Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты


От издательства

Данная работа открывает книжную серию под общим названием «СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ», ставящую своей задачей зна­комство читателя с основными направлениями психоаналитической мысли, — ее теоретическими положениями, прикладными разработ­ками и клинической практикой. Необходимость начинания подобного рода диктуется прежде всего настоятельной потребностью мыслящей части российского общества в серьезном переосмыслении мирового пси­хоаналитического опыта последних десятилетий и включении его в об­щий контекст отечественной научной и образовательной систем.

В силу различных причин, в том числе и идеологического харак­тера, богатейшее творческое наследие ближайших учеников и после­дователей Фрейда, равно как и новейшие исследования нынешних пси­хоаналитиков,— многие работы самого мэтра, к счастью, в свое время были опубликованы на русском языке, хотя впоследствии и упрятаны во всевозможные «спецхраны» — оказались выключенными из науч­ного, клинического и культурного процессов в России. Это обстоятель­ство и побудило наше издательство, наряду с уже издающейся серией «Библиотека аналитической психологии», приступить к изданию книг непосредственно психоаналитической серии.

Практической задачей «восстановительной» работы такого рода на­ряду с публикацией книг психоцентрического и медикоцентрического направлений в классическом и постклассическом психоанализе видится и публикация ряда работ, позволяющих прояснить психопатологичес­кую специфику тоталитарной истории общества как истории болезни, в рамках которой вырисовывается новый беллетристический жанр. Историки, политологи, публицисты уже внесли свою посильную лепту в создание своеобразной «кругорамы» социальной истории России, психологам же еще только предстоит дискурсная артикуляция отечественной новейшей психоистории, позволившая бы раскрыть обществу разницу между историей индивидуальной и общественной души и исто­рией ее болезни. Психическое, увы, слишком часто видится через пато­логию…

Данный проект — плод усилий многих людей, не только сотрудни­ков издательства «Б. С. К.» и Информационного центра психоаналити­ческой культуры, инициировавших саму идею издательской серии, но и целого ряда других организаций.

В осуществлении столь серьезного начинания постоянную помощь нам оказывают Международная Психоаналитическая Ассоциация (IРА), Европейская психоаналитическая федерация (ЕРР), ряд зарубе­жных издательств и фондов, в частности немецкий благотворительный фонд Inter Nations, Русское Психоаналитическое общество и Россий­ская психоаналитическая ассоциация в Москве, Общество поощрения современного искусства «А-Я» в Санкт-Петербурге. Всем им мы выра­жаем свою глубокую признательность.

Мы хорошо отдаем себе отчет в том, за какое трудное дело взялись. Поэтому заранее благодарны всем нашим будущим читателям за их кри­тические советы и пожелания.

Январь 1997 г.

Предисловие к русскому изданию

Улучшение политического климата в мире способствует восстанов­лению нарушенных международных связей, устраняет предрассудки в отношениях между государствами и общественными системами и бла­готворно влияет на развитие научного знания, что с полным правом следует отнести и к психоанализу.

В свое время российский психоанализ оказался одной из многочис­ленных жертв большевизма, а позже стал неугоден национал-социа­листическому режиму психоанализ немецкий. Диктаторские режимы, утвердившиеся в Аргентине и Чили, оказали столь же удручающее вли­яние на развитие психоанализа в этих странах.

Являясь не только медицинской практикой, но и культурологичес­кой теорией психоанализ в состоянии помочь лучше разобраться в исто­рической динамике подобных политических процессов. Помощь эта может заключаться и во вскрытии аспектов стыда и скорби, от которых ранее приходилось защищаться, а также в обнаружении латентных предрассудков и собственных черт в образе врага, что сулит возмож­ность позитивных общественных преобразований в направлении мультикультурального общества. Для Германии решение проблем такого рода стало особенно актуальным после объединения двух немецких государств в 1989 году.

Великий мир с его казавшимися прежде необозримыми и беско­нечными просторами доступен теперь не только воображению, но и, благодаря современным средствам массовой информации, вполне обозрим.

