Потеря концентрации внимания и памяти


1.Общие сведения

Под памятью мы подразумеваем способность человеческого мозга к рецепции и фиксации (восприятию и собственно запоминанию), ретенции (удержанию) и репродукции (произвольной актуализации в нужный момент) какой-либо информации. Под информацией, в свою очередь, понимается любой сигнал или совокупность сигналов о состоянии внешнего и внутреннего мира, о прошлом, настоящем и будущем этих миров, их изменениях (в самом широком смысле – от вселенского Большого Взрыва до небольшого перепада настроения у самого человека-носителя памяти).

Такой поток сообщений поступает в мозг постоянно и непрерывно; он требует не только регистрации, так сказать, технических сведений (даты, числа и прочие параметры), но и функционирования многих других видов памяти – цветовой, музыкальной, тактильной, эмоциональной и пр.; иными словами, т.н. «память сердца» – это на самом деле тоже память мозга. Соответственно, при таких объемах поступающей информации, какими обеспечивают нас органы чувств, внимание (способность фокусировать мыслительную деятельность и «луч» сознания на каком-либо экстернальном или интернальном объекте) и аналитические центры мозговой коры, – которые заняты извлечением значений, смыслов, выводов, прогнозов из информационного потока, т.е. переработкой информации, – память должна обладать целым рядом особых свойств и качеств, иначе она попросту перегрузится. Одним из важнейших таких свойств, наряду со способностью к фиксации-ретенции-репродукции, является селективность – избирательность памяти, благодаря которой в мозгу удерживается и хранится далеко не вся, а лишь необходимая информация, причем «фильтры», которые оценивают и реализуют такую необходимость, делятся на объективные (выработанные в ходе эволюции, – например, генетическое знание о том, что ползущую навстречу змею лучше обойти десятой дорогой, а прыгать вниз стоит лишь с безопасной высоты) и субъективные (имеющие персональное значение именно для данного человека, – например, ПИН-код к банковской карте или запах бабушкиных пирогов из далекого детства). Важным защитным механизмом памяти является также удаление длительно не используемых данных – совершенно аналогично тому, как по прошествии определенного времени автоматически удаляется спам из аккаунта электронной почты.

Организация и функционирование памяти, в целом, являются исключительно сложным (в числе наиболее сложных из всех известных человеку) феноменом, поскольку локализована эта метафункция в относительно малом объеме черепной коробки и действует благодаря сугубо биологическим, пока далеко не полностью изученным механизмам и принципам, в основе которых лежат электрохимические, нейротрансмиттерные, биохимические процессы, на создание и отладку которых у органической эволюции ушло, в общей сложности, несколько миллиардов лет (это не опечатка: именно миллиардов лет, а не миллионов, поскольку механизмы удержания и хранения какой-то элементарной информации закладывались, по-видимому, еще в самых первых макромолекулах, которые мы могли бы назвать живыми, – ибо без такого запоминающего, хранящего и актуализирующего блока сейчас живой материи не существовало бы вообще).

Очевидно, что при столь сложной организации и многофункциональности памяти в ней время от времени что-то ослабляется и восстанавливается, совершенствуется благодаря непрерывной тренировке и использованию – или разрушается, распадается под действием вредоносных факторов и неблагоприятных условий. Человеческую память как таковую изучает множество наук, – не только гуманитарных, но и сугубо технических, – однако медицину в первую очередь интересуют, конечно, патологические состояния и нарушения памяти в аспекте их причин, механизмов развития и возможностей коррекции.

По разным оценкам, в общей человеческой популяции теми или иными расстройствами и нарушениями памяти страдает от одной четверти до одной трети населения, однако оценки эти можно принять лишь как очень приблизительные, поскольку до сих пор у нас нет достаточно четких представлений о том, что это, вообще, такое – идеальная память человека, и почему она должна соответствовать именно тем нормативам, которые, по сути, мы сами же для нее и ввели.

Обязательно для ознакомления! Помощь в лечении и госпитализации!

Провалы в памяти

Энцефалит

Сахарный диабет

13659 21 Августа

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Под «провалами в памяти» понимают полную или частичную потерю воспоминаний.

