это время слушает и старается запомнить их.
Например: река, кот, стул, соль, мыло, чай, рука, хлеб, очки, дуб.
Оценка результатов: высоким уровнем считается 6-10 названных слов. Средним — 4-5, и низкий уровень 1-3 воспроизведенных слова.
Гиперактивность
Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам. У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.
Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто «живчик», постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.
Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:
- уделять ребенку больше времени;
- тренировать память;
- позволять малышу больше двигаться (отдать в спортивные кружки).
Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, «Джунгли». Какие-то «серьезные» медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.
Отсутствие тренировок
Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна — тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.
Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.
Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.
Как тренировать память
Дети дошкольного возраста процесс обучения лучше всего воспринимают в игровой форме. Для развития логического мышления и фантазии подойдут игры в придуманные истории и ассоциации. Занятия на тему «что общего» развивают ассоциативное мышление и внимание.
Взрослым следует как можно больше читать детям и просить пересказать прочитанное, также следует задавать вопросы, как ребенок понял текст, какие выводы он сделал? Благотворно влияет на память рисование, визуализация образов и изучение новых слов.
Развитие мальчика или девочки четырех лет, что должен знать ребенок
Занятия для детей 8 лет
В восьмилетнем возрасте у ребенка расширяется эрудиция, растет интеллект, но каждый школьник воспринимает и запоминает полученную информацию по-разному. Как правило, девочки «включаются» в занятия быстрей мальчиков, и если важная тема была в начале урока, не все дети запоминают полученный материал. Лучшим упражнением для памяти будет многократное повторение и занятия с пиктограммами. Умение воспроизводить стихи или рассказы по пиктограммам, формирует мыслительные процессы и логику.
Упражнения для зрительно-предметной памяти
Наработать навыки, создавать и удерживать зрительный образ поможет упражнения «Фотографии глазами», ребенок минуту смотрит на изображение картинки насыщенной деталями, затем описывает увиденное, взрослые задают наводящие вопросы. Копирование рисунка из геометрических фигур, воссоздание цветов, и несложных конструкций из кубиков также способствуют запоминанию увиденного.
Развитие памяти
Улучшение зрительной памяти
Методики по улучшению запоминания образов помогут развить внимательность, научат концентрироваться и удерживать в памяти целые картины с мелкими деталями. Упражнение «словесный портрет» проводится после знакомства с новым человеком, ребенка просят в подробностях описать его внешность. Для улучшения памяти зрительного характера подойдут воспоминания, дети воспроизводят события прошедшего дня, с описанием мелких деталей.
Методика улучшения слуховой памяти
Слуховая память помогает запоминать, сохранять и воспроизводить услышанное. Лучшим средством для усовершенствования будет медленное и выразительное чтение стихов, поговорок, пословиц, также можно воспользоваться аудиокнигами.
Питание
Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства — далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.
Лечение простое — достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.
Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.
Возрастные нормы формирования памяти у дошкольника
Мышление малыша в раннем возрасте фиксируется и сохраняется в коре головного мозга. Каждая личность имеет индивидуальные особенности запоминания информации. Это зависит от наследственных факторов, условия среды обитания и темпов высшей нервной деятельности. В первые два года жизни у детей развивается зрительная, слуховая, обонятельная, гаптическая и моторная память. После 12 месяцев ребенок узнает привычную обстановку, различные предметы. Вырабатывается способность к узнаванию и воспроизведению простых действий.
Память ребенка
С двух лет сохраняются в памяти эмоционально яркие события, также в этом возрасте вырабатываются навыки самообслуживания, требующие концентрирования внимания. С 3 до 4 лет дети запоминают основной запас слов повседневной речи. В это время восприятие информации и заучивание текстов происходят в основном механически, это объясняется неспособностью осмысления и небольшим запасом знаний. В возрасте с 5 до 7 лет выработанная способность воспроизводить предметы и действия значительно увеличивается.
Особенности развития у малышей
Первичными проявлениями памяти считаются условные рефлексы, которые проявляются у ребенка с первых месяцев жизни. В возрасте 3-4 месяцев у малыша начинается формирование образов и предметов, в пять он отличает людей по голосу, а к полугоду жизни может уже выделить любимую игрушку. На 7-9 месяцах жизни малыш учится узнавать предметы по словам. Годовалый ребенок различает знакомые звуки и повторяет за взрослыми простые движение руками. В раннем возрасте дети познают окружающий мир благодаря непроизвольной памяти. Эта особенность запоминания позволяет без приложения усилий и контроля со стороны сознания развивать навыки воспоминаний.
Развитие ребенка
Внешние причины плохой памяти
Плохая память значительно ухудшает качество жизни человека, но особенно это касается ребенка. Такие нарушения не позволяют полномерно сберегать и использовать полученную информацию. Дети со слабой и короткой памятью плохо удерживают внимание, часто отвлекаются, быстро устают и нарушают дисциплину, а также плохо усваивают полученный материал. Причин этому может быть много, стрессы, переутомление, сезонный гиповитаминоз, травмы, нарушение кровообращения, задержка развития.