Прежде отдельные нации самостоятельно выбирали те или иные пути развития, теперь они находятся в постоянном, многостороннем взаимодействии. Современные разработки теории систем убедительно свидетельствуют о том, что ни одно действие в какой-либо стране не проходит для других стран бесследно и имеет для них те или иные последствия. Речь идет не столько о каузальных процессах с прису­щими им причинно-следственными связями, сколько о процессах цир­кулярных, малейшее изменение в которых влияет на политическую систему в целом.

В таком общественно-политическом контексте научное сообщество также ориентируется уже не национально, а мультикультурально или интернационально. В свое время и психоанализ, возникнувший в Вене, быстро перешагнул границы Австрии и стал достоянием мировой культуры…

Международное распространение и развитие психоанализа привело, однако, не только к разрушению барьеров непонимания, но к многочи­сленным расколам, начало которым положили расхождения во взглядах между тремя «китами» психоаналитического движения — Зигмундом Фрейдом, Альфредом Адлером и Карлом Густавом Юнгом. В дальней­шем противоречия преследовали психоаналитиков и в других странах, разводя в разные стороны не только социально ориентированных поли­тических критиков, но и совершенно неполитизированные клинические структуры и психотерапевтические учреждения.

Россия не стала исключением на этой стезе размежевании. После распада Советского Союза единая Психоаналитическая Ассоциация тоже распалась на ряд региональных объединений. В мае 1995 года «Российская психоаналитическая ассоциация» отделилась от «Рус­ского («Арбатского») психоаналитического общества» (Москва). В Петербурге действуют две независимые психоаналитические струк­туры: «Восточно-Европейский институт психоанализа» и «Санкт-Петербургское психоаналитическое общество» с издательским «Информационным центром психоаналитической культуры». В Росто-ве-на-Дону существует «Ростовская психоаналитическая ассоциация» и даже в далеком сибирском городе Томске интересуются современным психоанализом.

В связи с этим есть все основания полагать, что книга «Современ­ный психоанализ», написанная в Германии в 1989 году для широкой публики, вызовет интерес и в России.

Что касается энтузиазма и пионерского духа, царящих в Москве, Петербурге и Ростове, то автор убедился в этом лично в 1994, 1995 и 1996 годах. В этой связи невольно вспоминается тот энтузиазм, с кото­рым в Германии после катастрофы 1945 года на протяжении всех 50-х годов приветствовали иностранных психоаналитиков, возвращавших психоанализ на родину. Подобно тому, как в свое время Германия извлекла пользу из контактов с психоаналитиками Великобритании, Голландии и США, русские коллеги обретают упущенный опыт из кон­тактов с западными психоаналитиками.

Предлагаемая книга представляет собой адаптированное введение в сложную область знания. Побудительным мотивом к ее написанию послужили лекции и семинары, которые я в течение двадцати лет про­водил во Франкфуртском университете. Вопросы студентов заставля­ли меня искать на них точные ответы, прояснять неясное, пытаться устранить противоречия и заполнить существующие пробелы. Хотя на­учного (позитивного) обоснования верности теории и практики психо­анализа нет, тем не менее последний постоянно оправдывает себя в пра­ктической жизни. Очевидную пользу из психоанализа извлекают и такие смежные дисциплины, как социология, педагогика, психотерапия и другие.

Я хочу выразить свою особую благодарность Сергею Панкову и Валерию Зеленскому за их кропотливый труд по переводу и редактиро­ванию рукописи, Роланду Кнаппе из издательства Клетг-Котта за пре­доставление прав на публикацию, немецкому фонду Inter Nationes за великодушную финансовую поддержку и петербургскому издательству «Б. С. К.» за усилия по изданию книги.

Ряд московских коллег оказывали помощь на разных этапах осуще­ствления издательского проекта. Особенно я благодарен Марине Игельник, Якову Обухову, Сергею Назаряну и Арону Белкину.

Надеюсь, что книга найдет своих читателей в России и не только поможет их профессиональному росту, но и принесет им ощущение большей полноты собственного бытия.

ПЕТЕР КУТТЕР, Штутгарт, ноябрь,
1996г.

