Выделяют три формы дислалии:
- физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
- механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
- функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.
С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.
Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.
Симптомы дислалии у детей
Наблюдаются различные признаки дислалии. Один из вариантов — пропуски, когда при разговоре из речи выпадают различные звуки. Следующий симптом — замена звуков при дислалии. Пациенты заменяют один звук другим. Происходит это из-за трудностей определения особенностей произношения звуков.
Может быть также смешение, когда ребенок то путает звуки, то произносит их правильно. Причиной нарушения является плохое усвоение системы фонем.
Искажение характеризуется ненормированным произношением при дислалии, когда дети используют звуки, которых нет в языке. Могут деформировать звуки или произносят их с использованием не тех органов: межзубный «с» вместо правильного щелевого.
При функциональной форме патологии нарушено произношение одного или нескольких звуков, механической — множества звуков, которые сходны по произношению. К примеру, при открытом переднем прикусе, когда отсутствует контакт между зубами в передних отделах, кончик языка не может удерживать позицию позади зубов.
Лексико-грамматическая составляющая речи формируется согласно возрасту. Словарный запас достаточный, слоговая структура нормальная, склонение слов правильное. Мышление при дислалии сохранное. Малыш в разговоре проявляет высокий уровень связной речи, понимает обращенную речь.
Кроме патологической, есть еще возрастная дислалия, или физиологическая. Ее причиной является несовершенство речевых навыков, связанное с возрастом. Со временем эти нарушения проходят самостоятельно и не требует специализированной помощи.
В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:
- сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
- моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.
Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.
Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.
В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.
По характеру нарушения дислалия бывает:
- артикуляционная;
- акустическая;
- артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
- артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
- акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).
В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.
Выделяют две формы дислалии:
- сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
- простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).
В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:
- йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
- ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
- хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
- каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
- гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
- сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;
Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.
Виды дислалии у ребенка
Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:
- моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
- сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
- особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.
По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.
В зависимости от звуков и характера дефекта
В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:
- акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
- артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
- артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.
По недостатку произношения звуков
В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.
Термин | Недостаток произношения |
Ротацизм | твердый, мягкий «р» |
Ламбдацизм | твердый, мягкий «л» |
Сигматизм | свистящие, шипящие |
Йотацизм | «й» |
Гаммацизм | твердый, мягкий «г» |
Каппацизм | твердый, мягкий «к» |
Хитизм | твердый, мягкий «х» |
Отклонения оглушения/озвончения | замена звонких согласных глухими и наоборот |
Отклонения твердости/смягчения | замена мягких согласных твердыми и наоборот |
Встречаются и комбинированные дефекты.
Причины возникновения дислалии
Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).
Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.
Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.
Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.
Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:
- недоразвитие уздечки языка (короткая);
- неправильное челюстно-лицевое строение костей;
- дефекты неба;
- недоразвитие уздечки верхней губы;
- нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.
Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.
Предпосылки функциональной дислалии
Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.
Биологические предпосылки
К этой группе факторов относят:
- задержки психоречевого развития;
- соматические заболевания;
- инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
- хронические заболевания;
- гиповитаминоз;
- нарушения питания (дистрофия).
Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.
Социальные предпосылки
В эту группу факторов входят:
- неправильное воспитание речи;
- копирование родителями лепетных слов;
- закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).
В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.
Патогенез
Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.
Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.
Социальные предпосылки функциональной дислалии
Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:
- родители могут сюсюкаться;
- родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
- нахождение в двуязычной среде;
- недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
- сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
- задержки в умственном развитии.
Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.
Симптомы нарушения звуковосприятия
Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.
Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.
Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.
При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.
Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.
Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.
Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.
Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.
Виды
Фонетические дефекты произношения различных звуков обозначают следующими терминами:
- Сигматизм – проблемы в произношении шипящих [ж], [ш], [щ], [ч], а также свистящих [с], [с’], [з], [з’];
- Ротацизм – [р] и [р’];
- Гаммацизм – [г] и [г’];
- Ламбдацизм – [л] и [л’];
- Хитизм – [х] и [х’];
- Йотацизм – [й];
- Каппацизм – [к] и [к’];
Дефекты смягчения и твердости – мягкие согласные заменяются парными твердыми звуками (и наоборот);
Дефекты озвончения и оглушения – звонкие согласные заменяются парными глухими (и наоборот).
Кроме того, распространены комбинированные сложные дефекты, такие как: сигматизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения, ламбдацизм + ротацизм и пр.
Если присутствует фонематический дефект (замена звуков), к названию любого из вышеуказанных дефектов добавляется приставка «пара-»: паракаппацизм, параламбдацизм, парайотацизм, парагаммацизм и пр.
Причины дислалии
Некорректное произношение звуков при механической дислалии вызвано органическими дефектами периферического артикуляционного аппарата: язык, зубы, губы и челюсти.
– Дефекты языка и губ
Среди особенностей строения языка и губ, которые могут вызвать дислалию, можно назвать короткую уздечку языка или верхней губы. Реже причинами становятся массивный либо узкий и маленький язык (как правило, у детей с проблемами в общем физическом или умственном развитии), а также слишком толстые, малоподвижные губы. В случае укороченной подъязычной связки в первую очередь портится произношение верхнеязычных звуков, если присутствует какая-либо аномалия губ – губных и губно-зубных звуков.
– Дефекты в строении костной основы речевого аппарата
Эти нарушения могут быть выражены такими факторами, как:
- аномалии зубных рядов (редко расположенные или мелкие зубы и др.);
- неправильный прикус (открытый, перекрестный, глубокий, прогения, прогнатия);
- верхнее нёбо высокое и узкое (готическое) либо, напротив, низкое и плоское.
Дефекты, вызывающие механическую дислалию, могут быть как врожденными, так и приобретенными – возникшими после перенесенных заболеваний или травм зубов или челюсти. Однако важно понимать, что нарушения, которые связаны с расщелиной верхней губы, мягкого и твердого нёба, относят не к дислалии, а к ринолалии.
— Социальные и биологические факторы
В случае развития функциональной дислалии не изменяется строение артикуляционного аппарата – это значит, что нет органической основы для нарушения звукопроизношения. В такой ситуации дислалию вызывают биологические либо социальные факторы.
К неблагоприятным социальным факторам можно причислить подражание детей взрослым с неправильной речью (слишком быстрой, косноязычной или диалектной), подражание детскому лепету. Также проблемы могут возникнуть у детей, проживающих в интернациональной семье, где говорят на двух языках.
Биологические факторы, вызывающие у детей функциональную дислалию: общая физическая ослабленность у болезненных детей, минимальная мозговая дисфункция, отсутствие сформированного фонематического слуха и речевых укладов.
Диагностика дислалии
Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.
На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.
Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.
Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.
Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.
Способы коррекции дислалии
Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.
Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача — логопеда. Лечение проводится в несколько этапов. Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка. Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.
Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.
Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях — около 6.