Все, что нужно знать о стилях лидерства

.

Любая группа существует по определённым законам, на которых основаны внутренние процессы контроля. Управленческие функции в каждом коллективе специфичны и зависят от характера и цели деятельности группы, ее численности и ценностей. Выделяют два вида управленцев — лидер и руководитель. Оба имеют власть над людьми, но добиваются ее разными методами.

Понятие и признаки руководителя

Руководитель — человек, наделённый полномочиями, позволяющими ему исполнять функции управления в группе. В его задачи входит:

  • формирование стратегии деятельности, планирование процессов;
  • распределение обязанностей внутри коллектива в рамках приказов;
  • контроль за исполнением поручений, за поведением подчинённых;
  • меры по обучению и мотивации персонала.

Руководители относятся к категории работники, если речь идёт об организации, но находятся на высшей ступени иерархической лестнице внутри группы. Руководителей бывает несколько в рамках одной организации, каждый из них отвечает за свой участок работы. Обычно выделяют руководителей:

  • высшего звена;
  • среднего звена;
  • низшего звена.

Круг полномочий такого управленца закреплён в должностных инструкциях, на которые он опирается в своей деятельности.

По результатам деятельности руководителя можно судить о том, насколько он плох и хорош в своем деле. Различия заключаются в подходах к организации рабочих процессов. У плохого руководителя нередко возникают проблемы с влиянием на людей, которыми он управляет.

Необходимо стремиться стать хорошим руководителем, который обладает следующими признаками:

  • вежливое и корректное обращение с подчинёнными;
  • проявление готовности всегда прийти на помощь сотрудникам для облегчения их труда;
  • ровные отношения со всеми подчинёнными без явного предпочтения кому-то одному; требовательность к себе, а не только к окружающим;
  • неподдельный интерес к делу, во главе которого поставлен этот руководитель;
  • чёткая постановка задач без подводных камней;
  • умение выслушивать разные точки зрения подчинённых;
  • стремление побудить всех сотрудников принимать участие в жизни группы/организации;
  • применение адекватных наказаний в случае необходимости;
  • способность брать на себя ответственность за все аспекты деятельности.

Понятие и признаки лидера

Лидер — человек, способный оказывать влияние на членов группы, побуждая их выполнять определённые действия. Его влияние основано на признании другими его авторитета.

Лидера отличает набор характеристик, благодаря которым он и становится таковым:

  • видит конкретные цели, ставит задачи для их решения перед членами группы, движется к целям, несмотря ни на что;
  • уверен в себе и своих силах, неудачи не страшат его;
  • ведёт себя решительно даже в самых трудных обстоятельствах;
  • проявляет активность в различных инициативах;
  • коммуникабелен, находит общий язык со всеми;
  • без проблем приспосабливается к любым изменениям;
  • побуждает других к ответственному отношению к делу и несёт персональную ответственность за поведение людей, находящихся под его влиянием;
  • имеет способности к самоорганизации, к этому же призывает и других членов группы; умеет убеждать других;
  • излучает положительный настрой, всегда оптимистичен, среди членов группы ощущает это на себе;
  • пользуется уважением со стороны союзников и противников.

Стили руководства и лидерства

Руководство и лидерство имеют немало пересекающихся признаков. Часть из них находят своё отражение в стилях управления. Наиболее популярно деление стилей на три группы — авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный стиль

При данном стиле принятие решений и контроль полностью сосредоточены в руках одного человека —официального управленца, поэтому лидерство редко приобретает авторитарную форму. Наиболее распространённые методы воздействия на других — приказы, распоряжения предписания, за нарушение — принятие мер дисциплинарной ответственности. Подчинённые часто лишены самой элементарной информации о работе, они боятся задавать вопросы, неприемлемо обсуждение действий руководителя.

Принятие любых решений контролируется на всех уровнях, большинство инициатив снизу отвергаются. Авторитарный руководитель не упускает возможности произвести впечатление на окружающих, причём не всегда разумными способами. Авторитарный лидер пребывает вне группы, нет связи с ней. Такой стиль нередко приносит положительные результаты, когда требуется мобилизовать все силы для решения сложных задач в короткий срок.

Либеральный стиль

Его также именуют попустительский стиль. Руководитель или лидер занимают позицию невмешательства, наибольшего дистанцирования от происходящего внутри группы или организации.