Однако такая трактовка может подразумевать потерю памяти, а может свидетельствовать о неспособности именно в данный момент вспомнить тот или иной факт.

Разновидности

Память обеспечивается функциональной активностью всех отделов головного мозга и включает разные процессы – запоминание, сохранение (или, наоборот, забывание), узнавание и воспроизведение. Нарушение любого из этих процессов будет приводить к дефектам памяти.

Именно борьба с забыванием (важный процесс, который предохраняет мозг от избытка информации) обеспечивает сохранение важных данных.

Еще два процесса – узнавание и воспроизведение – дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти (или амнезия) могут иметь временную зависимость.
Ретроградная
амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события,
антероградная
сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также
ретроантероградную
амнезию (сочетание первых двух) и
фиксационную
, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о
конградной
амнезии.

Возможные причины

Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании.

Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти.

Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование.

Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга.

При наличии психологических факторов

(стресс, нервное перенапряжение) или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания.
Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией.
Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании

.

Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме

тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия – несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается. К преходящим нарушениям памяти приводят
операции на височных долях мозга
, эпилептические припадки. Больные с
эпилепсией
забывают не только сам припадок, но и короткий период спутанного сознания после него.

В некоторых случаях именно такие провалы в памяти дают основание заподозрить эпилепсию при бессудорожных припадках.

Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Ухудшение функций мозга происходит при недостатке кислорода вследствие
сердечно-легочной недостаточности
, токсическом поражении при
печеночной и почечной недостаточности
.

Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти.

Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и
сахарном диабете
. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия – поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ.

Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе

, что обусловлено недостатком йода в организме.
Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты
также сопровождается нарушением памяти.
Витамин В12 необходим для регенерации миелина – вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование. Разрушение миелинового слоя сопровождается замедлением нервных импульсов и нарушением памяти.
Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов

. К ним относятся холинолитики (атропин, скополамин, платифиллин, металлизир), антидепрессанты и нейролептики. Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны (например, бодибилдеры), имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом.

Опухоли

, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят
энцефалит
и
менингит
.

Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти.

Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом. В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации. Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний. В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции. При деменции возникает диффузное поражение коры мозга (например, при
болезни Альцгеймера
) или подкорковых структур мозга (
болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопати
я).

Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события.

К этому симптому в дальнейшем могут присоединяться нарушения речи и познавательных способностей. При прогрессировании заболевания развивается потеря фиксационной, антероградной и ретроградной памяти. Память на события, происходившие давно, сохраняется наиболее длительное время. При болезни Паркинсона и рассеянном склерозе человек затрачивает много времени на вспоминание прошедших событий или фактов. При этом он быстро устает, ему трудно запоминать новую информацию или овладевать двигательными навыками.

При многократном повторении нового материала, установлении смысловых аналогий процесс запоминания облегчается, но требует постоянного подкрепления.
Диагностика и обследование Для диагностики причин нарушения памяти необходимы оценка психического состояния пациента, тщательный анализ данных, выявленных при опросе, и динамики развития заболевания. Значительную информацию можно получить, используя различные лабораторные тесты и инструментальные обследования, а также оценив неврологический статус пациента. В качестве объективного критерия используются данные КТ и МРТ мозга.

2.Причины

Причины ослабления, искажения, полного выпадения или, наоборот, форсированного функционирования различных видов памяти поистине бесконечны, они простираются от обычной усталости или необычной влюбленности до малопонятных пока нейродегенеративных или нейрометаболических заболеваний. Однако если четко разделять расстройства памяти на ситуационные (транзиторные, т.е. такие, что быстро и бесследно исчезают при нормализации условий), с одной стороны, и сугубо патологические, с другой, то в качестве прямых или косвенных причин мнестических расстройств врачи чаще всего наблюдают:

  • острые, приступообразные или хронические нарушения цереброваскуляции (кровоснабжения головного мозга) во всем их спектре, включая инсульты;
  • употребление дурманящих снадобий любого действия и агрегатного состояния (включая тлеющую возгонку сушеных табачных листьев, для усиления канцерогенного действия пропитанных ароматизаторами и пропущенных, уже в виде отравляющего газообразного вещества, через химический обогатитель тяжелыми элементами, – т.н. фильтр);
  • черепно-мозговые травмы, в т.ч. числе в отдаленном анамнезе (отдаленные последствия ЧМТ в ряде случаев тяжелее, чем непосредственные);
  • атрофические, денегеративно-дистрофические, демиелинизирующие и прочие дементирующие (т.е. ослабоумливающие) процессы, вкл. возрастные и генетические заболевания;
  • онкопроцессы в ЦНС;
  • сугубо психические расстройства, в структуре которых нередко встречаются изменения функций памяти без доступного диагностике органического поражения ЦНС (амнезии, гипермнезии и т.д.);
  • соматические факторы – гиповитаминоз, астенизация, наличие хронических заболеваний, перенесенные объемные хирургические вмешательства с массивной кровопотерей, и т.д.;
  • нейроинфекции;
  • психологические факторы – ситуации хронического стресса, умственные перегрузки, ПТСР и мн.др.
    Посетите нашу страницу Неврология

Основные причины потери концентрации внимания и памяти

Условно их можно разделить на 2 категории. К первой относят те, которые вольно или невольно «провоцирует» сам человек и те, что вызваны рядом заболеваний.

Причины, связанные с неправильным образом жизни

Умственное переутомление из-за большого количества информации. Ежедневный, многочасовой «серфинг» в интернете – одна из основных причин умственного перенапряжения.

Это интересно! Если вам говорят, что многозадачность очень эффективна и к ней необходимо стремиться – не верьте! Это миф. Уже научно доказано, что человек не может заниматься несколькими делами одновременно, поскольку его мозг начинает «выдавать сбои в программе» подобно обычному компьютеру с перегруженным задачами процессором.

Хронический стресс и эмоциональное выгорание. Одна из основных причин снижения концентрации, причем как у детей, так и у взрослых.

Злоупотребление кофе. В небольших количествах кофе стимулирует работу мозга, но его переизбыток напротив, приводит к повышенной утомляемости, неумению сконцентрироваться и ухудшению памяти.

Длительный, бесконтрольный прием медпрепаратов, корректирующих деятельность нервной системы: антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты, барбитураты и т. п.

Алкоголь, никотин, наркотики. Такие вещества самым негативным образом влияют на работу головного мозга, вплоть до разрушения его клеток.

Нарушение режима. Во время сна нервные клетки не только восстанавливаются, но и формируют новые нейронные связи. Не высыпаясь изо дня в день, вы заставляете мозг работать «на износ», что самым негативным образом сказывается на концентрации внимания.

Неправильное питание. Полуфабрикаты, дешевая еда синтетического происхождения, «химические» напитки и сладости – все это содержит вредные для здоровья вещества, многие из которых обладают свойством накапливаться в организме. Постепенно они начинают отрицательно влиять на память, и способность концентрироваться на определенной задаче.

3.Симптомы и диагностика

В различных клинических дисциплинах (неврология, психиатрия, патопсихология) употребляются несколько разные классификации мнестических расстройств; эти классификации, как правило, очень обширны, разветвлены, и в полном объеме, – со всеми своими элементами и подтипами, – имеют реальное практическое значение лишь для специалистов.

Заметим лишь, что при наблюдаемом количестве вариантов и клиническом многообразии расстройств памяти для их изучения впору организовать отдельную медицинскую специальность, причем она получилась бы далеко не самой узкой.

К основным классам мнестических расстройств относятся:

  • Амнезия. Выпадение из фонда долговременной памяти какого-либо хронологического отрезка или избирательного массива сведений, либо же неспособность больного фиксировать события, происходящие после определенного момента времени или события (напр., черепно-мозговой травмы). Соответственно, выделяют тотальную и лакунарную (частичную, фрагментарную) амнезию; ретроградную, фиксационную, антероградную, сочетанную. Специфической формой амнезии можно считать палимпсест (термин заимствован из археологии, где он означает очищенный для повторного применения пергамент, или же аналогичная б/у фреска) – полное выпадение памяти на события и собственные поступки, пережитые и совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Гипомнезия. Фактически, термин охватывает весь диапазон различных вариантов ослабления (не путать с полным отсутствием) памяти, включая разные ее модальности и разные степени выраженности нарушений.