Неправильный режим дня
Неправильно составленный режим дня является одной из главных внешних причин плохой концентрации и памяти ребенка. Чрезмерная загруженность, отсутствие насыщения организма кислородом, злоупотребление гаджетами и недостаток сна приводят к утомляемости и нарушениям в работе головного мозга. Для полноценного, здорового развития организма родителям необходимо составить правильное расписание занятий ребенка, включить в режим дня обязательные прогулки на свежем воздухе, обеспечить малышу хорошее питание и сон.
Раскраски по ПДД для ребенка дошкольника 3-4 лет
Недостаток полезных веществ
Недостаток полезных веществ, витаминов и микроэлементов также влияют на усвоение полученной информации. Хорошее питание и питьевой режим ускоряют биохимические процессы в организме и способствуют быстрой сообразительности и запоминанию информации.
Правильное питание
Нет интереса
У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.
То есть рассеянность и проблемы с памятью — это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.
Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное — в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.
Лечение тут одно — заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность — вот залог успешного развития ребенка.
Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.
Почему у ребенка плохая память?
Расскажи о нас :
Елена Тимофеевна | 11.01.2016 | 398
Если малыш не может ответить на вопрос, чем он занимался утром, родители начинают выискивать причины плохой памяти. Но у маленьких детей речь идет не о забывчивости, а об особенностях восприятия мира.
Не стоит беспокоиться о пробелах в памяти ребенка. Такая детская забывчивость временами озадачивает (и даже расстраивает) родителей, но это совершенно нормально. И вот почему.
Малыши от года до трех уже могут сохранять в памяти информацию, но еще не в состоянии управлять данными из миниатюрной базы данных. С одной стороны, у ребенка еще нет достаточной практики в пересказе событий. Ему не приходилось собирать по крупицам целый день, поэтому ему сложно определить, с чего начать рассказ.
Если малыш не может вспомнить, что он делал днем, это вовсе не говорит о его безделии или плохой памяти. Может быть наоборот: дел было такк много, что он не знает, о чем рассказать в первую очередь!
С другой стороны, плохая память у ребенка объясняется тем, что малыш сосредоточен на вещах, которые важны для него самого, а не для родителей. Подумайте об этом как о синдроме «рассеянного профессора»: ребенок просто «завален» собственными делами (например, сосредоточиться на молоке с печеньем, которыми он собирается позавтракать), так что ему совершенно некогда сосредотачиваться на ваших вопросах типа «Чем ты занимался в саду?».
Будьте уверены: эти особенности памяти у детей проходят с возрастом так же, как малыши вырастают из своих вещей. Довольно скоро он начнет рассказывать вам о своем дне в мельчайших подробностях.
Развиваем внимание и память
Если вас не перестает беспокоить, почему у ребенка плохая память, можно поспособствовать ее развитию. Существует много игр и упражнений, которые помогут.
В развитии памяти, впрочем, как всегда, нам поможет игра. Игровые упражнения не только развеселят, но и помогут малышу развиваться.
Он все еще малыш, для которого все вокруг – новое и неизведанное. Не давите на него, не показывайте свое разочарование, если ребенок не справляется с задачей и не может вспомнить некоторые вещи.
1. Мемори-картинки. Поместите перед малышом несколько фотографий вашей семьи. Пусть он внимательно их рассмотрит, а потом переверните фото картинками вниз. Спросите его, кто находится на картинке? Задавайте наводящие вопросы (Там мама? Или дядя? Или бабушка с собакой?). Разберите с малышом подробно информацию о фото и только потом переходите к следующей картинке.
Коонкретные вопросы о конкретных событиях помогут малышу быстрее все вспомнить.
2. Вспоминаем вместе. После прогулки устройтесь поудобней и вместе вспоминайте, что вы видели и что сделали за сегодняшний день. Если малыш не может вспомнить, направляйте его (Что эти белки делали?). С помощью ваших подсказок он сможет рассказать свою увлекательную историю.
3. Восстанавливаем события. Приучите членов семьи делиться событиями прошедшего дня. Делать это можно во время ужина или в процессе подготовки ко сну. Говорите обо всем на свете – о том, что вы съели на обед, с кем разговаривали по телефону, что купили в магазине и т.д. Так вы поможете малышу отточить мастерство и поработаете над его речью.
Давайте малышу простые инструкции. Его мозг еще не может хранить большие объемы информации. Разбивайте ее на мелкие части. Детям трудно сосредоточиться на нескольких вещах одновременно, поэтому они часто отвлекаются.
Встряхните память малыша. Задавайте более конкретные вопросы. Например, не спрашивайте, как он провел день – спросите, с кем он сидел во время обеда и что было на его тарелке.
Подавайте малышу пример — рассказывайте ему все мелочи из вашего рабочего дня. И он будет брать с вас пример!
11.01.2016 Развитие
Из рубрики
23.04.2015 366
8 величайших достижений в развитии годовалого малыша
Нам кажется, что детские достижения в этом возрасте смешны и незначительны. На самом деле каждое умение, каждый навык даются малышу огромным трудом и имеют большое значение для его дальнейшего развития.
