Виды и степени заикания 

ЗАИКАНИЕ

(
balbuties
) — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции. Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические судороги речевых мышц), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические судороги). Заикающимся также свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофразия), напр, «ну», «вот», «значит», сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание), подмена «трудных» слов «легкими» (так наз. уловки), стремление избегать трудных речевых ситуаций. У многих заикающихся наблюдается страх речи в официальной обстановке, при необходимости быстрых и точных ответов и при обращении.

Этиология и патогенез

Среди этиол, факторов наибольшее значение имеют генетическая предрасположенность, влияние различных вредных факторов на организм плода во время беременности матери, соматические заболевания и психическая Травматизация в раннем детстве — в период наиболее интенсивного развития речи («детская болезнь» по И. А. Сикорскому). Чаще 3. отмечается у мужчин.

Большинство исследователей считает, что в основе 3. лежит патол, рефлекторный акт, развившийся после психической травмы на общем невротическом фоне. Некоторые исследователи полагают, что 3. является следствием нарушения афферентного синтеза из-за расхождения во времени костной и воздушной проводимости, неустойчивости функциональной асимметрии больших полушарий мозга, нарушения голосообразования.

Клиническая картина

Речь заикающихся, особенно в ситуации волнения или ожидания, протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащенного сердцебиения, покраснения или побледнения лица, усиленного потоотделения и т. п. Степень выраженности всех этих явлений в одних случаях отражает тяжесть собственно речевого дефекта, в других — находится в тесной зависимости от эмоционального состояния больных в речевых ситуациях. Различают два вида 3. — эволюционное и симптоматическое, или вторичное.

Эволюционное

3. возникает от 2 до 5 лет в период формирования речи. В зависимости от того, возникает ли оно на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, различают невротическое и неврозоподобное 3. По течению эволюционное 3. бывает прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим.

Эволюционное 3. может иметь как острое, психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Нередко появлению первых запинок в речи предшествуют соматическая ослабленность и некоторые невротические расстройства (нарушение сна, плаксивость, пугливость, астения) как соматического, так и реактивного генеза. В этих случаях достаточно бывает внезапного изменения обстановки, появления резких звуков и т. п., чтобы у ребенка появились запинки в речи. Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм (молчание) и даже предшествующую ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое

3., часто обозначаемое термином «логоневроз», обычно начинается по психогенно-реактивному типу, вслед за реакцией испуга, у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. Динамика клин, картины в этих случаях выражается в нарастании как речевых нарушений (речевой судорожности), так и невротических расстройств (появление навязчивых страхов, раздражительной слабости, утомляемости, в особо тяжелых случаях — ночного энуреза, снохождения). С возрастом 3. усложняется речевыми уловками, эмболофразиями, сопутствующими движениями и нарастающей робостью перед речью. Обычно к 11—13 годам ребенок осознает речевой дефект, у него формируется страх речи и отмечается активное стремление избегать трудных речевых ситуаций. К 15—16 годам как 3., так и общеневротические расстройства становятся наиболее выраженными, что отражается на общем состоянии и социальной адаптации больных. Влияние неблагоприятных факторов и отсутствие своевременного лечения, особенно на ранних этапах развития 3., могут способствовать появлению тяжелых невротических расстройств с нарастающим чувством собственной неполноценности и признаками невротической депрессии, с тенденцией к утяжелению речевой судорожности, генерализации страха речи, стабилизации вазовегетативных нарушений и с постепенным формированием патол, черт характера (развитие чрезмерной чувствительности, ипохондричности, раздражительной слабости).

Неврозоподобное 3. чаще имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Для этих больных характерен полиморфизм как психических, так и собственно речевых нарушений — наличие, помимо 3., косноязычия, быстроговорения, недостаточности модуляции голоса и т. п. При этом по сравнению с невротическим 3.; отмечается склонность к большой речевой судорожности и большей выраженности гиперкинезов (см.) и сопутствующих речи движений, а также более легкое возникновение вазовегетативных нарушений. Типично отставание и общего моторного развития. В целом для больных этой группы характерно более позднее развитие речи и наличие признаков нарушения психической деятельности уже в детском возрасте. Их поведение с детства характеризуется либо общей двигательной и психической расторможенностью, склонностью к дисфориям (см.), либо вялостью, пассивностью, однообразием в поведении. С возрастом появляются черты тугоподвижности в проявлениях мыслительной деятельности и вязкости в аффективных реакциях. В наиболее легких случаях преобладают астенические симптомы (см. Астенический синдром).