  • Гипермнезия. Феномен аномально обостренной памяти, чаще всего с апродуктивным ускорением, т.е. способность фиксировать или припоминать мельчайшие детали. На поверку оказывается своего рода «пробоем фильтра», что на общем уровне интеллектуальных и когнитивных функций сказывается отрицательно. Гипермнезия достаточно типична для маниакальной фазы биполярного аффективного расстройства и некоторых интоксикаций. Встречается также как истинная гиперфункция при некоторых видах тяжелой психопатологии – например, при той форме аутизма, когда больных не вполне политкорректно называют «гениальными идиотами».
  • Парамнезии. В самом широком смысле слова, ложные воспоминания. Встречаются и в норме (формируются, как правило, под искажающим влиянием очень интенсивных эмоциональных или мотивационных факторов), но гораздо чаще входят в структуру различных психопатологических расстройств, – шизофрении, некоторых (не всех) атрофических процессов, хронического алкоголизма и т.д. Подразделяются на несколько существенно разных типов: псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии (дежа вю, дежа векю, дежа сю, дежа раконте и т.д.).
  • Наиболее информативной в плане диагностики мнестических нарушений, – если говорить о характере, степени выраженности, нюансах селективности, истощаемости, эмоционально-волевых и мотивационных составляющих, – является обширная и развитая методология медицинской (клинической) психологии, особенно нейропсихологической ее ветви.

    Для подтверждения, исключения или уточнения органической, клеточно-тканевой природы расстройств памяти назначают инструментальные методы: томографию, рентген, ЭКГ, допплер-УЗИ, ангиографию и т.д.; для уточнения биохимических характеристик – лабораторные анализы.

    О нашей клинике м. Чистые пруды Страница Мединтерком!

    Лекция 5. Нарушения памяти, внимания, интеллекта

    Внимание – сосредоточение личности на определенных объектах и деятельности.

    · пассивное – то типу ориентационного рефлекса

    · активное – при целенаправленной деятельности

    · селективное – выбор 1 сигнала из ряда подобных.

    Качества внимания:

    • способность к концентрации
    • объем
    • устойчивость
    • переключаемость

    Внимание имеет внешнюю или внутреннюю направленность.

    Нарушения внимания:

    1. Истощаемость – больной быстро устает и не может дальше работать, встречается при астении (соматические и инфекционные болезни), неврозах, органических расстройствах.

    2. Отвлекаемость – быстрое переключение с одного объекта на другой. Встречается при гипердинамическом Sd в младшем школьном возрасте, маниакальном Sd, гипоманиакальных состояниях.

    Апрозексия – полная невозможность сосредоточения внимания, характерная для органического поражения лобных долей, ранней детской шизофрении.

    3. Инертность (ригидность) – затрудненное переключение с одного объекта на другой, характерное для эпилепсии, органических расстройств.

    Исследуют внимание с помощью метода наблюдения, психологических методик: счет по Крипелину (вычитают из100 по 7, 13, 17 последовательно), корректурная проба Бурдона (вычеркивание на время), таблиц Шульте (искать цифры от 1 до25).

    Память – это отражение прошлого опыта, заключенное в воспоминании, сохранение и воспроизведение ранее пережитого и сделанного. Включает в себя 3 этапа: запоминание, сохранение, воспроизведение.

    Классификация памяти:

    1. В зависимости от органов чувств: зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, проприоцептивная.

    2. По продолжительности – оперативная (на несколько секунд), кратковременная (на текущие события), долговременная (сохраняется на важные события, информацию, повторяющуюся много раз).

    Механизмы памяти до конца не изучены. Кратковременная память — это циркуляция возбуждения в гиппокампе, лимбической системе, РФ, височной области. Долговременная память – это информация, записанная на РНК и ДНК.

