Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки


Сколько существует общество, столько лет и ломают взрослые голову, каким должно быть правильное воспитание детей. Для каждой отдельной эпохи и цивилизации характерен свой взгляд на эту проблему. В Древней Персии, например, ребёнка, которому уже исполнилось 7 лет и который смел ослушаться три раза, казнили. В Спарте следы от розог носили с гордостью и мальчики, и девочки. В Швеции уже в 5 лет малыши полностью проинформированы о различиях и отношениях между полами.

Поэтому на протяжении многих тысячелетий великие умы педагогики и психологии пытались сформировать концепцию воспитания, единую для всех времён и народов. На сегодняшний день данная задача остаётся до сих пор не выполненной. Так что же делать родителям, какими идеями и принципами руководствоваться?

Определения

Педагогика и психология детского воспитания представлена самыми многочисленными системами и школами. И в каждой из них сформулировано своё определение данного процесса в зависимости от того, какие идеи они в него закладывают.

Чаще всего используется определение русско-советского учёного и физиолога Ивана Петровича Павлова. Оно соответствует историко-философскому подходу в педагогике и психологии и политически нейтрально по сравнению со многими остальными. По его мнению, воспитание ребёнка — это целенаправленное и протяжённое во времени формирование общественно-необходимых отношений к целому ряду формаций и субстанций окружающего мира: природе, стране, людям и самому себе.

Отсутствует политизация и в термине всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. Его определение воспитания — одно из самых простых. По его мнению, это создание устойчивых привычек поведения. Причём особое внимание учёный-практик уделял тому, что обучение — совершенно иной, отдельный процесс, суть которого заключается в ином.

Советский психолог Л. С. Выготский, наоборот, считал, что во многих ситуациях обучение и воспитание не только тесно переплетаются, но и подменяют друг друга.

Для западных психолого-педагогических концепций взросление — не прогресс, а регресс, потому что ребёнок приобщается к порочному миру наркотиков, насилия, социального неравноправия и зла. Взрослый изначально воспринимается как грешник, который не имеет права воспитывать чистых и невинных маленьких «ангелочков». Он способен только обучать. Этим, собственно, и занимаются педагоги в многочисленных кружках, секциях, студиях и, конечно, школе.

Сколько концепций — столько и точек зрения на то, что такое правильное воспитание. Данное понятие менялось в течение тысячелетий и во многом зависит от общества, культуры, страны, политики. И всё-таки некоторые общие моменты психологи и педагоги выделяют.

Воспитательные системы

На сегодняшний день наиболее распространены и популярны 4 воспитательные системы (школы, методики):

  • Макаренко — идея воспитания ребёнка как самостоятельного члена общества, имеющего точку зрения;
  • Сухомлинского — гуманная педагогическая система, в рамках которой отсутствуют наказания;
  • Вальдорфская — подчинение системы воспитания не запросам общества, а законам детского физического и психического развития в соответствии с возрастной периодизацией;
  • Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию, позволяющий каждой маленькой личности развиваться в своём собственном темпе, посредством личного опыта в специально подготовленной для этого среде.

Родители имеют право выбрать одну из данных традиционных систем или найти какую-нибудь инновационную. Могут взять для себя что-то полезное из каждой и комбинировать их. Несмотря на разный подход к воспитанию, многие принципы в рамках данных концепций перекликаются:

Какие принципы воспитания заимствовать из той или иной системы — решать только родителям.

Воспитание новорождённого. С чего начать?


Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.

  1. Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители. И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.
  2. Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно. Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.
  3. Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.

Формы

Чтобы воспитать ребёнка полноценной и успешной личностью, его нужно развивать многосторонне. Если, например, делать основной акцент на трудотерапии, то в стороне останутся нравственный, умственный, патриотический и многие другие аспекты. Поэтому изначально в занятия с малых лет нужно включать разные формы воспитания.