Вначале управленец может даже проявлять заинтересованность в эффективной работе, взаимодействовать с членами группами, но в дальнейшем он не принимает ни в чём участия. Равнодушное отношение подчинённых к выполнению своих обязанностей является прямым следствием его деятельности. Иногда это способствует развитию в сотрудниках основных качеств которые должны их подвигнуть к самостоятельной работе, проявлению творческого потенциала. Это оправдано, если цель группы или организации — создание нового творческого продукта. Но часто это приводит к перекладыванию ответственности друг на друга, низкой производительности и раздробленности коллектива.

Демократический стиль

Демократический стиль является самым подходящим для успешных руководителей и лидеров. Они тесно взаимодействуют с членами группы или подчинёнными. Принятие важнейших решений происходит после коллективного обсуждения, выслушиваются все предложения. Коллектив имеет право реализовывать самостоятельно проекты в рамках полномочий, делегированных управленцем. Разумная инициатива поощряется.

Почти всегда одним из признаков демократического стиля считается наличие доверительных отношений в группе.

Они существуют не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной — между участниками группы. В качестве способов воздействия используется не только похвала, но и замечания, они имеют цель не унизить человека, а помочь исправить свои ошибки. Все усилия сводятся к формированию в коллективе благоприятной психологической атмосферы.

1.1. Авторитарный стиль управления

Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Все основные методы разработки и принятия управленческих решений кратко

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.)

Соотношение лидерства и руководства

Несмотря на имеющиеся различия, руководство и лидерство часто успешно взаимодействуют, что приносит ощутимые результаты. Детальному рассмотрению подлежат сходные черты и различия между этими двумя понятиями.

Сходство

В одной группе обычно присутствуют и руководитель, и лидер. И тот, и другой держат в своих руках бразды правления, воздействуя на людей при помощи определённых средств. Иногда их несколько, если организация крупная.

Один из самых лучших вариантов, когда назначенный управленец смог стать лидером в процессе руководства, завоевав уважение у подчинённых.

Благодаря руководству и лидерству координируются все процессы, происходящие в рамках одной группы. Они добиваются подчинения, оказывают влияние людей и процессы, которые ведут к существенным изменениям, но разными способами.

Различия

Руководство возникает вследствие формальных предписаний и осуществляет свою деятельность в соответствии с ними. Лидерство бывает формальным и неформальным. Во втором случае оно формируется спонтанно или под влиянием членов группы. Руководство основано на управленческих методах, среди которых главенствует принцип разрешено — запрещено. Лидерство базируется на применении методов, связанных с социальной властью. Авторитет руководителя часто формируется из-за страха перед ним, лидерский авторитет возникает благодаря уважению.

Объектом приложения усилий, предпринимаемых руководителем в ходе управления, выступают производственные процессы, связанные с деятельностью организации. В сфере деятельности лидера большое внимание уделяется решениям личных проблем членов группы. Руководитель действует по плану, который нередко спущен ему сверху, функционирование лидерства не обусловлено никакими предписаниями, не сдерживается рамками.

Руководство как явление выступает порождением общества, лидерство — продукт макросреды.

Руководитель принимает решения единолично, лидер стремится к применению навыков эффективного самоуправления в группе. У руководителя имеются подчинённые, которые в случае точного выполнения всего получают вознаграждение. Лидерскую основу в отличие от руководства составляет влияние через нематериальные факторы, члены группы признаются последователями лидера.

Командное лидерство

Командное руководство включает в себя создание яркой картины будущего фирмы, в каком направлении она движется и в чем заключается ее суть. Подобный образ вдохновляет и является источником сильного чувства осмысленности и направленности. Суть командного лидерства заключается в том, что все люди, вовлеченные в процесс, работают от души и от сердца. Также оно подразумевает то, что командная работа не всегда означает доверие в кооперативных отношениях. Наиболее трудный аспект такого руководства – это добиться того, чтобы оно дало плоды. Исследования показывают, что командное лидерство зачастую терпит поражение из-за плохих лидерских качеств руководителя.

Как добиться идеального пресса: советы по упражнениям и питанию от экспертов

Держат дистанцию: январь стал лучшим месяцем для фитнеса с начала пандемии

Норки в Польше оказались способны передавать коронавирус людям

Лидерство и руководство в организациях и в малых группах

В малой группе и в организации руководство и лидерство существенно различаются. Во главе любой организации стоит назначенный или избранный руководитель. На практике чаще используется первый вариант: он не позволяет коллективу никак повлиять на выбор управленца.