Елена Змановская — Современный психоанализ. Теория и практика

1 …

Елена Змановская

Современный психоанализ. Теория и практика

Предисловие

Истина сделает вас свободными.

З. Фрейд

Психоанализ Зигмунда Фрейда стал тем историческим событием, которое кардинальным образом изменило представления людей о самих себе. Появление глубинной психологии, открыто заявившей о господстве влечений и существовании инфантильной сексуальности, в начале XX века было встречено бурным негодованием со стороны консервативно настроенной общественности. Период активного сопротивления психоаналитическому знанию, к счастью, длился недолго и довольно скоро сменился этапом возрастающего интереса к нему. К настоящему времени психоаналитические идеи стали неотъемлемой частью человеческой культуры и нашли применение практически во всех сферах социальной жизни. Одновременно с этим, в силу ряда исторических и психологических причин, имя Фрейда остается окутанным шлейфом неопределенности. Обывательские представления о психоанализе по большей части сведены к упрощенным и весьма далеким от истины штампам, вызывающим противоречивое, а в ряде случаев и необоснованно негативное отношение людей.

Определяя, что есть психоанализ, З. Фрейд указывал, что под ним одновременно скрываются: 1) способ исследования психических процессов, недоступных обычному пониманию; 2) метод лечения неврозов; 3) ряд возникших в результате этого психологических теорий. Идея создания общей психологической концепции (метапсихологии), раскрывающей основные закономерности психической жизни человека в норме и патологии, никогда не покидала Фрейда. В результате реализации данного замысла были разработаны основные положения классического психоанализа, составляющие теоретико-методологическую основу для всех последующих психоаналитических школ.

Более чем за сто лет своего существования психоанализ претерпел кардинальные изменения. На ниве монотеистической концепции Зигмунда Фрейда выросла сложная научная система, включающая разнообразные теоретические взгляды и практические подходы. Современный психоанализ представляет собой совокупность подходов, объединенных общим предметом исследования, в роли которого выступают частично или полностью неосознаваемые аспекты психической жизни людей. Общая цель психоаналитической работы определяется как освобождение индивидов от различных бессознательных ограничений, вызывающих страдание и блокирующих процесс прогрессивного развития.

Отличительной особенностью психоанализа всегда была тесная связь теории и практики. Психоанализ зарождался как метод лечения неврозов и развивался как учение о бессознательных процессах, на фундаменте которого постепенно сформировалась научно-практическая система, ориентированная на решение самых различных социальных задач. В современном психоанализе отчетливо выделяются три взаимосвязанных направления: психоаналитическая теория, составляющая основу для различных практических подходов, клинический психоанализ, ориентированный на оказание психологической и психотерапевтической помощи в случае личностных затруднений или нервно-психических расстройств, и прикладной психоанализ, направленный на анализ культурных феноменов и решение социальных задач.

На данном этапе развития психоанализ уже не является монолитным образованием, объединяя в рамках общей методологии множество подсистем. В связи с этим различают две главные парадигмы: классический (ортодоксальный) психоанализ, последовательно развивающий идеи, предложенные Фрейдом, и современный (неортодоксальный) психоанализ, дополняющий классический подход новыми оригинальными концепциями и методами. Не представляется возможным перечислить все современные психоаналитические теории. В рамках общей канвы выделяются психоаналитические школы, делающие акцент на отдельных теоретических положениях или технических моментах, например кляйнианская традиция, школа Анны Фрейд, теория объектных отношений, эго-психология, структурный психоанализ Лакана и другие.

В качестве альтернативного, но близкого к психоанализу, варианта развивается психодинамический подход, используемый многочисленными консолидированными группами, среди которых: юнгианцы, адлерианцы, представители трансактного анализа и многие другие исследователи, чьи оригинальные подходы к теории и практике хотя и отклоняются от основной психоаналитической канвы, но имеют несомненную научную и практическую ценность.

В отношении психотерапевтической практики выделяют три относительно самостоятельных направления: 1) классическую технику психоанализа (психоанализ); 2) психоаналитическую терапию; 3) психодинамические подходы. В первом случае лечение индивидов выстраивается в максимальном соответствии с методикой, предложенной Фрейдом; во втором случае допускаются некоторые отступления от классических канонов, например, за счет уменьшения количества встреч с пациентом с пяти до двух раз в неделю; в третьем варианте имеют место принципиальные отклонения от первоначальной психоаналитической техники.

Современный психоанализ представляет собой непрерывно развивающуюся систему, в рамках которой классическое наследие закономерно преобразуется в актуальное знание. Любая историческая эпоха фокусирует свое внимание на концепциях, отражающих насущные потребности общества. Если в период творчества Фрейда были особенно популярны теория влечений и концепция инфантильной сексуальности, то в настоящее время несомненными лидерами в области психоаналитических идей выступают теория объектных отношений и эго-психология. Одновременно с этим постоянно видоизменяется техника психоанализа.

Перечисленные особенности изучаемого предмета наиболее полно освещены в специальной литературе, среди которой особое место занимает двухтомник Х. Томе и Х. Кэхеле «Современный психоанализ» (дословный перевод с немецкого звучит как «Учебник психоаналитической терапии»). Данный труд представляет собой систематизированное руководство по использованию теории и методики психоанализа практикующими психотерапевтами. При всей глубине и содержательности книга Томе и Кэхеле, как и многие другие психоаналитические издания, ориентирована на специалистов, имеющих основательную профессиональную подготовку, неподготовленному же читателю довольно сложно, а в ряде случаев и просто невозможно извлечь пользу из подобной литературы в силу выраженной специфичности последней.

Настоящая работа имеет то же название, однако ориентирована на более доступное для широкой аудитории и одновременно с этим научно обоснованное описание современного психоанализа как динамично развивающейся системы, интегрирующей психоаналитические теории и их практическое применение.

Книга состоит из трех частей. В первой главе раскрываются базовые концепции психоанализа. Здесь представлены основные концепции Зигмунда Фрейда, со здающие единый контекст для всей психоаналитической системы. Вторая глава первой части содержит анализ взглядов Фрейда и его последователей на общественные процессы, составляющие основу современного прикладного психоанализа.

Вторая часть книги посвящена обсуждению современных школ психоанализа, большинство из которых ориентированы на решение клинических задач. Термин клинический психоанализ, хотя и не в полной мере, отражает обозначаемую им реальность, достаточно укоренился в сознании людей для обозначения «лечебных» целей психоанализа. Современная практика психоанализа вышла далеко за границы лечения неврозов. Несмотря на то что невротическая симптоматика по-прежнему рассматривается как показание для применения классической техники, современный психоанализ находит адекватные методы оказания помощи лицам с самыми разнообразными проблемами – от обычных психологических затруднений до тяжелых психических расстройств.

Во второй главе второй части раскрываются принципы и особенности организации отдельных форм клинического психоанализа на примере двух основных вариантов: классической техники и современной психоаналитической терапии. Практика показывает, что психоаналитики, изначально ориентированные на индивидуальную работу с пациентом, начинают все более признавать важность парного консультирования и семейной психотерапии. Данное, относительно новое, применение психоанализа стало актуальным в 1960–1970-е годы в связи с наметившейся тенденцией кризиса традиционной патриархальной модели семьи. В настоящее время терапия отношений востребована обществом и может рассматриваться как расширение возможностей аналитика в решении терапевтических задач.

1 …

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

ВСТУПЛЕНИЕ

Почему необходимо ещё одно введение в психоанализ?

Мы исходим из того, что многочисленные введения в психоанализ нуждаются в уточнениях. Иначе говоря, некоторые из них, как, например, популярные работы Чарльза Бреннера (1967), Густа­ва Балли (1961), или Лоуренса С. Куби (1956), уже успели устареть. В связи с этим на книжном рынке появились новые работы: «Глубинная психология» Зигфрида Эльхарда(1971), «Фундаментальный курс пси­хоанализа» Себастьяна Гопперта (1978), «Введение в учение о неврозах и психосоматическую медицину» Свена Олафа Гоффмана и Герда Гохапфеля (1984); отличный актуальный обзор психоанализа, выпол­ненный Вольфгангом Мертенсом (1981), сжатая и точная информация о психоанализе Франкфуртского Института Зигмунда Фрейда (Мук и другие, 1974). К событиям на книжном рынке можно отнести «Учебник психоаналитической терапии» Гельмута Томэ и Хорста Кэхеля (1985), первый том которого («Основные положения»), составленный в сотруд­ничестве со многими учеными, знакомит не только с основными положе­ниями психоанализа, но и подробно излагает сущность таких специаль­ных понятий, как перенесение, соответствие, смещение, первичное интервью и толкование сновидений, вырабатывает определенные пра­вила психоаналитической терапии, глубоко и обстоятельно выявляет пути развития и цели психоанализа.

В Институте психоанализа на факультете психологии Франкфурт­ского университета, где я преподаю с 1974 года, имеется большой выбор психоаналитической литературы; это хорошее подспорье студентам-психологам, которые наряду с классическими психологическими дисци­плинами — психологической диагностикой, клинической психологией, педагогической психологией,— сдают экзамены по профессиональной и организационной психологии, равно как и по психоанализу. Некоторые из перечисленных книг годятся для этих целей, некоторые, как выясня­ется в процессе работы со студентами, для учебных целей зачастую не подходят. По отдельным экзаменационным темам, которые изучаются в рамках психоанализа (таким, как теория личности и учение о болез­нях), написан целый ряд монографий, подавляющее большинство кото­рых для студентов слишком сложно.

Будущие психоаналитики вряд ли обойдутся университетским образованием. Студенты основного курса (психологии) и параллельного курса (психоанализа) могут и должны получать фундаментальные све­дения о теории и практике психоанализа, теории личности, учении о бо­лезнях, теории психических отклонений, о психоаналитических методах лечения и консультирования, а также о бесчисленных возможностях приложения психоанализа к общественной жизни и политике, к лите­ратуре и искусству, к антропологии и философии. Долгое время я до­вольствовался тем, что при подготовке к экзамену студенты изучали по меньшей мере одну книгу в каждой из названных областей, однако и такого рода нагрузка оказывалась (по сравнению с другими дисципли­нами) чрезмерной, по причине всеобъемлющего характера предмета изучения.

Это соображение стало отправным пунктом для моей работы над введением в психоанализ, которое, с одной стороны, дополнило бы сжа­тую информацию книг Чарльза Бреннера, Вольфганга Мертенса и авторской группы Института Зигмунда Фрейда, а с другой — не претен­довало бы на роль учебника, большая часть которых написана, собст­венно говоря, для практикующих психоаналитиков. Как образцы таких учебников можно привести пятое издание «Психоаналитического учения о болезнях» Вольфганга Лоха и «Учебник психоаналитической терапии» Гельмута Томэ и Хорста Кэхеля.

Размышляя о содержании этой книги, я в первую очередь руковод­ствовался интересами студентов, с 1974 года посещавших мои лекции и семинары во Франкфуртском университете. Так появилось научно обоснованное введение в психоанализ, которое предназначено для широкого круга читателей и вместе с тем может послужить пособием для тех, кто работает в области социальной психологии и медицины. Все читатели, интересующиеся психоанализом и психологией, получат при чтении книги необходимые сведения независимо от их собственных занятий, будь то социальная работа, медицина, психология или какая-то другая область деятельности.

Впрочем, книга будет полезной и для студентов последних курсов и для практикующих психоаналитиков. Она позволит им составить общее представление о предмете и освежить в памяти уже имеющиеся знания, а отчасти и расширить их.

Цели и содержание предлагаемой книги во многом отличны от моей предыдущей работы « Психоанализ — подтверждения, методы, теория и применение» (Куттер, 1984), в которой я сравнил между собой мно­гочисленные статьи последних лет. с тем чтобы проследить, что именно в психоанализе оправдало себя, а что — нет. Кроме того, я коснулся важнейших аспектов психоанализа как метода и теории. Что касается практического применения психоанализа, то я рассматривал только те его аспекты, которые меня в тот момент интересовали, в частности, вклад психоанализа в групповую терапию и в решение общественных проблем.