Воспитатели в детских садах и педагоги в школах стараются использовать разные формы воспитания для развития многосторонней личности. Однако каждой из них в равной мере должны уделять внимание и родители дома.

Методы

Воспитательные методы — это те способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное влияние взрослого (родителя, воспитателя, педагога, родственника, психолога) на сознание и поведение детей.

Выбор методов воспитания во многом зависит от возраста. Например, для организации деятельности дошкольников целесообразнее применять иллюстрации, а более старших — инструктаж.

Стили

Многое зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Авторитарный стиль (автократический, доминирующий, диктаторский)

Характерная особенность — строжайшая дисциплина и непререкаемый авторитет родителей, с которыми нельзя спорить. Они предъявляют к своим детям слишком завышенные требования и рано начинают готовить их ко взрослой жизни. В таких семьях превыше всего ценится соблюдение чётких, непререкаемых традиций. Да, в таком стиле можно воспитать послушного ребёнка, но при этом он вырастет безынициативным, подавленным и пассивно-агрессивным, а в подростковом возрасте будет легко поддаваться чужому влиянию, так как своего мнения у него не будет.

Либеральный (попустительский, снисходительный, гипоопека)

Воспитание проходит в дружеской, тёплой атмосфере. Между взрослыми и маленькими членами семьи устанавливаются слишком доверительные отношения, когда нет запретов и ограничений. Это чревато отсутствием границ и установленных правил, нарушать которые нельзя. Детям начинает казаться, что они могут общаться в таком стиле с любым взрослым. Вне дома они будут пытаться управлять и манипулировать окружающими. Это мешает формированию позитивной самооценки и социальному развитию.

Демократический (авторитетный, стиль сотрудничества)

Главное в демократической воспитательной системе — забота, эмоциональная поддержка, внимание, последовательность, справедливость, искренность со стороны родителей. В таких семьях взрослые и дети много времени проводят вместе, но при этом у каждого есть своё личное пространство, которое уважается другими. У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам. Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле.

Хаотический (непоследовательный)

Сегодня родители строго наказывают за самый незначительный проступок и не разрешают гулять позднее 9 вечера. Завтра, увлечённые своими проблемами, они забывают все свои требования, отпускают поводья и совершенно не интересуются даже после 22.00, дома ли дети. Или ещё один пример подобного стиля воспитания: папа не позволяет есть чипсы, а мама приносит из магазина огромную пачку. В результате отсутствия единой системы нивелируется одна из базовых потребностей личности в чётких границах и стабильности. Со временем это приводит к социальной дезадаптации.

Опекающий (детоцентрированный, гиперопека)

Чрезмерная опека, пресечение любых попыток самостоятельности и свободы со стороны родителей приводят к формированию социальной и личностной незрелости. Следствиями становятся лень, пассивность, инфантилизм, неуверенность, боязнь ошибок. Жёсткий контроль заставляет ребёнка хитрить и лгать.

Данные стили семейного воспитания наглядно демонстрируют, насколько велика роль родителей в этом процессе. Они обязательно должны саморефлексировать, видеть свои ошибки и своевременно исправлять их, чтобы не допустить искажений в развитии детской личности.

Особенности детской психики

Детство — это пора, когда ребёнок начинает познавать мир. Основные черты будущего характера закладываются до 3–6 лет. В детском возрасте ребёнок не понимает многих вещей, но он всецело доверяет родителям, они являются для него главным авторитетом. Детей легко обмануть, ведь они ещё не научились отличать правду от вымысла. Маленький человек мыслит нелогично, он находится в плену своих фантазий и ошибочного представления об окружающем его мире.