    Нарушения памяти:

    · обратимые – наблюдаются только в период болезни, например, при неврозах.

    · необратимые – при органических нарушениях.

    Количественные:

    1. Гипермнезия – запоминание информации надолго, детально четко. Встречается при нарушениях интеллекта (имбецил оперирует в уме с 3-4-значными числами), в коме, при тяжелых инфекционных заболеваниях.

    2. Гипомнезия – ослабление запоминания. Встречается при эпилепсии, неврозах, органических расстройствах, шизофрении.

    Закон Рибо: события, происходившие недавно, запоминаются хуже и стираются быстрее, чем события детства и юности.

    Анэкфория — затруднение воспроизведения информации.

    3. Амнезия – отсутствие воспоминаний на определенный период.

    Ретроградная– выпадают события, непосредственно предшествовавшие чрезвычайному событию или болезни.

    Антероградная – выпадают события, последовавшие после происшествия.

    Конградная – выпадение воспоминаний на время травмирующих событий.

    Отставленная – амнезия возникает спустя некоторое время после травмирующих событий.

    Аффектогенная – выпадают события на период аффекта.

    Фиксационная – нарушается запоминание текущих событий, жизнь становится одномоментной. Часто сопровождается амнестической дезориентировкой, когда больной совершенно не может сориентироваться во времени и месте. Человек не помнит, какой сегодня день, что и когда он ел, что он делал до этого, не знает дорогу домой. Встречается при атрофических заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера), ЦАС, тяжелой ЧМТ.

    Тотальная – человек вообще ничего не помнит.

    Качественные:

    1. Конфабуляции – события, которых не было, и которыми заполняются пробелы в памяти. Это галлюцинации памяти. Замена ложными воспоминаниями происходит неумышленно, человек полностью в это верит. Иногда вымышленные событие дополняются бредом (шизофрения, органические психозы).

    2. Псевдореминисценции – пробелы в памяти заполняются событиями в действительности происходившими когда-то, но они переносятся в месте и времени. Встречается при органических расстройствах.

    3. Экмнезия – больной как-бы живет в своей прошлой жизни. Встречается при ЦАС, истерии, шизофрении.

    4. Криптомнезии – невольный плагиат, пробелы в памяти заполняются чужими мыслями и идеями, но авторство их присваивается.

    Нарушения чувства знакомого:

    Déjà vu– больной в незнакомой обстановке узнает знакомое.

    Jamas vu– больной не узнает знакомую обстановку.

    Встречается при эпилепсии, сосудистых расстройствах, энцефалите.

    Корсаковский синдром – фиксационная амнезия

    ретро — и антероградная амнезия

    парамнезии (конфабуляции и псевдореминисценции)

    Обычно изменения стабильные, но могут быть и обратимыми (при менингоэнцефалите, коме, интоксикациях, алкоголизме, после ЧМТ).

    Корсаковский психоз – тяжелый алкогольный психоз, включает в себя Корсаковский Sd и полинейропатию.

    Sd прогрессирующей амнезии – потеря памяти постепенно прогрессирует по закону Рибо вплоть до тотальной амнезии.

    Свойства памяти исследуются в беседе. Собираются общие сведения (школьная программа по истории, литературе), биография, используется методика запоминания 10 слов с воспроизведением их сразу и через час, пересказ вчерашнего дня.

    Нарушения интеллекта:

    способность к приобретению знаний, опыта и умение использовать их на практике.

    Основа интеллекта – мышление и предпосылки (память, внимание, речь, моторика, познавательная активность, эмоции, воля).

    Деменция — приобретенное слабоумие, «разорившийся богач». Выделяют 3 вида:

    1. Органическая– ЧМТ, опухоли, ЦАС, комы, энцефалопатии, хронические интоксикации. Триада Вальтер – Бюэля – нарушения памяти, осмысления, аффективные колебания. Органическая деменция может быть лакунарной (страдают предпосылки интеллекта, но ядро личности и характер не меняются) или тотальной (ядро личности и характерологические особенности разрушаются, критика к себе утрачивается, происходит распад мыслительной деятельности). Тотальная деменция наступает на поздних стадиях болезни Альцгеймера, после инсультов, ЧМТ.