19.04.2015 785
5 эффективных упражнений для развития речи, которые можно делать во время прогулки
15.12.2014 241
Помогаем малышу заговорить
27.07.2015 8429
Как разговорить молчуна
Рожаем
51114
Кесарево сечение в пяти вопросах
Природой предопределено, чтобы женщина рожала через естественные…
Светлана Рыженкова Лариса Авсюкевич
Ожидаем
27936
Почему во время беременности обостряется сексуальное влечение?
Некоторым во время беременности не хочется секса. Все относятся к…
Елена Тимофеевна
Кормим
18008
Вкусные выходные: 3 рецепта простой и полезной выпечки для малышей 2-3 лет
Магазинные торты и пирожные не подходят для детского питания. А вот…
Наталья Богодяж
Планируем
16382
7 способов увеличить свои шансы забеременеть
Вы тщательно подготовились к зачатию ребенка: прошли все…Анна Троицкая comments powered by HyperComments
Много информации
Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.
Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение «век живи — век учись» на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.
Переутомление
Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Плохая память? Что делать? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?
Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.
Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети — не роботы. Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.
Методики восстановления памяти
Что делать, если у ребенка плохая память и внимание подсказывают профильные специалисты: детские психолог и невролог. Возможно придётся провести полноценное комплексное обследование и назначить терапевтическое лечение. Как правило, назначение включает комплекс витаминов и лекарства, улучшающие мозговое кровообращение — ноотропы. Рекомендуется пройти курсовое лечение у психолога, цель таких занятий — заставить ребенка поверить в свои силы и убрать тревожность и страхи.
В школе после начальных классов резко увеличивается учебная нагрузка. Нередки случаи жалоб учеников средних классов на сложности с запоминанием, частые головные боли, быструю утомляемость. Дети рассеянны на уроках, невнимательны, снижается успеваемость. Что делать, если у ребенка 10 лет плохая память зависит от причины проблемы. Часто он кроется в неготовности мозга к новым нагрузкам.
В таких случаях родителям рекомендуется проверить в течение нескольких дней распределение времени своего ребенка. Хронометраж даст картину затрат времени на кружки, спортивные секции, компьютерные игры, собственно отдых. Дети, как и взрослые, обязаны отдыхать, чтобы успеть восстановить силы. При дефиците времени на отдых и коротком сне мозг не успевает отдохнуть, и в итоге школьник не может сконцентрироваться, он рассеян, появляются проблемы с памятью.
Чтобы исправить ситуацию, родители обязаны упорядочить рабочий день ребенка, следует помочь с выполнением особо сложных заданий. Особое внимание рекомендуется уделить усиленному полноценному питанию. Обязательно увеличить в дневном рационе употребление рыбы, мясных продуктов, фруктов. По возможности добавить чернику, она активизирует работу мозга.
Необходимо помнить, что регулярные упражнения по развитию памяти помогают восстановить ее функции. Мозг следует тренировать регулярно с самых пеленок, даже во взрослом состоянии регулярные занятия позволяют значительно развить качество памяти.
Рекомендации психологов и логопедов включают чтение сказок самым маленьким, предпочтение сказкам с частыми повторами, они легче запоминаются, здесь развивается слуховая память. Когда малыш взрослеет и может повторять сам стихи и маленькие отрывки, следует увеличивать количество текстов для заучивания.
Что делать, если ребенок плохо запоминает стихи, подскажет детский психолог. Мотивация к успеху при прочтении выученных наизусть стихов и сказок дает толчок и стимул к развитию смысловой и образной памяти. Следует как можно больше уделять времени малышу, он не должен оставаться сам, только в общении, в игровых ситуациях, в непрерывных «почему» идет развитие мозга, и увеличивается количество связей между нейронами.
Рекомендуется метод Монтессори в играх с детьми: после игры с определенным количеством предметов незаметно следует забрать один из предметов. Малыш должен сам без подсказки определить, какого предмета не хватает. Такая игра развивает наблюдательность и очень полезна.
Игра «Где и как лежит» поможет развить мышление и логическую память ребенка. Для такой игры рекомендуется собрать мелкие предметы из разных помещений квартиры в один ящик (пакет). Ребенок достает предметы друг за другом и комментирует местонахождение вещи в квартире, потом он относит на место все предметы. Или тренироваться с помощью подобных заданий:
Для развития ассоциативной памяти следует во время разговора с ребенком обратить внимание на мелкие детали, например, запах и яркий цвет цветов на клумбе, детали одежды у прохожих, формы облаков перед дождем. Ассоциативная память способствует запоминанию образов различных событий и явлений.
Не по возрасту
Иногда бывает и так — родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители — нет.
Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития. И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация.
К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет — прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно. Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка.
Ранний возраст
Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать. Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет. Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.
Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка — ее требуется подпитывать.
Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное — заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.
Упражнения для малыша
Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:
- часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;
- использовать прописи для совершенствования письма;
- много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;
- говорить нужно короткими фразами;
- больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их.
Также можно применить методику «Коробочка». Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук.