Саморазвитие
Каждый человек должен найти свое место в этом мире. Но не у каждого это получается даже в течение всей своей жизни. Я считаю себя счастливым человеком, потому что понял свое предназначение и определился с основными жизненными целями до 28 лет. У меня это получилось интуитивно в процессе самопознания. Только теперь я понимаю, что этот процесс называется самоопределением и насколько он важен на пути личного саморазвития!
Что такое самоопределение?
В течение всей своей жизни люди занимаются поиском своего предназначения и места в этом мире. Самоопределение – это процесс выбора и установления человеком индивидуальных ценностей, возможностей, потребностей, способов и норм поведения, а также критериев, по которым он сам оценивает себя и свои достижения.
Поиск своего предназначения занимает не один год. Этот процесс очень сложен и длится в течение всей нашей жизни. Что такое самоопределение с точки зрения философии? Прежде всего, это попытка человека найти и обрести смысл своего существования. Люди постоянно задумываются над тем, как правильно себя повести в тех или иных ситуациях, когда и кому стоит помочь, чем заняться, чтобы принести максимальную пользу обществу – все это и есть самоопределение.
Личностное самоопределение
Личностное самоопределение предшествует жизненному и профессиональному, оно тесно связано с вопросом: «Кто я есть на самом деле?»
В обществе часто приходится надевать маски и порой жить с ними всю жизнь, соответствуя. Даже когда человек считает, что ведет себя дома и на публике одинаково, он лукавит. Если на нас никто не смотрит, проявляется наше истинное Я.
Кризис 13 лет именно и связан с тем, что то Я, которое открывается, ребенок часто не может принять, поэтому пытается его изменить, замаскировать, порой даже убить. Именно в этом возрасте подростки подвержены анорексии и суицидам. Это накладывает отпечаток на последующую жизнь человека.
Перед ребенком возникает трудная задача: начать воспринимать себя таким, каков он есть, или изменить себя до состояния, в котором он начнет воспринимать себя.
Значение самоопределения
Самоопределение человека играет самую важную роль в формировании и становлении его как личности. Люди, которые не смогли найти своего места в мире, глубоко несчастны. Они не видят смысла своего существования, а, соответственно, им не к чему стремиться, нет целей, которых бы они хотели достичь. Человек, утративший интерес к жизни, впадает в глубокую депрессию, замыкается в себе.
Самоопределение способствует социализации индивида. Оно помогает человеку находить выход из трудных ситуаций, правильно и с достоинством разрешать конфликтные ситуации, уверенно вести себя в обществе, соблюдать нормы этикета.
Самоопределение – это важный шаг на пути к самореализации. Человек, правильно определивший для себя, чем он хочет заниматься по жизни, добивается успехов в карьере, становится финансово независимым. Если работа приносит не только материальный достаток, но и удовольствие, люди ощущают себя по-настоящему счастливыми.
Самоопределение как структурно-функциональное качество личности
АННОТАЦИЯ
В статье сделана попытка показать взаимосвязи между основными, базовыми характеристиками личности. Акцентировано внимание на структуре личности. Показаны сферы, в которых разворачивается процесс жизнедеятельности человеческого индивида. Обоснованы взаимосвязи социальной позиции и самоопределения личности.
ABSTRACT
The article presents the endeavour to show the relationship among main and basic characteristics of a personality. The attention is focused on the structure of personality. The spheres of the life process of a human individual are shown. The relationship of social position and self-determination of a personality is substantiated.
Ключевые слова: индивид, личность, деятельность, активность, качества, самоопределения, самореализация, ответственность.
Keywords: individual, personality, activity, activeness, qualities, self-determination, self-realization, responsibility.
Одной из основных функций личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности проявляются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальное состояние человека, которое всеми своими проявлениями связано с жизнью окружающих людей.
Если деятельность индивида организована так, что, осуществляя ее, он получает возможность более полно включиться в систему общественных отношений, предпринять «новый шаг» на пути своего движения в этой системе, то мы можем рассчитывать на формирование у него и определенных общественно значимых свойств. Эффективная деятельность должна быть организована так, чтобы ее выполнение личностью раскрывало для нее те или иные позитивы общественных отношений, включало ее в эти отношения, обеспечивало бы развитие жизни личности в системе общественных отношений и их отражения в ее сознании.