Внешне маленькие дети беспомощны и ранимы, хотя на самом деле у них здоровая психика и они знают, как добиться своего от взрослых. Главное для ребёнка — это обеспечить за счёт родителей свои потребности и интересы. С первых дней жизни малыш использует свои эмоции, чтобы получить от взрослых желаемое. Эти маленькие манипуляторы осознанyо управляют родителями в собственных интересах. Нельзя негативные реакции ребёнка воспринимать как признак недовольства или повод для беспокойства. Скорее всего, это придуманный им метод достижения цели, игра с чувствами взрослых людей или проявление мести.

С возрастом дети начинают взаимодействовать друг с другом — играть, общаться, дружить. В школьные годы между ними часто возникают конфликты. В этот период у детей формируется характер, происходит становление личности.

В процессе взросления ребёнок вбирает в себя весь культурный и исторический опыт предыдущих поколений, общественные ценности становятся его личными. Благодаря полученным знаниям развиваются индивидуальные способности детей. В период взросления ребёнок осваивает те понятия, которые приняты в среде его существования. Он приобщается к дружбе, уважению, любви, патриотизму. Благодаря социализации мальчики осваивают роль мужчины, а девочки учатся быть женщинами и матерями.

Детская психология для большинства родителей — это дремучий лес, в нём легко заблудиться и пойти неправильным путём. А чтобы избежать ошибок, которые могут негативным образом сказаться на психике маленького человека, взрослым рекомендуется почитать книги по детской психологии или обратиться к психологу, например Батурину Никите Валерьевичу.

Возрастные особенности

Воспитание должно соответствовать возрасту, учитывать психические новообразования и кризисы, трудности каждого периода. И начинать лучше уже с рождения. Психологи дают родителям советы, на чём акцентировать внимание в зависимости от того, сколько ребёнку лет:

  • до года — окружить теплом, вниманием и заботой, не шлёпать и не кричать;
  • в 1 год — знакомить с окружающим миром, учить контактировать с родными;
  • в 2 года — расширять знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки и моторику;
  • в 3-4 года — удовлетворять потребность в активной двигательной деятельности и любознательность, прививать навыки общения, формировать индивидуальный контакт;
  • в 5-6 лет — приобщать к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми.

Именно семейное воспитание детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании маленькой личности. Поэтому родители должны проводить с ними как можно больше времени. Исправлять ошибки потом будет слишком поздно.

Начиная с 1 класса и вплоть до подросткового периода — это время активного нравственного воспитания, в котором должны принимать участие и педагоги, и родители, демонстрируя моральные основы собственным примером. Дети постигают взаимосвязи социума, законы развития природы, суть отношений между мужчиной и женщиной. Важная задача на данном этапе — помочь им раскрыть свой творческий потенциал, научить жить в обществе.

С наступлением подросткового кризиса в воспитании возникает ряд проблем. Даже самые послушные дети под влиянием гормонов выходят из-под родительского контроля. Здесь важными аспектами являются терпимость, доброжелательность и восстановление доверия. Эмоциональная поддержка, доброе слово, совет — в этом возрасте всё это имеет для них важное значение. Чаще разговаривайте о смысле жизни и самоопределении, чтобы к моменту выхода из школы не возникло проблем с выбором профессии.

Какой метод лучше

Как правильно воспитать ребенка? Раннее воспитание детей до года предлагают многие авторы. Классикой жанра является: семья Никитиных, Мария Монтессори, Глен Доман, Сесиль Лупан. Воспитание ребенка 5 лет в большинстве методик предполагает максимальное развитие интеллекта, физических возможностей и творческих возможностей малыша.

Некоторые методики противоречат друг другу. Так, Вальдорфская педагогика не принимает интеллектуальное развитие маленьких детей в любом виде. Большинство других методов рассматривают воспитание ребенка до года в неразрывной связи с интеллектуальным обучением. Основателем Вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, он же создатель религиозно-мистического учения – антропософии.

Православная церковь осуждает антропософию Штайнера за связь с оккультизмом. Педагогическая методика Штайнера неразрывно связана с антропософией, основываясь на ее принципах. Несмотря на кажущуюся привлекательность Вальдорфского метода, который предусматривает отсутствие оценок в школе и свободу самореализации, он не пользуется особой популярностью в России.

