Эйдетическая память – что это за тип памяти, как ее развить

Эйдетическая память в психологии – это способность в деталях запоминать и воспроизводить изображения, ситуации из жизни. По-другому этот тип называют фотографической памятью или феноменальной зрительной памятью. Многие люди хотели бы обладать ею. Однако не каждый человек знает, что в психологии так и нет единого мнения о том, что это такое эйдетическая память – норма или отклонение. Давайте попробуем разобраться в том, что такое эйдетическая память и как ее развить. Нужно ли это делать и что такое эйдетика.

Определение понятия

Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л. Рубинштейн, Артемов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Но впервые феномен был описан сербским ученым В. Урбанчичем (1907 год).

Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.

Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.

Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.

Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:

  1. Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
  2. Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
  3. В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.

Важно! Суть эйдетизма в том, что человек не осмысливает увиденное, он просто «фотографирует» картинку и потом воспроизводит ее. Все происходит само собой, непроизвольно.

Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер. А если мы говорим о врожденной фотографической памяти, то в большинстве случаев она сочетается с отклонениями в развитии. Например, многие дети с аутизмом обладают эйдетической памятью.

Эйдетика для детей

Эйдетикой называют определенную методику, благодаря которой маленький ребенок сможет легко запомнить большой объем информации. Эйдетика для детей – это программа, направленная на правильное развитие мышления и логики ребенка. По прохождению данной программы детьми, развивается их творческий потенциал.

Развивая эйдетические способности у ребенка, можно быть уверенным в том, что он будет значительно отличаться от своих друзей, памятью и нестандартным мышлением.

Главная цель метода – это развитие как зрительной, так и тактильной памяти, образного мышления, слухового и зрительного внимания и воображения. Методика стимулирует и улучшает речь, способствует быстрому запоминанию образов, инициативности ребенка.

Как развивать у ребенка

Методика обучения направленная на развитие эйдетической памяти нацелена на образное мышление детей. Эйдетика способствует правильному развитию ребенка. После прохождения занятий малышами в их, казалось бы, маленьком возрасте, результаты остаются на всю жизнь.

Книжки

Чтение – основной тренажер для тренировки мозга. Детской литературы для развития эйдетической памяти огромное количество. Книги послужат отличным помощником родителям в развитии своего чада.

Игры и упражнения

Эйдетика легко воспринимается детской аудиторией, так как методика основана на легких играх и упражнениях. Чтобы развить способности малыша можно самостоятельно заниматься с ним по 15 минут в день, упражнения подходят для детей с 3 лет.

Упражнения:

  • Легкое и забавное упражнение, которое способствует развитию визуальной памяти малышей – это игра с картинками. Для этого нужно отобрать как можно больше картинок с изображением животных, птиц, домов и игрушек. Ребенок должен вытащить несколько любых картинок, и глядя на них составить рассказ того, что он видит.
  • Еще одно полезное занятие. Перед прогулкой можно попросить малыша, рассказать, что ему нужно для этого надеть. И с каждым разом следить за тем, чтобы он мог перечислить предметы одежды в той последовательности, в которой он будет их надевать. Перечислять предметы, он должен, не видя их, то есть визуально.
  • Малыша можно легко научить знанию цифр. Для этого нужно, чтобы каждая цифра у него с чем-то ассоциировалась, например, с цветом или предметом. В дальнейшем, когда он будет озвучивать цифры, ему просто будет каждую визуально представлять с тем предметом, который он сам и выдумал

Онлайн ресурсы для развития эйдетической памяти у детей

Можно не только самостоятельно заниматься со своим чадом, но и обратиться к онлайн упражнениям и играм, которые направлены на развитие памяти и внимания ребенка. Самыми распространенными онлайн тренажерами для развития интеллектуальных способностей у ребенка являются викиум и iqclub.ru.

занимается разработкой тренажеров для мозга, при помощи которых у детей значительно улучшается память и концентрация внимания.

Курсы Викиум позволяют развивать детям и подросткам:

  • Память
  • Интеллект
  • Внимание
  • Мышление

Курсы работают онлайн, существует бесплатная платформа для занятий детьми. По прохождению вводного тестирования, и регистрации на сайте ребенок получает персональную программу занятий. По мере обучения, можно воспользоваться и платными услугами сервиса.

Программа рассчитана на развитие интеллектуальных способностей у детей.