В предлагаемой книге речь пойдет о другом. Материал, из которого она возникла,— это лекционные и семинарские заметки, которые на­столько выкристаллизировались в ходе бесконечных обсуждений со студентами университета, что буквально взывали стать книгой.

Классический психоанализ. Теория и практика.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 20Следующая ⇒

Зигмунд Фрейд внес поистине неоценимый вклад в развитие психологии. Он стал родоначальником психоанализа (глубиной психологии), впервые употребив этот термин в работе 1891 года. Фрейд использовал слово “психоанализ” для обозначения теории личности, а также метода лечения психических расстройств. Теорию Фрейда называют еще психодинамической теорией личности, поскольку основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным сторонам психических процессов. В основе психодинамических теорий лежат два основных постулата. Во — первых, люди часто не догадываются об истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их поведения часто находятся в области бессознательного. Во — вторых, защиты психики от воздействия неприятных или нежелательных мыслей и эмоций используются защитные механизмы.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области:

— это метод лечения функциональных психических заболеваний,

— теория личности и

— теория общества. Стержень всей системы — это его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит без причино. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Структура психики совпадает со структурой личности; психика состоит из 3 — х основных блоков:

-бессознательного “ид”;

-сознательного “эго”;

-сверхсознательного “супер — эго”.

Инстинкты (бессознательное):

-агрессивные — тонатические (стремление к смерти);

-поддерживающие (“эрос”) — энергия жизни — психосексуальная. Либидо— та специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Распределение энергии — катексис — происходит в раннем детстве. Процесс катектирования — процесс перехода из одного состояния в другое; из тонатической энергии в поддерживающую и наоборот.

Наше “Я” стремится к удовольствию, на этом построена наша жизнь.

Т. о., с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, враждебной, среде. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (чувства). Основой психического развития является эмоции и мотивы человека.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер — Эго. Главные механизмы защиты являются следующие:

1. Вытеснение — самый неэффективный механизм, т. к. при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности, которое дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.

2. Регрессия — временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого, кусание ногтей, жевание резинки или табака, вера в злых духов или добрых…).

3. Рационализация — приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

4. Проекция — приписывание другим те желания и чувства, которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое — либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно. Этот защитный механизм позволил в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности (просьба закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам).

5. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, то есть перенесение нереализованной энергии в другие области — труд, творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (очищение) человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии искусством — арт — терапии.

Либидознаяэнергия является основой развития личности, характера человека, и, соответственно закономерностей ее развития. Фрейд создал свою периодизацию. Стадии психосексуального развития:

1. От 0 — 1 года — либидо — объект, ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап носит название оральной стадии.

2.Либидо — субъект, для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект, период нарциссизма:

а) до 3 — х лет — анальная стадия;

б) 3 — 5 лет — фаллическая стадия — идентификация себя среди других, появляются комплексы: Электры, Эдипов комплекс.

в) латентная (скрытая) — до 12, 13 лет — основные виды деятельности общественно — полезная.

3. Либидо — объект, т. к. для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной (объект влечения — противоположный пол).

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивидуального человека, но и общества. Он писал, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Табу регулирует социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо.

В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителей, доминирующее положение которого он признает, безусловно. Основа выздоровления — это внушение, такая терапия было названа директивной.

Классический психоанализ считается наиболее интенсивным и строгим по форме типом психотерапии. Пациент посещает психоаналитика от трёх до пяти раз в неделю, и сам лечебный курс продолжается месяцы, а то и годы. Пациент лежит на кушетке и не видит психоаналитика, сидящего позади него. (Использование пресловутой кушетки подчёркивает, что психоанализ – это специализированная форма общения). Главная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит в помощи клиенту в осознании причин внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских переживаний и проявляющихся как симптомами, так и формированием определённых болезненных паттернов поведения и межличностного взаимодействия в зрелом возрасте. Согласно концепции психоанализа, бессознательному закрыт доступ в сознание, у порога которого находится “цензура”. Вытесненные влечения не лишаются своей энергии и постоянно стремятся пробиться в сознание, но сделать они это могут лишь частично, путём компромисса и искажения. Их можно изучить в процессе психоанализа. С этой целью применяются четыре различные процедуры, такие как конфронтация, кларификация («прояснение»), интерпретация, тщательная проработка.