Несмотря на выраженную судорожность речи, логофобия в этих случаях носит редуцированный характер и страх перед речью мало беспокоит больных. Неврол, обследование обычно выявляет признаки диффузного органического поражения ц. н. с. и стойкие явления вазовегетативных нарушений. Социальная адаптация взрослых больных этой группы определяется выраженностью психоорганических расстройств.

Симптоматическое, или вторичное, 3. встречается при различных видах патологии речи — дислалиях (см. Косноязычие), афазии (см.) и при различных заболеваниях — черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.

У больных, страдающих любой формой 3., при электромиографии (см.) выявляют хаотичность сокращений артикуляционной мускулатуры и нарушение дыхания во время судорожной речи, при электроэнцефалографии (см.)— межполушарную асимметрию и пароксизмальные разряды. При неврозоподобном 3. отмечают, кроме того, недостаточность моторных функций.

Заикание время не лечит

Главная Статьи Популярно-информационные статьи Неврология

Речь — самая молодая в онто- и филогенетическом отношении функция, поэтому она наиболее подвержена различным как неблагоприятным, так и положительным, развивающим воздействиям. Неблагоприятные стрессовые ситуации и различные заболевания нервной системы тем быстрее нарушают речевую функцию, чем младше по возрасту пациент, чем выраженнее его соматическая ослабленность, душевная ранимость, впечатлительность и т. д. Наиболее частое повреждение речи проявляется у детей в виде заикания.

Заикание — это нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь). У 70 — 90 процентов пациентов оно начинается в 2 — 4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи. Частота встречаемости этих расстройств у населения РФ от 1,5 до 2,5 процента, у юношей в 3 — 4 раза чаще, чем у девушек. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции в результате невротического срыва. В истории болезни у этих пациентов может иметь место наследственная предрасположенность (заикание и склонность к невротическому реагированию на ситуации у родителей, косноязычие, быстрая речь взахлеб); недостаточность нервных механизмов, участвующих в регуляции речевой деятельности вследствие органических поражений ЦНС (травматических и др.), психических заболеваний, расстройств, свойственных личностной патологии (психопатии). Существует также механизм подражательных автоматизмов, когда при становлении речи ребенок общается с заикающимися детьми или взрослыми и автоматически копирует их речь. Опять же более подверженным копированию будет ребенок с предрасположенностью к заиканию.

В заикании некоторые авторы выделили четыре последовательные фазы. Фаза 1 появляется в дошкольном периоде. Вначале расстройство отмечается эпизодически в течение нескольких недель или месяцев между длительными периодами нормальной речи. После этого периода наблюдается значительный процент выздоровления. Во время этой фазы дети заикаются чаще будучи взволнованными или огорченными, когда им хочется сказать много или в ситуации коммуникативного давления. Фаза 2 обычно возникает в начальной школе. Расстройство является хроническим, с очень небольшими периодами нормальной речи, если они вообще бывают. Такие дети осознают свой недостаток. В этой фазе заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Фаза 3 обычно наступает после 8 лет и длится до подросткового возраста. Чаще всего во время этой фазы заикание возникает и усиливается при определенных ситуациях: вызов к доске, беседа с незнакомыми, при покупках в магазине, разговоре по телефону. Фаза 4 обычно бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Характерно выраженное ожидание заикания со страхом, боязнью слов, звуков и ситуаций. Типичным является подмена слов и многословие. Заикающиеся избегают ситуаций, требующих речи, и обнаруживают другие признаки страха и смущения. Данный вид заикания и называется логоневроз, так как имеет изначально невротическую природу. Логоневроз и заикание не синонимы, как вы поняли, это порой разные патологические процессы. Заикание может не являться логоневрозом, но логоневроз проявляется всегда заиканием и невротической окраской речи и личности.