Курсы предлагают следующие упражнения:

  • По чтению
  • На запоминание
  • Развитие мышления
  • Тренировка внимания
  • Благодаря курсам ребенок может быстро научиться считать

Программа Клуба представляет собой качественное и гармоничное обучение. Занятия проводятся интересно, весело и просто. Благодаря тому, что курсы проводятся в игровой форме, детям легко их воспринимать.

Общие отзывы пользователей о ресурсах положительные. Родителям нравится, что их детям действительно помогает прохождение курсов в развитии логических способностей и мышления.

Как учить стихи

Детям трудно дается запоминание стихотворений. Предотвратить этот тяжелый процесс учения поможет эйдетика. Благодаря методике ребенок будет легче запоминать стих. Метод запоминания стихотворений основан на запоминании не самих слов, а образов, с которыми ребенок их ассоциирует.

В психологии называют данное явление визуальной составляющей стихотворения. Строки стихотворения превращаются для ребенка в визуальный фильм. Любое действие в таком фильме в мыслях ребенка будет ассоциироваться с определенным словом из произведения.

Развитие

Фотографическая память бывает врожденной и приобретенной. В первом случае это обусловлено аномалиями развития головного мозга. Во втором случае это связано с целенаправленной работой. Эйдетика – так называется наука о развитии эйдетической памяти. Психологи выделяют несколько подходов к развитию эйдетической памяти.

По методу Айвазовского:

  1. Выберите предмет, вещь или объект. Живое или неживое, главное – не абстрактное.
  2. В течение пары минут внимательно изучайте объект, вникайте в каждую мелочь, наблюдайте за ним.
  3. Закройте глаза, постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира, шумов. Представьте перед собой этот образ. Повторите те подробности, которые вы заметили, мысленно нарисуйте их перед собой.
  4. Откройте глаза и сравните реальный объект и тот, что вы воспроизвели. Есть существенные отличия?
  5. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не сможете максимально точно визуализировать объект.
  6. Постепенно усложняйте себе задачу, например, сокращайте время на изучение объекта.

Нейробика (аэробика для мозга):

  1. Регулярно меняйте маршрут до привычного места. Например, до работы или кафе, в котором регулярно обедаете. Старайтесь внимательно изучать маршруты и запоминать их.
  2. Делайте привычные вещи левой рукой (если вы левша – правой). Например, попробуйте держать в левой руке зубную щетку, ложку, ручку.
  3. Смотрите телевизор без звука. Старайтесь по общей атмосфере, обстановке, жестам и движениям понять, о чем идет речь.

Эйдетика помогает не только в развитии фотографической памяти, но и в укреплении памяти как таковой. А также при помощи тренировок можно предотвратить появление болезни Альцгеймера, старческого слабоумия и подобных патологий.

Интересно! Врожденный эйдетизм часто связан с аутизмом, шизофренией, эпилепсией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями.

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Эйдетическая память — возрастная особенность дошкольников, которую дети обычно утрачивают при переходе в младший школьный возраст. Эйдетизм (от греч. eidos — образ) — разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств [1].

В российской и зарубежной психологии изучением эйдетики занимались такие ученые, как М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л. Рубинштейн, Артёмов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия [2,3,4]. Эйдетический образ может смешиваться с реальным восприятием, влияя на зрительную величину воспринимаемых предметов.

Учёные установили, что не только в онтогенезе, но и в филогенезе памяти, эйдетические образы господствовали на примитивной ступени человеческой культуры. Постепенно, вместе с культурным развитием мышления, эти явления исчезли, уступая место отвлеченному мышлению, и сохранились только в примитивных формах мышления ребенка. Эйдетический образ отличается от образа реально воспринимаемого предмета в особом переживании реальности последнего, в его сопротивляемости прикосновению, тогда как в созерцании вызванного наглядного образа такая уверенность отсутствует. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчётливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. Эйдетические образы наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же достаточно редко [5]. Эксперты предполагают, что дети теряют способность к эйдетическому видению по причине того, что они становятся старше и учатся усваивать информацию другими, лучшими способами [6]. Поскольку человек не должен обрабатывать то, что рассматривается с эйдетическими образами, это, по существу, неэффективный путь запоминания деталей. Эрик Йенш считает, что эйдетизм — это закономерная стадия развития ребёнка, пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Д. Б. Эльконин полагал, что эйдетическая память — возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность [7]. Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь.