Важно, что реализация и развитие ее потенциала существенно зависит от того, в какие связи с другими людьми и каким образом эта личность включается. В совместной деятельности вступают в силу такие факторы, как соревнование и сотрудничество (как разновидности достижения лучшего результата). Соревнование исполняет роль своеобразного «катализатора» развития способностей, а сотрудничество (поскольку оно предусматривает распределение функций) осуществляет существенное влияние на специализацию способностей разных участников совместной деятельности.
В. Ф. Сафин считает, что стержневой характеристикой личности является ее самоопределение: «самоопределение личности по отношению к ее социальной активности и гражданской зрелости выступает относительно них в качестве самостоятельного функционально-процессуального ядра, которое владеет способностью предупреждать реальное поведение личности и организовывать ее поведение» [17, с. 23].
Рост уровня организации личности обязательно ведет к изменению жизненной цели, поставленной человеком. Любой уровень высшего порядка (качества) находит свое проявление в самоопределении человека. Важной социально-психологической закономерностью развития личности есть то, что личность является носителем и выразителем общественного и коллегиального интересов. Но она может быть их сознательным субъектом лишь на определенном уровне социальной зрелости, когда личность самоопределилась и в этой связи совершенствует свою активность и повышает ответственность.
Во многих научных источниках по проблемам, связанных с личностью, существует мысль об отождествлении понятий самоопределение и жизненная позиция личности. Жизненная позиция – это способ привлечения личности к жизнедеятельности общества; совокупность взглядов, убеждений социально значимых, в первую очередь профессиональных, умений и соответствующих действий личности, которые реализуют ее отношение к окружающему миру. То есть жизненную позицию личности определяют не любые ее поступки или действия, а совокупность типичных поведенческих актов, стойкая линия поведения и деятельности. В часности, О. В. Киричук определяет активную жизненную позицию как «систему морального отношения личности прежде всего к природе, частицей которой она является; к обществу в целом и общностей, к которым она принадлежит; к основным видам деятельности, через которые и осуществляется внутренняя связь с природой и обществом» [6, с. 15].
Самоопределение имеет тесную связь с жизненной, в частности социальной позицией личности человека.
В соответствии с основными сферами жизнедеятельности в структуре самоопределения можно выделить его относительно самостоятельные разновидности: социальное, профессиональное, общественно-политическое, семейное, в сфере общения. Центральным здесь есть социальное самоопределение – интеграция молодежи в основные компоненты социальной структуры общества. Социальное самоопределение непосредственно связано с выбором профессии, результатом которого является не только полученная профессия, но и новый трудовой коллектив, в который вступает молодежь [15, с. 42]. Следовательно, социальное самоопределение включает у себя жизненное самоопределение.
В. И. Журавльов, анализируя развитие личности школьников, использует такое понятие жизненного самоопределения: «Процесс изменений общественного состояния воспитания на грани школьного и после школьного периода, которые регулируются педагогическими и социальными факторами, процесс, который характеризуется определенными признаками.» [5, с. 185]. Как видим, жизненное самоопределение учащейся молодежи, характеризуется преимущественно его профессиональной направленностью, которая связана с целью стать квалифицированным работником и выйти из ситуации «неполноценности» как члена общества.
Социальное же самоопределение характеризует человека как личность. Этим и определяется индивидуальность, ценность, профессиональная ориентация и тому подобное. Человек стремится сделать правильный жизненный выбор, и в то же время влиять на процессы жизнедеятельности общества на определенном уровне своей компетенции, чувствовать на себе влияние общества.
Исследуя проблему целостного развития личности, Е. А. Якуба рассматривает показателем подготовленности и готовности личности к осуществлению социальных функций социальную зрелость которая является выражением социальной активности как качества личности, ее культуры» [19, с. 7].