Наиболее важной процедурой является интерпретация, все остальные либо подчиняются ей, либо ведут к ней, делая её эффективной. Психоаналитические методы, таким образом, сводятся к интерпретирующему анализу “компромиссных” образований сознания, которые проявляют себя в ряде очень распространённых обыденных жизненных действий (типа оговорок, ошибочных действий, забывании слов и имён и т.п.).

Материалом для психоанализа, кроме проработки непосредственного опыта, служат сновидения, детские воспоминания, а также непосредственные отношения между пациентом и терапевтом (здесь большую роль играет перенос на психоаналитика ранних детских чувств пациента). Таким образом, мы видим, что в узком смысле психоанализ можно понимать как тип психотерапии, в основе которой лежат четкие представления о природе и сущности человека. Можно сказать, что Фрейд шел от практики к установлению некоторых закономерностей и созданию теории, а от теории к усовершенствованию своего психотерапевтического метода, что само по себе очень показательно.

1. Анализ свободных ассоциаций.

Согласно 3. Фрейду, в сво­бодных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содер­жание, а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоаналитиком наблюдает, куда его приведет нить свободных ассоциа­ций.

Классическая процедура проводится следующим образом. Па­циент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, со­общать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное. В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслаб­ленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства.

Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобря­ющей, ни критикующей позиции. Его задача — слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время се­анса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни пони­мания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт.

2. ■«Фрейдовская ошибка*. Ошибки (описки, обмолвки) — это возможность проникнуть в подсознание. Они указывают нам на забытые места, на мысли, прерванные на самом важном месте, на поведение, которое постоянно бессознательно повторяется, и др. Иногда их сложно расшифровать, но свободное ассоциирова­ние позволяет с большой вероятностью понять скрытый смысл оговорок.

3. Анализ сновидений. Фрейд называл сны «королевской до­рогой в бессознательное». Он рассматривал их как перевод скры­того (латентного) содержания бессознательного на язык симво­лов. Под скрытым содержанием подразумеваются вытесненные желания. Истинное, явное содержание сновидения можно выя­вить при помощи сгущения, смещения и вторичной обработки.

Сгущение —

это комбинация разных элементов, их наложение друг на друга в одном фрагменте сновидения. Под
смещением
по­нимаются случайные элементы, мало связанные с главным содер­жанием фрагмента сна, в котором проявляется неосознанное пере­живание.
Вторичная обработка —
процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность путем исправле­ния несоответствий, заполнения пробелов и др.

Психоаналитик воспринимает образы сна как ребус, загадку, которую он должен разгадать. Большинство образов, согласно взглядам Фрейда, носят универсальный характер и имеют сексу­альную природу. Чтобы проанализировать сновидение, необходи­мо разделить его на элементы и выяснить ассоциации, связанные с каждым из них.

4. Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают все эмоции, слова, идеи, импульсы, мысли, фантазии, которые проти­водействуют процедурам и процессам психоанализа. Например, рассказывая аналитику о своей жизни, клиент вдруг остановился и не смог сказать дальше ни слова. Эта блокировка — маленький пример сопротивления.

5. Анализ содержания переноса. Перенос, по словам Р. Грин-сона,— это особый тип объектных отношений. Под переносом по­нимают переживание чувств по отношению к какой-либо личнос­ти, обращенных на самом деле к другой личности. Клиент реаги­рует на реального человека так, как будто это личность из его прошлого.

Реакции переноса наиболее вероятны по отношению к людям, которые выполняют функции, сходные с функциями родителей. Например, врачи, учителя, актеры, лидеры, возлюбленные особен­но активизируют возникновение реакций переноса.

У всех людей есть реакции переноса. Аналитическая ситуация способствует их развитию. Аналитик ничего не рассказывает кли­енту о себе и своей личной жизни, оставаясь экраном для его про­екций. Поэтому все фантазии, чувства, влечения, идеи клиента об аналитике подвергаются анализу, интерпретации и реконструк­ции, позволяющим выяснить, к какому реальному объекту из жизни клиента они обращены.