Р. Хейбер (1969) описал некоторые свойства эйдетических образов на основе результатов исследования, проведенного на 20 детях-эйдетиках, отобранных из 500 обследованных детей. Одной из основных задач исследования было уточнение природы эйдетических образов, зрительной или мнемической. В эксперименте определялась длительность экспозиции тест объекта, необходимая для формирования эйдетического образа. Оказалось, что она составляет 5 секунд. Угловая величина эйдетического образа составляет 2–3 секунды. Эта площадь примерно покрывается фовеальной зоной сетчатки, обеспечивающей отчетливое видение. Таким образом, для получения полного образа картинки размером 5×5, необходимо, по крайней мере, четыре зрительных фиксации. Автор установил связь между временем экспозиции и полнотой эйдетического образа: если времени для наблюдения было недостаточно, дети сообщали, что в образе не воспроизводятся отдельные части картинки, хотя они могут вспомнить их содержание. Длительность эйдетических образов у некоторых испытуемых Хейбера достигала 10 мин и более, у других наблюдались отчетливые образы продолжительностью не более 1 мин, причем ни один из испытуемых не мог произвольно продлить эйдетический образ. Автор выявил несколько способов, с помощью которых дети управляют появлением образов. Один из них заключается в том, чтобы ни на что не смотреть слишком долго. Кроме того, можно стереть образ путем интенсивных миганий глаз или отведя взгляд от экрана, на котором предъявлялась картинка и куда проецируется образ. Воспроизведение предметов, изображенных на картинке, препятствует возникновению образа. Очевидно, что дети-эйдетики сохраняют информацию либо в виде образов, либо в виде словесной памяти, и не обладают одновременно и той и другой способностью. Эти данные свидетельствуют о зрительной природе эйдетических образов [8].

У различных авторов, в различных местностях, в различных детских группах, процент эйдетизма не является постоянным. С одной стороны, это связано с новизной самих исследований, различий в методах и оценках. С другой стороны, процент детей-эйдетиков колеблется в зависимости от того, включаются ли в число этих случаев и дети с менее яркой степенью этого явления. Этот феномен обнаруживает прямую зависимость от внутренней секреции, которая не только варьирует в зависимости от конституции, от индивидуальности, от возраста, расы, но и обнаруживает вариацию в зависимости от местности, от географических условий.

Исследование состояния эйдетической памяти и образного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводилось с января по апрель 2009 г., в школе № 1947 Восточного административного округа города Москвы, а так же в детских садах № 1716 и № 367 Западного административного округа. В исследовании приняли участие 150 детей от 4 до 12 лет. Из них 70 детей младшего школьного возраста, средний возраст которых составил 8 лет, и 80 детей дошкольного возраста, средний возраст которых составил 5,5 лет.

Для выявления эйдетической памяти была использована методика разработанная К. И. Вересотской. В опытах К. И. Вересотской детям-эйдетикам, показывают в течение короткого срока (30 с.) какую-нибудь сложную картинку с огромным множеством деталей. После этого картинка убиралась, и ребёнку задавались вопросы по ее содержанию. Предполагалось, что ребёнок-эйдетик продолжает видеть отсутствующую картинку. Ребёнок подробно рассказывал, что перед ним находится, читает надписи. Ребенок по буквам читал текст, подсчитывал окна в каждом этаже, определял взаимное расположение предметов и их частей, называл их цвет, описывал мельчайшие детали. Выявление эйдетизма по данной методике устанавливалось путем контрольных вопросов и сличения ответов с оригиналом картинки (см. Рис. 1) [9].

Рис. 1.

В исследовании испытуемым также предлагалась картинка с большим количеством деталей. После 30 секундного просмотра картинки она убиралась и ребёнку предлагалось ответить на вопросы по ее содержанию (см. Рис. 2).

Рис. 2.

Для выявления состояния образного мышления у детей младшего школьного и дошкольного возраста, были использованы следующие методики.

Для детей дошкольного возраста использовалась методика «Нелепица». Ребёнку предлагается рассмотреть картинку, полную «нелепицы», через 30 секунд испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения, ребёнку оказывается помощь. Исследователь помогает ребёнку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность, и задаёт вопросы: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что в ней смешного?». Экспериментатор вместе с ребёнком рассматривает какой-то фрагмент картинки и помогает выявить его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?» (см. Рис. 3).

Рис. 3.

Методика Прогрессивная Матрица Равена. Данная методика предназначена для выявления наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста.