В дальнейшем менеджер выбирает тот или иной стиль управления, не всегда он оказывается удачным для этого типа организации, коллектива людей. В организациях, преследующих цели, важные для общества, с обширным коллективом, руководителю необходимо стать формальным лидером. Если этого не произойдёт, то появится неформальный лидер, что чревато двоевластием, которое может привести к дестабилизации всех процессов в организации.

Руководитель-лидер должен быть в курсе всех событий, происходящих в зоне его управления, связанных не только с работой, но и с самими сотрудниками. Ему не следует пренебрегать контролем различных элементов социальной структуры в организации. Чтобы упрочить своё лидерство, ему необходимо:

  • способствовать повышению производительностью труда;
  • стараться упрочить доверие среди подчинённых;
  • мотивировать сотрудников на более высокие результаты.

Демократический стиль

Этот стиль лидерства лучше всего использовать, когда вы не на 100% уверены в том, каким путем идти, и когда вы хотите воспользоваться «мудростью толпы» для принятия решения. Но это не самый лучший подход для принятия крупных решений или решений, на которые сильно влияет фактор времени. В таких ситуациях от лидеров ожидается принятие окончательного решения для команды, а также уверенность в своем решении.

Авторы утверждают, что этот стиль положительно влияет на культуру.

Совет от профессионала: Как стать демократическим лидером

Учитесь доверять сотрудникам и работайте над своими навыками общения. Демократический лидер умеет выслушать каждого, и каждый в такой команде чувствует свою важность в процессе принятия общего решения.

Лидерство и руководство в малых группах

Макрогруппа представляет собой совокупность людей, объединённых общими принципами, ценностями. В малых группах лидерство и руководство сосуществуют лучше всего. Благодаря небольшому количеству людей, они эффективно осуществляют деятельность, ради которой создана макрогруппа.

Часто лидером становится человек, принимающий самое активное участие в жизни макрогруппы. Положительные результаты его участия очевидны с момента возникновения макрогруппы. У него имеется способность подавать импульс к плодотворной работе всем членам макрогруппы. Лидер принимает на себя определённые обязанности, наделяется правами, в том числе привлекать к ответственности членов макрогруппы. Каждый участник признает главенство лидера.

Лидер имеет все шансы продвинуться, если макрогруппа выдвинется вперёд в рамках более крупной группы.

Если его достоинства будут оценены по заслугам, то он станет руководителем. Приобретение дополнительных полномочий поможет ему упрочить положение макрогруппы.

Лидерство и руководство в психологии

В психологии эти два понятия рассматриваются в плане особенностей взаимодействия руководителя — лидера, руководителя — подчинённых, лидера — последователей. В ходе их взаимодействия осуществляется психическое влияние сторон друг на друга.

В связке руководитель — подчинённые воздействие часто одностороннее: руководитель при помощи использования манипулятивных приёмов и административных мер влияет на подчинённых, которые, признавая его главенство, подчиняются.

Психологическая характеристика связки лидер — последователи базируется на использовании лидером методов убеждения, поощрения. Последователи тоже влияют на лидера, выражая одобрение его деятельности, стимулируя его активность.

Самая сложная связка — это руководитель — лидер. Часто между ними возникают конфликты. Подчинённые и последователи находятся в сложных условиях: им приходится выбирать — стабильное положение в группе либо верность лидеру. Основная причина конфликтов — раздел сфер влияния.

Встречаются руководители, заинтересованные в сильном лидере, способном сплотить коллектив на благо организации. Некоторые руководители прилагают усилия для развития навыков эффективного руководства у лидеров.

1.3. Попустительский стиль управления

Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Метод принципиальных переговоров

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководстваВысокие навыки руководства
  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Научиться применять современные формы и методы управления персоналом вы можете с помощью курса «Управление персоналом». Изучить его отдельно или по абонементу, со скидкой.

Изучите сегодня

  • Диссекционный кадавер-курс по инъекционным методикам в косметологии. День третий: live-инъекции

  • Практическая логика и аргументация

  • STERILIS: асептика и антисептика в практике врача-косметолога. Всё о профилактике осложнений и вторичных инфекций

  • Бюджетирование и внутрифирменное планирование

  • Маркетинговые исследования

  • Кратология: наука о власти

  • Этикет и навыки делового общения

  • Финансовый менеджмент: управление финансами

  • Безоперационная ринопластика: как проводить комплексную эстетическую коррекцию носа

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]