Логоневроз (греч. logos — слово, речь; лат. neurosis — невроз) — расстройство речи в виде заикания. По современным представлениям (МКБ-10, 1994) имеется в виду речь, которая характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, что разрывает ее ритмическое течение. Тяжесть расстройств при этом такова, что заметно нарушает плавность речи. Иногда отмечаются сопутствующие движения лица и/или других частей тела, что совпадает по времени с повторениями, пролонгациями или остановками в течении речи. В прошлом году в городе Челябинске удельный вес такой патологии, как заикание среди детей и подростков, составил около 2 процентов от всей неврологической патологии. Это не только широко распространенное нарушение речи, но и многопричинное заболевание со сложным симптомокомплексом и низкой, к сожалению, эффективностью лечения, зависящей от фазы процесса. Весь период речевого развития ребенка с 1 года до 6 лет считается сенситивным, т. е. особо чувствительным как к восприятию речи, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Также с 1,5 до 3 лет у ребенка наступает один из критических периодов развития нервной системы, когда нервные клетки «запоминают» и обучаются всему, что их окружает. То есть ту среду, которую мы с вами создаем ребенку в данный период времени, он и отразит в последующем, и не только в речи и ее нарушениях или талантах, но и в характере, реакциях на окружающих и себя самого. При особой ранимости формирующихся функциональных связей в нервной системе в данный период сверхсильное раздражение (по словам академика И.П. Павлова) влечет за собой торможение в речевых корковых зонах, что вызывает срыв двигательного автоматизма в речи, которое проявляется заиканием.

Срыв адаптационных механизмов, формирующих речь и ее нарушение, может зависеть от предрасполагающих факторов. Значение имеет определенный возраст ребенка (с 1 до 6 лет), состояние нервной системы (перинатальная патология нервной системы, травмы, инфекционные заболевания), индивидуальные особенности речевого онтогенеза (поздняя речь, нарушение речевого дыхания, сложность построения фраз), особенности формирования функций асимметрии мозга (ребенка- левшу переучивают в правшу или наоборот), наличие психической травматизации (острые и хронические стрессы), генетический фактор.

Например, у заикающихся мужчин сыновья в 12 процентах, а дочери в 9 процентах случаев могут иметь речевые нарушения, заикание, у заикающихся женщин сыновья склонны к заиканию в 36 процентах, дочери в 17 процентах случаев.

У родителей детей с заиканием в 89 процентах случаев обнаруживаются нарушения темпа речи, внятности, орального праксиса (сложной моторики движений речевой мускулатуры), скрытое левшество.

Помимо наследственных предрасполагающих факторов, конечно же, необходимо брать во внимание те условия жизни и воспитания ребенка, в которых он развивается. Создание благоприятной атмосферы формирования речи может превалировать над наследственностью. Во всех случаях при проявлении логоневроза имеет значение непосредственная причина, вызвавшая патологию. Психическая травма срабатывает только при значимом отношении к ней личности, и в патологический процесс вовлекается орган-мишень, то есть при заикании речевая мускулатура, корковые центры речи, лимбическая система мозга (так называемая эмоциональная кора).

Назову некоторые отличительные особенности логоневроза:

Для невротической формы заикания — логоневроза характерно появление заикания в возрасте 2 — 6 лет, наличие развернутой фразовой речи до появления заикания, преимущественное психогенное начало речевой патологии (конкретная травмирующая ситуация), большая зависимость степени заикания от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения, возможность плавной речи при определенных условиях (пение, комфортная обстановка).

Для заикания, связанного с нарушением становления темпа речи и созревания нервной системы вследствие поражения последней (травма, энцефалопатия, инфекция и т. д.) характерны свои отличия. Раньше такое заикание врачи называли неврозоподобным, имеющее структурные повреждения нервной системы, например, в перинатальном периоде. Отличается данная форма заикания тем, что судорожные запинки появляются в возрасте 3 — 4 лет, появление судорожных запинок совпадает с фазой появления фразовой речи, начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией, привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь (тренировка созревания речи), физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.

