1.Общие сведения
Заикание, или логоневроз, представляет собой одну из наиболее распространенных и, вместе с тем, сложных проблем, заниматься которой вынуждены специалисты самого разного профиля – от педагогов до нейрохирургов.
По разным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от общей популяции, хотя это речевое расстройство может возникнуть не только в детском, но и в любом другом возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Впрочем, достоверная и тесная связь с полом все же имеется: мальчики страдают примерно втрое чаще, и лечить логоневроз у них сложнее.
Периоды, когда развивающаяся центральная нервная система и, в частности, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, усвоить, запомнить) огромное количество новой для него информации.
Обязательно для ознакомления! Помощь в лечении и госпитализации!
2.Причины
Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.
Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.
Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.
Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.
Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.
Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.
Посетите нашу страницу Неврология
Разделение по нарушениям психики и другим проявлениям
Еще одна классификация выделяет невротическую и неврозоподобную формы заикания. Второй тип является следствием психического расстройства, сопровождается нарушением моторики, потерей контроля над артикуляционными движениями. Такие дети отстают в развитии от сверстников. Необходимо отметить, что этот тип нарушения речи возникает вторично и всегда связан с отклонениями в психике больного. Изменения выявляют во время МРТ-диагностики или на электроэнцефалограмме.
Особенность невротической формы в том, что невозможно обнаружить во время инструментального обследования какие-либо изменения. Болезнь поражает детский организм в 3-4 года и отличается быстрым прогрессированием. Наедине с самим собой заикание практически не проявляется, что объясняется отсутствием стресса и дискомфорта. Усиление проявлений заикания происходит в младшем школьном возрасте, у подростков. Патологии свойственно хроническое течение.
По статистике, мальчики в 3-4 раза чаще страдают от заикания, чем девочки. Это объясняется тем, что доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито лучше, чем у мужчин.
При возникновении запинки возникают такие дополнительные признаки: дети могут нервно топать ногами, бить рукой о предмет или причмокивать. Вначале это помогает проговариванию фразы, но в дальнейшем усугубляет течение патологии.
Классификация заикания также осуществляется по причине его возникновения:
- из-за левшества;
- подражающего характера;
- связанное с неустойчивым эмоциональным фоном;
- вторично при аномалиях органов речевого аппарата.
По анатомо-физиологическому признаку дети подразделяются на две группы: с паллидарным синдромом и стриарным. В первом случае они заторможены, скованны, плохо ладят с окружающими. Во втором присутствуют явные нервно-психические нарушения, но дети общительны и подвижны, их не беспокоит заикание.
По клиническим проявлениям выделяют такие типы:
- врожденное заикание (патология возникла на этапе внутриутробного развития, вследствие перенесенных травм, инфекций, соматических заболеваний);
- на фоне запинок в речи появилась неуравновешенность;
- заиканию предшествовали истерические реакции, тяжелый невроз;
- психически неустойчивая эмоциональность спровоцировала нервное расстройство.
А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.) также выделяла отдельно запинки в речи, которые возникли из-за ЗРР, связанной с алалией. Такие дети страдают от общей слабости, недостаточности мускулатуры органов речи, возможно «косноязычие». Отдельной оценке подлежит заикание у психопатов с эписиндромом, шизоидов, людей с истерией (М. Е. Шуберт (1928)).
Еще одна классификация патологии Н. М. Асатиани и В. Г. Казакова, связанная с психическими отклонениями:
- заикание сопровождается органическим поражением ЦНС;
- с невротическими расстройствами;
- психопатиями;
- вялопрогредиентной шизофренией.
В целом, разделение на типы и группы возможно по ряду признаков. Каждая из классификаций может быть использована в клинической практике.
Это интересно! Дети, которые живут в крупных городах, страдают от такого нарушения речи чаще. Медицинские специалисты отмечают взаимосвязь с климатом и темпом жизни.