    Психоорганический Sd – включает в себя расстройства интеллекта, аффективную лабильность и снижение критики к своему состоянию.

    2. Эпилептическая – постепенное сужение круга интересов с концентрацией на своей личности (концентрическая деменция). Появляется обстоятельность мышления, затем сменяется торпидностью, олигофазией (уменьшение словарного запаса), страдает память, внимание. Появляется злопамятность, мстительность, склонность к застреванию на неприятных моментах, дисфория, склонность к вспышкам агрессии.

    3. Шизофреническая – больной не может использовать знания на практике, он как «книга с истертым шрифтом». Деменция развивается на базе нарушений мышления. Наблюдается паралогичность, разноплановость, резонерство, автоматизация мышления. Апатико-абулический Sd – нарушение воли, мотивации при шизофрении. Больной перестает сремиться к получению новых знаний и, соответственно, снижается его интеллект.

    Переходные реакции Вика – появляются в отдаленные, поздние периоды заболевания. Возникают маниакальные, депрессивные состояния, галлюцинации, бред.

    Умственная отсталость:

    Термин «олигофрения» изъят из МКБ-10.

    Под умственной отсталостью понимают врожденные или рано-приобретенные (до 3 лет) снижение интеллекта, при котором нарушается как мышление, так и предпосылки интеллекта, это общепсихическое недоразвитие с преимущественным поражением интеллекта. При хорошем обучении могут приобретать определенные навыки. Причины нарушений интеллекта – ИНЧМТ, комы в раннем детстве, токсическая дифтерия, менингоэнцефалиты, генетические факторы, антенатальные факторы (ВУИ, Rh-конфликт, интоксикации, асфиксия внутриутробная и в родах). К особо опасным ВУИ относятся краснуха, токсоплазмоз, сифилис.

    Для умственной отсталости характерен полигенный тип наследования, т.е. у родителей, имеющих компенсированные отклонения, может родиться больной ребенок.

    Виды:

    1. Выраженная (ранее именовалась идиотия) – речи нет, чужую речь не понимает, поведение обусловлено инстинктами, мышления нет, к самообслуживанию не способен. Интеллект ниже, чем у животных. IQ до 20.

    2. Тяжелая (имбецильность) – лексикон мал и беден, могут проявлять эмоции и простейшие чувства, понимает простейшие фразы, имеет минимальные навыки самообслуживания, мышление наглядно-действенное, эмоции недифференцированные. IQ 20-24.

    3. Умеренная(умеренная имбецильность) – более развитая речь, могут строить простые фразы, но с аграматизмами. Мышление с компонентами образного, удовлетворительные навыки самообслуживания. Читают по слогам, но в обычной школе учиться не могут, учатся в школах реабилитации. IQ до 40.

    4. Легкая (дебильность) – речь хорошая, но шаблонная, не понимают юмора. Мышление – конкретно-образное. Эмоционально-волевая неустойчивость – часто попадают в асоциальную компанию, повышена внушаемость. Обучаются в коррекционных школах 8-го типа (учатся 9 лет до уровня 5-го класса, но прививаются трудовые навыки).

    Выделяют:

    • легкая дебильность – затруднения в обучении начинаются в 5-6 классе школы, вспомогательную школу заканчивают нормально, живут, как правило, самостоятельно.
    • умеренная – затруднения появляются при обучении в 1-2 классе обычной школы или в 5-6 классе вспомогательной школы. Могут жить одни, но нуждаются в посторонней помощи. Могут выполнять простой, неквалифицированный труд, абстрактное мышление не развито.
    • выраженная – затруднения появляются в 1-2 классе вспомогательной школы, словарный запас составляет десятки слов, мышление конкретное. Страдают навыки самообслуживания, одни жить не могут. Могут выполнять только очень простую работу.

    Атипичные формы олигофрении:

    Как правило, органической природы, в т.ч. аномалии развития.