Активность личности – это единство отображения, выражения и реализация внешних и внутренних тенденций общества. Именно социально зрелая личность способна стойко демонстрировать ценностный способ моделирования, содержание общественно значимой деятельности, общения и поведения, при которых личность приобретает возможность самостоятельного существования системы в межличностном пространстве. В процессе формирования социальной активности личность активно ищет, создает и превращает условия удовлетворения общественно значимых потребностей в соответствии с позицией личности, ее ценностями и примененными к ней требованиями. Социальная активность выступает как личностный способ сопоставления себя с другими людьми, определение своей позиции и тем же характеризует социальное самоопределение.
Социально зрелая личность реализует свое социальное самоопределение, а через него ответственность и активность в процессе взаимодействия с окружающим миром. Источником такой активности являются социальные потребности. В социальных потребностях проявляется определенное состояние психики индивида. Для возобновления воссозданных психикой достижений и недостатков необходимо возобновлять расходы соответствующих сил путем выявления социальной активности в зависимости от определенного уровня социального самоопределения личности человека. В обществе эти потребности в значительной степени зависят от содержания и уровня полученого воспитания, от влияния окружающей социальной среды.
Исходя из того, что социальная зрелость личности проявляется при наличии логических взаимосвязей социального самоопределения молодежи человека, ее социальной активности и социальной ответственности, мы считаем, что этими взаимосвязями социальная зрелость определяет уровень развития личности в зависимости от уровня развития общества. По мнению некоторых авторов, социальная активность «выражает уровень реализации функциональных особенностей социальной общности, уровень общей социальности личности, ее внутреннюю потребность» [12, с. 6].
Такое состояние ее элементов определяется именно тем, что самоопределение, активность и ответственность могут быть реализованы в практической деятельности при наличии взаимосвязей между ними в структуре личности.
Рост сознания, самосознания, самоопределения человека в наши дни, с одной стороны, осложнение ситуации и расширение пространства ее действенного функционирования – из другого, стимулирует увеличение потребности человека в выделении, определении и «утверждении» себя в обществе, в реализации своих возможностей, творческих способностей и признания.
Процесс взросления и дозревания человека характеризуется развитием гетерогенных по своей природе процессов и взаимодействием всех проявлений человека как биопсихосоциального существа. Этот сложный процесс целостного развития неразрывно связан с его образовательной деятельностью, с удовлетворением базовых человеческих потребностей в знаниях, нужных для жизни и ее познания. Такие интегральные структурно-функциональные образования как критерии целостного развития человека, образуются на пересечении гетерогенных процессов развития человека, который растет, его онтогенеза и социогенеза, дозревания и образования, саморазвития и воспитания.
Психологи связывают профессиональную картину мира со способностями человека, которые детерминируют выбор профессии и профессиональное развитие. В научных наработках широко известная концепция Д. Е. Сьюпера, которая сводится к такому: люди характеризуются разными способностями, интересами и свойствами личности; каждый человек отвечает ряду профессий, а профессия – ряду индивидов; профессиональное развитие имеет несколько последовательных стадий и фаз; особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями [10].
Самоосуществление – это процесс приоритетного изменения глубин целостного личностно-деятельностного состояния человека, в процессе какого саморозкрывается, обновляется и совершенствуется ее духовная сущность. Это возможно только в результате большой целеустремленной работы над собой, с собственной личностью, то есть осмысления истинных целей своей жизни, а потом их выделения с помощью качественных, основных принципов своей личности и индивидуальности. Следовательно, самоосуществление является творчеством и формой экзистенционного раскрытия человека.
Многие исследователи рассматривают самоосуществление как итог самореализации человека в разных сферах деятельности. То есть, можно сказать, что «акме» является степенью самого осуществления. При этом основным фактором достижения состояния «акме» в конечном итоге, как результата самоосуществления есть саморазвитие личности.
Базируясь на акмеологическом подходе, целесообразно рассматривать «акме» и самоосуществление не как идеальные образы, а как постоянное движение человека к ним через соотношение реальных характеристик развития человека с оптимальной моделью саморазвития. Человек не просто реализует себя, осуществляя выбор между репродуктивными способами развития; он качественно превращает себя, снимает психологические барьеры, переосмысливает жизненные ожидания, ищет возможность для развития акмеологически значимых качеств, производит собственную траекторию саморазвития.