Выбирая, какой педагогический метод лучше, необходимо обращать внимание на три основных момента:

  • на чем основано воспитание детей, основополагающая философия метода и история его возникновения;
  • какие результаты были получены другими людьми, применявшими воспитание ребенка с рождения по этому методу;
  • подходят ли правила, заложенные в конкретной методике лично вам и вашему малышу.

Незаслуженно забытыми стали воскресные школы для детей, которые находятся при храмах. Воспитание детей от года в семьях искренне верующих в Бога людей – это уникальное явление. Почтение к родителям является Божьей заповедью. Это единственная заповедь с обетованием.

За ее исполнение Бог обещает долголетие. Чтобы помочь детям исполнить эту заповедь, родители со своей стороны не раздражают детей. Недопустимыми являются насилие и грубость. По атмосфере любви, взаимопонимания и порядка в семье христиан можно судить об искренности их веры.

Общие рекомендации родителям

Несмотря на то, что в разное время в разных странах и цивилизациях существовали специфические подходы к тому, как воспитывать детей, есть несколько общих постулатов, о которых должен постоянно помнить каждый, кто принимает участие в развитии детской личности.

Хотите воспитать в ребёнке самостоятельность — давайте ему хоть немного свободы. В 3 года пусть сам попробует завязать шнурки и надеть шапку, а в 15 — приготовить семейный ужин или трудоустроиться летом, чтобы заработать себе на телефон. Гиперопека и чрезмерный тотальный контроль в данном вопросе чреват формированием зависимой и не приспособленной к жизни личности.

Хотите воспитать его уверенным в себе — чаще напоминайте о том, насколько он самодостаточный. Подчёркивайте достоинства, хвалите за малейшие достижения. Но при этом с детства учите правильно воспринимать критику в свой адрес. Это позволит избежать внутренних комплексов и поможет добиваться намеченных целей. При этом не забывайте работать над собой. Если мама постоянно вслух говорит о том, какая она толстая и как у неё всё плохо, не стоит ждать от детей самоуверенности и успешности.

Хотите воспитать лидером — прививайте с раннего детства организаторские способности:

  • учите формулировать собственное мнение по поводу просмотренного мультфильма, прочитанной книги, совершённого поступка;
  • обучайте ораторскому искусство;
  • доверьте выполнение домашних обязанностей;
  • сделайте ответственным за конкретное мероприятие;
  • помогите найти увлечение, хобби, через которое он сможет раскрыть свой творческий потенциал;
  • обеспечьте полноценное общение со сверстниками;
  • обсуждайте и анализируйте каждую неудачу.

Если хотите воспитать в ребёнке лидерские качества — начинайте с самого раннего детства, иначе потом будет поздно.

Искусство быть родителем или Психология воспитания детей


Любой человек, решивший стать родителем, берет на себя самую главную в этой жизни ответственность — ответственность растить ребенка от младенчества и до того момента, пока он сам не станет взрослым, ответственным уже за своих собственных детей.
Так было с зари человечества — и так будет до самого его заката. Заложенные природой инстинкты сильны, но не всесильны. Порой, чтобы избежать ошибок в воспитании малыша, необходимо строго следить не только за его физическим развитием, но и за психическим.

Этим и занимается такая отрасль психологии, как возрастная, включающая в себя три подотрасли: пре- и перинатальную психологию, психологию детства, индивидуальную психологию взрослого человека и геронтопсихологию. В данной статье будет рассмотрена первая подотрасль и более обширно — вторая.

Психология воспитания

Психика является крайне тонким и нежным продуктом развития человеческого сознания и всех тех процессов, что в нем протекают. Особенно неустойчива детская психика, только-только начинающая формироваться. Важно направить ее развитие по правильному пути и постараться оградить от нежелательного внешнего воздействия.