Ребёнку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся матриц одинакового типа. Изучив структуру большой матрицы, ребёнок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, то есть соответствует её рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. На выполнение всех десяти заданий ребёнку отводится 10 минут. Каждая правильно решённая матрица оценивается в 1 балл (см. Рис. 4).

Рис. 4.

Результаты исследования состояния эйдетической памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни развития эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Контингент испытуемых Число испытуемых Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Дети дошкольного возраста 80 18,8 65 16,2
Дети младшего школьного возраста 70 37,1 48,6 14,2

Из таблицы 1 следует, что высокий уровень эйдетической памяти был выявлен у большинства детей дошкольного возраста. Так, у детей дошкольного возраста, высокий уровень эйдетический памяти был выявлен в 16,2% случаев, у детей младшего дошкольного возраста этот показатель составил 14,2%. Кроме того, количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем эйдетической памяти в два раза больше, чем у детей дошкольного возраста. Так у детей младшего школьного возраста низкий уровень эйдетической памяти был выявлен в 37,1% случаев, а у детей дошкольного возраста в 18,8% случаев.

Результаты исследования состояния образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста представлены в таблице 2.

Таблица 2

Состояние образного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Контингент испытуемых Число испытуемых Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Дети дошкольного возраста 80 10 65 25
Дети младшего школьного возраста 70 14,5 70 15,7

Как видно из таблицы 2, высокий уровень образного мышления у детей дошкольного возраста встречается чаще, чем у детей младшего школьного возраста, 25% против 15,7%.

Вывод:

В результате исследования эйдетической и образной памяти, было выявлено, что у детей дошкольного возраста высокий уровень эйдетический памяти составил 16,2%, также исследование показало, что высокий уровень образного мышления у дошкольников составил 25%. Наше исследование подтвердило теорию Д. Б. Эльконина. Эйдетическая память — возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность. Наибольший процент высокого эйдетизма был выявлен у детей дошкольного возраста, средний возраст которых составил 5,5 лет.

Литература:

1. Артёмов В. А. Современная немецкая психология. Часть1. Изложение // Психология. 1928. Т.1 Вып.1 с 66–94.

2. Выготский Л. С. Эйдетика // Выготский Л. С. и др. Основные течения современной психологии. М: Л.: Госиздат, 1930. С. 178–205.

3. Выготский Л. С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. С.275–281.

4. Лурия А. Р. Об одной попытке построить психофизиологию и типологию личности //Психология. 1930.Т.3.Вып.4.С.574–582.

5. Выготский Л. С. Лекция по общей психологии: Лекция 1.

6. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология Автор (ы): Выготский Л. С. Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.

7. Страхов И. В. О методе психологии в связи с проблемой типа // Естествознание и марксизм. 1930.№ 1(5). С.89–121.

8. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: МОДЭК, 2000 г. — 608 с.

9. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. 1932′ : Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.

Степени эйдетической памяти

Развитие эйдетической памяти проходит пять стадий:

  1. Воспроизведение по памяти возможно только с закреплением образа.
  2. Воспроизведение образов без дополнительного закрепления, но это распространяется только на слабые образы.
  3. Воспроизведение более ярких образов и деталей.
  4. Непроизвольное запоминание важных образов с их дальнейшим ясным воспроизведением. На этой стадии появляются тактильные, слуховые, вкусовые, двигательные воспоминания (сенсорные модальности).
  5. Высшая степень, при которой человек все запоминает в деталях и очень ярко, ощущает все события прошлого как в настоящем.

В последнем случае принято выделять еще два типа памяти: В и Т. К первой группе относятся те воспоминания, которые человек контролирует, сам вызывает из глубин памяти. Образы из группы Т не поддаются контролю личности, всплывают хаотично в любом месте и в любое время.

Интересно! Воспоминания из группы Т иногда превращаются в галлюцинации.

Тренировка эйдетической памяти

Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.

У детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием. А тут уже не до детальных образов. Однако согласно другим исследованиям пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Оптимальное решение – тренировать память с раннего детства и всю жизнь.

Итак, какие упражнения подойдут:

  1. Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею. Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
  2. Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает. Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же. Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений.

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

  1. Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность. Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
  2. Тренируйтесь с текстами. Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
  3. Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
  4. Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

Важно! Эйдетика – основное средство развития и укрепления памяти. В качестве вспомогательных средств психологи рекомендуют отказаться от вредных привычек, освоить техники саморегуляции, научиться бороться со стрессом, заниматься спортом и систематически нагружать мозг (кроссворды, задачи, ребусы и т.д.).

