.
Успех деятельности любой организации зависит от многих факторов. Одним из них является грамотное управление. Лидерство в организации определяет вектор развития компании, побуждает работников трудиться для достижения результата. Но представление о функциях лидера в конкретной компании определено не до конца. Даже человек, претендующий на это звание, часто плохо понимает, что от него требуется.
Характеристика лидера
Лидер — человек, обладающий набором определенных качеств, позволяющих ему оказывать влияние на членов коллектива для достижения целей организации.
В качестве основных качеств лидера выделяют:
- ответственность — способность доводить до конца взятые на себя обязательства, отвечать за их выполнение;
- коммуникабельность — способность находить общий язык с руководством компании и с ее сотрудниками;
- гибкость — способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям в организации;
- широкий кругозор и стремление постоянно получать новые знания;
- дружелюбность — умение выстраивать взаимоотношения со всеми членами коллективами, быть приветливым;
- трудолюбие — желание работать при любых обстоятельствах;
- целеустремлённость и настойчивость — умение ставить цели и достигать их; терпение — умение ждать результатов.
Лидерами в организациях становятся различными путями:
- благодаря наличию лидерских способностей, которые имеются у человека изначально; благодаря активному развитию индивидуальных лидерских качеств;
- из-за удачного стечения обстоятельств, позволивших проявить себя и выдвинуться вперед.
В большинстве случаев сотрудники сами выбирают из своего круга человека, подходящего на роль лидера.
Впоследствии этого человека могут назначить на руководящую должность.
Коммуникабельность
Если вы в роли лидера, хорошие коммуникативные навыки абсолютно необходимы.
Способность выстраивать и сохранять длительные отношения с людьми чрезвычайно важна для лидера.
Высокий уровень коммуникабельности необходим для построения деловых и личных связей, являющихся ключом к дальнейшему росту.
В изоляции нет развития, поэтому лидером не стать без умения находить общий язык с людьми различных социальных статусов и национальностей, политических и религиозных взглядов.
Чувство такта и дипломатичное поведение помогает приходить к компромиссу в обсуждении сложных, неоднозначных тем.
Настоящий лидер обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта EQ, который по мнению некоторых психологов имеет большее значение, чем всем известный IQ.
Способность интуитивно чувствовать настроение людей, находить к ним подход, позволяет действовать уместно ситуации.
Единственный способ заставить людей следовать за вами — заставить их чувствовать себя услышанными.
Лидеры посещают различные образовательные тренинги, в том числе и по развитию эмоционального интеллекта. Ведь лидеру важно уметь не только управлять людьми, но и самим собой! Важно держать эмоции под контролем, чтобы вовремя успокоиться и принимать решения на холодную голову.
Вот так коммуникабельность оказывается важнее умения взять интеграл и найти косинус угла.
Характеристика лидерства
Лидерство — это сложный процесс воздействия людей с целью достижения поставленных в организации целей. Выделяют несколько важных признаков лидерства:
- оно призвано воздействовать на сотрудников для побуждения их к активной деятельности;
- призвано вызвать у других сотрудников желание работать;
- сконцентрировано на достижении общей цели, объединяющей всех членов коллектива;
- формирует последователей, которые в дальнейшем смогут стать самостоятельными лидерами;
- стремится к самоорганизации внутри коллектива, упорядочиванию всех процессов; чутко улавливает потребности лиц, вовлечённых в зону влияния.
лидерство в социальной группе
Яковлев А.М.
Лидерство в социальной группе
Источник: Социальная структура общества. Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Глава 9. Социальные общности и группы
9.3.Лидерство в социальной группе
Влюбой социальной группе можно выделить ее внешнюю структуру (организационную форму), в рамках которой действуют ее участники в соответствии с назначением, вытекающим из вида той или иной социальной группы, ее задач, целей и т.д. Наряду с этим, для полноценной социальной группы характерно, что ее внутренняя, психологическая структура, т.е. взгляды, которые характеризуют членов этой группы, их отношение друг к другу, дополняет внешнюю структуру группы, способствует ее успешному функционированию. Эта структура представляет собой сеть психологических взаимосвязей и взаимозависимостей. Отдельными элементами такой структуры служат индивидуальные позиции, занимаемые каждым индивидом в процессе его самоутверждения в группе. В эту структуру включаются отдельные мелкие группы, объединяющие индивидов по психологическим признакам.