3.Симптомы и диагностика
Как указано выше, существуют разные варианты заикания, весьма отличающиеся друг от друга. В одних случаях преобладает логоклония (непроизвольное повторение звуков или слогов «на старте» фразы либо слова), в других выражен тонический компонент – необходимость произнести слово вызывает перенапряжение мимических мышц, языка, мышц шеи.
Иногда непроизвольно растягиваются (словно пропеваются) те или иные звуки, либо пациент не может произнести определенные фонемы, тогда как прочие сочетания звуков вербализует без труда. Нередко заикание появляется только в некоторых ситуациях, а в более комфортной для больного обстановке исчезает без следа.
Выделяют четыре фазы в прогрессировании логоневроза: от дошкольной до «взрослой», к наступлению которой заикающийся человек, как правило, вырабатывает собственные приемы «сглаживания» или «маскировки» заикания, привыкает почти автоматически заменять недоступные ему слова или звуки более удобными синонимами; в целом, смиряется с наличием расстройства, более или менее адаптируется и научается жить с ним, – а также с глубоко укоренившимся комплексом неполноценности, страхом и избеганием общения, тревожно-депрессивным синдромом и другими нарушениями психики, подчас куда более тяжелыми и выраженными, нежели первичное заикание.
Однако при благоприятных условиях, правильной тактике поведения родителей, доброжелательном отношении со стороны микросоциального окружения во многих случаях обнаруживается тенденция к постепенной редукции заикания. Полное устранение речевого расстройства наблюдается в 50-80% случаях.
Диагностика может потребовать привлечения профильных специалистов – прежде всего, для выявления или исключения патологического органического фона (резидуальные последствия родовой травмы, латентно протекающие нейроинфекции, опухоли и т.д.), а также для оценки общего психологического состояния, конституционального типа личности и других факторов, имеющих значение в плане предстоящего лечения.
О нашей клинике м. Чистые пруды Страница Мединтерком!
Природа нарушений речи
Заикание провоцируют спазмы артикуляционной системы речевого аппарата человека, которые происходят во время произнесения какого-то звука или слова. Такая речевая задержка может обостриться в начале слова или в его середине.
При спазмах человеку кажется, что ему не хватает воздуха, чтобы выговорить его целиком. Появляется одышка, лицо и выражение глаз искажаются. Оратору хочется сказать слово быстро, чтобы его речевой недостаток не был так заметен, но под воздействием волнения или стресса заикание появляется чаще. Это мешает спокойно жить: при важном телефонном звонке, на деловой конференции человек не может сказать его, порой от отчаяния и вовсе бросает затею выразить свои мысли.
При более тяжелых стадиях появляется боязнь определенных слов или сочетаний букв, тенденция к сокращению усилий для выражения мысли, замена тяжелых для произношения фрагментов другими. Иногда даже появляется фобия спонтанного общения.
Такие люди, если не получают надлежащей поддержки от других, становятся замкнутыми и неуверенными в себе, развивают неоправданные комплексы. Они болезненно воспринимают насмешки или критику в свой адрес, особенно от представителей противоположного пола. Заслужить их доверие порой сложно, но они ценят настоящих друзей. Это обычные люди, которые считают себя не такими, как все. Им неудобно перед другими, но этот комплекс стоит просто побороть.
Разновидности заикания
Есть несколько видов заикания. Они отличаются причинами возникновения и характером выражения.
- Тоническое заикание — человек останавливается на одном и том же слоге, слове или звуке, не имея возможности сказать новое слово. Появляется неправильное сокращение мышц, участвующих в постановке речи.
- Клоническое заикание — это многократное повторение одних и тех же звуков, слогов или слов.
- Невротическое заикание возникает у детей как результат воздействия стрессов и испуга.
- Неврозоподобный вид связан с заболеваниями нервной системы как приобретенными, так и полученными в наследство.
4.Лечение
В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.
При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).
Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.