Несомненно, само понятие воспитания предполагает «и кнут, и пряник». Существенна в этом случае проблема расстановки акцентов на данных методах и поиск их оптимальных пропорций относительно друг друга.

Что влияет?


Особенно сильное влияние на детскую психику осуществляется в период от 3 до 5 лет. Сознание наиболее подвержено вмешательству извне.

С одной стороны это формирует будущий характер человека и его особенности как личности, с другой — может оказать непоправимый вред психическому здоровью. Ниже приведены основные факторы, влияющие на психическое развитие ребенка.

  1. Травма несправедливости. Отождествление своего «Я» с жизнью, что происходит вокруг, является важнейшей частью взросления. Ребенок начинает осознавать, что все в этом мире неравноправно и неравноразмерно, люди кардинально отличаются друг от друга в то время, как сам он еще не может осознать себя в полной мере, следовательно, дать себе какую-либо объективную характеристику.
    Все вокруг начинает казаться не таким радостным, идеальным и положительным, как малышу прежде думалось. В этот момент ребенку просто необходима материнская любовь и забота. То, что он самостоятельно ходит, ест, спит и играет вовсе не означает, что ему нужно уделять меньше времени.

    Дети должны понимать, что в этом сложном и запутанном мире они не одни, что есть человек, которому можно довериться и у кого можно спросить совета. Родители должны вызвать в ребенке доверие к собственной персоне. Важно не допустить той стадии травмы несправедливости, когда ребенок начинает проявлять ревность, мол, «почему того мальчика мама с папой любят больше» и «почему у них все хорошо, а у меня плохо».

    Не стоит заставлять своего малыша чувствовать себя незаслуженно обделенным любовью и заботой. Ведь последствия такой травмы отражаются непосредственно на взрослой жизни и формировании правильного, адекватного взгляда на мир.

  2. Влияние родителей. Большую часть своего детства малыш проводит непосредственно рядом с родителями. На протяжение этого отрезка жизни они являются главными наставниками и учителями ребенка. Их общество считается приоритетным. Для детей от 3 до 5 (и даже более) лет родители — непререкаемый авторитет. Домашняя обстановка предопределяет те принципы и понятия о нормах семейной жизни, которые сложатся у ребенка в дальнейшем. Многие помнят из детства игру в прятки и известную фразу «я в домике».
    Дом должен быть уютным прибежищем, позволяющим малышу почувствовать себя в безопасности. Отношения между родителями сказываются на том, насколько удачно ребенок, повзрослев, сможет обустроить собственную личную жизнь. Ведь известно, что пару подбирают по принципу ее сходства с родителем. Девочки выбирают мужчин, похожих на отца, мальчики в выборе женщины ориентируются на мать.

    Во время формирования характера малыша родители должны стать для него образцом порядочности и надежности, привить ему те положительные качества, которые негласно установлены в обществе. Выяснение отношений следует оставить на тот момент, когда ребенок не сможет их услышать.

  3. Влияние «улицы» (сверстники и чужие люди). Часто бывает так, что все плохое и вредное ребенок приобретает именно в общении со сверстниками и прочими посторонними людьми. Например, в садике. Этот фактор мало зависит от родителей, но в их власти остается скорректировать у ребенка перенятые от других взгляды. На данном этапе важно объяснить малышу, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «правда» и «неправда», расставить точки над «i» и, при необходимости, пресечь его общение с сомнительными персонами.
    Родители должны научить ребенка осторожности и тому, что не всем можно доверять, что нельзя слепо следовать требованиям окружающих людей. Таким образом у ребенка со временем сформируется способность выражать собственное мнение, а это огромный шаг к становлению личности.