Психологическая структура выражается также в определенных видах взаимоотношений, возникающих между индивидами в повседневном общении. Психологическая структура производна. Ее образование обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, но, раз сложившись, она сама является фактором, оказывающим огромное влияние на личность. В силу этого она требует учета, изучения и вмешательства.
Психологическую структуру неформальных групп характеризует ряд важных особенностей. В ходе постоянного взаимодействия индивидов их отношения начинают ранжироваться по степени их важности для членов группы, внутригрупповые отношения приобретают структуру, основанную на степени предпочтений, оказываемых друг другу членами такой группы. В каждой группе неизбежно выделяются из своей среды те, кому члены группы отдают наибольшее предпочтение.
Тот из числа членов группы, по отношению к которому проявляется наибольшее число предпочтений, становится лидером социальной группы. На другом полюсе структуры группы располагаются те (или тот), по отношению к которым (которому) проявляется наименьшее число предпочтений (отверженные). Структура эта складывается стихийно, но раз сложившись, начинает во многом определять поведение ее членов. Принципиальную важность приобретает роль лидера социальной группы.
Центральный признак лидерства – способность оказывать влияние на убеждения и деятельность членов группы. Лидер социальной группы тот, кто инициирует действия, отдает приказы, решает споры между ее членами и выносит по ним обязывающие решения. Лидер одобряет или не одобряет действия членов группы, подбадривает или пресекает такие действия. Члены социальной группы действуют, думают и чувствуют так, как этого желает лидер, поддаваясь его влиянию в гораздо большей степени, чем такому же влиянию любого другого члена группы.
Различаются два типа лидерства в небольших социальных группах: инструментальное и экспрессивное. Инструментальный лидер необходим для организации группы, стремящейся к достижению определенной цели. Такой лидер предлагает соответствующий курс действий и побуждает членов группы следовать ему. Экспрессивный лидер необходим для достижения гармонии и солидарности в отношениях между членами группы, он содействует снижению уровня конфликтов, возникающих между членами группы, поддерживает уровень групповой морали. Подобный лидер привлекателен для членов группы и когда заново сформированная группа выдвигает своего лидера (посредством системы предпочтений), обычно обе роли
Типология лидерства
Существуют различные модели лидерства в организациях. Разделение проводится по нескольким критериям.
В зависимости от используемых механизмов влияния выделяют:
- формальное лидерство — лидерами становятся по назначению, это понятие тождественно с официальным руководством, в его руках реальная власть, которую он осуществляет в рамках имеющихся у него полномочий, воздействие на коллектив производится через дисциплинарные меры;
- неформальное лидерство — влияние на людей оказывается не через административные ресурсы, а благодаря личностным особенностям лидера.
По стилю поведения выделяют:
- авторитарное — все управление в организации сосредотачивается в руках одного человека, который ожидает беспрекословного подчинения и выполнения своих распоряжений, инициатива других членов коллектива не поощряется;
- демократическое — предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми членами коллектива, развиты коммуникативные связи внутри коллектива, ключевые решения принимаются сообща;
- либеральное — лидер передает большую часть полномочий своим последователям, часто устраняясь от решения поставленных задач, возлагая их на членов коллектива.
В зависимости от особенностей личности лидера:
- харизматическое — у лидера есть способности, которые он использует для организации работы коллектива;
- ситуационное, при котором лидер умеет легко приспосабливаться к постоянным изменениям в организации, может заняться реформированием, не боится новаторских идей;
- атрибутивное, предполагающее выстраивание детальных причинно-следственных связей, их анализ, аналитический склад ума, склонность к кропотливой и монотонной работе.
В зависимости от направленности лидерство подразделяют:
- направленное на людей, при котором превыше всего ставится благополучие сотрудников, их удовлетворённость работой, много внимания уделяется психологическому климату в коллективе;
- направленное на интересы организации, когда все силы и средства направлены на достижение поставленных целей.