В личности, которая эффективно формирует социальную зрелость, формируются такие качества, как способность к самотрансцендентности, ответственность за само осуществление и готовность к саморазвитию и самовосстановлению, постоянному возникновению новых форм и способов удовлетворения потребности в самом осуществлении. Эти личностные качества, предопределенные, с одной стороны, уровнем социально профессиональной зрелости, а из другого, сами выступают как детерминанты эффективности в достижении акме и само осуществление.
В то же время из внутренней позиции социальная зрелость – это личностное новообразование, которое предопределяет становление человека как целостности, производительность ее самоосуществления и оптимальность индивидуальной траектории достижения «акме» как степеней самоосуществления. Высокий уровень социальной зрелости позволяет человеку осмысливать процесс саморазвития как жизненную ценность, создавать условия для самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности, познавать, анализировать, творчески выявлять свою «самость».
Б. Ф. Ломов обращает внимание на то, что в психологии при изучении деятельности, исследования ее предмета, средств, условий нужно проводить лишь для понимания процессов, состояний и свойств субъекта. Он о [9, с. 203]. Оценка этого предмета (его качества, величины и тому подобное), его общественной и индивидуальной ценности, полезности, значение для профессионализации и тому подобное является критерием профессиональной способности, уровня профессионализма субъекта.
Анализируя проблему самоопределения личности будущего специалиста как одного из критериев формирования ее социально профессиональной зрелости, выясним некоторые аспекты исследования самоопределения в научной литературе. К. К. Платонов уважает: «самоопределение профессиональное – это степень самооценки себя как специалиста соответствующей профессии; содержательная сторона направленности личности, которая действует по призванию; важный объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации» [14, c. 125-126].
Самоопределение личности научные работники рассматривают с точки зрения влияния на его развитие разнообразных социальных факторов. Совокупность таких факторов и образует условное пространство (учебно-воспитательная среда), в котором и имеет возможность эффективно реализоваться самоопределение личности. Критериальными признаками самоопределения личности студента являются образовательное и жизненное самоопределение.
Жизненное самоопределение студентов – сложная научная проблема, которая имеет многоаспектное содержание. По мнению Г. П. Никова: «более сложным и ответственным в жизни молодых поколений есть период, когда завершается их воспитание под руководством взрослых, и они направляются самостоятельным путем. Это значит, что заканчивается опека старшими, расширяется степень свободы молодых людей, их самостоятельности в принятии решений: наступает время социальной зрелости». [11, c. 58]. Самоопределение целесообразно рассматривать как специфический признак личности.
В психологических исследованиях указывается на корреляционную зависимость ответственности от самоопределения. Как справедливо замечает В. Ф. Сафин, ответственность является определяющий и системообразующим признаком самоопределения личности. Он о [17, c. 151].
Самостоятельность – системообразующий признак самоопределения личности. «За любыми социальными стандартами взрослость означает, с одной стороны, социальное приспособление, преодоление юношеского максимализма, а с другой – самостоятельность и ответственность», – пишет И. С. Кон [7, c. 4].
Демонстрация социальной активности личности заключается в превращении и самодеятельности во всех областях общественной жизни. На основании этого формируются самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самоуправление и самовоспитание личности.
Характер активности определяется и опосредствует высшими жизненными потребностями. Роль активности, относительно координации заключается в посредничестве между элементами системы (деятельностью, общением и тому подобное), в той необходимой мере социальных и личных взаимодействий, с помощью которой они реализуются оптимально. Если деятельность еще не сформировалась, если не сложилась сама личность, ее высшие жизненные потребности, активность может выступать не как координатор, а как дезинтегратор жизнь человека.