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

«Новая старая критика» психоанализа

Стимулом к написанию этой книги послужили и появившиеся в по­следнее время многочисленные критические статьи, которые берут пси­хоанализ в перекрестный огонь уничижительной критики, долженст­вующей в буквальном смысле его уничтожить. Двадцать лет назад на пресс-конференции Недели психотерапии в Линдау в присутствии ежегодно собирающейся здесь гильдии академических (по большей час­ти не ориентированных на психоанализ) психологов, один журналист предрекал, что через какие-то десять лет «психоанализ Фрейда» утра­тит всякое значение и уступит свое место таким новым направлениям в психологии, как поведенческая терапия, психология познания и тео­рия обучения. В 1969 году журналист Рупрехт Сказа-Вайс процитиро­вал в газете «Штуптартер Цайтунг» (№ 110, с. 37) диагноз известного гамбурского психолога и психотерапевта Рейнхарда Тауша, который звучал так: «Смерть через десять лет». Пророчества не сбылись. Психо­анализ существовал и продолжает существовать по сей день, и во мно­гом продвинулся вперед. Впрочем, и другие направления психологии не стоят на одном месте.

Ситуация в области психотерапии и психоанализа за последние десять лет решительно изменилась. Теперь не ищут объяснения всему высокому и низкому в человеческой душе на запутанных тропах психо­аналитической интерпретации, а, напротив, делают упор на эксперимен­тальных и естественнонаучных методах, на серии наукообразных опытов, благодаря которым студенты американских колледжей, равно как и сту­денты немецких психологических факультетов университетов овладе­вают все большим числом надежных и серьезных аналитических методов исследования. Следствие этого — переход от чисто статистического под­хода к числовым оценкам и выявлению норм отклонений. Разумеется, таким образом можно узнать массу интересных подробностей, которые. однако, имеют для терапии слишком малое практическое значение.

Напротив, теория и практика психоанализа находят себе примене­ние в повседневной работе, в психоаналитических консультациях, в пси­хотерапевтических и психосоматических клиниках, в работе свободно практикующих психотерапевтов. Это живой обновляющийся организм. Критики упрекают психоанализ за его недостаточную научную обосно­ванность и слабую эффективность методов лечения. Но попытки пред­ставить психоанализ «глубокомысленным шарлатанством», как это делает Дитер Е. Циммер (1986), доказать, подобно Гансу Юргену Айзенку (1985), полную неэффективность его методов, или охаракте­ризовать его как антинаучную теорию — такова сквозная идея книги Кристофа Т. Эшенредера «Здесь Фрейд ошибался» (1984) — неоснова­тельны уже потому, что полученные психоаналитическими средствами результаты проверяются методами, которые составляют противополож­ность психоанализу и к бессознательным процессам не применимы.

Айзенк и другие критики психоанализа — превосходные знатоки ста­тистических методов психологии восприятия, психологии обучения и психологии памяти. Они прекрасно знают психологию познания, психоло­гию мотиваций и психологию эмоций. Используя эти методы, они упус­кают, однако, из виду как раз то. чем занимается психоанализ, а именно бессознательные процессы и то, как они протекают в «темных тайниках души» между наблюдаемым извне стимулом, с одной стороны, и разряд­кой, с другой. Критики психоанализа поступают с бессознательными про­цессами примерно так, как поступили бы физики, задумав средствами классической физики (механики, электроники) ответить на вопросы современной теоретической физики, например, теорию атомного ядра.

Чтобы не отвечать на полемическое «Нападение на империю царя Эдипа» («Шпигель», 1984) столь же полемическим изложением, следу­ет наглядно и научно обосновать теорию, методы и применение психо­анализа, а чтобы воспользоваться плодами этой работы, необходима известная непредвзятость. Читатель, придерживающийся противополо­жных психоанализу взглядов, скорее всего воспримет эту книгу как очередное изложение психоаналитической теории. Но если непретенци­озное освещение предмета в этой книге заставит хотя бы немногим ске­птикам задуматься над своей собственной позицией, то главная ее цель будет достигнута.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]