Функции и роли лидера в группе
Функции лидеров.
Как отмечает Ю.Н. Емельянов19, специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит: в демократичных группах решающее значение имеют совершенно иные функции, нежели в «авторитарных». Эти функции качественно различны.
1.Лидер как администратор
Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. В круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Сущность административной функции заключается в предписании работы другим членам группы.
2.Лидер как планировщик
Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция включает в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности.
3.Лидер как политик
Установление целей и основной линии поведения группы. Групповые цели и методы их достижения имеют три источника:
Указания сверху, получаемые группой от руководителя в соответствии с субординацией.
Указание снизу, т.е. решение самой группы. Хотя цели и средства определены снизу, лидер тем не менее несет ответственность за их реализацию, поскольку он также вовлечен в выработку этих целей и методов.
Указания самого лидера.
Таким образом независимо от источника, определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.
4.Лидер как эксперт
Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера.
5.Лидер как представитель группы во внешней среде.
Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Лидер отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д. он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид.
В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является и одним из всех.
6.Лидер как источник поощрений и наказаний
Эту функцию лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы. Она предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера. В руках лидера оказывается средство благодаря которому он может уменьшать или поддерживать тенденцию к фракционизму внутри группы, в зависимости от того, каковы его личные планы.
7.Лидер как пример
Лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать.
8.Лидер как символ группы
Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидуумов. Лидеры таких групп начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению.
9.Лидер как проводник мировоззрения.
Лидер служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Он отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа.
10.Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность.
Лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Таким образом в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения.
11.Лидер как »отец».
Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности.
12.Лидер «как козел отпущения».
Лидер может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы.
У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать и удерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям.
Две функции лидера: устранение индивидуальной ответственности и символизация отца — предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности индивида, как потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т.д.
Роль лидерства в организации
Роль лидерства трудно переоценить, без него организация обречена в лучшем случае на стагнацию, в худшем случае — на прекращение своего существования. Лидерство координирует все процессы, происходящие внутри, направляет их в наиболее благоприятное для всех русло. Оно часто эффективнее воздействует на работников, чем четко организованная вертикаль власти в компании.
Лидер полноценно участвует в функционировании организации, ставя цели, формулируя задачи, находя пути их решения.
Иногда со стороны лидерства истинные потребности организации видятся в ином ракурсе, что позволяет удовлетворить их быстрее.
Объединяет управленцев и подчиненных, побуждая сосредотачивать усилия для решения единых задач. Не исключено, что обеим сторонам будет сложно, лидерское влияние должно сгладить все шероховатости, найти компромиссы, помочь избежать конфликтов или найти верные пути выхода из конфликтных ситуаций.
Активно участвует в подборе персонала. От этого зависит успех и продвижение организации, поэтому неформальная оценка потенциального работника приносит пользу всем сторонам рабочего процесса.
Лидерство неотъемлемо связано с корпоративной культурой. Оно формирует и развивает ее, создает и поддерживает корпоративные ценности в коллективе.
Лидерские роли не всегда четко регламентированы, они могут выражаться в спонтанно организованных мерах поддержки, позитивном влиянии, вдохновении на новые свершения, разрядке рабочей обстановки. Настроение сотрудников является одной из основных сил, позволяющих им справляться с трудностями, идти к намеченной цели.
Проблема лидерства в коллективе. Основные типы лидеров
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.
Коллектив – это мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне [2; 4; 9].
Лидер – член группы, за которым сами участники группы признают приоритет принятия ответственных решений в важных обстоятельствах. Лидер – это авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе. От него зависит организованность группы, её состав, желание работать и добиваться целей. Чем сильнее и ответственнее лидер, тем сильнее будет группа [3; 5].
Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли. В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.
Лидер, это, прежде всего, человек. И, что бы понимать, какой будет работа, которую хочет он выполнить с помощью своего коллектива, что он может дать своим людям, нужно понимать какой это человек, и какой из него лидер на деле [6; 7].
В отечественной психологии выделяют пять типов лидеров [1; 8; 11].
- Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
- Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.
- Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что верит и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» – вот стиль его руководства.
- Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации, и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда в трудовом коллективе такого рода «дипломатия» нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
- Лидер-утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Так же различают политические лидерства [10; 12].
- Лидер-знаменосец – руководитель по-особому видит действительность. Он представляет собой идеал лидера для народных масс. Люди с большим удовольствием следуют по пути, обозначенному им.
- Лидер-служитель — ориентируется на желания и нужды своего народа. Действует всегда от имени своих избирателей.
- Лидер-торговец – руководитель, который способен выгодно «продать» свои идеи. Избиратели сразу видят преимущество данного кандидата перед другими.
- Лидер-пожарный — он ориентирован на насущные и срочные проблемы народных масс. Этот лидер всегда готов решить конкретные ситуации, стоит только ему о них узнать.
Чистых образов среди лидеров обычно не встречается. У каждого руководителя сочетаются 2-3 характеристики одновременно, но в разных пропорциях. Таким образом, типология лидерства, приведенная выше, не может относиться в чистом виде к какому-то конкретному человеку.
Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.
Проблем в плане управления довольно много, но обобщив их, можно выделить одну, главную проблему любого лидера, как начинающего, так и «ветерана». Это, конечно же, способ обобщить коллектив, дать им общую цель и сделать так, чтобы дальнейшая работа не приводила к разногласию. А «правление» самого лидера не подвергалось сомнению и оспариванию. Плохой лидер никогда долго не задерживается во главе, он быстро сменяется другим. Коллективу, группе человек нужен надежный, работающий для них лидер, который, вопреки всему, будет помогать и не оставит их в беде [13].
Лидерство – это сложное и требующего постоянного внимания, дела. Его нельзя откладывать, а нужно каждый раз совершенствовать.
И можно сказать, что лидер не может себе позволить применение одного и того же стиля руководства в различных ситуациях. Т.е. руководитель должен умело пользоваться всеми стилями руководства, ориентируясь на реальность, что подтверждает утверждение о том, что лидерство – это искусство.
Лидерство, власть, управление
Лидерство, власть и управление близкие, но не тождественные понятия. Власть ассоциируется с руководством, она всегда направлена сверху вниз. Лидерство может идти снизу и охватывает все слои организации. Оно может сливаться с властью, обладать ее чертами, частично использовать ее методы, но внешнюю силу старается никогда не применять.
Менеджмент — это система управления, реализующая задачи, поставленные руководством организации.
Менеджеры действуют согласно составленным планам и графикам. Задачи менеджера: выполнить предписания, достигнуть определенных показателей. Они действуют в силу необходимости, а не в силу собственных пожеланий. Менеджмент использует действенные рычаги воздействия на сотрудников, он осуществляет контроль над всеми процессами.
Кто такой лидер?
Многие ошибочно полагают, что лидер — это в первую очередь тот, кто просто управляет другими людьми. Но такая формулировка считается не до конца правильной, и больше подходит под характеристику смежного понятия – «босс».
Смысл лидерства не сосредоточен на руководящей должности, поскольку здесь главная цель заключается в поиске баланса между личными нуждами сотрудников и интересами всей компании. В роли начальника этого проще добиться, если пользоваться стратегическим мышлением, но отнюдь не каждый директор компании по умолчанию будет считаться лидером.
Лидер — конкретное лицо в какой-то команде или иной группе людей, которое пользуется признанным авторитетом и обладает определенным влиянием, отражающимся на поведении других людей.
Именно реализация упомянутых ключевых компромиссов выделяет лидера на фоне остальных членов коллектива. Причём, нет резона обобщать все качества, присущие таким людям, в единый образ, ведь на практике способность отдавать приказы и ожидать их выполнения, основана на различных качествах.
В зависимости от используемых методов влияния к типам лидера можно отнести традиционную (на основе привычки), рационально-легальную (на базе разума) и харизматическую (отсылка к вере и эмоциям) модели.