На практике довольно часто клиническая картина заикания смешанная, т. е. реактивное психогенное начало заикания может наблюдаться и у детей с органической патологией мозга. В таких случаях при задержке психомоторного и речевого развития, несовершенстве звукопроизношения бывает достаточно незначительных психических воздействий, чтобы нарушилась координация речедвигательного акта и появилось бы заикание.

Мною названы лишь основные проявления и причины такой сложной патологии, как заикание. В связи с этим лечение заикания — это сложный многогранный процесс. Он требует внимания разных специалистов, работающих согласованно на пациента. Это в первую очередь врач-невролог, психотерапевт, логопед, дефектолог, педиатр. В зависимости от первопри- чины заикания, фазы патологического процесса, наследственных механизмов и назначается лечение. При появлении первых признаков нарушения формирования речи, запинок, заикания, страха произношения я рекомендую родителям не тянуть с обращением к специалисту, так как время в данном случае не лечит, а лишь усугубляет болезнь.

Автор: Л.А. Плеханов, главный детский невролог Челябинска, д.м.н.

По материалам газеты «На здоровье» (выпуск № 9 за июнь 2008)
Версия для печати

Диагноз

Необходимо дифференцировать 3. с другими нарушениями ритма и темпа речи (дислалией, афазией и др.)

Симптоматически к 3. близка афтонгия. Выражается она в длительной тонической судороге мышц языка, возникающей как при попытках к речи, так и во время речи. У страдающих афтонгией напряженный язык то упирается в те или иные части ротовой полости, то высовывается из нее. Речь при этом становится невозможной. Невротические расстройства отсутствуют. Афтонгия многими авторами относится к самостоятельному виду патологии речи.

Лечение

В начале 30-х гг. В. А. Гиляровский и Н. А. Власова предложили лечить 3. в раннем детстве по единому медико-педагогическому комплексному методу, который включает в себя не только воздействие на речевые нарушения (медикаментозное и логопедическое), но и правильное воспитание, морально-этическое, интеллектуальное, моторное и музыкальное развитие заикающегося ребенка. Для правильного лечения 3. у взрослых, как указывает Ю. А. Флоренская (1949), особое значение имеют данные полного клин, обследования больного. Лечение проводится как в стационаре, так и амбулаторно.

Из медикаментозных средств больным назначают транквилизаторы и Миорелаксанты. При лечении невротических форм 3. основное внимание уделяется психотерапевтическому воздействию (разъясняющая психотерапия, гипноз, специализированная аутогенная тренировка, функциональные тренировки), общеукрепляющему и седативному лечению. Неврозоподобное 3. требует обычно массивной медикаментозной терапии (дегидратационной, рассасывающей, снимающей психическую и мышечную возбудимость, и т. п.) и упорной логопедической работы. Психотерапия в этих случаях имеет второстепенное значение. Терапия затяжных форм 3. во всех случаях определяется теми расстройствами, на фоне которых оно протекает (неврозы, психопатии, органические поражения ц. н. с., шизофрения), и тяжестью 3. Наиболее эффективно проводить лечение на ранних этапах заболевания с последующей диспансеризацией больных с целью осуществления как поддерживающей терапии, так и профилактики рецидивов заболевания.

Невротическая и неврозоподобная формы заикания


Неврозоподобная форма заикания часто появляется на фоне ярко выраженного психического расстройства с нарушениями моторики и потерей контроля над артикуляцией. Эта форма фиксируется на приборе Электроэнцефалограммы, показывая чаще всего патологическое функционирование мозга, дети с этой формой часто отстают в развитии от сверстников. Неврозоподобное заикание имеет мало общего с обычным заикание и является лишь малой частью, верхушкой гораздо более серьезного заболевания, связанного с отклонениями психики. В отличии от невротической формы, неврозоподобная форма заикания обнаруживается средствавами объективной диагностики, попросту говоря, ее видно, когда делают МРТ.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Книга: Избавление от заикания

После подтверждения Вы получите книгу на ваш email

Ваш email:

Невротическая форма заикания это обычное нам заикание, которое не обнаруживается средствами медицинского обследования. Электроэнцефалограмма показывает вполне гармоничное состояние головного мозга (если нет отклонений, связанных с другим заболеванием), в отличие от неврозоподобной формы, если заикающийся молча пройдет обследование, то врачи не смогут выявить, что у человека заикание. Невротическое заикание у детей возникает в большинстве случаев в возрасте 3-4 лет, начинается внезапно и быстро прогрессирует.