Отзывы и комментарии

Понравилась статья? Есть чем поделиться касательно ее темы? Присоединяйтесь к обсуждению, оставив комментарий ниже.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • «Язык памяти» Дуглас Херманн и Майкл Грюнберг
  • Зрительно-пространственный тест Корси: описание и применение
  • Савантизм: определение, характеристики, реальные примеры
  • Правила и способы улучшения памяти
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Метод интервальных повторений
  • Виды памяти и их особенности
  • Как тренировать память
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста

Ключевые слова:1Самопознание

Примеры эйдетической памяти

Феноменальной памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. В три года он запоминал то, что играли его отец и сестра, а потом воспроизводил это с точностью до мелочей. Еще известен случай, когда Моцарт был в Сикстинской капелле и запомнил сложнейшее произведение. Придя домой, он записал его. Оригинальные ноты этого произведения хранились в секретном месте. При дальнейшем сравнении записей Моцарта и оригинала было установлено их полное совпадение.

Еще один известный композитор Сергей Рахманинов обладал эйдетической памятью. Однажды в дом к его родителям пришел другой композитор – Александр Глазунов. Он презентовал свое новое произведение. Какого же было удивление Глазунова и всех присутствующих, когда сразу после этого за рояль сел Рахманинов и повторил все с точностью до ноты.

Еще один яркий пример эйдетической памяти – отечественный шахматист Александр Алехин. В 1934 году он стал победителем соревнований по играм вслепую. Кроме этого, шахматист пошагово помнил каждую из сыгранных им за всю жизнь партий. Это не единственная способность Александра. Он мог после первого прочтения запомнить 10 и более страниц, отлично запоминал и распознавал лица, знал шесть языков. В беседе с другими людьми он называл такие детали и ситуации, о которых не помнили сами собеседники. Александр запоминал каждую мелочь, его образы были очень яркими.

Известные люди с эйдетической памятью

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.

Люди-эйдетики

Зеленый цвет в психологии — что означает в жизни, кому нравится

Истинный эйдетизм – явление довольно редкое, но история знает немало выдающихся людей, обладающим таким талантом. Легенды гласят, что древнеримский император Гай Юлий Цезарь и знаменитый полководец Александр Македонский зрительно помнили всех военнослужащих в своих армиях, их насчитывалось до 25 тысяч человек. По преданиям, древнеримский философ Сенека точно и последовательно воспроизводил бессвязный двухтысячный набор слов.

Известны и другие примеры эйдетических способностей:

  • Б. Гейтс (основатель Microsoft) держал в памяти несколько сотен кодов языков программирования.
  • Шахматисты П. Морфи и П. Сеанс не забыли ни одного хода из сыгранных ими партий.
  • Известный политик У. Черчилль сохранял в памяти и точно воспроизводил все произведения У. Шекспира.
  • Археолог Г. Шлиман в совершенстве овладевал любым иностранным языком в течение 6 недель.
  • Физик и изобретатель Никола Тесла запоминал все свои изобретения без записей. Даже пожар в его лаборатории не смог нанести никакого урона схемам и формулам, так как хранились они только в памяти ученого.


Никола Тесла и его память

  • Президент США Теодор Рузвельт постоянно тренировал свою память с помощью чтения книг и воспроизведения их сюжетов с мелкими подробностями.
  • Русскому композитору и пианисту Сергею Рахманинову хватало одного беглого взгляда на партитуру, чтобы точно исполнить музыкальное произведение.
  • Папа Римский Иоанн Павел ІІ прекрасно знал 21 язык и около 100 разных диалектов.
  • Филиппинский президент Фердинанд Маркос славился точными знаниями текста Конституции страны и мгновенным запоминанием написанных для него речей.
  • Американская актриса и телеведущая М. Хеннер точно знала все мельчайшие подробности своей биографии с момента крещения в младенчестве.
  • Британский живописец С. Уилштир обладает способностью детального воспроизведения плана населенного пункта после одного полета над ним.

Эйдетическая память – исключительный феномен, сущность которого еще не изучена учеными. Многие люди хотят быстро и без всяких усилий воспринимать и сохранять большой объем информации, но природа не зря одаривает таким даром только избранных. Настоящего эйдетика можно считать гением, в то же время в психологии известны случаи, когда эта гениальность становилась психическим отклонением и являлась причиной определения человека на изоляцию от общества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]