Традиционное лидерство обычно опирается на исторические факты и ритуалы. Одна из самых древних привычек человечества — подчинение — основана на вере в правило передачи власти по наследству. Получается, что законное право на господство потенциальный лидер приобретает благодаря своему происхождению (вожди, старейшины и монархи).
Рационально-легальное лидерство опирается на совершенно иную, более либеральную схему, где действует разумный алгоритм избрания нового лидера, а также передача чётко ограниченных полномочий. Такая власть чаще основывается на своде нормативно-правовых актов, которые ранее были признаны всем обществом.
Харизматическое лидерство основывается на вере в исключительные качества конкретной личности и его уникальную тактику. Индивидуальные черты человека здесь редко играют решающую роль: гораздо больше ценности имеют реальные способности лидера и те качества, которыми его наделяют окружающие и преданные последователи (как Ф. Кастро или И. Сталин).
В любом случае, можно смело утверждать, что за лидерским стилем управления стоит будущее. Подобный тип контроля позволяет сэкономить ресурсы, сделать бизнес более конкурентоспособным, достичь долгосрочных целей, чтобы объединить команду и даже предотвратить текучесть кадров: столько положительных результатов благодаря одному человеку!
В отличие от обыкновенного начальника, который обязан руководить, потому что это его работа, лидер управляет ради успешного исхода дела. Он максимально сосредотачивается на результате и отвечает за последствия при любых обстоятельствах. При этом не стоит путать лидера с няней. Вместе с поставленными задачами он передаёт своим подопечным и ответственность за собственные действия. Его главная функция – подсказать и направить, но не делать всё самому или учить элементарным вещам.
Хороший лидер никогда не будет обвинять внешние обстоятельства (экономику, политику, рынок) или других людей в случае форс-мажоров и серьёзных провалов. Но и после наступления удачного финала приписывать главные заслуги начнёт не самому себе, а всей команде. Пожалуй, это одна из немногих причин, почему лидером быть так сложно – мало кто готов искренне пойти на подобное самопожертвование.
Управление лидерством в организации
Управление лидерством организации включает в себя несколько важных элементов:
- Действия, направленные на выявление лидеров в организации. Необходимо найти тех, кто уже обладает достаточным набором знаний и умений или потенциально готов развивать их в себе.
- Налаживание взаимодействия с сотрудниками для того, чтобы узнать их потребности, пожелания, дать мотивацию.
- Создание условий для углубления и развития лидерских качеств.
- Обеспечить возможности получения дополнительного образования, углубления знаний.
Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
Представляет собой вторую волну в развитии теории черт. Выделяются индивидуальные качества и характерное поведение при достижении целей, которые могут отличаться. Например мягки и добрый человек, будучи руководителем в армии вырабатывает в себе уверенность, строгость, решительность. Данная концепция вносит в теорию лидерства такие понятия, как задачи, цели, которые связаны с конкретной ситуацией. Стиль поведения лидера складывается в результате взаимодействия его личных качеств и поставленных задач, зависит от социальных условий. Об этом писали Т.Хилтон, Р.Строгдилл, А.Голдиер в ситуационной концепции, считая, что лидер – это функция конкретной ситуации, что при других условиях данный лидер может им уже не быть. То есть конкретные обстоятельства отбирают лидера и определяют его поведение.
В такой ситуации лидерские качества относительны, но в целом их отличает уверенность, целеустремленность, компетентность, готовность брать на себя ответственность. Данная теория имеет недостаток, она не в полной мере отражает активность лидера, его способность принимать решения при изменении условий, считая роль ситуации ведущей в формировании лидерства. Э.Хартли дополнил ситуационную теорию, раскрыв природу этого феномена:
- если человек стал лидером в одной ситуации, это увеличивает его возможности стать лидером при других условиях;
- человек приобретает авторитет, оказавшись лидером при определенных условиях, что способствует его избранию на руководящую роль и закреплению лидерства;
- человек ставший лидером, вследствие стереотипности мышления, воспринимается как лидер в принципе;
- лидерами становятся люди, которые имеют соответствующую мотивацию.
Замечание 2
Существует понятие ситуационного эффективного руководства, объясняющее, применение разных стилей руководства в зависимости от ситуации. К лидерству отношение не имеет.