    1. Краниостеноз – преждевременное заращение свода черепа с его деформацией и нарушением развития головного мозга. Частота 1 на 1000 новорожденных. Есть семейные и экзогенно-обусловленные формы. Повышается внутричерепное давление, возникает экзофтальм, нистагм, судорожные припадки, половина отстает в развитии (дебильность, имбецильность), у многих психастенический Sd. Лечение симптоматическое.

    2. Гидроцефалия – возникают вследствие воздействия антенатальных и генетических факторов. Степень нарушений – от легкой дебильности до идиотии. Отличаются хорошим музыкальным слухом, хорошей механической памятью. Имеют большой запас слов, но речь штампованная. Эйфоричны, благодушны, реже бывают вспышки раздражительности. Особенности фенотипа: мозговой череп значительно преобладает над лицевым, лоб выпуклый, роднички выбухают, кожа на голове тонкая с просвечивающими венами. Часто встречаются двигательные расстройства (параличи, нарушение координации движений), атрофии соска зрительного нерва, вегетативно-эндокринные дисфункции, повышение внутричерепного давления.

    3. Олигофрения + ДЦП – интеллект и психическое развитие страдают неравномерно, структура дефекта сложная. Нарушается пространственное ориентирование и конструктивный праксис. ДЦП не всегда сопровождается снижением интеллекта, но всегда присутствуют эмоционально-волевые изменения: повышенная возбудимость, гиперестезии, истощаемость. Такие дети плаксивы, медлительны или излишне суетливы. У них может наблюдаться ригидность психических процессов, наклонность к персеверациям. В пубертате может появляться расторможенность влечений.

    4. Олигофрения с недоразвитием отдельных систем – для них характерна атипичность проявлений, которые зависят от топики поражения.

    • Астенический вариант возникает после негрубых воздействий (недоношенность, гипоксия). Наблюдается выраженная дисгармоничность развития – при нормальной памяти и словарном запасе не могут читать и писать, зная дни и месяцы, не могут назвать их в обратном порядке. Недостаточность временных и пространственных представлений. Слабость побуждений, вялость, резонерство.
    • Олигофрения с лобной недостаточностью проявляется в виде резкого нарушения целенаправленности психической деятельности. Больные вялые, пассивные, подчиняемые. Поведение их неорганизованно, импульсивно, суетливо. Моторика развита недостаточно. Речь пустая, «попугайная». Некритичны, отсутствует чувство дистанции и такта, они не смущаются в неловкой обстановке, не тяготятся собственной несостоятельностью, всегда всем довольны.
    • Формы с недоразвитием речи возникают при поражении мозговых центров речи, наблюдается алалия, в остальном интеллект сохранен.
    • Формы с поражением зрения, слуха, других сенсорных систем характеризуются преимущественным отставанием пораженной системы.

    Обследование: методики Векслера, Стэнфорда, исследуют общий объем знаний, память, внимание, интеллект. IQ до 70.

    4.Лечение

    Терапия нарушений памяти как таковых – едва ли возможна. Терапевтической мишенью всегда является патологический процесс или состояние, которые привели к расстройству или ослаблению памяти, т.е. схема лечения определяется результатами диагностики. Иной вопрос заключается в том, что память (как общую, так и селективные ее виды) можно в значительной степени укрепить специальными упражнениями и постоянной тренировкой, о чем люди знают с глубокой древности. Достоверно доказано также, что оптимальная нагрузка на интеллектуально-мнестические функции обладает хорошим профилактическим эффектом в отношении пресенильных и сенильных атрофий головного мозга (болезни Альцгеймера, например).

    На какие-либо «пилюли для памяти», особенно купленные под влиянием рекламно-гипнотической агрессии, уповать не стоит совершенно, – в лучшем случае, они безвредны. Следует понимать, что любые ноотропы, стимуляторы церебральной трофики, кровообращения и общей активности, протекторы когнитивных функций, – это препараты медицинского, а не самолечебного назначения. Назначает их только врач (и отнюдь не для «усиления» или «прокачки» памяти, а с целью замедления или приостановления процессов ее распада), он же должен контролировать динамику состояния, тогда как бесконтрольное применение таких препаратов может нанести центральной нервной системе серьезный ущерб.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]