Как правильно воспитывать или 20 правил, которых стоит придерживаться

  1. Если вы что-то запрещаете ребенку, необходимо четко обосновать причину и свою позицию по этому поводу. Малыш должен понимать, за что его наказали. Наказание должно быть умеренно строгим.
  2. Малыш должен чувствовать себя свободно и иметь выбор. Так что, если вы ему что-то запретили, стоит найти альтернативу запрещенному предмету или действию, либо увлечь его чем-то другим.
  3. Запрещая ребенку все подряд, вы сами вызываете в нем желание бунтовать и капризничать. Малыш не должен ощущать тесноту в своих возможностях.
  4. Наказывать малыша нужно даже с большей любовью, чем при похвалах и поощрениях (в качестве компенсации отрицательной энергии, передаваемой ему).
  5. Ни в коем случае не применяйте при наказании грубую силу. Это не педагогично и подрывает нервную систему ребенка.
  6. Следует объяснить ребенку, что проигрыш в чем-либо — это не повод расстраиваться и терять мотивацию к достижению цели. Это всего лишь знак, что нужно стараться упорнее!
  7. Не нужно учить ребенка бояться опасности, нужно научить его справляться с ними.
  8. Необходимо научить малыша адекватно воспринимать отказ как форму ответа на высказанную им просьбу или требование.
  9. Обучайте ребенка всему самому полезному, играя, ведь игра способствует ускоренному и более полному запоминанию информации.
  10. Нужно дать понять ребенку, что для родителей он есть и навсегда останется самым хорошим, добрым и чудесным созданием на всей Земле.
  11. Любое, даже самое незначительное достижение, достойно похвалы.
  12. Не стоит сравнивать ребенка с кем-то посторонним. Лучше сравнивайте его с ним в прошлом, так он лучше осознает все то, чего ему удалось добиться, и у него не разовьется комплекса неполноценности.
  13. Ошибки — неотъемлемая часть жизнедеятельности. Признайте право малыша на них и научите с ними справляться.
  14. Не будьте равнодушными! Проявляйте внимание ко всему, что малыш делает и говорит, чтобы он не чувствовал себя брошенным и одиноким.
  15. Поддерживайте контакт со своим малышом, несмотря на обстоятельства.
  16. Лучшее воспитание — стать достойным примером для своего малыша.
  17. Дайте ребенку почувствовать себя частью своей жизни.
  18. Старайтесь дать малышу дельное объяснение всего того, что с ним происходит.
  19. Взращивайте в ребенке способность к позитивному мышлению, не зависящему от обстоятельств.
  20. Уважайте своего малыша и давайте ему понять, что в первую очередь он личность.

До одного года

От рождения и до года психика слабо развита и почти что не проявляет себя. Но это вовсе не означает, что за ней не нужно следить. Наоборот, именно в это время закладываются самые основные, бессознательные установки на всю предстоящую жизнь.

Плач малыша


В процессе отлучения ребенка от груди или от постоянного нахождения на руках малыш будет часто и громко плакать, требуя от родителя выполнить то, к чему он привык.

В данном случае стоит просто перетерпеть его выходки, и со временем он усвоит, что никакого практического результата они не приносят. Такого рода подход называют традиционным.

Прямо противоположный подход, детоцентристский, отрицает мнение, что плач полезен и необходим. Сторонники этого подхода считают, что если физических проблем не найдено, нужно искать психологические.

Детоцентристы советуют участить контакт ребенка с матерью и продлить кормление грудью, насколько это потребуется. В выборе между этими двумя подходами стоит ориентироваться на собственные представления о наиболее оптимальном воспитании ребенка.

Самостоятельность

Традиционная психология и ее последователи предусматривают воспитание самостоятельности в малыше с самого раннего детства. Отдельная комната с кроваткой, кормление грудью по расписанию, соска, необходимая для того, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс, прогулки в коляске.