Психологические аспекты индивидуальной социальной активности изучаются К. А. Абульхановой-Славской [1]. Особенное внимание она уделяет двум аспектам социальной активности: организации личного времени и построению жизненной стратегии. В первом случае активность рассматривается как практически-действенная форма реализации времени. Как понятие, личностное время содержит в себе субъективный способ реализации субъективного, форму, интенсивность, качество реализации. Активность – это реальная организация жизненного времени, то есть, структуризация объективных общественного и естественного времени, превращение их влияния, снятия ограничений, расширения возможностей, изменение направлений.
Если деятельность предусматривает социальнонормативные формы, структуры, способы и требования, которые применяются для достижения результата, то активность всегда конкретна и индивидуальна и означает самостоятельность субъекта, который осуществляет деятельность. Активность целесообразно рассматривать и как форму проявления и как способ осуществления деятельности.
В педагогическом анализе категории «социальная активность личности» мы придерживаемся точки зрения, согласно которой единство окружающей среды и его оценка определяются практической, превращающей деятельностью личности как субъекта социальных процессов.
Мы придерживаемся позиций, что социальная активность личности, с одной стороны, – это уровень ее развития, а с другой – это иерархия видов деятельности, которые на последовательно переменных этапах развития личности становятся ведущими для успешного решения заданий учебы и воспитания.
Социальная активность отбивает противоречие и единство общественных и индивидуальных потребностей человека. В активности заключается направленность на служение интересам общества, профессиональному сообществу, формируется овладение знаниями, которые нужны для привлечения к активной трудовой деятельности.
Деятельность может содействовать наиболее полному развитию внутреннего мира личности. Показателем высокого уровня деятельности является соответствие сознательного, целеустремленного, активного и творческого отношения личности с деятельностью. Качество деятельности личности в обществе проявляется через социальную активность на основе преобразования и самодеятельности во всех сферах жизнедеятельности общества.
Для подростка важна помощь в формировании жизненной стратегии, которая ориентирована на успех, на достижение высших уровней профессионализма в труде, в избранной специальности. Необходимо снять негативные установки, обеспокоенность подростка, проанализировать вместе с ним связь его ориентаций (при условии, что они существуют) с духовно-моральными ценностями.
На уровне старших классов школы педагогический процесс и педагогическая поддержка развития подростка направлены на формирование условий и обеспечение процесса осуществления социальной зрелости выпускника, его готовности к жизненному самоопределению. Определяющими социальноморальными качествами личности этого периода являются: самостоятельность действий, независимость суждений, ответственность за сделанный выбор, интеллектуальное развитие, способность к творчеству и саморазвитию.
Показатели социальной зрелости как акмеформи выпускника школы заключаются в: системности знаний о мире, целостности мировоззрения, к которому принадлежат знания о человеке; стойком профессиональном выборе и высокой мотивации достижения жизненного успеха; способности к саморегуляции поведения, адаптации в социуме и самореализации в легитимной деятельности; готовности к сохранению своего здоровья в интенсивных условиях учебы и труда, к созданию здоровой семьи, ответственности за принятые решения; стойкости социальноморальных ориентаций, гражданской позиции, высоком духовно-моральном потенциале развития личности.
Субъектный опыт становится возможным лишь в результате отношения к себе как объекту. Внешние предметы становятся для субъекта объектами лишь тогда, когда появляется первый, элементарный акт самопознания.
Само отношение развивается не как свойство, которое самостоятельно функционирует своем генезисе и развитии, а как конструкт процесса становления новой реальности бытия – «самости» человека, и потому предусматривает его осуществление в системе других, в единственном движении развертывания «самости», считая обязательными моментами его структуризации идентификацию, соответствующий уровень самопонимания и самоопределения. Самопонимание и самоопределение выделяются из способностей относиться и осознавать себя как такового. Такие способности особенны, они вызваны потребностью в процессе антропогенеза теми, что объективно существуют структурно-содержательные характеристики, в процессе, в котором формировалась и законченная целостность, которая обеспечивает производство-воссоздание человека как принципиально нового феномена живого, что осуществляет новый «тип» бытия социального, его развитие, а следовательно, развитие «самости».