Типы течения заикания при этом зависит от обстановки: часто наедине с собой заикание значительно ослабевает, а при внутреннем диалоге с самим собой заикание полностью отсутствует. Но в стрессовой ситуации, особенно в ситуации связанной с публичными выступлениями, обращением к не знакомым людям, звонок по телефону, заикание значительно усиливается, и каждое слово дается с большим усилием из-за сильнейших спазмов речевого аппарата.

Прогноз

В прогностическом отношении течение эволюционного 3. тесно связано с динамикой тех расстройств, на фоне которых оно имеет место. С возрастом (после 50 лет) 3. свойственно спонтанное редуцирование. Случаи неврозоподобного 3., как правило, прогностически менее благоприятны по сравнению с невротическими формами.

Библиография:

Асатиани H. М. и Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжными формами заикания, Журн, невропат, и психиат., т. 74, в. 4, с. 574, 1974, библиогр.; Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заикании, там же, т. 76, в. 10, с. 1555, 1976; Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, М., 1959; Гиляровский В. А. Избранные труды, с. 301, М., 1973; Данилов И. В. и Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов, Л.. 1970, библиогр.; Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте, пер. с чешек., М., 1962; Калачева И. О. Особенности динамики невротического заикания в дошкольном возрасте, Журн, невропат, и психиат., т. 76, в. 10, с. 1551, 1976; Кочергина В. С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых, там же, т. 71, в. 12, с. 1790, 1971, библиогр.; Многотомное руководство по неврологии, под ред. С. Н. Давиден-кова, т. 6, с. 213, М., 1960, библиогр.; Правдива О, В. Логопедия, М., 1973, библиогр.; Расстройства речи у детей и подростков, под ред. С. С. Ляпидевского,’ М., 1969; Сикорский И. А. О заикании, Спб., 1889; ТяпугинН. П. Заикание, М., 1966, библиогр.; Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи, М., 1949; Becker К.~ Р. u. S о y a k М. Lehrbuch der bogopa-die, В., 1971; Pichon E. et Borei-Maisonn yS. Le begaiement, sa nature et son traltement, P., 1964; Stuttering, research and therapy, ed. by J. Sheehan, N. Y., 1970, bibliogr.; van Riper C. The treatment of stuttering, N. Y., 1973.

H. М. Асатиани.

Степени заикания

Выделяют три основные степени развития логоневроза

1. Легкая степень заикания

– нарушения в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях, в спокойной обстановке человек характеризуется правильной, плавной речью.

2. Заикание средней степени

– речевые судороги появляются при эмоциональном возбуждении, беспокойстве.

3. Тяжелая степень логоневроза

– заикание наблюдается постоянно, при этом нередко сопровождается судорожными движениями мышц лица, рук, ног и т.д.

Стоит отметить также, что логоневроз – это заболевание, которое в случае отсутствия лечения может прогрессировать. Одним словом, если Вы замечаете у себя или своего ребенка незначительные запинки в речи, остановки в высказываниях, не стоит ждать, пока болезнь разовьется до тяжелой степени. Ранняя диагностика и своевременное профессиональное вмешательство способствуют полному устранению того или иного нарушения. Однако практика показывает, что заикание относится к тем расстройствам, в лечении которых возможны рецидивы. Именно поэтому важно ответственно подойти к выбору метода работы и специалиста, который будет оказывать Вам помощь.

В Центре Психологии Самореализации применяется уникальная авторская методика коррекции и устранения логоневрозов у детей и взрослых людей. Данный инновационный метод был разработан директором Центра — профессиональным психологом Светоч Екатериной Валерьевной. Высокая эффективность методики подтверждена международным сертификатом ЮНЕСКО. Победите заикание, откройте в себе новые способности, жите ярко и активно!

Отзывы о работе наших специалистов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]