Традиционалисты считают, что все это вместе взятое препятствует развитию в ребенке инфантильности и неспособности адаптироваться в коллективе. Детоцентристы же считают, что контакт с родителями должен быть продлен до тех пор, пока ребенок сам не изъявит желание проявлять самостоятельность. Их позиция заключается в том, что дети, лишенные постоянного внимания в детстве, постараются восполнить его в течение взрослой жизни. В выборе методов воспитания нужно опираться на собственные принципы, понятия и опыт.

Важно! Если нет уверенности в том, какой метод воспитания лучше выбрать, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с четырьмя правилами воспитания счастливого ребенка без комплексов на видео ниже:

Заключение

Лучшими психологами для своих детей являются, без всяких сомнений, родители. Важность психологического воспитания малыша сложно переоценить, ведь оно является ведущим в процессе формирования ребенка как личности. Именно оно предопределяет весь его последующий жизненный путь. Так пусть же он будет светлым и наполненным положительными эмоциями!

Проблемы

Воспитание в условиях современного, стремительного меняющегося мира встречает на своём пути определённые проблемы, связанные с реалиями сегодняшнего дня. Их необходимо учитывать и родителям, и педагогам. Самые частые трудности, с которыми приходится сталкиваться:

  • отсутствие свободного времени, что ограничивает общение между членами семьи;
  • повальное увлечение гаджетами, зависимость от компьютерных игр и телефонов;
  • повсеместное распространение Интернета, который не всегда несёт с собой пользу для неокрепшей детской психики;
  • большое количество разводов, уничтожение семейных ценностей;
  • власть денег;
  • социальное расслоение среди одноклассников, когда одна половина ходит с iPhone последней модели, а вторая — с кнопочными телефонами или вовсе без них.

В таких условиях современной жизни достаточно трудно воспитывать детей правильно, но вполне возможно. Каждая из вышеперечисленных проблем решаема, если только родители не ошибутся с расстановкой приоритетов.

Не лишайте себя права на отдых

Обязанность воспитывать детей – это работа, требующая постоянных усилий и внимания, к тому же, она круглосуточная. Уволиться с неё нельзя, получить отпуск тоже. Но мамам и папам всё равно нужно отдыхать, чтобы восстановить силы. Иногда стоит взять так называемый отгул.

Научите ребёнка понимать ваши потребности в сне и отдыхе. Поясните, что пока мама полежит, дети могут занять себя чем-то интересным, – порисовать, слепить фигурку из пластилина или просто посмотреть мультики. Приучайте их к тому, что нужно играть тихо и не обращаться с многочисленными просьбами к маме, когда она отдыхает. Однако соблюдайте меру – малыши не должны надолго оставаться без присмотра взрослых, вы-то будете отдохнувшими, а вот ребенок – предоставленным самому себе.

Читаем также: 14 способов занять ребенка, когда мама хочет отдохнуть

Литература

Если в процессе воспитания возникли трудности, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Во-первых, не нужно стесняться просить помощи у профессионала — любую проблему поможет решить семейный или детский психолог или психотерапевт. Во-вторых, есть тематические, очень интересные книги, которые наверняка поведают много нового о детской психике. Что можно посоветовать из литературы по данному вопросу:

  1. Г. П. Шалаева и О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей».
  2. М. Ибука «После трёх уже поздно».
  3. О. Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
  4. Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  5. Е. Белонощенко «Рождённые с характером» и др.

Настольной книгой также должна стать Конституция той страны, в которой проживает семья. Например, в РФ обязанности родителей по воспитанию закреплены на законодательном уровне. Они содержатся в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дата — 29.12.2012. Искать под номером 273-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 01.05.2019.

Точно так же и ответственность родителей за воспитание детей прописана на законодательном уровне в «Кодексе РФ об административных правонарушениях». Дата — 30.12.2001. Искать под номером 195-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 29.05.2019.

Какого бы ребёнка вы не хотели воспитать, главное — делать это без криков и наказаний. Только уважая и любя его, возможно вырастить полноценную, самодостаточную, уверенную в себе личность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]