Когда появляется проблема личности, ее самодетерминации, то только выходя за пределы психологии сознания, в сферу духа, можно распознать ядро личности, способной самоопределять свою судьбу, свой характер.
Личность может контролировать не только свое поведение, но и трансформировать себя.
Самодетерминация личности – это реализация осознанного выбора. Личность способна влиять на свой характер, управлять своими состояниями, психическими процессами, а также своими побуждениями и смыслами, произвольно изменять значимость разнообразных альтернатив.
Предметом самого восприятия и самооценки могут стать определенные стороны личности, те или те ее проявления. Развитие личности предусматривает ее непрерывную эволюцию как единого целого. К тому же человек может влиять на эволюцию своей личности.
Отдельные авторы рассматривают идентификацию как особенный социальный феномен, как особенную способность человека определять себя и относиться к себе сравнительно с другими и в отношениях с другими, и утверждает, что она предшествует всем формам определения и самоопределения индивида, выражая объективную потребность приспособления к обществу как реальной среде своего существования и одновременно определение его.
Потребность самопонимания, самопознания, самой актуализации, самого осуществления и других феноменов «само» – развивается вместе с расширением знаний человека о мире и о себе, с ростом субъектных возможностей и осложнением заданий, которые появляются перед человеком.
Самореализация в научных исследованиях рассматривается как структурное образование социального самоопределения и социальной активности. «В научной литературе в соответствии с определенными уровнями социальной сущности личности, правомерно отделять общечеловеческий, культурно-цивилизационный, национальный, социальногрупповой, индивидуальный и другие аспекты самореализации» [14, с. 25].
Самореализация является «тем интегрирующим фактором, с которым связанное решение проблем жизненного самоопределения, выбора жизненных сред, наиболее адекватных для самого осуществления и формирования жизненных стратегий» [3, с. 7], а «стремление к творческой самореализации является проявлением настоящей природы человека, которая не оставляет ей выбора» [3, с. 25].
Существует культурно-исторический диапазон, внутри которого осуществляется переход от самореализации как сопутствующего явления, как обязательного компонента любого взаимодействия системы с окружением к самореализации как осознанному способу существования личности. Самореализация начинает определять образ жизни личности, а многомерный мир человека выступает в своих ценностных координатах – как пространство для самореализации, самоосуществления и самосозидания» [3, с. 41].
В самом общем понимании самореализация как процесс реализации себя – это осуществление самого себя в жизни и будничной деятельности, поиск и утверждение своего особенного пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в любой момент времени. Самореализация осуществляется тогда, когда у человека есть сильный возбуждающий мотив для личностного роста» [8, с. 52].
Самоопределение появляется как процесс осознанного соотношения отмеченных образов с установкой на приведение образов в соответствие характера за счет подстраивания или одного образа под другой, или же наоборот [2]. Именно манипуляционное «Я» осуществляет самоопределение, берет на себя ответственность за процесс и результат, вносит сохранение в полученный результат, а потом осуществляет и построение поведения, которое отвечает результату самоопределения. Это «Я» предусматривает целесамоорганизацию человека и подчинение требованиям нормы, а также коректирование поведения под норму или реагирование на изменение в ситуации.
Следовательно, для того, чтобы в образовательной деятельности осуществлять цивилизационную самоорганизацию, самоопределение, самоотношение, самукоррекцию и тому подобное, необходимо опережая формировать цивилизационную «самость» личности.
Список литературы: 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / Абульханова-Славская К. А. – М.: Мысль, 1991. – 299 с. 2. Анисимов О.С. Методология и духовное развитие в ХХI веке / О.С.Анисимов. – М., 2008. 3. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности: дисс. … д-ра. психол. наук / Э. В. Галажинский. – Томск, 2002. 4. Енциклопедія освіти / Акад. пед. наук України; головний редактор В.Г. Кремень. – К. : Юрінком Інтер, 2008. — 1040 с. 5. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы / В. И. Журавлев. – Ростов-на-Дону, 1972. – 206 с. 6. Киричук О. В. Формування в учнів активної життєвої позиції / О. В. Киричук. – К.: Радянська школа, 1983. – 136 с. 7. Кон И. С. В поисках себя: личность и самосознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с. 8. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения / Л. А. Коростылева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. – 292 с. 9. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений / Ломов Б. Ф. – М.: Академия, 2005. 10. Михайлов И. В. Проблема профессиональной деятельности в трудах Д. Е. Сьюпера / И. В. Михайлов // Вопросы психологии. – 1977. – № 5., с. 110–122. 11. Ников Г. П. Жизненное самоопределение как педагогическая проблема / Г. П. Ников // Вопросы самоопределения личности и ее активности. – Уфа, 1985. – С. 58–64. 12. Новиков Б. В. Социальная активность как мера самодеятельности личности / Б. В. Новиков //. Новиков Б. В. Творчество и философия. – К., 1989. 13. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий : [учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования] / Платонов К. К. – М. : Высш школа, 1984, – 174 с 14. Платонов К. К. Структура и развитие личности / Платонов К. К. – М.: Наука, 1986. – 256 с. 15. Радул В. В. Соціальна зрілість особистості вчителя: фактори формування / В. В. Радул. – К. : Вища школа, 2008. – 240 с. 16. Саар Е. А. Роль системи освіти в життєвому самовизначенні молоді / Е. А. Саар // Філософська думка. – 1986. – № 5. – С. 41–4 17. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: [учеб. пособие] / В. Ф. Сафин / Свердловский пединститут. – Свердловск, 1986. – 142 с. 18. Соціолого-педагогічний словник / За ред. В.В. Радула. — Київ: “ЕксОб”, 2004. — 304 с 19. Якуба Е. А. Понятие социальной активности личности / Е. А. Якуба // Социальная активность специалиста: истоки и механизм формировании (социологический анализ). – Харьков, Изд-во ХГУ «Вища школа», 1983.
Виды самоопределения
Условно можно выделить 3 вида самоопределения: личностное, профессиональное и жизненное. Все они тесным образом связаны между собой и очень часто пересекаются.
Личностное самоопределение неразрывно связанно с ценностями человека. Формируя их, люди решают, какими им быть, какие нормы поведения приемлемы для них, как относиться к другим людям, как оценивать себя и свои поступки.
Профессиональное самоопределение заключается в выборе человеком специализации, принятии решения о том, кем стать и какая работа придется ему по душе. Первым шагом на пути к этому является получение образования.
Жизненное самоопределение представляет собой выбор стратегии и стиля жизни. Для каждого человека очень важно понять смысл своего существования и действовать в соответствии с ним.
Все эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют друг с другом на основе причинно-следственных связей. Одни из них либо служат предпосылкой для формирования других, либо существуют и развиваются одновременно.
Самоопределение подростков
С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность
. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.
Из всех типов самоопределения для подростка
на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.
Самоопределение — это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток — это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители. Этапы самоопределения подростка:
① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки. ② Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности. ③ Оценивает себя. ④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.
В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности
. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.
Профессиональное самоопределение
Каждый человек имеет право на самоопределение — как на личностное, так и на профессиональное. С самого раннего детства ребенка спрашивают, кем он хочет стать. По-настоящему остро этот вопрос встает перед окончанием школы, когда молодому человеку необходимо определиться с будущей специальностью и дальнейшим учебным заведением.
Чтобы не ошибиться с выбором, нужно адекватно оценить свои интересы и возможности, а также как можно больше узнать о понравившейся профессии. Немалое значение играет престижность специальности и то, насколько хорошо она оплачивается. Как правило, профориентации школьников уделяется огромное внимание. Вузы и колледжи устраивают для абитуриентов дни открытых дверей, во время которых подробно рассказывается о каждой специальности, ее плюсах и минусах. Помочь в профессиональном самоопределении могут различные тесты и тренинги на выявление склонности к той или иной сфере деятельности.
Выбор специальности — довольно нелегкое дело. Очень многие люди не могут сразу же правильно определиться со своей профессией. Начав обучение либо уже закончив его и выйдя на работу, очень часто человек разочаровывается в своем выборе. Вот почему у нас так много людей, получающих второе образование.
В психологии выделяют личностное и социальное самоопределение
Личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии и определение критериев успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Если смотреть глубже, то это поиск своего истинного « Я» и своего предназначения.
Социальное самоопределение — это определение своего места в обществе, принадлежность к определенному социальному кругу или группе людей. Это формирование социальной осознанности, определение собственных взглядов на религию, политику, философию жизни и мораль.
Необходимость в личностном, социальном и профессиональном самоопределении возникает в 15-17 лет. Это ранний юношеский возраст, когда старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы, выбору будущей профессии и самостоятельной жизни. В таком возрасте рано говорить об осознанном самоопределении. Более правильно говорить о психологической готовности молодого человека к самоопределению.
Личностное и жизненное самоопределение человека
Каждый человек уникален и самостоятельно выбирает свой путь развития. Что такое самоопределение личности? Прежде всего, это те ценности, которые человек ставит для себя превыше всего.
Можно выделить несколько направлений развития личности. Кто-то выбирает для себя приоритетным духовное совершенствование. При этом человек должен пройти нелегкий путь, отчиститься от дурных мыслей, недостатков, пагубных привычек и посвятить себя служению Богу.
Еще одним направлением развития личности является забота о близких людях. Основными ценностями у человека в таком случае являются дети, семья, дружба.
Некоторые люди живут исключительно для себя. Они стараются удовлетворить все свои потребности, путешествуют, ни в чем не отказывают себе. Иногда целью таких людей является самореализация и достижения максимальных успехов в плане карьеры.
Не каждому человеку удается с легкостью найти свой жизненный путь. Для кого-то поиск себя затягивается и становится самостоятельным направлением развития личности.
Проблема самоопределения
В поисках своего места в мире человек может столкнуться с массой проблем. Основную трудность представляет выбор подходящей профессии. Очень многие школьники совершенно не знают, кем хотят стать в будущем. Они привыкли жить без проблем и забот, не задумываться о завтрашнем дне и о том, что такое самоопределение. Сделать столь ответственный выбор для них очень сложно.
Некоторые молодые люди вовсе самостоятельно не решают, кем стать в будущем. Выбор за них делают родители, которые стараются подобрать для своего ребенка самую высокооплачиваемую специальность, при этом совершенно не задумываясь о его интересах. В результате школьники не имеют ни малейшего представления о том, чем им предстоит заниматься всю жизнь, либо, даже не начав обучение, ненавидят свою будущую профессию.
С личностным самоопределением также возникает немало проблем. Очень часто на консультации к психологам обращаются запутавшиеся в себе и своих ценностях люди. Сложные жизненные ситуации заставляют пошатнуться, казалось бы, незыблемые ценности, в результате чего человек теряет смысл своего существования. Справиться с этим помогают различные тренинги, семинары и качественная психологическая поддержка со стороны близких и специалистов.
Типы личностного самоопределения
Данная классификация была предложена одним из психологов более двадцати лет назад:
- гармоничное самоопределение;
- стагнирующее самоопределение;
- беспечное самоопределение;
- негативное самоопределение;
- защитное самоопределение.
Что такое самоопределение гармоничное? Это положительная оценка настоящего, когда человек доволен тем, что происходит с ним сейчас, он положительно смотрит в будущее и убежден, что все его планы осуществятся.
Стагнирующее самоопределение характеризуется удовлетворенностью своим настоящим, но страхом перед будущим, страхом перед изменениями в жизни. Это может спровоцировать развитие неуверенности в себе.
Что такое самоопределение беспечное? Оно характеризуется положительной оценкой настоящего, но безответственностью перед будущим, надеждой на то, что все решится само собой или кто-то поможет.
Негативное самоопределение — это неудовлетворенность настоящим, все, что происходит в данный момент, считается неправильным и неблагополучным. Нет планов на будущее, все делается вынужденно и по течению.
Защитное самоопределение — это неудовлетворенность нынешней ситуацией, которая трактуется личностью как временные трудности. Будущее видится положительным и со множеством перспектив для самореализации.